Майя пильдес гимназия 56. Майя Пильдес: "У каждой школы есть имя и фамилия

Школа должна быть по-хорошему консервативна

56-я гимназия Петербурга в последние годы стала чем-то вроде парадного портрета всего петербургского образования - да и, честно сказать, российского тоже. Однако - помимо нескрываемой гордости за образцово сделанную работу - это добавляет гимназии и массу проблем. Причем таких, какие большинству городских школ даже и не снились. Главная, например, звучит так: как не застыть не пьедестале и куда двигаться дальше. Гость газеты - директор 56-й Майя Борисовна ПИЛЬДЕС.

Майя Борисовна, вам не скучно жить? Ведь добились всего, чего хотели...

А вы разве можете предположить, чего мне хотелось? Вряд ли. Потому что я по жизни всегда стремилась к лидерству, была лидером и лидером остаюсь - и не вижу смысла этого стесняться. Но лидерство в моем конкретном случае - вещь не только сугубо индивидуальная, но и вполне коллективная. Наша гимназия - действительно лидер в современном образовательном процессе. Еще раз в этом убедилась несколько дней назад, когда пришлось заседать в жюри конкурса российских школ в рамках нацпроекта «Образование». Коллеги, представляя свои проекты - кстати, замечательные настолько, что я лично завидовала, - не раз говорили: а это вот мы подсмотрели у Майи Борисовны, это - на сайте 56-й вычитали, а это - по опыту Петербурга... Не скрою, было приятно.

Я, честно говоря, после визита в вашу гимназию в приятном шоке: как будто попала в то будущее, из которого к нам в свое время Алиса Селезнева пожаловала. Представить не могла, что дети в школе могут быть чем-то иным, кроме орущей толкающейся стаи, что в школе не страшно развешивать зеркала на каждом шагу и ставить светлые диваны, что классы похожи на офисы каких-нибудь суперкорпораций...

Вы знаете, этот ряд можно продолжать до бесконечности. И мы действительно тихо радуемся и диванам, и зеркалам, и тому, что на столах в классах вы не найдете царапин... Не потому, что дети у нас какие-то особенные: мы берем всех, кто к нам хочет. Просто нашим воспитанникам делать всякие гадости - некогда. Они постоянно заняты на уроках, они ведут насыщенную интеллектуальную жизнь. Это одна из главных целей всего процесса организации жизни школы - и образовательного, и воспитательного.

Считаю, что школа должна быть по-хорошему консервативна. Ее основа - то, что школу делает школой, - внутренняя дисциплина и дисциплина ума. Добиться их оптимального сочетания сложно - особенно с учетом той вакханалии вседозволенности, что царит за школьным порогом. Но если «это» захлестнет и школу - последствия будут ужасными. И потому школа должна быть авторитарна - в хорошем значении этого слова, от авторитета учителя до приоритета знаний.

А как же инновации?

Я к ним отношусь суперпозитивно - но только в том случае, если они обеспечивают развитие. Если нет - они просто не нужны. Надеюсь, в нашей гимназии мы нашли оптимальное сочетание. Свидетельство чему - победы во всех тех конкурсах и смотрах, которые нам интересны. Мы доказываем и себе, и родителям, и детям, что мы - хорошая, успешная школа, что мы воспитываем успешных людей, способных добиться счастья.

Мы трижды получали по миллиону за счет побед в программах нацпроекта «Образование» и сумели на эти деньги сделать очень многое. Однако с 2009 года выделение грантов для школ на федеральном уровне прекратится, они останутся только для учителей.

А как же подушевое финансирование, на которое в Петербурге перешли раньше других регионов страны?

Считаю переход на подушевое финансирование безусловным благом. Да и новые условия оплаты труда учителей, разработанные комитетом образования, безусловно, помогли петербургскому учительству. Но вопросы все же остались. В нашей гимназии 2500 учеников, за обучение каждого город нам платит по 25 тысяч рублей. А в Москве - по 98 тысяч! А в Нижнекамске школе, которая может быть предметом мечтаний любого ученика и его родителей, почти 10 миллионов было выделено на 558 учеников вдобавок к «подушной» цене региона. Кстати, в «нашу» сумму включаются абсолютно все расходы школы - в том числе на оборудование классов и оплату коммунальных услуг. А в «московскую» - расходы на ЖКХ и на оборудование не входят.

Но если государство гарантирует право на образование и равный доступ к нему, оно должно установить оптимальную стоимость образования в расчете на каждого ученика - с тем, чтобы эта сумма давала возможность выполнить государственные образовательные стандарты. А уж регионы имели бы право лишь добавлять к этой сумме, но никак не отнимать. Увы, ни Минэкономики, ни Минфин, ни Минобразования так и не знают, сколько «стоит» ученик...

Насколько, на ваш взгляд, городские чиновники понимают проблемы петербургской школы?

Комитет по образованию многое делает, чтобы подтянуть все школы города к какому-то приемлемому сегодня уровню. И это явно удается. Нас, директоров школ, похоже, понимают, выслушивают, мы работаем в очень тесном контакте. Но ведь в школе все развивается прецедентами - в том числе и процесс рождения школ-лидеров. И вот тут, мне кажется, нужна штучная работа. Лидеры - а к ним я по праву отношу и нашу гимназию, и ряд других школ города - не должны останавливаться. Иначе нашему первенству скоро придет конец. Как и лидерству Петербурга в этой сфере - а мы, город в целом, вполне вправе им гордиться.

Мне кажется, стоило бы подумать о системе петербургских грантов для лучших школ. Пусть это будут 20 - 30 миллионов в год для 3 - 5 победителей. Для лучших - и тогда у школ города появится вдобавок к моральному весомый материальный стимул развития. Сумма не слишком велика. Ее, мне кажется, можно выделить даже без дополнительного финансирования - ведь в пересчете на каждую школу города это порядка 20 - 30 тысяч рублей, которые можно собрать в городскую копилку. Но эти деньги будут работать как никакой другой рубль в системе образования. Если лидеров поддержать, все остальное мы сделаем сами. И это не голые обещания: наш опыт показывает, что мы на это способны.

Наша справка

Майя Пильдес - пионервожатая, учитель, директор. В «своей» школе (потом гимназии) уже 18 лет. Добилась строительства нового здания на Чкаловском проспекте, потом - превращения гимназии в крупнейший на Северо-Западе РФ образовательный комплекс. Сейчас в нем дошкольное отделение, две начальные, средняя и старшая школы, центр дополнительного образования, ППМС-центр и загородная база отдыха. Трижды ее гимназия становилась победителем общероссийского конкурса в рамках нацпроекта «Образование», дважды - победителем конкурса «Лучшие школы России».

С 1992 года заслуженный учитель, с 2005-го - народный учитель РФ. Награждена орденом Почета. Член Общественного и Межведомственного советов при Министерстве образования РФ, координационного совета Всероссийского педагогического собрания.

Беседовала Марина ГЛЕБОВА, фото Натальи ЧАЙКИ

, РСФСР , СССР

Пильдес, Майя Борисовна - директор Государственного бюджетного образовательного учреждения «Академической Гимназии № 56» Петроградского района Санкт-Петербурга , кавалер Ордена Почёта (2000), Народный учитель Российской Федерации (2005).

Карьера

В настоящее время является членом Общественного Совета Министерства образования и науки РФ Минобрнауки , членом координационного совета Всероссийского педагогического собрания. Майя Борисовна считает:

«Современная школа - это та школа, в которой руководитель смотрит не в завтрашний, а в послезавтрашний день»

Напишите отзыв о статье "Пильдес, Майя Борисовна"

Отрывок, характеризующий Пильдес, Майя Борисовна

Под предлогом увода раненых не расстроивать ряда! Каждый да будет вполне проникнут мыслию, что надо победить этих наемников Англии, воодушевленных такою ненавистью против нашей нации. Эта победа окончит наш поход, и мы можем возвратиться на зимние квартиры, где застанут нас новые французские войска, которые формируются во Франции; и тогда мир, который я заключу, будет достоин моего народа, вас и меня.
Наполеон».

В 5 часов утра еще было совсем темно. Войска центра, резервов и правый фланг Багратиона стояли еще неподвижно; но на левом фланге колонны пехоты, кавалерии и артиллерии, долженствовавшие первые спуститься с высот, для того чтобы атаковать французский правый фланг и отбросить его, по диспозиции, в Богемские горы, уже зашевелились и начали подниматься с своих ночлегов. Дым от костров, в которые бросали всё лишнее, ел глаза. Было холодно и темно. Офицеры торопливо пили чай и завтракали, солдаты пережевывали сухари, отбивали ногами дробь, согреваясь, и стекались против огней, бросая в дрова остатки балаганов, стулья, столы, колеса, кадушки, всё лишнее, что нельзя было увезти с собою. Австрийские колонновожатые сновали между русскими войсками и служили предвестниками выступления. Как только показывался австрийский офицер около стоянки полкового командира, полк начинал шевелиться: солдаты сбегались от костров, прятали в голенища трубочки, мешочки в повозки, разбирали ружья и строились. Офицеры застегивались, надевали шпаги и ранцы и, покрикивая, обходили ряды; обозные и денщики запрягали, укладывали и увязывали повозки. Адъютанты, батальонные и полковые командиры садились верхами, крестились, отдавали последние приказания, наставления и поручения остающимся обозным, и звучал однообразный топот тысячей ног. Колонны двигались, не зная куда и не видя от окружавших людей, от дыма и от усиливающегося тумана ни той местности, из которой они выходили, ни той, в которую они вступали.
Солдат в движении так же окружен, ограничен и влеком своим полком, как моряк кораблем, на котором он находится. Как бы далеко он ни прошел, в какие бы странные, неведомые и опасные широты ни вступил он, вокруг него – как для моряка всегда и везде те же палубы, мачты, канаты своего корабля – всегда и везде те же товарищи, те же ряды, тот же фельдфебель Иван Митрич, та же ротная собака Жучка, то же начальство. Солдат редко желает знать те широты, в которых находится весь корабль его; но в день сражения, Бог знает как и откуда, в нравственном мире войска слышится одна для всех строгая нота, которая звучит приближением чего то решительного и торжественного и вызывает их на несвойственное им любопытство. Солдаты в дни сражений возбужденно стараются выйти из интересов своего полка, прислушиваются, приглядываются и жадно расспрашивают о том, что делается вокруг них.
Туман стал так силен, что, несмотря на то, что рассветало, не видно было в десяти шагах перед собою. Кусты казались громадными деревьями, ровные места – обрывами и скатами. Везде, со всех сторон, можно было столкнуться с невидимым в десяти шагах неприятелем. Но долго шли колонны всё в том же тумане, спускаясь и поднимаясь на горы, минуя сады и ограды, по новой, непонятной местности, нигде не сталкиваясь с неприятелем. Напротив того, то впереди, то сзади, со всех сторон, солдаты узнавали, что идут по тому же направлению наши русские колонны. Каждому солдату приятно становилось на душе оттого, что он знал, что туда же, куда он идет, то есть неизвестно куда, идет еще много, много наших.

Гимназию №56 знают в Петербурге многие. Она славится творческим подходом к обучению, передовыми технологиями и учениками, которые выигрывают всевозможные олимпиады и конкурсы. О том, как устроен процесс обучения в этой школе «Диалог» поговорил с ее директором Майей Пильдес.

Как по вашему, что главное сейчас в образовательном процессе в современной школе?

Главной фигурой образовательного процесса всегда будет учитель с его глубокими знаниями того предмета, который он преподает, психологии, физиологии, методики. Фигура учителя – это главный и двигатель всей системы, и ее вдохновитель, и притягательная сила. Обаяние учителя, любовь к нему детей, его любовь к детям – это не требует никакого инновационного вмешательства. Только слово учителя, его взгляд и его интерес к предмету дают такой результат, которого мы все ждем. Никакое высокотехнологичное оборудование не может его заменить.

Но все же, какие инновационные методики преподавания вы используете?

Все-таки мы живем в XXI веке, и сегодня высокие технологии шагнули так далеко, что дошагали до школы. Сегодня мы можем предоставить учителю самые широкие возможности для современного обучения. Когда лет 8-9 назад в нашей школе появились первые интерактивные доски, и я была на уроке геометрии в классе, где начали изучать стереометрию, я увидела это чудо, так скажем, мультипликации. Ребенок ведет пальчиком, и у него все рисуется. Сейчас в руках у учителя огромная сила для того, чтобы ребенок увидел, понял, представил себе, сконструировал сам. Я считаю, что величайший прорыв в образовании – это использование такой интерактивной техники. Я вижу, как на доске строится график, а рядом в пробирках что-то булькает. Я понимаю, как это друг от друга зависит. Это величайший шаг вперед.

Сейчас мы приобретаем 3D-проекторы с программой для урока биологии. Человек надевает очки и видит, как клетка делится, например. Если к учителю, который обладает знаниями, харизмой, любовью добавить современные технологии, это делает процесс обучения интересным и зажигающим. Это очень важно, потому что ребенок будет хорошо учиться, когда ему будет интересно и у него будет получаться. Современное высокотехнологичное оборудование дает возможность получать удовольствие от того, что происходит в классе. Приход в школу дистанционного обучения делает возможным из самого глухого уголка увидеть уроки лучших учителей. Тут должны быть два компонента: хороший учитель и эта техника.

Вы говорите, что учитель – главная часть образовательного процесса. Как вы подбираете своих сотрудников? Какими качествами они должны обладать?

Они должны обладать качествами, о которых легко рассказать, но очень трудно найти даже в таком большом городе, как наш, и в такой престижной школе, как наша. При первой встрече с учителем мне очень важно, как он выглядит. У нас почему-то это очень недооценивается. Для меня очень важно, чтобы он был завораживающе хорош собою в любом возрасте. Дети должны видеть, что учитель не с постели встал и прибежал в класс, а готовился к встрече с ними: подобрал правильную одежду, надел красивые туфли, привел себя в порядок. Педагогический облик – это такая же важная составляющая, как и глубокие академические знания, увлечения, которыми он тоже обязан обладать.

Дальше я смотрю на образование, которое получил человек. Я, правда, никогда в жизни ни у кого не спрашивала эту вкладку с оценками. Мне неловко. Но то, какой вуз закончил человек, имеет вес. Меня, конечно, интересует предыдущий опыт работы, а если я беседую с молодым специалистом, то интересует, что его привело в школу. Ну не заработок же! При всех этих отборах конечно ничего не стоит ошибиться, Так же как и стопроцентно попасть в цель. Для меня это очень большая проблема.


От выпускников 56-ой гимназии я слышала, что у вас бывают творческие уроки. Какие необычные методики используются здесь?

В школе должно быть интересно. Ученики должны сюда ходить с радостью, с восторгом открытий, познания, осознанием того, что к ним уважительно и хорошо относятся. Например, у нас необыкновенный праздник 1 сентября. В этом году мы отмечали первое сентября на «Сибур-Арене». Еще у нас есть праздник «Достояние года» в БКЗ Октябрьский, выезды старшеклассников. Эти выезды — самое любимое творческое дело: надо и костюмы подготовить, и номера какие-то, подготовиться к интеллектуальным творческим играм, к спортивным состязаниям. Наши ребята приходят в школу не 1 сентября, а 25 августа, и с этого времени что-то придумывают.

Множество родителей приезжает посмотреть на выступление детей. А дети, старшеклассники, не стесняются показать родителям, как они поют и танцуют. В этом есть высокий педагогический эффект. Я очень горжусь этим. Сами уроки у учителей интереснейшие, познавательные. Я говорила вам об интерактивных досках, они стоят в каждом классе. Еще очень важны проекты, которые готовят дети, научно-исследовательские работы. У нас даже есть предмет «Учебно-исследовательская деятельность». Он идет в 9 классе. В рамках этих уроков ребята пишут работы, делают групповые и индивидуальные проекты.

В двадцатых числах марта обязательно будет научно-практическая конференция, где дети будут выступать с докладами. Еще будет праздник песни, праздник танца. У нас в школе шесть хоров. В них поют дети с первого класса и до одиннадцатого. Это им очень нравится. У нас много направлений: есть химико-биологические, технологические, физико-математические, социо-гуманитарные, филологические классы. Дети учатся с удовольствием, и это очень большое благо. Я очень рада тому, что эта творческая атмосфера, которая живет в педагогическом коллективе и передается детям, и поддерживается родителями, дает хорошие результаты.

Насколько сложно учиться в вашей школе?

Учиться у нас непросто. Мне кажется, учиться вообще тяжело, — тяжелее, чем работать. В школе – тяжелее, чем в вузе, потому что в старших классах, например, я все должна учить: и химию, и биологию, и физику, и географию. Вообще учеба – это тяжелый труд.

У вас есть отбор детей?

Нет, кто первый пришел, тот наш.

Почему?

А зачем конкурс проводить?

Для того, чтобы выбрать тех, кто подходит именно вам.

Нам подходят все, кто хочет учиться. Кто плохо учится – будет отчислен. Бывают дети, у которых возникают проблемы с учебой. Для того, чтобы устранить сложности, есть психологи. Они выявляют, почему учеба не успешна и что-то советуют родителям. Дети есть разные. Есть дети, которые не могут учиться в большом коллективе, им нужно там, где 5-7 человек в классе. Им порекомендуют. Умные родители нас послушают. Есть дети, которые с большим удовольствием после 9 класса пойдут и в колледжи, и в лицеи. Они будут получать профессию и станут очень успешными людьми. Есть дети, которым нужно обязательно учиться, закончить 11 класс и выполнить главную мечту учителя, ребенка и родителя – поступить в вуз.

У нас непросто учиться, но мы следим за каждым и понимаем всех. Если создать правильные условия, то практически все могут учиться. Нет, конкурс я проводить среди учащихся не буду. Пока они еще сами за себя не отвечают: все зависит от того, как семья и школа организуют их обучение. А когда они сами за себя начинают отвечать, здесь работает закон. Мы всем даем великолепные равные возможности. Каждый берет их по-разному.

Принято считать, что школа – это такое очень косное учреждение…

Да, рутинное такое место.

…с незыблемыми традициями, которые передаются из поколения в поколение.

Я за традиции и за добрый консерватизм! В 56-ой школе никогда не отказывались от формы. Когда началась демократическая вакханалия в 90-е годы: хоть в халате ходи в школу — наши дети всегда ходили в форме. Это косность или стремление к корпоративному порядку, который меняет человеческое мышление? Конечно, последнее. У нас дети не лежат за партами, а встают, когда входят взрослые. Традиция – это вообще то, чем школа живет. Система разрушается, если не соблюдать два важных принципа: не развивать ее и уничтожить ее традиции. У нас принято вполне консервативное поведение, уважительные, доверительные отношения «взрослый-ученик», жесткое расписание, достаточно серьезная дисциплина. Это нисколько не мешает школе быть современной. Традиция – это нравственная память поколения, а, может быть, и поколений. Она важна в семье, в культуре, в школе.


фото: Андрей Куликов / ИА «Диалог»

Как тогда правильно сочетать новации и традицию?

Это очень просто. Школа должна развиваться. Иначе она погибнет. Развитие может быть в разных вещах. Можно развивать идею. Вот мы выбрали идею педагогики успеха, и теперь для нас это великая традиция. Что касается технологий обучения, они обязательно должны идти вперед, должны быть современными. Есть такие чудаки, которые при помощи мела и тряпки могут научить детей, но массовая школа не может обладать большим количеством таких чудаков. Здесь должны быть люди, которые владеют современными технологиями, которые дают возможность расширить процесс обучения, сделать его понятнее, нагляднее. Когда я училась в школе, у нас были большие плакаты. Их в классе показывали. Наглядные пособия. Вы можете сегодня себе представить современную школу, которая на драном картоне что-то показывает? Сегодня включат компьютер, покажут это на большом экране.

Это у вас. А я легко себе могу представить такую школу.

А что значит «у вас»? У нас нет никаких дополнительных средств, у нас нет ничего того, чего не может быть в любой школе. У нас что, другое финансирование? У нас обычное государственное бюджетное образовательное учреждение. Первый грант в миллион рублей мы получили, выиграв его по национальному проекту образования в 2006 году. Тогда мы купили интерактивные доски. Мы участвовали в конкурсах, получали гранты, приобретали оборудование. А кто мешает другим школам участвовать в конкурсах? Никто. Придумывайте! Заявляйте! Показывайте! И у вас тоже все будет! Просто если наша школа взялась участвовать в конкурсе, мы его выиграем, потому что нам есть, что предъявить. У меня, как у хорошей хозяйки, в голове и в бухгалтерии все бюджетные деньги разложены в специальные ячейки. Я работаю с бюджетом. Мы расходуем деньги грамотно и правильно, вот и все. У нас нет никаких платных образовательных услуг, мы не зарабатываем деньги. Единственное – мы сдаем в аренду часть помещения. Там расположена известная стоматологическая клиника. В ней лечат наших детишек и еще нам за это деньги платят. Еще депутаты дают деньги. Вот, председатель ЗакСа Вячеслав Макаров нам помогает.

То есть просто нужно стремиться?

Просто надо хотеть. Я могу вам сидеть и рассказывать, что ничего нет. И ничего не будет! А меня за этот стол посадили, чтобы было! И мое дело – правильно хозяйствовать. Мы целенаправленно шли к этому, и пришли. Пусть так будет у всех. Здесь все очень просто: если я хочу, чтобы моя школа была такой, — она будет. Если я хочу, чтобы здесь пахло только пирожками, а не туалетом, — будет так. А я знаю школы, в которые я войду, и будет пахнуть туалетом. Мне очень стыдно за них. Я пришла 25 лет назад работать в 56-ую школу, в самую плохую в Петроградском районе. Она даже средней не была. Сегодня 56-ая гимназия на таком уровне. Захотите — все будет. Я в это верю. Я вообще считаю, что любую проблему можно решить организационными средствами.






Кстати о проблемах. Наверное, непросто привлечь работать молодых учителей: платят мало, профессия не очень модная…

Много не платят, но, в общем-то, не так уж и мало. У меня пополнение молодыми обеспечено тем, что к нам приходят работать наши выпускники. В нашей школе работает много счастливых людей, поэтому наши выпускники с удовольствием выбирают педагогический университет. Потом они возвращаются к нам, если есть вакансия. Еще есть люди, которые специально приезжают к нам. Например, участники конкурса «Учитель года». Иногда я выискиваю в Интернете. Я хочу, чтобы школа была молодой. Мы создаем условия для этого. Сейчас в коллективе много молодых, талантливых. Для очень многих людей важно участвовать в большом интересном деле или иметь такие условия работы, как у нас, или работать в знаменитой школе. Таким образом сюда народ и собирается. Наше дело людей заинтересовать, дать им возможность проявить себя, что мы удовольствием и делаем. Так мы задерживаем молодежь. Школа – это не место несчастных людей или неудачников. Школа – это место счастливых людей, потому что здесь должно быть интересно, — и детям, и взрослым. Весь мир — театр, а люди в нем актеры. Если люди — актеры, то им должны аплодировать. Школа – это место, где аплодируют людям. Наша задача — создать подиум для демонстрации всех талантов учителей. Слагаемые успеха образовательного учреждения — это новые технологии, традиции, творчество и, конечно, зарплата. Средняя зарплата у нас такая, как положено. У учителей с мая месяца с учетом отпускных в среднем 46 тысяч. В общем, достойно. Начинающим тяжело, но у нас есть премии. Например, по результатам ЕГЭ педагогов, ученики которых написали ЕГЭ больше чем на 90 баллов, мы премируем независимо от возраста и опыта. Подготовил таких учеников – вот тебе премия. Я не хочу эти деньги просто так раздавать. Их нужно давать за что-то. Это очень важно, это стимулирует людей.

У вас в школе введена форма, есть эмблема. То есть вы стараетесь поддерживать корпоративный дух. Насколько это объединяет людей?

Школьная жизнь, возрастной период с 7 до 17 лет, – это не подготовка к будущей жизни, не репетиция того, что будет. Это жизнь, которую человек проживает. Она уже никогда не повторится. Я с большим удовольствием перенимаю все, что я вижу на западе. Я поехала в одну из первых командировок и увидела, что, например, в Бельгии у каждой школы есть животное-талисман. Это было примерно в 1992-1993 году. Тогда мы решили придумать свой тотем. Мы думали-думали, придумали бобра. Мы с коллегами как-то не задумывались о том, что он что-то там портит в природе, но то, что он строит хатки и что он трудяшка, нам очень нравилось. Из этого выросла целая история. К примеру, наши отличники получают в конце учебного года диплом «Золотой бобер». У нас есть книга, в которую вписаны все эти дети. Их там уже великое множество. Этот «бобер» недавно стал еще и зеркальным для тех учителей, которые подготовили победителей олимпиад городского и всероссийского уровня. Зеркальный он, потому что в ученике как в зеркале отражается учитель. Такая у нас бобриная семья. В этом году гимназия стала академической и на нашего бобра мы надели конфедератку. Форма, бобер – вот вам уже и корпоративный дух. Ведь это потом и в жизни будет очень важно. Форма, в которой дети ходят, вечера, которые мы проводим для учителей, премии, которые мы придумываем (например, педагогический «Оскар», который у нас называется «Звездный час»). Это все элементы корпоративной культуры.


фото: Андрей Куликов / ИА «Диалог»

Вы сказали, что эта премия для отличников. Теперь я представляю, как вы работаете с теми, кто хорошо учится. А вот с теми, кто плохо?

Бороться с недостатками – это путь в никуда. Развивать нужно достоинства коллектива и человека. Это же гимназия. Мы что, должны их заставлять учиться? Мы предоставили им потрясающие возможности для хорошей учебы. Мы для них сделали все. У нас шикарные классы, прекрасные учителя, интересная жизнь, много экскурсий, поездок. Хочешь – бери. Не хочешь – твои проблемы. Это не значит, что мы на них не обращаем внимания. У нас работает большая служба психологов. У них много программ, в том числе и преодоления неуспешности в учебе. Маленьким детям надо помогать. Чего их ругать? А старших ругать бесполезно. Не хотят учиться – пусть не учатся здесь. Тратить свою энергию и время на бездельников я не буду. Если надо помочь, мы поможем. В 10 классе объяснять лоботрясу, что нужно учиться, а прогуливать – плохо и бессмысленно, я не буду.

Вы много лет работаете в этой школе…

Да я ее построила, что уж тут лукавить!

Что вас заставляет продолжать?

Меня ничего не заставляет. Это моя жизнь. Я это очень люблю. Это мое детище. Оно мне досталось дорого. Я заплатила собственным здоровьем, но пока я еще могу, с удовольствием это делаю. Я люблю этих людей. Это мои самые близкие друзья. Это мое все. Я это сделала. Я хотела этого. Меня никакие дальние должностные перспективы никогда не интересовали более того, что я имею. Это уровень моей компетенции. Я так полагаю, что я хороший знаменитый директор хорошей знаменитой школы. Это греет мое самолюбие, не буду скрывать. Это мой успех. Государство очень высоко оценило мои заслуги, и я очень благодарна ему за это. Сколько я еще могу, буду работать. Я знаю, кому я это дело передам потом.

Беседовала Маша Всё-Таки / ИА «Диалог»

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга

Пильдес, Майя Борисовна - директор Государственного бюджетного образовательного учреждения «Академической Гимназии № 56» Петроградского района Санкт-Петербурга , кавалер Ордена Почёта (2000), Народный учитель Российской Федерации (2005).

Карьера

Родилась 30 апреля 1951 года в Ленинграде . После окончания средней школы работала старшей пионервожатой в школе № 183 Дзержинского района с преподаванием ряда предметов на английском языке и обучалась в ЛГПИ им. А. И. Герцена на факультете русского языка и литературы. В 1972 году была награждена Знаком ЦК ВЛКСМ «Лучшему вожатому».

После получения высшего образования в 1974 году была переведена на должность руководителя политмассового отдела Дома пионеров и школьников Дзержинского района Ленинграда, где возглавляла работу со старшими пионервожатыми и районным пионерским штабом. Работу в ДПШ совмещала с работой учителем русского языка и литературы в школе № 193 Дзержинского района. С 1981 года работала заместителем директора школы по учебно-воспитательной работе.

Возрождение Гимназии № 56

В 1990 году назначена директором школы № 56 Петроградского района, в которой работает по настоящее время. В 1991 году школа получила статус Гимназии. С 2002 года Гимназия № 56 стала крупнейшим в Северо-Западном регионе образовательным комплексом, включающим в себя дошкольное отделение, две начальные школы, среднюю и старшую школы, центр дополнительного образования и психолого-педагогический медико-социальный центр. В 2004 и 2007 годах Гимназия № 56 стала победителем конкурса «Лучшие школы России». В 2006, 2007, 2008 и 2009 годах Гимназия № 56 стала победителем конкурса образовательных учреждений, внедряющих инновационные программы, в рамках приоритетного национального проекта «Образование», причем все четыре раза возглавила петербургский список учреждений-победителей, набрав наибольшее число баллов.

Пильдес Майя Борисовна в 1994 году получила звание Заслуженный учитель Российской Федерации , в 2000 году награждена Орденом Почёта , а в 2005 году ей присвоено звание

Майя Пильдес ушла с поста директора 56-й гимназии. Создатель самой элитной петербургской школы, руководитель с 28-летним стажем в разговоре с «Фонтанкой» заявила, что ее никто не обижал.

Светлана Холявчук/Интерпресс

«Это исключительно мое решение», – заявила «Фонтанке» экс директор школы №56 Майя Пильдес. Почти за 30 лет ей удалось из обычной восьмилетки сделать школу, куда стремится золотая молодежь Петербурга, в которой учатся родственники губернатора Георгия Полтавченко, спикера ЗакСа Вячеслава Макарова, дети менеджеров «Газпрома», футболистов «Зенита», бывшего министра обороны Сердюкова.

На выпускные к 56-й гимназии подъезжают лимузины, снимаются самые дорогие рестораны и клубы. На родительских форумах нередко можно встретить споры о том, что перевешивает чашу весов – «понты» и вседозволенность, почти легальная курилка или блестящая учеба, творчество и золотые медали выпускников.

56 гимназия свой статус получила не сразу. В 1990 году Майе Пильдес, на тот момент завучу 87 школы, до этого работавшей в Доме пионеров, предложили возглавить восьмилетку на Пудожской улице. «За полгода мы стали средней школой. А в 91-м уже были победителями конкурса школ России. Это все благодаря замечательной команде», – говорит экс-директор.

Следующий этап, после которого к школе стали относиться с придыханием, наступил в 1996-м. «Нам дали здание на Чкаловском, 35, его нужно было отремонтировать, а год - кризисный. В 1996 году приезжала Наина Ельцина, помогла, но не деньгами, поддержал Собчак, Яковлев. Им я говорила, что еще в 1996 году губернатору некуда было приезжать на 1-е сентября, а в 1997 такая школа появилась. Нас поддерживали все - и ныне покойный Антон Губанков, и Кирилл Набутов. Представляете, в стране заводы стоят, а школа строится и открывается», – рассказывает Майя Пильдес.

С тех пор школа расширялась, получила помещение детского сада с бассейном, концертным залом, зимним садом, здание на Крестовском, на Каменноостровском. Получила статус авторской школы и гимназии, а также дважды становилась призером всероссийских конкурсов. Всего в школе учится почти 2,5 тысячи человек в 97 классах, работает 600 педагогов. Каждый год в 56-й набирают 9 первых классов.

«Родители каждый год приходят и говорят: «Может, можно как-то нас без очереди взять?». Я каждый раз развожу руками: у нас все по закону. Попасть к нам действительно сложно, но никогда мы с родителей за это денег не берем. Они нам очень помогают потом, но вовсе не за то, что мы взяли их детей. Именно благодаря папам и мамам мы устраиваем праздники в «Октябрьском», елку в «Сибур-Арене», устраиваем выезды».

Родители учеников приходят и уже после того, как их дети оканчивают школу. «Звонят, советуются, навещают, приходят и выпускники, даже звездные, например, Зара и Стас Пьеха заглядывают к учителям», – говорит Пильдес.

14 августа Пильдес написала заявление об уходе с поста директора. А ее место занял заместитель Сергей Данилов, с которым они вместе работали еще в бытность пионерской организации.

«Сделала это я потому, что школа должна развиваться, а я уже не такая молодая. Нужно, чтобы никакие катаклизмы и бури не портили работу коллективу. А Сергей Данилов будет продолжать мое дело, я же далеко не ухожу и останусь курировать методическую работу и общественные проекты, – добавляет Пильдес. – Школа - это главное мое достояние и детище, ради него надо работать по 12 часов, а для меня это уже сложно. Такое решение я приняла сама, и главное напишите, что меня никто не обижал, а то в комитете по образованию уже спрашивают».

Как говорит Майя Пильдес, школа - это не только красивые стены (хотя у 56-й они действительно красивые), школа - это люди. «К нам приходят работать наши выпускники. Знаете почему? Потому что они видят, что их учителя - счастливые люди».

Если от руководства школой Майя Пильдес отказалась, то в Общественной палате Петербурга, в коллегии при комитете по образованию, в жюри конкурса «Учитель года» она намерена остаться. Вероятно, в будущем году ей могут предложить и еще одну почетную должность. В 2012 году директор 56-й гимназии входила в предвыборный штаб Владимира Путина, собеседники «Фонтанки» не исключают, что и в этот раз ее пригласят поддержать главного кандидата.

Ксения Клочкова, «Фонтанка.ру»