Греческая церковь Собора Двенадцати Апостолов (Капернаум). Греческая церковь Собора Двенадцати Апостолов в Капернауме (Израиль) - Земля до потопа: исчезнувшие континенты и цивилизации Церковь 12 апостолов

Храм Двенадцати Апостолов в Балаклаве - одна из самых старинных церквей Крымского полуострова. И по праву считается одной из самых красивых достопримечательностей Балаклавы.

Географические координаты Храма Двенадцати Апостолов в Балаклаве GPS N 44.497708, E 33.601409

Храм 12 Апостолов в Балаклаве находится по адресу: г. Балаклава ул. Рубцова, 41, телефон для справок +7 3692 63-77-12. Время работы Храма 12 Апостолов с 09:00 до 18:00, вход бесплатный. По большим религиозным праздникам, время работы храма меняется.


Как добраться до Храма 12 Апостолов в Балаклаве

Добраться до Храма проще всего с центральной набережной Назукина по лестнице, пешком 5 минут и Вы у цели. Так же на набережной, есть указатель к Храму, или если Вы спускаетесь из крепости Чамбало, то от источника, во время спуска в город, не идите в низ по лестнице, а двигайтесь прямо метров 500 и Вы у цели.


История Храма 12 Апостолов в Балаклаве

По некоторым версиям историков, первая церковь была построена в период раннего христианства в период 2-4 веков нашей эры. Официальной археологией подтвержден факт существования церкви в 1375 году, о чем свидетельствует найденный в фундаменте камень с датой основания храма. Но более ранние слои храма были не исследованы и поэтому сейчас более чаще придерживаются версии более позднего основания храма. Каменный храм на этом месте скорее всего возвели в 1794 году, но есть та же версия и 1796 года. Связано это с датой закладки и окончательной постройки.


После окончания турецкой войны большая часть Крыма находилась в руинах, так было и в Балаклаве. После завершения военной кампании греческий корпус, воевавший на стороне Российской империи, решил обосноваться на своей исторической родине в окрестностях Севастополя. И первым делом начал с возведения разрушенных храмов. Так в 1875 году 8-го июля была освящена и открыта для всех прихожан Церковь Двенадцати Апостолов в Балаклаве. Историческое свидетельство о название более ранних церквей до нас не дошло, но с 1875 года церковь стала называться во имя Святого Николая - покровителя мореплавателей и земледельцев. После открытия храма для прихожан греки передали в нее захваченные в бою трофеи: флаги, вымпелы и прочую символику, напоминающую о славной победе Русского оружия в Крымской войне.


Храм 12 Апостолов получился не совсем обычным на христианский лад. Большинство ученых считают, что во время строительства греческая община внесла большой вклад в инженерные расчеты. Возможно именно поэтому церковь больше напоминает древнегреческий храм. Церковь построена в виде креста. Переднюю часть церкви обрамляют 4 колонны, которые держат треугольную крышу. По центру крыши находится серебряный купол. Внутренняя отделка храма выполнена в лучших традициях христианства. После революции, как и большинство церквей, Храм Двенадцати Апостолов был передан на попечение местным органам самоуправления, которые не очень заботились об исторической и духовной ценностях святынь. Здание церкви начало длинный путь, практически в 70 лет, от дома престарелых до развлекательных заведений. Лишь в 90-х годах Церковь Двенадцати Апостолов вновь освятили и открыли для верующих и туристов к посещению.


Сегодня храм Двенадцати Апостолов является духовным центром Балаклавы и одним из самых посещаемых мест города, наравне с секретным объектом и . Посещая Балаклаву, непременно зайдите в Храм Двенадцати Апостолов. Это займет не более 20 минут, а удовольствие доставит на многие годы.

Храма 12 Апостолов в Балаклаве на карте Крыма

Величественные Патриаршие палаты в Московском Кремле относятся к наиболее значительным архитектурным памятникам второй половины XVII века. Комплекс состоит из дворца - резиденции иерархов Русской Православной Церкви, и их домового храма Двенадцати апостолов. Патриаршими палатами заканчивается с северной стороны Соборная площадь.

Первым из глав русской церкви получил дом на территории Кремля митрополит Петр во время правления Ивана Калиты. Постройка была деревянной, как и все остальные.

Постройка каменных зданий для представителей высшей церковной иерархии началась в XV веке по распоряжению митрополита Ионы. В 1450 году был возведен специальный митрополичий двор неподалеку от храма Ризоположения, но он сгорел при страшном пожаре 1493 года.

Кардинальную перестройку церковная резиденция претерпела в период с 1652 по 1656 годы при патриархе Никоне. В строительстве участвовали самые известные зодчие того времени, признанные мастера каменного шатростроения - Антип Константинов и Бажен Огурцов. Внутренние помещения расписывали талантливые живописцы, которыми славились Троице-Сергиевский монастырь, Ярославль и Кострома. К наиболее сложным работам привлекли царских художников – Симона Ушакова, Иосифа Владимирова и Федора Козлова. К сожалению, их труд мы не увидим, так как роспись не сохранилась.

Красота и пышность убранства отстроенного заново трехэтажного патриаршего двора не уступала интерьерам царских покоев. А его внутренние помещения таили в себе настоящую сокровищницу – богатую патриаршую ризницу. Излишнюю роскошь Никону вскоре припомнили, он оказался в опале и на суде был обвинен за гордыню и желание поставить себя выше самого государя.

В 1681 году при патриархе Иоакиме построили новый собор Двенадцати апостолов. Он стал выполнять для иерархов роль домовой церкви, заменив Ризоположенский храм, функционировавший более двух веков.

В эпоху правления Петра I патриаршество упразднили. Церковные владения Московского Кремля остались бесхозными и начали приходить в ветхость. В 1718 году царь посетил Патриарший дворец и решил использовать верхний этаж помещения под библиотеку с редкими рукописными и печатными книгами.

В XIX столетии в очередной раз реконструировали храм Двенадцати апостолов. Работы проходили под руководством архитектора Дмитрия Чичагова. Убрали перекрытие между этажами, освежили роспись, сменили декоративные элементы, украсили церковь новым большим иконостасом. Храм стал более светлым, благодаря более широким оконным проемам. Нашли применение и Патриаршему дворцу, в нем разместился Синод.

В мятежном 1917 году Патриарший дворец сильно пострадал во время боевых действий. От артиллерийских снарядов была разрушена церковь и стена трапезной. Через год произошла национализация всех кремлевских зданий, они стали комендатурами, складами и реставрационными мастерскими. Патриаршие палаты открылись для посетителей лишь в 1961 году после реставрации.

Трехэтажный Патриарший дворец в старину казался огромным. Сейчас его здание придает основному архитектурному ансамблю Соборной площади законченный вид. Во времена Никона из разрозненных построек создали гармоничный комплекс с единым стилем.

По внешнему виду Патриарший дворец напоминает более ранние кремлевские постройки. К примеру, очертания барабанов на храме Двенадцати апостолов почти повторяют подобные архитектурные элементы на Архангельском соборе, а отделка южного фасада здания такая же, как на гораздо более старом Успенском храме.

Фасад и внутренние помещения дворца многократно перестраивались, поэтому в его облике можно заметить немало архитектурных несоответствий. Однако общего впечатления это не портит. В палатах сохранились старорусские постройки разных типов – и парадные помещения, и маленькие жилые залы.

На втором этаже разместилась уникальная музейная экспозиция, на которой представлено декоративно-прикладное искусство и быт XVII века.

В помещении Парадных сеней представлены личные вещи патриарха Никона вместе с его церковным облачением. В Крестовой палате хранится старинная посуда, которая использовалась на торжественных приемах, охотничье снаряжение самого Ивана Грозного и уникальная коллекция часов.

В экспозиции Приказных палат есть прекрасно сохранившийся набор шахмат и письменные принадлежности, которыми пользовался еще отец Петра I - государь Алексей Михайлович. Представляет интерес и букварь знаменитого писателя и печатника Кариона Истомина, по которому учился читать сын Петра Великого - царевич Алексей. В Приказных палатах воссоздали жилую комнату XVII века с подлинными предметами - столами, стульями, лавками, сундуками и нарядной изразцовой печью.

В Трапезной палате располагается выставка, на которой представлено старинное лицевое и орнаментальное шитье. Большая часть экспонатов является предметами церковной утвари – от вышитых золотом покровов на престолы до плащаниц и завес на царские врата. В соборе Двенадцати апостолов хранится собрание редких подписных икон XVII века, созданных русскими художниками, в том числе - знаменитыми мастерами того времени - Федором Зубовым и Симоном Ушаковым. В Патриарших палатах никогда не прекращается реставрация. Например, в 2013 году была расчищена настенная живопись XVII века помещении парадных сеней и Приказных палат.

Примечательно, что все предметы в Патриаршем дворце и соборе - подлинные, когда-то были в царском, боярском или патриаршем обиходе. По ним можно представить жизнь средневековой столицы, ее будни и праздники, ощутив дух целой эпохи. Перед посетителями этого уникального музея во всех красках предстает поворотный момент российской истории – XVII век.

Патриарший Дворец и церковь Двенадцати апостолов открыты для посещения каждый день с 10.00 до 17.00, кроме четверга.

И включает в себя Патриарший дворец, служивший резиденцией для патриархов и митрополитов, и их домовую церковь Двенадцати апостолов.

История строительства

Первый дом для главы русской церкви был возведен в Кремле в 1325 году при московском князе Иване Калите. Это была деревянная постройка. По благословению московского митрополита, святителя Ионы, в 1450 году были воздвигнуты каменные палаты, а через год рядом была сооружена первая церковь Ризоположения, служившая домовым храмом московских митрополитов. В 1589 году после учреждения в России патриаршества митрополичьи палаты стали именоваться патриаршими.

Во время московских пожаров 1473, 1493 и 1626 годов палаты горели, но были заново отстроены.

В 1652 году после смерти патриарха Иосифа, по предложению царя Алексея Михайловича, на патриарший престол был возведен Никита Минин (Патриарх Никон). По его инициативе началось строительство нового Патриаршего дворца.

Описание

Патриаршие палаты строились в 1653-1658 годах. Для работ были приглашены лучшие мастера каменных шатровых храмов - Антип Константинов и Бажен Огурцов. Росписи внутренних помещений выполнили живописцы Ярославля и Костромы , а также лучшие царские иконописцы.

Первый этаж здания занимали дьяки многих приказов, также здесь находились хозяйственные помещения. На втором этаже располагались церковь во имя апостола Филиппа и парадные залы, в том числе Крестовая палата, или Мироварня (здесь готовилось миро, ароматическое масло, используемое для крещения и освещения храмов). Архитектура Мироварни уникальна - зал площадью 280 кв. метров был перекрыт сводом, не имеющим центральной опоры.

На третьем этаже находились покои патриарха Никона.

Существует легенда, что на четвертом этаже, где было лишь две комнаты, прятался от стрельцов малолетний Петруша, будущий император Петр Первый. От этих событий у него и сохранился нервный тик, возникавший в минуты сильного волнения.

По тем временам, трехэтажная постройка была огромной. Здание сооружено единым блоком и даже церковь Двенадцати апостолов составляет единое целое со всем строением. Храм, находящийся на уровне второго этажа, расположен на красивых проездных арках.

По своей красоте и роскоши Патриаршие палаты не уступали царским Теремным покоям. Позже, когда патриарха судили, Патриарший дворец был представлен как пример его необычайной гордыни и желания сравняться с царём.

На протяжении всей своей истории Патриаршие палаты много раз изменялись. Реконструкция была проведена после сильного пожара 1682 года. В это же время Филипповская церковь была перестроена в новый храм Двенадцати апостолов, ставший домовой церковью церковных иерархов.

Стены храма были украшены необычайно красивой росписью, пол покрыли керамической плиткой, а установленный иконостас, первоначально предназначенный для Вознесенского монастыря Кремля, был великолепен.

В этих местах Иисус любил уединяться, здесь звучали его проповеди, здесь происходили чудеса: исцеление ослабленного, исцеление тещи апостола Петра. И здесь, на берегу Галилейского моря, где жил и проповедовал Иисус, в IV веке начали строить монастыри и храмы. Но этот светлый храм с 12-ю розовыми куполами виден издалека, он самый заметный из всех, стоящих на берегу галилейского озера.

И Апостолов и количество куполов в Храме 12. Можно ли считать случайным, что Иисус избрал именно двенадцать апостолов? Несомненно. Он видел в них своего рода родоначальников Общины Нового Завета, подобно тому как древний Израиль вел происхождение от двенадцати патриархов. Христос говорит о престолах, на которых воссядут двенадцать Его учеников «судить», то есть возглавлять. Знаменательно, что после измены Иуды апостолы сочли необходимым выбрать на его место другого, чтобы сохранить число двенадцать.

Церковь была построена Иерусалимской Патриархией греческой православной церкви в 1925 году при Патриархе Дамиане I в восточной части руин города Капернаума. Однако участок земли был куплен еще в конце XIX века, на территории древнего Капернаума, города, где так много проповедовал Христос, города, гибель которого он предрек.

По преданию, Церковь Двенадцати Апостолов стоит на месте дома, где Господь исцелил паралитика.

«Через несколько дней опять пришел Он в Капернаум; и слышно стало, что Он в доме. Тотчас собрались многие, так что уже и у дверей не было места; и Он говорил им слово. И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо; и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю дома, где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный. Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои. Тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой. Он тотчас встал и, взяв постель, вышел перед всеми, так что все изумлялись и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видали (Мк 2,1-5, 11-12)».

После образования государства Израиль в 1948 году, храм оказался на пограничной территории между Израилем и Сирией и пришел в упадок. Напряженность отношений между этими странами привела к тому, что жить в пограничной территории монахи не смогли, а паломники, соответственно, также не посещали храм. В результате, местные друзы осквернили церковь, устроив в ней коровник.

После шестидневной войны 1967 года граница переместилась на Голландские высоты, и греческая патриархия потребовала от Израиля вернуть территорию и строения монастыря. Это произошло в 1969 году.

По словам отца Иринарха, в храме тогда стоял слой навоза высотой в 70 сантиметров. Икон не осталось, со стен осыпалась штукатурка, потому что оконные стекла были выбиты, и вода затекала внутрь во время дождей. Сохранился только каменный иконостас, сооруженный еще при Патриархе Дамиане в 1931 году.

С 1969 года храм начал восстанавливаться. В 1995 году его начал расписывать Константин Дзумакис (Constantine Dzumakis) — художник из Северной Греции, из области Македония.

В росписи храма запечатлены Евангельские сюжеты: усмирение бури, хождение по водам, удивительный улов рыбы, исцеление больного и другие.

Главная святыня храма - Икона Божией Матери «Страстная», от которой было явлено много чудес.

В 2000 году к празднованию 2000-летия Рождества Христова ЮНЕСКО выделила деньги для обустройства святых мест. В результате использования этих средств в монастыре появился водопровод и канализация. До этого отец Иринарх ездил за водой на машине в ближайшую деревню. Однако деньги, выделенные ЮНЕСКО, - исключение из правила. А правило таково, что благоустройство храма осуществляется на средства паломников. Нет паломников - останавливается благоустройство.

Храм построен в греческом стиле, но купола у него не традиционного синего цвета, а розовые. На утренней и вечерней заре их цвет гармонирует с цветом неба и гладью Галилейского моря.

Территория монастыря интересна не архологическими раскопками, а царящей здесь атмосферой патриархального поместья с по-южному богатым, фруктовым садом где разгуливают павлины, куры, собаки, кошки и другие животные.

Все это обширное хозяйство содержит единственный монах, отец Иринарх из греческой Македонии. Ворота гостеприимного монастыря открыты почти всегда.

Это райский уголок, где создается ощущение домашнего уюта и откуда не хочется уходить.

Греческий храм собора Двенадцати Апостолов и монастырь греческой православной церкви построен в 1980-х гг. на части территории евангельского на берегу .

Выполнен храм в традиции церквей островной Греции, состоящий из кубов и куполов в виде полусфер.

Однако, в отличие от собственно Греции, где купола всегда красят в синий цвет, здесь они оказались красными. Это превратило небольшую церковь в яркую цветовую доминанту панорамы местности.

Его белые стены и алые купола далеко видны на зеленом поле.


Внутреннее убранство церкви яркое и радостное.


По преданию, храм собора Двенадцати Апостолов стоит на месте дома, где Господь исцелил паралитика.

«Через несколько дней опять пришел Он в Капернаум; и слышно стало, что Он в доме. Тотчас собрались многие, так что уже и у дверей не было места; и Он говорил им слово. И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо; и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю дома, где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный. Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои. Тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой. Он тотчас встал и, взяв постель, вышел перед всеми, так что все изумлялись и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видали».

(Мк 2,1-5, 11-12)

Храм и обширное хозяйство содержит единственный монах, брат Иринарх из греческой Македонии.