Корова — священное животное Индии, бык Нанди — вахана Шивы. Запрет на говядину в Индии

Индия всегда притягивала внимание нашего человека, и нередко это внимание оборачивается симпатией к «стране контрастов». Постоянный автор «Реального времени» Наталия Федорова рассказывает о своем опыте знакомства с культурой и обычаями этой страны. Сегодня вашему вниманию - первая часть ее заметок, посвященная священному животному индусов.

«Что, будешь поклоняться священной корове?»

Пожалуй, это первое, что говорили мои родственники, когда узнавали, что я интересуюсь культурой Индии и собираюсь там пожить какое-то время. И правда, идея о какой-то священной корове кажется смешной и наивной тем, кто, как и я, был воспитан в городе и воспринимает корову не иначе как миролюбивое животное, источник молока и мяса. Ну или таким добрым героем мультфильмов в белом чепчике и фартуке. Чему же здесь поклоняться?

Когда я изучала историю Индии, меня удивил тот факт, что в 1914-1917 годах, когда индийские деревни поразила засуха и индийцы умирали от голода, их традиции и гордость не позволяли им даже подумать о своем многочисленном скоте как о пище. Тогда мясо в Индии могли есть только люди низших сословий, причем дозволялось им только мясо диких животных. И до сих пор в некоторых районах Индии не разрешается публично продавать говядину.

В популярных закусочных в Индии продаются гамбургеры, но мясо там - курятина или баранина. Религиозные индусы, каковых в стране немало, никогда не будут есть говядину. В прежнее время благочестивые индийцы отказывались от животной пищи вовсе, но сейчас, как рассказала мне моя подруга, вышедшая замуж за индуса и живущая долгое время в этой стране, они едят рыбу и курицу, правда, нечасто, например раз в неделю.

Однако жителями Индии являются не только люди, придерживающихся традиций индуизма, запрещающего убийство коров, но и мусульмане, которым их религия, как известно, разрешает употреблять в пищу говядину. И под влиянием западных идей индийцы постепенно все менее строго придерживаются своих правил. И, к слову, Индия сегодня на третьем месте по экспорту говядины в мире.

Коровы, гуляющие по дорогам

В небольших индийских городках, которые я посещала, а также на окраинах городов побольше коровы, гуляющие по дорогам, - это обычное явление. Машины, велосипеды и мотоциклы вынуждены безропотно объезжать их, а пешеходы - обходить. Это могут быть как молодые телочки или телята, шеи которых обвязаны цветными ленточками или увешаны колокольчиками, так и взрослые и даже старые коровы. Можно просто подойти и погладить корову, и она посмотрит на тебя своими большими темными влажными глазами. Причем в Индии распространены коровы белого окраса, на тонких изящных ногах, с небольшим покатым горбом и некрупным телосложением. Здесь не выращивают мясистые и грузные породы, которые принято разводить в России.

А можно даже покормить корову, купив у уличного торговца задешево связку бананов. В святых местах местные жители даже зарабатывают тем, что продают со своих телег пучки свежескошенной травы, которые паломники могут предложить гуляющим по тротуарам коровам.

Однако сейчас я нарисовала вам картину глазами сентиментального путешественника. Правда же состоит в том, что все эти гуляющие по дорогам коровы - в основном бездомны. Они раньше принадлежали беднякам, которые не смогли их содержать, возможно, они уже состарились и не могут давать молоко, или же это быки, на пищу для которых у хозяев нет денег. Так что это - коровы-бомжи. Справедливости ради надо сказать, что сердобольные индусы иногда кормят бездомных скитающихся по улицам коров, когда те подходят к их домам, они выносят какую-то еду и не прогоняют их.

И хотя это забота, она, конечно, недостаточная. Многие коровы очень худые, они лежат на дорогах или в тени деревьев и питаются они не только травой и листьями, но и, к сожалению, пакетами и другим пластиковым мусором, который здесь в большом количестве разбросан повсюду. Нередки случаи, когда, наевшись пакетов, коровы умирают. Кроме того, их все чаще сбивают на скоростных шоссе. И есть еще один печальный факт: если раньше индус ни за что не продал бы свою корову на убой, даже умирая с голоду, сегодня нравы таковы, что бедняки нередко продают своих коров мусульманам, которые пускают их на мясо и кожу.

Почему коров почитают?

Я рассказала вам о проявлениях уже деградирующей индийской культуры, однако сама по себе философия почитания коров очень глубока и заслуживает внимания. И свой рассказ о ней я начну не из Индии, а из российской глубинки, из старой полузаброшенной деревни на берегу реки Камы, где доживает свой век 90-летняя Любовь Федоровна Крылова. Мне довелось общаться с ней в течение многих часов, когда я собирала воспоминания старожилов. Любовь Федоровна всю жизнь проработала дояркой в колхозе. Вот ее слова: «Состарилась моя корова Милка, повезли ее в заготконтору, на тележку погрузили. Я и сейчас не могу вспоминать. Я ее привязала. А она на меня оглянулась, да давай мне руки лизать да мычать. Кормилица. Мы же молоко ее пьем. Я не могу. Они как люди, эти коровы. Я коровье мясо есть не могу из-за этого. Никак не могу говядину есть. Они как люди. Вот у всех характеры какие-то. Я дояркой работала. Привяжешь 16 голов. Которая больно умница, а которая бесстыжая. Она свое съест и рядом полезет. А хозяйка-то обернется да жалуется: му-у-у. Дескать, она у меня съест все. Ну как сочесть? Как люди прямо, я не могу».

Кормилицы, матушки - такими словами русские крестьянки называли своих коров. И каждый индус, не отступивший от своих традиций, может понять Любовь Федоровну. В Индии корову так и называют - гомата («го» - корова, «мата» - мать). О том, что корова является священным животным, сообщают многие богооткровенные писания. Например, в них говорится, что у человека всего семь матерей - та, что его родила; та, что кормила его своим молоком; жена духовного учителя; жена священника; жена царя; мать-земля и мать-корова. Та, что вскормила нас своим молоком, является нашей матерью. Поэтому если мы пьем грудное молоко коровы, то она наша мать.

У любви индусов к коровам есть еще одна важная причина. В Индии сильна традиция поклонения полубогам - представителям различных сил природы, богу ветра, богу огня и так далее. Над всеми этими полубогами стоит Верховный Бог, личность, у которого много имен, и среди них главные Кришна и Говинда. Говинда переводится как «тот, кто любит и защищает коров». Писания содержат историю о том, что однажды Бог родился в этом материальном мире в обычной деревне как очаровательный мальчик, он вместе с другими мальчиками пас телят, играл на флейте и лакомился маслом, йогуртом, сандешем и другими вкусностями, сделанными из молока. Его особым расположением пользовались коровы. В писаниях говорится, что в духовном мире Господь точно так же забавляется со своими друзьями, окруженный коровами, которых там называют Сурабхи, потому что у них неистощимые запасы молока, льющегося из их вымени от сильной материнской любви к Говинде.

Культура поклонения этому образу Господа очень сильна в Индии, и в различных древних храмах вы можете видеть изображения счастливых коров вокруг танцующего и играющего на флейте прекрасного пастушка с кожей голубоватого цвета.

Есть ли у коров душа?

Большинство из нас, наверное, никогда не задавались этим вопросом. Я тоже прежде не думала об этом. Традиционные для нашей местности религии содержат заповеди о запрете на убийство, но трактуется это именно как запрет на убийство человека. А так как, согласно авраамическим религиям, животные лишены души, они предназначены в пищу людям. Однако ведическая философия утверждает, что каждое живое существо - в том числе муравей, слон, бактерия и корова - это душа, воплощенная в определенном теле в соответствии с поступками, которые она совершала в своей прошлой жизни. Перефразируя известную песню Высоцкого, если живое существо имеет наклонности к свинской жизни, то оно родится свиньей. И чем выше на эволюционной лестнице находится живое существо, то есть чем более развито в нем сознание, тем более греховно будет лишить его жизни. Поэтому есть большая разница между тем, чтобы сорвать и съесть лист салата (который тоже является живым существом), и тем, чтобы убить животное, не говоря уже о человеке. Поэтому убийство коровы считается тяжелым грехом и приравнивается к убийству матери.

Навоз и коровья моча

А теперь поговорим об экономике. В прежние времена богатство исчислялось не по количеству мифических цифр на банковском счете, а по тому, сколько у человека коров и зерна. Именно это было показателем процветания и стабильности общества не только в Индии, но и в других традиционных культурах во многих странах мира.

Писания Индии, которые дошли до наших дней, содержат не только духовные наставления, но и вполне практическое руководство о том, как процветать экономически. Большое внимание в них уделяется коровам. Там говорится, что все пять веществ, которые исходят от коровы, являются чистыми и могут применяться как в кулинарии, так и в медицине. Речь идет о молоке, скисшем молоке (йогурте), топленом масле, навозе и моче.

Навозом можно не только удобрять почву. Навозные лепешки, которые и сегодня сушат на стенах своих домов, стволах деревьев и заборах сельские жители, могут быть использованы при уборке дома. Научно доказано, что навоз обладает антисептическим свойством. Навозом в домах смазываются стены, чтобы не было так жарко летом - он хорошо удерживает прохладу и после высыхания практически не имеет запаха. Также навоз используется для топки печки. Я как-то спросила бабушку, как они в деревне до изобретения фумигаторов и тем более до проведения электричества избавлялись от комаров. Она сказала, что по вечерам они зажигали навозную лепешку, клали ее в железное ведро и ставили посреди избы. От дыма улетали не только комары, но и, как считалось, нечистые духи. Также навоз добавляют в аюрведические средства, лекарства и косметику.

Моча коровы тоже является лекарственным средством. Аюрведические фирмы продают чистую мочу коровы для излечения различных расстройств организма и добавляют ее во многие составы. В Индии есть огромные предприятия, которые разбогатели именно за счет продажи средств на основе продуктов коровы, например, «Патанджали» и «Говардхан».

Раньше люди знали эти секреты, поэтому корова, переставая давать молоко из-за старости или отела, не становилась обузой - не только в этическом, но и в экономическом смысле. То же самое относится и к быкам. Как я уже упоминала, быки используются в сельском хозяйстве до сих пор: на них пашут землю, перевозят грузы, существует система полива, основанная на бычьей силе.

О пользе молока

Священные писания Индии в противовес новомодным теориям о вреде молока рекомендуют пить молоко каждый день. В традиции индусов - пить подслащенное горячее молоко со специями по утрам и вечерам. Жизнеописания святых говорят о том, что многие отшельники и аскеты употребляли в пищу только молоко, поскольку аюрведа утверждает, что молоко содержит все необходимые для здоровой жизни элементы. При этом оно очищает наш разум и способствует нашему духовному развитию.

Индию называют страной коров. Однако современная ситуация такова, что найти в Индии хорошее коровье молоко очень трудно. Пакетное молоко в магазинах - это в основном смесь буйволиного молока с молоком коровы и еще непонятными добавками. Индусы используют его лишь для того, чтобы добавить в чай. И любовь к чаю, привитая англичанами, сегодня так сильна, что многие местные жители просто отказываются от молока. Те же, кто хотят его пить, ищут молочника, который доставляет им молоко от своих коров. Но ручаться за хорошее качество этого молока тоже не приходится - зачастую его также разбавляют. Да и коровы, которых отпускают ходить по улицам и есть все подряд, вряд ли могут дать молоко, полезное для здоровья.

Наталия Федорова, фото Ананты Вриндавана и Индрадьюмны Свами

На 60 дней.
Для граждан РФ и Украины полная стоимость со всеми сборами = 8300 руб .
Для граждан Казахстана, Азербайджана, Армении, Грузии, Молдавии, Таджикистана, Узбекистана, Латвии, Литвы, Эстонии = 7000 руб

Испокон веков корова является священным животным в Индии . Корову нельзя убивать, нельзя прогонять и непочтительно к ней относиться. И гуляют они везде, где только их священной душе вздумается: спокойно полеживают себе на оживленных улицах индийских городов, заходят в храмы и магазины…

Корова — священное животное в Индии — на улицах городов

Священное животное безмятежно прилегло на улице Варанаси

Еще одно священное животное, тоже — Варанаси

К коровам в Индии отношение очень уважительное, и они эти чувствуют. Священная корова может не только медитативно стоять (или лежать) на проезжей части посреди потока машин, но также медитативно брести навстречу людскому потоку, а если зазеваешься и окажешься на ее пути, то не раздумывая боднёт с чувством своей полной правоты. Меня боднула священная корова, когда я шла по узкой улочке Варанаси в толпе людей и оказалась на ее пути. Синяк на бедре был большой и красивый. Говорят, это к счастью 🙂

А на ночь они паркуются на улочках рядом с мото-рикшами.
Припаркованные ночные коровы в Хампи

Корова — олицетворение матери-Земли

Считается, что великий бог Шива явился на свет из уха коровы. Произошло это великое событие в , небольшом древнем паломническом городке в штате Карнатака на берегу океана.
Богиня Притхиви, олицетворяющая Землю, приняла образ коровы, и из ее уха появился Шива.
Говядину в пищу индусы не употребляют.
Во многих штатах Индии убийство коровы приравнивается к убийству брахмана.

Бык Нанди — вахана (ездовое животное) великого бога Шивы

В индуистском пантеоне у каждого бога есть вахана — ездовое животное, на котором он передвигается. Это ездовое животное часто является символом самого божества.
Ваханой великого Шивы служит бык Нанди.
Бык Нанди перед храмом Хампи

Скульптура быка Нанди обязательно размещается перед входом в любой храм Шивы или внутри храма головой к алтарю.
Храм Шивы в Кедарнате

Бык Нанди в индуизме является самостоятельным объектом почитания.
Священное животное перед храмом в Махешваре

Священный бык Нанди перед самым высокогорным храмом Шивы в Тунгнате

А перед древним тысячелетним храмом Шивы в Махабалипураме — целый отряд священных каменных быков Нанди.

Ледовая пещера Гомук в Гималаях — «пасть коровы»

На севере Индии в Гималаях находится исток самой священной индийской реки — Ганги. Ганга берет начало в ледовой пещере, которая называется Гомук, что в переводе означает «пасть коровы». Опять же — коровы, а не тигра или обезьяны. Эта ледовая пещера с истоком Ганги — одно из самых сакральных мест Индии с очень мощной энергетикой.

Пещера Гомук — «пасть коровы»

Использование продуктов, получаемых от коровы

В религиозных ритуалах индусы широко используют продукты, которые дает корова: молоко и топленое масло гхи. Это лишний раз говорит о святости этого животного.
Молоком и маслом гхи поливают Шива-лингамы в храмах во время пуджи и преподносят их в качестве подношений индийским богам.
Коровьи лепешки тоже идут в дело — ими отапливают дома, предварительно высушив на солнце.
Фото из Варанаси. Этот человек сушит коровьи лепешки прямо на гхатах.

Коровьим навозом в смеси с песком и водой обмазывают жилища. Получается экологически чисто и тепло.
Фото из деревни близ Манду

Ранголи с изображением коровы на празднике Понгал в Индии

В Индии проводится праздник урожая «Понгал», празднуется он три дня. В эти дни коровам раскрашивают яркой краской рога и украшают их цветочными гирляндами. А перед домом рисуют ранголи — узоры счастья — с изображением упитанной красивой коровы.
Ранголи со священным животным в Махабалипураме

Священные худющие коровы штата Химачал-Прадеш, Индия

Фактически, такие упитанные коровы в Индии встречаются не часто, в большинстве своем они тощие-худющие. Когда они бродят по улицам мегаполисов и питаются чем бог пошлет, то это понятно. Но когда в зеленом влажном туманном штате Химачал на зеленой сочной траве встречаешь таких же тощих коров, как в Дели, то это непонятно и удивительно.
Видимо, это горные гончие священные коровы.

Еще одно замечательное индийское животное — слон!
Смотрите видео, как в Хампи купают розового храмового слона.

Как и во многих других городах по всему миру, в индийских городских общинах много бродячих собак, которые живут рядом с людьми. Но самая большая проблема Индии - это не собаки, а коровы. Каждый месяц они становятся причиной тысячи дорожно-транспортных происшествий, блокируют движение и распространяют болезни. Правительство давно в курсе проблем, возникающих из-за того, что коровы свободно передвигаются по оживленным городским дорогам, но никто, кажется, не знает, что с этим делать.


Бродячие коровы были частью индийской городской жизни на протяжении многих лет, но в последние годы, с развитием инфраструктуры и увеличением числа автомобилей, они доставляют все больше проблем. Городские коровы не боятся движения, поэтому нередко можно увидеть, как они невозмутимо расхаживают посреди дороги. Насилие к ним неприемлемо, так как коровы считаются священными, причинение им вреда злит индусов, поэтому люди должны держать гнев под контролем, независимо от того, насколько плохи дела.


Тот факт, что в Индии есть бездомный скот, напрямую связан с его священным статусом в преимущественно индуистской стране. Убой запрещен на большей части государства, поэтому, когда коровы и быки перестают нести какую-либо пользу или становятся слишком большим финансовыми бременем, владельцы просто выставляют их на улицу. Это происходит так давно, что сегодня число беспризорных коров в Индии исчисляется миллионами и растет быстрыми темпами.

Коров можно увидеть шатающимися по оживленным дорогам в больших городах, таких как Нью-Дели. Они вызывают несчастные случаи и блокируют движение, но наиболее они опасны ночью. Водителям транспортных средств, которые движутся с высокой скоростью, сложно заметить этих животных вовремя, а аварии иногда приводят к смертельному исходу. Власти Пенджаба объявили, что коровы-беспризорники, участвующие в дорожно-транспортных происшествиях, за последние 30 месяцев убили 300 человек. И это только в одном штате.

Но дорожно-транспортные происшествия и пробки - всего лишь две проблемы, вызванные коровами. Хотя большинство из них выглядят здоровыми, на самом деле они больны или переносят некоторые опасные пищевые и передающиеся через воду патогены. В основном эти коровы питаются мусором, и данные показывают, что их молоко, а также отходы, которые они производят, полны антибиотиков, гормонов и тяжелых металлов, некоторые из которых могут вызывать болезни у людей, а другие - даже привести к смерти.

Еще одна проблема - нелегальные молочные заводы в крупных городах Индии. Зараженное молоко беспризорных коров они дешево продают бедному населению. Они не только сознательно выставляют коров на улицу, чтобы сэкономить деньги на корме, но и иногда используют политические связи, чтобы животных освободили из коровьих приютов.


В настоящее время отлов - единственный способ, которым пользуются индийские города, чтобы справиться с беспризорными коровами. Иногда людей, которые этим занимаются, называют городскими ковбоями. Их единственные средства - лассо и грубая сила: они ловят коров, заталкивают в грузовики и перевозят в один из переполненных приютов. Им разрешено использовать оглушающее оружие, только когда их сопровождает ветеринар, но это бывает нечасто.

Для «ковбоев» угрозу представляют не только коровы, которые лягаются и буйствуют, но и люди. Разочарованные водители часто прибегают к насилию, если ловцы слишком долго блокируют движение, пытаясь поймать коров, владельцы незаконных молочных производств поступают еще хуже, и даже простые прохожие кидают в них камни, заставляя оставить в покое священных животных.


Ловцы изо всех сил пытаются избавить улицы городов от бродячих коров, но скоро у них не останется мест, куда можно будет отправить животных. Раджендра Сингх Шехават, который руководит крупнейшим приютом в Нью-Дели, говорит, что его приют почти переполнен, а все остальные сталкиваются с такой же проблемой. А коров становится все больше: машины и тракторы занимают их «рабочие места».

Власти постоянно объявляют кампании по избавлению городов от бродяг, но, по оценкам, по улицам все еще бродят 5 миллионов животных.

Корова в Индии считается священным животным. Это невыдуманная истина. Данное животное там приравнивается к статусу "Мать", и оно является священным. То есть, ей присущи такие материнские качества, как доброта, скромность, мудрость и спокойствие. Кроме того, она всю свою жизнь кормит людей своим молоком. Поэтому, упаси Бог кого-то накричать в Индии на корову, или, что еще хуже, зарезать ее, чтобы потом съесть.

Путешествие по индийской дороге может оказаться для каждого столь же захватывающим, как и посещение памятников искусства или грандиозных храмовых комплексов. Оно может вызвать восхищение, также как природные красоты или мастерство йогов в этой «мистической» Индии. Но может вызвать и ужас – у путешественника по индийским дорогам волосы могут «встать дыбом» от всех этих всевозможных средств передвижения. Ведь одновременно по дороге движутся автомобили и автобусы, трактора и грузовики, мопеды и мотоциклы, рикши (рикша -лёгкая двухколёсная повозка, которую везёт человек, держась за две оглобли) и велосипедисты, повозки, запряженных животными, и просто люди…

Местное дорожное движение можно назвать «функциональным хаосом». Если у нас ездят по правой полосе, а в Японии – по левой, то в Индии часто катаются по обеим. Сразу. И в обоих направлениях! И горе всем пешеходам! Хотя и они сами, взращенные в лучших местных традициях, норовят внести в этот хаос свою лепту. К примеру, пешеходы вовсе не считают нужным переходить дорогу только там, где есть «зебра» (если она вообще там есть). А если туристы и другие гости Индии думают, что машины притормозят перед переходом, на котором кто-то есть, они жестоко ошибаются: в Индии машины не останавливаются ни для кого и нигде. Даже на «зебре» - здесь и без нее настоящие «городские индийские джунгли»…

Так что золотое правило при переходе дороги в Индии – это «посмотри налево, посмотри направо, а потом беги что есть духу, пока тебя никто не сбил». Это очень похоже на компьютерную игру, но только это не виртуальная реальность, а самая что ни на есть настоящая!

Однако, прямо посреди этого «сумасшедшего дома», существует безмятежное создание, не обращающая никакого внимания на царящий вокруг бедлам. Это – Священная Индийская Корова. Что же это за создание, культ которого так почитают в Индии?


В Индии все животные – священные, однако в зверином пантеоне Священная Корова неоспоримо занимает самое главное место. Ее называют «Гау Мата», Корова-Мать, считая ее олицетворением всего лучшего (среди всех живых существ на Планете!). Именно поэтому этому мирному жвачному животному принадлежит особая ниша в индийской мифологии и философии.

… Богатство в древнеиндийском аграрном обществе измерялось, как правило, количеством единиц крупного рогатого скота, находящимся во владении индивида или семьи. Корова была средством платежа – ее обменивали на товары и услуги, ее давали в качестве приданного, ее, неохотно, но отдавали в качестве налога. А «Гау-дан», дарение коров браминам (священникам и настоятелям индуистских храмов), рассматривалось, как самая что ни на есть благочестивая и праведная церемония.


Естественно, коровы использовались не только за тем, чтобы удовлетворять сборщика налогов, украшать дочернее приданное и оплачивать месячные счета. Для огромного населения такой большой страны как Индия, молоко всегда было одним из основных источников питания. Имея в виду и все его производные… А, например, коровий навоз как и раньше, так и теперь используется в качестве топлива: смешанный с соломой навоз в виде лепешек сушат на солнце, а потом этим топливом обогревают свои жилища. Половина сельского населения Индии растапливают печи таким образом! Вдобавок, навоз, смешанный с глиной – это настоящий строительный чудо-материал, его используют в качестве штукатурки.


Наконец, поскольку индийцы по большей части вегетарианцы, корову, учитывая ее священный статус, редко ведут на бойню. Но есть и обратная сторона такого ритуального отношения. Как только бедное животное перестает давать молоко, ее владелец находит вполне политкорректным выгнать корову на улицу. По поверью, если умирает живущая в доме корова, то ее хозяин должен волей-неволей совершить паломничество во все священные города Индии, чтобы очиститься от этого греха. А по возвращении он должен кормить всех браминов, живущих в его деревне. Таким образом, выпустить корову жить на улицу является более практичным вариантом для ее владельца.

Однако не следует думать, что такие бродячие бесхозные коровы обречены на голодную смерть. Всякий раз, когда в индуистском доме готовят трапезу, первый роти (пресный хлеб) достается именно корове. Заметив ее на улице, индиец зовет ее к своим дверям и угощает лакомствами, которые подносятся на алтарь самим Богам. В благоприятные дни индуистского календаря коровам также предлагают сладости и траву, – это считается очень благочестивым действием.


Согласно мифологии, восьмым воплощением бога Вишну был Кришна, выросший в пастушеской семье. Кришна имел привычку услаждать слух коров игрой на флейте, - вот почему его также называют «Гопал» - «Пастух», или «тот, кто заботится о коровах». Так что профессия пастуха имеет вполне божественный прецедент и божественную протекцию.

В одном из самых древних священных текстах индуизма – Пуранах – рассказывается, что помимо прочих чудесных вещей и созданий, Боги, пахтая океан, добыли из него исполняющую желание корову Камдхену. Индуисты свято верят, что каждая корова – это и есть Камдхена!


Неудивительно, что в сказаниях и легендах существует немало историй, восхваляющих и превозносящих корову. Вот одна из них:

«В древнем королевстве Патлипутра жил могущественный царь, который имел и славу, и богатства и мудрость. И только одной вещи недоставало владыке для полного счастья – сына. Когда царь, лишившись терпения, отправился посоветоваться со своим Гуру, тот сказал ему: «Однажды, выходя из храма, Ваше Величество не оказали почестей стоящей неподалеку корове. Если вы хотите сына, то вы должны найти белую как молоко корову и ухаживать за ней». Царь так и поступил: он нашел такую корову, кормил и поил ее, отгонял от нее насекомых, сопровождал ее на пастбище и даже спал рядом с ней в коровнике. Однажды из леса выскочил тигр, но царь загородил ее собой, умоляя тигра пощадить корову. Тигр возразил, что он, в качестве ездового животного Богини Дурги, тоже нуждается в жертве. Тогда царь упал на колени и предложил тигру съесть его самого вместо коровы».
Надо ли рассказывать окончание истории? Вы и сами прекрасно уже поняли, что в итоге царь-таки обзавелся сыном…


Есть еще одна причина поклонения корове в Индии. Согласно индуистской мифологии, индусу, чтобы добраться после смерти до неба, надо пересечь реку. А сделать это можно только держась за коровий хвост…

В Индии почитают многих животных: обезьяну, кобру, тигра, павлина и многих других. Однако первое место принадлежит все-таки Священной Корове. В настоящее время существуют организации по защите коров, а одно индийское политическое движение поставило своей целью сделать корову национальным животным Индии (а не тигра, как записано в конституции).

… вернемся всё же к началу повествования.

Почему коровы предпочитают не гулять на окраинах городов и поселков, а по большей части попадаются на дорогах, причем выбирают место посредине? Они собираются под светофорами с таким видом, будто помогают полицейским управляться с транспортными потоками. Что же на самом деле делают коровы на улицах Индии? Почему они не на фермах, где им положено быть?

Конечно, эти коровы не страдают коровьим бешенством, в их поведении есть свой резон. Как показали последние исследования, индийские коровы предпочитают оживленные автомагистрали, поскольку выхлопные газы автомобилей отпугивают насекомых, а сами коровы «кайфуют» от токсичных веществ.

Веды о молоке и молочных продуктах

Древние священные писания Индии описывали коровье молоко как амриту, буквально "нектар бессмертия". Есть множество мантр (молитв) во всех четырех Ведах, которые описывают важность коровы и коровьего молока не только как совершенной пищи, но и как лечебного напитка.

Риг-веда утверждает: "Молоко коровы - это амрита... поэтому защищайте коров". Арии (благочестивые люди) в своих молитвах о свободе и процветании народа молились и о коровах, дающих много молока для страны. Говорилось, что если у человека есть пища, то он богат.

Творог дахи (сделанный из коровьего молока) и гхи (топленого обезвоженного масла) - это богатство. Поэтому в Риг-веде и Атхарва-веде есть молитвы с просьбой, чтобы Бог обеспечил нас таким количеством гхи, чтобы в нашем доме всегда был избыток этого самого питательного продукта.

Веды описывают гхи как первый и наиболее важный из всех пищевых продуктов, как существенную составляющую жертвоприношений и прочих ритуалов, ведь благодаря им идут дожди и растет зерно.

Атхарва-веда подчеркивает важность и ценность гхи, в других частях Вед гхи описывается как безупречный продукт, который увеличивает силу и жизнеспособность. Гхи укрепляет тело, используется при массажах и помогает увеличить продолжительность жизни.

Риг-веда говорит: "Молоко было сначала "приготовлено" или "обработано" в вымени коровы и после того было приготовлено или обработано в огне, и поэтому дахи, сделанный из этого молока, является действительно здоровым, свежим и питательным. Человек, выполняющий тяжёлую работу, должен есть дахи в полдень, когда солнце сияет".

Риг-веда говорит, что корова переносит в своё молоко лечебное и профилактическое действие лекарственных трав, которые она ест, поэтому молоко коровы можно использовать не только для лечения, но и для профилактики болезней.

Атхарва-веда говорит, что корова, через молоко, делает из слабого и больного человека энергичного, обеспечивает жизнеспособность тем, у кого её нет, так делая семью преуспевающей и уважаемой в "цивилизованном обществе". Это указывает на то, что хорошее здоровье в семье было индикатором процветания и уважения в ведическом обществе. Одно лишь материальное богатство не было показателем респектабельности, как это происходит сейчас. Другими словами, доступность большого количества коровьего молока в домашнем хозяйстве была принята за показатель процветания и общественного положения.

Очень важно знать, что есть определенное время, предписанное для приёма молока с целью лечения болезней и нормального функционирования организма. Аюрведа древнеиндийский трактат о гармонии души и тела говорит, что время для приема молока - это темное время суток и принимаемое молоко обязательно должно быть горячим или теплым; хорошо со специями для регуляции дош (капха, вата и пита), с сахаром или медом.

Чхарак-шастра является одной из древнейших книг в истории медицинской науки. Мудрец Чхарак был выдающимся индийским врачом, и его книге следуют и поныне те, кто практикует Аюрведу. Чхарак описывает молоко так:"Молоко коровы вкусно, сладко, имеет прекрасный аромат, плотно, содержит жир, но лёгкое, легко переваривается и нелегко портится (им трудно отравиться). Оно дает нам спокойствие и жизнерадостность". В следующем стихе его книги говорится, что из-за вышеупомянутых свойств молоко коровы помогает нам поддерживать жизнеспособность (оджас).

Дханвантари, другой древний индийский врач, заявлял, что молоко коровы подходящая и предпочтительная диета при любых недугах, его постоянное употребление защищает человеческое тело от болезней ваты, питы (аюрведические типы конституции) и сердечных болезней.

Довольно любопытный вопрос, почему в некоторых странах корова — не просто скот, за которым приглядывает человек, а существо, которое ставят почти наравне с людьми. В чем причина того поклонения? Неужели наши коровки чем-то отличается от их животных? Быть может священная индийская корова выращена в особых условиях? Об этом и о многом другом вы узнаете из статьи ниже.

Живое существо в Индии всегда является предметом почтения. Индийцы любят и уважают всех животных, однако коровка пользуется особым отношением. Табу на поедание говядины накладывается не только на местных жителей, которые ухаживают за животными, но и на приезжих и туристов. Индийская корова имеет право безвозмездно прогуливаться по улице, в то время как ни один человек не смеет повысить на нее голос, а тем более ударить.

Если вам интересна причина такого отношения, следует копнуть поглубже, чтобы выяснить ответ на этот вопрос. Исследовать индийскую мифологию и узнать, что на самом деле мудрейшие старцы считали корову священной потому, что она являлась символом плодородия. Кроме этого, священная корова в Индии еще и потому, что она приносит пользу не только во время своей жизни, но и после смерти. Человек использовал ее не только для удоя, но после смерти забрал и шкуру, и мясо и даже рога.

С тех пор, можно думать, образ коровы как священного существа, начал появляться в культах, историях и легендах. Индийцы и по сей день считают, что коровки способны приносить не только материальное богатство, но и счастье и даже исполнять желания. Вот только единственным отличием от древности является то, что раньше буренок еще и дарили на свадьбу как обязательное приданое. А в стародавние времена еще и приносили в дар жрицам.

Корова в Древнем Египте, Риме и Греции

В мифологии Рима и Греции корова часто появляется как святая, как персонаж, наполненный силой, разумом и большим сердцем. В качестве примера можно вспомнить бесподобную легенду о Зевсе и его возлюбленной женщине, прекрасной жрице Ио.

Бог всячески скрывал свою любовь к обычной человеческой девушке. Он прибегал к различным уловкам, чтобы супруга не прознала о связи, и вот однажды Зевс превратил свою любимую в корову. С тех пор Ио была обречена на скитания по свету. Ее душа все не могла успокоиться и грустила долгое время. Ее тело стало прежним лишь спустя много лет, в Египте.

С тех пор святая корова считается особым животным способным на поступки и подвиги. Есть и другие источники, благодаря которым можно узнать, что в древности коровку считали священной.

Например, богиня Хатхор из египетской мифологии, почиталась именно в образе небесной коровы. Небесная корова Хатхор считалась воплощением любви и женственности, и была родительницей солнца. Некоторое время спустя ее называли дочерью бога Ра, который и являлся солнцем. По легенде именно на корове он перемещался по своим владениям на небесах. Млечный путь по поверьям считался молоком, который оставляла коровка.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что в древние времена коров любили и уважали. Это животное можно было поставить вровень с божеством, поэтому всегда к коровам относились с должным почтением. Коровы являлись олицетворением женственности и плодородия в Древнем Египте. Они были воплощением материнства и любви, а потому приносить в жертву корову было запрещено.

В зороастризме

Зороастризм тесно переплетен с индуизмом, потому здесь корова возникает не раз и не два. В этой религии нередко используется словосочетание «дух коровы». Если вы встретите подобное выражение, знайте: оно означает саму душу земли. Воплощение самого духа всего земного существа нашей планеты. Основатель зороастризма Заратустра, о котором наверняка слышали многие, являлся ярым защитником животных. Он выступал против носильного убийства животных.

Однако, как можно подумать, это течение религии вовсе не запрещает питаться говядиной. По сути, она вообще неприхотлива и не наносит табу на продукты. Истинные приверженцы такого течения, как зороастризм, верят в то, что никаких запретов на пищу быть не должно, однако всякая еда на столе должна быть в меру. Уважение к коровкам люди проявляют посредством любви и заботы. Здесь также не встретишь злых людей, которые срывают гнев на своих парнокопытных подопечных.

В индуизме

Одна из древнейших и вызывающих уважение религий на земле, которая исповедуется миллионами человек, является индуизм. Данное религиозное течение берет своего начало еще со времен ведийской цивилизации, что означает, что индуизм зародился за 5 тысяч лет до нашей эры. С тех пор коровы были у всех на слуху как символ бескорыстия, любви и заботы. Коровы уже тогда являлись воплощением материнства и плодородия. А по прошествии многих лет, историй, легенд и мифов накопилось очень много.

Многие из них восхваляли этих животных, называя их «Гау-Мата», что означает Корова-Мать.
После изучения мифов и легенд Индии, можно узнать о том, что индийское божество Кришна был коровьим пастухом и очень любил, а также заботился о своих подопечных. По этой причине в Индии профессия пастуха является очень престижной и угодной богу.

Современная Индия и коровы

Современная Индия, возможно, и отличается от древности, однако не отношением к коровам. Там и сейчас можно увидеть на дороге прогуливающееся без намека на страх животное. Символ материнства в Индии по-прежнему является предметом восхваления и любви, и, мало того, что корова любима и уважаема местными жителями, так еще и защищена законом. Никто не смеет обижать этих животных, а убийство карается жестоко. Коровы в Индии живут свободной жизнью, они вольны делать все, что захотят: могут свободно прогуливаться по дорогам, гулять во дворах и огородах, и даже отдыхать на пляжах.

Помимо заботы, особое внимание уделяется кормлению коровки. Ее кормление считается хорошим признаком. Те, кто завел себе домашнее животное, любят делиться с коровкой своей едой. Изредка коровку на улице можно угостить травой и каким-нибудь лакомством, а не только хлебом.

Интересным является еще один факт: никто из водителей особо не задумывается над тем, чтобы пропустить пешехода, а вот коровку, даже если она застрянет посредине дороги, никто прогонять не станет. Чтобы перейти дорогу некоторые пешеходы терпеливо дожидаются животное, которое является пропуском на другую сторону. И уже дождавшись буренку, люди могут беспрепятственно пересечь оживленную трассу (автор видео — Him4anka).

Продукты священного животного

Те, кто узнают положение буренок в Индии, тут же изумляются и задаются вопросом: а можно ли вообще принимать продукты этого животного в пищу?

Да, можно. Индийцы не едят говядину, однако принимают от животного те продукты, которое она с готовностью может предложить. Например, молоко и то, что можно получить благодаря молоку: сыр, сметану, местные жители активно употребляют в еду. Большинство останавливаются на молоке, потому что молоко для индийцев обладает целебными свойствами.

Не менее популярным продуктом, который очень любят индийцы, является масло. Это масло называет гхи. Гхи растапливают, тщательно очищают от примесей и используют на кухне, в медицине и для проведения различных религиозных обрядов.

Еще одним производным продуктом – навозом – вовсю пользуются местные жители. Коровий навоз, особенно в селах и деревнях, сушат и используют как топливо для обогрева своих жилищ. Поэтому с уверенностью можно сказать, что даже несмотря на то, что в Индии не употребляют коровок в еду, их все равно используют на благо народа. Все довольны и живы.

Интересные факты об индийских коровах

Интересным является еще и то, что буренка живет в семье индусов ровно до того времени, пока здорова. Едва она заболевает и стареет, и перестает приносить пользу, например, давать молоко, выход для нее один: отправиться на улицу. Хозяева выгоняют свою кормилицу со двора, и коровка становится уличной, где туристы и местные жители могут ее подкормить пресным хлебом и изредка травой и вкусняшкой. Причина такого поведения существует и довольно логичная. Коровку убивать нельзя, ведь это тяжкий грех, но в то же время, если она умрет своей смертью дома, это тоже грех и кроме прочего еще и сулит неприятности.

Если все же этой горести избежать не удалось, хозяин дома вынужден отправиться в долгий путь и совершить паломничество по священным индийским землям. Помимо этого путешествия, хозяин умершего животного должен бесплатно кормить всех жрецов в своем городе. Вот потому коровку и изгоняют из дома. Подобные путешествия и кормления многих человек не каждому по карману, потому есть только известный выход.

Это поведение хозяев еще и объясняет тот факт, что по улочкам Индии ходит столько коровок. К счастью, жизнь на улице тоже не так плоха, ведь их по-прежнему считают святыми.
Кроме этого, также любопытным является мнение, что употребление обычного коровьего молока считается целебным. И не просто целебным, но учение в Индии говорит о том, что человек, употребляющий регулярно этот продукт, способен жить долгие годы и вовсе обрести бессмертие!

Возможно, кому-то это и в действительности удалось, однако люди в Индии кроме надежд на сверхъестественное еще используют коровьи продукты практичным способом, не без примесей веры в лучшее. Индусы растворяют коровий навоз в воде и затем протирают этой смесью полы и стены в своем жилище. Принято считать, что таким образом дом можно избавить от вредоносных духов и злых сил.

Видео «Про коров и людей в Индии»

В этом видео, которое любезно предоставил автор Ričardas Mikas, можно узнать еще больше интересной и познавательной информации о святых буренках.