Какое положение я выражает сущность принципа законности. Законность: понятие, сущность и ее гарантии

Законность и правопорядок

    Понятие и сущность законности

    Понятие правового порядка

    Гарантии и методы обеспечения законности и правопорядка

Понятие и сущность законности

Законность - понятие многоплановое. Это и принцип деятельности государственных органов, и своеобразный политико-правовой режим общественной жизни, и требование строгого соблюдения законов.

Под законностью следует понимать не законы, не их совокупность и даже не управление обществом с помощью законов. Нельзя отождествлять законность ни с деятельностью людей, ни с их правомерными поступками, ни с их отношениями, развивающимися на основании законов. Тем самым мы будем отождествлять законность с правовым порядком.

Законность - это совокупность многообразных, но одноплановых требований, связанных с отношением к законам и проведению их в жизнь: точное и неуклонное соблюдение законов всеми, кому они адресованы; соблюдение иерархии законов и иных нормативных актов; никто не может отменить закон, кроме органа, который его издал. Законность означает совокупность требований, за отступление от которых наступает юридическая ответственность, по которой можно судить о состоянии режима законности.

Требования, составляющие законность, могут быть сформулированы непосредственно в законах, провозглашаться официальными властями или выражаться как-то иначе. Если они только провозглашаются, но не выполняются, то законность будет формальной. Если требования законности на практике осуществляются, то законность реальная.

Существует определенная взаимосвязь государства и законности, что особенно очевидно в органическом соединении режима законности с демократией, с деятельностью правового государства. В таком государстве главенствуют законодательные органы, а все люди видят свое назначение в проведении законов в жизнь.

Законность как политико-правовой режим демократического государства предполагает такой образ взаимоотношений органов государства с населением, при котором поведение строится на основе закона, обязанность соблюдать законы лежит на той и другой стороне, а юридическая обязанность за неисполнение следует неотвратимо, незаьисимо от положения властвующего или подчиненного субъекта. Связь законности с демократией состоит в том, что сами законы и требования их соблюдения выражают волю большинства народа, что проведение в жизнь законов проходит под контролем народа. Законность, в свою очередь, служит утверждению демократии, т.к. охраняет демократические права граждан и их объединений, обеспечивает приоритетное значение парламентских актов.

Для понимания законности как неотъемлемого качества правовой системы в целом, особого состояния общественной и государственной жизни, режима функционирования правового государства существенное значение имеет содержательная характеристика самих норм права. Содержание законности составляет не само наличное законодательство (пусть даже совершенное с точки зрения законодательной техники), а такое законодательство, которое адекватно воплощает правовые принципы, общечеловеческие идеалы и ценности, насущные потребности и интересы человека, объективные тенденции социального прогресса.

Законность означает идею, требование и систему (режим) реального выражения права в законах государства, в самом законотворчестве, в подзаконном нормотворчестве. Нарушением законности является принятие ведомственного акта (приказа, инструкции, положения и т.п.), про тиворечащего закону. Законность есть исполнение именно закона как высшего акта, принятого представительным органом государственной власти. Из этого тезиса вытекает и необходимость соблюдения и исполнения подзаконных актов, соответствующих законам, изданным на основе закона, в соответствии с законом и во исполнение закона.

Система охраны (защиты) законности включает выявление нарушений права и закона в правотворчестве и в правоприменении, их немедленное пресечение, приведение в действие средств защиты права и закона и восстановления права и правопорядка, привлечение к ответственности должностных лиц, виновных в нарушениях права и закона.

В качестве принципов законности можно назвать следующие идеи: всеобщность, единство, верховенство закона, недопустимость противопоставления законности, целесообразности и справедливости.

Всеобщность законности предполагает обязательность требования неукоснительного подчинения правовым нормам всех субъектов права: граждан, организаций, органов государства.

Единство законности означает, что, несмотря на некоторые местные особенности, должно быть одинаковое, единообразное понимание нормативных предписаний.

Верховенство закона предполагает соответствие законам всех подзаконных нормативных правовых и правоприменительных актов.

Единство законности, целесообразности и справедливости должно закладываться в содержание нормативных правовых актов в процессе их создания.

Можно выделить основные свойства законности:

    общеобязательность требований законности для всех субъектов правовых отношений;

    причинно-следственная зависимость от социальнонравственных и государственных процессов;

    высокая степень абстрактности и системности, что объясняется совокупностью обобщаемых этой категорией политико-правовых явлений;

    объективность как следствие перечисленных выше черт.

Понятие правового порядка

Правопорядок - это процесс соблюдения, исполнения, использования и применения законов и подзаконных актов, итог воплощения законности в реальные общественные отношения. Его можно охарактеризовать как совокупность правовых отношений, складывающихся на основе законности, как порядок в отношениях людей, базирующийся на законах и их строгом выполнении.

Правовой порядок является составной частью общественного порядка страны. Общество представляет собой систему экономических, социальных, политических, профессиональных, семейных, дружеских отношений, которые взаимосвязаны и, постоянно меняясь, взаимодействуют между собой. Под воздействием социальных норм в обществе складывается определенный общественный порядок. Таким образом, общественный порядок - это определенные качества системы общественных отношений, состоящие в такой упорядоченности социальных связей, которая обеспечивает согласованность и ритмичность общественной жизни, беспрепятственное осуществление участниками общественных отношений своих прав и обязанностей и защищенность их обоснованных интересов, общественное и личное спокойствие. Правопорядок - составная часть, определенное качество общественного порядка.

Правопорядок в обществе достигается тогда, когда деятельность всех субъектов права является правомерной, когда надлежащим образом осуществляются субъективные права и исполняются юридические обязанности, т.е. когда субъекты права совершают обязательные или дозволенные действия либо воздерживаются от совершения запрещенных действий.

Правопорядок складывается в процессе реализации правовых норм, это результат осуществления законности. Устойчивость, стабильность правопорядка обеспечивается реальным осуществлением требований законности.

Складывающаяся в ходе реализации права внутренне согласованная система субъективных прав и обязанностей составляет содержание правового порядка.

Для правопорядка характерно совпадение фактического поведения людей их правам и обязанностям. Важнейшей основой правопорядка является наличие его гарантий в виде законности для реального осуществления субъективных прав граждан и обеспечение исполнения правовых обязанностей.

Законность и правопорядок - понятия однопорядковые, но не тождественные. Если законность создает условия, необходимые для эффективного воздействия права на общественные отношения, то правопорядок представляет собой реализацию права в этих условиях.

Правопорядок как функция государства представляет собой деятельность, направленную на охрану установленного законом порядка общественных отношений, т.е. как деятельность по борьбе с правонарушениями и наказанию правонарушителей. Одновременно государство должно обеспечивать оптимальные условия для действий правовых институтов, беспрепятственного осуществления всеми субъектами (гражданами, должностными лицами, учреждениями, предприятиями) их прав и обязанностей.

Функция охраны правопорядка осуществляется всеми органами государства, всем государственным аппаратом. Вместе с тем в целях наиболее успешной реализации указанной функции государство создает в государственном аппарате систему специальных органов - суд, прокуратуру, органы юстиции, нотариат и другие.

Правоохранительные органы не просто охраняют правопорядок, но и поддерживают его, активно воздействуют на совершенствование общественных отношений. Их цель - не ждать правонарушений, а создавать условия, которые исключали бы противоправные действия, стимулировали правомерное поведение.

Гарантии и методы обеспечения законности и правопорядка

Режим законности предполагает предоставление одинаковых прав и предъявление единых требований ко всем гражданам, то есть осуществление принципа равенства перед законом. Естественно, что его проведение в жизнь способствует укреплению в сознании людей таких важных социальных ценностей, как авторитет права и государства, социальная справедливость.

Режим законности предполагает наличие твердых гарантий выполнения содержащихся в нормах права предписаний. Мало принять тот или иной закон, нужно создать механизм, обеспечивающий его проведение в жизнь, реализацию правовых норм, порядок обжалования неправомерных действий должностных лиц, защиты прав граждан, Такая модель поведения, описанная в норме, будет восприниматься как закрепление реальных возможностей, обеспеченных государством.

Под гарантиями законности понимают взятые в системе объективно сложившиеся факторы и специально предпринимаемые меры упрочения режима точного и неуклонного воплощения требований закона в жизнь. Выделяют следующие виды гарантий; правовые, политические, культурные, экономические. К числу правовых относят следующие гарантии: совершенствование законодательства, надзорно-контрольные мероприятия, меры защиты, меры ответственности. Действенность гарантий достигается только в их взаимосвязи, в их единстве, в системе. Обеспечение законности представляет собой систему мер, направленных на профилактику нарушений законности и упрочение законности.

Профилактика нарушений законности означает выявление причин и условий нарушений законности, устранение указанных причин и условий, ликвидацию всех тех негативных факторов, явлений и процессов, которые ведут к нарушениям законности.

Упрочение законности предполагает формирование и совершенствование, развитие гарантий законности в деятельности государственных органов, должностных лиц.

Организация системы обеспечения законности в деятельности государственных органов включает: анализ допущенных нарушений законности; причин и условий их совершения; разработку мер по профилактике правонарушений; совершенствование мер защиты законности в деятельности государственных органов; разработку мер по укреплению законности: совершенствование служебной подготовки, управленческой деятельности; формирование практических навыков и умений обеспечения законности в процессе выполнения служебных обязанностей.

Обеспечение законности тесно связано с общей задачей укрепления российской государственности. Немаловажное значение имеют мероприятия, направленные на борьбу с преступностью. Обеспечение законности в российском обществе и преодоление высокого уровня преступности, в том числе организованной, немыслимо без решения крупных социальных и экономических задач. Необходимо сократить огромный разрыв между богатыми и бедными слоями населения, минимизировать безработицу, обеспечить выполнение социальных программ - то есть устранить почву роста преступности и нарушений законности.

Гарантии законности и правопорядка являются одной из задач проводимой правовой реформы. Так, большие надежды связываются с обновлением правовой базы организации и деятельности судов и органов юстиции. Эти правоохранительные органы должны занять достойное место в системе правоохранительных органов.

Правовая реформа предполагает использование таких методов обеспечения законности: законодательное обеспечение системы прав человека; упрочение и защита конституционного строя; реформирование системы государственного управления; координация нормотворческой деятельности Федерации и ее субъектов; реформа местного самоуправления; развитие системы правового воспитания, образования и юридической науки; организация правовой экспертизы и другие

Несмотря на длительное использование в юридической науке понятия «законность», за ним не закрепилось однозначного понимания. Целостный анализ понятия «законность» требует его отделения от категории «реализация права».

Если реализация права представляет собой деятельность по претворению в жизнь требований норм права, то законность выражает степень соответствия этой деятельности закону.

Понятие «законность» является комплексной категорией, раскрытие которой возможно в рамках системного подхода. В контексте системного анализа законность характеризует все проявления права в обществе, результатом которых является урегулированность общественных отношений в целом на основе социальной справедливости и верховенства прав человека. Урегулированность общественных отношений означает состояние их соответствия праву, иначе говоря, их правомерность. В ней выражается позитивное отношение общества к праву, которое проявляется: во всеобщем уважении к закону и обязательном его исполнении всеми субъектами права; в реальных гарантиях прав и свобод человека и гражданина, их защиты от любого произвола. В этом случае законность можно определить как режим общественно-политической жизни, основанный на правовом характере ее организации и выражающийся в требовании точного, строгого и неукоснительного соблюдения и исполнения действующих правовых актов всеми органами государства, должностными лицами и гражданами. Сущность законности состоит в добросовестном и неуклонном соблюдении и исполнении всеми субъектами права действующих законов, которое и обеспечивает состояние правомерности общественных отношений.

Во-первых, оно может возникать только на основе общеобязательности права, которое состоит в соответствии поведения субъектов права предписаниям правовых норм. Правомерное поведение всех участников правоотношений должно опираться на идеи законности, осознание преимущества, выгодности, полезности законосообразного поведения, при котором не будут ущемляться права и законные интересы граждан.

Во-вторых, средства и методы реализации идеи законности должны носить правовой характер. Установление режима законности как состояния: правомерности общественных отношений, т.е. их полного соответствия праву, связано с деятельностью государства, которое само должно рассматривать законность как принцип деятельности государственных органов и должностных лиц. В этом смысле беззаконие и произвол, принятие волюнтаристских решений должны быть исключены из деятельности должностных лиц.

Вышеперечисленные элементы содержания законности выступают в качестве необходимого условия нормального функционирования общества и государства. Законность как режим общественной жизни, состоящий в требовании точного и неукоснительного соблюдения всеми субъектами права законов, воплощена в гражданском обществе. Именно здесь идея законности опирается на всеобщность права, реальную гарантированность прав и свобод личности.

Еще по теме 10.1. Законность: понятие, сущность, содержание:

  1. Глава 2. Категория процессуального доказывания: понятие и содержание
  2. § 9. Понятие и содержание банковских правоотношений
  3. Тема 4 ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ БАНКОВСКИХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

В результате изучения данной главы студент должен: знать

  • понятие законности;
  • признаки законности;
  • гарантии законности;
  • соотношение законности и правопорядка; уметь
  • анализировать правовую информацию о состоянии законности;
  • определять наличие гарантий законности;
  • пояснять связи нормативного правового акта, законности и правопорядка;

владеть навыками

Поиска в нормативных правовых актах принцип законности и его гарантии.

Понятие и сущность законности

Законность - понятие многоплановое. Это и принцип деятельности государственных органов, и своеобразный политико-правовой режим общественной жизни, и требование строгого соблюдения законов. Таким образом, законность - это неукоснительное, полное, точное соблюдение и исполнение нормативных правовых актов всеми субъектами права.

Под законностью следует понимать не законы, не их совокупность и даже не управление обществом с помощью законов. Нельзя отождествлять законность ни с деятельностью людей, ни с их правомерными поступками, ни с их отношениями, развивающимися на основании законов. Тем самым мы будем отождествлять законность с правовым порядком.

Законность - совокупность многообразных, но одноплановых требований, связанных с отношением к законам и проведению их в жизнь: точное и неуклонное соблюдение законов всеми, кому они адресованы; соблюдение иерархии законов и иных нормативных актов; отмена закона только тем органом, который его издал. Законность означает совокупность требований, за отступление от которых наступает юридическая ответственность, по эффективности реализации которой можно судить о состоянии режима законности.

Требования, составляющие законность, могут быть сформулированы непосредственно в законах, провозглашаться официальными властями или выражаться как-то иначе. Если они только провозглашаются, но не выполняются, то законность будет формальной. Если требования законности осуществляются на практике, то законность - реальная.

Существует определенная взаимосвязь государства и законности, что особенно очевидно в органическом соединении режима законности с демократией, с деятельностью правового государства. В таком государстве главенствуют законодательные органы, а все люди видят свое социальное назначение в проведении законов в жизнь.

Законность как политико-правовой режим демократического государства предполагает такой образ взаимоотношений органов государства с населением, при котором их поведение строится на основе закона, обязанность соблюдать законы лежит на той и другой стороне, а юридическая ответственность за неисполнение предписаний закона следует неотвратимо, независимо от положения властвующего или подчиненного субъекта. Связь законности с демократией состоит в том, что сами законы и требования их соблюдения выражают волю большинства народа, что проведение в жизнь законов проходит под контролем народа. Законность служит утверждению демократии, так как охраняет демократические права граждан и их объединений, обеспечивает приоритетное значение законодательных актов.

Для понимания законности как неотъемлемого качества правовой системы в целом, особого состояния общественной и государственной жизни, режима функционирования правового государства существенное значение имеет содержательная характеристика самих норм права. Содержание законности составляет не само действующее законодательство (пусть даже совершенное с точки зрения законодательной техники), а такое законодательство, которое адекватно воплощает правовые принципы, общечеловеческие идеалы и ценности, насущные потребности и интересы человека, объективные тенденции социального прогресса.

Законность означает идею, требование и систему (режим) реального выражения права в законах государства, в самом законотворчестве, в подзаконном нормотворчестве. Нарушением законности, например, является принятие подзаконного акта (приказа, инструкции, положения и т.п.), противоречащего закону, поскольку законность есть исполнение именно закона как высшего акта, принятого представительным органом государственной власти. Из этого тезиса вытекает и необходимость соблюдения и исполнения правоприменительными органами подзаконных актов, соответствующих законам, изданным на основе закона, в соответствии с законом и во исполнение закона.

Система охраны (защиты) законности включает в себя выявление нарушений закона в правотворчестве и в правоприменении, их немедленное пресечение, приведение в действие средств защиты права и закона и восстановления права и правопорядка, привлечение к ответственности должностных лиц, виновных в нарушениях закона.

В качестве принципов законности можно назвать следующие: всеобщность, единство, верховенство закона, недопустимость противопоставления законности целесообразности и справедливости.

Всеобщность законности предполагает обязательность требования неукоснительного подчинения правовым нормам всех субъектов права: граждан, организаций, органов государства.

Единство законности означает, что на всей территории действия закона понимание нормативных предписаний должно быть одинаковое и единообразное.

Верховенство закона предполагает соответствие законам всех подзаконных нормативных правовых и правоприменительных актов.

Единство законности, целесообразности и справедливости должно закладываться в содержание нормативных правовых актов в процессе их создания. Их конфликт может препятствовать эффективному правовому регулированию.

Законность характеризуется следующими признаками:

  • общеобязательность требований законности для всех субъектов правовых отношений;
  • причинно-следственная зависимость от социально- нравственных и государственных процессов;
  • высокая степень абстрактности и системности, что объясняется совокупностью обобщаемых этой категорией политико-правовых явлений;
  • объективность.

Законность базируется на следующих принципах:

  • верховенство закона по отношению ко всем другим правовым актам;
  • равенство всех субъектов права перед законом и судом;
  • исключение произвола в деятельности властных органов и должностных лиц;
  • единство в понимании и применении закона на всей территории его действия и учет особенностей конкретных обстоятельств, предусмотренных законом;
  • осуществление человеком своих прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц;
  • эффективная борьба с правонарушениями, надежная охрана и реальные гарантии прав и свобод человека и гражданина.

Право реальное том, что властная воля, изложенная в законе, воплощается в поведении субъектов, которые выполняют закон, используют путем вступления в договорные отношения, в поведении судей и других должностных лиц, применяющих закон и тому подобное. Закон живет только тогда, когда он выполняется, воздействует на общественные отношения, на сознание и поведение людей. Эта сторона права связана с действенностью закона и характеризуется понятием законности. Законность отражает общий принцип отношения общества к праву в целом. Содержание законности связан как с поведением субъектов, реализующих право, так и с деятельностью государственных органов, обеспечивающих его формирование, реализацию и защиту.

Законность - это комплексное политико-правовое явление, которое отражает правовой характер организации общественно-политической жизни, органическую связь права и власти, права и государства. В широком социально-политическом смысле законность - это режим общественно-политической жизни.

Итак, законность - это режим (состояние) соответствия общественных отношений законам и подзаконным нормативно-правовым актам государства, который образуется в результате их неукоснительного выполнения всеми субъектами права.

Основные признаки (свойства) законности в правовом государстве социально демократической ориентации: 1) неуклонное соблюдение и исполнение нормативно-правовых актов всеми субъектами права; 2) верховенство закона в отношении всех других правовых актов; 3) последовательная борьба с правонарушениями и неотвратимость юридической ответственности за их совершение.

Режим законности - это такая морально-политическая атмосфера, при которой в общественной жизни доминируют идеи права, гуманизма, справедливости.

Требования законности : 1) воплощение идеи верховенства права в жизни общества, государства. Законность требует, чтобы при общей регламентации общественных отношений содержание закона, подзаконных нормативно-правовых актов всегда отвечал идеи права; 2) верховенство закона. Любое издание норм права, противоречащих закону, нарушение законности, как и точное выполнение требований нормативно-правового акта, противоречащего закону. Верховенство закона означает также и то, что нормативно-правовые акты должны приниматься в установленных законом порядке и форме; 3) равенство всех перед законом. Во всех должен быть равен обязанность выполнять правовые предписания, в равных условиях все должны иметь равные права и не иметь привилегий, все права должны быть одинаково защищены; 4) выполнение правовых актов всеми субъектами права; 5) обеспечение реализации прав и свобод граждан. Это требование обращено не к субъекту права, который может реализовать либо не реализовать право по своему усмотрению, а в компетентные органы государства; 6) должное, правильное и эффективное применение права государственными органами; 7) последовательная борьба с правонарушениями ; 8) недопущение произвола в деятельности должностных лиц.

Таким образом, законность - это общественно-политический режим, состоящий в господстве права и закона в общественной жизни, осуществлении предписаний правовых норм всеми участниками общественных отношений, последовательной борьбе с правонарушениями и произволом в деятельности должностных лиц, в обеспечении порядка и организованности в обществе.

Принципами законности являются: 1) единство законности. Понимание и применение законов должно быть одинаковым на всей территории страны; 2) всеобщность законности - характеризует действие законности по кругу лиц. Правовые предписания должны выполнять все. В обществе не должно быть какой-либо организации или отдельного лица, выведенных из-под влияния законности, на которых бы ее требования не распространялись; 3) целесообразность законности. Критерием оценки роли законности должно быть то, как она способствует достижению цели государства и общества, насколько она обеспечивает решение задач социального прогресса, защите прав и свобод граждан. С точки зрения цели правового регулирования в любой ситуации целесообразно придерживаться предписаний закона; 4) верховенство права над законами.

Надо различать законность как систему формальных требований и реальную законность. В практике требования законности нарушаются. Поэтому реальная законность имеет количественные показатели, отражающие Ее уровень в конкретном обществе.

Законность связана с законодательством. Поскольку законность заключается в требованиях реализации действующих законов, она служит условием их существования. Законодательство - нормативная база законности, но только тогда, когда законодательство является правовым, обеспечивает потребности общественного развития. Законодательство должно быть также технически совершенным. Но закон действует только тогда, когда он выполняется.

И наконец, законность должна быть обеспечена надежной системой гарантий.

Гарантии законности - это общие условия и специальные средства, которые обеспечивают режим законности. Общие условия законности - объективные условия общественной жизни, в которых осуществляется правовое регулирование: 1) экономические условия - состояние экономического развития общества, организация системы хозяйствования и т; 2) политические условия - крепкая государственная власть (то есть устойчивая, легитимная, которая имеет поддержку общества, способная обеспечить реализацию принятых правовых предписаний) 3) идеологические условия - уровень политической правовой и общей культуры населения, уважение к праву, закону; 4) социальные условия - жизненный уровень населения, его занятость, стоимость жизни, социальных услуг. Прочная законность возможна только в условиях социальной стабильности, уверенности граждан в неприкосновенности своих социальных прав и свобод; 5) правовые условия - действующее законодательство должно быть полным, стабильным, обеспечиваться надлежащим уровнем юридической техники, охраны.

Специальные средства обеспечения законности - это юридические и организационные средства (гарантии), предназначенные исключительно для обеспечения законности. Юридические гарантии - совокупность закрепленных в законодательстве средств, а также организационно-правовая деятельность по их применению, направленная на обеспечение законности.

Среди юридических гарантий выделяют следующие: 1) средства выявления правонарушений - деятельность прокуратуры, органов расследования и других; 2) средства предупреждения правонарушений - закреплены в законе средства, которые позволяют предотвратить возможные правонарушения (например, прекращение трудового договора по инициативе собственника возможно только с согласия профсоюзного органа) 3) средства прекращения правонарушений - задержание, арест, обыск, отмена незаконных актов и тому подобное; 4) средства защиты и восстановления нарушенных прав, устранения последствий правонарушения (алименты, виндикация) 5) юридическая ответственность - наказание лиц, виновных в совершении правонарушения; 6) процессуальные гарантии - закреплены права и свободы могут быть реализованы только при наличии соответствующего процессуального обеспечения; 7) правосудие - деятельность судов.

Юридические гарантии могут быть классифицированы еще и по таким критериям :

1) по непосредственными целями: превентивные (предупредительные) - направлены на предотвращение правонарушений; такие, что прекращают, - направленные на прекращение выявленных неправомерных действий; такие, восстанавливающие, - направленные на устранение или возмещения негативных последствий правонарушений; штрафные - направлены на наказание правонарушителей;

2) по субъектами применения гарантий: парламентские; президентские; судебные; прокурорские; муниципальные; административные; контрольные;

3) по видам юридической деятельности (по основным стадиям реализации права): правотворческие; праворазъяснительная; правоприменительные; правореализацийни;

4) по статусу в правовой системе: а) нормативно-документальные - нормы права, интерпретационные акты общего характера, правоприменительные акты, которые специально направлены на обеспечение и охрану законности; б) деятельностные - отражают деятельность определенных субъектов по применению правовых норм, реализации нормативных и правоприменительных актов, гарантирующих законность.

Организационные гарантии - это различные мероприятия организационного характера, обеспечивающие укрепление законности, борьбу с правонарушениями, защиту прав граждан (организационные, кадровые мероприятия и т.п.).

Правопорядок: понятие и принципы

Правопорядок - это режим (состояние) упорядоченности общественных отношений, который складывается (образуется) в результате реализации юридических норм в режиме законности. Это состояние общественных отношений, который является результатом фактической реализации законодательства в условиях режима законности и обеспечивающий беспрепятственное пользование юридическими правами и выполнения юридических обязанностей всеми субъектами общественных отношений. Правопорядок как состояние общественных отношений запрограммирован правом. Это фактическая урегулированность общественных отношений, реально существует. Правопорядок можно определить как основанную на праве и законности организацию общественной жизни, отражающая качественное состояние общественных отношений на определенном этапе развития общества.

Особенности правопорядка: 1) правопорядок - состояние благоустройства, организованности общественной жизни; 2) это порядок, предусмотренный нормами права; 3) правопорядок возникает в результате фактической реализации правовых норм, является результатом правового регулирования; 4) правопорядок обеспечивается государством.

Предлагается различать правопорядок, реально существует в результате правового регулирования, и правопорядок, к достижению которого стремится законодатель (как цель правового регулирования). Однако правопорядок - это не возможно, а фактический состояние урегулированных правом отношений.

Принципы правопорядка: 1) определенность - правопорядок базируется на формально определенных правовых предписаниях, реализация которых и обеспечивает определенность общественных отношений; 2) системность - система отношений в обществе основана на единой сущности права; 3) организованность - правопорядок возникает на основании организационной деятельности государства, его органов; 4) государственная гарантированность - государство охраняет правопорядок, существует; 5) стабильность правопорядка - он возникает на основании права и обеспечивается государством; 6) единство - правопорядок единый на территории всей страны.

Государство - важный элемент и необходимое условие правопорядка. С одной стороны, конституирована правом государство, функционирует в определенных пределах, составляет важное звено правопорядка. С другой стороны, государство - властный субъект, который обеспечивает и охраняет правопорядок. Поэтому правопорядок - это единство права и власти.

Правопорядок отличается от общественного порядка. Общественный порядок складывается под влиянием не только правовых, но и иных социальных норм. Правопорядок является важной частью общественного порядка. Состояние общественного порядка обусловлен состоянием правопорядка.

Основные подходы к определению законности. Выдающий отечественный историк В.О. Ключевский в начале прошлого века писал: «Наша беда в нас самих: мы не умеем стоять за закон». Этот диагноз, как показало время, оказался весьма точным. Ни перемены в государственном строе, ни изменения форм собственности, как ни странно, не сказались существенно на отношении населения нашей страны к закону. Между тем, исторический опыт свидетельствует, что неисполнение законов крайне негативно сказывается на образе жизни любого общества. Когда законы плохо исполняет власть, народ становится бесправным даже при наличии самых справедливых законов. Если же законы плохо исполняет народ, то и власть, в конечном счете, становится бессильной. Поэтому проблема исполнения законов, а стало быть - и законности, занимает одно из центральных мест в общей теории государства и права. Изучение ее крайне значимо для понимания функционирования всего государственно-правового механизма. Важно также осознать, что там, где не соблюдаются законы, сфера деятельности юриста резко сужается, а само содержание этой профессии деформируется.

Это позволяет оценивать состояние законности в конкретном регионе или в конкретный исторический период. Возможно также выделение сфер законности, основанных на группировках этих критериев.

Важное практическое значение имеет определение четких показателей, позволяющих дать оценку фактическому состоянию законности в различных сферах ее проявления . Обычно в качестве таких критериев рассматриваются определенные количественные показатели, которые могут быть сведены в три основные группы, характеризующие соответственно уровень, структуру и динамику нарушений законности. Уровень нарушений законности в той или иной сфере ее проявления определяется как соотношение общего числа допущенных нарушений законности к общей численности субъектов права, действующих в этой сфере. Структуру нарушений законности характеризуют такие показатели, как соотношение преступлений и проступков, степень их тяжести, характеристику лиц, совершивших правонарушения, в зависимости отвозраста, социального положения и т.д. Динамику нарушений законности определяют изменения уровня и структуры нарушений законности в той или иной сфере, регионе за определенные периоды времени. Однако такой подход к оценке законности носит сугубо формальный характер. Реальная оценка ее состояния требует учитывать и содержание самих правовых предписаний, подлежащих неукоснительной реализации.

Законность, правозаконность и конституционная законность: соотношение понятий . Как альтернатива формальному подходу к пониманию законности в юридической науке развивается идея так называемой правозаконности. Ее смысл состоит в том, чтобы связать законность с необходимостью соблюдения и исполнения не любых, а лишь правовых законов. Эта идея, безусловно, несет в себе рациональное зерно. Не вызывает сомнений тот факт, что использование государством для регулирования общественных отношений «неправовых» законов находится в прямом противоречии с его правоохранительной функцией. Существование формальной законности возможно даже в условиях тоталитарных режимов, где за законность зачастую выдается фактически возведенное в закон беззаконие.

Однако термин «правовой закон» является исключительно научной конструкцией, содержание которой не поддается четкой формализации. Существующие в юридической науке различные концепции правопонимания неизбежно порождают и разнообразные подходы к определению данного понятия. Так, сторонники широкого понимания права, прежде всего, естественно-правовой концепции , предлагают рассматривать понятие «правовой закон» через призму нравственных начал. Среди важнейших требований, которым должен отвечать «правовой закон», они называют идеи равенства и свободы, гуманизма и справедливости, легитимности закона, прошедшего цензуру со стороны общества.

Право как особая система социального регулирования должно быть пронизано нравственностью. Однако идеи справедливости, свободы и цензуры закона со стороны общества не могут быть признаны достаточными для того, чтобы судить о правовом или неправовом характере позитивного закона. Эти идеи весьма абстрактны и не позволяют при оценке правовых явлений и процессов дать им однозначное толкование. В обществе с разноречивыми интересами общепризнанная характеристика конкретного закона как правового или неправового, если рассматривать его лишь с точки зрения соответствия нравственным критериям, возможна далеко не всегда. Закон, представляющийся правовым (справедливым, гуманным и легальным) одним социальным группам, может стать в силу объективного различия интересов неправовым (несправедливым, негуманным и нелегальным) для других.

Подобная позиция не означает, что «аморальные» законопроекты и законы не могут подвергаться критике с позиции нравственности и справедливости. Она лишь подчеркивает, что «никакое пожелание, убеждение или авторитетное мнение сами по себе не могут рассматриваться как правовые нормы».

Попытки искусственного противопоставления позитивного закона и правового закона, законности и правозаконности на практике ведут лишь к дестабилизации общественной обстановки, поскольку:

Ослабляют регулятивную роль закона, устанавливая «множественные» стандарты реализации юридических предписаний;

Создают определенные препятствия государству и его институтам в выполнении правоохранительной функции;

Формируют нигилистическое отношение к закону и праву.

Проведение различий между законом как установлением государства и правом как совокупностью идей равенства, свободы, гуманизма и справедливости, связывающих государство, не дает основания субъектам права, обходить закон со ссылкой на его несоответствие праву. Несоблюдение позитивного закона не может быть признано правомерным поступком субъекта, даже в том случае, когда закон противоречит неким идеальным представлениям о праве.

Интересы укрепления законности требуют не противопоставления понятий «законность» и «правозаконность», а напротив их сближения. Своеобразной же точкой сближения указанных понятий служит Конституция Российской Федерации, которая устанавливает четкие ориентиры и для правотворческих органов, и для субъектов реализации права.

В научный оборот прочно вошло понятие «конституционная законность ». Сама идея конституционной законности предполагает:

Правовой характер самой Конституции;

Верховенство Конституции в правовой системе страны;

Прямое действие Конституции на всей территории Российской Федерации.

Часто высказываются утверждения, что понятие «конституционная законность» в наибольшей степени соответствует юридическому правопониманию, закрепленному в Конституции России. С таким утверждением нельзя не согласиться, однако это не означает, что необходимо срочно менять терминологию. Законности разного уровня не должно быть в принципе, и все понятия (законность, правозаконность, конституционная законность) выражают лишь одно содержание. Реальная, а не надуманная проблема заключается в том, чтобы научиться создавать справедливые законы и последовательно, настойчиво претворять эти законы в жизнь.

Обобщая изложенное, следует сделать вывод о том, что законность представляет собою единство принципа, метода и режима соответствия юридической деятельности положениям Конституции Российской Федерации, не противоречащих ей законов, подзаконных актов и иных источников права.