История рождения ахилла. Ахилл - это герой древнегреческой мифологии

Снова посмотрела "Трою". Потом подумала, а почему это все с бородами, а Брэд Питт, который Ахиллес - без бороды? Вроде бы у греков зрелому мужу неприлично было голым подбородком сверкать. Пошла перечитывать "Илиаду", разные статьи по теме и словари. Обнаружила... Не знаю, насколько это широко известно, но я собрала в кучку всё, что меня заинтересовало.
Всё-таки забавно, когда из разных источников пытаются вылепить что-то большое и целое.

Ахиллес и Елена Прекрасная.
Ахиллес - (остановлюсь на этом, более привычном для меня латинизированом варианте его имени) самый молодой из героев Троянской войны, поэтому на подавляющем большинстве изображений он нарисован без бороды. История с яблоком раздора, с которой, собственно, вся война и началась, случилась не где-нибудь, а на свадьбе царя Пелея и нимфы Фетиды, родителей Ахиллеса. Самого Ахиллеса в проекте ещё не было.

В это время Парис, в американском фильме молодой и тоже безбородый Орландо Блум, уже не только пас стада, но и жил неплатонической жизнью с нимфой Эноной. То есть, лет 15 ему уже точно было. Но, судя по истории с яблоком, мозгов у него было не очень много или думал он чем-то совершенно другим. Ну разве согласится здравомыслящий человек разменять любящую его, тогда ещё простого пастуха, богиню, на простую смертную женщину, которую уже один раз похищали и у которой до него было уже как минимум два мужика и которую он даже не видел, только потому, что какая-то другая богиня сказала, что она красивей всех! И поверить, что есть что-то ещё более красивое после того, как три великих богини, среди которых была и сама богиня красоты явились ему в костюме Евы!
Между почим, Энона продолжала любить его даже после того, как Парис изменил ей с Еленой и совершила самоубийство, когда он погиб. К гибели Париса Энона тоже причастна, потому что могла спасти, но не захотела. А вот, нечего о другой думать, когда помощи у своей бывшей просишь.

Все ахейские вожди, кроме Ахиллеса, в своё время успели посвататься к Елене Прекрасной и когда-то были её женихами. А на Трою они пошли потому, что были связаны клятвой блюсти честь будущего мужа Елены. Клятву эту придумал хитромудрый Одиссей, дабы женихи Елены из ревности друг друга не перерезали.
В числе женихов Елены называют и друга Ахиллеса Патрокла. Хотя в фильме он немного младше Ахиллеса и даже является его учеником, "Илиада" говорит о том, что он был старше. И, отправляясь в Трою, получил от своего отца наказ в экстренных случаях тормозить слишком юного и горячего Ахиллеса. Там же упоминается, что Ахиллес, воспитанник Хирона, познакомил Патрокла с теми медицинскими знаниями, которые ему открыл кентавр. Их умение лечить раны и знание лечебных трав очень пригодилось на войне.
Похоже, несмотря на проходящие годы, Елена оставалась такой же прекрасной, поэтому после смерти боги решили дать её Ахиллесу в жёны, хотя тот вовсе не просил их об этом, а прочих желающих было хоть отбавляй. Она была старше его лет на 20, если не больше, и уже была трижды замужем, а если её возвращение к Менелаю считать за отдельный брак, то и четырежды.

Возраст Ахиллеса.
Сколько же лет было Ахиллесу? Как уже было сказано, он и его сын Неоптолем - самые юные герои Троянской войны. Несмотря на обилие в лагере ахейцев множества могучих мужей, их прорицателям победа почему-то не мыслилась без участия в войне подростка Ахиллеса и почти ребёнка Неоптолема. И местный Кацура по имени Одиссей делает всё, чтобы они оказались под Троей и в погоне за славой лично перебили чуть ли не половину её населения. Это не считая окрестностей.
В отличие от остальных героев, Ахиллес всё ещё носил длинные волосы - юношескую причёску. В день совершеннолетия он должен был их обрезать и принести в жертву местному речному богу. (Река Сперхий в Фессалии, где он родился.) Но, когда он отправился на войну, он ещё не был совершеннолетним, поэтому обещал подарить свои волосы богу, когда вернётся. Обещания он не выполнил, обрезав волосы в знак скорби по Патроклу и вложив их в руку погибшего друга перед сожжением. Нигде не нашла, во сколько же наступало совершеннолетие во Фтии, но известно, что в Афинах этот было в 18 лет, на Крите - в 17.
Ещё один нюанс. Нимфа Фетида прятала Ахиллеса от войны на острове Скирос среди дочерей царя Ликомеда и посланный на его поиски Одиссей не смог его опознать среди девушек. Это значит, что к началу Троянской войны Ахиллес выглядел достаточно нежно и изящно, чтобы походить на девушку. Но в тоже время, он уже созрел настолько, чтобы Деидамия, одна из дочерей Ликомеда смогла зачать от него ребёнка.
В "Илиаде" говорится, что с момента похищения Елены до прибытия греков под Трою также прошло 10 лет. Это столько лет понадобилось Менелаю и Агамемнону, чтобы собрать войска и найти путь в Трою. Десять лет длилась сама война. Значит, Ахиллесу было лет 14-15, когда Одиссей пришёл звать его на войну, лет 15-17, когда она началась, и 24-27, когда он погиб. Но это лично мои чайниковые расчёты. Русская версия вики, например, считает, что в момент смерти ему было 35.
От момента истории с яблоком до похищения тоже прошло ещё не менее 8-10 лет. Эта цифра получается исходя из возраста сына Ахиллеса, Неоптолема. Ахиллес уезжал на войну, когда он ещё не родился. Троянская война длилась 10 лет, но он под конец успел в ней поучаствовать, причём доспехи отца оказались ему впору. Даже если предположить, что Неоптолем был акселератом, ему должно было быть никак не меньше тринадцати лет. Складываем наименьший вероятный возраст папы и сына, вычитаем двадцать лет, прошедших от похищения Елены до падения Трои. Получается семь-восемь лет, как минимум. Столько Афродите понадобилось, чтобы вознаградить Париса. Впрочем, "богам спешить некуда, у них впереди - вечность".

Ахиллес и женщины.
С женщинами, как я поняла, Ахиллес обычно был добр и нежен, но женщинам с ним ужасно не везло.
- Уже упомянутая дочь Ликомеда Деидамия, родила герою сына и в одиночестве растила его. Когда сын чуть подрос он тоже ушёл на войну. Возвращения любовника Деидамия так и не дождалась.

Как награду за будущее участие в войне царь Агамемнон обещал Ахиллесу в жёны свою дочь Ифигению. Но на Агамемнона разгневалась Артемида. Жрец Калхант сказал, что попутного ветра до Трои не будет, пока Ифигению не принесут в жертву. Скрепя сердце, Агамемнон вызвал дочь под предлогом свадьбы с Ахиллесом. Узнав о готовящемся убийстве, молодой человек попытался спасти невесту, обещав прирезать всякого, кто её тронет. Чтобы избежать распрей среди ахейцев, Ифигения сама взошла на жертвенный алтарь. В последний момент Артемида пощадила девушку, заменив её ланью, её же саму перенесла в Крым Тавриду, где сделала своей жрицей, в обязанности которой входило приносить в жертву всех попавших в те края чужеземцев. Больше Ахиллеса она не видела.
Предполагалось, что взамен Ифигении и для укрепления связей после победы над Троей Ахиллес получит в жёны одну их трёх оставшихся дочерей Агамемнона. Но он до этого счастья не дожил.

В Ахиллеса была влюблена (по другой версии влюбилась с первого взгляда) Пентесилея, царица амазонок, воевавших на стороне Трои. Возможно, эта влюблённость во время их поединка с Ахиллесом помешала ей победить, ахеец пронзил ей грудь копьём. Сняв с мёртвой девушки шлем, он увидел её красоту (по другим версиям узнал в ней ту неизвестную девушку, которую недавно встретил и полюбил) и очень печалился. Доставшму всех греков уроду и недоумку Терситу, посмевшего над ним смеяться и осквернившему тело Пентесилеи, Ахиллес снёс голову. Впрочем, есть более поздние версии мифа, где Пентесилея убивает влюблённого Ахиллеса, но Зевс по просьбе Фетиды его воскрешает. Что же касается Терсита, то он был уродом лишь потому, что древние греки просто не в силах были представить прекрасную телом сволочь.

Henry Justice Ford. Ахилл и Пентесилея.

Под Троей Ахиллес познакомился с дочерью царя Приама Поликсеной и на её глазах убил её маленького брата. По другой версии, он никого не убивал, а просто встретил и полюбил её, собирался жениться и прекратить войну. Но то ли опять Агамемнон всё испортил, то ли троянцы убили ненавистного им Ахиллеса во время попытки мирных переговоров. Как бы то ни было, после падения Трои ахейцам явилась тень Ахиллеса и потребовала принести ему Поликсену в жертву, что и сделал его сын Неоптолем. Поликсена спокойно встретила смерть, видя в ней избавление от рабства и возможное соединение с Ахиллесом. По одной из версий она сама себя лишила жизни.

Про Брисеиду говорить особо нечего, и так все знают, что её изъятие у Ахиллеса (опять Агамемнон постарался) привело к тому, что троянцы перебили чуть ли не всех греков и почти сожгли их корабли. На ней Ахиллес жениться не планировал. Она была любимой, но всего лишь наложницей. Думается, что после смерти Ахиллеса её участь тоже была незавидной.

Кроме этого упоминаются другие женщины, которые стали военной добычей героя, проживали у него в шатре, выполняли различные хозяйственные работы и служили для удовольствия хозяина шатра, его друзей и гостей. Например, в отсутствие Брисеиды "... Ахиллес почивал внутри крепкостворчатой кущи. С ним возлегла полонённая им лесбиянка..." А возвратив Брисеиду, Агамемнон дарит Ахиллесу ещё 7 девушек-лесбиянок, искусных в рукоделии. Гы, в 19-м веке последнее слово ещё употреблялось в первоначальном значении. В том же, в котором употребляются слова "москвичка" или "парижанка". За 10 лет стояния под Троей воинственные ахейцы активно разоряли соседние города и окрестности. Наведались они и на расположенный неподалёку остров Лесбос, поэтому рабыни-лесбиянки водились в лагере ахейцев в великом множестве.

Что ещё можно сказать про Ахиллеса?
Он не полубог, он бог на 3\4. Если не больше. Его прадедушкой и прабабушкой по отцовской линии были сам Зевс и нимфа Эгина. А по одной из мифических версий прапрадедушкой мог быть и Посейдон.

Как и в фильме, в "Илиаде", Ахиллес был блондином, а Гектор - брюнетом. Переводчики называют шевелюру Ахиллеса "русыми кудрями", но вот на Скиросе, где Ахиллес скрывался под видом девушки, он носил женское имя "Пирра", что означает "Рыжеволосая". Имя "Пирр" - "Рыжий" было первоначальным именем его сына Неоптолема.

Если верить "Илиаде", Ахиллес имел повышенную пушистость. В переводе Вересаева упоминается "косматая грудь", а у Гнедича -"власатые перси героя".

Что касается ахиллесовой пяты, то в ранних версиях мифа неуязвимый герой действительно умирает от ранения в пятку. В более поздних и более реалистичных версиях стрела Париса, попавшая Ахиллесу в пятку, лишь обездвиживает его, а умирает он от второй стрелы, направленной в грудь. Совсем как в фильме, когда Парис, ранив его в пятку, затем хладнокровно расстреливает.

Исполняя предсказание дельфийского оракула, Ахиллес исцелил незаживающую рану Телефа, царя Мизии, которую сам же когда-то и нанёс своим копьём, просто приложив это копьё к ране. В благодарность Телеф указал ахейцам путь в Трою.

Ахиллес и компания приплыли под Трою на чёрных кораблях. Совсем как эскадра Мэтью Перри в Японию.

В отличие от Ахиллеса, кони, возящие его колесницу, бессмертны. Когда-то они были титанами, а мамой их была гарпия. Под видом коней они скрываются от мести себе подобных. Посейдон подарил их Пелею на свадьбу. Коней зовут Ксанф (имя означает "рыжий, бурый, светло-золотистый") и Балий ("пятнистый"). Ксанф, к тому же умеет говорить и обладает даром пророчества. После того, как Ксанф сказал, что в гибели Патрокла виноваты не они, а мстительные боги, и напророчил Ахиллесу скорую смерть, герой разозлился, а злобные эринии навсегда заткнули говорящую лошадь. Отныне Ксанф предпочитал помалкивать.
Управлять бессмертными конями могли только сам Ахиллес, его друг Патрокл и ещё один его друг, Автомедон, который был у Ахиллеса возницей. Последний настолько прославился лихим вождением транспортного средства, что его имя стало нарицательным.
Коня Гектора тоже звали Ксанф, но никаких странностей за ним замечено не было.

Ахиллес у Гомера имеет постоянный эпитет "быстроногий", но во время погони за Гектором, когда они четыре раза обежали вокруг стен Трои, он так и не смог сократить разрыв и догнать противника. А пробежали они немало. Даже если бы Троя была такой же маленькой, как Московский Кремль, они преодолели бы около 9-ти километров. А если между противоположными стенами был хотя бы километр, то это расстояние увеличилось бы до 12 - 16 км. Ахиллес не смог догнать врага несмотря на то, что он бежал по более узкому кругу, стремясь оттеснить Гектора от стены, с которой троянцы его, Ахиллеса, могли подстрелить. Гектор же бежал по внешней дорожке. Стрел противника он не опасался, потому что Ахиллес запретил своим стрелять и похищать у него славу победы. Впрочем, быстроногий Ахиллес не смог догнать не только Гектора. Он не догнал даже черепаху. ru.wikipedia.org/wiki/Ахиллес_и_черепаха
Кстати, о постоянных эпитетах. Гектор остаётся шлемоблещущим даже тогда, когда надевает на голову трофейный шлем, принадлежащий Ахиллесу. У Ахиллеса шлем не блестел. Может, Гектор его перед выходом на бой мелом надраил?

На свои несчастья великовозрастный ребёнок Ахиллес всё время жалуется маме - богине. Мама немедленно появляется, гладит его по головке, утешает, а затем начинает исправлять ситуацию. Учитывая, что связи у неё покруче, чем у дам из комитета солдатских матерей, те, кто обижал Ахиллеса после ужасно жалеют.

С девяти лет Ахиллес знал, что без него победа под Троей невозможна. Начиная с раннего детства и чуть ли не до самой смерти все гадатели и предсказатели, включая говорящую лошадь, твердили ему, что под Троей он погибнет. Никаких личных интересов в Илионе у него нет. Ему нужна только слава и он эту славу почему-то предпочитает долгой жизни.
Ахиллес - персонаж "Илиады" с фактом своей скорой смерти почти смирился. Поэтому жизнь свою он не ценит. Точно так же, как и жизни других людей. "А, всё равно, рано или поздно все там будем". Горечь от смерти лучшего друга делает его ещё более жестоким.
В более поздних версиях мифа герой выглядит гораздо гуманней.


У этого древнегреческого героя, пришедшего вместе со стотысячным войском под стены Трои, и ставшего центральным персонажем поэмы Гомера Илиада, в избытке имелось всё, что испокон века составляет гордость настоящего мужчины. Боги щедро наградили его силой, отвагой, красотой и благородством. Лишён он был в жизни только одного - счастья.

Смертные потомки жителей Олимпа

О том, кто такой Ахиллес нам известно из произведений многих античных авторов, наиболее известным и авторитетным из которых является Гомер. Со страниц его бессмертной поэмы мы узнаём, что населявшие вершину Олимпа, имели обыкновение спускаться на землю, и вступать в брак со смертными людьми, тем или иным путём заслужившими эту честь.

Если верить древним легендам, от таких союзов появлялись на свет исключительно герои, сочетавшие в себе бесконечный перечень достоинств, ставивший их выше всех прочих обитателей земли, в жизнь которых они вносили порядок и гармонию. И лишь одна проблема лишала их полноты счастья - они рождались смертными.

Сын земного царя и морской богини

Так случилось, что фтийский царь Пелей как-то раз вскружил голову морской богине Фетиде. Он нашёл путь к сердцу повелительницы глубин, а плодом её минутной слабости стал легендарный Ахиллес, унаследовавший от матери все достоинства, присущие богам, но по отцу оставшийся смертным.

Желая восполнить этот пробел, Фетида прибегла к старому и проверенному средству, опустив его сразу после рождения в воды протекавшей в подземном царстве. От этого всё тело младенца покрылось невидимым, но непроницаемым панцирем, который не способно было поразить никакое оружие. Исключением осталась лишь пятка, за которую мать держала его, опуская в воду.

Она стала его единственным уязвимым местом, и это хранилось втайне. Но забегая вперёд, следует сказать, что тот, кто убил Ахиллеса, а закончил он свою жизнь, несмотря на все старания Фетиды, как простой смертный, знал об этом. Имя же убийцы будет названо лишь в конце повествования, дабы не нарушать законов жанра и не снижать остроту сюжетной интриги.

Наставники юного царевича

Для воспитания будущего героя отец подобрал ему двух наставников. Одним из них был старый и мудрый Феникс, обучавший отрока приличным манерам, медицине и сложению поэм, без чего в те времена можно было прослыть невежей и хамом. Вторым же стал кентавр по имени Хирон.

В отличие от своих соплеменников - хитрых и коварных созданий, он отличался открытостью и дружелюбием. Вся его педагогика, правда, сводилась к тому, что он кормил Ахиллеса медвежьими мозгами и жареными львами. Но такая диета явно пошла на пользу мальчику, и в десятилетнем возрасте он уже без труда убивал голыми руками кабанов и догонял оленей.

Бегство на остров Скирос

Когда началась война, в которой греки со своими многочисленными союзниками подступили к стенам Трои, где правила царица Елена, признанная красивейшей женщиной всех времён и народов, нашему герою исполнилось пятнадцать лет. Кстати, эта подробность позволяет с известной точностью определить, в каком году жил Ахиллес. Начало историки датируют рубежом XIII и XII века до нашей эры, значит, родился он приблизительно в 1215 году до н. э или около того.

Богиня Фетида, несмотря на то, что опустив сына в воды Сикса, сделала его почти бессмертным, допускала, тем не менее, возможную смерть Ахиллеса. Она решила не рисковать и уберечь его от похода, в котором тот обязан был принять участие. С этой целью богиня силой волшебства перенесла сына на остров Скирос, где он в женской одежде скрывался от призыва в войско среди дочерей местного царя Ликомеда, наивно уповавшего на его целомудрие.

Хитрость Одиссея

Однако вскоре предводитель греков Агамемнон узнал местопребывание Ахиллеса и послал за ним Одиссея. Перед его посланником встала довольно пикантная задача - распознать среди молодых прелестниц того, кто под женским нарядом прятал своё мужское естество. И Одиссей справился с ней блестяще.

Переодевшись купцом, он разложил перед царевнами роскошные ткани, драгоценности, и прочие вещи к которым женщины всегда питали слабость, а между ними, как бы случайно оставил меч. Когда же по его команде слуги издали боевой кличь, все девицы с визгом разбежались, и лишь одна из них схватилась за оружие, выдав в себе мужчину и воина.

Провожали новобранца в поход всем островом. Искренне горевал царь Ликомед, и обливалась слезами его молодая дочь Диедамия, во чреве которой уже шестой месяц набирал силы сын Ахиллеса (герой - во всём герой).

Герой, наводящий ужас на врага

Под стены Трои Ахиллес прибыл не один, а в сопровождении стотысячного войска, которое послал с ним его отец, царь Пелей, по старости лишённый возможности лично принять участие в осаде города. Сыну он подарил свои доспехи, выкованные ему когда-то и обладавшие волшебными свойствами. Воин, облачённый в них, становился непобедимым.

В своей поэме «Илиада» Гомер повествует о том, как, воспользовавшись подарком отца, сын в течение девяти лет сражался, наводя ужас на троянцев, и захватывая один город за другим. Благодаря волшебным силам, дарованным ему водами Стикса, а также отцовским доспехам, он был неуязвим для врага, но тот, кто убил Ахиллеса в Троянской войне (о чём речь пойдёт ниже), знал его слабое место, и до времени оставался в тени.

Зависть, пленившая душу воина

Бесчисленные подвиги, совершённые Ахиллесом, снискали ему громкую славу среди простых воинов и стали причиной зависти, снедавшей их главнокомандующего Агамемнона. Известно, что это низкое чувство во все времена толкало людей на подлости, а порой даже на преступления. Не стал исключением и греческий военачальник.

Однажды, вернувшись из очередного набега, Ахиллес среди прочей добычи привёл прекрасную пленницу, отец которой Хрис был жрецом Аполлона. Агамемнон, воспользовавшись своим положением отнял её у Ахиллеса, на что тот не возражал, так как был тогда увлечён другой невольницей по имени Брисеида.

Вскоре несчастный жрец явился в лагерь греков и предложил за свою дочь богатый выкуп, но получил отказ. В отчаянии он призвал на помощь самого Аполлона, и тот, войдя в положение своего слуги, наслал на обидчиков его дочери моровую язву. Греки не успевали хоронить умерших. Находившийся среди них прорицатель Калхант, пообщавшись с богами, сообщил, что смерть не отступит, пока Хрис не получит свою дочь, а Аполлон богатые жертвоприношения.

Пришлось Агамемнону подчиниться, но в отместку, он отобрал у Ахиллеса его возлюбленную Брисеиду и именно её принёс в жертву божеству. Самого же героя гнусно обругал и оскорбил в присутствии подчинённых ему воинов. Этот поступок стал для всех неожиданностью, так как прежде главнокомандующий имел репутацию не только храброго, но и вполне благородного человека. Нет сомнения, что и тут не обошлось без волшебства. Даже более того, не исключено, что злые чары на него наслал именно тот, кто убил Ахиллеса в конце пересказываемой нами поэмы. Но имя его будет названо немного позже.

Посрамлённый завистник

Невинно оскорблённый и лишённый своей лучшей рабыни, Ахиллес отказался продолжать участие в войне, чем несказанно обрадовал троянцев, трепетавших от одного его вида. Явившись на берег моря, он вызвал из его глубин свою мать, морскую богиню Фетиду, и, услышав его рассказ, она упросила верховного бога Зевса помочь троянцам одолеть войско Агамемнона и показать ему, что без Ахиллеса их ждёт неминуемая гибель.

Так всё и произошло. Сговорчивый Зевс придал силы троянцам, и те стали безжалостно сокрушать своих врагов. Катастрофа казалась неминуемой, и гнусному завистнику ничего не оставалось, как публично, в присутствии всё тех же воинов принести Ахиллесу свои извинения и в качестве компенсации за погубленную Брисеиду подарить ему несколько красивейших невольниц.

Последние подвиги Ахиллеса

После этого великодушный Ахиллес простил своего обидчика и с ещё большим остервенением начал громить защитников города. К этому периоду относится один из его наиболее известных подвигов - победа в поединке с предводителем троянцев Гектором. Ахиллес не только сумел обратить его в бегство, но заставил трижды обежать вокруг стен Трои, и только после этого пронзил копьём.

Но богам не было угодно сделать Ахиллеса свидетелем падения Трои, и именно их волю исполнил тот, кто убил Ахиллеса. Незадолго до смерти он совершил свой последний подвиг - одержал победу над войском прекрасных, но коварных и злых амазонок, пришедших на помощь троянцам во главе со своей предводительницей Пенфесилеей.

Гибель Ахиллеса

Древние авторы, во многом противоречащие друг другу, в жизнеописании Ахиллеса тем не менее единодушны в изображении его последнего часа. По их свидетельству, в один из дней он пытался ворваться в осаждённый город через его главные ворота. Неожиданно путь ему преградил, не кто иной, как сам Аполлон, не вполне ещё примирившийся с греками после истории с дочерью его жреца.

Аполлон, разумеется, знал, кто такой Ахиллес. Дело в том, что, увенчанный славой красивейшего из небожителей, он питал постыдную зависть и ревность по отношению к смертному человеку, считавшемуся, как и он, эталоном красоты. О пагубности этого низкого чувства среди людей уже шла речь в нашем рассказе, в данном же случае им было запятнано имя божества.

Преградив Ахиллесу дорогу, но, ожидая, тем не менее, почтительного к себе обращения, он вместо этого получил грубый окрик и угрозу быть пронзённым копьём, если не уберётся сей же час с дороги. Оскорблённый, Аполлон отошёл в сторону, но лишь для того, чтобы немедленно совершить свою месть.

Далее авторы несколько расходятся в описании произошедшего. По одной версии, Аполлон сам пустил вслед обидчику роковую стрелу, и именно он был тем, кто убил Ахиллеса. По другой, это гнусное дело завистливый бог поручил Парису - сыну троянского царя, оказавшемуся поблизости. Но так как стрела поразила Ахиллеса в его единственное уязвимое место, о котором знал только Аполлон, то нет сомнения, что именно он направил её полёт. Тот, кто убил Ахиллеса в пятку, не мог не знать его тайны. Поэтому убийство героя приписывается Аполлону - красивейшему из богов, но не сумевшему побороть в себе низкого и мелкого чувства.

История Ахиллеса вдохновила целую плеяду античных поэтов, посвятивших ему свои произведения, часть из которых дошла до наших дней. Многие из них признаны лучшими образцами древнегреческой поэзии. Несомненно, что наибольшую славу среди них снискал Гомер своей знаменитой поэмой «Илиада». Сама же смерть Ахиллеса породила крылатое выражение - «ахиллесова пята», обозначающее слабое, уязвимое место.

Страшным гневом пылал Ахилл против троянцев. Он решил жестоко отомстить им за смерть друзей, Патрокла и Антилоха. Как разъяренный лев, сражался Ахилл, повергая одного за другим героев Трои. Бросились в поспешное бегство троянцы, спешили укрыться они за стенами Трои. Неистовый Ахилл преследовал их. Гнал его неумолимый рок на верную гибель. До самых Скейских ворот преследовал Ахилл троянцев.

Он ворвался бы и в священную Трою, и она погибла бы, если бы не явился бог Аполлон. Грозно крикнув, остановил он Ахилла. Но не повиновался ему Ахилл. Он сам гневался на бога за то, что много раз спасал бог-стреловержец от него Гектора и троянцев. Ахилл даже грозил богу, что поразит его копьем. Неумолимый рок омрачил разум Ахилла. Он готов был напасть даже на бога. Разгневался Аполлон, забыл он и то, что обещал некогда, на свадьбе Пелея и Фетиды, хранить Ахилла. Покрывшись темным облаком, никому не зримый, направил он стрелу Париса, и поразила она Ахилла в пяту, куда только и можно было поразить великого героя . Смертельной была для Ахилла эта рана. Почувствовал приближение смерти Ахилл. Вырвал он из раны стрелу и упал на землю. Горько упрекал он бога Аполлона за то, что он погубил его. Знал Ахилл, что без помощи бога не может убить его никто из смертных. Еще раз собрался с силами Ахилл. Грозный, подобно умирающему льву, поднялся он с земли и сразил еще многих троянцев. Но вот похолодели его члены. Все ближе была смерть. Зашатался Ахилл и оперся на копье. Грозно крикнул он троянцам:

Горе вам, погибнете вы! И после смерти буду я мстить вам!

От этого возгласа обратились в бегство троянцы. Но все более слабел Ахилл. Оставили его последние силы, и упал он на землю. Загремели на нем его золотые доспехи, и дрогнула земля. Умер Ахилл. Но и к мертвому не смели приблизиться троянцы. Они боялись его и мертвого, такой ужас внушил он им при жизни. Понемногу преодолели они страх, и жестокая сеча закипела вокруг тела величайшего из героев. Самые могучие герои греков и троянцев приняли участие в этой битве. Горами нагромоздились трупы вокруг Ахилла, а он лежал неподвижный, громадный, не слыша уже боя. Пыль вихрем кружилась под ногами сражающихся. Кровь лилась рекой. Казалось, никогда не кончится битва. Вдруг грянул гром Зевса, поднялась буря и остановила троянцев. Не хотел Зевс, чтобы овладели троянцы трупом Ахилла. Поднял могучий Аякс Теламонид труп Ахилла и понес к кораблям, а его защищал Одиссей, отражая наступавших троянцев. Туча стрел и копий летела из рядов троянцев в Одиссея, но он все же мужественно сдерживал их натиск, отступая шаг за шагом.

Принес Аякс труп Ахилла к кораблям. Греки омыли труп, умастили благовонным маслом и положили на пышно украшенное ложе. Окружив ложе, громко оплакивали греки своего величайшего героя и рвали в горе волосы. Услышала их плач богиня Фетида. Поднялась она из морской пучины со своими сестрами нереидами. Узнав, что погиб ее возлюбленный сын, Фетида издала такой вопль скорби, что дрогнули все греки. Они бежали бы в страхе к кораблям, если бы не остановил их старец Нестор. Семнадцать дней оплакивали Фетида, нереиды и греки Ахилла. С высокого Олимпа спустились музы. Они пели в честь умершего погребальный гимн. Оплакивали героя и бессмертные боги на Олимпе. На восемнадцатый день сооружен был погребальный костер. На нем сожжен был труп Ахилла. Много жертв заклали в честь величайшего из героев греки. Все греки участвовали в похоронах, одевшись в пышные доспехи. Когда догорел костер, собрали кости Ахилла и положили их в золотую урну, которую бог Дионис подарил Фетиде. В этой же урне лежали и кости Патрокла, В одной могиле были похоронены Ахилл, Патрокл и Антилох, сын Нестора. Высокий курган насыпали греки над могилой, далеко был виден он с моря, свидетельствуя о великой славе погребенных под ним героев.

После же похорон были устроены в честь умершего игры. Драгоценные дары вынесла из моря богиня Фетида. Они должны были служить наградой победителям в играх. Так роскошны были эти дары, что самого Ахилла привели бы в восторг, если бы жив был великий герой.

Отомстить за смерть Патрокла! Услышал Ахиллес о смерти друга, и невыразимая скорбь овладела им; упал он на землю и от горя начал рвать на своей голове волосы. Лишь одного хотел он теперь: сразить Гектора, отомстить за смерть Патрокла. Вышла к нему из моря Фетида, уговаривала, пробовала утешить, — ничего не слушал Ахиллес, жаждало его сердце мести.

Тем временем битва продолжалась, тяжело приходилось грекам, еле удерживал Аякс натиск Гектора, уже совсем было захватили троянцы тело Патрокла. Узнал об этом Ахиллес и вышел на стену греческого лагеря. Был он без оружия, но испугались троянцы одного его вида; когда же издал он грозный крик — ужас охватил врагов, повернули они назад и обратились в бегство. Вынесли греки тело Патрокла из боя, положили на носилки и с громким плачем понесли к шатру Ахиллеса. Омыли Патрокла, умастили дорогими благовониями, положили на богато убранное ложе. Всю ночь оплакивал Ахиллес своего друга.

Гефест кует Ахиллесу доспехи. Поняла Фетида, что срочно нужны сыну доспехи, помчалась на Олимп, во дворец Гефеста. Непревзойденным кузнецом был он, уважал и чтил Фетиду. Спасла она когда-то этого бога от гнева Геры и знала, что ни в чем он ей не откажет. Попросила Фетида за ночь выковать доспехи сыну. Согласился бог, тотчас взялся за работу. К утру доспехи были готовы; никогда не видели люди ничего подобного. Блестели они, как яркое пламя, а на щите были изображены земля и небо, море и звезды, города, люди, животные. Только бог мог создать такую красоту.

Едва занялась заря, принесла Фетида доспехи Ахиллесу. Решил он немедленно идти в бой с троянцами. Но перед тем собрал греков на народное собрание, и там примирились они с Агамемноном. Признал царь, что был не прав перед Ахиллесом, передал все дары, которые обещал, и вернул Брисеиду.

Начало поединка. Вышли греки в поле, грозны и мужественны были их ряды. Выехал в поле и Ахиллес на своей колеснице, гневом горели его глаза, но сердце было исполнено печали. Разрешил Зевс и богам участвовать в бою: Гера, Афина, Посейдон, Гермес и Гефест немедленно присоединились к грекам; Артемида, Афродита, Арес и Аполлон стали на сторону троянцев.

И вот сошлись войска. Такой битвы еще не было под стенами Трои! Ведь сражались в ней не только люди, — сами боги бились друг с другом! Словно неистовый пожар, свирепствовал Ахиллес. Кровью были залиты его руки, дробились под копытами его коней щиты, шлемы, тела. Не знал он пощады, никто не мог избежать губительного копья Ахиллеса. Никак не мог он встретиться лишь с Гектором, — всякий раз окутывал Аполлон мраком троянского героя и отводил от него удары. Но пробил час Гектора, не в силах был изменить его судьбу Аполлон и отошел в сторону.

Один на один остался Гектор с Ахиллесом. Страх овладел сыном Приама, и бросился он бежать вокруг стен Трои; Ахиллес несся за ним подобно ястребу. Трижды обежали герои вокруг города, и тут явилась Ахиллесу Афина Паллада, приказала остановиться и обещала победу над Гектором. Приняла она образ Деифоба, брата Гектора, и убедила его сразиться с Ахиллесом, обещая помочь в бою. Остановился Гектор, обернулся навстречу своему смертельному врагу. Но прежде, чем начать бой, молвил он, обращаясь к Ахиллесу: “Одному из нас суждено погибнуть в поединке. Обещаю я не бесчестить твое тело, если даст громовержец победу. Обещай же и ты!” Грозно ответил ему Ахиллес: “Нет! Невозможен договор между нами, как невозможен он между людьми и львами или овцами и волками! Нет тебе спасения! Заплатишь ты мне за пролитую кровь Патрокла!”

Ахиллес одерживает победу. Могучей рукой метнул Ахиллес в Гектора копье, но припал к земле троянский герой и избежал смертоносного удара. В свой черед полетело и копье Гектора в Ахиллеса, но отскочило от выкованного Гефестом щита, как легкая тростинка. Протянул Гектор руку к Деифобу, чтобы взять другое копье, но осталась рука пустой, не было за его спиной никого, один на один оказался он с грозным врагом. Понял Гектор, что обрекли его боги на смерть, но не желал могучий герой погибнуть бесславно; схватил из ножен меч и бросился на Ахиллеса. Ринулся ему навстречу Ахиллес с копьем в руке. Удар! И падает на землю шлемоблещущий Гектор. Насмерть ранен он копьем Ахиллеса. Успел Гектор только молвить: “Заклинаю тебя, Ахиллес, твоей жизнью и твоими родными: не отдавай моего тела на растерзание псам, возврати отцу и матери, несчетный выкуп дадут тебе за него”. — “Напрасно ты умоляешь меня! — ответил Ахиллес. — Сам бы я растерзал тебя, если бы поддался пылающему во мне гневу! Никто не отгонит от твоего тела псов, никогда не оплачут его отец твой Приам и мать Гекуба!”

Привязал он тело Гектора за ноги к своей колеснице и с победным кличем погнал ее вдоль стен Трои. Громко рыдали все троянцы, видя, как раздирают камни тело того, кто еще недавно был опорой Трои, ее главной надеждой.

Приам просит тело Гектора. Победив Гектора, устроил Ахиллес пышные похороны Патрокла. Целую ночь горел погребальный костер героя, высокий курган насыпали ахейцы над его прахом. А тело Гектора оставалось непогребенным. Не нравилось это богам, — нечестиво поступал Ахиллес с побежденным врагом. И вот отправил Зевс Фетиду к сыну передать волю бессмертных, чтобы отдал он тело Гектора его родителям. Одновременно вестница Зевса, Ирида, отправилась к Приаму и повелела везти Ахиллесу богатый выкуп. Сам Гермес проводил Приама в греческий лагерь, сделав его невидимым для греков. Вошел Приам в шатер Ахиллеса, упал перед ним на колени и молил: “О, великий Ахиллес! Вспомни своего отца, такого же старца, как и я! Может быть, и его город осадили сейчас враги, и некому его защитить. Я же потерял почти всех своих сыновей, вот и Гектор сражен твоей рукой! Сжалься надо мной! Я и так убит и унижен, ведь нет муки горше, чем целовать руки убийце моих детей!”

Вспомнил тут Ахиллес об отце, подумал, что и самому вскоре суждено погибнуть. Горько заплакал Ахиллес, и плакали они вдвоем, каждый о своем горе.

А потом приказал Ахиллес омыть тело Гектора и одеть его в драгоценные одежды. Обещал он Приаму, что не будут греки возобновлять битвы столько времени, сколько необходимо троянцам для похорон своего величайшего героя, и отпустил троянского царя с миром. Громко рыдали троянцы, когда Приам с телом своего сына на колеснице въехал в городские ворота. Плакали все, даже сама Елена! Никто не любил ее в Трое, только от Гектора не слышала она ни одного злого слова, и вот погиб единственный ее друг. Похоронили троянцы своего могучего защитника, и стало ясно, что дни великого города сочтены.

Смерть Ахиллеса. Страшным гневом пылал Ахиллес, ежедневно сражался он с троянцами, души многих героев отправил в мрачный Аид, но не суждено было ему взять город. Вскоре после гибели Гектора, когда Ахиллес истреблял троянцев у самых крепостных ворот, явился Парису Аполлон. Не участвовал в сражении царевич, боялся он Ахиллеса. Стоял на городской стене с луком в руках и оттуда поражал стрелами ахейцев. Многие пали от стрел, выпущенных Парисом. Лишь одного Ахиллеса они не брали: ведь был он неуязвим. Знал Аполлон, что только в пятку можно сразить Ахиллеса, и направил в нужное место полет стрелы. Просвистела она в воздухе и вонзилась герою в пятку. Упал Ахиллес на землю. Бросились на него троянцы, но сумел герой подняться и еще немало врагов истребить, а потом покинули его последние силы; и снова упал он, на этот раз навсегда. Жестокая сеча закипела вокруг его тела. Как совсем недавно выносили из боя Патрокла, так теперь выносили и Ахиллеса. Нес его могучий Аякс, а защищал, отбиваясь от троянцев, Одиссей.

В одном месте с Патроклом похоронили Ахиллеса; сами Музы пели в его память погребальный гимн. Еще выше насыпали курган, далеко был он виден с моря, свидетельствуя о славе почивших под ним героев.

Спор из-за доспехов Ахиллеса. Остались после Ахиллеса чудесные доспехи. Повелела Фетида отдать их тому, кто больше всех отличился, защищая его тело. Но кому — Аяксу или Одиссею? Возник спор между героями, и решили рассудить его при помощи жребия. Сплутовали Менелай и Агамемнон, подменили жребий Аякса, и получил доспехи Одиссей. Опечалился Аякс. Ушел в свой шатер, задумав отомстить обидчикам.

Ночью, когда весь ахейский лагерь был погружен в глубокий сон, вышел он из своего шатра с обнаженным мечом в руке и пошел к шатрам Агамемнона и Менелая, намереваясь убить их. Но в этот миг напустила на него безумие Афина Паллада, которая не хотела гибели своих любимцев, — и принял могучий Аякс за своих врагов стадо быков. Яростно набросился Аякс на быков и стал истреблять, думая, что мучает обидчиков. Когда наступило утро, прояснился разум героя. Увидел он, что наполнен его шатер убитыми животными. В ужас пришел Аякс и решил смыть позор кровью. Удалился он на берег моря и там бросился на меч. Не хотели сначала Агамемнон и Менелай устраивать торжественного погребения Аякса, но убедил их Одиссей не таить зла после смерти героя, оказавшего столько услуг грекам. Новый могильный курган вырос рядом с курганом Ахиллеса и Патрокла, покоился под ним прах могучего Аякса.

Лаптева Анна

Ахиллес

Краткое содержание мифа

Ахилл (греч.) или Ахиллес (лат.) — в героических сказаниях древних греков является храбрейшим из героев, сын царя Пелея и морской богини Фетиды.
Иметь сына от прекрасной Фетиды хотели Зевс и Посейдон, но титан Прометей предупредил их, что ребенок превзойдет величием своего отца. И боги благоразумно устроили брак Фетиды со смертным, сыном царя мирмидонян Пелеем. Стремясь сделать своего сына неуязвимым и таким образом дать ему бессмертие, Фетида по ночам закаляла его в огне, а днем натирала амброзией. Однажды ночью Пелей, увидев своего малолетнего сына в огне, вырвал его из рук матери. Согласно другой версии, Фетида купала Ахиллеса в водах подземной реки Стикс, чтобы таким образом сделать его неуязвимым, и только пятка, за которую она его держала, осталась уязвимой. Оскорбленная вмешательством Пелея, Фетида покинула мужа, и тот отдал Ахиллеса на воспитание мудрому кентавру Хирону, который выкормил его внутренностями львов, медведей и диких вепрей, обучил игре на сладкзвучной кифаре и пению.

Ахиллес при дворе царя Ликомеда
Греческий барельеф, 240 г.

Ахиллес вырос бесстрашным воином, но Фетида, зная, что ее сыну все же предопределено судьбой погибнуть под Троей, стремилась спасти его и с этой целью спрятала его во дворце царя Ликомеда на острове Скирос. Там Ахиллес жил одетый в женские одежды среди дочерей Ликомеда. Здесь от тайного брака юноши с дочерью Ликомеда - Деидамией родился сын Пирр, прозванный позднее Неоптолемом. Когда ахейские вожди узнали предсказание жреца Калханта, что без участия Ахиллеса поход под Трою обречен на неудачу, они отправили на Скирос посольство во главе с Одиссеем. Прибыв к царю под видом купца, Одиссей разложил перед собравшимися женские украшения вперемежку с оружием. Обитательницы дворца принялись рассматривать ювелирные изделия, но вдруг, по знаку Одиссея, раздался сигнал тревоги - девушки в испуге разбежались, а герой схватился за меч, выдав себя с головой. После разоблачения Ахиллесу волей-неволей пришлось отплыть в Трою.

В течение долголетней осады Илиона он неоднократно предпринимал набеги на различные соседние города. По версии, пять лет бродил по скифской земле в поисках Ифигении. На десятом году осады Илиона, он во время одного похода взял в плен прекрасную Брисеиду. По одной из версий, она и послужила яблоком раздора между Ахиллесом и Агамемноном, который заявил притязание на обладание Брисеидой.

Фреска «Ахиллес и Брисеида»
1 в.Национальный музей
Неаполь

Воспламенённый гневом, Ахиллес отказался от дальнейшего участия в битвах. Фетида, желая отомстить Агамемнону за обиду, нанесённую её сыну, умолила Зевса даровать победу троянцам. Ни бедствия греков, ни мольбы и обещания посольства, которое, по совету Нестора, снарядил к нему Агамемнон, не могли смягчить гнева героя. Только, когда троянцы, предводимые Гектором, вторглись в сам лагерь греков, он разрешил своему другу Патроклу повести им на помощь мирмидонян и для большего устрашения врагов приказал ему облечься в свои доспехи. Но Патрокл пал от руки Гектора, и лишь обнажённый труп его был отбит греками у троянцев, доспехи же Ахиллеса достались в добычу Гектору. Тогда Ахиллес, безоружный и в сопровождении Афины, появился на поле битвы, и один грозный вид героя обратил врагов в бегство.

На следующее утро, горя мщением, герой ринулся в бой и прогнал троянцев до городских стен; один лишь Гектор осмелился здесь противостоять ему; преследуя убийцу своего друга, Ахиллес трижды гнал его вокруг стен, наконец, убил его и, привязав обнажённый труп к своей боевой колеснице, повлёк за собой в лагерь. Пышно отпраздновав тризну по своему павшему другу Патроклу, он вернул за богатый выкуп труп Гектора отцу его — царю Приаму, который с мольбой проник в его палатку.

Обучение Ахилла Помпео Батони, 1770

После сражений, в которых Ахиллес побеждает пришедших на помощь троянцам царицу амазонок Пенфесилею и вождя эфиопов Мемнона, он врывается в Трою и здесь, у Скейских ворот, погибает от двух стрел Париса, направляемых рукой Аполлона: первая стрела, попав в пяту, лишает Ахиллеса возможности устремиться на противника, и Парис сражает его второй стрелой в грудь. В течение семнадцати дней Ахиллеса оплакивали нереиды во главе с Фетидой, музы и все ахейское войско. На восемнадцатый день тело героя было сожжено, и прах в золотой урне, изготовленной Гефестом, погребен вместе с прахом Патрокла у мыса Сигей. Душа Ахиллеса, по верованиям древних, была перенесена на остров Левка, где герой продолжал жить жизнью блаженных.

Образы и символы мифа

Ахиллес, прежде всего, предстает в образе неуязвимого бесстрашного героя, который нес смерть врагам во многом благодаря своей матери. Но с другой стороны, его образ можно трактовать, не придавая значения неуязвимости как таковой, а представляя его храбрейшим и сильнейшим из героев исключительно в силу его личных качеств. И тогда он является в виде воина, знающего, что ему суждена короткая жизнь, и стремящегося прожить ее так, чтобы слава о его беспримерной доблести сохранилась навеки у потомков.

Ахилл убивает Пенфесилею
Ок. 540-530 гг. до н. э.

Поскольку миф об Ахиллесе имеет отношение к сражениям и завоеваниям, символы, с ним связанные, так же относятся к военной тематике. Основной символ мифа - ахиллесова пята , единственное незащищенное место этого героя, в которое он был смертельно ранен Парисом. В настоящее время выражение «Ахиллесова пята» обозначает слабую сторону, «больное», уязвимое место чего-либо.

Щит Ахиллеса
(серебряное блюдо)
Конец IV - начало V века

Ахиллесов щит — чудесный щит, который выковал Гефест для Ахиллеса, он не только предназначался для защиты от врагов, но был настоящим произведением искусства. Щит имел центр с небольшим возвышением, что символизировало земную твердь, имевшую, по мнению древних, форму щита со срединной горой, «пупом земли». На щите Гефест изобразил землю, небо, звёзды, а также многочисленные эпизоды городской и сельской жизни и реку Океан на ободе. Согласно мифам, такого щита не было ни у кого: ни у воинов троянских и ахейских, ни у божеств, спускавшихся с Олимпа. По своему щиту Ахиллес мог найти любое место: и землю мирмидонян, правителем которой был его отец Пелей, и Трою, где он во главе отряда отстаивал честь Менелая.

В мифе об Ахиллесе фигурирует река Стикс . Именно ее воды сделали Ахиллеса непобедимым и, следовательно, может являться символом божественной чудодейственной силы, наделяющей неуязвимостью. В древнегреческой мифологии Стикс - это олицетворение первобытного ужаса и мрака, из которых возникли первые живые существа. Река Стикс протекает в Аиде, а в историческое время ее видели в потоке близ Нонакриса (в северной Аркадии). По преданию водой из этой реки был отравлен Александр Македонский.

Коммуникативные средства создания образов и символов

Ахилл среди дочерей Ликомеда
Саркофаг, III в.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж

Ахиллес имел широкую известность среди древних греков, о чем свидетельствует большое количество упоминаний о нем в разных источниках. Именно поэтому существует множество вариантов финала мифа об Ахиллесе, о том, как закончилась его жизнь, и куда он попал после смерти. Греки воздвигли ему мавзолей на берегу Геллеспонта, и здесь же они, чтобы умиротворить тень героя, принесли ему в жертву Поликсену. По Одиссее, Ахиллес пребывает в подземном царстве, где его встречает Одиссей, а похоронен он в золотой амфоре, которую Дионис подарил Фетиде, о чем также писали греческий поэт Ликофрон и западно-греческий поэт Стесихор. Но уже другая древнегреческая эпическая поэма «Эфиопида» повествует, что Фетида увела своего сына с горящего костра и перенесла его на остров Левка (Змеиный остров при устье Истра Дуная), где он продолжает жить в обществе других обоготворенных героев и героинь. Остров этот служил центром культа Ахиллеса, равно как курган, который высится на Сигейском холме перед Троей и до сих пор слывёт гробницей Ахиллеса. Храмы его имелись ещё в Элиде, Спарте и других местах. О большой популярности Ахиллеса говорят те факты, что он именуется «царящим над скифами», а люди верили, что в Трое появлялся призрак Ахиллеса, охотящегося на зверей.

Копье Ахиллеса хранилось в Фаселиде в храме Афины. Его погребальный памятник был в Элиде. А статуи обнаженных эфебов с копьями стали называть ахиллами. По происхождению первоначально Ахиллес являлся местным фессалийским героем, культ которого распространился также в различных областях Греции. В лаконском городе Прасии существовал храм героя, в котором совершалось ежегодное празднование. Его культ был занесен также в греческие колонии на Сицилии в Южной Италии (Тарент, Кротон и другие города). Как место культа почитался могильный курган Ахиллеса и Патрокла у мыса Сигей. Александр Македонский, а впоследствии римский император Каракалла устраивали здесь погребальные игры. Таким образом, существует огромное число храмов, жертвенников и участков, посвященных Ахиллесу. Кроме того, он был идеалом великого полководца древности Александра Македонского. Вплоть до наших дней по мотивам мифа об Ахиллесе художники писали картины, композиторы сочиняли музыкальные произведения, также к его образу обращались драматурги. Существуют и художественные фильмы, в которых мы встречаем этого героя. Все это сделало Ахиллеса одним из популярнейших персонажей античного искусства.

Социальное значение мифа

Хирон учит Ахиллеса играть на лире
Фреска в Помпеях. 1 в. до н.э.

Ахиллес олицетворяет величие, неуязвимость, силу, данную богами и подкрепленную его собственным волевым характером, рвением к славе, стремлением к свершению великих поступков и ясными представлениями о чести, добре и преданности. Но в древнегреческой мифологии существует множество подобных образов, ведь практически в каждом мифе можно встретить доблестного героя, защищающего добро и справедливость. Тем не менее, Ахиллеса можно назвать одним из самых известных, ведь при его непобедимости он все же имеет одно уязвимое место - пяту, что отличает его от остальных мифологических героев и выделяет из общего ряда. Именно эта особенность делает его образ неординарным и запоминающимся, благодаря чему и в наши дни едва ли найдется много людей, которые не слышали это имя.

История Ахиллеса может являться олицетворением того, что даже самые сильные и бесстрашные герои имеют слабые стороны и поэтому не имеют права считать себя непобедимыми. С другой стороны, совершая великие поступки, можно обеспечить себе вечную память потомков и таким образом продлить свою жизнь в бесконечность.