Информационный бум. Древнетюркская эпоха Столица их царя хакана значительный город

О власти царя, о его неограниченных правах много писали арабские авторы, пораженные фактом хазарского двоевластия. «У хакана власть номинальная, – отмечал Истахри, – его только почитают и преклоняются перед ним при представлении..., хотя хакан выше царя, но его самого назначает царь» . По словам Ибн-Русте, «царь не дает отчета никому, кто бы стоял выше его» (а значит, он не отчитывался и перед каганом), он «сам распоряжается получаемыми податями и в походы свои ходит со своими войсками». Царь же возлагал на богатых обязанность поставлять всадников, «сколько могут они по количеству имущества своего». Конное царское войско состояло из 10-12 тыс. всадников, находившихся на постоянной службе и на жалованье у него, а также из выставлявшихся аристократами в виде вассальной повинности .

Таким образом, царь был уже настоящим феодальным сюзереном. Войско его представляло собой регулярную наемную армию, соединенную с феодальным ополчением. Он собирал подати – для этого при нем существовали чиновники.

Важными лицами в Хазарском государстве были упомянутые Истахри «лица одного класса» с царем, имевшие наряду с ним право входа к кагану. Ибн-Фадлан рассказывал, что «царя замещает муж, называемый кундур-хакан, а этого также замещает муж, называемый джавшигыр» . Однако только сам царь, или, как его именует Ибн-Фадлан, хакан-бек, после ритуальных изъявления покорности и очищения огнем имел право садиться вместе с каганом на трон и вершить дела.

В городах, кроме тудунов, о которых уже упоминалось, правили еще и судьи. Причем судей было много, и судили они по разным законам: христиан – по-христианскому, мусульман и иудеев – по Корану и Торе, язычников – по «обычному» праву, т. е. по законам общины. Наличие судей предполагает и наличие какой-то полиции. Полицейские функции, возможно, выполняла наемная гвардия кагана, о которой неоднократно писали арабские авторы Х в. Состояла эта гвардия из мусульман, переселившихся из прилегающих к Хорезму земель. Масуди называет их лариссии, или ал-арсии. Очевидно, это остатки аорсов-алан, обитавших, по словам Бируни, в нижнем течении Амударьи.

Идол, изображающий мужчину в бурке. Мел. Государственный Эрмитаж

Как уже говорилось, каждую группу населения, объединенную одной верой, судил соответствующий судья. Мало того, в Итиле, Семендере и других городах строились и функционировали церкви, синагоги, мечети с медресе, а в окрестностях люди собирались на языческие камлания вокруг священных деревьев. Однако обстановка в государстве уже к концу VIII в. сложилась так, что появилась настоятельная потребность во всеобщей государственной религии. Хазарские правители прежде всего попытались внедрить культ единого бога неба – Тенгри-хана. Так же поступали князья и ханы других раннефеодальных государств: Дунайской Болгарии, где до принятия христианства был установлен культ вождя-хана, и Киевской Руси, в которой Владимир Святославич усиленно насаждал культ Перуна – бога грома и молнии. Очень быстро тем не менее культы перестали соответствовать тем общественным отношениям, которые установились в этих государствах. Они были заменены в Болгарии и на Руси классовой религией – христианством.

Христианство наступало и на Хазарию с запада, из Византии, и с юга, из закавказских государств. В конце VII в. в христианство был обращен влиятельнейший савирский хан Алп-Илитвер со свитой, а через сто лет в Крыму Византия уже учредила Готскую митрополию, в которую вошло семь епархий, находившихся на хазарской земле. Христиане в Хазарии получили единую церковную организацию, но полной победе этой религии мешало то обстоятельство, что народные массы в каганате были весьма привержены мировоззрению предков – язычеству, о чем свидетельствует абсолютное господство языческих погребальных обрядов, а также и то, что сами правители никак не могли, видимо, остановиться на какой-либо определенной религии: то они принимали иудейство, то поспешно обращались в мусульманство.

Возможно, что временами, отдавая своих дочерей и сестер замуж за византийских императоров, роднясь с христианнейшим государем, они и сами начинали склоняться к христианству. Однако стоило хазарскому правительству проявить малейшую слабость по отношению к империи, как византийцы старались закрепить свое положение в каганате, а главное – отторгнуть от Хазарии Крым и Боспор. Так, основание Готской митрополии с разветвлениями почти по всем хазарским городам произошло после известного восстания готского населения Крыма против хазар, возглавленного епископом Готской епископии Иоанном. Хазары послали в Крым карательный отряд, заняли с помощью местной знати столицу Крымской Готии Дорос и, захватив всех народных главарей, казнили их. Помиловали они только по просьбе Византии самого Иоанна. Добившись первой уступки (помилования епископа), византийцы начали просить и требовать расширения прав христианской церкви в Хазарии, а затем перешли уже к интригам, ставившим целью занятие византийскими войсками христианского Крыма, т. е. превращения его в имперское владение. Постоянные споры с Византией о влиянии в западных провинциях, естественно, не способствовали расположению кагана и царя к религии византийцев.

Мы уже говорили о тех трагических событиях, при которых униженный каган принял мусульманство. Религия основного врага и обидчика – халифата – вряд ли имела шансы стать популярной в каганате, хотя в городах жили мусульманские купцы, ремесленники и воины (гвардейцы-лариссии).

Итак, несоответствие общественно-экономического строя и языческого культа Тенгри-хана, враждебные отношения с христианскими и мусульманскими соседями и, наконец, знакомство правящей верхушки каганата с иудейством, в которое обращались Булан и его окружение еще в первой половине VIII в., привели хазарское правительство в начале IX в. к серьезному политическому шагу – официальному принятию, иудейской религии.

Глава 6

Смута

Гибель каганата

Принятие иудейства в государственном масштабе произошло в Хазарии при кагане Обадии.

По данным арабских источников, в частности Масуди, иудейская религия стала господствующей в каганате во времена халифа Харун-ар-Рашида, следовательно, Обадия начал свою реформаторскую деятельность где-то на рубеже VIII и IX вв. – через несколько лет после воцарения на троне. Отец его, последний языческий каган Хазарии, умер примерно в 790 г., о чем сохранилось известие в «Житии Иоанна Готского».

После принятия иудаизма Обадией и его окружением «стали стекаться к нему иудеи из разных мусульманских стран и из Рума» , – отметил Масуди. Следует сказать, что уже при Булане, предпринявшем попытку внедрить иудаизм в Хазарии, много евреев переселилось в Восточное Предкавказье из Ирана под давлением мусульман. Вновь прибывающие евреи, гонимые в христианских и в мусульманских странах, быстро заселили целые кварталы хазарских городов, особенно крымских. Большое количество их осело и в Итиле. Они плотным кольцом окружили трон Обадии. Иосиф писал, что после многочисленных войн, которые вели, очевидно, дети и внуки Булана, «воцарился из сыновей его сыновей царь по имени Обадья. Он поправил царство и утвердил веру надлежащим образом и по правилу. Он выстроил дома собрания (синагоги.– С. П .) и дома учения и собрал мудрецов израильских, дал им серебро и золото, и они объяснили ему 24 книги священного писания, Мишну, Талмуд и сборники праздничных молитв» .

Вполне допустимо, что каган Обадия, обращаясь в иудаизм, стремился не только к противопоставлению своего государства двум великим державам (империи и халифату), но и к ослаблению языческих пут сакрализации, что дало бы ему реальную возможность бороться за власть в собственном государстве.

Древнетюркская эпоха. Территорию Казахстана 1,5 тыс. лет назад населяли тюркоязычные племена. Свое происхождение они связывали с гуннами. По легенде первопредком тюрков был-десятилетний мальчик, единственный уцелевший при истреблении народа гуннов. Его выкормила волчица, ставшая впоследствии его женой. Она родила десятерых сыновей. Потомки десятерых сыновей волчицы, получив имя Ашина (шона-волк), впоследствии объединили все местные племена и дали им имя тюрк. И государство, созданное этими племенами, стало называться Тюрк-Эль. Вот что писали тюрки о себе: «Когда было сотворено вверху голубое Небо, а внизу бурая Земля, между ними обоими были сотворены сыны человеческие. Над сынами человеческими воссели на царство предки мои — Бумын каган и Естеми каган. Сев на царство, они охраняли государство и установили законы тюркского народа. Воины завоевали четыре страны света и поработили их. Эти два кагана были мудрыми и великими. И их беки и народ были на правильном пути. И поэтому этот народ держался долгое время. .Управляя народом, вели они государственные дела. Затем они умерли. На похороны этих двух каганов со всех сторон света явились народы, все они плакали и причитали. Такими они были великими каганами». Древние тюрки явно считали себя не от бренного мира сего, а носителями особой миссии. Китайские летописи говорят, что тюрки. Тюркские племена создали на территории Центральной Азии десяток государств — Тюркский каганат; Восточно-Тюркский каганат, Западно-Тюркский каганат, Тюргешский, Уйгурский, государство, енисейских киргизов, карлуков, кимаков, караханидов, каракиданей, огузов, кипчаков.

Названия государств происходили от названия племени, которое возвысилось, а другие племена отходили под власть победителя. Во всех тюркских государствах во главе стояли каганы (ханы), только у огузов они назывались ябгу. Сыновья и родственники кагана назывались — тегин (темник). При кагане была военная дружина. Одним из известных своим мужеством тюркских каганов был Таспар-каган, правивший в 572-581 гг. Вот что пишут о его попытке завоевать Китай китайские источники: «Он имел намерение разгромить Срединное государство, но двор поспешил заключить с ним союз мира и родства и ежегодно давал ему 100000 кусков шелковых тканей, Дом Ци страшился их набегов и грабительств и также исто шал казнохранилище для платы им. Таспар в счастье очень превозносился и приближенным говорил: только бы эти два мальчика на юге (Северная Чжоу и Ци) были покорны нам, тогда не нужно бояться бедности».

У тюргешей выдающимся каганом был Сулук: «В начале Сулук (сер; VIII в.) был внимателен и бережлив. После каждого сражения всю добычу отдавал подч и не иным, почему роды были довольны и служили ему всеми- силами…. В последние годы он почувствовал скудность, поэтому награбленное начал мало-помалу удерживать без раздела. Тогда подчиненные начали отдаляться от него… Аха Тагань и Думочжи неожиданно в ночи напали на Сулука и убили его». Этот рассказ свидетельствует о том, что какой бы сильной ни была власть кагана — она находилась под контролем знатных беков. В ІХ веке из всех тюркских племен возвышается племя кимаков. Из сведений, дошедших до нас, содержится описание страны кимаков: «Царь кимаков-один из великих царей по своей мощи и один из славных по своим достоинствам. Кимаки — большой, многочисленный народ, они маги, поклоняются огню. Их жилища находятся среди зарослей и густых-лесов. Передвигаются, сменяя пастбища. Страна кимаков — самая обширная, наиболее плодородная и возделанная. …Городов у кимакских царей шестнадцать, К ним относятся Астур, Наджа, Бурах, город царя, именуемый Хаканом.

. .

Город царя Хакана — значительный город, окруженный ук­репленной стеной с железными воротами. У царя в городе имеется.охрана, войско и снаряжение. Хакан — великий царь, ему издавна наследует тот, кто из царской семьи. Царь кимаков носит.одежду, шитую золотом и золотую корону, появляется перед народом четыре раза в год. У хакана есть хаджиб, визири, справедливое большое государство. Население государства любит хакана за его благодеяния, заботу об их делах и защиту от врагов. Только знатные люди носят одежду из красного, и желтого шелка».

.

В домонгольские времена; вся территория Великой Степи назы­валась Дешт-и-Кипчак. В переводе, с арабского языка «дешт» означает степь. Первоначально кипчаки находились в составе кимакского государства, а впоследствии стали основоположниками мощной империи. Древнетюркские легенды связывают появление кипчаков на исторической арене с легендарным героем — Огуз каганом. «Однажды Огуз каган отправился в поход в страну Ит бараков, повествует легенда. Один из его нукеров (телохранителей) взял на этот поход свою жену. В битве он пал смертью храбрых. Когда войска Огуз кагана возвращались в степь, жена этого погибшего нукера родила сына. Поскольку время было холодное и дома, где бы ей приютиться, не было, то она родила сына в дереве, у которого внутренность сгнила (дупло). Поэтому Огуз хан нарек, этого мальчика Кипчаком. На старинном тюркском языке дуплистое дерево называли кипчаком» — пишет Абульгазы хан в книге «Шаджарат турк», где собраны все известные исторические предания наших народов. Как свидетельствует легенда, Огуз хан воспитал этого мальчика, а когда он вырос, дал ему войско и послал на берега реки Дона я Едиля (Волга). Кипчак и его потомки в течение четырехсот лет господствовали на берегах трех рек — Дона, Итыля и Яика, над народами и племенами урусов, маджаров, авлаков, башкурдов и т.д. Оттого эти страны и огромная степная территория Казахстана долго носили название Дешт-и-Кнпчак.

Все древнетюркское население делилось на «беков» и «кара будун» (простой народ). Представителей судебной власти, хранителей традиции, тюрки называли термином «бек» или «Би». У них не существовали какие-либо письменные законы, основные нормы права хранились в памяти народа. Низший слой населения составляли невольники. Их захватывали во время войн и набегов. Главной военной добычей считались женщины и девушки, Их труд ценили очень высоко. Тюркские племена были очень воинственны, почти все время воевали, совершали набеги, захватывали новые территории. Особенно много войн было с соседними государствами за право контроля над Великим Шелковым путем. Великий Шелковый путь — это торговый путь из Китая, Индии в Европу. Он имел огромное значение, потому что морского пути тогда еще не было, и все торговые караваны проходили по этому пути. Города, через которые проходил Великий Шелковый путь, быстро расцветали, строились огромные базары, караван-сараи.и т.д. Так, благодаря Великому Шелковому пути стали богатеть города Яссы, Ограр, Баршынкент и др.

Традиции и обычаи тюрков очень интересны: отпускали волосы (заплетали), левый подол чапана прикрепляли к поясу. «Живут в юртах или шатрах, кочуют — ближе к воде и местам с богатой растительностью, занимаются скотоводством, пьют кумыс, одеваются в одежду из шкур и шерсти, — пишут о них очевидцы. — Когда на трон сажали владыку, то близкие беки, усаживали его на кошму и девять раз обходили по направлению солнца. После приветствия к новоизбранному правителю сажали его на коня, затягивали горло шелковым платком, душили, затем резко освобождали и спрашивали: « Сколько лет сможешь быть ханом ?» Кроме этого у тюрков был обычай — распределения ханского богатства. Время от времени воины делили между собой все нажитое ханом богатство. Хан со своей женой по обычаю должны были покинуть дом, дабы не стеснять воинов.

В 40-х годах XI в. священник Берестовской церкви Илларион (впоследствии первый русский по национальности митрополит Руси) написал "Слово о законе и благодати", являющееся по сути дела первым сохранит имея до наших дней оригинальным произведением на древнерусском языке. В этом небольшом трактате, составленном в целом в общехристианской манере церковного поучения, отец тогдашнего великого князя Ярослава - Владимир, официальный креститель Руси, назван "великим каганом нашей земли"(1). Судя по новейшим данным, этим титулом именовали Ярослава Мудрого и даже его сыновей(2). Составитель Повести временных лет спустя 70-80 лет называет так в летописи только правителя Хазарского государства, когда оно подверглось разгрому войсками Святослава(3).
И уже позднее автор "Слова о полку Игореве" титулует каганом одного из русских князей - Олега (по крайней мере так можно осмыслить соответствующее место "Слова"), управлявшего недолговечным русским княжеством на Тамани (Тмутараканью), где обитали и потомки уже почти сошедших с исторической арены хазар(4).
Однако обращение историков прошлого века к иностранным источники м о Древней Руси показало, что каганом (хаканом) правитель русов именовался и в более ранний период - в IX - X вв. Это неоднократно отмечалось в литературе, но достаточно фундированной разработки этот вопрос не получил, возможно, отчасти потому, что исследователи не всегда отчетливо понимали смысл и значение титула каган в Восточной Европе VII-X вв. А между тем именно это наиболее важно уяснить для понимания, почему даже креститель Руси Владимир и его преемник - Ярослав - еще носили этот ставший в ту пору архаичным титул.
Чтобы попытаться разобраться в этом вопросе, необходимо уяснить происхождение титула каган, его значение вне Руси, в других странах

(1) Цит. по: Хрестоматия по древней русской литературе XI-XVI1 вв. М., 1947. С. 59. (2) Высоцкий С.А. Древнерусские надписи Софии Киевской. Киев, 1966. Вып. 1. С. 19-54. (3) ПВЛ. Ч. I. С. 47. (4) Слово о полку Игореве. М., 1978. С. 104.

Восточной Европы, что позволит объяснить и поставленную выше главную проблему.
Титул каган в источниках IX-XI вв. встречается в разных формах, которые стоит рассмотреть, тем более что до сих пор спорят, какая форма более правильна: каган - отраженная в русских памятниках, или хакан имеющаяся в большинстве других источников о Восточной Европе(5).
В современной литературе принято считать, что титул каган (хакан) попал в тюркскую среду от народности жужаней(6), этническая принадлежность которых до сих пор окончательно не выяснена. Этот титул затем носили верховные правители Тюркского каганата, авар и, наконец, хазар от которых он для Восточной Европы наиболее известен.
Для Восточной Европы источники дают следующие его формы:
1. кембриджский документ (на древнееврейском языке) - ???, что П.К.Коковцов транскрибирует как каган, хотя вполне можно прочесть и хаган(7);
2. арабо-персидская форма - хакан(8);
3. армянская - хакан(9);
4. грузинская - хакани(10);
5. греческая - ???????(11);
6. латинская (Вертинские анналы) - chacanus(12);
7. древнерусская - каган(13);
8. среднеперсидская - хакан(14).
При некоторых разночтениях преобладают, однако, формы хакан, хаган, каган. По-видимому, следует учитывать специфику языков, заимствовавших чужой термин, а также, вероятно, неодинаковое его звучание в разных тюркских наречиях. У самих хазар использовалась либо форма хаган, либо каган, в иноязычной среде лучше всего отраженная в русских

(5) "Правильность формы каган, встречающейся в русских летописях, подтверждается орхонскими надписями" (Бартольд В.В. Очерк истории Семиречья // Бартольд В.В. Соч. М, 1963. Т. П. Ч. 1. С. 32). (6) Clauson G. An Etymological Dictionary of Pre-Thirteenth Century Turkish. Oxford, 1972. P. 611. EI2. 1977. Vol. IV. Fasc. 75-76. P. 915. (7) См.: Коковцов. Переписка. С. 34 (др.-евр. текст). См. с. 115. В древнееврейском алфавите буква? читается как "к" при наличии формы? (с точкой), в рукописях отсутствующей. В ином случае она читается как "х". (8) У всех арабо-персидских авторов. (9) У писателей VI1-X вв. (Себеоса, Левонда, Мовсеса Каланкатваци и др.). (10) Картлис цховреба. Тбилиси, 1955. Т. 1. С. 249-250 (на др.-груз. яз.). (11) Moravcik G. Byzantino-turcica. Budapest, 1943. Т. II. P. 279. (12)Annales Bertiniani. Hannoverae, 1883. P. 20 (MGH SS). (13) ПВЛ. Ч. I. C. 47. (14) Абрамян Р. Пехлевийско-персидско-армянско-русско-английский словарь Ереван, 1965. С. 5 (форма идентична арабо-персидской, что свидетельствует об их преемственности).

и Византийских памятниках(15). Кстати, новейшие труды тюркологов дают дне одинаково закономерные формы, изначально существующие в тюркских языках, - khakan, khaghan(16).
Для нас важнее разобраться, какое смысловое значение термин хакан имел в пределах Восточной Европы VII-XI вв. Что же касается общего его значения(17), то у собственно тюрок VI-X вв., исконных носителей титула хакан, он означал верховного правителя, которому подчинялись другие властители(18). Поэтому хаканами, например, называли китайских императоров(19).
К сказанному можно присовокупить некоторые комментарии крупнейших восточных ученых Х-ХШ вв., знакомых с разными значениями данного слова.
Ал-Бируни толкует титул хакан как малик (царь) тюрок, хазар и тогуз-гузов(20). Более детальную классификацию дает ал-Хваризми, который сравнивает титулы хакан и хан. Это тем более любопытно, так как порой полагают, что оба титула - синонимы и хан произошел от хакан(21).
Между тем ал-Хваризми объясняет хан как ар-pa "ис (глава, вождь), а хакан - ра"ис ар-ру"аса (вождь вождей, главный вождь)(22). Дополнительно он переводит хакан как малик турк ал-азам (великий царь тюрок) или "хан хан" (хан ханов)(23). Следовательно, во времена ал-Хваризми и ранее оба титула не совпадали, и хакан был выше хана, соотносясь с последним как великий князь на Руси с обычным князем.
В общем получается, что хакан - титул верховного правителя, под началом которого находились другие властители, ниже его по рангу. Это подтверждается, пожалуй, и единственным (кроме хазар и русов) для Восточной Европы употреблением в XI в. этого титула у ал-Балазури: он один раз именует хаканом одного из правителей Дагестана, так называемого сахиб ас-сарир(24). В данном случае этот властелин фигурирует в качестве хакана гор (подразумевается его высший суверенитет в горном Кавказе)(25).

(15) Надо иметь в виду, что буквы? (в армянском) и? (в арабском) не идентичны русскому х, а означают особый звук, приблизительно транскрибируемый как х. Интересно здесь привести и форму, сохраненную согдийскими текстами из Средней Азии VIII в. (см.: Сборник документов с горы Муг. М., 1962. Ч. II. С. 83-84). Там имеется хаган или даже гаган. (16) El2. Vol. IV. Fasc. 75-76. P. 915. (17) В Арабском халифате IX-X вв. хакан стал собственным именем. Пример: Хакан Муфлихе, багдадский сановник конца IX в. {Мае "уди /Мурудж. Т. VIII. С. 197-198). (18) Древнетюркский словарь. Л., 1969. С. 405. (19) El2. Vol. IV. Р. 915. (20) Ал-Бируни. Асар ал-бакийа. Лейпциг, 1876. С. 101. (21) Бартольд В.В. Очерк истории Семиречья. С. 32. (22)Ал-Хваризми. Китаб мафатих ал-улум. Лейден, 1895. С. 120. (23) Там же. (24) Балазури. С. 196 (события VI в.). (25) См.: Бейлис В.М. Из истории Дагестана VI-XI вв. (Сарир)//И3. 1963. Т. 73. Г. 249-266; Минорский. История. С. 132.

Перейдем теперь к хакану (кагану) хазар, через которого и можно выйти на соответствующий титул русского князя. Наиболее полные сведении о хакане обнаружены у арабских писателей X в. - периода упадка Хазарии. Арабские авторы IX-X вв. оставили сведения о ранних хазарах (ин-Балазури, ал-Куфи, ат-Табари, ад-Динавери, ал-Масуди и др.). Особый интерес представляют сообщения ал-Масуди (ум. в 956 г.). Он старался дать наиболее свежую и обстоятельную информацию об этом народе и его государстве, его рассказ позволяет в основных чертах определить хронологию описываемых событий, чего нельзя сказать об аналогичных известиях большинства других арабских географов. Впрочем, ал-Масуди правильнее отнести к разряду энциклопедистов, так как его сохранившиеся труды ("Мурудж аз-захаб" и "Китаб ат-танбих")26 по сути дела - свод знаний той поры буквально по всем отраслям науки.
Ал-Масуди, в частности, отмечает, что в Хазарском государстве X и кроме царя (малика), обладавшего всей полнотой власти, имелся еще и другой государь, носивший титул хакана. Хакан этот обрисован как почетный затворник, обитавший во дворце и не принимавший никакого участия в государственных делах27. Далее указывается, что хакан обязательно избирался из определенного знатного рода и символизировал верховную власть, не обладая ею на деле28.
Любопытно, что хазарский царь Иосиф, писавший несколько позже Масуди, в своем ответе Хасдаю ибн Шафруту ни единым словом не упоминает о хакане, но зато перечисляет своих предков (царей) от некоего Булана, принявшего иудаизм29. Никаких реальных фактов хазарской истории до этого Булана Иосиф, в сущности, не сообщает. Разумеется, отвечая Хасдаю ибн Шафруту, Иосиф старался ответить на заданные ему вопросы, среди которых проблема принятия иудаизма хазарами была главной30.
Тем не менее отсутствие в письмах Иосифа упоминания хакана, а также явное стремление царя как-то затушевать прошлое хазар до принятия ими иудаизма (по свидетельству ал-Масуди, это имело место в правление халифа Харун ар-Рашида - 786-809 гг.)31 невольно наводят на размышления
В отношении себя и своих предков Иосиф использовал, поскольку он писал на древнееврейском языке, титул ha-мэлэх (ha- определенный артикль), идентичный этимологически и по смыслу арабскому малик", Ясно, что в рассказе ал-Масуди маликом хазар был Иосиф или его отец32.

26 Крачковский. Литература. С. 171-193. 27 Мае "уди / Мурудж. Т. II. С. 12-13; Минорский. История. С. 195. Когда сложился упомянутый порядок в Хазарии, ал-Мас"уди не знал. 28 Там же. 29 Коковцов. Переписка. С. 72-112. На самом деле иудаизм исповедовала только часть хазарской знати (см Бартольд ВВ. Место прикаспийских областей в истории мусульманского мири // Бартольд В.В. Соч. Т. II. Ч. 1. С. 677). 30 Мас"уди/Мурудж. Т. И. С. 8. 31 Коковцов. Переписка. С. 19, 21 и др. (др.-евр. текст). 32 Письмо Иосифа написано в 50-60-х годах X в. (Коковцов. Переписка. С. VII).

Между тем другие мусульманские писатели X-XI вв., сообщая о двоевластии у хазар, называют и собственно хазарский титул этого мэлэх - малика. Самое раннее из сохранившихся свидетельств такого рода оставил географ Ибн Русте, писавший в самом начале X в.34. Этот весьма эрудированный в восточноевропейских делах IX в. автор, говоря о двоевластии у хазар, отмечает, что верховный правитель (хакан) обладает только титулом и никакой реальной власти у него нет. Затем Ибн Русте указывает, что вся полнота власти в Хазарии сосредоточена в руках некоего иша, который также командует войском35. На последнее обстоятельство надо обратить внимание в следующей связи.
Труд Ибн Русте сохранился в единственной рукописи, и титул властелина хазар в ней явно искажен. Здесь на помощь приходит другой мусульманский писатель, составивший свое сочинение (типа всемирной истории с географическим приложением) на персидском языке в XI в., - Гардизи. Доказано, что он и Ибн Русте пользовались общими первоисточниками36, в частности, как полагают, трудом Ибн Хордадбеха или его информатора37. Гардизи пишет, что у хазар есть главный (большой - йозорг) царь-хакан, у которого имеется лишь титул. Помимо же хакана существует собственно царь (малик), чей хазарский титул по рукописям I Гардизи (а их две) восстанавливается как ишад38. Последний же легко реставрируется как тюркский титул шад, который в Тюркском, а затем Хазарском каганатах носило одно из высших после хакана лиц39.
Попытаемся уяснить значение этого термина у хазар в раннее время и какую эволюцию он прошел до того, как его стали передавать через арабское малик и древнееврейское мэлэх, т.е. когда носитель этого титула стал реальным царем хазар.
Не менее важно установить при этом, когда и почему царь хазар (хакан) утратил реальную власть, уступив ее шаду. Это обстоятельство особенно существенно при изучении вопроса о хакане русов, так как, например, в начале X в. правитель Руси вряд ли стал бы принимать титул хакан, поскольку у хазар он в ту пору имел лишь символическое значение верховного властителя.
К сожалению, данных об организации власти у хазар до второй половины IX в. у нас немного40. К тому же и значительная часть таких сведений по VII-VIII вв. записана не ранее второй половины IX в., что застав-

34 Крачковский. Литература. С. 159-160. 35 Ибн Русте. С. 139. 36 Гардизи. С. 25. 37 В.В.Бартольд отмечает, что в дошедшем до нас тексте Ибн Хордадбеха таких сведений нет (там же: С. 25 - предисловие к тексту). 38 Там же. С. 36 (перс, текст), 57 (рус. пер.). 39 Древнетюркский словарь. С. 519. В этом словаре сведений о шаде у хазар нет. 40 Из них отметим "Армянскую географию VII в.", где упомянут "царь Севера" - хакан, государь (тэр) хазар. См.: Патканов К. Армянская география VII в. СПб., 1877. С, 16 (на др.-арм. яз.).

ляет относиться к ним с должной осторожностью. Но кое-чем мы располагаем и в общем решить поставленные вопросы можем.
Арабские авторы, писавшие в IX в. и позже, черпали информацию о хазарах более ранней поры из разных источников. Например, по VI первую половину VII в. главными из них были переводы на арабский язык среднеперсидских исторических сочинений типа "Хватай-намак"41. В начале VII в., а тем более до этого хазары еще окончательно не отделились от других племен Тюркского каганата, а потому в среднеперсидских источниках, а за ними и у арабских авторов путаются тюрки и хазары, причем такая путаница иногда переходит и на VIII в. Однако из источников видно, что правитель хазар VII-VIII вв. носил титул хакат а иногда назывался и маликом (царем)42.
В этом плане наиболее интересны сведения о владыке хазар первой половины VIII в., сообщаемые историком начала X в. ал-Куфи, который, и отличие от других арабских писателей43, подробно повествует об арабски хазарских войнах первой половины VIII в. В его обстоятельных описаниях похода на хазар арабского полководца ал-Джарраха (722-23 г.), а также самой крупной арабо-хазарской войны, которую вел Мерван ибн Мухаммед (сначала наместник Закавказья, а потом Мерван II - последний из династии Омейядов) в 737 г., именно хакан и называется маликом хазар" Это доказывает, что в первой половине VIII в. хакан обладал всей полнотой власти и именовался царем.
Ал-Масуди, повествуя о более ранних событиях конца VII в., когда византийский император Юстиниан II в результате дворцового переворот потерял престол и был сослан в Херсонес, отмечает, что затем этот император женился на дочери малика хазар45. В данном случае речь несомненно идет о хакане.
Армянский историк VIII в. Левонд (Гевонд), рассказывая о событиях VIII в., также упоминает хакана хазар (хазиров)4 . Левонд переводит титул армянским арка (царь)47. В другом случае этот историк специально поясняет (речь идет о событиях 50-х годов VIII в.), что наместник хазар Йазид направил посла (деспана) к "царю Севера"48, которого называют

41 На арабский язык эти труды переводились учеными-персами в VIII-IX вв. СМ Хамза ал-Исфагани. Тарих синни мулук ал-ард. Бейрут, 1961. С. 14; Рипка Ян. Историк персидской и таджикской литературы. М., 1970. С. 91. 42 Напр.: Табариде Гуе. Сер. II. С. 895-896, 991, 992, 1560 и ел. 43 У ал-Балазури, ат-Табари, Ибн ал-Асира эти походы описаны очень кратко. 44 Арабский текст сочинения ал-Куфи недавно издан, но, к сожалению, в библиотс ках Москвы этого издания нет. Отрывки о походах ал-Джарраха и Мервана по рукоии си см.: Ибн Фадлан. С. 296-297; Kurat A.N. Abu Muhammad Ahmad bin Asam al-Kufi Kitab al-Futuhu // Dil Tarih dergisi. Ankara, 1949. T. VII. Fasc. 2. P. 268. 45 Масуди/Тшбих. С. 164. 46 Армянские писатели часто пишут "хазиры", а не "хазары". 47 Левонд. История. СПб., 1887. С. 17, 41, 101 и др. (на др.-арм. яз.). 48Там же. С. 132.

хаканом (ррум хакан кочеин)49. Следовательно, еще в это время хакан хазap был реальным властелином, которого и считали царем.
Но прошло какое-то время, и ситуация изменилась. Случилось это, по-видимому, не сразу, а постепенно, как именно - можно только догадываться на основании скудных известий источников.
Как мы видели, царские прерогативы перешли в конце концов к шаду. Потомки этого шада в X в. уже не считали нужным рассказывать, как это произошло, а царь Иосиф вообще игнорировал современного ему хакана.
Кто же такой хазарский шад ранней поры? Более или менее связные упоминания о нем имеются в труде Мовсеса Каланкатваци, историка Кавказской Албании, написанном на древнеармянском языке50. Относятся они к 20-м годам VII в., когда хазарский хакан в качестве союзника Византии воевал с персами в Закавказье. Шат (у Каланкатваци именно эта форма) здесь фигурирует как собственное имя племянника хакана51. Именно он разорил Албанию, а затем Восточную Грузию, где взял Тбилиси, о чем сообщают и грузинские летописи52. Можно, однако, полагать, что у Ка­ланкатваци допущена определенная неточность и шат здесь не имя собственное, а титул. У этого же автора в качестве собственного имени фигурирует и Джебухакан53. А это также совмещение двух тюркских титулов - джебу54 и хакан. На основании того, что нам известно о титулах шад и джебу других тюрок, можно считать, что в описываемое время это были два крупнейших сановника Хазарии. Оба они принадлежали к царскому роду, очевидно назначаясь из ближайших родственников хакана. У кочевников даже более поздней поры с такого рода явлением мы сталкиваемся довольно часто - вспомним калгу в Крымском ханстве55. Судя по рассказу Каланкатваци, шад56 командовал войском, а это в ту пору давало ему немалую власть.49 Титул "царь Севера" применительно к владыке хазар в источниках очень часто встречается. Это показывает, что хакан хазар как бы приравнивался к византийскому императору ("царю Запада") и халифу.

49 Левонд. История. СПб., 1887. С. 17, 41, 101 и др. (на др.-арм. яз.). 50Каланкатваци Мовсес. История страны алван. Тифлис, 1913. Мнение азербай-I джанских ученых о том, что это сочинение было первоначально написано на албан-I ском языке (см., напр.: История Азербайджана. Баку, 1979. С. 51), - только гипотеза, цока ничем не доказанная. 51 Каланкатваци Мовсес. История. С. 161-185. 52 Картлис цховреба. Т. I. С. 224-225. Каланкатваци Мовсес. История. С. 160. 54 О титуле джебу (ябгу) см.: Древнетюркский словарь. С. 222. 55 Смирнов В.Д. Крымское ханство под верховенством Оттоманской империи до начала XVII в. СПб., 1887. С. 350-360. 56 В IX-X вв. шад носил и другой титул (тюркский) - бек. Возможно, именно последний и переводили как малик - мэлэх. См.: Conslantine Porphywgenitus. De adminis-Irando imperio. Budapest, 1949. Vol. 1. P. 182-183; (КБ. С. 170-171) (речь идет о событиях 30-х годов IX в.). См. также: Ибн Фадлан. 1939. С. 84. Здесь, собственно, фигурирует хакан-бек. В условиях начала X в. такое сочетание титулов-хакан и бек, по-видимому, означало открытую узурпацию шадом-беком прав хакана.

К сожалению, других данных о шаде хазар VII-VIII вв. у нас нет, мы встречаемся с этим лицом лишь в описаниях Хазарии второй половины IX и X в., когда функции шада изменились. Как это произошло, можно лишь приблизительно установить, анализируя некоторые события первых четырех десятилетий VIII в., относящиеся к истории арабо-хазарских войн. В описаниях этих войн у арабских и армянских писателей фигурирует лишь один правитель хазар - хакан, он же малик (арка), т.е. царь в руках которого и была тогда сосредоточена вся полнота власти. Но есть основания полагать, что именно поход Мервана 737 г. и явился началом постепенных, но серьезных изменений в структуре верховной власти Хазарии.
Как известно, Мерван разгромил хазар, а затем взял хазарскую столицу, расположенную на берегу Каспийского моря58. У ал-Куфи этот стольный город назван ал-Байда (Белая)59, что этимологически идентично Самандару, в иранских наречиях - также Белый город. А поскольку и Самандар, называемый арабскими источниками ранней хазарской столицей, был расположен на берегу Каспия60 - перед нами несомненно один и тот же город61.
Однако главный итог побед Мервана был даже не в этом. И не в том, что арабский полководец зашел затем далеко на север, к так называемой Нахр ас-сакалиба (Славянской реке), которую с наибольшей вероятностью надо считать Доном62. Главное в том, что поражение, нанесенное хазарам, было столь катастрофическим, что хакан даже согласился принять ислам63, а столица хазар была перенесена в устье реки Атиль - Волги. Согласие хакана принять религию векового врага хазар показывает, насколько сильным был удар, который им нанес Мерван.

57 KuratA.N. Kitab al-Futuhu. P. 268-269; Ибн Фадлан. С. 296; Балазури. С. 208; Jh вонд. История. С. 101, 131-132. 58 Левонд. История. С. 113-114. 59 Ибн Фадлан. С. 296. 60 Йакут. Т. III. С. 253. 61 Вопрос о хазарских городах нуждается в специальном изучении, основанном на сопоставлении археологических и письменных источников, поскольку только последние дают нам названия тех или иных городов Хазарии. Наличие на Северном Кавказе большого числа городищ, относящихся к VI-X вв., привело к тому, что археологи, недостаточно знакомые с письменными источниками, дают самые различные и противоречивые локализации Самандара, Баланджара и других городов, известных из трудам восточных авторов. Между тем внимательный анализ письменных известий может здесь помочь. Ограничусь пока одним примером. Ибн Хордадбех в своем списке хазарских городов (Ибн Хордадбех/де Гуе. С. 124) отмечает Хамлидж (Атиль), Баланджар и ал-Байду. Самандар тут не назван, и это не случайно. У других писателей того времени ал-Байда и Самандар вместе не фигурируют. См., напр.: Ибн ал-Факих. С. 288. 62 Новосельцев А.П. Восточные источники о восточных славянах и Руси VI IX вв. // Новосельцев А.П. и др. Древнерусское государство и его международное значение. М., 1965. С. 370-371; . 63 Балазури. С. 208.

Но сведений, подтверждающих принятие хаканом ислама, в источниках нет. Напомню, что таковых о хазарской истории последующих ста лет немного. Но из армянских источников известно, что полтора десятка лет спустя, использовав смуты в Халифате, когда к власти пришла династия Аббасидов, хазары опять проявили активность, вторгшись в Закавказье64. А еще через два десятилетия (в 60-х годах VIII в.) хакан совершил поход на Грузию и принудил грузинских князей выдать за него их сестру65. Наконец, в 799-800 гг. имел место последний опустошительный поход хазар в За­кавказье и Северный Иран66. Это говорит о том, что хакан ислама не принял.
Создается впечатление, что на протяжении всего VIII в. власть хакана67 в Хазарии оставалась сильной, несмотря на унижение, которому хакан подвергся после побед Мервана. Тем не менее какие-то события внутри Хазарской державы имели тогда место.
И тут полезно обратиться опять к еврейско-хазарской переписке. Царь Иосиф, повествуя о принятии его предком Буланом иудейской веры, больше ссылается на чудеса и разного рода знамения. По его словам, Булану явился во сне ангел, который и склонил "царя" (так его именует Иосиф) к принятию "истинной веры", т.е. иудаизма. Как уже отмечено, Иосиф вообще не упоминает хакана, однако в его письмах Хасдаю ибн Шафруту есть моменты, позволяющие взглянуть на акт принятия иудаизма его предками не совсем в том плане, как он хотел обрисовать это своему испанскому корреспонденту.
Дело в том, что в пространном ответе Иосифа бегло фигурирует некий глава (cap)68, а в кратком варианте письма последний назван ha-cap ha-садол (большой глава)69. В этом исследователи и увидели единственный намек в письмах Иосифа на двоевластие у хазар70. Думается, что здесь можно усмотреть и другое.
Судя по сохранившимся текстам письма Иосифа, в котором он, игнорируя принципиально существование хакана у хазар и его прежнюю власть, тем не менее проговорился, упомянув о "великом главе", т.е. хакане, так как его испанский оппонент, несомненно, имел на сей счет какие-то сведения, а с этим Иосиф должен был считаться. Рассказ Иосифа в

64 Левонд. История. С. 132-133. 65 Картлис цховреба. Т. I. С. 249-250; Джавахишвили И.А. История грузинского народа. Тбилиси, 1965. Т. П. С. 86 (на груз. яз.). 66 Табари/ os Гуе. Сер. III. С. 648; Абу-л-Фарадж. Тарих мухтасар ад-дувал. Бейрут, 1890. С. 223. 67 Особо интересно, что в источниках многие хазарские цари упоминаются с титу-пом тархан. Иногда создается впечатление, что это имя собственное. См.: Ибн Фадлан. С. 296; Ибн Хордадбех/д& Гуе. С. 163; Худуд /Туманский. Л. 386; Мас"уди/Мурудж. Г. II. С. 212 и др. 68 Коковцов. Переписка. С. 28 (др.-евр. текст). Термин cap означает "глава, начальник", и вряд ли его можно применительно к условиям Хазарии переводить "князь" (см. с. 76 и др.). 69 Там же. С. 21 (др.-евр. текст). 70 Там же. С. 76.

данном случае можно прокомментировать так. Булан, предок Иосифа (носил титул шад), сумел оказать на хакана влияние, заставив последнею согласиться на принятие иудаизма, ибо эту религию не исповедовали тогдашние противники хазар - арабы и Византия. Вспомним, что приблизительно в это время хазары оказали помощь абхазскому князю Леону в деле освобождения Абхазии от византийского господства71. Из письма же Иосифа явствует, что Булана поддержали другие "главы" (сашм) Хазарии, оказавшие вместе с ним давление на хакана72.
Получается, что инициатором принятия иудаизма был шад Булан (царь, по терминологии Иосифа), но санкционировано это было в ту пору хаканом. По данным ал-Масуди, произошло это в правление Харун пр Рашида (786-809)73 - следовательно, в конце VIII в. власть хакиня еще не была окончательно сломлена74. Но именно роль шада в принятии иудаизма как государственной религии Хазарии дала ему возможность постепенно оттеснить хакана на второй план, а затем и свести влияние последнего на нет. Когда это случилось - мы точно установить не можем из-за скудости источников о Хазарии по первой половине IX в.75, а затем, во второй половине IX в., источники констатируют переход власти в руки шада, которого и называют царем хазар76.
Принятие иудаизма закрепило за шадом, говоря современным языком, репутацию своеобразного "защитника национальных интересов". Но, повторяю, лишить хакана власти шаду удалось не сразу. В пользу этого говорит факт принятия титула хакан (каган) правителем русов уже в первой половине IX в. Присвоение этого титула в условиях формирования раннеклассового общества у русов символизировало претензии принявшего данный титул на главенство среди других князей и правителей, ибо он изначально подразумевал такой смысл. Собственно восточнославянским соответствием ему был "великий князь" - титул, часто фигурирующий в Повести временных лет.
Претендуя на такое положение, русский владыка в условиях IX в. мог заимствовать верховный титул только у хазар77. Византия тогда была слишком слаба и только начинала оправляться от ударов, нанесенных ей арабами

71 Картлис цховреба. Т. I. С. 251; Анчабадзе З.В. Из истории средневековой Абхазии. Сухуми, 1959. С. 96; Очерки истории Грузии. Тбилиси, 1973. Т. II. С. 417 (на груз. яз.). 72 Коковцов. Переписка. С. 21 (др.-евр. текст). 73 Мае "уди / Мурудж. Т. II. С. 8. 74 Здесь мы не можем полагаться на хронологию, восстанавливаемую царем Иосифом в его письмах к Хасдаю ибн Шафруту. См.: Коковцов. Переписка. С. XVI-XVII 75 Одно из интереснейших для нас - указание Ибн Хордадбеха (Ибн Хордад бех / де Гуе. С. 16) на то, что царь (малик) хазар - хакан. Известия этого арабскош географа о хазарах относятся к VIII - первой половине IX в. 76 Любопытно сообщение анонимного компилятора, автора "Худуд ал-алам (80-е годы X в.), который пишет, что царь (падишах) хазар - потомок анса (что в данном случае - искаженное шад). См.: Худуд / Туманский. Л. 386. 77 "Мнение З.В.Тогана (ToganA.Z.V. Die Schwerter der Germanen nach arabisclum Berichten//ZDMG. 1936. Bd. 90. S. 32), будто титул хакан заимствован русами (которые для этого автора - скандинавы) у гуннов, ни на чем не основано.

(да и самими хазарами). Короче говоря, в ту пору, когда русский властелин стал именоваться хаканом, этот титул - во всяком случае в пределах Восточной Европы - означал верховного сюзерена, претендующего на Господство в регионе.
Теперь обратимся непосредственно к известиям о хакане русов. Самое раннее из них содержится в Вертинских анналах при изложении событий 838-839 гг. Тогда к императору Людовику Благочестивому (сыну Карла Великого) явились ехавшие из Византии послы народа рос (Rhos), чей правитель именовался хаканом (ques rex illorum chacanus vocabulo)78. Для нас важно установить, почему эти послы прибыли на Рейн из Византии.
В связи с этим можно вспомнить, что в 837 г. византийцы по просьбе Хазар построили на Дону крепость Саркел79 (Белая Вежа - по русским Источникам). Следовательно, ситуация в пределах Восточной Европы была тогда иной, нежели во второй половине VII в., и хазары из противников Византии стали ее союзниками. В существующей литературе возведение Саркела связывается с продвижением на запад мадьяр и печенегов80. Точнее, надо говорить о прорыве мадьярских племен из-за Волги в южнорусские степи, где они находились до конца IX в., когда их вытеснили оттуда печенеги. Сам факт продвижения мадьяр на запад и прорыв ими хазарских застав на Волге и на Дону, сдерживавших почти два века натиск азиатских племен, явно свидетельствует об ослаблении Хазарии. Да и то обстоятельство, что правитель русов носил титул хакан, говорит о его независимости от хазар, иначе он не мог бы приравнивать себя в титулатуре к сильнейшему еще в ту пору властителю Восточной Европы.
Правда, последнее как будто противоречит показаниям Повести временных лет. Дело в том, что если правителя русов считать киевским князем, то вышеприведенное обстоятельство не согласуется с показаниями русской летописи, в соответствии с которой поляне до конца IX в. платили дань хазарам81. Уже по этой причине можно предположить, что хаканом у русов мог быть владыка других восточнославянских земель82. Однако и при этом возникают сложные вопросы.
В частности, по арабским известиям о восстании санарийцев (цанар)83 Против Халифата в 50-х годах IX в. и карательной экспедиции против них

78 Annales Bertiniani. P. 19-20. См. соображения В.П.Шушарина: Шушарин В.П. Древнерусское государство в западно- и восточноевропейских памятниках // Новосель- ев А.П. и др. Древнерусское государство. С. 420-421. 79 Constantine Porphyrogenitus. De administrando imperio. P. 182-183; (КБ. С. 170-171). 80 Артамонов MM. История хазар. Л., 1962. С. 288-323. Объяснения автора дольно противоречивы. 81ПВЛ. С. 18-20. 82 Новосельцев А.П. Восточные источники. С. 406-407; (наст. изд. С. 311-312). Западные историки считают хакана русов скандинавским правителем. См.: Marquart. .

Естественно, что страна кимаков, простиравшаяся, согласно «Худуд ал-алам», от Иртыша ^o Птиля (Волги), а по ал-Мукаддаси (X в.) - и до границ мусульманского мира на Сырдарье }