Фз о регистрации права. Федеральный закон о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним

На основании и во исполнение настоящего Федерального закона, актов Президента Российской Федерации и актов Правительства Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, ведения государственного кадастра недвижимости (далее также - федеральный орган в области государственной регистрации; орган, осуществляющий государственную регистрацию прав), в пределах своей компетенции вправе издавать методические рекомендации по вопросам практики ведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

2. Сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав, предоставляются в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, соответствующего запроса (максимальный срок), если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав, бесхозяйных недвижимых вещей;

7. Каждая запись о праве, его ограничении (обременении) и сделке с объектом недвижимости идентифицируется номером регистрации. Такой номер возникает при приеме документов на государственную регистрацию прав и соответствует входящему номеру принятых на регистрацию документов.

Государственная регистрация права проводится без заявления правообладателя при переходе права собственности на недвижимое имущество, права аренды недвижимого имущества или права участника долевого строительства в результате обращения залогодержателем взыскания на недвижимое имущество или указанные права либо в результате оставления залогодержателем за собой недвижимого имущества или указанных прав в связи с признанием повторных торгов несостоявшимися.

8. Днем приема заявления о государственной регистрации прав и иных документов, необходимых для государственной регистрации прав, является день получения таких заявления и документов соответствующим органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, за исключением случая представления заявления о государственной регистрации прав и иных документов, необходимых для государственной регистрации прав, одновременно с заявлением о государственном кадастровом учете недвижимого имущества.

2. Тексты документов, представляемых на государственную регистрацию прав, должны быть написаны разборчиво, наименования юридических лиц - без сокращения, с указанием их мест нахождения. Фамилии, имена и отчества физических лиц, адреса их мест жительства должны быть написаны полностью.

Если такой земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства;

3) иной документ, на основании которого в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами осуществляется образование земельных участков.

Споры между участниками долевой собственности, возникшие при государственной регистрации права на долю в общей собственности, подлежат разрешению в судебном порядке.

Для строительства, реконструкции соответствующего создаваемого или созданного объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдачи разрешения на строительство либо указанный земельный участок предназначен для ведения личного подсобного хозяйства и если представлено заключение органа местного самоуправления соответствующего поселения или городского округа, подтверждающее, что создаваемый или созданный объект недвижимого имущества расположен в пределах границ указанного земельного участка.

Государственная регистрация арестов недвижимого имущества и залога, избранного в качестве меры пресечения в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, проводится без уплаты государственной пошлины.

Статья 30.2. Государственная регистрация прекращения права собственности на земельный участок или земельную долю вследствие отказа от права собственности

Если предоставление запрашиваемых сведений не допускается в соответствии с федеральным законом или в Едином государственном реестре прав отсутствуют запрашиваемые сведения, орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, в срок, предусмотренный абзацем первым настоящего пункта, выдает или направляет обоснованное решение об отказе в предоставлении запрашиваемых сведений либо уведомление об отсутствии в Едином государственном реестре прав запрашиваемых сведений.

6. Органы, осуществляющие государственную регистрацию прав, имеют право предоставлять обобщенную информацию, в том числе аналитическую информацию, полученную на основе сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав, по запросу любого лица, если предоставление такой информации не нарушает права и законные интересы правообладателей.

Выдача в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав, правообладателям, их законным представителям, лицам, получившим доверенность от правообладателей или их законных представителей, по их заявлениям в письменной форме копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме.

8. Единый государственный реестр прав ведется на бумажных и электронных носителях. При несоответствии между записями на бумажных носителях и электронных носителях приоритет имеют записи на бумажных носителях.

5. При отказе в осуществлении государственного кадастрового учета, если заявление о государственной регистрации прав и иные документы, необходимые для государственной регистрации прав, представлены или направлены одновременно с заявлением о государственном кадастровом учете недвижимого имущества, орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан уведомить в письменной форме заявителя о возврате приложенных к заявлению о государственной регистрации прав документов без рассмотрения с указанием причины такого возврата в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета. В случае наличия соответствующего указания в заявлении уведомление и приложенные к заявлению документы выдаются заявителю или направляются ему посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении.

В случае представления заявления о государственной регистрации прав и иных документов, необходимых для государственной регистрации прав, одновременно с заявлением о государственном кадастровом учете недвижимого имущества днем приема заявления о государственной регистрации прав и иных документов, необходимых для государственной регистрации прав, является день внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о соответствующем объекте недвижимости.

3. Не подлежат приему на государственную регистрацию прав документы, имеющие подчистки либо приписки, зачеркнутые слова и иные не оговоренные в них исправления, документы, исполненные карандашом, а также документы с серьезными повреждениями, не позволяющими однозначно истолковать их содержание.

Документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства;

1. Технические ошибки в записях, допущенные при государственной регистрации прав, исправляются в трехдневный срок по решению государственного регистратора после обнаружения ошибки или получения от любого заинтересованного лица в письменной форме заявления об ошибке в записях. Участники отношений, возникающих при государственной регистрации прав, в такой же срок в обязательном порядке в письменной форме получают информацию об исправлении технической ошибки. Исправление технической ошибки, допущенной при государственной регистрации прав, осуществляется в случае, если нет оснований полагать, что такое исправление может причинить ущерб или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие регистрационные записи.

2. Государственная регистрация прав на земельные участки, образуемые при разделе или объединении земельных участков, находящихся в собственности одного лица, осуществляется на основании заявления такого лица. Государственная регистрация прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении или перераспределении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти, органа местного самоуправления или действующего по их поручению лица либо на основании заявления лиц, которым такие земельные участки предоставлены в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.

2. В случае обращения одного из сособственников с заявлением о государственной регистрации перераспределения долей в праве общей собственности необходимым условием государственной регистрации прав является наличие в письменной форме согласия иных сособственников, чьи доли в праве общей собственности перераспределяются, если иное не предусмотрено законом или договором между указанными сособственниками.

Закон о регистрации прав на недвижимое имущество позволяет разобраться в том, как правильно зарегистрировать права собственности на свою недвижимость, а также как их отстоять.

Что представляет собой закон?

Федеральный закон № 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним” был принят Государственной думой в третьем чтении 17 июня 1997 года и одобрен Советом Федерации 3 июля 1997 года. 21 июля 1997 года закон был подписан президентом и вступил в силу.

Федеральный закон № 361-ФЗ от 03.07.2016 признал утратившими силу главы 1-4, статью 31 и главу 6 законодательства о госрегистрации прав на недвижимое имущество, таким образом все положения закона, кроме ст. 31, являются недействительными. Полностью закон будет упразднён 1 января 2020 года. В текущее время госрегистрация недвижимого имущества происходит в соответствии с законом от 13.07.2015 главами 3 и 11.

ФЗ-122 предусматривал государственную регистрацию недвижимости в обязательном порядке, потому что только она является законным доказательством прав на владение имуществом, и позволяет совершать сделки с ним.

Читайте также ФЗ 311 в новой редакции. Подробности

Последние поправки

Статья 13 предусматривала порядок проведения государственной регистрации прав.

Часть 1 устанавливала следующий порядок действий для процедуры госрегистрации:

  • приём и регистрация необходимого пакета документов;
  • проверка документов на правомерность сделки и отсутствия несоответствий между сторонами, а также причин для отказа в регистрации или признания её недействительной;
  • внесение информации в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество;
  • подпись документов и выдача удостоверения о госрегистрации недвижимости.

Часть 2 указывала, что госрегистрация ограничений права собственности третьими лицами могла проводиться по решению обладателя прав или лиц, которые только приобретали их. Если обременения проводились государственными или местными органами управления в публичных интересах, тогда необходимо было в обязательном порядке уведомить об этом правообладателя в течении 5 рабочих дней. Госрегистрация перехода прав на недвижимое имущество или их ограничение осуществлялась только при наличии ранее зарегистрированных привилегий на данный объект в Госреестре.

Часть 3 устанавливала, что госрегистрация должна проводиться в течении пяти рабочих дней, со дня подачи документов, если не указаны другие условия. Госрегистрация ипотеки на земельные участки, здания и нежилые помещения проводилась в течение пятнадцати рабочих дней с момента приёма документов. Если регистрация проводилась на основании нотариально заверенного соглашения, тогда срок сокращался до трёх рабочих дней.

Часть 4 предусматривала невозможность отказа в приёме документов для регистрации.

Часть 5 предписывала, что в случае отказа в госрегистрации, весь пакет поданных документов, включая заявление, должен был быть отправлен заявителю, с соответствующим оповещением об отказе и изложенными причинами, послужившими для принятия подобного решения. Также предусматривалось возвращение квитанции об уплате госпошлины, которую можно бы было предъявить при следующей подаче документов.

Статья 17 излагала основания для государственной регистрации прав на недвижимость.

Причинами для регистрации наличия, остановки, передачи, обременения прав могут быть следующие обстоятельства:

  • документы и акты, которые были изданы государственными или местными органами управления, соответствовавшие действующему местному законодательству на момент их выдачи;
  • документы о приватизации жилья, оформленные по текущему местному законодательству на момент осуществления сделки;
  • документы, подтверждающие право на наследство;
  • вступление в законную силу судебных актов;
  • решение третейских судов;
  • свидетельства о правах на имущество, выданные органами власти согласно закону, который действовал в то время по месту выдачи данных документов;
  • другие документы о передаче имущества, соответствующие законодательству, актуальному в момент совершения сделки;
  • другие документы Российской Федерации, которые в соответствии с законом подтверждают существование, появление, прекращение, переход или ограничение прав на недвижимость;

Проверка законности документов, представленных для госрегистрации, а также проверка правомерности сделки, кроме нотариально заверенного соглашения, проводилась ведомством, отвечающим за госрегистрацию. Истребование других документов, кроме перечисленных статьёй 18 текущего законодательства, ФЗ-122 запрещал.

Статья 20 текущего федерального закона предусматривала основания для отказа в госрегистрации прав. Отказать в регистрации документов могли в следующих случаях:

  • недвижимое имущество не подлежит регистрации в соответствии с текущим ФЗ;
  • с заявлением о регистрации прав обратилось лицо, не имеющее разрешения на подобные действия;
  • представленные документы не соответствуют предъявленным требованиям и стандартам;
  • документ о предоставлении прав на имущество признан недействительным;
  • документ выдан неуполномоченным лицом;
  • лицо, имеющее ограниченные полномочия, не указало данный факт в заявлении;
  • правоустанавливающий акт свидетельствует об отсутствии прав заявителя на указанное имущество;
  • заявитель не предоставил документ о ранее зафиксированном праве на объект недвижимости;
  • не предоставлены все необходимые документы;
  • наличие несоответствий между заявленными и зафиксированными правами;
  • неправильное оформление кадастрового документа (отсутствие координат характерных точек и прочее).

Не допускалась регистрация недвижимости, которая не была внесена в кадастровый реестр РФ.
Если на момент регистрации велось судебное разбирательство о границах земельного участка, это не было препятствием для совершения процедуры госрегистрации.

Статья 23 , предусматривавшая особенности госрегистрации недвижимости в многоквартирных домах, состояла из двух следующих частей:

  1. Государственную регистрацию прав на недвижимость в многоквартирных домах предусматривалось производить в соответствиии с настоящим Федеральных законом, а также Жилищным кодексом РФ.
  2. Госрегистрация появления, передачи или ограничения полномочий на жилую или нежилую площадь в многоквартирных домах считается государственной регистрацией связанного с ней права общей долевой собственности на общее имущество.

Статья 24 , предусматривавшая особенности госрегистрации права общей собственности на недвижимость, состояла из следующих частей:

  1. В первой части перечислялись общие положения по регистрации прав на совместное имущество:
    • соглашения по отчуждению долей в совместной собственности, включая отчуждение долей всех участников сразу, необходимо заверять у нотариуса;
    • при продаже своей доли третьему лицу, продавец должен отправить всем участникам долевой собственности официальное извещение о продаже с указанием условий сделки и её цены;
    • продажа части общей собственности возможна только по истечению одного месяца после извещения об этом всех остальных участников. Однако, если нотариусу будут представлены документы об отказе остальных участников долевой собственности от покупки указанной части, тогда сделку можно заключить раньше предписанного срока;
    • если при регистрации права на долю в общей собственности между участниками возникли споры, то их необходимо решать в судебном порядке.
  2. Если один из сособственников обращался с заявлением о перераспределении долей, то для проведения госрегистрации требовалось представить письменное согласие всех остальных участников долевой собственности, чьи права должны перераспределиться.
  3. Госрегистрация возникновения, перехода и прекращения права совместной собственности на недвижимость проводилась на основании заявления одного из сособственников, если законом или соглашением правообладателей не предусматривалось иное.
  4. Заявления о госрегистрации права общей долевой собственности лиц, владеющих инвестиционными паями на недвижимость, которое составляет общий паевой инвестиционный фонд, представлялись компанией, которая управляет паевым фондом в соответствии с доверительным соглашением. При этом помимо обязательных документов, установленных настоящим ФЗ, необходимо было дополнительно предоставить следующие бумаги:
    • выписка из реестра паевых инвестиционных фондов;
    • лицензия управляющей компании;
    • договор доверительного управления фондом.

Статья 25 устанавливала порядок государственной регистрации права на владение создаваемым объектом недвижимого имущества и состояла из следующих частей:

  1. Право собственности на созданный объект регистрировалось на основании документа, подтверждающего права на земельный участок, где находится созданный объект недвижимости, а также разрешения на ввод здания в эксплуатацию. Документ, подтверждающий владение земельным участком, не требовался, если на его основании заявитель ранее уже зарегистрировал в госреестре указанный участок.
  2. Право собственности на строящийся объект недвижимости регистрировалось на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, а также разрешения на строительство. Правоустанавливающий документ на земельный участок не требовался, если заявитель на его основе ранее зарегистрировал свои права на указанный участок.
  3. Если земельным участком, на котором строится недвижимость, заявитель владеет по праву собственности, тогда право на объект строительства регистрируется на базе документов, подтверждающих владение земельным участком и разрешения на строительство.
  4. Если участок принадлежит заявителю на основании других прав, тогда для регистрации строящегося на нём недвижимого объекта требовался документ, подтверждающий принадлежность земельной собственности, а также разрешения на строительство.

Действующая редакция ФЗ 122

Скачать ФЗ-122 о госрегистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним можно в , в которой действует только статья 31.1 и , которая в настоящее время отменена.

ФЗ-122 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество», считается устаревшим. На сегодняшний день, из всего закона, состоящего из 6 глав, действует единственная статья - статья 31.1. Данный закон полностью утратит силу 1 января 2020 года. На его замену придет закон от 13 июля 2015 года - . Данная замена обоснована законом от 3 июня 2016 - ФЗ-316.

До утраты сил, закон составляли 6 глав. В них описывались общие положения закона, органы, контролирующие процесс утверждения прав на недвижимость, ее порядок, ответственность, а также заключительные и переходные положения.

Описание закона, последние его изменения, а также альтернативный ФЗ, в связи с упразднением ФЗ-122 - будут описаны в статье.

ФЗ-122 регламентировал регистрацию прав на недвижимость, а также на сделки, проводимые с этим типом имущества. Закон о регистрации устанавливал такие понятия как недвижимое имущество, образец и сервитут. Закон состоит из шести глав. На данный момент, главы с 1 по 4, а также 6 утратили силу. Действует только единственная статья пятой главы – статья номер 31.1.

С 15 июля 2016 года, произошло изменение закона о госрегистрации. На его основании, процесс фиксации прав на недвижимость, будет удостоверяться выпиской из ЕГРП. Выписку можно будет получить в бумажном или электронном виде. Выписка будет служить единственным подтверждением прав собственника на имущество.

Текст ФЗ-122

Скачать ФЗ-122 можно по предоставленной ссылке. Данный закон содержит только одну действующую статью - об основании выплат РФ компенсации за утрату права собственности на жилье. В ЕГРП - Единственном государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, будут находиться все сведения о владельце, объекте сделки, правоустанавливающей документации, а также дате заключения сделки.

Скачать ФЗ 122

С 2020 года, регистрация прав на недвижимость будет осуществляться в соответствии с ФЗ-218. Его также можно скачать по ссылке ниже.

Последние изменения ФЗ-122

Основные изменения ФЗ-122 произошли 1 января 2017 года. Начиная с этого числа, из ФЗ-122 исключили главы с первой по четвертую, статью 31, а также шестую главу. Единственной действующей статьей закона осталась ст. 31.1. Ее планируют отменить в 2020 году, тем самым, полностью упразднив ФЗ-122.

Статья 31

Статья устанавливает ответственность органов, которые производят фиксацию прав гражданина на недвижимость. Ответственность за нанесенный гражданину ущерб, несут сотрудники органа регистрации прав на недвижимость. Последствия ущерба, который был нанесен из-за неквалифицированных действий этих органов, компенсируется из казны РФ в полном объеме.

Статья утратила силу.

Статья 31.1

Статья рассказывает об основаниях выплаты компенсации гражданину, в случае утери им прав на обладание имуществом, классифицируемом как недвижимое. Выплата производится из бюджета Российской Федерации. Согласно статье, добросовестный покупатель, от которого было истребовано жилье, может запросить компенсацию. Компенсацию запрашивают единожды, за счет казны Российской Федерации.

Компенсация выплачивается тогда, когда по причинам, не зависящим от взыскателя, взыскание по исполнительному документу не осуществлялось на протяжении 1 календарного года. Срок рассчитывается с предполагаемого вручения документа гражданину. Это утверждение действительно со дня, когда гражданину должны были вручить документ. Компенсация не может превышать один миллион рублей.

Порядок выплаты компенсации, предусмотрен пунктом 1 ст. 31.1.

Данную статью собираются упразднить 1 января 2020 года. Альтернативой ФЗ станет изданный от 13 июля 2015 года ФЗ-218. Согласно новому ФЗ, регистрация переходного права упростится, а возможность регистрации договора купли-продажи, дарения - упразднят.

Регистрация перехода права собственности на недвижимое имущество - это юридический акт, в результате которого признается и подтверждается факт перехода прав определенного лица на землю или дом (квартиру, строение и т. д.) Как осуществляется данный юридический акт, какие особенности следует учитывать, читайте в нашей статье.

Государственная регистрация перехода права собственности на недвижимость

Основания для прекращения прав собственности перечислены в гл. 15 Гражданского кодекса РФ. Это:

  • добровольное отчуждение имущества собственником;
  • принудительное изъятие имущества;
  • отказ собственника от того, что ему принадлежит;
  • гибель и уничтожение вещей;
  • утрата прав по иным законным основаниям.

Некоторые из перечисленных ситуаций приводят к смене собственника имущества, т. е. происходит переход прав от одного лица к другому.

Важно! Единственным доказательством наличия права на недвижимость на сегодняшний день является запись об этом в ЕГРН. Зарегистрированное право можно оспорить только через суд (ч. 5 ст. 1 закона «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 № 218-ФЗ, далее — закон № 218-ФЗ).

Поскольку самым распространенным основанием перехода прав собственности на недвижимость является сделка купли-продажи, в следующем разделе хотелось бы уделить особое внимание правам ее сторон. В частности, покупателя.

Права покупателя недвижимости, их защита

В п. 2 ст. 223 ГК РФ указывается на необходимость госрегистрации отчуждения имущества со ссылкой на то, что право собственности у приобретателя появляется только после проведения этой процедуры. При этом у него (будущего собственника) имеются определенные права, которые он может защищать.

Например, хозяин может передать недвижимое имущество приобретателю по договору купли-продажи до регистрации перехода права собственности, а потом передумать и уклониться от оформления сделки в Росреестре.

Тогда покупатель может воспользоваться правом, предусмотренным п. 3 ст. 551 ГК РФ, и принудить собственника к этому.

В то же время покупатель не может распоряжаться имуществом, поскольку собственником все еще остается продавец (п. 60 постановления Пленумов Верховного суда РФ и Высшего арбитражного суда РФ от 29.04.2010 № 10/22).

Важно! По общему правилу госрегистрация перехода права собственности проводится на основании совместных заявлений продавца и покупателя.

Если сделка была заключена, факт перехода прав к новому собственнику не зарегистрирован, а продавец скончался, то обязанности продавца выполняют наследники. Или правопреемники, если собственником была ликвидированная организация.

Если наследников или правопреемников нет, суд удовлетворяет поданный иск о регистрации перехода права собственности на недвижимость на основании того, что стороны выполнили свои обязанности по договору: покупатель оплатил, а продавец передал имущество. Ответчиком в этом случае будет Росреестр.

Регистрация договора купли-продажи недвижимости в Росреестре

Важно! До 01.03.2013 нужно было оформлять государственную регистрацию договора купли-продажи недвижимости. Но с принятием закона «О внесении изменений…» от 30.12.2012 № 302-ФЗ это требование аннулировано.

В связи с этим порядок регистрации договора купли-продажи недвижимости, в т. ч. электронной, сегодня неактуален в связи с отменой самой процедуры. Аналогичная ситуация — со всеми договорами о передаче недвижимости, по причине заключения которых переходит право собственности на нее.

Электронная регистрация перехода права собственности

В п. 2 ч. 1 ст. 18 закона № 218-ФЗ говорится о возможности отправки заявления и приложенных к нему документов в электронной форме — в виде электронных документов или их образов, подписанных ЭЦП.

Согласно ч. 11 ст. 18 закона № 218-ФЗ отправить все электронные документы можно через портал госуслуг или официальный сайт Росреестра (соответствующий раздел).

Важно! С 13.08.2019 для того, чтобы подавать документы электронно физлица должны представить в Росреестр заявление о возможности электронной госрегистрации (ст. 36.2 закона № 218-ФЗ).

Обратите внимание! Форма заявления и требования к его оформлению утверждены приказом Минэкономразвития от 08.12.2015 № 920. При этом не имеет значения, в какой форме происходит его подача — электронной или материальной.

Согласно ч. 3 ст. 7 закона № 218-ФЗ все сведения в ЕГРН ведутся и хранятся в электронной форме. Если документы были сформированы и отправлены на бумажном носителе, сотрудник Росреестра сам переводит их в электронную форму, подписывает своей ЭЦП, а при возврате бумажных документов заявителю на них делается отметка (ч. 13 ст. 18 закона № 218-ФЗ).

Вывод! Таким образом, электронная регистрация перехода права собственности возможна, но для этого нужно иметь ЭЦП, созданную по правилам, установленным законом «Об электронной подписи» от 06.04.2011 № 63-ФЗ. Кроме того физлица должны подать заявление о том, что электронная регистрация возможна.

Документы для Росреестра при регистрации перехода права собственности

Согласно ч. 4 ст. 18 закона № 218-ФЗ к заявлению о регистрации перехода прав собственности прикладываются:

  • Документ, являющийся основанием проведения данного юридического акта, в 2 экземплярах. Таким документом может быть судебное решение, договор, акт госоргана, свидетельство о праве на наследство и т. д. (ч. 2 ст. 14 закона № 218-ФЗ).
  • Нотариально заверенная доверенность, если за госуслугой обращается представитель заявителя.
  • Иные документы, предусмотренные законом № 218-ФЗ.

Другие документы для регистрации перехода права собственности Росреестр с заявителя не требует, если он выполнил следующие требования:

  • Имеется подлинная информация об объекте недвижимости.
  • Документы на бумажном носителе заполнены понятным, разборчивым почерком.
  • Там, где должно быть, имеются ЭЦП, печать и подпись должностного лица.
  • Представленные документы соответствуют иным требованиям к их оформлению и содержанию.

Сроки проведения госрегистрации перехода прав

ЕГРН включает в себя реестр объектов недвижимости, реестр прав на недвижимость и т. д. В зависимости от того, в какой реестр вносятся сведения, определяются сроки госуслуги.

В частности, на госрегистрацию перехода прав собственности отводится (ст. 16 закона № 218-ФЗ):

  • 7 дней со дня принятия Росреестром документов;
  • 9 дней со дня приема документов в МФЦ.

Обратите внимание! Сроки регистрации могут растянуться, если Росреестр решит приостановить процедуру. В ч. 2 ст. 26 закона № 218-ФЗ указывается общее правило для приостановления: срок не должен превышать 3 месяцев. Но для отдельных случаев установлены иные правила исчисления.

Так, регистрация перехода прав продлевается:

  1. На 1 месяц, если не пришел ответ (документы) на межведомственный запрос.
  2. На срок регистрации сделки по ранее принятым документам в отношении того же объекта недвижимости.
  3. До разрешения спора судом, если таковой имеется, и т. д.

Порядок проведения госрегистрации перехода прав, госпошлина

Порядок проведения госрегистрации перехода прав собственности установлен административным регламентом, утвержденным приказом Минэкономразвития от 07.06.2017 N 278, и выглядит следующим образом:

  1. Сотрудник Росреестра принимает документы от заявителей, регистрирует их.
  2. Проводится оценка и правовая экспертиза представленных документов.
  3. Принимается решение о проведении госрегистрации, приостановлении или отказе.

Если Росреестр принял положительное решение, он в установленные сроки вносит сведения в ЕГРН и возвращает заявителю все документы, кроме заявления.

О каждом этапе заявитель уведомляется в обязательном порядке.

Что касается госпошлины, то ее размеры указаны в подп. 22 п. 1 ст. 333.33 НК РФ:

  • 2 000 руб. — для граждан;
  • 22 000 руб. — для организаций.

Приостановление или отказ в госрегистрации перехода прав

Приостановление процесса регистрации перехода прав собственности возможно по основаниям, указанным в ч. 1 ст. 26 закона № 218-ФЗ:

  1. Лицо, заявившее себя правообладателем в отношении недвижимости, таковым не является или не имеет права распоряжаться имуществом.
  2. С заявлением обратилось ненадлежащее лицо либо заявление подписано неправомочным лицом.
  3. Отсутствуют документы — основания для проведения госрегистрации.
  4. Документ содержит недостоверные сведения.
  5. Сделка, по которой должен произойти переход прав, признана недействительной или ничтожной.
  6. Представленные документы не влекут за собой последствия в виде перехода прав.
  7. Объект, указанный в заявлении, не является недвижимостью.
  8. Имеются противоречия между заявленными и зарегистрированными правами.
  9. Ответы на отправленные межведомственные запросы не поступили или отсутствуют и т. д.

Обратите внимание! Для причин каждого вида, приведших к приостановлению госрегистрации перехода прав, в ст. 26 закона № 218-ФЗ установлены сроки их устранения. Если в указанные сроки причины устранены не были, Росреестр отказывает в оказании госуслуги.

Справка из ЕГРН о переходе прав собственности

Форма выписки из ЕГРН о переходе прав собственности указана в приложении 2 к приказу Минэкономразвития от 20.06.2016 № 378. В ней содержится следующая информация:

  • дата формирования выписки;
  • название объекта недвижимости, его кадастровый номер;
  • адрес нахождения объекта;
  • кто является новым правообладателем, на каком основании к нему перешли права;
  • кому выдается выписка.

Таким образом, государственная регистрация перехода прав на недвижимое имущество проводится в обязательном порядке. Без этого у нового владельца, в частности покупателя, право собственности не появится.

Какие документы нужно представить, каков порядок и в какие сроки осуществляется этот юридический акт, подробно разъясняется в законе № 218-ФЗ.

На основании статьи 3 ФЗ № 391,который регулирует вопрос коррекции некоторых актов законодательства РФ, приняты поправки в ФЗ № 122 о гос. регистрации прав граждан на недвижимое имущество. Теперь процедура государственной регистрации объектов собственности упрощена и уменьшен срок выполнения необходимых действий.

Изменение положений 122 ФЗ, регламентирующего государственную регистрацию собственности

Закон о гос. регистрации прав на объекты недвижимого имущества был принят 21.07.1997 года.

С 2018 года действуют внесённые в него изменения некоторых пунктов:

1. Новая редакция - пункт 1 ст. 24 ФЗ № 122

  • При продаже доли совместной собственности, её владелец обязан сообщить о своих намерениях всем другим собственникам в письменном виде с указанием цены, а также иных прописанных условий договора.
  • Регистрация прав недвижимости или её доли, являющейся совместной собственностью, обязательно должна производиться в присутствии нотариуса для заверения документа его подписью и печатью. Сделка по оформлению регистрации прав собственности и передаче имущества на стороннее лицо назначается по истечении срока 30 календарных дней со дня письменного оповещения других собственников относительно продажи.
  • Нотариус обязан проверить документы, предоставленные продавцом, которые подтверждают, что другие собственники имущества добровольно отказываются на долевые части. При наличии таких документов регистрация прав собственности на покупателя может выполняться ранее 30 дневного срока.

При возникновении споров во время передачи прав другим лицам, они решаются в судебном порядке на основании действующего закона о регистрации прав на недвижимое имущество.

2. Новая редакция - пункт 3 ст. 24.1 ФЗ №122

  • Для совершения сделки продажи земельной доли, документы подлежат нотариальному заверению.

3. В статье 30 обозначен пункт «1.Любые права» в связи дополнения этой статьи ещё одним пунктом.

Новый пункт 2 ст. 30

  • Совершение продажи недвижимого имущества и государственной регистрации права на объект, принадлежащий несовершеннолетнему лицу, либо недееспособному гражданину, производится обязательно в присутствии нотариуса. При этом необходимы документальные подтверждения, которыми могут быть письменное разрешение на сделку родителей или опекуна, заверенное в органах опеки и попечительства.

Разъяснение закона о регистрации прав на недвижимость


В прежней редакции закона о гос регистрации прав на недвижимое имущество, граждане должны были выполнять двойную процедуру:

  • Внесение записи в кадастр.
  • Регистрация прав на объект недвижимости.

Такие правила заставляли пользователей сдавать одинаковые документы в две структуры для признания своих прав:

  • Первый пакет - для регистрации в кадастровую палату.
  • Второй пакет - территориальному отделению Росреестра.

Таким образом, на этапе регистрации происходит двойная процедура. Кроме этого, единый государственный реестр запрашивает данные для получения информации у следующих организаций:

  • Выписку у ЕГРП о данных объекта и сделках с ним.
  • Сведения .

Данные этих двух ресурсов не всегда совпадают.

Внесённые в ФЗ № 122 новые правила упростили регистрационно учётную процедуру. Теперь признание прав собственности производится одновременно. Единый государственный реестр недвижимости аккумулирует в себе регистрацию в кадастровом реестре и получение выписки ЕГРП.

Преимущества новых правил

Действующий в 2018 году порядок регистрации имущественных прав более эффективен, чем прежняя редакция закона.

Сейчас ФЗ о регистрации прав совмещает в себе три функции:

  • Контроль.
  • Учёт.
  • Ответственность.

Установленный порядок регистрации исключает несоответствие информации об одном объекте недвижимости. В плане ответственности, нотариус, заверяющий документы о недвижимости, отвечает за производимые им действия. В случае ошибки нотариуса гражданин имеет право заявить о том, что ему причинён ущерб.

Предусмотрено страхование деятельности нотариуса, чтобы в случае доказанных ошибок в его действиях компенсировать пострадавшему лицу сумму ущерба. В настоящее время Федеральной нотариальной палатой создаётся специальный компенсационный фонд, средства которого в определённых случаях будут финансировать доказанные ошибки нотариуса.

Принятые новшества закона положительно отразились на сроках проведения всех мероприятий. Процедура регистрации сокращена. С момента подачи документации для оформления сделки до совершения регистрации установлен срок 10 рабочих дней.


Внесённые поправки закона уточняют все обстоятельства, при соблюдении которых регистрация права на недвижимость может быть утверждена, объект ставится на кадастровый учёт. Новая редакция закона при этом обозначила причины, по которым регистрация права может быть приостановлена. Основанием для этого могут быть разные обстоятельства, в результате которых существуют препятствия:

  • Отсутствие у гражданина действительных прав на имущество.
  • Несоответствие данных предыдущей регистрации прав на объект и информации единого реестра.
  • Предоставление документов в Росреестр замедлено по вине других ведомств.
  • Неправильная оплата госпошлины. При оформлении покупки на несколько лиц, должна быть квитанция оплаты госпошлины от каждого лица. Оплата всей суммы от одного лица не допускается.
  • Наличие судебного решения, которое информирует, что сделки и регистрация права собственности с рассматриваемым объектом недействительны.

Приостановление процесса государственной регистрации имущественных прав производится на период устранения препятствий. При этом срок не должен быть более трёх месяцев.

В исключительных случаях он может быть увеличен, но основанием для этого должны быть определённые ситуации. Для получения полной информации на текущий момент рекомендуется знакомиться с обновлениями редакции закона о регистрации прав недвижимости.