Однажды весной с моим дедом. Байка третья, про медвежье солнце, да про то, как дед моего деда на охоту ходил, и о чем рассказывать не очень любил

БАЙКА ТРЕТЬЯ,

про медвежье солнце, да про то, как дед моего деда на охоту ходил, и о чем рассказывать не очень любил

К охоте дед моего деда пристрастился на службе. Как уже говорилось, казаки той крепостицы, где он тогда дослуживал, разнообразили и пополняли казенный провиант, как сейчас бы сказали, дарами природы, тем более, что природа тогда в наших краях была обильной и богатой. Собирали орехи, ягоды. Грибы? Не-е, про грибы тогда у нас не знали. Не было такой моды - грибами кормиться. У каждого, кажут, свой вкус: кому нравится кавун, а кому – свинячий хрящик… Рыбу ловили, тем более, что в наших речках вода тогда была пополам с рыбою. И ходили на охоту. Командами, человек по пять, самое малое - втроем. Война еще не кончилась, и хотя на Кубани боев в то время не было, абреки в горах погуливали, и встреча с ними не предвещала ничего хорошего…

Охотились на горных козлов, а они, как известно, шустры, прытки и хитры необыкновенно. Выследить и добыть хорошего козла - большая охотничья радость. Да и козлиное мясо, если его поджарить на углях или подсолить и закоптить - смак и вкуснятина…

Одним словом, тот дальний наш дед любил добывать этих самых козлов и не пропускал оказии затесаться в охотничью команду. А гуртовалась она из лучших стрелков и ходоков, чтобы, значит, лесовать дичину на общую гарнизонную потребу.

И вот однажды такая команда целый день гонялась за козлами, и все безуспешно. Лишь к вечеру удалось пристрелить одного, да и тот чуть не уплыл по бурному горному потоку. Хорошо - на перекате за каменья зацепился. Вытащили его казаченьки из воды, а тем временем и смеркаться стало. Решили заночевать тут, у живой воды. Стали приглядывать подходящее место, и кто-то из них увидел, что под одной из нависших скал проглядывалась вроде как выемка. Поднялись к ней, а там оказалась настоящая пещера, просторная, как немалый каземат. По ее дну родничок пробивался, а в ближнем углу из-за круглого камня зыркали два совсем маленьких медвежонка.

Хлопцы, да тут место никак обжитое! - воскликнул один из казаков. Но осмотрев пещеру, охотники поняли, что на берлогу она никак не похожа – скорее всего медвежата, отбившись от матери, спрятались сюда, увидев людей. Мало ли что бывает в их медвежьей жизни. На том и порешили. Тем более, что искать для ночевки другое место было уже некогда, да и пещера была очень подходящей.

Затащили туда своего козла, чтобы ночью дикие звери его не схарчили, развели у входа костеришко, справили кашу-саломатку и, поужинав, расположились, кто как нашел удобным, в той пещере на ночевку.

Дед нашего деда, облюбовав себе местечко в одном из углов, притащил охапку сухой травы и листьев, устроился, и тут же заснул сторожким сном бывалого охотника. Ему все время чудилось, что где-то близко бродит медведица, и вот-вот нагрянет за медвежатами, которые мирно посапывали за своим камнем-булыгой. Проснулся он глубокой ночью, прислушался - было тихо, покойно, лишь горный ручей, протекавший рядом с пещерой, беспрерывно «балакал» сам с собой. Ночь стояла светлая. Большая круглая луна - «медвежье солнце» - висела напротив пещеры, и как это бывает только в горах, казалась где-то внизу. Не обнаружив ничего тревожного, дед повернулся на другой бок и сразу увидел, что из глубины пещеры прямо на него уставились два неподвижных светящихся глаза…

Преодолев невольный страх, оторопевший было дед приподнялся на колени и, приглядевшись, явственно убедился, что испугавшие его «звериные очи» не что иное, как торчащие из пещерной стены два небольших камешка, блестевшие в отраженном лунном свете. Надо же такая навада! Усмехнувшись, дед Касьян отвалил на свое место и погрузился в сон. А утром, у костра, после скорой еды, он поведал своим братцам-охотникам о ночном приключении. А что оно было: слюда, «оливец»? - ответить не мог, но предположил, что это, вероятно, какая-то горная руда блестела в лучах «медвежьего солнца».

Дед с одним из охотников решил это проверить. Так, из интереса. В пещере был полумрак, пришлось подсветить себе зажженными жгутами из сухой травы. Отколупнули несколько поблескивающих «каменюк», вынесли из на свет.

Братцы, да это никак золото! - удивился один из казаков.

Какое еще золото из-под цыганского молота, – усомнился кто-то. Далеко, мол, куцему до зайца. Но казак, прикинув на руке вес «каменюки», уверенно заключил: - Золото! - и полез в пещеру. Не утерпели и остальные: а вдруг и правда золото!? Короче, часа через два, охотники добыли в этой пещере десятка полтора («абож два…») разного размера самородков - какой с ноготь, а какой и с палец, по-братски их поделили, и дали зарок: о находке - молчок! Никому не говорить, и баста! Мол, сказано - закопано. Да… А самим наведаться сюда под видом охоты еще разок, может, даже с лопатой, а потом уже думать, что делать и как …

Забрав с собой добытого козла и медвежат, казаки вернулись в крепость, обрадовав добычей своих друзей-сослуживцев.

А были ли они в той пещере еще раз - история умалчивает. Дед Касьян якобы говаривал, что кто-то из их компании не сдержал зарока, протрепался о золотой пещере, язык - он без костей, за зубами не каждый удержит. Казаков-охотников таскали «куда надо», отобрали добычу, а пещеру «опечатали», и место объявили запретным. По слухам, у деда и одного из его верных друзей остались-таки какие-то «вышкварки» (остатки), может, по одному, а может, и по два заранее спрятанных самородка. Они через год-другой после возвращения со службы ездили не то в Катеринодар, а не то и до самого Тифлиса добрались, обменяли их на ассигнации…

В народе говорят, что если у тебя есть много хлеба – заводи свиней, и ты станешь богатым, а если у тебя завелись грошенята-деньжата, - сооруди мельницу, и ты приобретешь уважение и почет. Так или иначе, а дед сладил за станицей добрый ветряк - «млын», но это уже другая байка, другой интерес и другой рассказ…

Из книги Прощание с веком автора Плонский Александр Филиппович

ГЛАВА ТРЕТЬЯ Старый Комод моего детства С высокой кручи гордого утеса, где голый камень окружал меня, я вниз сошел и там раскрыл себя, помимо воли став каменотесом. Микеланджело Буонарроти (1475–1564) Чем больше углубляюсь я в книгу, тем труднее мне определить ее жанр. Это мои

Из книги С Антарктидой - только на "Вы": Записки летчика Полярной авиации автора Карпий Василий Михайлович

На охоту за «Дружными» И все же нам не давало покоя то, что где-то в океане плавает «Дружная-1», хорошо оснащенная база со стационарной электростанцией, с телефонным узлом, напичканная аппаратурой и разным добром, с таким трудом доставленным из Союза, а теперь обреченным на

Из книги Тайные гастроли. Ленинградская биография Владимира Высоцкого автора Годованник Лев

Байка третья 5 июня 1972 года физик Николай Попов пригласил Высоцкого к себе домой, чтобы в неформальной обстановке со знаменитым артистом смогли пообщаться его друзья - несколько наиболее продвинутых физиков с женами. Люди там собрались серьезные - доктора наук,

Из книги Байки деда Игната автора Радченко Виталий Григорьевич

БАЙКА ДРУГАЯ, и тоже медвежья, ибо дед моего деда любил медведей, а медведи - его Везло деду Касьяну на медведей. И сколько он с ними не встречался, всегда это кончалось с пользой для обоих. Вот, к примеру, еще одна байка, тоже любимая нами, внуками нашего деда. Он

Из книги Рассказы автора Листенгартен Владимир Абрамович

БАЙКА ЧЕТВЕРТАЯ, теперь уже про волков, с которыми у деда Касьяна дружбы не было, но встречи случались к общему неудовольствию Волк - тварь зверская, хищная, настырная, а по части своих звериных деяний - умна до невероятия. Но не умней человека, ибо хитроумней его нет в

Из книги Анатолий Зверев в воспоминаниях современников автора Биографии и мемуары Коллектив авторов --

БАЙКА ДВАДЦАТЬ ТРЕТЬЯ, про службу и охоту царскую, да про самого Царя-Батюшку Про службу свою, в полном смысле «царскую», дед Игнат рассказывал охотно и с интересом - считал, что именно та служба и была главным событием его жизни. Но вспоминал не ход ее и

Из книги БП. Между прошлым и будущим. Книга 2 автора Половец Александр Борисович

БАЙКА ДВАДЦАТЬ ДЕВЯТАЯ, про то, как дядько Спиридон железную дорогу любил Петербургскую службу дед Игнат считал наиважнейшей частью своей жизни. То была пора его зрелой молодости, там он «приторкнулся» (т.е. прикоснулся) к чему- то очень важному и сокровенному, что выпало

Из книги Достоевский автора Сараскина Людмила Ивановна

БАЙКА ТРИДЦАТЬ ТРЕТЬЯ, про то, как казаки узнали, что царя больше нету, народ получил волю и все «пошло-поехало»… Туапсинская служба деда Игната не была тяжелой, особенно по военному времени.- Так можно было три войны провоевать, - говаривал он, и вспоминал, что в горах

Из книги О Сталине без истерик автора Медведев Феликс Николаевич

История моего деда и его семьи Мой дед со стороны матери был купцом I гильдии. В Царской России это было очень важно для еврея, так как давало возможность проживать и, в частности, заниматься коммерцией за пределами «зоны оседлости». Жил он с семьей в Бухаре. Звали его

Из книги Мои Великие старики автора Медведев Феликс Николаевич

Из книги Муслим Магомаев. Преданный Орфей автора Бенуа Софья

Человек, которого я очень любил Феликс Розинер Где-то в конце 70-х мне позвонил из Италии мой стародавний приятель, бывший выпускник Литинститута и будущий кандидат на «отсидку», где мы с ним вполне могли встретиться с хорошим сроком за размножение и распространение

Из книги Придумано в СССР автора Задорнов Михаил Николаевич

Из книги автора

Глава 13. Письмо моего деда Золтана Партоша Иосифу Сталину: «О, вождь мой, возьми в руки будущее моего народа!» О своем деде – венгерском революционере, детском враче, поэте Золтане Партоше и его судьбе после приезда в 1922 году из Венгрии в Советскую Россию я написал в книге

Из книги автора

Брежнев отличал охоту от убийства – Ты, конечно, знаешь о произошедших совсем недавно событиях, связанных с гибелью вип-охотников. Конечно, жаль погибших в вертолетных авариях приближенных к Кремлю чиновников, но, увы, это случилось, потому что были нарушены законы об

Из книги автора

Глава 1. «Я должен был повторить путь моего деда» Чарующий голос, незаурядное дарование, восточное обаяние и притягательная мужественность - это все о нем, о замечательном исполнителе Муслиме Магомаеве. Биографическая справка, изложенная одной строкой, свидетельствует:

Из книги автора

Глава третья По рукам ходил «Крокодил» …В те времена ценили хорошую прозу, фельетоны и очерки. Выписывали газеты, толстые журналы и особо понравившиеся публикации сохраняли, иногда переплетая в самодельные

Компании, причастные к инциденту с разливом нефти в Мексиканском заливе, сделали ряд решений по предотвращению подобных случаев в дальнейшем.

  1. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

По сравнению с провинцией столичный регион отличает большой уровень экономической грамотности населения.

Жители маленькой иркутской деревушки ещё долго будут вспоминать эту студёную стужу, когда от холода трескались стволы деревьев.

  1. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Перед путешественниками разверзлась глубокая бездна, преодолеть которую было невозможно.

  1. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Юрисконсульту фирмы поручили в течение двух недель выразить свой ответ на предложения о сотрудничестве, поступившие от концерна «Астарта».

  1. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Путь писателя к признанию и любви читающей публики зачастую усеян колючими терниями и полон соблазнов.

  1. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Посещение первой премьеры спектакля по пьесе современного французского драматурга доставило нам большое удовольствие.

  1. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Многолетней верной службой Бахтеев хотел загладить свою ответственность за опрометчивый поступок, совершённый в юности.

  1. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Длительное время находившаяся у власти в Великобритании королевская династия рода Стюартов завершила своё существование в 1714 году.

  1. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Творчеству А. П. Чехова посвящена серия лекций, на которых были прочитаны отрывки из его творчества.

  1. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Надменное высокомерие и презрение к людям своего племени сделали героя рассказа Горького изгоем.

  1. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

После двухмесячного посещения дома Туркиных и трепетных ухаживаний за Катенькой Старцев предоставил ей руку и сердце.

  1. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Не всегда легко усвоить правильное правописание того или иного слова, поэтому приходится использовать различные ассоциативные приёмы запоминания

  1. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Число девятиклассников, желающих поехать на осенних каникулах в Михайловское, прогрессирует с каждым днём.

  1. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

В спектакле Орловского драматического театра «Воительница» роль Домны Платоновны исполняла известная столичная московская актриса Вера Васильева.

  1. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Карьера любого спортсмена не может считаться вполне успешной, пока не сбылась его самая заветная мечта - одержать первенство в олимпиадной борьбе.

  1. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Свою музыкальную пьесу композитор решил закончить в весёлом мажоре, чтобы у публики сохранилось приподнятое настроение

  1. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Один из последних фильмов знаменитого режиссёра создал неоднозначную реакцию зрителей.

  1. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Модель экономического роста страны, учитывающая современные действительные реалии, должна обеспечить решение важнейших социальных задач.

  1. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Особые слова благодарности за тяжёлый труд хочется адресовать медицинским медсёстрам, спасшим во время Великой Отечественной войны миллионы раненых солдат.

  1. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

В преклонном саду яснополянской усадьбы Л. Н. Толстого гости увидели не только привычные яблони, груши, вишни, но и несколько лимонных и апельсиновых деревьев.

  1. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Обитатели посёлка были убеждены в том, что в их глухое захолустье не поедут работать выпускники вузов и молодые специалисты, и поэтому приезд молодого агронома стал неожиданным для всех.

  1. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

П. М. Третьяков всю жизнь увлекался собиранием картин и к тридцати пяти годам был уже известным всей России селекционером, к которому с уважением относились не только искусствоведы, но и художники.

  1. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Однажды весной с моим дедом, старым соловецким охотником, случился необыкновенный случай.

ЕГЭ-2018. Задание 20. Лексические нормы.

Отредактируйте предложение:исправьте лексическую ошибку , заменив неверно употреблённое слово . Запишите подобранное слово,соблюдая нормы современного литературного языка.

1.Компании, причастные к инциденту с разливом нефти в Мексиканском заливе, сделали ряд решений по предотвращению подобных случаев в дальнейшем.

2.По сравнению с провинцией столичный регион отличает большой уровень экономической грамотности населения.

3.Юрисконсульту фирмы поручили в течение двух недель выразить свой ответ на предложение о сотрудничестве, поступившие от концерна «Астарта».

4.Многолетней верной службой Бахтеев хотел загладить свою ответственность за опрометчивый поступок, совершённый в юности.

5.Творчеству А.П.Чехова посвящена серия лекций, на которых были прочитаны отрывки из его творчества.

6.После двухмесячного посещения дома Туркиных и трепетных ухаживаний за Катенькой Старцев предоставил ей руку и сердце.

7.Число девятиклассников, желающих поехать на осенних каникулах в Михайловское, прогрессирует с каждым днём.

8.Карьерат любого спортсмена не может считаться вполне успешной, пока не сбылась его самая заветная мечта-одержать первенство в олимпиадной борьбе.

9.Один из последних фильмов знаменитого режиссёра создалнеоднозначную реакцию зрителей.

10. В преклонном саду яснополянской усадьбы Л.Н.Толстого гости увидели не только привычные яблони, груши, вишни, но и несколько лимонных и апельсиновых деревьев.

11. П.М.Третьяков всю жизнь увлекался собиранием картин и к тридцати пяти годам был уже известным всей России селекционером, к которому с уважением относились не только искусствоведы, но и художники.

12. Однажды весной с моим дедом, старым соловецким охотником, случился необыкновенный случай.

13. В этом странном городке с нашим героем вышел неожиданный каламбур, о котором он вспоминал с неохотой.

14. Войдя в парадный зал, Анна Каренина лишь на одно мгновение бросила глаз на группу молодых офицеров, в которой находился Вронский.

15.В конце XVII столетия сторонники Софии одержали поражение в битве с войсками молодого преобразователя России Петра Великого.

16. Важно понять кому из героев рассказа больше всего импонирует автор произведения

17. Первого апреля исполняется 200 лет со дня рождения классика мировой классической литературы Николая Васильевича Гоголя.

18. Из-за содержания в стеблях и листьях фикуса особых ядов это популярное домашнее растение может навлекать аллергические реакции.

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку , исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

19..Жители маленькой иркутской деревушки ещё долго будут вспоминать эту студёную стужу, когда от холода трескались стволы деревьев.

20.Перед путешественниками разверзлась глубокая бездна, преодолеть которую было невозможно.

21. Путь писателя к признанию и любви читающей публики зачастую усеян колючими терниями и полон соблазнов.

22.Посещение первой премьеры спектакля по пьесе современного французского драматурга доставило нам большое удовольствие.

23.Длительное время находившаяся у власти в Великобритании королевская династия рода Стюартов завершила своё существование в 1714 году.

24.Надменное высокомерие и презрение к людям своего племени сделали героя рассказа Горького изгоем.

25.Не всегда легко усвоить правильное правописание того или иного слова, поэтому приходится использовать различные ассоциативные запоминания.

26.В спектакле Орловского драматического театра «Воительница» роль Домны Платоновны исполняла известная столичная московская актриса Вера Васильева.

27.Свою музыкальную пьесу композитор решил закончить в весёлом мажоре, чтобы у публики сохранилось приподнятое настроение.

28. Модель экономического роста страны, учитывающая современные действительные реалии, должна обеспечить решение важнейших социальных задач.

29.Особые слова благодарности за тяжёлый труд хочется адресовать медицинским медсёстрам, спасшим во время Великой Отечественной войны миллионы раненых солдат.

30. Обитатели посёлка были убеждены в том, что в их глухое захолустье не поедут работать выпускники вузов и молодые специалисты, и поэтому приезд молодого агронома стал неожиданным для всех.

31.Чиновник был уверен: подобным отвлечённым абстракциям не место на выставке современного социалистического искусства.

32. Эту ветхую рухлядь давно уже пора было отправит на чердак, но как-то рука не подымалась на бабушкино наследство.

34. В районе южного полюса Юпитера астроном заметил тёмное пятно и вначале принял его за погодный необычный феномен, ведь на этой планете часто бушуют бури.

36. Солист всемирно известной музыкальной группы планирует издать свою автобиографию.

Вариант 24. Задания по ЕГЭ 2018. Русский язык. И.П. Цыбулько. 36 вариантов

Прочитайте текст и выполните задания 1 – 3

(1)Поляризация - хорошо известное свойство электромагнитных колебаний размещаться в одной определённой плоскости. (2)Когда вектор электрического поля волны находится всё время в одной плоскости, то говорят о линейной поляризации, вектор вращается по окружности - о поляризации круговой. (3)Вращение может происходить по часовой стрелке либо против часовой стрелки - соответственно, различаются право- и левополяризованные лучи.

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Говоря об ориентации и вращении вектора электромагнитного поля, различают поляризацию линейную и круговую, право- и левополяризованные лучи.

2) Когда вращение происходит по часовой стрелке, говорят о правополяризованных лучах, когда вращение происходит против часовой стрелки - о левополяризованных лучах.

3) Вектор электрического поля волны может находиться всё время в одной плоскости, а может вращаться по окружности, следовательно, различают линейную и круговую поляризации.

4) В зависимости от ориентациии электромагнитного поля поляризация может быть линейной и круговой, в зависимости от направления вращения вектора электрического поля лучи бывают право- и левополяризованными.

5) Если вектор электрического поля волны находится всё время в одной плоскости, то говорят о правополяризованных лучах.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

кроме того,

например,

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПОЛЕ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ПОЛЕ, -я, ср.

1) Безлесная равнина, пространство. Гулять по полю.

2) Обрабатываемая под посев земля, участок земли. Ржаное п.

3) Большая ровная площадка, пространство, специально оборудованное, предназначенное для чего-н. Футбольное, хоккейное п. Лётное п.

4) Работа, исследовательская деятельность в природных, естественных условиях (спец.). Геологи летом в поле.

5) Пространство, в пределах которого проявляется действие каких-н. сил (спец.). Силовое п. П. тяготения.

6) перен., чего или для чего. Область деятельности, поприще. Обширное п. деятельности.

7) Основной цвет, фон под узором. Жёлтые цветы по голубому полю.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

дождалАсь

низвЕденный

ободрИшься

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Виновник случившегося отвернулся, пряча свой ПУГЛИВЫЙ взгляд.

Одетый в новый костюм, с бабочкой на шее, Олег имел ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ вид.

После НЕУДАЧНОЙ попытки взять высоту спортсмен очень расстроился.

Сотрудникам предприятия предоставляется ГАРАНТИЙНЫЙ отпуск.

Город выглядел так же таинственно и сурово, как декорации РОМАНТИЧЕСКОЙ трагедии.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ШЕСТЬЮСТАМИ учебниками

пусть ПОПРОБОВАЕТ

из белого ТЮЛЯ

нет спелых АБРИКОСОВ

ЖЁСТЧЕ дерева

7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

A) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм

B) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д) неправильное построение предложения с косвенной речью

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Капри расположено в Тирренском море - самой тёплой части Средиземного моря, поэтому климат этого острова считается полезным для здоровья человека.

2) Алёхин, войдя в гостиную, воскликнул, что он очень рад всех нас видеть.

3) В журнале «Этнографическом обозрении» Д. Н. Ушаков опубликовал статьи о поверьях русских крестьян.

4) И. С. Тургенев писал, что «берегите язык, этот клад, это достояние».

5) Пьеса «Чайка» принесла А. П. Чехову много неприятностей: её первое представление в Александринском театре провалилось и запоминалось публике надолго.

6) Страницу паспорта, содержащую закодированные сведения о его владельце, заполняют методом лазерного гравирования.

7) Одним из самостоятельных видов искусства, существующий с конца XV века, является графика.

8) Все, кто вспоминал А. П. Чехова, отмечали его интеллигентность.

9) Вспоминая о том, как создавался роман «Анна Каренина», Л. Н. Толстой говорил, что главной в произведении для него была «мысль семейная».

8. Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

просл..влял

возр..ждение

дов..рять

погл..тить

9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

по..скочил, о..бросил

пр..вратил, пр..высил (скорость)

и..брать, ра..пугать

н..право, п..днимать

пр..берёг, пр..одолел

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

капризн..чать

неулыбч..вый

сирен..вый

угодл..вый

подмарг..вать

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

получ..нный

знач..мый

подозрева..мый

помо..шь (руки)

обогрева..мый

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Надеяться на чудо нам (НЕ)ПРИХОДИЛОСЬ, поэтому мы так упорно готовились к предстоящим соревнованиям.

Эта задача так и (НЕ)РЕШЕНА учениками.

(НЕ)ЯРКОЕ, а бледноватое и какое-то спокойное пламя в камине освещало письменный стол и картины на стенах.

А кругом на полях (НЕ)ПРОБУДНАЯ тишь.

С утра до утра шёл (НЕ)ПЕРЕСТАВАЯ мелкий, как водяная пыль, дождик, превращавший глинистые дороги и тропинки в сплошную густую грязь.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(ПО)ЭТОМУ пути давно не ездили, (ОТ)ТОГО дорога поросла густой травой.

Мой друг, ТАК(ЖЕ) как и я, долго выбирал, ЧТО(БЫ) ему почитать.

Пришлось отказаться (ОТ)ТОГО, что было задумано, так как деньги (НА)СЧЁТ не поступили.

ЧТО(БЫ) изучить поведение этих животных, биологам пришлось долго наблюдать за ними, ЗА(ТО) результаты наблюдений оказались весьма интересными.

(В)ВИДУ сложности предстоящего маршрута было решено (ВСЁ)ТАКИ не включать подростков в состав туристической группы.

14. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.

Может быть, коньки назва(1)ы коньками именно потому, что в старину делали деревя(2)ые коньки, украше(3)ые завитком в виде лошади(4)ой головы.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Солнце докатилось до края земли и растеклось по небу вишнёвым заревом.

2) Художник писал как городские так и деревенские пейзажи.

3) Было прохладно и берёзовые почки источали горькую сладость.

4) Пришлось ждать своей очереди и поневоле слушать скучные и уже надоевшие разговоры.

5) У волнистых попугайчиков нарост у основания клюва может быть голубого или синего цвета.

16. Расставьте все знаки препинания: укажите дифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

По ясному небу плавно неслись (1) не закрывая солнца (2) низкие дымчатые облака (3) постепенно исчезающие (4) в синеве.

17. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Среди поэтов Серебряного века А. Блок занимает (1) несомненно (2) особое положение. Он не повторяет чужих тем, но черпает содержание своих стихов (3) исключительно (4) из глубины своей души.

18. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Хлестакову удалось провести (1) даже городничего (2) плутовство (3) которого (4) было известно всему городу.

19. Расставьте все знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые.

К вечеру пошёл дождь (1) и (2) пока мы ехали по просёлку (3) лошади еле переступали (4) будто потеряли последние силы.

20. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Однажды весной с моим дедом, старым соловецким охотником, случился необыкновенный случай.

Прочитайте текст и выполните задания 21 – 26

(1)Шёл я однажды из госпиталя в свою часть и увидел ветряную мельницу при дороге. (2)В стороне от мельницы было ещё недавно какое-то великое село, но оно погорело, и ничего там более нету. (3)На мельнице три крыла целые, а остальные повреждены. (4)Ну, я гляжу, мельница тихо кружится по воздуху. (5)Неужели, думаю, там помол идёт? (6)Мне веселее стало на сердце, что люди опять зерно на хлеб мелют и война ушла от них.

(7)Подле мельницы я увидел ещё, как крестьянин пашет землю под озимь. (8)Крестьянин был малорослый и шёл за плугом натужливо, как неумелый или непривычный. (9)Тут я заметил, что впереди плуга не было лошади, а плуг шёл вперёд и пахал, имея направление на мельницу. (10)Я тогда подошёл к пахарю ближе и увидел, что к плугу спереди упряжены две верёвки, а далее они свиты в одно целое, и та цельная верёвка уходила по земле в помещение мельницы. (11)Эта верёвка давала плугу натяжение и тихим ходом волокла его. (12)А за плугом шёл малый, лет не более пятнадцати, и держал плуг за рукоятку одной своей правой рукой, а левая рука у него висела свободно, как сухорукая.

(13)Я подошёл к пахарю и спросил у него, чей он сам и где проживает. (14)Пахарю и правда шёл шестнадцатый год, и он был сухорукий. (15)Мельница находилась близко от пахоты - саженей в двадцать всего, а далее пахать не хватало надёжной верёвки.

(16)От своего интереса я пошёл на мельницу и узнал весь способ запашки. (17)Дело было простое и правильное. (18)Внутри мельницы другой конец той рабочей верёвки наматывался на вал, что крутил мельничный верхний жёрнов. (19)Теперь жёрнов был поднят над нижним лежачим камнем и гудел вхолостую. (20)А верёвка накручивалась на вал и тянула пахотный плужок. (21)Тут же по верхнему жёрнову неугомонно ходил навстречу кругу другой человек, он сматывал верёвку обратно и бросал её наземь, а на валу он оставлял три либо четыре кольца верёвки, чтобы шло натяжение плуга.

(22)Малый на мельнице тоже был молодой, но на вид истощалый и немощный.

(23)Я опять направился наружу. (24)Скоро плуг подошёл близко к мельнице, и сухорукий малый сделал отцепку, и пряжка уползла в мельницу, а плужок остановился в почве.

(25)Отощалый малый вышел с мельницы и поволок из неё за собой другой конец верёвки. (26)Потом вместе с пахарем они вдвоём поворотили плуг и покатили его обратно в дальний край пашни, чтоб упрячь там плуг снова и начать свежую борозду. (27)Я им тут помог. (28)Сам взялся за плуг и пошёл в пахоте, а сухорукий следовал за мной и отдыхал.

(29)Они, оказывается, мягчили почву под огород на будущее лето. (30)Немцы угнали из их села всех годных людей, а на месте оставили только нерабочие души: малолетних детей и изнемогших от возраста стариков и старух. (31)Сухорукого немцы не взяли по его инвалидности, а того малого, что на мельнице, оставили помирать как чахоточного. (32)Прежде тот чахоточным не был, он заморился здесь на немецких военных работах; там он сильно остудился, работал некормленым, терпел поругание и начал с тех пор чахнуть.

- (33)Нас тут двое работников во всём нашем погорелом селе, - сказал мне сухорукий. - (34)Мы одни и можем ещё терпеть работу, а у других силы нету - они маленькие дети. (35)А старым каждому по семьдесят лет и поболее. (36)Вот мы и делаем вдвоём запашку на всех, мы здесь посеем огородные культуры.

- (37)А сколько ж у вас всего-то душ едоков? - спросил я у сухорукого парня.

- (38)Всего-то немного: сорок три души осталось, - сообщил мне сухорукий. - (39)Нам бы только до лета дожить... (40)Но мы доживём: нам зерновую ссуду дали. (41)Как закончим пашню, так тележку на шариковых подшипниках начнём делать: легче будет, а то силы мало - у меня одна рука, у того грудь болит... (42)Нам зерно надо с базы возить - от нас тридцать два километра.

- (43)А лошадей или скотины неужели ни одной головы не осталось? - спросил я тут у сухорукого.

- (44)Не осталось. (45)Скотину немцы поели, лошади пали на работе, а последних пятерых коней и племенного жеребца они с собой угнали.

- (46)Проживёте теперь? - я у него спросил.

- (47)Отдышимся, - ответил мне сухорукий. - (48)У нас желание есть: видишь - пашем вот вдвоём да ветер нам на помощь, а то бы в один лемех впрягать надо душ десять - пятнадцать, а где их взять! (49)Кой-кто от немцев с дороги сбежит - запашку с весны большую начнём, детишки расти будут... (50)Старики вот только у нас дюже ветхие, силы у них ушли, а думать они могут...

- (51)А это кто ж вам придумал такую пахоту? - спросил я.

- (52)Дед у нас один есть, Кондрат Ефимович, он говорит - всю вселенную знает. (53)Он нам сказал - как надо, а мы сделали. (54)С ним не помрёшь. (55)Он у нас теперь председатель, а я у него заместитель.

(56)Однако мне, как солдату, некогда было далее на месте оставаться.

(57)И жалко мне было сразу разлучаться с этим сухоруким пахарем.

(58)Я поцеловал его на прощание, чувствуя братство нашего народа: он был хлебопашец, а я солдат. (59)Он кормит мир, а я берегу его от врага. (60)Мы с пахарем живём одним делом.

(По А. П. Платонову)

21. Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Пахарем, которого встретил рассказчик, был пятнадцатилетний сухорукий крестьянин, оставленный немцами в селе из-за своей инвалидности.

2) Немцы угнали из села всех взрослых людей, за исключением маленьких детей и больных чахоткой.

3) Дед Кондрат Ефимович придумал, как при помощи верёвки, привязанной к мельничному валу, тянуть пахотный плуг.

4) Там, где не хватало верёвки, пахарь запрягал в плуг единственного в селе племенного жеребца.

5) Единственное, на что рассчитывали пахарь и его напарник на мельнице, - это прокормить себя.

22. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 8, 12 и 22 содержится описание.

2) Предложения 18-21 объясняют содержание предложений 16, 17.

3) Предложения 23, 24 содержат рассуждение.

4) В предложениях 25-28 содержится повествование.

5) В предложениях 48-49 представлено описание.

23. Из предложений 47-50 выпишите антонимы (антонимическую пару).

24. Среди предложений 1-6 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущими при помощи форм слова. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

25. «Герой текста А. П. Платонова "Ветер-хлебопашец" поражается встретившимся ему жителям села. Лучше узнать об их жизни помогает особая форма речи - (А)___ (предложения 33-55). Речи юного пахаря свойственна непринуждённость и в то же время серьёзность, что достигается за счёт использования таких лексических средств, как (Б)___ ("погорелом" в предложении 33, "нету" в предложении 34, "не помрёшь" в предложении 54) и (В)___ ("культуры" в предложении 36, "на шариковых подшипниках" в предложении 41). Описывая столь необычного пахаря, автор использует синтаксическое средство - (Г)____ ("как неумелый или непривычный" в предложении 8, "как сухорукая" в предложении 12)».

Список терминов:

1) метафора

3) противопоставление

4) фразеологизмы

5) разговорные и просторечные слова

6) сравнительный оборот

7) риторическое обращение

8) градация

9) специальная лексика

Вариант 24

Номер задания

Ответ

Номер задания

Ответ

чтобызато

низведённый

123 или любая комбинация этих цифр

гарантированный

попробует

1234 или любая комбинация этих цифр

произошёл

превратилпревысил

245 или любая комбинация этих цифр

сиреневый

значимый

детишкистарики

непробудная

234 или любая комбинация этих цифр

Проблема

1. Проблема преодоления жизненных трудностей в годы войны. (Как люди выживали в годы войны?)

2. Проблема проявления заботы о ближних в годы войны. (Возможно ли проявление заботы о ближних в годы войны?)

1. В тяжёлые годы войны люди проявляли изобретательность, находили различные способы преодолеть трудности и выжить, даже оказавшись в, казалось бы, самом отчаянном положении. Так, герои текста придумали, как можно пахать, не имея лошадей, чтобы прокормить себя и других.

2. Человек способен проявить заботу о ближних даже в годы войны, когда тяжёлые жизненные условия лишают человека физических сил и возможностей: человек с добрым сердцем найдёт возможность справиться с трудностями.