Как заполнить уведомление о контролируемых сделках? Уведомление о контролируемых сделках Сведения о контролируемой сделки образец займ.

В 2019 году компании должны сдать уведомление о контролируемых сделках за 2018 год. С этого года действует новая форма. Посмотрите образец уведомления о контролируемых сделках. Специальная схема подскажет, какие сделки включить в уведомление.

В статье мы рассказали:

  • Как заполнить уведомление о контролируемых сделках за 2018 год
  • Какие сделки включить (специальная схема в конце статьи)
  • Подробный образец и сроки сдачи

Как заполнить новую форму уведомления в 2019 году

Новая форма уведомления утверждена приказом ФНС России от 7 мая 2018 года № ММВ-7-13/249@. Именно ее необходимо использовать, чтобы отчитаться в 2019 году. Скачайте новый бланк, а также примеры заполнения для разных ситуаций.

В уведомлении четыре раздела, но не все компании заполняют каждый лист. Для вашего удобства мы составили таблицу, в которой видно, какие разделы необходимо заполнить вашей компании при подаче уведомления о контролируемых сделках в 2019 году. А дальше привели пошаговый алгоритм и схему, которые поможет определить - какие именно сделки включать в отчет, а какие нет.

Таблица. Какие разделы заполнять и когда

Раздел

Кто заполняет

Титульный лист

Все фирмы

Сведения о налогоплательщике - физическом лице

Физические лица, не зарегистрированные в качестве ИП

Раздел 1А "Сведения о контролируемой сделке (группе однородных сделок)"

Все фирмы

Раздел 1Б "Сведения о предмете сделки (группы однородных сделок)"

Все фирмы

Раздел 2 "Сведения об организации - участнике контролируемой сделки (группы однородных сделок)"

Компании, у которых есть контролируемые сделки с организациями

Раздел 3 "Сведения о физическом лице - участнике контролируемой сделки (группы однородных сделок)"

Компании, у которых есть контролируемые сделки с физическими лицами

Посмотрите образец заполнения титульного листа уведомления о контролируемых сделках 2019. Весь пример вы можете скачать вначале статьи.

Раздел 1А «Сведения о контролируемой сделке (группе однородных сделок)»

Суммировать число выполненных работ в рамках одной контролируемой сделки нельзя

Его заполняют отдельно по каждой сделке или группе однородных сделок. В нем указывают общие сведения о сделке, а также сумму доходов и стоимость товаров (работ, услуг, иных объектов гражданских прав) по контролируемой сделке (группе однородных сделок). При этом показатели доходов и расходов организация определяет по правилам бухгалтерского учета (п. 2 письма ФНС России от 02.07.13 № ОА-4-13/11860@ ).

Количество заполненных разделов 1А должно соответствовать количеству контролируемых сделок. Если в 2014 году компания осуществила несколько таких сделок, раздел 1А нужно заполнить по каждой такой сделке по конкретному товару (работам, услугам).

Кроме того, раздел 1А можно заполнять по группе сделок, признаваемых однородными (п. 5 ст. 105.7 НК РФ ). Если сделки с идентичным (однородным) товаром объединены в группу, необходимо заполнить один лист раздела 1А с соответствующим кодом в поле 200 «Группа однородных сделок».

Раздел 1Б «Сведения о предмете сделки (группы однородных сделок)»

Этот раздел заполняют в дополнение к каждому разделу 1А . В нем раскрывают информацию об отгрузках товаров, выполненных работах, оказанных услугах. Для каждой операции отражают наименование предмета сделки, номер договора, его дату, место совершения сделки (для товара - место его отправки), количество, цену за единицу (без учета НДС, пошлин и сборов), общую сумму сделки и дату ее совершения. Такую дату определяют по дате признания доходов в бухгалтерском учете (письмо ФНС России от 16.05.14 № ОА-4-13/9463 ).

Количество листов раздела 1Б должно соответствовать количеству операций с каждым товаром (работой, услугой) или числу операций с товаром, включенным в группу. Суммировать количество выполненных работ и оказанных услуг в рамках одной контролируемой сделки в разделе 1Б нельзя.

Раздел 2 и Раздел 3

Эти разделы заполняют отдельно по каждому разделу 1А в отношении сделок, совершенных с организациями и независимо от количества разделов 1Б , относящихся к этой сделке или группе однородных сделок. Если компания не совершала контролируемых сделок с указанными в разделах контрагентами, она не включает такие разделы в уведомление.

ФНС России в письме от 16.05.14 № ОА-4-13/9463 разъяснила, как заполнить строку 2.7 раздела 1Б по сделкам, связанным с оказанием услуг или выполнением работ. Так, если предметом сделки является реализация услуги, то в качестве места совершения сделки компания указывает место потребления результатов данных услуг. Когда предметом совершения сделки являются работы, то местом ее совершения будет местонахождение результатов данных работ, имеющих материальное выражение.

Например, место оказания услуг по отдельным договорам будет следующее:

По договорам страхования - местонахождение потребителя услуг, то есть страхователя;
- по договорам перестрахования - местонахождение страховщика;
- по договорам аренды - местонахождение арендуемого имущества;
- по договорам перевозки и транспортной экспедиции - адрес места выгрузки или пункт назначения.

Цену товара в поле 2.11 и поле 2.14 компания указывает с учетом предоставленных скидок. Раз в уведомлении в поле 2.11 «Цена (тариф) за единицу измерения без учета НДС, акцизов и пошлин» раздела 1Б необходимо указывать фактическую цену товара, значит, это значение равно финальной цене - с учетом предоставленных скидок (премий, бонусов). Соответственно и в поле 2.14 «Итого стоимость без учета НДС, акцизов и пошлин» стоимость товара компания отражает с учетом предоставленной скидки. Такие выводы сделали Президиум ВАС РФ в постановлении от 07.02.12 № 11637/11 и ФНС России в письме от 26.10.12 № ОА-4-13/18182 .

Причем важно учитывать два нюанса:

Если продавец предоставил скидку после окончания отчетного периода, но до подачи уведомления, в уведомлении он показывает уже скорректированные на сумму скидки данные о цене и стоимости товара;
- если скидка предоставлена после направления уведомления, компании необходимо сформировать и направить уточненное уведомление.

При заключении договора займа в уведомление попадает только процент. По такой сделке компания отражает в налоговых расходах только начисленные проценты. Поскольку сама сумма займа не образует ни налоговый доход заемщика, ни налоговый расход заимодавца (подп. 10 п. 1 ст. 251 и п. 12 ст. 270 НК РФ). Значит, сумму займа в уведомлении показывать не нужно (о том, какие еще доходы и расходы не нужно отражать в уведомлении, читайте ниже).

Важно! Фирма при выборе контрагента обязана проявлять должную осмотрительность и осторожность. Если никаких действий по проверки контрагента на благонадежность компания не предприняла, то доказать в суде свою правоту будет проблематично.Сделать полную проверку любого партнера вы можете в Это бесплатно и занимает всего 1 минуту. Просто найдите фирму по ИНН, названию или ОГРН и составьте досье на контрагента.

Что будет, если нарушить срок сдачи уведомления

Уведомление о контролируемых сделках за 2018 год необходимо подать не позднее 20 мая 2019 года. За нарушение срока организации грозит штраф в размере 5 000 руб. Кроме того, на организацию может быть наложен штраф в размере 5 000 руб. за предоставление недостоверных сведений в этом отчете. Формат уведомления в электронном виде можно скачать на официальном сайте ФНС России.

Если налоговики установят, что организация в результате применения нерыночных цен в контролируемых сделках неуплатила или неполностью уплатила налог, то они взыщут штраф в размере 40 % от неуплаченной суммы налога, но не менее 30 000 руб.

Важно! По мнению ВС РФ (п. 10 Обзора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017) штраф за недостоверные сведения может быть наложен только, если организация в уведомлении указала неверно:

  • год, за которые предоставляются сведения,
  • предмет сделок,
  • сведения об участниках сделок и суммы доходов (расходов) по контролируемым сделкам.

Ошибки в остальных данных позволяют налоговым органам провести первичный анализ уведомления и принять решение по вопросу о необходимости углубленного контроля.

Какие сделки включать в уведомление - схема и пошаговый алгоритм

Полный перечень контролируемых сделок дан в статье 105.14 НК РФ. Упрощенная схема ниже поможет квалифицировать сделку.

*В схеме не учтен ряд специфических операций, к примеру, с полезными ископаемыми.

Шаг 1. Найдите всех контрагентов, обороты с которыми за 2018 год составили более 60 млн. руб.

Большинство сделок признаются контролируемыми лишь при превышении определенного порога. Минимальный из них равен 60 млн. руб. (п. 3 ст. 105.14 НК РФ). Считать его нужно без НДС и акцизов, эти суммы не входят в доход компании. Проверьте, есть ли у вас контрагенты, общий объем сделок с которыми превысил этот лимит.

В расчет нужно брать доходы по всем сделкам, по которым хотя бы одна сторона признала доходы или расходы (письмо Минфина России от 11.02.16 № 03-01-18/7239). Далее нужно суммировать доходы обеих сторон. Если ваша компания не знает доходов другой стороны, то их нужно вычислить расчетным методом (письмо Минфина России от 11.12.15 № 03-01-18/72842). Далее нужно оценить доходы сторон исходя из рыночного уровня цен. Из контрагентов, по которым общие доходы превышают 60 млн. руб., сформируйте список, который дальше будете анализировать и дополнять.

Формальной проверки по бухгалтерской базе недостаточно. Налоговики могут признать сделки контролируемыми, если компания провела ее со взаимозависимым лицом, но через посредников (подп. 1 п. 1 ст. 105.14 НК РФ). То есть сделки вашей компании с дружественным контрагентом А и формально независимым контрагентом Б нужно считать вместе, если Б является простым посредником между вами и А.

Если информации о связях между контрагентами у главбуха нет, стоит запросить ее у юристов и финансовой службы, а также у директора. Иначе компанию впоследствии могут оштрафовать за неподачу уведомления.

Шаг 2. Уберите из списка только тех контрагентов, с которыми компания никоим образом не может быть признана взаимозависимой

Если сделки из вашего списка не связаны с мировой биржей или резидентами офшоров, есть одна причина считать их контролируемыми. Стороны сделки взаимозависимы (подп. 1 п. 1 ст. 105.14 НК РФ).

Два лица признаются взаимозависимыми, если одно из них может влиять на решения другого (ст. 105.1 НК РФ). К примеру, дочерняя компания и учредитель, который владеет долей более 25% ее уставного капитала. Или директор и компания, в которой он работает. Или супруги. Полный перечень взаимозависимых лиц дан во врезке ниже.

Какие лица признаются взаимозависимыми в силу НК РФ

В пункте 2 статьи 105.1 НК РФ приведен перечень лиц, которые являются взаимозависимыми в силу Налогового кодекса:

  • дочерняя компания и ее учредитель, который прямо или косвенно владеет долей более 25%;
  • две компании, если у них общий учредитель с долями более 25%. Учитывается и прямое, и косвенное владение;
  • две организации или компания и физлицо, если в цепочке владения каждый учредитель прямо владеет долей свыше 50% в каждой последующей компании из цепочки;
  • компания и физлицо, которое вместе со своими близкими родственниками вправе выбирать не менее 50% совета директоров такой компании;
  • две компании, у которых совет директоров не менее чем на 50% назначен по решению одного физлица вместе с его близкими родственниками;
  • две компании, у которых советы директоров наполовину состоят из одних и тех же физлиц с учетом их близких родственников;
  • компания и ее директор;
  • две компании с одним и тем же директором;
  • руководитель и его подчиненный;
  • близкие родственники: супруги, дети-родители, братья-сестры и т. д.

Но лица могут быть взаимозависимыми не только в силу НК РФ. Суд вправе признать их таковыми на свое усмотрение (п. 7 ст. 105.1 НК РФ), или сама компания может так их квалифицировать (п. 6 ст. 105.1 НК РФ). В форме уведомления есть даже специальная ячейка в разделе 1А: взаимозависимы по Кодексу, по решению суда или по решению компании.

Таким образом, из сформированного списка безопасно убрать лишь тех контрагентов, которые явно не подходят под понятие взаимозависимых. В случае сомнений проще оставить их в перечне для дальнейшего анализа.

Шаг 3. Проверьте условия налогообложения контрагентов, которые остались в списке

Если сумма сделок с потенциально взаимозависимыми лицами не превышает 1 млрд. руб., то другим основанием может быть применение налоговых послаблений одной из сторон сделки. Помимо заведомо специфических оснований, к таким можно отнести (п. 2 ст. 105.14 НК РФ):

  • освобождение от уплаты налога на прибыль, в том числе из-за применения упрощенки, ЕСХН или вмененки (письмо Минфина России от 01.06.15 № 03-01-18/31603);
  • уплату налога на прибыль по нулевой или пониженной ставке;
  • участие в особой или свободной экономической зоне или региональном проекте, которые предусматривают пониженную ставку налога на прибыль.

Если ваша компания отвечает этим условиям, то при превышении лимитов придется подать уведомление по большинству сделок с контрагентами, оставшимися в списке. Если ваша компания платит налог на прибыль по общей ставке, то проверять нужно контрагентов. Безопаснее сделать это в письменной форме, чтобы у главбуха остались письменные ответы. Они докажут, что компания не должна была подавать уведомление по сделкам с тем или иным контрагентом.

Копию запроса и доказательства его отправки контрагенту сохраните. Даже если он вам не ответит, а потом сделка будет признана контролируемой, эти письма будут аргументом в пользу компании.

Шаг 4. Дополните список контрагентами по безлимитным сделкам

Некоторые сделки признаются контролируемыми независимо от применения лимитов. Это относится к внешней торговле нефтью, черными и цветными металлами, минеральными удобрениями, драгметаллами и драгкамнями (п. 5 ст. 105.14 НК РФ). Если у вас были такие сделки в 2018 году, то независимо от суммы сделки она признается контролируемой.

Кроме того, Минфин России настаивает, что внешнеторговые сделки между взаимозависимыми лицами признаются контролируемыми вне зависимости от суммы доходов по ним (письма от 10.12.15 № 03-01-18/72408, от 14.10.15 № 03-01-18/58760 и от 16.09.15 № 03-01-18/53086). Это спорно. Ведь для сделок с резидентами офшоров установлен лимит в 60 млн. руб. (п. 7 ст. 105.14 НК РФ).

Шаг 5. Подайте уведомление о контролируемых сделках

Если в списке остались контрагенты, их нужно еще раз тщательно проанализировать на предмет специфических условий в статье 105.14 НК РФ. Они касаются малого количества компаний, но безопаснее подстраховаться (см. схему выше). Если в результате анализа вы получили перечень контролируемых сделок, то подать уведомление нужно до 20 мая 2019 года.

Контролируемые сделки — это сделки, в которых налоговые органы могут проверить соответствие цены интервалу рыночных цен. Под сделками в данном случае подразумеваются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (письмо Минфина России от 06.06.2012 № 03-01-18/4-70).

Из группы сделок между взаимозависимыми лицами выделены сделки, все стороны и выгодоприобретатели которых зарегистрированы в России и сделки, все стороны и выгодоприобретатели которых являются налоговыми резидентами РФ. Данные сделки признаются контролируемыми при соблюдении хотя бы одного из следующих условий.

Необходимо отметить, что суд может признать сделку контролируемой, даже если она не обладает указанными признаками. Это возможно при наличии достаточных оснований полагать, что данная сделка входит в группу однородных сделок, совершенных в целях сокрытия контролируемой сделки.

Организации и физические лица, являющиеся сторонами сделки, вправе самостоятельно признать себя для целей налогообложения взаимозависимыми лицами, в случае если отношения между ними могут оказывать влияние на условия и (или) результаты сделок.

Развернуть описание

Срок сдачи уведомления о контролируемых сделках

Уведомление о контролируемых сделках подается не позднее 20 мая года, следующего за отчетным годом (п. 2 ст. 105.16 НК РФ). В том случае, если этот день является выходным днем — срок сдачи переносится на ближайший рабочий день.

1 июня года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки – дата, с которой налоговые органы вправе истребовать документацию относительно конкретной сделки или группы однородных сделок (п. 3 ст. 105.15 НК РФ).

Новая форма уведомления о контролируемых сделках — когда будет?

В настоящее время ФНС России разработан проект приказа о внесении изменений в форму и порядок заполнения уведомления о контролируемых сделках (ID проекта 02/08/04-17/00063938). Новая форма уведомления о контролируемых сделках будет применяться в отношении сделок, совершенных начиная с 1 января 2018 года (Письмо ФНС России от 22.03.2018 N ЕД-4-13/5367@).

Таким образом, чтобы отчитаться о контролируемых сделках за 2017 год необходимо воспользоваться ранее действовавшей формой (КНД 1110025), утвержденной приказом ФНС России от 27.07.2012 № ММВ-7-13/524@ . Приказ утверждает также формат отчета в электронном виде и порядок заполнения формы.

Как заполнить Уведомление о контролируемых сделках?

Форма Уведомления о контролируемых сделках содержит 4 раздела, которые обязательны для заполнения не для всех компаний. Ниже в таблице приведено краткое описание разделов и их назначение.

Скачать бланк формы Уведомление о контролируемых сделках в формате PDF

Скачать образец заполнения формы Уведомление о контролируемых сделках в формате PDF

Сформируйте уведомление о контролируемых сделках в 1С, выгрузите в программу и отправьте в налоговую инспекцию!

Если Вы самостоятельно обнаружили неточности и ошибки в своем отчете после его отправки, постарайтесь как можно скорее направить в налоговый орган уточненное уведомление, это позволит Вам избежать штрафа за недостоверность сведений.

Верховный Суд РФ (п. 10 Обзора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017) определяет, что штраф за недостоверные сведения может быть наложен только, если организация неверно указала в отчете:

  • год, за который предоставляются сведения,
  • предмет сделок,
  • сведения об участниках сделок и суммы доходов (расходов) по контролируемым сделкам.

Ошибки в других данных уведомления о контролируемых сделках позволяют налоговым органам провести первичный анализ отчета и принять решение по вопросу о необходимости углубленного контроля.

Уведомление о контролируемых сделках - образец заполнения данного документа может быть востребован самым широким кругом бизнесов и является обязательным элементом налоговой отчетности фирм, являющихся субъектами данных сделок. Каковы особенности заполнения соответствующего уведомления?

Структура данных в уведомлении о контролируемых сделках в форме ФНС и в «1С»

В соответствии с п. 2 ст. 105.16 НК РФ субъекты контролируемых сделок (или приравненных к таковым) должны направлять в ФНС уведомление, отражающее информацию по данным сделкам, до 20 мая года, следующего за отчетным.

Какие сделки признаются контролируемыми, узнайте из публикации .

ВНИМАНИЕ! В 2019 году за 2018-й уведомление подается на новом бланке. Скачать его можно .

Утвержденное ФНС уведомление о контролируемых сделках состоит из следующих основных элементов:

  • 2 листов, в которых отражаются сведения о налогоплательщике;
  • разделов 1А и 1Б, отражающих сведения о контролируемых сделках налогоплательщика;
  • разделов 2 и 3, отражающих сведения о контрагентах, с которыми налогоплательщик вступал в правоотношения.

Современные бухгалтерские программы, такие как 1С, позволяют заполнить форму уведомления о контролируемых сделках посредством ввода указанных выше типов данных в специальные формы программного интерфейса. После внесения пользователем всех данных ПО автоматически переносит их в поля, соответствующие разделам 1А, 1Б, 2 и 3 и формирует документ, идентичный разработанной ФНС форме. Его можно распечатать, подписать и отправить в налоговую.

Рассматриваемое уведомление можно представить в ФНС и в электронном виде, но для этого у плательщика должна иметься квалифицированная электронная подпись (или КЭП) а также соответствующее ПО для отправки файла с КЭП через интернет.

Вне зависимости от способа формирования уведомления о контролируемых сделках (прямой ввод данных в форму или через 1С), сложности у налогоплательщиков вызывает заполнение разделов 1А, 1Б, 2 и 3 соответствующего документа. Сложности связаны прежде всего с определением конкретного перечня фактов, отражаемых в уведомлении.

Рассмотрим, какие именно сведения должны указываться в документе.

Указываем сведения о контролируемых сделках в разделах 1А и 2Б: нюансы

В разделе 1А указываются сведения по каждой заключенной налогоплательщиком контролируемой сделке в отчетный период (или же совокупности однотипных сделок), а также информация о финансовых условиях соответствующих сделок. Заполнять нужно столько листов раздела 1А, сколько было заключено сделок (или совокупностей однотипных правоотношений).

Для большей части информации применяются элементы кодирования. Коды для заполнения разделов уведомления следует искать в приложении №1 к порядку заполнения уведомления, утв. приказом ФНС от 07.05.2018 № ММВ-7-13/249@.

В разделе 1Б фиксируются сведения о предмете каждой из контролируемых сделок, отраженных в разделе 1А. То есть — информация о тех товарах, услугах или работах, которые были поставлены или получены налогоплательщиком. Здесь указываются, в частности:

  • наименования товаров, работ и сервисов;
  • даты и номера контрактов на их поставку;
  • места подписания договоров (отправки товара);
  • количество поставленных товаров, работ и сервисов и их контрактная цена без НДС и иных начислений;
  • общая сумма контракта;
  • дата исполнения обязательств по сделке (определяемая исходя из принятого в бухучете фирмы механизма признания доходов).

Общее количество заполненных листов раздела 1Б должно быть равным количеству сделок, отраженных в разделе 1А (или групп однотипных сделок).

Когда беспроцентный заем считается контролируемой сделкой, узнайте из статьи .

Заполняем разделы 2 и 3: на что обратить внимание

Если налогоплательщик заключил сделку с контрагентом в статусе юрлица, то для этой сделки он должен заполнить раздел 2 уведомления. Если контракт подписан с контрагентом в статусе физлица, заполняться должен раздел 3 уведомления. Структура разделов 2 и 3 практически идентична.

В графе 015 раздела 2 или 3 должна быть зафиксирована та же цифра, что указана в графе 050 раздела 1Б. Это порядковый номер контрагента. Налогоплательщик определяет его самостоятельно, например, исходя из очередности заключения договоров.

Аналогично в графе 010 раздела 2 или 3 фиксируется та же цифра, которая указана в графе 010 раздела 1А. Она соответствует порядковому номеру сделки и также определяется налогоплательщиком самостоятельно.

В общем случае количество листов раздела 2 или 3 соответствует количеству листов разделов 1А и 1Б. На практике количество контролируемых сделок и контрагентов у фирмы может быть очень большим, поэтому указание в документе каждой отдельной сделки может быть процессом исключительно трудоемким.

Но у налогоплательщиков есть возможность отражать в уведомлении однотипные сделки — и это существенное подспорье для них с точки зрения экономии времени. Однако на то, чтобы объединить сделки в одну группу, у фирмы должны быть веские основания.

Изучим основные критерии отнесения сделок, фиксируемых в уведомлении, к однотипным.

Однотипные сделки: каковы их критерии?

В идеале в ФНС требуется предоставлять уведомления о контролируемых сделках, отражающие все хозяйственные операции максимально подробно (письмо ФНС РФ от 30.08.2012 № ОА-4-13/14433). Но на практике данное пожелание налоговиков, очевидно, труднореализуемо: количество уникальных хозяйственных операций, приходящихся на одно юрлицо, особенно если это крупный бизнес, может исчисляться десятками тысяч.

Поэтому фирмам имеет смысл пользоваться возможностью объединять однотипные сделки в группы, исходя из их схожести по типу товаров, а также сопоставимости по финансовым условиям (п. 5 ст. 105.7 НК РФ). Но критерии отнесения сделок к однотипным, приведенные в НК РФ, довольно поверхностны, и их интерпретация в версии налогоплательщика может не совпасть с подходом ФНС (формирующимся на уровне служебных инструкций и понимания сущности сделок конкретным инспектором).

Какие же критерии следует рассматривать как объективные?

Минфин РФ в письме от 16.08.2013 № 03-01-18/33520 рекомендует объединять сделки, если они схожи по показателям рентабельности, определяемым в соответствии с нормами ст. 105.8 НК РФ. К примеру, продажа овощей и фруктов имеет примерно одинаковую рентабельность вне зависимости от конкретной разновидности реализуемой продукции.

Ведомство разрешает не указывать в уведомлении о группе сделок:

  • цены за единицу товара или услуги,
  • количество поставленных товаров и услуг,
  • место заключения сделки или отправки товара.

Но в форме, как отмечает Минфин, должны фиксироваться наименования групп однотипных сделок, величина полученного за счет них дохода, а также метод ценообразования.

Отметим, что структура формы уведомления не позволяет группировать сделки по поставкам однотипных или вовсе одинаковых товаров, закрепленные разными договорами с одним и тем же поставщиком. Дело в том, что в графах 060 и 065 раздела 1Б в любом случае указывается дата и номер конкретного договора.

Таким образом, с учетом позиции Минфина однотипные сделки можно группировать, если они:

  • отражают поставки товаров с одинаковой рентабельностью;
  • поставлены по одному договору.

Где можно скачать образец уведомления о контролируемых сделках

Скачать образец формы уведомления о контролируемых сделках вы можете на нашем портале. В нем отражена специфика отражения данных о субъектах соответствующих правоотношений в статусе юридических лиц. Образец доступен по ссылке ниже.

Итоги

Все фирмы, являющиеся субъектами контролируемых сделок, до 20 мая года, следующего за отчетным, должны направлять в ФНС уведомления о контролируемых сделках. В данном источнике отражаются данные о соответствующих сделках, а также информация о контрагентах участвовавшей в них фирмы.

Уведомление о контролируемых сделках — документ, имеющий довольно сложную структуру. Его заполнение характеризуется рядом нюансов, заслуживающих внимания. Изучим их более детально.

Кто должен подавать уведомление о контролируемых правоотношениях

Уведомление о контролируемых сделках обязаны сдавать в ФНС:

  1. Взаимозависимые субъекты, подписывающие соглашения, что подлежат контролю со стороны налоговой службы на основании положений ст. 105.1, 105.14 НК РФ и корреспондирующих с ними норм права.
  2. Лица, приравненные к взаимозависимым по п. 1 ст. 105.14 НК РФ и заключающие соглашения, которые подлежат контролю со стороны ФНС.

Сдается уведомление о контролируемых сделках фирмой до 20 мая года, идущего за тем, в котором были подписаны сделки (п. 2 ст. 105.16 НК РФ). При непредоставлении документа в отношении фирмы может быть санкционирован штраф на сумму в 5000 рублей (ст. 129.4 НК РФ).

Документ сдается по форме, введенной в действие приказом ФНС РФ от 27.07.2012 № ММВ-7-13/524.

Изучим особенности работы с ним.

Уведомление о контролируемых правоотношениях: структура и пример (образец) заполнения документа

Уведомление о контролируемых сделках — документ, представленный:

  • титульным листом;
  • листом, в котором приводятся данные о стороне сделки, имеющей статус физлица;
  • разделом 1А (в нем указываются сведения о правоотношении или о блоке однородных правоотношений);
  • разделом 1Б (в нем приводятся сведения о предмете правоотношений);
  • разделом 2 (в нем указываются данные о контрагентах, работающих как юрлица);
  • разделом 3 (в нем отражаются сведения о партнерах в статусе физлиц).

Загрузить образец уведомления о контролируемых правоотношениях вы можете на нашем сайте — по ссылке .

Критерии однородности, по которым правоотношения могут быть сгруппированы в уведомлении о контролируемых сделках, устанавливаются с учетом норм ст. 105.8 НК РФ, а также мнений контролирующих органов (далее в статье мы рассмотрим подробнее данные критерии).

Как правило, наибольшей сложностью характеризуется внесение данных в разделы 1А, 1Б, 2 и 3 формы. Изучим, какими нюансами характеризуется работа с ними.

Инструкция по заполнению уведомления: части 1А и 1Б

При работе с рассматриваемой частью уведомления о контролируемых сделках нужно иметь в виду, что:

  1. Оформляется столько частей 1А, сколько фирмой было заключено проверяемых ФНС сделок (или групп однообразных правоотношений).
  2. Применение кодов, которые отражаются в документе, осуществляется в соответствии с перечнями, приведенными в приказе ФНС от 27.07.2012 № ММВ-7-13/524.

Общее количество частей 1Б в документе должно в общем случае соответствовать количеству оформленных частей 1А. То есть по каждому правоотношению (группе однотипных правоотношений), зафиксированному в предыдущем разделе, расписываются сведения в части 1Б:

  • о содержании поставок в рамках контролируемых сделок;
  • о договорах, на основании которых осуществлялись поставки;
  • о стоимости поставок (без НДС);
  • о датах заключения сделок.

Если в частях 1А и 1Б отражаются данные о группах однотипных правоотношений (в этом случае в графе 1 подраздела II части 1А проставляется код 1), то в уведомлении о контролируемых сделках фиксируется общая стоимость поставок по всем правоотношениям (в графе 1 подраздела III части 1А и графе 140 части 1Б).

Однако если поставки по сгруппированным правоотношениям осуществлены по разным договорам, заполняется столько частей 1Б, сколько заключено договоров (далее в статье мы изучим данный нюанс подробнее).

Не знаете свои права?

Порядок заполнения уведомления: разделы 2 и 3

Рассматриваемые разделы различаются фактически только по 1 признаку: в разделе 2 фиксируются сведения о партнерах фирмы в статусе юрлиц, а в разделе 3 — физлиц (в том числе ИП). Если проверяемая ФНС сделка подписана только с юрлицом, то раздел 3 не оформляется и не предоставляется в ФНС, если только с физлицом — не оформляется раздел 2.

При заполнении того или иного раздела следует иметь в виду, что показатель, указываемый в графе 015 («Порядковый номер участника») (она есть в обоих разделах), должен быть тем же, что отражается в графе 050 раздела 1Б. Его значение участник контролируемого правоотношения определяет сам (например, исходя из очередности подписанных «контролируемых» договоров)

По схожему принципу соотносятся показатели в графе 010, которая есть в разделах 2 и 3 и в графе 010 раздела 1А. Здесь речь идет об определении порядкового номера договора, который также может устанавливаться исходя из очередности подписания конкретного договора.

Как определить количество разделов 2 или 3

Количество уникальных экземпляров разделов 2 или 3 рассматриваемого документа в общем сценарии должно быть равным числу разделов 1Б (при том, что их не может быть меньше, чем разделов 1А).

При этом основными критериями установления количества всех типов разделов следует считать:

  • количество отдельных «контролируемых» договоров;
  • количество групп однородных сделок (по разным контрактам);
  • количество отдельных сделок по одному договору.

Факт заключения договора или группы договоров по однотипным правоотношениям отражается в разделе 1А, соответствующего договора или отдельного договора в рамках группы — в разделе 1Б (соответственно, и в части 2 или 3 в количестве, равном числу разделов 1Б).

Изучим подробнее принципы фиксации в уведомлении о контролируемых сделкахинформации об однообразных правоотношениях.

Как отражаются однообразные сделки в уведомлении

Есть 2 базовых критерия объединения контролируемых правоотношений по их однотипности (п. 2 ст. 105.7 НК РФ):

  • их предмет — поставка схожих товаров;
  • сопоставимость финансовых условий сделок.

Под сопоставимостью характеризующих сделки финансовых параметров следует понимать, прежде всего, рентабельность операций по товарам, которые поставляются в рамках контролируемых сделок (письмо Минфина России от 16.08.2013 № 03-01-18/33520). Например, перепродажа плодоовощной продукции — бизнес, который может иметь среднюю рентабельность порядка 15-20%, а перепродажа садового инвентаря — 5-10%. В этом случае поставки овощей по разным договорам могут фиксироваться в уведомлении о контролируемых сделках как одна отдельная группа правоотношений, а поставки инвентаря — как другая.

При заполнении разделов следует иметь в виду, что:

  • несмотря на несколько договоров, заполняется только 1 лист раздела 1А;
  • число разделов 1Б будет соответствовать числу контрактов (сведения о каждом из них указываются в графах 060 и 065).

Если каждая поставка по группе однотипных сделок будет осуществляться при неизменности показателей, фиксируемых в графах 030-110, а также 130 в разделе 1Б, то возможно заполнение только 1 листа раздела 1Б при суммировании показателей.

А если хотя бы один показатель в указанных графах раздела 1Б изменится, то заполняется столько экземпляров данного раздела, сколько было поставок по группе сделок (п. 5.20 Порядка заполнения формы уведомления о контролируемых сделках, утвержденного приказом ФНС России от 27.07.2012 № ММВ-7-13/524).

Несколько правоотношений по одному договору: как заполнить уведомление

Не исключены ситуации, при которых даже по 1 договору может потребоваться заполнение нескольких групп разделов уведомления о контролируемых сделках (письмо ФНС России от 27.05.2013 № ОА-4-13/9492).

Это может быть обусловлено тем, что:

  • один договор между субъектами контролируемых отношений может включать несколько сделок;
  • соответствующие сделки могут быть неоднородными (по поставке разных товаров с несопоставимой рентабельностью или поставке товаров и сопутствующему оказанию услуг).

Например, в договоре на поставку овощей вполне могут фигурировать 2 правоотношения:

  • купля-продажа овощей;
  • доставка овощей транспортом от поставщика.

В этом случае уведомление о контролируемых сделках будет состоять из двух разделов 1А и 1Б и двух разделов 2 или 3.

Уведомления о контролируемых сделках сдают в ФНС взаимозависимые бизнесы и приравненные к ним лица. Данный документ состоит из разделов, отражающих сведения о самих правоотношениях и партнерах фирмы в статусе физлиц и юрлиц.

В соответствии с п. 1 ст. 105.16 НК РФ в некоторых случаях необходимо представлять в свою налоговую инспекцию (или в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика, если организация отнесена к таковым по правилам ст. 83 НК РФ) уведомление о . Общий срок - до 20 мая следующего года, однако для уведомления о контролируемых сделках 2012 г. сделано исключение - его нужно подать до 20 ноября 2013 г.
В недавнем Письме ФНС России от 02.07.2013 N ОА-4-13/11860@ чиновники разъяснили, как правильно заполнять уведомление о контролируемых сделках в различных ситуациях.

Напомним общие правила

Для начала напомним общие правила. Подавать уведомление нужно всем, кто совершает контролируемые сделки. Как подчеркивалось в Письме Минфина России от 25.03.2013 N 03-01-18/9309, никаких оснований для освобождения от этой обязанности НК РФ не предусмотрено.
Фактически за каждый календарный год представляется только одно уведомление, в котором должны быть указаны все контролируемые сделки, совершенные в этом году. На это обращалось внимание в Письмах Минфина России от 27.12.2012 N 03-01-18/10-198 и от 25.01.2013 N 03-01-18/1-14.
Это касается и тех организаций, в состав которых входят . Они тоже подают только одно уведомление - в налоговый орган по месту нахождения (учета) головной организации. Этот нюанс подчеркивался в Письме ФНС России от 10.04.2013 N ОА-4-13/6612@.

В том же Письме чиновники напомнили, что форма уведомления и Порядок ее заполнения, а также Формат и Порядок представления уведомления в электронной форме утв. Приказом ФНС России от 27.07.2012 N ММВ-7-13/524@.

По выбору налогоплательщика уведомление может быть представлено либо на бумажном носителе в виде утвержденной машинно ориентированной формы, заполненной от руки или распечатанной на принтере, либо в электронной форме по установленным форматам.

К числу сведений, отражаемых в уведомлении, согласно п. 3 ст. 105.16 НК РФ относятся:

1) календарный год, за который представляются сведения;

2) предметы сделок;

3) сведения об участниках сделок:

  • полное наименование организации, а также ее ИНН (если организация состоит на учете в налоговых органах в РФ);
  • Ф.И.О. индивидуального предпринимателя и его ИНН;
  • Ф.И.О. и гражданство физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем;

4) суммы полученных доходов и (или) суммы произведенных расходов (понесенных убытков) по контролируемым сделкам с выделением сумм доходов (расходов) по сделкам, цены которых подлежат регулированию.

С учетом этого требования налогового законодательства, само уведомление о контролируемых сделках включает в себя:

  • титульный лист - в нем указываются общие сведения о налогоплательщике;
  • разд. 1А "Сведения о контролируемой сделке (группе однородных сделок)";
  • разд. 1Б "Сведения о предмете сделки (группы однородных сделок)";
  • разд. 2 "Сведения об организации - участнике контролируемой сделки (группы однородных сделок)";
  • разд. 3 "Сведения о физическом лице - участнике контролируемой сделки (группы однородных сделок)".

Последние разделы (2 и 3) заполняются только в том случае, если у данного налогоплательщика в том году, за который представляются сведения, были контролируемые сделки с соответствующими контрагентами:

  • для разд. 2 - с организациями (юридическими лицами);
  • для разд. 3 - с физическими лицами, индивидуальными предпринимателями, адвокатами, учредившими адвокатский кабинет, нотариусами и другими лицами, занимающимися в установленном законодательством порядке частной практикой.

А теперь, собственно, перейдем к рассмотрению тех разъяснений по заполнению уведомления, которые были даны чиновниками в комментируемом июльском Письме.

Округления, ОКЕИ, иностранная валюта и данные бухгалтерского учета

Начнем с "технических" вопросов о размерности и сопоставимости показателей уведомления - как количественных, так и стоимостных.

Во-первых, в уведомлении должны применяться только те единицы измерения, которые регламентированы ОКЕИ (Общероссийский классификатор единиц измерения). При этом в п. 110 разд. 1Б должен быть указан числовой код единицы измерения по ОКЕИ, которая соответствует количественной характеристике предмета исполнения сделки, отраженной в первичных документах при ее совершении.

Если вдруг в первичном документе указана такая единица измерения, которая в ОКЕИ отсутствует, необходимо произвести пересчет с использованием той единицы измерения, внесенной в ОКЕИ, которая позволит наиболее точно отобразить количественную характеристику предмета исполнения сделки.

К примеру, вместо единицы измерения "100 тонно-километров" придется использовать единицу измерения "тысяча тонно-километров" (код 450 по ОКЕИ). А это значит, что тот количественный показатель, который фигурирует в первичных документах (исчисленный исходя из единицы измерения "100 тонно-километров"), придется разделить на 10, чтобы получить ту цифру, которая должна появиться в уведомлении (уже как характеризующая предмет сделки исходя из единицы измерения "1000 тонно-километров").

Необходимо также соразмерно пересчитать и цену (тариф) за единицу измерения, которая отражается в п. 130 разд. 1Б. За основу, конечно, берется цена предмета исполнения сделки, указанная в первичных документах. А если в первичке цена отсутствует, ее нужно определить исходя из правил формирования доходов, расходов, стоимости активов в целях бухгалтерского учета.

Во-вторых , в случае, если в первичном документе указано дробное число с точностью несколько знаков после запятой, то количественное значение предмета исполнения сделки для целей заполнения уведомления придется округлить. Сделать это нужно до ближайшего целого, модуль разности с которым у этого числа минимален. Например, показатель первичного документа, равный 15,8, должен быть округлен до 16, а, скажем, показатель 102,3 округляется до 102. Если следовать математическим правилам, показатели типа 10,5 должны округляться в большую сторону (т.е. до 11), а не в меньшую сторону (до 10).

То же самое справедливо и в отношении стоимостных показателей - их значения также должны быть указаны в полных рублях, при этом значения показателей менее 50 коп. отбрасываются, а 50 коп. и более округляются до полного рубля.

В-третьих , при заполнении п. 140 разд. 1Б нужно иметь в виду, что данный показатель не должен определяться расчетным путем (как произведение значений п. п. 120 и 130). В данном пункте должна отражаться стоимость предмета исполнения сделки из первичных документов. А если в первичке их стоимость по какой-то причине отсутствует, показатель п. 140 определяется исходя из правил формирования доходов, расходов, стоимости активов в целях бухгалтерского учета.

Аналогичным образом нельзя применять расчетный путь при формировании значения показателей по п. п. 300 и 310 разд. 1А, в которых отражаются соответственно суммы доходов и суммы расходов (убытков) налогоплательщика по контролируемой сделке (или группе однородных сделок). Эти пункты также должны отражать не расчетную сумму показателей, отраженных в п. 140 листа разд. 1Б, относящихся к данному разд. 1А, а фактические суммы полученных доходов или произведенных расходов, определяемые в соответствии с правилами бухгалтерского учета.

И, наконец, в-четвертых , даже если контролируемая сделка была выражена в иностранной валюте, все стоимостные показатели в уведомлении все равно должны быть указаны в рублях - причем в полных рублях, как уже уточнялось выше.

Поэтому чиновники пояснили, что при осуществлении внешнеторговых сделок, выраженных в иностранной валюте, следует пересчитывать стоимость предмета исполнения сделки на дату отражения операции в бухгалтерском учете и, соответственно, отражать указанную стоимость в п. 130 разд. 1Б без учета курсовых разниц. Руководствоваться при этом следует нормами ПБУ 3/2006 "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте", утв. Приказом Минфина России от 27.11.2006 N 154н.

Однородные сделки и возможности группировки сделок

Право формировать уведомление по группе однородных сделок предоставлено налогоплательщику нормами п. 4 ст. 105.16 НК РФ.

При этом нужно иметь в виду, что:

  • согласно п. 5 ст. 105.7 НК РФ однородными сделками признаются сделки, предметом которых могут являться идентичные (однородные) товары (работы, услуги) и которые совершены в сопоставимых коммерческих и (или) финансовых условиях;
  • определение идентичности и однородности товаров (работ, услуг) содержится в ст. 38 НК РФ;
  • порядок определения сопоставимости установлен в ст. 105.5 НК РФ.

Особое внимание следует обратить на то, что, к примеру, код ТН ВЭД может не обеспечивать соблюдение критериев, определенных в п. 7 ст. 38 НК РФ для целей признания товаров однородными, в т.ч. в силу наличия таких требований, как товарный знак, страна происхождения, репутация на рынке и другие. Соответственно, в листах разд. 1Б в п. 040 "Код предмета сделки (код по ТН ВЭД)" код ТН ВЭД, в т.ч. десятизначный, может совпадать и для неоднородных товаров.

В случае если поставки идентичных (однородных) товаров, указанные в нескольких договорах с сопоставимыми коммерческими и (или) финансовыми условиями с одним или разными контрагентами, объединены в группу однородных сделок, необходимо заполнять только один лист разд. 1А, в котором в п. 200 "Группа однородных сделок" надо указать цифру "1". А количество листов разд. 1Б должно соответствовать количеству операций с товаром, включенным в группу.

Соответственно, в п. 300 "Сумма доходов налогоплательщика по контролируемой сделке (группе однородных сделок) в рублях" разд. 1А отражается сумма доходов налогоплательщика по контролируемой сделке (группе однородных сделок), определяемых в соответствии с правилами бухгалтерского учета, за календарный год в рублях.

И, в свою очередь, в п. 310 "Сумма расходов (убытков) по контролируемой сделке (группе однородных сделок) в рублях" разд. 1А отражается стоимость товаров (работ, услуг, иных объектов гражданских прав), приобретаемых налогоплательщиком в контролируемой сделке (группе однородных сделок), за календарный год в рублях.

А если сделки нельзя признать однородными, уведомление следует заполнять раздельно в отношении каждой конкретной сделки по отдельной товарной позиции, указанной в спецификации к договору. При этом количество листов разд. 1Б должно соответствовать количеству операций с данной товарной позицией спецификации.

Особое внимание в комментируемом Письме уделено вопросу применения допустимых группировок сделок в рамках одного листа 1Б.

В частности, по сделкам, предметом исполнения которых является выполнение комплексных работ (услуг), в частности строительно-монтажных работ, требующих совершения нескольких операций, каждая из которых, согласно ст. 38 НК РФ, может признаваться отдельной работой (услугой), в п. 030 "Наименование предмета сделки" разд. 1Б должна быть отражена работа (услуга), непосредственно указанная в качестве предмета исполнения сделки. Например, в п. 030 разд. 1Б можно написать "Выполнение строительно-монтажных работ по строительству 2-секционного монолитного жилого дома переменной этажности (18 - 20 - 22) с пристроенной подземной автостоянкой на 100 машино-мест и индивидуальным тепловым пунктом (ИТП)". А заполнять отдельный лист разд. 1Б уведомления в отношении каждого наименования работ согласно позиции по смете не требуется.

В случае непрерывных долгосрочных поставок в адрес одного и того же покупателя при неизменности условий поставок и иных показателей в листе 1Б (строки 030 - 110 и 130) допускается суммирование количества товаров в таких поставках - и, соответственно, заполнение только одного листа 1Б. В этом случае в п. 120 "Количество" разд. 1Б нужно указать общее количество товара по всем поставкам с неизменными условиями. Соответственно, в п. 140 "Итого стоимость без учета НДС, акцизов и пошлин, руб." разд. 1Б должна быть указана общая стоимость товара, поставленного (приобретенного) в течение действия условий, отражаемых в п. п. 030 - 110 и 130 разд. 1Б. А при изменении хотя бы одного из показателей, отражаемых в указанных пунктах разд. 1Б либо окончания отчетного периода, суммирование прекращается. В частности, необходимость прекратить суммирование количества товаров в рамках одного листа разд. 1Б возникает в случае изменения цены товара (п. 130 разд. 1Б), в т.ч. и вследствие влияния курсовых разниц.

Если имущество получено безвозмездно

Контролируемой может быть признана и сделка по безвозмездному получению имущества - с учетом положений п. 13 ст. 105.3 и пп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ. В этом случае заполнять уведомление нужно так.

Во-первых, с точки зрения гражданского законодательства безвозмездную передачу имущества следует квалифицировать как дарение. Ведь в соответствии с п. 1 ст. 572 ГК РФ по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.

Поэтому в п. 210 "Код наименования сделки" и п. 211 "Код стороны сделки, которой является налогоплательщик" разд. 1А надо указать коды 008 (дарение) и 014 (одариваемый) соответственно.

Во-вторых, при определении стоимостных показателей в отношении такой сделки нужно применять те правила формирования доходов и стоимости активов при безвозмездной передаче имущества, которые предусмотрены нормативными актами по бухгалтерскому учету, и, в частности, нормами п. 10.3 ПБУ 9/99 "Доходы организации" (утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н), а также п. п. 7 и 10 ПБУ 6/01 "Учет основных средств" (утв. Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н) - в случае, если полученное имущество признается основным средством исходя из требований данного документа. Упомянутыми нормами предусмотрено, что:

  • рыночная стоимость полученных безвозмездно активов определяется организацией на основе действующих на дату их принятия к бухгалтерскому учету цен на данный или аналогичный вид активов, которые должны быть подтверждены документально или путем проведения экспертизы;
  • первоначальной стоимостью основных средств, по которой они принимаются к бухгалтерскому учету, в случае их получения безвозмездно признается их текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету в качестве вложений во внеоборотные активы.

А потому нужно иметь в виду, что даже нулевая остаточная стоимость объекта по данным учета передающей стороны совершенно не означает, что его рыночная стоимость для целей определения стоимости основного средства у налогоплательщика (получающей стороны) будет равна нулю.

Показатели листа разд. 1Б уведомления в отношении сделки безвозмездной передачи имущества заполняются следующим образом:

  • в п. 020 "Тип сделки" нужно указать код "1", что соответствует понятию "товар";
  • в п. 030 "Наименование предмета сделки" указывается наименование товара (имущества), полученного налогоплательщиком, в соответствии с первичными документами;
  • в п. 050 "Номер другого участника сделки" и в разд. 2 либо 3 (в зависимости от того, кто именно передал организации имущество безвозмездно) указываются соответственно порядковый номер участника сделки (сквозная нумерация) и его данные;
  • в п. 060 "Номер договора" и 065 "Дата договора" указываются реквизиты договора, на основании которого осуществлена безвозмездная передача имущества;
  • в п. 110 "Код единицы измерения по ОКЕИ" нужно указать числовой код единицы измерения, соответствующий количественной характеристике предмета исполнения сделки, отраженной в первичных документах при ее совершении - в частности, при совершении сделок с имуществом по выбору налогоплательщика может быть указан код 642 (соответствующий наименованию "единица") или 796 (соответствует наименованию "штука");
  • в п. 120 "Количество" должно быть отражено количественное значение предмета исполнения сделки с учетом единицы измерения, указанной в предыдущем пункте;
  • в п. 130 "Цена (тариф) за единицу измерения без учета НДС, акцизов и пошлины, руб." надо отражать цену предмета исполнения сделки, указанную в первичных документах, а в случае отсутствия цены в первичном документе - исходя из правил формирования доходов, расходов, стоимости активов в целях бухгалтерского учета; в рассматриваемой ситуации - при безвозмездном получении имущества - фактически речь идет о рыночной стоимости единицы полученного имущества, исходя из которой произведена его оценка в бухгалтерском учете;
  • в п. 140 "Итого стоимость без учета НДС, акцизов и пошлин" должна быть указана определяемая аналогичным образом стоимость всего полученного имущества;
  • а в п. 150 "Дата совершения сделки", естественно, должна быть указана дата признания дохода от безвозмездного получения имущества в бухгалтерском учете налогоплательщика.

Возмещение ущерба в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по сделке

В разд. 1Б должна быть раскрыта информация обо всех операциях - т.е. действиях - с предметом исполнения сделки (отгрузке товаров, выполнении работ, оказании услуг, совершении операций с иным объектом гражданских прав) при исполнении обязательств, возникших в результате совершения контролируемой сделки (группы однородных сделок), сведения о которой приведены в разд. 1А.

Поэтому, например, в случае, если были нарушены условия договора поставки, сведения о котором были соответственно указаны в п. п. 210 и 211 разд. 1А, нужно иметь в виду, что возмещение ущерба в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по договору (добровольно или по понуждению) также является предметом сделки и, соответственно, подлежит отражению в листе 1Б уведомления. И сделать это нужно следующим образом:

  • в п. 020 указать значение, которое соответствует предмету исполнения сделки, при исполнении которой нарушены обязательства (к примеру, "1", что означает "товар");
  • в п. 030 указать наименование исполненного обязательства, т.е. является ли это уплатой или получением штрафных санкций, иных компенсаций в силу неисполнения конкретных условий договора - скажем, "Возмещение ущерба в связи с односторонним уменьшением (отказом) согласованного объема поставок котельного мазута, с содержанием серы более 1 мас. %";
  • в п. 030 или п. 043 указать соответственно коды, к примеру, "270196401" ТН ВЭД (для внешнеэкономической сделки) или "0252115" ОКП товара (для внутрироссийской сделки), объем поставки которого в одностороннем порядке был уменьшен;
  • в п. п. 060 и 065 привести реквизиты договора поставки, положениями которого предусмотрено возмещение ущерба в случае ненадлежащего исполнения обязательств по договору;
  • в п. 070 указать код страны происхождения товара согласно Общероссийскому классификатору стран мира ОК 025-2001 (ОКСМ);
  • в п. 080 "Место отправки (погрузки) товара в соответствии с товаросопроводительными документами (заполняется только для товаров)" указать наименование населенного пункта (в формате "код страны/области/населенного пункта"), из которого начинается транспортировка товара для исполнения, например, договора поставки. Если, например, место отправки (погрузки) товара находится за пределами населенного пункта, допустимо указать наименование железнодорожной станции или ближайшего населенного пункта;
  • в п. 090 "Место совершения сделки (адрес места доставки (разгрузки) товара; оказания услуги, работы; совершения сделки с иными объектами гражданских прав)" для товаров указывается населенный пункт (в формате код страны/области/населенного пункта), в котором происходит переход рисков утраты или повреждения товара, а также обязанности нести расходы, связанные с товаром, в терминах ИНКОТЕРМС, если данные термины использовались участниками сделки;
  • тогда в п. 100 "Код условия поставки" проставляется код, соответствующий термину ИНКОТЕРМС;
  • если же участники сделки не применяют правила ИНКОТЕРМС, в п. 090 просто указывается место перехода права собственности на товар;
  • далее, в п. 110 и п. 120 надо указать, соответственно, код единицы измерения согласно ОКЕИ, причем для операции по возмещению ущерба указывается единица измерения 642 или 796 (соответственно, "единица" или "штука") и непосредственное количественное значение, которое будет равно "1";
  • а значения в п. 130 "Цена" и п. 140 "Итого стоимость" будут совпадать и соответствовать сумме выплаченной (полученной) компенсации ущерба.

Сделки строительного подряда

И, наконец, еще один вопрос, который был рассмотрен чиновниками в комментируемом Письме, касается порядка заполнения уведомления в отношении сделок строительного подряда.

Чиновники напомнили, что в отношении договоров строительного подряда в бухгалтерском учете применяется ПБУ 2/2008 "Учет договоров строительного подряда", утв. Приказом Минфина России от 24.10.2008 N 116н. А согласно этому документу выручка и расходы признаются:

  • "по мере готовности", т.е. исходя из подтвержденной подрядчиком степени завершенности работ по договору на отчетную дату, если финансовый результат исполнения договора может быть достоверно определен (п. 17 ПБУ 2/2008);
  • в величине, равной сумме понесенных расходов, которые в отчетный период считаются возможными к возмещению, если достоверное определение финансового результата исполнения договора в отчетный период невозможно (п. 23 ПБУ 2/2008).

Стоимость работ, приходящаяся на отчетный период, может быть подтверждена актами о приемке выполненных работ (форма N КС-2) и справками о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3), по которым осуществляются расчеты между участниками сделки.

Фактически, если договором строительного подряда не предусмотрена поэтапная приемка работ, указанные акты для целей бухгалтерского учета квалифицируются как документы, подтверждающие выполнение промежуточных работ, и используются для осуществления взаиморасчетов между заказчиком и подрядчиком.

Однако их подписание не свидетельствует о предварительной приемке результата отдельного этапа работ и о переходе заказчику рисков повреждения и утраты результатов этих работ. И в этом случае заказчик не отражает в бухгалтерском учете расходы, в т.ч. по подписанным актам (форма N КС-2), до того момента, когда ему будет передан результат работ. А подрядчик определяет выручку расчетным путем в соответствии со способом, закрепленным в его учетной политике.

Следовательно, подрядчику нужно указывать в п. 300 листа разд. 1А расчетную величину выручки по договору строительного подряда за отчетный период (т.е. за календарный год), а заказчику в п. 310 листа разд. 1А надо отразить стоимость работ, принятых по договору строительного подряда, а именно ноль рублей, если в течение календарного года результаты работ приняты не были.

В свою очередь, в разд. 1Б должна быть раскрыта информация об отдельных операциях, в т.ч. и о выполненных промежуточных работах в рамках договора строительного подряда, сведения о котором приведены в разд. 1А уведомления.

Октябрь 2013 г.