Окр мир 2 кл домашние опасности. Домашние опасности

Представлены методическая разработка урока по теме "Домашние опасности", окружающий мир по программе "Школа России" 2 класс, самоанализ урока, презентация и памятка для учащихся по безопасности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Окружающий мир 2 класс

Тема « Домашние опасности»

Цель: формирование основ безопасного поведения учащихся.

Задачи:

Научить правилам безопасного поведения в быту (умению предвидеть опасность, избегать опасных ситуаций);

Формировать умение работать в группах;

Воспитывать бережливое отношение к своему здоровью.

Средства обучения: сюжетные картинки с изображением домашних опасностей, карточки с заданиями, ПК, интерактивная доска.

Методы обучения: словесные: беседа, наглядные: просмотр презентации, просмотр мультфильма «Спасик и его друзья в быту», рассматривание сюжетных картинок;

практические: групповая работа учащихся, репродуктивные: знания из личного опыта учащихся.

Тип урока: объяснение нового материала.

Формирование УУД.

Личностные УУД. Учебно-познавательный интерес к предмету, к новому учебному материалу; способность к самооценке.

Регулятивные УУД. Принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, одноклассников; выполнять учебные действия.

Познавательные УУД. Использовать модели и схемы; осуществлять анализ объектов; проводить сравнения, классификацию по заданным критериям; обобщать.

Коммуникативные УУД. Допускать возможность различных точек зрения; формулировать собственное мнение.

Ход урока.

1.Орг. момент.

Сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте повернёмся к ним и поздороваемся. (Здравствуйте)

Эмоциональный настрой.

Мир вокруг разнообразный

И урок наш очень важный.

Настроимся на важную работу.

Сегодня мы будем работать в группах.

Вспомним правила работы в группах? (дети отвечают)

● Дружно, важно уметь договариваться,

● Обсуждайте вместе, выслушивая друг друга,

● Отвечает один, кого вы выбрали.

Учитель: девизом нашего урока будет:

Вместе не трудно, вместе не тесно,

Вместе легко и всегда интересно.

Я буду хранителем времени. Когда вы услышите звуковой сигнал, значит время на выполнение задания закончилось, и мы готовы выслушать ответ.

2.Подготовительная работа по определению темы урока.

Учитель:

- Отгадайте загадку. Окна, крыша, дверь, труба.

Все вы ходите туда. (дом)

(Слайд 1 - картинки домов)

Учитель:

Дом – это не просто стены и крыша. Он устроен сложно. Когда человеку надоело жить в пещере без уюта, он придумал много разных вещей, которые бы ему помогали. Расхотелось ходить к ручью – придумал водопровод. Жарить мамонтов на костре неудобно – изобрёл газовую плиту. А сколько электроприборов придумано. Все эти вещи сделаны для удобства, разве они могут принести беду? Сама вещь – не живая, «оживляет вещи человек. И если он умеет правильно пользоваться вещами, знает их свойства, они никогда ему не навредят.

3 Формулирование темы и целей урока.

(слайд 2) - Соберите пословицу Дети: Мой дом – моя крепость.

Учитель: - Для чего люди строили крепости? Дети: для защиты, жилья, укрепления.

Объясните смыл этой пословицы (ответы детей……………..)

Давайте посмотрим мультфильм «Спасик и его друзья» и ответим на вопрос: можно ли находясь дома, чувствовать себя в полной безопасности? (мультфильм – 4.40)

Дети: (нет, так как дома нас подстерегают домашние опасности)

Учитель: - Ну раз и дома нас подстерегают опасности, как вы думаете, какая тема нашего урока?

Дети: …… (Домашние опасности)

Учитель: Тема нашего урока «Домашние опасности»

(на доске название темы ДОМАШНИЕ ОПАСНОСТИ)

Учитель: (прикрепляя картинку муравья на доску –а Муравьишка подскажет нам, что мы узнаем на этом уроке и чему научимся.

(дети читают по учебнику: Стр. ____)

Узнаем основные правила безопасного поведения в быту. Будем учиться предвидеть опасную ситуацию и не допускать её.)

Сегодня на уроке мы составим правила безопасного поведения дома.

(Слайд 3)

(на слайде картинки: УТЮГ НОЖ ТАБЛЕТКИ ВИЛКА НОЖНИЦЫ

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ЧАЙНИК ТЕЛЕВИЗОР ИГОЛКА БЕЛИЗНА

ГАЗОВАЯ ПЛИТА СТИРАЛЬНЫЙ ПОРОШОК ВИТАМИНЫ

Из конвертов с жёлтой полосой достаньте картинки и распределите их на группы. Сколько групп получилось? (дети отвечают) - По какому принципу вы их распределили?

И так 1 группа вы будете изучать правила безопасности в обращении с электроприборами (учитель ставит карточку с названием группы «Электроприборы» (и т. д.)

● 1 группа –электроприборы

● 2 группа – острые предметы

● 3 группа – лекарства, уксус

● 4 группа – открытое окно, балкон.

Оставьте на столах те картинки, которые относятся к вашей группе.

Сейчас вы будете работать с учебником. Откройте страницу 19. Прочитайте текст, обсудите с товарищами и составьте для Муравьишки рассказ по плану. Для подготовки у ва с 5 минут.

(Слайд 4 – План работы)

(используем текст учебника стр. 19-20)

  1. Назовите, какие предметы нарисованы?
  2. Для чего используются?
  3. Чем могут быть опасны?

- (учитель напоминает, когда одна группа отвечает, другие внимательно слушают.

Проверка:

1 группа: электроприборы

Утюг, используют для того, чтобы гладить бельё, можно получит ожог.

Электрический чайник используют для кипячения воды, можно получить ожог,

Учитель (вывод):

(Слайд 5)

Все дети должны обязательно знать:

Электроприборы нельзя выключать

Тогда, когда руки мокры от воды.

Такая халатность – шаг до беды!

Руки ты вытри получше, дружок,

Потом выключай самовар, утюжок.

Шутить с электричеством очень опасно!

Зачем же тебе рисковать понапрасну?

2 группа – острые предметы

Ножницы, используют для работы, можно пораниться.

Ножи используют для резания, можно пораниться.

Учитель (вывод):

(Слайд 6)

Если кнопки из коробки

Разлетелись – собери,

Если гвозди ты увидел,

Наклонись и подними!

Эти острые предметы

НЕ должны быть на полу.

Сам наступишь незаметно

Иль на гвоздь, иль на иглу.

3группа – лекарство, витамины..

Лекарства используются для лечения больных, можно отравиться, применяя самостоятельно.

Учитель (вывод):

(Слайд 7)

Есть в квартире много скляночек,

Разных тюбиков и баночек.

В них хранятся средства разные,

Даже иногда опасные.

Кремы, пасты и таблеточки

В рот тащить не надо деточки –

Отравленье обеспечено

И здоровье изувечено!

4 группа – открытое окно, балкон.

Открытое окно, балкон используют для проветривания помещений, нельзя выглядывать из открытых помещений.

Учитель (вывод):

(Слайд 8)

Выйдешь на балкон – так знай:

Там на стулья не вставай!

Это может быть опасно –

С высоты лететь ужасно.

На перила не взбирайся,

Низко не перегибайся –

Будет сложно удержаться…

Ты ж не хочешь вниз сорваться?

(подведение промежуточного итога)

Каждый предмет полезен, но в тоже время… (опасен). Необходимо правильно пользоваться предметами быта, чтобы не причинить себе вред.

Как теперь мы можем дополнить пословицу « Мой дом – моя крепость»? (дети дополняют)

Учитель: Дом будет крепостью только в том случае, если соблюдать правила пользования бытовыми предметами.

Физминутка . (музыкальная пауза.) один ученик показывает движения, остальные повторяют.

(время 1.20)

Садитесь на свои места и продолжаем. Внимание на экран, вам пришло видеописьмо от учащихся 1 Б класса.

Здравствуйте, мы ученики 1 «Б» класса. Скоро наступят каникулы и возможно мы останемся дома одни. Пожалуйста, ответьте на наши вопросы. Спасибо.

  1. Как правильно выключать электроприборы из розетки? (для 1 группы)
  2. Можно ли играть с ножницами? (для 2 группы)
  3. Я очень люблю витамины, можно ли их принимать в большом количестве? (для 3 группы)
  4. Как правильно пользоваться иголкой для шитья? (для 4 группы)

(Учитель раздаёт листы с вопросами от первоклассников)

Обсудите со своими товарищами, что вы посоветуете первоклассникам? (На это задание 3 минуты). Как только вы услышите сигнал совещание в группах прекращается.

(отключить доску)

Проверка.

Какие советы первоклассникам вы дали?

Как правильно выключать электроприборы из розетки?

1 группа

Нельзя отключать электроприборы, дёргая за провод, тебя может ударить током.

Можно ли играть с ножницами?

2 группа

Не играй колющими и режущими предметами, так как можно получить травму. (дети могут показать как правильно передавать ножницы друг другу.

Я очень люблю витамины, можно ли их принимать в большом количестве?

3 группа

Витамины это тоже лекарство, принимать их надо, учитывая дозировку, иначе можно навредить своему здоровью. А вот такие витамины, как яблоки можно употреблять в большом количестве.

Как правильно пользоваться иголкой для шитья?

4 группа

Иголка – это острый предмет, лучше попросить помочь кого-нибудь из взрослых. Иголкой можно уколоться. Можно использовать напёрсток. (учитель показывает напёрсток) .После работы иголку следует убрать в игольницу с вдетой в ушко ниткой.

И так, подводим итог:

  1. Выключая электроприборы, не дёргайте за шнур.
  2. НЕ играйте с колющими и режущими предметами.
  3. Принимайте витамины строго по инструкции.

Ваши полезные советы я отнесу ответное видеописьмо первоклассникам, чтобы они могли их использовать.

Иногда, совершив поступок, люди сожалеют, что не подумали о других возможностях поведения. К сожалению, некоторые поступки влияют на здоровье всю жизнь. Поэтому, прежде, чем что-то сделать, надо подумать.

Из конвертов с синей полосой достаньте круги. Каждый из вас должен нарисовать условный знак для домашних опасностей и наклеить их на большие листы. (на это задание 4 минуты)

(Здесь можно для закрепления использовать индивидуальную работу в тетрадях

Теперь проверим, как вы научились применять эти правила безопасности

Из конверта с зелёной полосой возьмите карточки «Проверь себя»

Если вы согласны с моим утверждением, ставьте «+», если нет «- «.

1)Если ты поработал ножом или ножницами, то убери их на место.

2)Если тебе плохо, а никого нет дома, то прими лекарство сам.

3)Если тебе надо снять кухонные горячие приспособления с плиты, нужно воспользоваться полотенцем или специальной рукавичкой.

4)Если хочешь выключить телевизор – то дёрни за шнур.

5)Если во время шитья иголка упала на пол, обязательно подними её.

На доске эталон для взаимопроверки.

  1. + 2) - 3) + 4) - 5) +

Подведение итога урока. (капитаны в группах подводят результаты теста, используя алгоритм)

1 группа: В нашей группе ______ детей правильно ответили на все вопросы, _____ детей допустили ошибки. Я считаю, что мы справились с заданием, и выучили правила безопасности и поведения дома.

2 группа: в моей группе правильно ответили ______ детей, допустили ошибки ________ детей.

Я считаю, что мы успешно справились с заданиями и запомнили какие опасности подстерегают нас дома.

3 группа: ребята нашей группы дали правильных ответов ______ человек, а допустили ошибки ____ человек. Теперь мы запомнили, какие опасности нам могут угрожать дома.

4 группа: в нашей группе ____ детей ответили верно, ______ детей допустили ошибки. Я чситаю, что мы удачно справились с заданиями, мы получили знания, которые пригодятся нам на всю жизнь, помня о них мы избежим несчастные случаи.

Дом задание.

Я предлагаю сделать коллективную работу КНИЖКУ – МАЛЫШКУ на тему «Домашние опасности», каждый из вас получает одну страничку для этой книги, подберите загадку, картинку, можно рисунок, интересную информацию, стихотворение или составьте кроссворд о тех предметах, которые относятся к вашей группе. Сегодня каждый из вас получают вот такую памятку о правилах безопасности, вклейте их в дневник.

Рефлексия.

(на листе или на доске) (продолжите предложения)

Я узнал __________________

Удивился ________________

Задумался _________________

Учитель: Спасибо всем за работу. Вы хорошо работали, выполияли задания и вы действительно доказали, что

Вместе не трудно,

Вместе не тесно,

Вместе легко и всегда интересно!

Образец страницы для книжки- малышки.

Предварительный просмотр:

Не трогай спички

Не суйте пальцы в розетку

Не суйте ничего в розетку

Не забывайте выключать воду

Осторожно, кипяток

Правила безопасности и поведения

Не трогай спички

Не суйте пальцы в розетку

Не суйте ничего в розетку

Не забывайте выключать воду

Осторожно, кипяток

Не играйте с острыми предметами

Правила безопасности и поведения

Не трогай спички

Не суйте пальцы в розетку

Не суйте ничего в розетку

Не забывайте выключать воду

Осторожно, кипяток

Не играйте с острыми предметами

Для реализации цели были определены задачи:

Научить правилам безопасного поведения в быту;

Воспитывать бережливое отношение к своему здоровью;

Формировать умение классифицировать и находить основание, для классификации, синтезировать, сравнивать, делать выводы.

Формировать коммуникативные умения;

Развивать логическое мышление;

Развивать творческие способности учащихся;

Воспитывать уважение к чужому мнению;

Учебные задачи, направленные на достижение

метапредметных результатов обучения.

Познавательные : осуществлять анализ объектов; проводить сравнения, классификацию по заданным критериям; обобщать.

Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, одноклассников; выполнять учебные действия..

Коммуникативные: УУД. Допускать возможность различных точек зрения; формулировать собственное мнение.

4. Методы и приёмы.

С учётом особенностей детей –применялись различные методы и средства обучения. Методы обучения: словесные: беседа, наглядные: просмотр презентации, просмотр мультфильма «Спасик и его друзья в быту», рассматривание сюжетных картинок;

практические: групповая работа учащихся, репродуктивные: знания из личного опыта учащихся.

5. Формы организации.

Организована работа в группах. Такая форма работы способствует передаче информации друг другу и формированию практических навыков.

Я считаю, что работа в группах себя оправдала: дети общались между собой, обменивались информацией, выполняли совместные практические действия, учились не только слушать друг друга, но и уважать чужое мнение. Комфортное состояние ребёнка на уроке – залог успешного обучения.

А урок окружающего мира в большей степени, чем другие позволяет осваивать новый материал, на основе своего жизненного опыта.

6. Позиции и роли учащихся.

Партнёры, мыслители, творцы, собиратели информации, ораторы, слушатели.

7. Позиции учителя.

Учитель - координатор деятельности, консультант.

12. Итоги урока – проекта. Рефлексия.

Я считаю, что мне удалось сформировать основы безопасного поведения учащихся. Познакомить с основными правилами работы в группе и создать условия для самореализации личности.

Считаю, что урок целей достиг.


1. Соедини линиями предметы и опасности, которые они могут принести

Табурет, стул - падение

Выключатель, розетка - удар электрическим током

Соковыжималка, мясорубка - повреждение пальцев

Чайник, утюг - Ожог

Лекарства - Отравление

С соседом по парте проведите взаимную проверку работы.

2. А это задание придумал для тебя очень наблюдательный пёс Рыжик. На каких рисунках предметы поставлены правильно, а на каких нет? Неправильное зачеркни красным карандашом. Объясни своё решение (устно).

3. Выполните задания для групповой работы.

1) Придумайте и нарисуйте условные знаки для домашних опасностей по рассказу «Давайте пройдём по квартире»

2) Сформулируйте и напишите правила к условным знакам (стр. 13-14)

а) нельзя прикасаться руками к розетке - может стукнуть током

б) нельзя вставать на край стула или на плохо установленный стул - можно упасть

в) нельзя совать пальцы в мясорубку - можно получить серьезную травму

г) нельзя держать руки над паром - можно получить ожог

д) нельзя брать режущие предметы (ножи, ножницы) за лезвие - пожно порезаться

Результаты своей работы обсудите в классе. Выберите наиболее удачные знаки и формулировки правил.

4. Дома повтори правила безопасности, изученные на уроке. Попроси кого-нибудь из взрослых проверить тебя. Вместе со взрослыми сформулируйте ещё 2-3 правила. Запиши их и нарисуй к ним условные знаки.

а) не трогайте лекарства в домашней аптечке

б) не играйте со спичками

В классе узнай, что предложили другие ребята. Новые для тебя правила возьми на заметку. Старайся всегда выполнять правила, которые уберегут тебя от домашних опасностей!

Ознакомление с окружающим миром. 2 класс

Тема: Домашние опасности.

Цель: Узнать, что такое «домашние опасности». Формирование правильного поведения при обращении с приборами и предметами в быту.

Задачи:

1. Изучить правила безопасности, которые нужно соблюдать в быту.

2. Формировать мотивы к безопасному поведению в доме.

Формирование умения классифицировать, обобщать содействовать формированию причинно – следственных связей; развивать самостоятельность мышления, развитие речи обучающихся.

3. Воспитание бережного отношения к своему здоровью.

Оборудование и раздаточный материал: А. А. Плешаков учебник «Окружающий мир» 2 часть, рабочая тетрадь; памятки о правилах пользования бытовыми предметами, картинки «Домашние опасности», заготовки для знаков «Домашние опасности», мультимедийная презентация, фрагмент мультфильма «Спасик и его команда. Опасности в быту», алгоритм, таблица для определения темы урока, телефоны экстренных служб, модель дома на доске, кирпичики, книжка-раскладушка «Домашние опасности».

Ход урока

    Организационный момент.

Сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте поприветствуем их.

Мир вокруг разнообразный

И урок наш очень важный.

Настроимся на важную работу.

II . Актуализация знаний.

1. Предлагаю вам прослушать стихотворение и затем ответить на мой вопрос:

Город, в котором

С тобой мы живём

Можно по праву

Сравнить с букварём

Азбукой улиц,

Проспектов, дорог

Город даёт нам

Всё время урок

Азбуку города

Помни всегда,

Чтоб не случилась

Давайте вспомним изученные нами правила дорожного движения. А помогут нам картинки.

1. Переходить дорогу на зелёный свет.

2. Переходить по пешеходному переходу.

3. Посмотри на лево, направо, а затем переходи.

4. Если приближается машина, не пытайся перебежать дорогу.

5. Не играть на проезжей части.

6. Кататься на велосипеде только на площадках и тротуарах.

7. Не переходить дорогу в наушниках.

8. Будь осторожен на поворотах.

9. Автобус обходить сзади, а лучше подождать пока отъедет.

10. Не заходить в автобус¸ если он отъезжает.

II . Самоопределение к деятельности.

Соберите из слов пословицу. Объясните её смысл.

Мой дом – моя крепость.

Вы полностью согласны с пословицей? Можно ли находясь дома, чувствовать себя в полной безопасности?

Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока, прочитав слова в таблице.

Какие опасности могут подстерегать нас дома?

Какие учебные задачи мы поставим перед собой? (Познакомимся с правилами безопасного поведения дома.)

Давайте составим план урока.

1. Какие предметы могут быть опасны.

2. Почему они опасны? В чём их польза.

3. Правила поведения дома.

А знаки «Домашние опасности» можно изготовить?

III . Открытие нового знания.

- Внимательно рассмотрите картинки, которые лежат у вас на столах и разделите их на (4) группы. (Лекарства, электроприборы, газ, острые предметы)

Перечислите предметы каждой группы и назовите одним словом?)

Эти предметы могут быть опасны?

Работа по группам.

Сейчас вы будете работать в группах по алгоритму.

1 группа – Острые предметы.

2 группа – Электроприборы.

3 группа – Газовая плита, чайник.

4 группа – Лекарства.

Давайте прочитаем алгоритм.

Алгоритм.

    Расскажите, для чего необходима данная группа предметов.

    Подумайте, чем опасны эти предметы.

    Сформулируйте правила безопасного поведения.

    Выберите эксперта, который будет работать по учебнику.

    Изготовьте условный знак «Домашние опасности».

    Приготовьтесь к защите своей работы.

1. Работаем дружно.

2. Выслушиваем друг друга.

3. Уважаем мнение других.

4. Доверяем ответ одному, если нужно помогаем.

Распределите роли и приступайте к работе.

Защита работы.

К доске выходят по 4 человека.

1. Острые предметы

Правила пользования.

1. Передавай ручкой вперёд.

2. Осторожно пользуйся предметами, не играй ими.

3. Все острые предметы клади на свои места . (к знаку)

Ребята, какие у вас будут дополнения? (Старайтесь работать в присутствии взрослых или посоветуйтесь с ними перед работой)

Послушаем эксперта.

Эксперт: Дом в порядке содержи:

Вилки, ножницы, ножи,

И иголки, и булавки

Ты на место положи.

Оценивание.

2. Электроприборы

Правила пользования электроприборами.

    Когда уходишь из дома выключи телевизор, утюг и другие электроприборы. (кроме холодильника)

2. Мокрыми руками не трогай электроприборы, выключатель. (К знаку)

3. Не засовывай руки в мясорубку, соковыжималку.

Можно дотрагиваться до оголённых проводов?

А что говорит учебник? (Эксперт зачитывает)

Ребята, «Доскажите словечко»

Когда пожар,
Рецепт один
- Звоните срочно:::.(101)

Если утюгом обжегся,
Воду на ожог не лей,
Отправляйся к телефону
И звони:::скорей! (103)

У нас в стране есть ещё единая служба спасения. Кто знает её телефон? (112)

Оценивание.

    Газовая плита, чайник.

Правила пользования.

    Не оставляй без присмотра включенный газ.

2. Чтобы не обжечься, бери чайник полотенцем, прихваткой.

3. Будь осторожным, не облейся кипятком.

Кто дополнит?

А что нужно делать, если вы почувствовали запах газа?

1. Сразу скажи об этом взрослым.

2. Выключить конфорки и перекрыть газ на плите.

3. Открыть окна, проветрить квартиру.

- А можно включать свет, зажигать спички?

Газ может быть очень опасным. Скопившись на кухне, он может взорваться. Газом можно отравиться. А ещё он тоже может стать причиной пожара.

Слово эксперту (читает по учебнику).

Мой совет: Запах чувствуя в квартире,

Звоните срочно 1 04 .

Оценивание.

4. Лекарства.

Правила пользования.

1. Не пробуй никакие лекарства, витамины.

(Лекарства и витамины принимать по назначению врача.

Витамины это тоже лекарство, принимать их надо, учитывая дозировку, иначе можно навредить своему здоровью.)

Есть что дополнить?

А можно ли открывать упаковки с бытовой химией? (порошками, краской, растворителем)

Слово эксперту.

Если не больны вы,

В таблетках – только вред!

Глотать их без причины

Нужды, поверьте, нет!

Оценивание.

- … дома создал творческий проект «Домашние опасности». Давайте предоставим ему слово.

Проект «Домашние опасности».

(Книжка-раскладушка)

Меня заинтересовала тема: «Домашние опасности». Каждый предмет полезен, но в то же время опасен.

    Если хочешь влезть на стул, проверь, устойчив ли он. Иначе можешь получить травму.

    Нельзя высовываться из окна, сидеть на подоконнике или свешиваться с балкона. Можешь упасть.

    Не забывай вовремя закрывать водопроводный кран.

    Не бери бутылочку с надписью «Уксус». Это очень опасно.

    Спички детям не игрушка.

«Знать об этом должен каждый!

Безопасность – это важно!»

Спасибо вам ребята за работу.

Физкультминутка.

А сейчас мы посмотрим, как вы эти знания умеете применять в жизни.

Встаньте, пожалуйста. Поднимите руки и потянитесь в тех случаях, когда детям угрожает опасность. И спокойно присядьте, если этой опасности нет.

    Уходя из дома, я забуду выключить утюг и газ; (вверх)

    Во время болезни врач назначил мне лекарства; (сели)

    Я захотел пить и взял незнакомую жидкость; (вверх)

    После работы с ножницами я оставил их на полу; (вверх)

    Я встал на высокий стул и выглянул в окно; (вверх).

Молодцы, вы узнали опасности и правильно выполнили упражнения.

    Закрепление изученного.

1. Работа по тетради. Т. с.12 № 2. (самостоятельно)

2. Просмотр отрывка из мультфильма.

Ребята, предлагаю посмотреть вам отрывок из мультфильма «Спасик и его команда»

Просмотр отрывка из мультфильма.

Какие правила нарушили ребята?

Как избежать подобных ситуаций? (Нужно соблюдать правила, о которых мы говорили на уроке.)

Ребятам из мультфильма помогают волшебные маленькие спасатели, а кто же поможет нам? (Можно позвонить по телефону 112, 101. А лучше не допускать подобных ситуаций.)

3. Тест на тему «Домашние опасности» (работают самостоятельно с последующей взаимопроверкой)

Сейчас мы проверим, как вы запомнили правила с помощью теста: «Домашние опасности»

(Выбери один правильный ответ)

1. Какими предметами в доме можно играть детям?

а) острыми предметами;

б) кубиками;

в) флаконами с лекарствами.

2. Где детям можно играть в доме?

а) на кухне;

б) на балконе;

в) в детской.

3. Какую опасность могут принести соковыжималка, мясорубка?

а) повредить пальцы;

б) обжечь руки;

в) уколоть руки.

4. Найди опасное вещество:

а) ванилин;

б) крахмал;

в) уксусная кислота.

5. Найди неверное утверждение:

а) Уходя из дома, нужно выключать электроприборы;

б) К электроприборам можно прикасаться мокрыми руками;

в) Оголённый провод нельзя трогать руками.

6. По какому телефону нужно звонить при пожаре?

Взаимопроверка. Оценивание с помощью смайликов.


Поднимите руки те, кто получил зелёный смайлик? Жёлтый? Красный?

    Итог.

Давайте вспомним правила безопасности, о которых говорили сегодня?

Как теперь мы можем дополнить пословицу «Мой дом – моя крепость»?

- Д ом будет крепостью только в том случае, если соблюдать правила пользования бытовыми предметами.

Чтобы вы не забыли правила, я подготовила вам памятки «Правила безопасного поведения в быту»

Рефлексия.

Чтобы наш дом был крепким, мы должны с вами сделать фундамент из кирпичиков.

Коричневый – я понял, как себя обезопасить, жёлтый – правила безопасности усвоил не до конца, красный – правила безопасности не усвоил.

Вот каким крепким стал наш дом.

Спасибо за работу, вы молодцы.


Занятие по ОБЖ в начальных классах на тему « Домашние опасности».

Задачи занятия:

Познакомить детей с опасностями, которые могут подстерегать нас дома.

Изучить правила безопасности, которые нужно соблюдать дома.

Воспитывать чувство ответственности.

Ход занятия.

I. Беседа о бытовых опасностях.

Опасность первая. Острые, колющие и режущие предметы.

Правило 1. Все острые, колющие и режущие предметы обязательно надо класть на свои места. Порядок в доме не только для красоты, но и для безопасности.

Опасность вторая. Стиральная машина.

Правило 1. Нельзя совать руку в стиральную машину во время работы. Руку может затянуть внутрь и искалечить. Ни в коем случае не открывай боковую дверцу. Тебя может ошпарить кипятком.

Опасность третья. Электрические приборы. Они могут ударить током или стать причиной пожара.

Правило 1. Уходя из дома и даже из комнаты, обязательно выключай телевизор, магнитофон, утюг и другие электроприборы.

Правило 2. Никогда не тяни за электрический провод руками.

Правило 3. Ни в коем случае не подходи к оголённым проводам и не дотрагивайся до них.

Опасность четвёртая. Лекарства и бытовая химия.

Правило 1. Ни в коем случае не пробуй никаких лекарств. Во-первых, это не вкусно, а во-вторых, неправильно принятое лекарство может оказаться ядом.

Вот, что произошло с Алисой из книги Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес»:

«На столе оказался стеклянный пузырёк. «Раньше его тут не было», - вспомнила Алиса. К горлышку пузырька была привязана бумажка, а на ней большими печатными буквами было выведено: «Пей».

Это, конечно, было очень мило, но рассудительная Алиса не торопилась. «Сначала, - решила она, - посмотрим, не написано ли где-нибудь туту «ЯД». Алиса уже читала в детских книжках, как одни дети заживо сгорают на пожарах, а других пожирают кровожадные звери, и прочие занятные поучительные истории. А случались они потому, что эти дети не слушались старших и никак не желали запомнить, что если попилить палец пилой, то из него пойдёт кровь, что если долго держаться за раскалённый утюг, то можно обжечься, и так далее. Вот почему Алиса никогда не забывала: если отпить из бутылки, на которой написано «ЯД», не исключено, что заболит живот.

На пузырьке не было написано «ЯД», и Алиса решила попробовать, что в нём. Оказалось до того вкусно – вроде вишнёвого сиропа со сливочным кремом, ананасом, хлебом с маслом, ирисками и жареной курицей, - что Алиса тут же выпила до капельки.

Помоги! – закричала она. – Я складываюсь! Как телескоп!

Так оно и было…»

Видите, что произошло с героинями книг.

Правило 2. Ни в коем случае не открывай никаких упаковок с бытовой химией.

Опасность пятая (невидимая и неслышимая). Газ.

Газ может быть опасен. Во-первых, скопившись на кухне, газ может взорваться. Во-вторых, им можно отравиться. Поэтому, почувствовав запах газа, соблюдай следующие правила:

Правило 1. Срочно скажи об этом взрослым.

Правило 2. Надо сразу же открыть окна и проветрить квартиру.

Правило 3. Проверь, закрыты ли краны на плите.

Правило 4. Немедленно позвони по телефону 04.

Правило 5. Ни в коем случае не включай свет и не зажигай спички.

Правило 6. Не бери спички без спроса.

II. Знаки «Домашние опасности».

Для изображения домашних опасностей можно придумать особые знаки наподобие дорожных.

Давайте вспомним, какие меры предосторожности надо соблюдать при работе с электроприборами.

Учитель может вывесить на доске знаки:

Что означают эти знаки? Как вы думаете?

Посмотрите, какие знаки нарисованы. К каким правилам относятся эти знаки?

Дети рассматривают знаки, коллективно обсуждают, к каким правилам они относятся.

III. Беседа по вопросам.

Ответьте на вопросы:

Как можно упасть с окна или балкона?

Когда может сильно ударить током?

О чём нам говорит оголённый провод?

В какую домашнюю технику нельзя засовывать пальцы и почему?

Почему утюг надо брать только за ручку?

Чем на кухне можно обжечься? Как можно избежать этого?

Какое вещество на кухне очень опасно?

Что опасного в аптечке?

Ребята нарисовали знаки домашних опасностей. Рассмотрите их и скажите, к каким правилам они относятся?

IV. Решение кроссворда.

По горизонтали:

1.Без ног бежит, без огня горит, без зубов, а кусается. (Электричество)

7. Выпал на пол уголёк, деревянный пол зажёг.

Не зевай и не стой, а залей … (Водой)

8. Шипит и злится, воды боится.

С языком, а не лает, без зубов, а кусает. (Огонь)

9. Посмотри на меня – вся дырявая я.

Но зато я ловко тру тебе морковку. (Тёрка)

11. Что опасного во мне, если супа нет на дне?

Только если суп горяч – от детей меня ты прячь! (Кастрюля)

13. Это тесный-тесный дом, сто сестричек живут в нём.

И любая из сестёр может вспыхнуть, как костёр!

Не шути с сестричками, тоненькими … (Спичками)

15. Гладит всё, чего касается, а дотронешься – кусается. (Утюг)

16. Тук на работу вышел, каждый услышал.

Сам он худ, голова с пуд, как ударит, крепко станет. (Молоток)

По вертикали:

2.Как начнёт говорить – разговаривать,

Надо чай поскорее заваривать,

Да пальцы беречь – не обваривать. (Кипяток)

3.Остренькая проволочка, дырявая головочка.

Остренький зубок – береги-ка свой глазок. (Иголка)

4.Я пузатый и пыхтящий, ротозеев не терпящий.

Если только захочу, кипятком всех окачу. (Самовар)

5.Если хорошо заточен, всё легко он режет очень –

Хлеб, картошку, свёклу, мясо, рыбу, яблоки и масло. (Нож)

6.В брюхе жарко у меня, а в ному моём дыра.

Когда всё во мне кипит, из неё пар валит. (Чайник)

10. Только я, только я, я на кухне главная.

Без меня, как не трудитесь, без обеда насидитесь. (Плита)

12. Он целый день звенел в бору густом, от инея белесом.

А ночью, подойдя к костру, заснул, в бревно уткнувшись носом. (Топор)

14. Бью парнишку по фуражке, чтоб пожил он в деревяшке. (Гвоздь)

V. Проверочная работа.

  1. Допиши правила.

К выключателю, розетке, электрическим приборам нельзя прикасаться…(мокрыми руками).

Если домашняя техника имеет крутящиеся детали, нельзя… (засовывать пальцы).

Утюг можно брать только… (за ручку).

  1. Напиши номер телефона, по которому вызывают пожарных.
  2. Какие жидкости могут вспыхнуть? (Бензин, керосин)
  3. Бутылочку с какой надписью нельзя брать на кухне? (Уксус)

VI. Решение сканворда.

1.Молоток стук-стук – торчит в стене сук,

Постучу опять – будет не видать. (Гвоздь)

2.Маленький мужичок – костяная ручка. (Нож)

3. Две ручки, во всё брюхо зубки. (Пила)

4. Сам деревянный, а голова железная. (Молоток)

5. Жёлтенький жучок, на кончике червячок. (Булавка)

6. Два брата, одно сердце. (Ножницы)

7. Тонка, длинна, одноуха, стройна, всему миру красна. (Иголка)

8. Вот железная плутовка: листы держит очень ловко.

Крепко вместе их сжимает, никогда не растеряет. (Скрепка)

Отгадать и объяснить чем опасны эти предметы.

VII. Итог занятия.

Тема урока: Домашние опасности

Тип урока: урок освоения новых знаний с практикой проектной деятельности.

Цель: создать условия для формирования правил безопасного поведения учащихся в быту.

Предметные:

Научатся объяснять потенциальную опасность бытовых предметов; осознавать необходимость соблюдения правил безопасного поведения в быту.

Получат возможность научиться применять изученные правила безопасного поведения в быту.

Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД: Использовать знаково-символические средства; строить речевое высказывание.

Коммуникативные УУД:

Задавать вопросы; контролировать действия партнёра.

Личностные:

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Объяснять потенциальную опасность бытовых предметов и ситуаций;

Формулировать правила безопасного поведения в быту;

Узнавать правила по предложенным в учебнике знакам;

Сравнивать свои знаки с представленными в учебнике.

Оборудование: учебник 2 класс А.А. Плешаков, рабочая тетрадь

Ход урока

I. Организационный момент

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.

Будем мы работать дружно,

И узнаем, что нам нужно!

II. Целепологание

- Ребята, я предлагаю начать урок с отгадывания загадки:

В нём живёт моя родня,

Мне без неё не жить не дня.

В него стремлюсь всегда и всюду.

К нему дорогу не забуду.

Я без него дышу с трудом

Мой кров, родимый, теплый… Дом.

- Составьте из слов пословицу, объясните значение: Мой дом – моя крепость.

Вы полностью согласны с пословицей?

Определение темы и цели урока.

Д

О

М

А

Ш

Н

И

Е

О

П

А

С

Н

О

С

Т

И

Что вы ожидаете от урока, чтобы вы хотели узнать о домашних опасностях и чему научиться? (Какие бывают опасности дома? Как себя вести, чтобы дома с тобой не случилась беда?)

Мы будем учиться распознавать опасности и уметь их предупреждать.

Вспомните, какие правила безопасности нужно соблюдать нам дома?

III Работа по теме урока.

Отгадайте загадки и ответьте по плану:

Для чего используется?

Чем может быть опасен?

1. Хожу с края на край,
Режу черный каравай. (Нож )

2. Она колет очень колко
Всем известная (иголка ).

3. Он на кухне обитает,
Еду готовить помогает.
За ним нужен глаз да глаз,
Потому, что это (газ ).

4. На железной клумбе
Цветы голубые –
Помогают стряпать
Кушанья любые. (Газовая плита )

5. За белой дверцей стужа, лед,
Там Дед Мороз, друзья, живет. (Холодильник )

6. Два конца, два кольца,
А в середине - гвоздик. (Ножницы )

8. Что за чудо, что за ящик?
Сам певец и сам рассказчик,
И к тому же заодно
Может показать кино. (Телевизор )

9. Две стройные сестрицы
В руках у мастерицы.
Весь день ныряли в петельки…
И вот он шарф для Петеньки. (Спицы )

Все ли домашние опасности мы назвали?

Работа по учебнику. Прочитайте текст, какие опасности не назвали?

Назовите. Какое правило должны соблюдать?

    Составление схемы «Домашние опасности»

Учитель : Давайте попробуем распределить опасные предметы на группы:

Физминутка

Мы старались, мы учились

И немного утомились.

Сделать мы теперь должны

Упражненье для спины.

(Вращение корпусом вправо и влево.)

Мы работаем руками.

Мы летим под облаками.

Руки вниз и руки вверх.

Кто летит быстрее всех"?

(Дети имитируют движения крыльев.)

Чтобы ноги не болели.

Раз - присели, два - присели.

Три. Четыре. Пять и шесть.

Семь и восемь. Девять, десять.

(Приседания.)

Рядом с партою идем,

(Ходьба на месте.)

И садимся мы потом.

(Дети садятся за парты.)

    Работа с заданиями в РТ с. 12

- Откройте тетради на с. 12, найдите задание 1. Что нужно сделать?

- Возьмите простые карандаши, подумайте, какую опасность могут представлять эти предметы при неправильном обращении, и выполните задание. А затем обменяйтесь тетрадями с соседом и проверьте и оцените его работу.

Проверка.

Зарядка для глаз

4. Работа в группах

(Учитель раздает листки с заданиями по группам )

Учитель: Продолжим нашу работу. Поработаем в группах. Вам нужно прочитать текст, сформулировать правила, которые нужно соблюдать дома и нарисовать условные знаки к этим правилам.

1 группа

1. Вот утюг. Брать его можно только за ручку. Ведь он часто бывает горячим.

2. К электрическим приборам, выключателю, розетке нельзя прикасаться мокрыми руками.

3. Очень опасен оголенный провод. Никогда к нему не прикасайтесь!

2 группа

1. Вот окно и балкон. Нельзя высовываться из окна, сидеть на подоконнике или свешиваться с балкона, ведь можно упасть.

2. Хочешь влезть на стул или табурет, проверь, устойчив ли он. Иначе можно упасть и получить при этом ушиб или серьезную травму, сломать руку или ногу.

3 группа

1. Не зажигай самостоятельно газ на газовой плите, он может вспыхнуть или дать утечку. Помни также: спички детям – не игрушка!

2. На плите чайник, сковорода, кастрюли. Чтобы не обжечься, нужно взять кухонное полотенце или специальную рукавичку.

3. Вот на плите ковшик с горячей водой. Если случайно задеть его рукой, можно опрокинуть и вылить на себя кипяток.

4 группа

1. Вот домашняя аптечка. Никогда не трогайте и не глотайте никаких лекарств без ведома взрослых.

2. Никогда не открывай упаковки или бутылки с бытовой химией! Можно получить отравление или химический ожог.

5 группа

1. Вот перед нами мясорубка и соковыжималка. Эта домашняя техника имеет крутящиеся детали. Нельзя засовывать туда пальцы!

2. Не берите в руки бутылочку с надписью «Уксус». Это очень опасное вещество.

(Выступление представителей от групп )

Для чего нам надо знать правила безопасности дома?

Если все-таки дома случилась беда, по каким телефонам нужно звонить?( 01 - пожарная служба, 02 - полиция, 03- скорая помощь, 04 – газовая служба.

112 – мобильный телефон единой службы спасения)

Молодцы!Результаты нашей работы поместим в нашу «Азбуку».

А кому может пригодиться наша «Азбука» ?

VI . Рефлексия

У вас на партах листочки. Прочтите утверждения, подчеркните то утверждение, с которым вы согласны.

Я многому научился на уроке.

Я почувствовал, что смогу помочь другим.

Мне многое осталось непонятным.

Я жду помощи от учителя и одноклассников.

VII. Домашнее задание.

Учебник: с. 14-16, тетрадь: с. 13-14, выполнить задания