Нормативно справочная информация автоматизированной системы. Управление нси в информационных системах

1. Историческое наследие

«Историческое наследие автоматизации в крупных компаниях и холдингах в подавляющем большинстве случаев плачевно: отдельные системы и «системки» работают на разных программных платформах и используют разные локальные справочники, никак не связанные между собой, что препятствует информационному обмену и консолидации данных. Многие специалисты склонны в этой ситуации употреблять такие метафоры, как «лоскутная автоматизация» и «информационный зоопарк». Ключевым решением проблемы является создание Единой системы ведения нормативно-справочной информации, стандартизирующей и унифицирующей все информационные потоки внутри компании». (Из статьи президента НЦИТ «ИНТЕРТЕХ» Д. Е. Гулько «Система нормативно-справочной информации: типовые ошибки и заблуждения» , опубликованной в журнале «Газовая промышленность» №6 в июне 2004 г.)

Эксперты НЦИТ «ИНТЕРТЕХ» по результатам анализа информационных систем, используемых в крупных компаниях и государственных структурах, пришли к следующим выводам:

  • большинство используемых прикладных систем построены на разных программно-аппаратных платформах;
  • прикладные системы не интегрированы между собой, в них используются нестандартизованные и отличающиеся по структуре и составу справочники;
  • отсутствует централизованная система поддержки доступа пользователей к нормативно-справочной информации;
  • в существующих справочниках недостаточно полно описываются объекты учета, не унифицированы их наименования, не стандартизована система кодирования;
  • при структуризации больших информационных массивов не используются классификаторы, облегчающие поиск требуемой информации.
2. Существующие проблемы

Выделим некоторые основные проблемы ведения НСИ, значительно увеличивающие материальные и трудовые затраты многих компаний и государственных структур на выполнение важных бизнес-процессов:

  • консолидации заявок для централизованных закупок и составление сводных заявок;
  • формирования и исполнения бюджета в части материально-технического обеспечения;
  • размещения и контроля исполнения заказов, контроля складских остатков;
  • учета и контроля движения материальных потоков по всей логистической цепочке;
  • формирования и оперативного предоставления статистической и аналитической информации, необходимой для принятия эффективных управленческих решений.
3. Решения

В качестве решения указанных проблем ИНТЕРТЕХ предлагает создание Единой системы ведения НСИ, увязывающей в общекорпоративное информационное пространство всю нормативно-справочную информацию подразделений, дочерних предприятий и партнеров компании.

Для реализации этого решения необходимо:

Разработать и принять стандарты и регламенты ведения НСИ:

  • Стандарт Компании «Состав и структура Единой системы ведения НСИ, систем классификации и кодирования».
  • Регламент использования подразделениями и дочерними предприятиями Единой системы ведения НСИ, систем классификации и кодирования.
  • Регламент ведения и сопровождения Единой системы ведения НСИ, систем классификации и кодирования.
  • Регламент обеспечения доступа пользователей компании к ресурсам Единой системы ведения НСИ и их технической поддержки.

Использовать методику онтологической классификации и кодирования, разработанную специалистами ИНТЕРТЕХ.

Методика позволяет стандартизировать действия специалистов-экспертов при осуществлении ими операций по классификации и кодированию групп (классов) объектов учета, определению свойств (признаков) классов и их значений, построению навигационных иерархий.

Методика включает описание типовых запросов пользователей, разбитых на группы по степени неопределенности и неточности формулировок и рекомендации по действиям специалистов (экспертов) службы поддержки.

Внедрить автоматизированную систему, обеспечивающую:

  • поддержку принятой технологии классификации и кодирования информации;
  • доступ пользователей к ресурсам Единой системы ведения и управления НСИ – прямой, через web-интерфейс или через существующие прикладные системы;
  • работу служб сопровождения Единой системы ведения и управления НСИ, систем классификации и кодирования в соответствии с разработанным регламентом.

4. Этапы работ

Ниже приведены основные этапы работ по созданию Единой системы ведения и управления НСИ.

5. Суть подхода

Предлагаемый подход в своей основе опирается на принципы эволюционности, адаптивности, преемственности, стандартизации и унификации, учета человеческого фактора.

Эволюционность развития системы предполагает пошаговый переход к современным принципам ведения и сопровождения корпоративной НСИ. Общая схема такого подхода выглядит следующим образом: старое -> старое + новое -> новое, когда на промежуточных этапах допускается параллельное существование старой и новой систем.

Адаптивность системы к специфике и ландшафтам существующих прикладных систем (включая системы ERP-класса), к используемым различным системам классификации и кодирования, предполагает способность системы интегрироваться с внешними системами.

Преемственность позволяет сохранить все лучшее и ценное, что наработано годами и десятилетиями. Это касается использования потенциала специалистов НСИ, не нарушения функционирования действующих прикладных систем, возможностей миграции и преобразования накопленных информационных массивов.

Стандартизация и унификация регламентов и методики использования и сопровождения корпоративной НСИ, систем классификации и кодирования, что позволяет обеспечивать постоянную актуальность и доступность НСИ в масштабах всей компании.

Учет человеческого фактора подразумевает возможность работы в системе различных категорий пользователей, с разными навыками и «степенью продвинутости» в области информационных технологий, эргономичность дизайна и «дружественность» системных интерфейсов.

6. Программное обеспечение

Ontologiс 4.6 широко используется многими крупнейшими российскими компаниями в качестве платформы для MDM-решений. На данной платформе разработаны и внедрены системы управления НСИ (MDM) в таких компаниях, как ТНК-BP, Татнефть, СИБУР, ИНТЕГРА, Норникель, Трансмашхолдинг, Транснефть, ГОЗНАК, Полюс-Золото, НОВАТЭК и др.

С учетом опыта таких внедрений, компания «ИНТЕРТЕХ» поставляет готовое типовое решение для системы управления НСИ .

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

6.1. Архитектура решения

Состав компонентов решения:

  • сервер приложений;
  • сервер базы данных;
  • интеграционный модуль;
  • клиентские приложения (АРМ-ы).

Используемое для сервера приложений программное обеспечение:

  • IIS 7.5 или выше;
  • .NET Framework 4.5

Используемое для сервера базы данных программное обеспечение:

  • Microsoft Windows Server 2008 R2 Standard или Microsoft Windows Server 2012 R2 Standard;
  • Microsoft SQL Server 2012 Standard или Microsoft SQL Server 2014 Standard;
  • .NET Framework 4.5.

Используемое на АРМ-ах пользователей, экспертов, администраторов ПО:

  • Операционная система: Microsoft Windows 7/8/10, 32 или 64-bit;
  • .NET Framework 4.5;
  • Microsoft Excel 2007/2010/2013/2016;
  • Internet Explorer 11.

6.2. Функциональность системы

Функции поиска данных:

  • поиск по атрибутам записи справочника (наименования и пр.);
  • поиск по текстовым полям с использованием словоформ;
  • таксономический поиск по свойствам/характеристикам;
  • поиск по иерархиям классификаторов/рубрикам навигаторов.

Функции экспорта и печати информации о записях справочника:

  • экспорт данных во внешние файлы в форматах.xls, .txt, .mdb, .xml;
  • печать найденных позиций справочника.

Функции пользователя по актуализации справочника:

  • формирование/редактирование запроса на добавление/изменение позиции справочника;
  • отправка запроса на добавление/изменение позиции в Службу НСИ;
  • мониторинг состояния обработки запроса.

Функции эксперта по ведению НСИ:

  • обработка запроса на добавление/изменение позиции;
  • ведение библиотеки классов (создание/корректировка иерархий);
  • создание/изменение позиций в справочнике;
  • добавление к позиции справочника документов;
  • формирование отчетов, связанных с обработкой пользовательских запросов и актуализацией справочников;

Функции администрирования системы:

  • настройки классификаторов и справочников и связей между созданными таблицами;
  • редактирование структуры справочника (добавление/удаление/изменение формата полей в записи справочника);
  • экспорт-импорт данных;
  • добавление и редактирование функциональных ролей пользователей;
  • регистрация пользователей, назначение функциональных ролей и активация пользователей;
  • архивирование данных и восстановление данных из архива;
  • аудит действий пользователей;
  • настройка и мониторинг работы модулей и компонентов системы (вкл. интеграцию с прикладными системами).

6.3. Информационное наполнение

Решение поставляется с преднастроенной структурой справочников и классификаторов и загруженным демо-контентом. В состав входят:

МАТЕРИАЛЫ (МТР):

  • Классификатор с иерархиями и таксономическими наборами свойств;
  • Справочник со следующими атрибутами: наименование материала, марка, технические характеристики, ссылки на стандарт, на класс Ontologic, на группу материалов и др.;
  • Вспомогательные справочники (группы МТР, единицы измерения и др.).

КОНТРАГЕНТЫ:

  • Справочник контрагентов со следующими атрибутами: наименования контрагента, ИНН, КПП, адреса, контактная информация и др.;
  • Справочник банков.
  • Справочник расчетных счетов контрагентов.
  • Вспомогательные справочники (организационно-правовых форм, адресов и др.).

КАСТОМНЫЕ СПРАВОЧНИКИ И КЛАССИФИКАТОРЫ:

При помощи развитых гибких средств настройки и администрирования, платформа Ontologiс 4.6 позволяет создавать кастомные справочники и классификаторы заданной структуры, в том числе справочники и классификаторы документов, объектов учета и т.д. Также возможна гибкая донастройка существующих структур справочников и классификаторов.

6.4. Возможности интеграции

Средства интеграции решения на платформе ONTOLOGIC 4.6 позволяют настраивать различные сценарии репликации обновлений данных из ЕС НСИ в прикладные системы заказчика с использованием интеграционных шин (SAP PI/XI, IBM WebSphere, и др.) или файлового обмена.


7. Ожидаемые результаты от внедрения системы
  • Централизованное хранилище нормативно-справочной информации, функционирующее в рамках единого информационного пространства Компании, и включающее всю номенклатуру материально-технических ресурсов и других объектов учета, находящихся в распоряжении Компании.
  • Централизация функций ведения нормативно-справочной информации на основе разработанных корпоративных стандартов классификации и кодирования.
  • Единый регламент и технологическая среда доступа пользователей к НСИ, ведение и управление НСИ экспертами (классификатор и справочник) и техническая поддержка системы администраторами.
  • Встроенные в систему программные средства, поддерживающие необходимый уровень безопасности данных и постоянную их актуализацию, исключающие хранение дублированной, ошибочной или устаревшей информации.
  • Интеграция классификаторов и справочников НСИ в действующие управленческие, бухгалтерские и другие системы, позволяющая упорядочить и сократить расходы на процессы ведения нормативно-справочной информации.
  • Оперативное предоставление руководству компании информации, необходимой для принятия эффективных управленческих решений.
8. Почему «Интертех»

ИНТЕРТЕХ является разработчиком и владельцем уникальной методологии и технологии построения классификаторов корпоративного уровня, программного обеспечения «ОК» и наполненных баз данных, что позволяет комплексно «под ключ» решить все описанные выше проблемы.

ИНТЕРТЕХ является профильной компанией , единственной в России занимающейся проблемой классификации и унификации описаний промышленной продукции, товаров, работ и услуг, на высоком научно-техническом уровне, с использованием современных эффективных технологий и методов онтологической классификации. ИНТЕРТЕХ имеет государственную аккредитацию в качестве научной организации.

ИНТЕРТЕХ имеет реальные внедрения своих решений по построению Единых систем ведения НСИ, классификации и кодирования (онтологического классификатор).

ИНТЕРТЕХ ведет полный цикл проектных работ – от консалтинга, включающего обследование и анализ существующих информационных систем, потоков и процессов, выработку рекомендаций по реинжинирингу, разработку нормативно-регламентной и методологической базы, до разработки и внедрения «под ключ» готовых систем.

ИНТЕРТЕХ внедрил в свой производственный процесс и использует систему менеджмента качества в полном соответствии с требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2001.

ИНТЕРТЕХ ведет активное взаимодействие и координацию работ в области классификации с Госстандартом РФ, Минэкономразвития РФ, Минэнерго РФ, Минпромнауки РФ, ТПП РФ.

ИНТЕРТЕХ имеет все необходимые лицензии (ФАПСИ и Гостехкомиссии при Президенте РФ) на право работы с системами защиты информации на территории РФ.

Разработанные ИНТЕРТЕХ системы и решения прошли экспертизу и имеют положительные отзывы ряда министерств и ведомств, в том числе Госстандарта РФ, Минпромнауки РФ, Высшей школы экономики, ТПП РФ, РСПП, Российской Академии государственной службы (РАГС) при Президенте РФ и т.д.

В 21 веке мы вступили в такой период развития, когда представить жизнь без электронно-вычислительных машин и программного обеспечения к ним совершенно невозможно, которые помогают нам в повседневной жизни, увеличивают производительность отдельно взятого специалиста, ускоряют течение времени.

В наш пресвященный и информационный век большое значение имеет быстрый поиск всех интересующих нас вопросов, начиная от способа открывания консервной банки без открывалки и заканчивая запросом нормативного документа федерального уровня.

В наш пресвященный и информационный век большое значение имеет быстрый поиск всех интересующих нас вопросов, начиная от способа открывания консервной банки без открывалки и заканчивая запросом нормативного документа федерального уровня. Любое юридическое действо сопровождается соответствующей документацией. Поэтому в государственном документообороте таких документов еще больше, ведь эта сфера достаточно масштабная.

Любую справочно-информационную базу можно объединить в одно обобщающее название - нормативно-справочная информация . Безусловно, система требует наличия таких сотрудников, которые бы работали с ней. Специально для этого в фирме создается отдел, работа которого целиком посвящена тому, что работники ведут управление НСИ. Ведение нормативно-справочной информации - довольно ответственное дело, требующее обязательного внимания и высокого профессионализма.

Нормативно-справочная информация - это комплекс всех информационных вопросов и ответов на них, которые появляются в самых разных сферах жизнедеятельности человека. Такая система состоит из огромного количества информации, которая передает всю необходимую информацию из различных областей человеческой жизни.

Хорошим примером для понимания НСИ являются специальные справочные информационные базы, представляющие собой перечень нормативных правовых законодательных актов, указов и законов. Такой работой должен заниматься специальный отдел.

Как правило, такой справочник нужен каждому специалисту и учреждению, которые напрямую и в обычные дни сталкиваются с проблемным вопросом получения какого-либо законодательного акта. Абсолютно все законодательные акты хранятся именно в справочниках, их довольно много и часто бывает, что найти необходимый проблематично. А наличие справочников НСИ (кроме того, их классификаторов) в большей мере упрощают дело. Взять, к примеру, самый обычный справочник болезней, в котором любой человек по конкретным симптомам может приблизительно получить наименование своей болезни, а также методы и способы ее лечения. Также НСИ активно применяется в целях решения различных задач, имеющих узкую специализацию и предназначенные для специалистов узкого профиля. Другими словами, любая организация должна иметь при себе специальный отдел НСИ, который, в свою очередь, будет заниматься такими делами, как - ведение информации, управление информации и т.д.

В состав НСИ обычно входят следующие информационно-аналитические компоненты:

  • справочники
  • классификаторы, например, такие как ОКДП, ОКАТУ и т.д
  • различные словари

Все эти данные в целом представляют собой мощный инструмент, способный решать многосложные и многоуровневые задачи.

Особенности и достоинства НСИ

Совокупность нормативно-справочной информации - это довольно мощный инструмент для хранения и качественной систематизации информации, входящей в ее компоненты.

Важным достоинством системы НСИ является возможность создания отчетов любой сложности, что способствует удовлетворению любых, даже самых сложных требований пользователя.

В заключение можно добавить, что системы НСИ - это мощный инструмент работы, которые просто необходимы в любых трудовых процессах каждого предприятия, а также в процессах работы федеральных и муниципальных органах самоуправления.

H4 class="g-subhead">Определение нормативно-справочной информации (НСИ)

Нормативно-справочная информация предприятия представляет собой структурированную определенным образом условно-постоянную информацию, предназначенную в целях формирования и описания бизнес объектов и бизнес-процессов компании.

Чаще всего, нормативно-справочная корпоративная информация состоит из справочников, нормативных документов, словарей, классификаторов и других разновидностей понятий, призванных сформировать объединенное корпоративное пространство информации.

Основу НСИ организации составляют три основные группы:

  • Информационная составляющая. Сюда относятся классификаторы, справочники и нормативные документы.
  • Программно-техническое обеспечение. Сюда входит комплекс программных, а также технических средств, которые предназначены для сбора, хранения и редактирования информации. Также они предназначены для обеспечения доступа к данным.
  • Организационное обеспечение. Сюда относится система регламентов и организационная структура для ведения, контроля и сопровождения процедур анализа и преобразования данных.

Системы, использующиеся для поддержки справочной информации, в настоящее время, пользуются высоким спросом у заказчиков и проектных интеграторов. Российские крупные компании стараются не столько приобрести такие системы, сколько принять активное участие в разработке своих программных решений данного вопроса. Быть может, приобретение подобной системы покажется Вам довольно дорогой, но поверьте, что она того стоит.

НСИ в организациях и фирмах

Компании, которые первоначально обратили внимание на высокую значимость систем по поддержке нормативно-справочной информации и вложившие свои средства в их разработку, уже сегодня получают неплохую прибыль.

Существует несколько основных причин, по которым руководители крупных компаний стараются пользоваться системами нормативно-справочной информации в своих организациях:

  • Необходимость интеграции информационных систем, что, в свою очередь, позволит заметно снизить затраты организации на самые различные процессы ведения НСИ;
  • Возможность использовать единую систему кодов справочной информации - это позволит автоматизировать генерирование корпоративной отчетности;
  • Возможность заметно повысить уровень достоверности и качества нормативно-справочной информации с помощью устранения возможности дублирования данных;
  • Уменьшение затрат на получение и обработку нормативно-справочной информации без потери качества этой информации.

УДК 004.37.01

А.Х. Жиляев,
Институт информатики и
проблем регионального управления
КБНЦ РАН, н.с., г.Нальчик.

Введение

Создание единого информационного пространства – необходимое условие эффективного управления различными объектами, будь то предприятие, ведомство, регион или государство. Формирование единой среды предполагает интеграцию управленческих процессов, сопровождающуюся нормализацией информационных потоков. Часто, перемещение информации на разных уровнях и частях объекта управления поддерживается различными информационными и учетными системами. Соответственно, возникает необходимость интеграции этих систем. Набирающие силу процессы глобализации мировой экономики, есть – по сути – интеграционные процессы. Такие интеграционные задачи особенно актуальны для России в связи с предстоящим вступлением во Всемирную Торговую Организацию (ВТО).

Задача интеграции информационных и учетных систем состоит из двух взаимосвязанных частей: интеграции данных и следующей за ней интеграции приложений. Выполняя интеграцию данных, следует провести унификацию и стандартизацию нормативно-справочной информации (НСИ). .

НСИ - это условно-постоянная часть всей информации в информационной системе (ИС), в отличие от текущей информации, формируемой непосредственно в процессе работы в ИС. В состав НСИ входят: справочники, словари, линейные и иерархические списки, классификаторы, реестры, кодификаторы, данные из которых используются при формировании текущих документов.

Для обозначения подобной справочной информации в англоязычной литературе используется термин Master Data (мастер-данные, основные данные), а задачи управления ею получили название Master Data Management (MDM).. Однако, в русском языке сейчас чаще применяется понятие нормативно-справочная информация (НСИ), которое появилось в дисциплинах, касающихся управления народным хозяйством, еще в докомпьютерные времена. В данном случае определение “нормативная” отражает тот факт, что проблема создания справочников должна решаться с учетом отраслевых, государственных и международных стандартов.

Если сегодня такие термины как, например, АСУ (Автоматизированные Системы Управления) или ИС (Информационные Системы) стали уже привычными, то аббревиатура «СУ НСИ» (Система Управления Нормативно-Справочной Информацией) нередко вызывает недоумение. Даже тот смысл, который лежит за ее расшифровкой, понятен зачастую только специалистам. НСИ – это не просто база данных, а сложно организованная система с множеством перекрестных ссылок между отдельными справочниками и классификаторами. Особенно важен механизм поддержки актуальности справочной информации. Требования к полноте, точности и актуальности информации в системе НСИ гораздо жестче, чем в обычной БД, так как при функционировании любой информационной системы, в том числе АСУ, информационное наполнение прикладных задач зависит от данных НСИ. НСИ является "фундаментом" всей ИС и управление этой системой должно быть централизованным. На рисунке 1. данные НСИ показаны нижним уровнем, "информационным фундаментом" всей структуры ИС.

Рис. 1 Уровни информационной системы

Именно централизованное ведение системы НСИ, подчиненное единому регламенту и обеспеченное единой технологической средой, позволяет поддерживать унификацию данных, полноту, целостность и актуальность всех входящих в ее состав справочников и классификаторов. Следовательно – иметь эффективно работающую ИС, решающую реальные задачи.

Разработка полноценного программного обеспечения для управления НСИ началась всего несколько лет назад. Ведущие производители программного обеспечения в последнее время уделяют все больше внимания средствам управления НСИ (в англоязычном варианте MDM, Master Data Management – управление основными данными).

Решение задач интеграции трудно представить без централизованного управления НСИ. Проблема управления НСИ возникает даже в таких автоматизированных и информационно обеспеченных структурах как банки или страховые компании. Системы управления НСИ позволяют не только аккумулировать данные из нескольких объединенных банковских систем, например, для формирования отчетности по нескольким учетным системам; но и решать задачи оперативного управления НСИ.

В России отсутствует единый центр формирования НСИ, аналогичной ГОСТам. И, хотя, в последнее время вступили в силу новые законы, связанные с разработкой и обращением электронных технических документов, они еще не оказали заметного влияния на ситуацию.

Роль НСИ в информатизации региона

Важная роль в реализации стратегии развития сферы информационных технологий в нашей стране принадлежит региональной информатизации. В последнее время в субъектах Российской Федерации активизировались работы по использованию информационных технологий во всех сферах жизнедеятельности регионов. Этому способствовало проведение федеральными органами государственной власти ряда мероприятий и принятие нормативных документов в сфере использования информационных технологий на федеральном, ведомственном, региональном и муниципальном уровнях. Одним из таких документов, призванным способствовать решению задач по комплексной информатизации региона является постановление Правительства РФ "О порядке формирования и использования базовых классификаторов, справочников и реестров при оказании государственных и муниципальных услуг в электронной форме" от 31.08.2010 г.

Особая роль НСИ отводится также в программах информатизации отраслей и ведомств. Например, в опубликованном 31 марта 2010г. проекте Концепции Информатизации Здравоохранения особо подчеркивается, что информационные системы в здравоохранении должны проектироваться с учетом стандартов и регламентов и базироваться на единой НСИ. (В состав НСИ, применяемой в сфере здравоохранения, социального развития и трудовых отношений Российской Федерации входит всего 163 различных классификаторов и справочников)..

На уровне региона – цель реализации инфраструктуры НСИ в автоматизированных системах управления – создание единой системы справочников и классификаторов, используемых в государственных (муниципальных) информационных системах субъекта РФ, а также формирование базовых учетных реестров, обеспечивающих сбор и хранение предоставляемой информации по основным объектам управления регионом. Система управления НСИ, являясь централизованным хранилищем и единственным поставщиком общей НСИ для всех инфраструктурных и ведомственных информационных систем региона должна обеспечить информационную совместимость локальных информационных систем и приложений «электронного правительства» субъекта.

Очевидно, следующим шагом в развитии сферы информационных технологий в РФ должна стать последующая интеграция ведомственных, региональных и муниципальных ИС на федеральном уровне. Эта задача интеграции государственных ИС настолько сложна, что помимо стандартизации документов (например, на основе XML) и инфраструктуры интеграции в виде программного обеспечения, маршрутизации XML-документов, нужны усилия государства и в области стандартизации описания данных.

Примером инициативы в этой области является стандарт e-GMS (UK GoverNmeNt Metadata StaNdard), принятый в Великобритании. . Многие страны взяли за основу, так называемое «Дублинское ядро», включающее 15 элементов описания информации:

  • заголовок;
  • автор или создатель;
  • тема и ключевые слова;
  • описание;
  • публикатор;
  • другие контрибуторы;
  • дата;
  • тип ресурса;
  • формат;
  • идентификатор ресурса;
  • источник;
  • язык;
  • связи;
  • область (coverage);
  • управление правами.

Помимо самих элементов в «Дублинском ядре» имеются, так называемые, уточнения элементов, например: «Дата создания», «Дата публикации», «Дата окончания действия» и пр. Страны могут не только использовать это ядро, но и добавлять к нему любые дополнительные элементы, которые они считают необходимыми. Кроме того, первым инструментом при поиске информации, как правило, является просмотр категорий. Поэтому в рамках инициатив разработки стандартов на государственные метаданные определяются стандарты на список категорий (инструмент первичного поиска без использования ключевых слов).

Выводы

При знакомстве с законодательством, направленным на регулирование вопросов оказания государственных и муниципальных услуг в электронном виде, и организацию межведомственного информационного взаимодействия на государственном и муниципальном уровнях, видно:

  • фактическое отсутствие в нормативных правовых актах обязательных для выполнения требований к стандартизации информационных технологий и программного обеспечения, используемого в государственных информационных системах, необходимых для обеспечения межведомственного обмена информацией;
  • отсутствие в нормативных правовых актах единых чётких требований к справочникам, классификаторам и схемам данных информационных систем, используемых в межведомственном информационном обмене;
  • отсутствие в нормативных правовых актах единых и обязательных для реализации всеми федеральными, региональными и муниципальными органами власти механизмов предоставления информации и оказания государственных услуг в электронном виде. .

На сегодняшний день, как в РФ, так и за рубежом, основная сложность реализации проектов в области оказания электронных услуг на государственном, региональном и муниципальном уровнях, а также, аналогичных межведомственных проектов, в условиях, когда требуются существенные усилия по интеграции данных и приложений, заключается не в применении тех или иных конкретных технологий, а в организации процесса принятия соответствующих стандартов и согласования архитектур информационных технологий различных организаций и ведомств.

Проекты в области оказания электронных услуг на государственном, региональном, муниципальном и ведомственном уровнях, которые осуществляются правительствами разных стран, предусматривают следующие основные типы стандартов:

  • стандарты данных;
  • стандарты межведомственного обмена информацией;
  • стандарты метаданных (и поиска информации);
  • стандарты безопасности.

Нужна единая современная методология ведения НСИ, иначе, по мере увеличения количества данных, система окажется неуправляемой.
Должны быть детально прописаны регламент и методика наполнения справочников и классификаторов, иначе будет чрезвычайно сложно обеспечить качественную и упорядоченную работу экспертов по ведению НСИ. Нужно четкое разграничение сфер компетенции и ответственности пользователей НСИ и экспертов по ее ведению.

Необходима высокоэффективная современная технология и система управления НСИ, решающая задачу многопользовательского доступа к ней с возможностью физического разграничения полномочий, реализующая взаимодействие пользователей с экспертами и обеспечивающая легкое масштабирование системы при наращивании как самой базы НСИ, так и количества обслуживающих экспертов.

Литература:
1. "Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации" (утв. Президентом Российской Федерации 07 февраля 2008 г. № Пр-212);
2. Проект постановления Правительства РФ "О порядке формирования и использования базовых классификаторов, справочников и реестров при оказании государственных и муниципальных услуг в электронной форме" от 31.08.2010 г.
3. "Обзор НСИ", Издание Минэкономразвития, 2010г
4. "Концепция создания информационной системы в здравоохранении на период до 2020 года», 2010г.
5. Полотнюк И. "Метаданные как базис интеграции", PC Week/RE (492), 2005г.
6. Ray Wang, Rob Karel. «Trends 2008: Master Data Management» 2008.

Создание единой системы управления нормативно-справочной информацией (НСИ) поможет решить целый комплекс проблем, вызванных множественностью точек ввода НСИ, отсутствием единых стандартов ведения НСИ и недостаточной квалификацией персонала.

Результат внедрения централизованной системы управления НСИ - приведение записей корпоративных справочников к стандартному, легко идентифицируемому виду, устранение неактуальной и дублирующейся информации, организация единой точки ввода, обработки и контроля содержимого справочников. Все это предоставляет возможности для улучшения качества консолидации учетных данных, упрощение задач подготовки бухгалтерской отчетности и отчетности по МСФО, оптимизации материальных запасов, повышения качества управленческих решений.

Централизованное управление нормативно-справочной информацией с DATAREON

Специалисты DATAREON имеют значительный опыт систематизации нормативно-справочной информации , разработки единых регламентов использования и ведения НСИ, внедрения специализированных автоматизированных систем управления НСИ на базе MDM-системы «1С:Предприятие 8. MDM Управление НСИ ». В рамках выполненных проектов специалистами DATAREON проводилась экспертная обработка записей справочников МТР, услуг, контрагентов, справочников финансового блока, организационной структуры и управления персоналом.

Успешный опыт работы в области управления НСИ, апробированные на практике эффективные методики и собственная экспертиза позволяют DATAREON оптимизировать использование ресурсов предприятий-клиентов в результате автоматизации управления НСИ.

Для уточнения, каким образом автоматизация управления нормативно-справочной информацией может быть полезна и экономически целесообразна именно для вашего предприятия, пожалуйста, обращайтесь к нам .

Что такое нормативно-справочная информация (НСИ)?

Нормативно-справочная информация - условно-постоянная составляющая общей корпоративной информации. Она используется при регламентации деятельности компании, обеспечивая "сшивку" данных, сопровождающих бизнес-процессы компании. Другими словами, НСИ - это ядро единого информационного пространства организации, включающее в себя набор справочников, словарей, классификаторов, стандартов, регламентов, используемых в деятельности предприятия.

Предпосылки для организации централизованного управления нормативно-справочной информацией

Создание единого информационного пространства - необходимое условие эффективного управления современными крупными и средними предприятиями. Формирование единой среды предполагает интеграцию управленческих процессов, сопровождающуюся нормализацией информационных потоков. Часто перемещение информации на разных внутрикорпоративных технологических участках поддерживается различными информационными и учетными системами. Соответственно, возникает необходимость интеграции этих систем.

Задача интеграции информационных и учетных систем состоит из двух взаимосвязанных частей: интеграции данных и следующей за ней интеграции приложений. Выполняя интеграцию данных, предприятию следует провести унификацию и стандартизацию нормативно-справочной информации.

Для чего необходимо централизованное управление НСИ

  • Рациональная работа корпоративной информационной системы в целом
  • Повышение достоверности и полноты первичной учетной и консолидированной отчетной информации
  • Обеспечение совместимости учетных и отчетных документов
  • Централизация ответственности за качество нормативно-справочной информации
  • Использование качественной (актуальной, полной, непротиворечивой, достоверной, унифицированной) нормативно-справочной информации всеми пользователями информационных и учетных систем предприятия
  • Рост эффективности принимаемых управленческих решений и оперативного контроля ключевых производственно-экономических показателей в результате консолидации стандартизованных данных НСИ

Справочник «Структура предприятия » содержит иерархию функциональных подразделений предприятия всех видов – административных, производственных и т.д.

Справочник может иметь любую глубину иерархии, при этом используется иерархия элементов. Это значит, что учетной единицей и объектом планирования может быть любое подразделение в иерархии.

Приведем пример иерархии подразделений:

Администрация

Бухгалтерия

Дирекция

Коммерческая служба

Отдел сбыта

Группа розница

Группа опт

Отдел снабжения

Производство

Вспомогательное производство

Ремонтный цех

Инструментальный цех

Основное производство

Заготовительное производство

Литейный цех

Участок 1

Участок 2

Кузнечный цех

Сборочное производство

Из этого примера видно, что производство может быть структурировано до подразделений (участков, секторов, групп, отделений) с любым уровнем вложенности.

С точки зрения подсистемы управления производством, подразделение трактуется как исполнитель этапов графика производства, соответственно в ресурсных спецификациях для каждого этапа определяется подразделение –исполнитель этапа.

Перечислим реквизиты производственного подразделения,значения которых необходимо определить в подсистеме «Управление производством».

График работы. Выбирается из справочника «Графики работы».


Элемент этого справочника определяет расписание работы – время начала и окончания работы отдельно на каждый день недели и отдельно – на все предпраздничные дни. Для каждого дня недели можно отдельно указать время начала и окончания работы согласно графику, причем временных отрезков работы может быть несколько на день недели, например, с 8.00 до 13.00 и с 14.00 до 18.00. График работы для подразделения необходим для того, чтобы процедура расчета графика производства могла определить количество часов работы, доступных в подразделении, на каждый календарный день.

Склад материалов. Склад, на котором формируется потребность в материалах согласно графику производства для запланированных этапов в подразделении. На этом складе ведется проверка наличия материалов для выполнения этапа. При необходимости, для номенклатуры и характеристики материала можно настроить отдельные склады материалов, на которых будет проводиться проверка их наличия.

Интервал планирования . Определяет, какой интервал будет применяться для подразделения при расчете графика производства по этапам. Варианты: «День», «Неделя», «Месяц».


При необходимости, возможен вариант «Час »,для использования этого интервала необходимо включение соответствующей функциональной опции.

Критерии выбора интервала планирования для подразделения – соответствие длительности типичных этапов, выполняемых в подразделении, и длительности интервала. Например, если большинство этапов в подразделении имеют длительность не более нескольких дней, то разумно использовать интервал «День». Если типичная длительность этапа существенно превышает неделю, то разумно использовать интервал «неделя».

Увеличение длины интервала сверх необходимой приводит к заметному росту длительности производства продукции, т.е. к «растяжению» графика производства во времени.

Чрезмерное уменьшение длины интервала приводит к слишком высокой временной детализации графика производства, что может осложнить работу локального диспетчера.

Способ управления маршрутными листами . Эта настройка используется при управлении Маршрутными листами, выполняемыми в подразделении.


Варианты:

    «Методика ББВ/УББВ». Расписание выполнения МЛ формируется для ключевых РЦ, контроль выполнения МЛ производится по прохождению МЛ предварительного и завершающего буфера.

    «Пооперационное планирование». Расписание формируется для всех РЦ и операций маршрутного листа. Дополнительно нужноуточнить «Способ планирования» -«Вперед» или «Назад».

Склады (складские территории)

Склад с точки зрения планирования производства, является объектом производственной системы, обеспечивающим потребности производственных подразделений в материалах и полуфабрикатах.

При расчете графика формируется график потребностей на складах в материалах и полуфабрикатах (номенклатура, характеристика, количество, интервал планирования).

Склад, с которого «запитывается» производственное подразделение по умолчанию – определяется реквизитом подразделения.

Но не наоборот: реквизит «Подразделение» в справочнике «Склад» не влияет на планирование (и служит для учетных целей).

Можно задать более детальное определение обеспечивающего склада - для подразделения и номенклатуры, характеристики исходного компонента.

Бригады и состав бригад

Бригада является непосредственным исполнителем работ по этапу (операций) в цехе. Для учета выработки сотрудников по Маршрутному листу локальный диспетчер формирует документ «Бригадный наряд», в котором указывает бригаду, и виды работ которые выполнила бригада согласно Маршрутному листу.

Бригада состоит из сотрудников. Состав бригады устанавливается документом «Формирование состава бригады », и действует с даты, указанной в документе.


Если требуется детализация нарядов до отдельных сотрудников, то в справочнике «Бригады» формируются бригады, состоящие из одного сотрудника.

Виды рабочих центров, рабочие центры

Виды рабочих центров предназначены для описания производственных мощностей подразделения. Виды рабочих центров имеют доступный фонд времени работы в интервалах планирования, который заполняется при назначении этапов производства на интервалы при расчете графика производства.

Вид рабочего центра состоит из конкретных рабочих центров, например, единиц оборудования. Синоним вида рабочих центров – «Группа взаимозаменямых рабочих центров».

Примеры рабочих центров:

- Единица оборудования

- Рабочее место

- Группа рабочих (бригада или объединение по профессиональному признаку)

- Сотрудник

- Единица оснастки


Для расчета выполнимого графика производства, соответствующего максимальной пропускной способности производства, необходимо выделить для этапов ресурсных спецификаций загружаемые виды рабочих центров в каждом подразделении, которые могут ограничивать пропускную способность при выполнении этапа.

Реквизиты вида рабочих центров следующие:

Флаг«Планировать работу». Если флаг включен, этот вид РЦ можно выбрать в этапекак загружаемый вид РЦ. Флаг включается у видов РЦ подразделения, которые могут оказаться «узким местом» подразделения.

Максимальная доступность (час, мин, сек). Определяет максимальную длительность обработки одной партии этапа в интервале подразделения, к которому принадлежит вид РЦ. По одной партии этапа не может быть назначена длительность обработки в интервале большая, чем максимальная доступность.


В текущей версии УП2 настройки видов РЦ, сохранив описанную суть, уже несколько изменились. Теперь флажками можно задать:

- Учитывать ли доступность времени РЦ в составлении графика на верхнем уровне. И если да, то будет ли этот РЦ загружаемым или нет.

- Задействовать ли РЦ в управлении производством по Маршрутным листам на нижнем уровне.

На следующей схеме показана структура и взаимосвязь справочников «Структура предприятия», «Виды рабочих центров», «Рабочие центры».


Ввод доступного времени рабочих центров

Для ввода фонда доступного времени рабочих центров по интервалам используется документ «Доступность рабочих центров». В шапке документа выбирается подразделение, вид рабочего центра, период документа.

Табличная часть документа разворачивается по колонкам - интервалам подразделения (например, дням) в периоде документа.


В строке табличной части нужно выбрать рабочий центр, принадлежащий Виду рабочего центра, и по интервалам-колонкам указать количество часов доступности на каждый интервал.

Ресурсные спецификации

Ресурсная спецификация как сетевой график

Известны различные типы спецификаций, например – конструкторские спецификации, пооперационные технологические карты маршрутов,«расцеховки», как маршруты прохождения детали по подразделениям.

Наиболее общий способ описания процесса изготовления любого изделия – это сетевой график.

Ресурсная спецификация описывает сетевой график изготовления изделия.

Узлами сетевого графика в таком описании являются взаимоувязанные между собой этапы производства, последовательно или параллельно выполняемые подразделениями в процессе изготовления изделия или полуфабриката. В одном подразделении – один или несколько выполняемых этапов.

Дуги – взаимозависимость между этапами, показывают, по завершению каких этапов можно начинать следующие этапы.

Сетевым графиком удобно описывать любой производственный процесс – в дискретном, непрерывном производстве, в строительстве, в проектной деятельности.

В общем случае сетевой график может содержать не только факты передачиизделий между подразделениями, но и факты передачи результатов работ.

Результат работ, передаваемый между цехами, не обязательноимеет материальное выражение. Передача результата из подразделения в другоеподразделение, так чтобы другое подразделение могло выполнить свою часть работы– не обязательно связано с передачей неких изделий. Изделие может, например, находиться в одном подразделении или перемещаться по мере необходимости, при этом работы над изделием могут выполнять другие подразделения.

В этапы производства может входить не только изготовление изделий, но и подготовка производства, настройка оборудования, разработка документации,обучение, монтаж и т.д.

Ресурсная спецификация в предельном случае может включать в себя все этапы изготовления продукта, в соответствии с иерархическим деревом структуры продукта. В простейшем случае ресурсная спецификация состоит из одного этапа производства. Такая ресурсная спецификация называется одноэтапной.

Пример ресурсной спецификации, как сетевого графика с этапами-узлами показан на следующей схеме:


Структура ресурсной спецификации

Структура ресурсной спецификации, как объекта конфигурации, показана на следующей схеме:


Ресурсная спецификация содержит:

Список выходов,

Список материальных входов,

Список трудозатрат (по видам работ),

Список этапов.


По каждому входу, выходу, трудозатрате в многоэтапной ресурсной спецификации нужно указать этап, в котором потребляется вход (трудозатрата) или производится выход.

На входах этапов указываются исходные компоненты (материалы, услуги) поступающие извне в производственный процесс, описываемой спецификацией.

Т.е. это те компоненты, которые для данного этапа не являются выходами других этапов этой же спецификации.


Для материального входа - полуфабриката можно включить флаг «Производится в процессе » и соответственно выбрать Ресурсную спецификацию, по которой необходимо произвести данный полуфабрикат. В результате данная ресурсная спецификация будет«достроена» от данного входа «вниз» другой ресурсной спецификацией. Таким образом, можно из отдельных спецификаций составить полное дерево готовой продукции, в виде каскада спецификаций.

Такой каскад спецификаций используется при формировании спецификации для конкретной строки заказа на производство. В спецификацию строки заказа копируется весь каскад связанных ресурсных спецификаций.

В реквизите «Оптимальное количество передачи между этапами » можно указать количество партии изделия (результата работ), которое целесообразно передавать между этапами. При расчете графика производства количество этапа разбивается на данные партии, и каждая партия планируется отдельно, исходя из времени доступности загружаемых видов РЦ.

Нормативная трудоемкость в ресурсной спецификации, а такжев технологических операциях маршрутных карт, указывается в разрезе «Видов работ ».

Вид работ – аналитика, по которой вводятся расценки труда рабочих, и учитывается выработка рабочих. Наименование вида работ может содержать кроме описания самих работ, еще и требуемый разряд рабочих и их профессию. Для вида работ задается ее единица измерения, например, часы или шт. изделий.


По каждому виду работ в периодическом регистре сведений «Расценки » можно указать действующую расценку на единицу вида работ.

Этапы ресурсной спецификации

Ресурсная спецификация может быть одноэтапной или многоэтапной.

Если спецификация одноэтапная – реквизиты единственного этапа редактируются непосредственно в форме спецификации. Если спецификация многоэтапная – то спецификация содержит список этапов. Для редактирования реквизитов этапа нужно открыть отдельную форму этапа из списка этапов.


Последовательность выполнения этапов определяется реквизитами этапа: «Номер этапа», «Номер следующего этапа». По номеру этапа иномеру следующего этапа выстраиваются связи между этапами в виде сетевого графика этапов.

Реквизиты этапа определяют основные параметры планирования этапа:

Подразделение, в котором выполняется этап. Для этапа определяется только одно подразделение. Если одни и те же этапы могут выполняться в разных подразделениях – то необходимо создавать разные ресурсные спецификации

Одновременно производимое количество. Р азмер партии или объем работ, для которого нормируется время выполнения этапа. Например, если в реквизите указана единица, то время выполнения этапа нормировано на единицу.

Флаг «Планировать работу видов РЦ» . Определяет способ нормирования длительности этапа.

    Флаг включен. В этапе необходимо указать, какие виды РЦ будут загружены этапом и длительность обработки одновременно производимого количества на загружаемом виде рабочего центра. Эти виды РЦ могут оказаться «узкими местами» при выполнении графика производства, поэтому рассчитывается их загрузка в графике. Кроме того, необходимо указать предварительное (до обработки на загружаемом виде РЦ) и завершающее буферное время. Буфера в графике производства занимают отдельные интервалы. Напомним, что если время обработки до загружаемого вида РЦили после намного меньше длительности интервала, то указание буферных времен может привести к неоправданному захвату буферами целых интервалов и соответственно, к неоправданному увеличению длительности этапа в графике производства.

    Флаг выключен. В этапе указывается время его выполнения, для любого количества партии. Считается, что за это время этап будет выполнен в любом случае, независимо от количества в этапе. Флаг можно выключить в этапах, выполнение которого не связано с обработкой на загружаемых видах РЦ («т.н. «узких местах»), соответственно, считается, что подразделение при выполнении такого этапа имеет (относительно подразделений с «узкими местами») неограниченные производственные мощности.

Флаг «Непрерывный » этапа определяет,можно ли разбивать в графике выполнение этапа на несколько не соседнихинтервалов.

    Если флаг включен – то этап выполняется непрерывно и может располагаться в графике только в соседних интервалах.

    Если флаг выключен – то выполнение этапа можно прерывать, т.е. часть этапа повремени можно быть расположена в графике в одном интервале, а часть – в другом,не примыкающим к первому, интервале.

Критерий непрерывности – хоть одна операция внутри этапа является непрерывной и сопоставима с длительностью интервала. К таким операциям относятся, например, термообработка, покраска, сушка и т.д.

Различие между планированием «прерывных» и «непрерывных» этапов показано на следующей схеме: