Из типов государства является. Современный взгляд на проблему

Типология государства - классификация всех существовавших государств по признакам, которые признаются сущностными в определенной теории государства.

Тип государства - это общие системообразующие признаки, присущие конкретной совокупности (группе) государств и раскрывающие закономерности их организации и развития.

Подходы к типологии государства

Осуществляется она в основном с позиции двух подходов:

1) формационного подхода
2) цивилизационного подхода

При формационном подходе основным критерием классификации выступают социально-экономические признаки. Тип производственных отношений при этом формирует тип государства. Классифицирующей категорией здесь выступает исторический тип государства - это государство определенной общественноэкономической формации, характеризуемое рядом общих признаков, а именно: единством экономической и классовой основы, сущности, социального назначения, общими принципами организации и деятельности государства.

Согласно формационному подходу , существуют следующие типы государства:

1) рабовладельческое;
2) феодальное;
3) буржуазное;
4) социалистическое.

Рабовладельческое государство возникло в результате разложения первобытнообщинного строя, появления частной собственности и классов.

Феодальное государство характеризуется неограниченной властью собственников земли - феодалов.

Буржуазное государство , возникшее на индустриальной стадии развития производства, основывается на формальном равенстве людей перед законом.

Социалистическое государство - политическая часть надстройки над экономическим базисом социализма, тип государства, приходящий на смену буржуазному государству в результате социалистической революции, его основная цель построение социалистического общества.

При цивилизационном подходе основным критерием выступают духовные признаки (культурные, религиозные, национальные и т. п.).

Выделяются следующие типы цивилизаций:

1) древние государства;
2) средневековые государства;
3) современные государства.

Наиболее известным исследователем теории цивилизаций является А.Дж.Тойнби. Он дал следующее определение цивилизации:«Цивилизация - это относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и иных признаков, причем религия и формы организации, а также степень удаленности от того места, где данное общество первоначально возникло, - остаются неизменными».

Кроме того, существуют и другие подходы к классификации государства.

В зависимости от уровня экономического развития , государства делятся на:

1) развивающиеся (иногда их называют аграрными, основу экономики составляет сельское хозяйство, продажа полезных ископаемых и т.д.); индустриальные (основу экономики этих государств составляет промышленность);
2) постиндустриальные (это современные развитые государства, в которых произошла научнотехническая революция; основные богатства этих государств создаются в сфере услуг, в индустриальной сфере).

В зависимости от политического режима различают:

В зависимости от формы правления государства делятся на:

1) монархии;
2) республики.

В зависимости от господствующей идеологии существуют государства:

1) идеологизированные
2) деидеологизированные.

Идеологизированные государства - это государства, в которых существует официально признанная идеология, следование которой считается обязательным. Они подразделяются на две группы: религиозные - в качестве идеологии выступает официальная религия; государства с политической идеологией - здесь существует официально провозглашенная политическая доктрина, постулаты которой определяют политическую и правовую систему в данном государстве (например, социалистические государства).

Деидеологизированные (светские) государства - здесь официальная идеология отсутствует.

Типология есть учение о типах - больших группах (классах) тех или иных объектов, обладающих набором общих, характерных для каждого типа признаков.

Типология государства - это его классификация, предназначенная для разделения всех прошлых и настоящих государств на такие группы, которые дали бы возможность раскрыть их социальную сущность.

Основные подходы к типологии государства:
    1. формационный;
    2. цивилизационный.

Формационный подход к типологии государства

Главным критерием данного подхода выступают социально-экономические признаки (общественно-экономическая формация). В его основе лежит учение об общественно-экономической формации, которая включает в себя:

    • тип производственных отношений (базис) и
    • соответствующий ему тип надстройки (государство, право и т.п.).

Именно базис (тип производственных отношений) является, по мнению представителей формационного подхода (К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина и других), решающим фактором общественного развития, который детерминирует и соответствующий тип надстроечных элементов: государство и .

В зависимости от типов экономического базиса выделяют следующие типы государства:

    1. рабовладельческий,
    2. феодальный,
    3. буржуазный,
    4. социалистический.

Рабовладельческое государство есть орудие поддержания власти рабовладельцев над рабами, которые были собственностью свободных граждан . Раб не имел никаких прав и фактически представлял собой говорящее орудие труда.

Феодальное государство - это диктатура класса феодалов, земельных собственников, присваивающих безвозмездный труд крестьян. Крестьяне находились в полурабской зависимости от помещиков.

Буржуазное государство представляет собой диктатуру буржуазии, в котором сословное неравенство заменяется социальным. Рабочий юридически свободен, но, лишенный средств производства, он вынужден продавать свою рабочую силу капиталисту. Данное государство проходит различные стадии развития:

    • капиталистическое,
    • монополистическое,
    • индустриальное,
    • постиндустриальное государство.

Социалистическое государство , по мнению представителей формационного подхода, как государство высшего типа есть отмирающее государство, базирующееся на общественной собственности на средства производства и имеющее широкую социальную базу.

Первые три типа охватываются родовым понятием "эксплуататорское государство". Сущность данного государства состоит в господстве, подавлении и эксплуатации одного класса другим.

Социалистическое же государство - антиэксплуататорское по своей природе - считается "полугосударством" или "государством не в собственном смысле слова". Это исторически последний тип государства, который, по мнению К. Маркса, постепенно "засыпает" и в конечном итоге "отомрет", выполнив свою задачу построения бесклассового коммунистического общества.

Достоинства формационной типологии:

    1. продуктивна сама идея делить государства на основе социально-экономических факторов, которые действительно весьма существенно влияют на общество;
    2. показывает поэтапность, естественноисторический характер развития государства. Источник развития государства заключен, по мнению представителей данной теории, в самом обществе, а не вне его. Смена одного типа другим - процесс объективный, естественноисторический, реализующийся в результате революций. В этом процессе каждый последующий тип государства должен быть исторически более прогрессивным, чем предыдущий.

Недостатки формационной типологии:

    • во многом однолинейна, характеризуется излишней запрограммированностью, в то время как история многовариантна и далеко не всегда вписывается в начерченные для нее схемы;
    • недооцениваются духовные факторы (религиозные, национальные, культурные и т.п.), которые подчас могут весьма существенно влиять на природу того или иного государства.

Цивилизационный подход к типологии государства

В основе цивилизационного подхода лежат духовные признаки - культурные, религиозные, национальные, психологические и пр.

Представители: английский историк А. Тойнби (XX в.), русский социолог, проживающий в США, П. Сорокин, немецкие мыслители XX в. О. Шпенглер и М. Вебер и другие.

В частности, по мнению А. Тойнби, цивилизация есть замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, этнических, географических и других признаков. В зависимости от них выделяют следующие цивилизации: египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую, мексиканскую, иранскую и т.п.

Каждая цивилизация придает устойчивую общность всем государствам, существующим в ее рамках. Цивилизационный подход обосновывается идеей единства, целостности современного мира, приоритетом идеально-духовных факторов .

А. Тойнби обосновал теорию круговорота сменяющих друг друга замкнутых цивилизаций. Динамические изменения (возникновение, рост, надлом и разложение) в соответствии с этой теорией происходят не в рамках мирового общественного процесса, а внутри отдельной цивилизации. Цивилизации являются как бы ветвями дерева, сосуществующие рядом друг с другом. Движущей силой круговорота цивилизаций выступает творческая элита, которая увлекает за собой инертное большинство. Отсюда А. Тойнби видит прогресс в духовном совершенстве поколений людей.

Исторический процесс привел к складыванию свыше двух десятков цивилизаций, отличающихся друг от друга не только утвердившимися в них системами ценностей, господствующей культурой, но и характерным для них типом государства. В своем развитии цивилизации проходят несколько этапов:

    1. локальные цивилизации , каждая из которых имеет свою совокупность взаимосвязанных социальных институтов, включая государство (древнеегипетская, шумерская, индская, эгейская и др.);
    2. особенные цивилизации (индийская, китайская, западно-европейская, восточно-европейская, исламская и др.) с соответствующими типами государств;
    3. современная цивилизация с ее государственностью, которая в настоящее время только складывается и для которой характерно совместное существование традиционных и современных социально-политических структур.

Достоинства цивилизационной типологии:

    1. определены духовные факторы как существенные в тех или иных конкретно-исторических условиях (ведь не случайно выделяют религиозный и национальный подходы к сущности государства);
    2. в связи с расширением диапазона духовных критериев, которые характеризуют именно особенности тех или иных цивилизаций, получается более заземленная (географически адресная) типология государств.

Недостатки цивилизационной типологии:

    • недооцениваются социально-экономические факторы, которые зачастую определяют политику конкретной страны;
    • выделяя большое количество идеально-духовных факторов в качестве признаков цивилизаций, авторы, по сути дела (

В мире существует много государств. В связи с этим возникает необходимость в их классификации (типологии).

Типология государств – это деление государств по группам в зависимости от общих системообразующих важнейших признаков, присущих отдельной группе государств (В.И. Цыганов).

Историческое развитие государства -процесс качественных изменений (смены исторических типов) государственной власти с момента ее возникновения до настоящего времени (Петров А.В.).

Исторический тип государства это совокупность общих и существенных характеристик государств, находящихся на одной качественно определенной ступени развития общества (Петров А.В.).

Смена исторических типов государства - процесс закономерный и прогрессивный, обусловленный общим ходом развития общества от первобытных примитивных форм к развитой человеческой цивилизации.

В зависимости от роли религии государства можно поделить:

1.Теократические (от греч. theos – бог, kratos - власть)– это государства, в которых глава государства является высшим религиозным деятелем, верховным священнослужителем (Ватикан, Иран, Пакистан, Саудовская Аравия, Марокко и т.д.);

2.Клерикальные (от лат. clericalis - церковный) – это государства, в которых та или иная религия официально имеет статус государственной, и занимает привилегированное положение по сравнению с другими конфессиями (Великобритания, Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания, Испания, Япония и др.).Клерикализм (от лат. clericalis - церковный) – политическое направление, добивающееся первенствующей роли церкви и духовенства в общественной, политической и культурной жизни.

Клерикальное государство – форма организации государственной власти, при которой церковная иерархия через законодательно установленные институты определяющим образом влияет на политику государства и все сферы общественной жизни.

3.Светские – это государства, в которых все виды религиозных организаций отделены от государства (РФ, Германия, Франция, все государства СНГ);

4.Атеистические - это государства, в которых все религиозные организации преследуются властями (СССР);

По географическому положению государства можно поделить:

Западные

Восточные

Европейские

Азиатские

Африканские

Американские

По территории государства можно поделить:

По роли промышленности государства можно поделить:

Доиндустриальные (крестьянские)

Индустриальные (промышленные)

Постиндустриальные (научно-технические)

По временному критерию государства можно поделить:

Средневековые

Современные

Смена исторических типов государства - процесс закономерный и прогрессивный, обусловленный общим ходом развития общества от первобытных примитивных форм к развитой человеческой цивилизации. В зависимости от выделяемых причин движения общества к более сложным формам, разработаны два основных и дополняющих друг друга подхода к определению типов государства: формационный и цивилизационный. Типология проводится с позиции двух подходов: формационного и цивилизационного.


Формационный подход

Формационный подход - исследование закономерностей смены исторических типов государств с точки зрения качественных изменений в экономическом базисе общества, его производственных отношениях и классовой структуре (Петров А.В.).

Этот подход базируется на разработанном Марксом и Энгельсом понятии общественно-экономической формации. Общественно-экономическаяформация - исторический тип общества, основанный на том или ином способе производства (экономическом базисе). Способпроизводства (экономический базис) – это категория, обозначающая единство производительных сил и производственных отношений . В состав производительных сил входят средства производства и люди. Главной производительной силой выступает человек. Производительные силы – это сложный комплекс различных элементов, куда входят наука, навыки людей, транспорт, природные условия и т.д. Люди в процессе производства материальных ценностей вступают в определенные производственныеотношения . Они включают в себя следующие элементы: отношение к средствам производства, отношения обмена, распределения и потребления. Главным элементом производственных отношений является отношение к средствам производства. Класс, обладающий этими средствами, есть господствующий класс. От собственности на средства производства зависят обмен, распределение и потребление.

История общественного развития – это история развития и смены способов производства. Смена способа производства приводит к смене общественно-экономической формации. Переход от одной общественно-экономической формации к другой осуществлялся в ходе социальной революции. Смена одной общественно-экономической формации другой знаменует собой смену соответствующего типа государства.

К. Маркс разбил всю историю человечества на пять формаций: первобытнообщинная,рабовладельческая, феодальная, буржуазная и коммунистическая.

В 1938 г. И.В. Сталин выделил пять формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, социалистическую.

С точки зрения формационного подхода – пяти известным способам производства соответствовали пять общественно-экономических формаций, а каждой из них (кроме первобытнообщинной) – определенный тип государства: рабовладельческой формации – рабовладельческое государство, феодальной – феодальное, буржуазной – буржуазное, коммунистической – социалистическое. Смена одного исторического типа другим – процесс объективный, естественноисторический, его реализация возможна в результате революций. В этом процессе каждый последующий тип государства должен быть исторически более прогрессивным, чем предыдущий..

Экономический базис рабовладельческого государства – частная собственность рабовладельца не только на средства производства, но и на самого непосредственного производителя материальных благ, на раба, который не имел никаких прав и превращен в говорящее орудие труда. Основными классами в рабовладельческом государстве были рабовладельцы и рабы, а государственная власть и собственность принадлежала рабовладельцам. Помимо них существовали социальные прослойки – ремесленники, мелкие земледельцы (например, Древняя Греция, Древний Рим). Рабовладельческая государственность существовала в форме монархий и республик. Рабовладельческая собственность является первой формой частной собственности (Древний Египет, Вавилон, Ассирия, Хеттское царство, Индия, Китай – восточные деспотии в государствах древнего Востока). Первые рабовладельческие государства европейского типа возникли в IX – VIII вв. до н.э., например, Древняя Греция, Древний Рим.

Экономический базис феодального государства частная собственность феодала на землю и неполная собственность на крестьянина, который является здесь главным производителем материальных благ. Основными классами в феодальном государстве были феодалы и крепостные крестьяне. Государственная власть безраздельно принадлежала феодалам. Вместе с тем существовали и другие социальные группы: городские ремесленники, торговые люди и т.д. Классовая дифференциация феодального общества сочеталась с делением на сословия. Это такие группы людей, которые отличались друг от друга объемом закрепленных в законе прав и обязанностей. На Руси, например, существовали такие привилегированные сословия, как князья, дворяне и духовенство. Сословия ремесленников, купцов, мещан не имели тех привилегий, которыми обладали высшие сословия. Самыми бесправными были крепостные крестьяне, которые принудительно прикреплялись к земле. Право открыто закрепляло сословные неравенство и привилегии. Через всю историю феодального общества проходили крестьянские восстания и войны. Феодальное государство было орудием диктатуры феодалов и привилегированных сословий. В своем развитии оно прошло ряд стадий: 1) децентрализованной феодальной раздробленности; 2) усиления централизации и установления сословно-представительной монархии; 3) централизованной абсолютной монархии и разложения феодальной государственности. В государственный аппарат феодального государства входили войска, отряды полиции и жандармерии, разведывательные органы, органы по сбору налогов, суды. Феодальные государства возникли в VI – IX вв. н.э. К основным разновидностям феодального исторического типа государства, например, в Европе, относятся раннефеодальные государства (княжества, герцогства, графства), пришедшие им на смену абсолютистские государства, и свободные торговые города, например, Венеция, Генуя, Новгород и др.

Экономический базис капиталистического (буржуазного) государства капиталистическая частная собственность на средства производства. Наемные рабочие – производители материальных благ лично свободны от капиталистов-работодателей, но будучи лишенными средств производства, они вынуждены продавать свою рабочую силу. При капитализме не применяются внеэкономические средства принуждения к труду, как это было в условиях рабовладельческого и феодального государств. На первый план здесь выходит экономическое принуждение. Буржуазное государство выступало как орудие господства капитала над трудом. Буржуазное общество долгое время состояло из двух основных классов – буржуазии и рабочих, отношения между которыми претерпевали существенные изменения. Капитализм – это первое в истории человечества индустриальное общество, в котором ведущая роль принадлежит не сельскохозяйственному производству, а обрабатывающей промышленности. Первые капиталистические государства возникли более трех столетий назад.

После Великой французской революции буржуазная система быстро завоевала мир. Буржуазия шла к власти под лозунгом: “Свобода, равенство, братство”. В этом государстве все граждане считались равны перед законом, но сохранялось экономическое неравенство. Современное буржуазное государство – это, прежде всего, неукоснительное распространение частной собственности на средства производства. Оно функционирует в условиях научного и технического прогресса, полного юридического равенства всех без исключения членов общества.

Экономический базис социалистического государства общественная собственность на средства производства.Это государство соответствует эпохе перехода от классового общества к бесклассовому. Основные учения о социалистическом государстве заложили в своих трудах К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин. К. Маркс и Ф. Энгельс свои идеи о будущем пролетарском государстве черпали из опыта Парижской Коммуны (1871 г.). В.И. Ленин развивал эти идеи, опираясь уже на опыт Октябрьской революции и первые годы Советской власти. Считалось, что новое антиэксплуататорское государство возникает в результате пролетарской революции, возглавляемой рабочим классом и слома старой буржуазной государственности. Государственная власть в нем принадлежит трудящимся во главе с рабочим классом. По своей сути это государство диктатуры пролетариата, призванное подавить сопротивление свергнутых эксплуататорских классов, превратить всех трудоспособных граждан в трудящихся. Марксизм утверждал, что пролетарское государство с момента своего возникновения уже не является собственно государством, а становится отмирающим “полугосударством”, которое затем будет заменено коммунистическим общественным самоуправлением. Государства бывших социалистических стран признавались государствами высшего и исторически последнего типа. Они противопоставлялись всем эксплуататорским государствам. Социалистическое государство характеризуется следующими основными чертами: принудительная отмена частной собственности и обобществление средств производства; формальное юридическое равенство граждан; декларируемая цель государственно-правовой системы – всеобщее материальное и духовное благополучие людей.

Коммунизм

Коммунизм – это бесклассовый общественный строй с единой общественной собственностью на средства производства, полным социальным равенством всех членов общества. При коммунизме государство как орган классового принуждения теряет свое основополагающее значение, отмирает. Трансформируется механизм государственной власти, уступая властные полномочия органам общественного самоуправления.

Достоинства подхода:

1) Доказана зависимость типа государства от экономики, от способа производства;

2) Были объединены в классификационные группы государства, имеющие единый характер государственной власти;

Недостатки подхода :

1) Формационныйподход страдает однолинейностью и схематизмом. В соответствии с этим подходом все государства проходят жестко заданный путь от одной общественно-экономической формации к другой. В действительности смена общественно-экономических формаций была более многовариантной. (Например, у древних славян не существовало рабовладельческого уклада. Процесс образования государства у славян связан с разложением родовой общины и становлением раннефеодальных отношений).

2) Недооцениваются религиозные, национальные, культурные факторы.

3) Игнорируется азиатский способ производства.

4) Теория общественно-экономических формаций была разработана на материале европейских стран. Восточные государства отличались большим своеобразием развития.


34.Цивилизационный подход

Цивилизационный подход - исследование закономерностей смены исторических типов государств с точки зрения качественных изменений в социокультурной среде общества, в духовной культуре народа, его религии и нравах (Петров А.В.).

Впервые этот подход был сформулирован и обоснован русским мыслителем Николаем Яковлевичем Данилевским (1822-1885). В дальнейшем он получил развитие в труде немецкого ученогоОсвальда Шпенглера (1880-1936) «Закат Европы» и английского историка А. Тойнби (1889-1975) «Постижение истории». Эти ученые предложили при классификации государств учитывать не только способ производства или экономический базис, но и религиозные, психологические, культурные, национальные факторы, так как тип государства определяется не только способом производства, но и накопленными в ходе исторического развития и передаваемыми в рамках цивилизации ценностями. Цивилизационный подход отказывается от детерминации развития государства экономическими факторами и базируется на понятии цивилизация. Цивилизация (от лат. сivilis – гражданский, общественный, государственный) – это локальная общественная система, обладающая единством культурных, религиозных, психологических, географических и иных характеристик. Цивилизация, ее ценности влияют не только на социальную, но и на государственную организацию общества. Основываясь на различных подходах к понятию цивилизации, можно выделить следующие виды цивилизаций: локальные (существовали когда-либо в каком-то конкретном месте, например шумерская, эгейская, индская и др.); особенные (западноевропейская, российская, исламская, буддистская и т.д.); современные;восточные, западные и смешанные (промежуточные);древние,средневековые, современные;крестьянские, промышленные, научно-технические;доиндустриальные, индустриальные, постиндустриальные; мировая (только начинает складываться);

Немецкий ученыйГеорг Еллинек (1851-1911) выделял первичные общества : 1. древневосточное (Египет, Персия, Шумеры, Вавилон и т.д.); 2. греческое (Спарта, Афины); 3. римское; 4. средневековое; 5. современное; и вторичные общества: западноевропейское, восточноевропейское, североамериканское, латиноамериканское, буддистское. Это государства Нового и Новейшего времени Западной и Восточной Европы, Северной Америки, Латинской Америки и другие, а также современные государства.

Американский политолог и социолог С. Хантингтон (1927-2008) выделял христианские , прежде всего, православные, и мусульманские цивилизации.

Можно выделить традиционалистскую (аграрную ) - (Древний Египет, Древняя Индия, Китай, Вавилон, средневековые государства) и техногенную цивилизации.

А. Тойнби развил и конкретизировал понятие цивилизации, под которым понимал относительно замкнутое и «окольное» состояние общества, отличающееся общностью культурных, экономических, географических, религиозных, психологических и других факторов. По его словам, культурный элемент представляет собой душу, кровь, лимфу, сущность цивилизации. Первоначально он выделил до 100 цивилизаций. Вся мировая история, по мнению А. Тойнби , насчитывает 26 цивилизаций, например, египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую, мексиканскую, иранскую, сирийскую и другие.

“С точки зрения Н.Я. Данилевского , все человечество состоит из различных «культурно-исторических типов» (цивилизаций). История человечества – это история отдельных цивилизаций со своими взлетами и падениями. Не существует никакого «общечеловеческого прогресса» как непрерывного, поступательного, единого в своих основных чертах для всех народов процесса. В основе каждого культурно-исторического типа лежат свои основополагающие «начала», то есть его психические характеристики, культура, религия, политический и экономический строй. «Начала цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются народам другого типа. Взаимодействие цивилизаций возможно и полезно, но только при сохранении народами своих самобытных основ. У других культурно-исторических типов можно и нужно перенимать элементы, лежащие вне сферы самобытных «начал»: «выводы и методы положительной науки, технические приемы и усовершенствования искусств» и т.п. Любое же заимствование у иных цивилизаций в сфере самобытного исказит, уничтожит свои «начала» и породит жалкую карикатуру на опыт чужого народа. К самобытным началам Данилевский относил и политическое устройство общества»”.

Достоинства подхода:

Доказана зависимость развития государства от социально-культурных факторов.

Недостатки подхода :

1) Недооцениваются экономические факторы.

2) Выделяя большое количество идеально-духовных факторов в качестве признаков цивилизаций, авторы дали типологию не столько государства, сколько общества.

3) Расплывчатость самого понятия «цивилизация», его необходимых структурных составляющих.


35.Этапы развития российского государства в формационном подходе – это его качественно особенные исторические периоды, определенные в зависимости от типа производственных отношений и господствующего в обществе класса.

С точки зрения этого подхода в советской науке выделяли три этапа:

1) Феодальное государство. С момента своего возникновения и до конца XIX века ведущую роль в системе политической власти играл класс феодалов, основной собственник земли, с постепенно закрепленными на ней крестьянами.

Этот период делят на следующие этапы:

а) Раннефеодальное государство (с IX до середины XV века). Киевская Русь;

б) Централизованное феодальное государство (с середины XV до середины XVII века). Московское государство.

в) Абсолютистское феодальное государство (со второй половины XVII века до конца XIX века).

2) Буржуазное государство . Этот период длится недолго – с конца XIX века и до 1917 года. В силу своей слабости и ряда других факторов российская буржуазия не смогла занять ключевые позиции в государственном управлении. Буржуазно-демократические реформы проводились самодержавной властью под давлением либерально настроенной образованной части общества и не привели к значимым позитивным результатам. Скорее наоборот, их результатом стала деструктивная (разрушительная) политическая активность общества, приведшая к революции.

3) Социалистическое государство . В результате революции 1917 года в России было создано первое социалистическое государство, просуществовавшее до 1991 года. Основой этого типа государства стали государственная собственность на основные средства производства и выделение в качестве доминирующего в общественной жизни класса рабочих и крестьян.

Данный период можно разбить на два этапа:

а) Диктатура пролетариата (с 1917 года до конца 30-х годов). Была призвана уничтожить сопротивление новому строю эксплуататорских классов. Эта задача в основном была решена к середине 30-х годов, что позволило в Конституции СССР 1936 года ввести принцип равенства всех граждан.

б) Общенародное государство (с конца 30-х годов до 1991 года). Разразившаяся война (Вторая Мировая война 1939-1945) не позволила решить задачу научного обоснования государства нового типа. Кроме того, война в определенной степени воскресила классовую проблему (главным образом, это касалось вновь присоединенных территорий). Поэтому только в 50-годы наука и политическая доктрина включили положение об общенародном государстве: без классов-антагонистов, без классовой борьбы, без эксплуатации.

Недостатки формационного подхода:

1. В истории российского общества нет четко выраженной рабовладельческой формации и соответственно рабовладельческого типа государства. Согласно формационной концепции именно с него должно начинаться историческое развитие государства.

2. Российская государственность не прошла этап капитализма. Капиталистические производственные отношения и соответствующие им классы в России начали складываться только в конце XIX – начале XX века.

3. Согласно формационному подходу социалистический тип государственности может возникнуть только на основе развитого и исчерпавшего свои возможности капитализма. Власть в СССР формально провозглашенная за трудящимися классами и всем народом, реально принадлежала партийно-хозяйственной элите, которая распоряжалась основными средствами производства и стала доминирующей стратой.


36. Этапы развития российского государства (цивилизационный подход)

Этапы развития российского государства в цивилизационном подходе – это его качественно особенные исторические периоды, определенные в зависимости от характера социально-культурных, духовных факторов.

Период царского строя (с IX века до начала XX века) базировался на феодальных отношениях собственности, иерархической социальной структуре, христианской (православной) идеологии. Государственная власть трансформировалась от децентрализованной монархии к абсолютной (самодержавию). В рамках этого строя значительно расширяются границы России, она становится империей; закладывается и развивается специфическая российская социокультурная среда, формируется национальная духовная культура, наука, система образования. Россия по потенциалу входит в число наиболее значимых европейских держав.

Во второй половине XIX века царский строй стал препятствием для развития новых прогрессивных отношений. Попытки трансформировать его в конституционную монархию были отвергнуты властью. В итоге царский режим был свергнут революционным путем и заменен советским строем.

Период советского строя (с 20-х годов до начала 90-х годов XX века) базировался на государственной (общенародной) собственности, формальном равноправии всех трудящихся, социалистической (коммунистической) идеологии. Государственная власть сформировалась в виде советской республики, трансформировавшейся от диктатуры пролетариата до общенародного государства.

В этот период Россия значительно укрепляет свой экономический и военный потенциал, интенсивно развивает национальную духовную культуру, образование и науку, активно распространяет влияние на окружающие страны. СССР становится ведущей мировой державой, оказывающей существенное влияние на всю мировую политику.

Со второй половины XX века сформировавшийся при советском строе тоталитарный политический режим стал препятствием для прогрессивного развития страны. Попытки изменить советскую систему эволюционным путем привели к ее разрушению и установлению либерального строя.

Период либерального строя (с начала 90-х годов XX века по настоящее время) базируется на приоритете крупного частного и государственного капитала, существенных различиях населения в зависимости от уровня доходов, либеральной идеологии.

Интересной представляется периодизация, предложенная известным русским историком В.О. Ключевским, который выделил этапы русской истории в зависимости от колонизационного фактора. Для каждого этапа характерно определенное колонизационное направление, в котором двигалась основная масса русского народа:

1) «Русь Днепровская, городовая, торговая» (VIII до XIII века). Русское население концентрируется на среднем и верхнем Днепре c его притоками. Политический строй характеризуется политической раздробленностью земель, в центре которых крупные торговые города, соперничающие с “пришлым” князем. В экономике основную роль играла внешняя торговля, лесные промыслы.

2) «Русь Верхневолжская, удельно-княжеская, вольно-земледельческая» (с XII до середины XV века). Основная масса населения оседает на верхней Волге и ее притоках. Русь остается политически раздробленной, но уже на княжеские уделы. Ведущую роль в экономике играет земледелие на основе эксплуатации вольного крестьянского труда.

3) «Русь Великая, Московская, царско-боярская, военно-земледельческая» (с середины XV до второго десятилетия XVII века). Население распространяется на юг и восток. В политике происходит формирование единого централизованного государства – Великороссии. Экономическая основа прежняя – земледелие, при постепенном закрепощении пока еще вольного крестьянства.

4) «Период всероссийский, императорско-дворянский» (с начала XVII века до половины XIX века)расселение русского народа далеко на юг и восток – до Кавказа, Каспия, Урала и далее, соединение Великороссии (Великороссия - это страна которую населяли Великороссы - этнос населявший большую территорию европейской части Российской федерации, а так же часть Донецкой области к востоку от реки Кальмиус, Луганскую область и северо-восточную часть Харьковской области), Малороссии, (историческое название Галицко-Волынской земли в XIV-XV веках, территории Поднепровья в XV-XVI веках и Левобережной Украины после вхождения в состав Русского царства после Переяславской рады в XVII веке. В России до начала XX века зачастую применялось как название части территории современной Украины), Белороссии и Новороссии (историческая территория, прилегавшая к Азовскому и Чёрному морям, включавшая юг европейской части современной Российской Федерации (Краснодарский и Ставропольский края, республики Адыгея и Карачаево-Черкессия, Ростовская область), южную степную часть современной Украины (Донецкая, Днепропетровская, Запорожская, Николаевская, Херсонская, Одесская, Кировоградская), Приднестровье, Молдавию. Так же, Новороссией являлись Харьковская и север Таврической губернии. Термин широко употреблялся начиная с конца XVIII века) - образование Российской Империи, управляемой абсолютной властью государя-императора. Основу экономики, по-прежнему, составляет земледелие, но уже крепостное.

Можно продлить эту классификацию, основываясь на принципах В.О. Ключевского. «Период всероссийский, императорско-дворянский» длится вплоть до 1917 года. Рубежом является Первая Мировая война (1914-1918) и Вторая Русская революция (октябрь 1917 г. – Великая Октябрьская социалистическая революция). Гражданская война (1918-1920). Колонизационные направления остаются прежними.

5) «Русь Советская» (1922-1991). Происходит дальнейшее освоение колонизированных в предшествующий период территорий, постепенное ослабление колонизационных возможностей. В политической сфере – советская республика. В экономике – коллективное, колхозное земледелие и мощная промышленность с преимущественным развитием тяжелой промышленности и сырьевых отраслей.

6) «Россия демократическая» (с 1993). Характеризуется потерей почти всех национальных окраин, тотальной приватизацией экономики, сопровождающейся сокращением всех экономических показателей. В политической сфере – демократическая, федеративная президентская республика.

Типология государств, т. е. их классификация по типам, содействует более глубокому выявлению признаков, свойств, сущности государств, позволяет проследить закономерности их развития, структурные изменения, а также прогнозировать дальнейшее существование.

Как известно, классификация может проводиться по разным основаниям (критериям). При этом под типом понимаются общие, системообразующие сущностные признаки, присущие конкретной совокупности (группе) государств и раскрывающие закономерности их организации и развития.

В настоящее время в юридической литературе применяются два подхода к типологии государств – формационный и цивилизационный.

Формационный подход основан на объединении государств в рамках конкретной общественно‑экономической формации. Главным классификационным критерием служит способ производства (уровень развития производительных сил и производственных отношений), который, в свою очередь, определяется господствующей формой собственности на средства производства. Например, экономическую основу рабовладельческого общества составляла частная собственность рабовладельцев на средства производства и на рабов, которые рассматривались исключительно как производители материальных и других благ. При феодальной формации материальную основу общества составляла феодальная собственность на землю, которая обусловила экономическую и иную зависимость крепостных крестьян от помещиков. Частная собственность на наиболее важные орудия труда и средства производства характерна и для капиталистической общественно‑экономической формации.

Формационный подход присущ марксистскому учению о государстве. При этом выделялись пять формаций: первобытно‑общинная (безгосударственная), рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, социалистическая. Каждая из них (кроме первобытно‑общинной) имеет определенный тип государства, которое охраняет и защищает экономический строй общества, выражает интересы экономически господствующего класса, служит ему. Таким образом, марксистская теория устанавливает зависимость классовой сущности, типа государства от системы социально‑экономических отношений той или иной формации.

Марксистская теория различает четыре типа государств: рабовладельческий, феодальный, буржуазный и исторически последний тип – социалистическое государство.

Переход от одного исторического типа государства к другому осуществляется в ходе социальной революции, объективной основой которой служит несоответствие (конфликт) характера производственных отношений уровню развития производительных сил общества. Разрешение такого рода конфликта происходит в ходе социальной революции, которая ведет к перестройке производственных и всех других общественных отношений, в том числе в сфере надстройки. Изменения в социально‑экономических формациях и смена типов государств происходят синхронно.

Суть цивилизационного подхода состоит в том, что при характеристике развития конкретных стран и народов следует учитывать не только развитие процессов производства и классовых отношений, но и духовно‑культурные факторы. К ним можно отнести особенности духовной жизни, форм сознания, в том числе религии, миропонимания, мировоззрения, исторического развития, территориальной расположенности, своеобразие обычаев, традиций и т. д. В совокупности эти факторы образуют понятие «культура», которое служит специфическим способом бытия того или иного народа, конкретной человеческой общности. Родственные культуры образуют цивилизацию.

Цивилизационный подход к изучению общества позволяет объяснить многовариантность исторического развития, в том числе тот факт, почему все общества и государства неодинаково развиваются и избирают разные пути движения к прогрессу.

В юридической науке отсутствует типология государств по цивилизационному критерию. Выделяют главным образом этапы цивилизации, например:

1. локальные цивилизации, существующие в отдельных регионах или у отдельных народов;

2. особенные цивилизации (китайская, западноевропейская, восточноевропейская, исламская и др.);

3. всемирная цивилизация, охватывающая все человечество. Она формируется в настоящее время и основывается на принципе глобального гуманизма , включающего достижения человеческой духовности, созданные на протяжении всей истории мировой цивилизации.

В литературе выделяют первичные и вторичные цивилизации. Государства в этих цивилизациях отличаются по их месту в обществе, социальной природе, выполняемой роли. Для государств в первичных цивилизациях характерно, что они играют ключевую роль в развитии социально‑экономической сферы, обеспечивают не только политическое, но и хозяйственное и социальное функционирование общества. Государство вторичной цивилизации не так всесильно, как в первичных цивилизациях, оно не составляет элемента базиса, но здесь устанавливается различие между государственной властью и культурно‑религиозным комплексом.

Цивилизационный и формационный подходы к изучению общества нельзя противопоставлять, они взаимно дополняют друг друга и должны применяться в комплексе. Это позволяет наиболее полно характеризовать тип государства с учетом не только социально‑экономических, но и духовно‑культурных факторов.

В учебной юридической литературе используются и иные классификации. Заслуживает внимания классификация государств по их отношению к религии, т. е. по типу государственно‑конфессиональных отношений. Данный критерий позволяет выделять светские, клерикальные, теократические и атеистические государства.

В светском государстве все виды религиозных организаций отделены от государства, они не вправе выполнять ни политические, ни юридические функции, не могут вмешиваться в дела государства. Для правового режима религиозных организаций в светском государстве характерны следующие особенности:

1. государство и его органы не вправе контролировать отношение своих граждан к религии;

2. государство не вмешивается во внутрицерковную деятельность, если не нарушается действующее законодательство;

3. государство не оказывает ни одной из конфессий ни материальной, ни финансовой, ни какой‑либо иной помощи;

4. религиозные организации не выполняют по поручению государства юридических функций;

5. конфессии, в свою очередь, не вмешиваются в политическую жизнь страны, а занимаются лишь деятельностью, связанной с удовлетворением религиозных потребностей населения.

Клерикальным считается государство, где та или иная религия официально имеет статус государственной и занимает привилегированное положение по сравнению с другими конфессиями. Для статуса государственной религии характерны следующие особенности:

1. в сфере экономических отношений – признание права собственности на широкий круг объектов – землю, здания, сооружения, предметы культа и др.;

2. церковь получает от государства различные субсидии и материальную помощь, налоговые льготы;

3. церковь вправе участвовать в политической жизни страны и нередко имеет свое представительство в государственных органах;

4. церковь наделяется рядом юридических полномочий, например правом регистрировать брак, рождение, смерть, а также регулировать брачно‑семейные отношения;

5. церковь осуществляет контроль в области образования, воспитания, ведет религиозную цензуру печатной продукции, кино, телевидения и др.

Для теократических государств характерны следующие признаки:

1. государственная власть принадлежит церкви, которая имеет статус государственной религии;

2. религиозные нормы составляют основной источник законодательства и регулируют все сферы частной и публичной жизни;

3. глава государства одновременно является высшим религиозным деятелем, верховным священнослужителем.

В атеистических государствах религиозные организации преследуются властями. Это выражается, в том, что:

1. церковь лишается своей экономической основы – собственности;

2. религиозные организации либо запрещаются, либо находятся под жестким контролем государства;

3. религиозные объединения не обладают правами юридического лица и не могут совершать юридически значимых действий;

4. священнослужители и верующие репрессируются;

5. запрещается проведение в общественных местах религиозных обрядов, ритуалов, издание и распространение религиозной литературы;

Переходное государство

В типологии государств выделяют государства переходного состояния , так называемые переходные государства. В отличие от стабильно функционирующих государств, они характеризуются промежуточным состоянием, в рамках которого закладываются основы дальнейшего развития государственности. Такого рода государства признавали в свое время основоположники марксистского учения, когда «государственная власть на время получает известную самостоятельность по отношению к обоим классам» – экономически господствующему и эксплуатируемому. В.И. Ленин также писал о возникновении в России государства переходного типа (от феодального к буржуазному) в период проведения буржуазных реформ 60–70‑х годов XIX в. Как переходный оценивал он и процесс движения к социализму отдельных государств, минуя стадию капитализма, например в Монголии, у народов Средней Азии и Севера. Как переходное характеризуется и государство современной России.

Спорным является вопрос о том, составляет ли переходное государство самостоятельный тип.

Представляется, что государства переходного состояния можно отнести к самостоятельному типу по следующим основаниям.

Во‑первых, переходное состояние нередко занимает длительный период и может составить целую эпоху.

Во‑вторых, переходное состояние предполагает не только смену власти, формы государства, различных государственно‑правовых институтов, но и изменение ценностей общества, качественного его состояния, общественных структур, связей и отношений.

В‑третьих, переходное государство – явление конкретно‑историческое, обладающее национально‑культурной ориентированностью, и отражает накопленные конкретным народом духовные и иные ценности.

Переходным государствам присущи как элементы преемственности, так и формирование новых структур, нового правопорядка, новых принципов взаимоотношений между личностью, гражданским обществом и государством.

Относится ли типология переходных государств только к формационному или к цивилизационному подходу?

Очевидно, что данный тип государств может быть выделен и в том, и в другом подходах. Возможны переходное состояние государства при смене одной формации другой (например, в прошлой истории народов), а также внедрение новых духовно‑культурных отношений в развитие общества, усвоение и даже заимствование наиболее рациональных, оправдавших себя институтов и элементов государственности из мирового опыта. Это обусловлено усилением интеграционных процессов во всех сферах государственно‑правовой жизни, которое наблюдается в современном мире. При этом замечено, что наибольшего прогресса в модернизации общества добиваются те народы, которые, не отказываясь от собственных национальных традиций, специфики культуры, осваивают на ее основе опыт других государств и народов. В качестве примера обычно приводят Японию, действующую по принципу: японская этика плюс западная техника. Ссылаются также на Южную Корею, которая наряду с достижениями западной цивилизации, главным образом в области современной техники, строго следует национальным традициям и обычаям.

Типология государства и права производится на строго определенной основе, согласно выработанным объективным критериям.

Первые попытки типологии, несмотря на отсутствие исторического опыта государственного строительства, были предприняты Аристотелем и Полибием.

Аристотель считал, что основными критериями разграничения государств являются количество властвующих в государстве, их имущественное положение и осуществляемая государством цель. По первому признаку он различал правление одного, правление немногих, правление большинства. По второму признаку все государства делились на правильные (где достигается общее благо) и неправильные (где преследуются частные цели). Аристотель считал главное различие государств в том, в какой мере государство обеспечивает свободу и личные интересы каждого.

Полибий говорил, что развитие государства, смена его типов - естественный процесс, определяемый природой. Государство развивается по бесконечному кругу, который включает фазы зарождения, становления, упадка и исчезновения. Эти фазы переходят одна в другую, и цикл повторяется вновь. Тем не менее, главное в воззрениях Полибия состоит в том, что за основу смены циклов в развитии государства он принимал изменения в соотношении государственной власти и человека .

Проблемам классификации, типологии государства и права уделялось большое внимание и в советской юридической науке. Но при этом построение типологии государства и права было возможно лишь на основе теории формаций. Наиболее общим критерием типологии государств и правовых систем считалась общественно-экономическая формация. Она представляет собой исторический тип общества, основывающийся на определенном способе производства и выступающий как важнейший фактор развития человечества . Названная марксистско-ленинской, эта типология объявлялась единственной научной типологией. Построение типологий государства на основании каких-либо других теорий (кроме формационной) не осуществлялось. Парадокс в том, что и зарубежные специалисты, когда они обращались к этому вопросу, занимались, как правило, критикой формационной типологии .

Однако есть еще один подход к построению типологии государства -- цивилизационный. Основным критерием в рамках этого подхода является понятие «цивилизация» .

Формационная и цивилизационная типологии государства и права рассматриваются в качестве наиболее глобальных, претендующих на универсальность. Эти типологии стремятся выдвинуть в качестве критериев самые существенные признаки государства, предлагают выводы о главных тенденциях развития государства, пытаются сформулировать закономерности развития государства и права. Их можно назвать традиционными.

В то же время возможны построения типологий и по другим критериям. В современном мире насчитывается около 200 государств. Их классификация возможна по самым различным основаниям: 1) по социальным признакам (характеру государственной власти); 2) по форме (способы организации власти); 3) по видам государственного режима (методам осуществления государственной власти); 4) по способу возникновения (соединения, разделения одного государства на несколько новых) .

Попытку соединить формально-догматическое и социологическое понимание государства и права предпринял Г. Еллинек. В разработанной им концепции типологии государств в качестве критерия выбран характер взаимоотношений между властью и индивидом . Руководствуясь этим критерием Г. Еллинек выделял пять типов государств: древневосточное, греческое, римское, средневековое и современное .

Характерная особенность древневосточного типа государства - почти всегда абсолютный характер властвования: о каком бы то ни было упорядоченном участии народа в управлении здесь речи не шло.

В греческом государстве индивид полностью поглощался государством, которое не оставляло ему никакой свободы от своей власти, помимо права участия в государственных отношениях властвования.

В римском государстве индивид имел «самостоятельную, не исходящую от государства и не контролируемую им власть, равносильную по власти государству». Здесь уже различались публичная и частная власти. В греческом и римском государствах не было разделения на господствующих и подвластных, противостоящих друг другу.

Средневековому государству свойственно противоречие между правом короля и правом народа. Типическая черта в том, что "широкие массы народа в большинстве случаев остаются чуждыми государственной жизни".

Отличительной чертой государств современного типа, по мнению Еллинека, является то, что индивид -- самодовлеющая моральная и правовая величина, в то время как государства другого типа резко отличает недостаточное уважение к личности.

Типология государств, предложенная Г. Еллинеком, позволяет проследить процесс признания прав и свобод личности в государстве, тенденцию развития характера власти государства .

Г. Кельзен считал, что в основе типизации современных государств лежит идея политической свободы и выделял два типа государственности: демократию и автократию. Г. Кельзен пришел к выводу, что любое государство, включая авторитарное, является правовым. Этот вывод резко контрастировал с доктринами либеральной демократии середины XX в., в которых правовое государство выступало альтернативой тоталитарным политическим режимам .

Л.Гумплович классифицировал современные ему государства в зависимости от размеров территории и численности населения , деля их на мировые с территорией более 1 млн. кв. км и населением более 50 млн. человек, великие - от 200 тыс. до 1 млн. кв. км и населением от 30 до 50 млн. человек, малые - с территорией менее 200 тыс. кв. км и населением до 30 млн. человек .

Американский профессор Р. Макайвер также делит все государства на два типа: династические (антидемократические) и демократические. Отличия между ними заключены в степени отражения государственной властью воли общества .

Русский историк Н.И. Кареев выделял шесть типов государств: государство-город, восточную деспотию, феодальное поместье-государство, сословную монархию, западноевропейскую абсолютную монархию, конституционное государство.

В соответствии с другой типологией государства делятся на неразвитые (эксплуататорские) и развитые (цивилизованные). Одним из критериев в этом случае служит уровень развития права . Если право неразвито, "не развернулись его свойства как самостоятельного и «сильного» нормативного социального феномена", оно остается "придатком государственной власти, всецело зависящим от ее усмотрения". В развитом государстве "развернулись свойства писанного права, оно выступает в качестве самостоятельного феномена, способного противостоять любому произволу, в том числе и произволу государственной власти".

В.Чиркин считает возможной следующую типологию государств: монистические, сегментарные и плюралистические. При этом критерием классификации государств становится то, у кого находится реальная государственная власть. Данная типология государств берет за основу суверенитет государственной власти, вернее, ее источник.

По указанному выше основанию Л.Рожкова разделяла государства на два основных типа: автократии и политократии. Под автократией следует понимать государство, которому свойственно неограниченное, бесконтрольное полновластие одного лица -- главы государства. В политократии источником суверенитета государственной власти признается население.

Весьма похожа концепция типологии государства Р.Севортьяна.

Он считает, что государства можно делить на бюрократические и плюралистические. В бюрократическом государстве реальная власть принадлежит партийной, военной, административно-хозяйственной бюрократии. Полицентрическим следует признать государство, слитое с обществом.

О.Лейст и И.Мачин предлагают типы государств, основанные на соотношении государства и общества .

На различении права и закона строит типологию государств В.Четвернин. Он делит государства на правовые и неправовые. В качестве исходной посылки для деления автор предлагает использовать две метатеории государства и права: классический легистский позитивизм и непозитивистское правопонимание.

По мнению М.Н. Марченко, признаками, характеризующими правовое государство, являются: верховенство и реальное господство закона, гарантированность прав и свобод граждан, взаимная ответственность граждан и государства, реализация принципа разделения властей, поддержание режима демократии, законности и конституционности, реальное обеспечение прав и свобод рядовых граждан. Именно они служат критериями для отграничения правового государства от неправового .

Наиболее известной из концепций правово-го и неправового типов государств стала теория Канта. В зависимости от того, какое число лиц представляет волю народа, т.е. от имени народа владеет верховной государственной властью, различается три формы господства: автократия (одно лицо повелевает всеми), аристократия (некоторые, равные между собой, совместно правят остальными), демократия (все вместе повелевают каждым). Правовое государство не тип, а идеал - государство возвышенное, что установить и сохранить его неимоверно трудно .

В рамках типологии предложенной Г.Назаренко критерием для разделения государств на типы служат исторические типы права . За основу принимается тезис о том, что историческими типами права признаются: 1) сословное право, включающее в себя право государств азиатского способа производства, рабовладельческое и феодальное право; 2) формальное право; 3) социальное право -- право XX в. В зависимости от того, какой тип права господствует в том или ином государстве выделяется три типа государств: сословное государство, современное представительное государство, цивилизованное государство .

Несмотря на то, что термин "партийное государство" достаточно часто используются в политологических исследованиях, статуса типологической категорий он не получил. Партийное государство создается и действует как воплощение интересов части общества, не ограниченное правом и подчиненное принципам групповой целесообразности, возведенным в закон и навязанным обществу. Такое государство проповедует определенную идеологию. Превращая её в общеобязательную, оно само прочно связано этой идеологией, не признает за людьми никаких прав .

Таким образом, по мнению различных учёных критерием типологии государства выступает и уровень развития, организации государственно-политических институтов, и уровень развития права, и признак, указывающий на источник государственной власти.

Оригинальных идей накоплено достаточно много, они обладают высокой степенью универсальности и целостности. Они вполне способны заменить столь впечатляющий монолит марксистско-ленинской типологии .

Множество подходов также позволяет сделать вывод о том, что сегодня не существует единственно правильной типологии государства и права. При этом можно констатировать степень приближенности каждой типологической конструкции к познанию данного объекта. Ни одна из систем не заключает в себе всю истину, но в то же время ни одну из них нельзя признать целиком ошибочной. Кроме того, наличие альтернативных типологий государства позволяет более целостно понять сущность государства . При том, что каждая из типологий создавалась и применялась вследствие отказа от других, уже сам факт их многообразия говорит о недостаточности любой из отдельно взятых .

Также можно сделать вывод, что во всем многообразии концепций так или иначе выделяются те, которые претендуют на универсальность.