Электронное правосудие в судах общей юрисдикции. ГАС «Правосудие»: новые технологии и возможности

сфере, осуществляются мероприятия по обеспечению информационной безопасности в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от формы собственности, обеспечивается по мере возможности ознакомление населения с основными принципами обеспечения информационной безопасности и т. д. Помимо этого, обеспечению информационной безопасности Российской Федерации способствуют государственная система защиты информации, система защиты государственной тайны, системы лицензирования деятельности в области защиты государственной тайны и системы сертификации средств защиты информации.

Несмотря на все вышеперечисленное, состояние обеспечения информационной безопасности в Российской Федерации оставляет желать лучшего. Уровень правовой защищенности информационных ресурсов не соответствует сложившимся потребностям населения, а также постоянно набирающему обороты информационному и техническому прогрессу.

Исправить сложившуюся ситуацию представляется возможным только при соответствующем законодательном закреплении положений Доктрины информационной безопасности массивом нормативно-правовых актов. Необходимо дать четкую правовую характеристику таким категориям, как «информационный терроризм», «информационная война», «информационное оружие» и т. д. Для этого необходимо в первую очередь обеспечить целенаправленную деятельность всех государственных органов и общественных организаций по существующим аспектам информационной безопасности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Газизов Р.Р. Информационный терроризм // Материалы Международной научно-практической конференции 16-17 октября 2003 г. Часть I. - Уфа: РИО БашГУ, 2003. - 280 с.

С.С. Бойко

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ «ПРАВОСУДИЕ»

В связи с изменениями социально-экономической обстановки в России, ростом преступности, увеличением и качественным изменением содержания судебных дел, расширением возможностей обжалования в суде неправомерных действий должностных лиц информационная нагрузка на суды возрастает с каждым годом. В этих условиях одним из основных путей повышения эффективности работы судов является внедрение новых информационных технологий и электронного документооборота в деятельность суда (т. е. проведение работ по информатизации). Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации с самого начала своей работы уделял постоянное внимание проблеме информатизации судов общей юрисдикции, а начиная с 2004 г. активно ведутся работы по разработке и внедрению Государственной автоматизированной системы «Правосудие».

В Постановлении Совета судей РФ от 9 декабря 2005 г. № 144 «О ходе выполнения работ по информатизации судов и системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, проводимых в рамках федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России» на 2002-2006 годы» Судеб-

ному департаменту рекомендовано в дальнейшем провести необходимые мероприятия по нормативному закреплению организационно-правовой формы, создаваемой ГАС РФ «Правосудие» и решить вопросы организационного обеспечения (кадрового, финансового, материально-технического и иного характера) эксплуатации действующих и создаваемых в судах информационных ресурсов.

Как отмечено в Постановлении Совета судей, для полноценного внедрения ГАС «Правосудие» в работу судов необходимо решить следующие организационно-правовые задачи:

1. Сформировать необходимую нормативную правовую базу использования судебных информационных и коммуникационных технологий, основанную на правовых актах прямого действия.

2. Создать организационно-штатные структуры обеспечения деятельности ГАС «Правосудие», подготовки и переподготовки кадров по новым информационным технологиям.

ГАС РФ «Правосудие» - это территориально распределённая автоматизированная информационная система, предназначенная для формирования единого информационного пространства судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента при Верховном суде РФ.

В настоящее время Государственной комиссией по приемке проводятся работы по проверке работоспособности ГАС «Правосудие» и оцениваются возможности ее повсеместного внедрения в судах общей юрисдикции на территории Российской Федерации.

Согласно федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России» на 2007-2011 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2006 г. № 583, в области информатизационного обеспечения деятельности судов общей юрисдикции были поставлены такие задачи, как внедрение, поддержка и обслуживание информационной системы судов общей юрисдикции ГАС «Правосудие».

Сегодня в четырнадцати районных судах Ростовской области уже внедрены технологии ГАС «Правосудие», однако проблемы организационно-правового обеспечения применения этих технологий в повседневной деятельности суда до сих пор не решены.

Мы рассмотрим возможные варианты решения этих задач и определим те проблемные вопросы, которые могут при этом возникнуть.

Нормативно-правовое обеспечение придаёт правовой статус уже существующей модели организационной структуры, поэтому в первую очередь мы рассмотрим проблему организационного обеспечения ГАС «Правосудие».

В соответствии с нормами, определенными в постановлениях Минтруда России и Минюста России от 27.06.96 № 416/06-74-125 «Об утверждении норм нагрузки судей, судебных исполнителей и работников аппарата районных (городских) судов» и от 27.06.96 № 416а/06-74-124 «Об утверждении норм нагрузки судей, судебных исполнителей и работников аппарата областных судов», на 15 судей должен приходиться один консультант по информатизации.

Мы видим, что данное положение устарело, в виду того, что за последние 10 лет количество персональных компьютеров в судах резко возросло, то есть на 15 судей в среднем используется 25 компьютеров, на которых, начиная с 2006 г., планируется внедрение 29 подсистем ГАС «Правосудие».

Для обеспечения полноценного выполнения работ по информатизации мы предлагаем вести расчет следующим образом: 1 консультант и один системный ад-

министратор ГАС «Правосудие» на 30 компьютеров, а для этого необходимо ввести должности системного администратора ГАС «Правосудие» и консультанта по информатизации (обслуживание техники и сети) во всех районных и городских судах.

Работы по информатизации в областных и равных им судах требуют создания крупных подразделений по информатизации. Эти подразделения могут выполнять роль Региональных центров информатизации ГАС «Правосудие», и на них необходимо возложить следующие функции:

1. Обслуживание подсистем ГАС «Правосудие» в областных судах и отделах Судебного департамента в субъектах РФ.

2. Координация работы системных администраторов и консультантов по информатизации в районных и городских судах.

3. Участие в разработке и усовершенствовании региональных компонентов и подсистем ГАС «Правосудие».

Штат системных администраторов и консультантов по информатизации Региональных центров информатизации, на наш взгляд, должен составлять порядка 15 чел.

Исходя из положений Концепции, предполагается создание Межрегиональных центров информатизации, но по нашему мнению, введение этих центров нерационально. Так как эти центры можно создать либо путём расширения одного из региональных центров, что создаст неравномерное распределение ресурсов, либо вне структуры судебной системы, что удалит их от реальных практических проблем суда.

Рис. 1. Схема внедрения ГАС «Правосудие» в структуру судов общей юрисдикции и Судебного Департамента

В Концепции также предусмотрено создание Единого Информационного Центра ГАС «Правосудие», на основе которого, как нам кажется, должны функционировать следующие структурные подразделения: отдел межрегиональной координации, отдел по обеспечению работы Верховного Суда РФ и Судебного департамента при Верховном Суде РФ, отделы по разработкам и исследованию подсистем, и именно на эти структурные подразделения будут возложены основные функции по обеспечению функционирования ГАС «Правосудие», контроль за использованием информационных ресурсов, разработке новых подсистем и развитию ГАС «Правосудие».

Любая организационная структура должна поддерживаться соответствующей нормативно-правовой базой, поэтому еще более актуальным вопросом является нормативно-правовое обеспечение ГАС «Правосудие».

Основными актами, составляющими нормативную правовую базу информатизации судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента, являются:

Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации»;

Закон Российской Федерации от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации»;

Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»;

Другие нормативные акты в области информатизации, ведомственные нормативные и организационно-распорядительные документы, принятые во исполнение перечисленных выше законов.

Правовое регулирование общих вопросов информатизации в федеральной судебной системе осуществляется на основе следующих правовых актов:

Указа Президента Российской Федерации от 31 декабря 1993 г. № 2334 «О дополнительных гарантиях права граждан на информацию»;

Указа Президента Российской Федерации от 20 января 1994 г. № 170 «Об основах государственной политики в сфере информатизации»;

Указа Президента Российской Федерации от 21 февраля 1994 г. № 361 «О совершенствовании деятельности в области информатизации органов государственной власти Российской Федерации»;

Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;

Федерального закона от 4 июля 1996 г. № 85-ФЗ «Об участии в международном информационном обмене»;

Направления работ по информационно-правовому обеспечению судебной деятельности основываются на «Концепции правовой информатизации России», утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 28 июня 1993 г. № 966 и «Концепции информатизации судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента», утверждённой Советом судей РФ от 11.04.2002.

Документом, определяющим направления информационного обеспечения судебной системы в целом на период до 2006 г., являлась федеральная целевая программа «Развитие судебной системы России» на 2002-2006 годы, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2001 г. № 805.

Вместе с этим необходимо отметить, что внедрение информационных технологий в процессуальной сфере судов требует разработки новых нормативных актов прямого действия и внесения изменений в действующее законодательство, а также в ведомственные инструкции по судебному делопроизводству, подготовке данных судебной статистики и первичной судебной информации.

На наш взгляд, в первую очередь необходимо разработать Федеральный закон «О Государственной автоматизированной системе «Правосудие»», который придаст правовой статус создаваемой системе, даст правовые основы эксплуатации, использования, развития и эксплуатации ГАС «Правосудие». Данный закон должен включать:

Правовую основу и основные принципы использования, эксплуатации и развития ГАС «Правосудие»;

Правовой статус Единого информационного центра ГАС «Правосудие» при Верховном Суде РФ и Судебном Департаменте, Региональных центров информатизации ГАС «Правосудие» субъектов РФ, системных администраторов ГАС «Правосудие» и консультантов по информатизации судов и системы Судебного департамента;

Официальный статус электронных документов, подготовленных с использованием технологий ГАС «Правосудие»;

Безопасность информации в ГАС «Правосудие» и контроль за использованием ГАС «Правосудие».

Для принятия этого Федерального закона необходимо разработать пакет сопутствующих нормативно-правовых актов: указов Президента, постановлений и распоряжений Правительства о создании Федерального закона «О ГАС «Правосудие»», постановлений Государственной Думы и Совета Федерации Федерального собрания РФ «О федеральном законе «О ГАС «Правосудие»»».

Также должны быть разработаны межведомственные нормативно-правовые акты, необходимые для обеспечения функционирования ГАС «Правосудие». В первую очередь такие акты, как:

Приказ Министерства Информационных технологий и связи Российской Федерации «Об организации работ по созданию Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Правосудие»»;

Распоряжение Госкомимущества РФ «Об имущественном комплексе ГАС «Правосудие»».

Следующим шагом в разработке нормативно-правового обеспечения является создание ведомственных нормативно-правовых актов. Это могут быть:

Распоряжение Правитель с те а РФ о проекте Федерального Закона «0£Д£ «Правосудие

Указ президента.]^ создании Федерального Закона «О ГАС «Правосудие»;

Постановление Правительства

о создании Федерального 3 акона «0Х&£ « Пр ав о судие»

Постановление Государственной Думы о проекте Федерального Закона «0ХД£ « Пр ав о судие

Постановление Государственной Думы Федерапьного собранияРФ «О федеральном Законе «0^ «Правосудие»

Федеральный Закон « Правое удне»

П о становление С ов е та Федерации Федерального

собрания РФ «О федеральном Законе «0^ «Правосудие

Приказ Минсвязи РФ^Цб организации работ по созданию ГАС «Пр ав о судие»

Распоряжение ГоскомимуществаРФ^б имущественном комплексе ГАС «Пяаво^дие»

Постановление Совета Судей Верховного Суда РФ «Об утверждении положения оГДО, «Пр аво судие»;

Постановление Совета Судей Верховного Суда РФ «Об утверждении инструкций системного администратора и консультанта по инсЬ очэматиз алии

Инструкции по судебному делопроизводству в верховных судах республик, краевых и областных судах, судах городов федерального значения, судах автономной области и автономных округов утверждённые Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 15 декабря 2004 г. N 161

Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде утверждённые Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 29 апреля 2003 г. N 36

Рис. 2. Структура необходимого нормативно-правового обеспечения ГАС «Правосудие»

Постановление Совета Судей Верховного Суда РФ «Об утверждении положения о ГАС «Правосудие»»;

Приказ судебного департамента при Верховном Суде РФ «Об утверждении типовой инструкции системного администратора ГАС «Правосудие» и консультанта по информатизации».

В связи с принятием Федерального закона «О ГАС «Правосудие»», необходимо будет Приказами Судебного департамента при Верховном Суде РФ внести изменения в существующие должностные инструкции: инструкции по судебному делопроизводству в верховных судах республик, краевых и областных судах, судах городов федерального значения и в инструкции по судебному делопроизводству в районном суде, утверждённые Приказами Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 29 апреля 2003 г. N 36 и от 15 декабря 2004 г. N 161.

Всю структуру необходимого нормативно-правового обеспечения ГАС «Правосудие» можно представить в виде схемы (рис. 2).

В заключение можно сказать, что решение проблемы организационно-правового обеспечения является обязательным условием успешного внедрения и эксплуатации системы ГАС «Правосудие» в работу судов общей юрисдикции в Российской Федерации. Предвидя трудности, которые могут возникнуть при реализации данных задач, мы должны уже сегодня вплотную заниматься созданием правового поля функционирования системы ГАС «Правосудие» и решением конкретных организационных задач.

И.А. Уваров

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОМПЛЕКСНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ

Пенитенциарная профилактика, осуществляемая уголовно-исполнительной системой, является комплексной, многоаспектной проблемой. Решение этой проблемы предполагает активную деятельность не только всех структурных подразделений уголовно-исполнительной системы, но и иных, не специализированных субъектов пенитенциарной профилактики. Традиционно к основным направлениям такой деятельности относятся выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений, воспрепятствование проявлению действия криминогенных факторов, а также разработка рекомендаций, направленных на стимулирование позитивных процессов и явлений, препятствующих преступному поведению, как в период отбывания наказания, так и после него. Сложность и многогранность указанных вопросов определяет необходимость комплексного подхода к их решению. Такой подход позволяет не только координировать усилия участников этой борьбы, но и увязывать их деятельность в этом направлении с общегосударственными мероприятиями экономического, политического, социального, культурно-воспитательного и иного характера. Организационные основы для объединения усилий различных субъектов пенитенциарной профилактики и направления их деятельности в русло уголовно-исполнительной политики создают комплексные планы профилактикой деятельности.

В настоящее время все более четко прослеживается тенденция органического слияния этих планов с планами социально-экономического развития, что еще более подчеркивает развитие комплексных начал в общегосударственной функции пенитенциарной профилактики. Комплексное планирование пенитенциарной профи-248


Л.А.Юхневич,
директор Федерального государственного унитарного
предприятия «Научно-исследовательский институт «Восход»

В последнее время вряд ли можно найти хотя бы одного квалифицированного российского судью, который бы не слышал о ГАС «Правосудие». Что же это такое?

Государственная автоматизированная система РФ «Правосудие» -это территориально распределенная автоматизированная информационная система, предназначенная для формирования единого информационного пространства судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации. Она будет обеспечивать информационную и технологическую поддержку судопроизводства на принципах поддержания баланса между потребностью граждан, общества и государства в свободном обмене информацией и ограничениями на распространение информации.

В федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России» на 2002-2006 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2001 г. № 805, были поставлены задачи формирования единого информационного пространства, реализации конституционных принципов самостоятельности судебной власти и независимости судей, обеспечения единства судебной системы Российской Федерации, повышения эффективности деятельности судов, а также реализации прав граждан и юридических лиц на судебно-правовую информацию. Именно этой программой было предусмотрено создание ГАС «Правосудие» в интересах федеральных судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента.

В начале 2004 года Судебным департаментом был проведен открытый конкурс по выбору головного исполнителя на создание системы. Победителем стал наш институт - ведущий государственный системный интегратор в сфере информационных технологий, создавший не одну крупную автоматизированную систему государственного значения (наиболее известная разработка ФГУП НИИ «Восход» - ГАС «Выборы»).

Создание ГАС «Правосудие» должно способствовать достижению следующих целей:

  • поддержание законности и обоснованности принимаемых судебных решений и качества судебных документов;
  • сокращение сроков рассмотрения дел и жалоб на основе использования новых информационных технологий, включая средства видеоконференцсвязи;
  • повышение эффективности судебного делопроизводства и подготовки данных судебной статистики;
  • повышение достоверности и полноты первичной информации, получаемой в ходе судебных заседаний;
  • повышение оперативности сбора и оформления судебных материалов при подготовке и слушании дел;
  • обеспечение сетевого доступа к библиотечной электронной информации;
  • обеспечение оперативного доступа судей и работников аппаратов судов к актуальной и точной информации по действующему законодательству и правоприменительной практике;
  • обеспечение объективного анализа правоприменительной практики, структуры правонарушений и направлений криминализации общества на основе больших объемов судебной статистики и данных предыстории;
  • повышение оперативности информационного взаимодействия судов с Верховным Судом Российской Федерации, Судебным департаментом, следственными органами, прокуратурой, Минюстом России и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • повышение эффективности информационных процессов кадрового, организационного, материально-технического и ресурсного обеспечения деятельности судов с созданием инструмента информационно-аналитической поддержки принятия решений во всех сферах обеспечения судебной деятельности;
  • обеспечение полноты и достоверности информации, необходимой для административного управления, сокращение сроков ее предоставления;
  • создание достаточного функционального, информационно-технологического и программного обеспечения судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента;
  • обеспечение адекватного решения вопросов информационной безопасности;
  • повышение информированности общества о деятельности судов, обеспечение прозрачности и открытости состояния системы правосудия в России;
  • создание эффективной, экономически целесообразной системы управления, обеспечения, эксплуатации, поддержания и сервисного обслуживания имущественного комплекса ГАС «Правосудие»;
  • обеспечение вхождения в информационное пространство системы органов государственного управления, правоохранительных органов, организация взаимодействия между центральными национальными органами обеспечения деятельности судов (в первую очередь, в рамках СНГ) с ведущими международно-правовыми и судебными организациями - Международным судом, Советом Европы и другими зарубежными организациями.

С учетом многообразия и масштабности задач и целей ГАС «Правосудие» и спроектирована как система, имеющая многоуровневую иерархическую структуру, соответствующую уровням иерархии судов общей юрисдикции и Системы судебного департамента. Объектами автоматизации являются центральный аппарат и управления (отделы) Судебного департамента в субъектах РФ, областные и равные им суды, окружные (флотские) военные суды, районные (городские) суды и гарнизонные военные суды, где устанавливаются специализированные программно-технические комплексы. Разрабатываются и модернизируются 27 функциональных и обеспечивающих подсистем.

Например, «Судебное делопроизводство и статистика» -это подсистема, обеспечивающая автоматизированное судебное делопроизводство, документооборот и ведение электронных архивов судебных дел, баз данных по судимости, а также сбор, контроль, обработку, хранение, анализ и представление данных судебной статистики. В подсистему входит технологическое обеспечение записи протоколов судебных заседаний, включая автоматизированную звукозапись хода судебного заседания и архивацию материалов.

«Банк судебных решений (судебной практики)» - подсистема автоматизированного сбора и анализа решений судов, систематизации сведений о прецедентах судебных решений, аналитической обработки и тиражирования обобщенных данных судебной практики, оперативного обмена этими данными между судами разных инстанций.

«Право» - подсистема, обеспечивающая доступ к правовой информации и юридическим изданиям в электронном виде, поддержание правовых баз в актуальном состоянии, информирование судей, судейских коллегий и органов Судебного департамента о правовых нормах и результатах обобщения судебной практики.

«Финансы» - подсистема, автоматизирующая процессы бухгалтерского учета и отчетности, обработку оборотных балансов и формирование сводной отчетности судов и органов Судебного департамента. Ведение баз данных для задач экономического анализа и прогнозирования различных ситуаций. Подсистема включает в свой состав средства учета выделенного объема финансирования, расчета заработной платы, формирования бюджета и контроля его исполнения.

«Кадры» - подсистема автоматизации деятельности кадровых органов Судебного департамента и судов, учета, хранения и анализа данных об организационно-штатной структуре и фактическом кадровом составе.

«Видеоконференцсвязь» - подсистема, обеспечивающая рассмотрение в судах кассационных и иных жалоб с использованием технологии видеоконференцсвязи.

«Документооборот» - подсистема, обеспечивающая автоматизацию процессов делопроизводства, документооборота и ведения архива с документальным оформлением каждого этапа жизненного цикла документа.

«Ведомственная статистика Судебного департамента» - подсистема, обеспечивающая автоматизированный сбор, контроль, обработку, формирование и хранение данных ведомственной статистики Судебного департамента, формируемых из баз данных функциональных подсистем Судебного департамента и его территориальных органов, в том числе аналитических материалов.

«Обучение» - подсистема, предназначенная для информационной и технической поддержки процессов разработки и реализации программ профессионального образования кадров с использованием компьютерных средств дистанционного обучения.

«Обращения граждан» - подсистема автоматизированной регистрации сведений о предложениях, жалобах, заявлениях граждан (организаций и учреждений), постановки их на контроль, анализа своевременного рассмотрения поступающих предложений, жалоб и заявлений, формирования справок и статистических материалов о работе с обращениями граждан.

«Недвижимость» - подсистема учета, контроля и управления недвижимостью. В подсистеме организуется автоматизированный учет объектов недвижимости судов и органов Судебного департамента в зависимости от необходимых данных, обновляемых и пополняемых по мере изменения информации об объектах недвижимости.

И, пожалуй, особое место занимает подсистема «Судейское сообщество» , обеспечивающая учет, систематизацию и автоматизированную обработку информации для органов судейского сообщества (Всероссийского съезда судей, Совета судей и Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, органов судейского сообщества в субъектах Российской Федерации). Решение о создании этой подсистемы было принято с учетом значения деятельности органов судейского сообщества для всей судебной системы России. «Судейское сообщество» объединит информационные ресурсы всех регионов и даст возможность органам судейского сообщества публиковать сведения о своей деятельности, которые будут располагаться в одном месте, интегрированы между собой, использовать единую поисковую систему и, как следствие, представляют собой наиболее удобный информационный ресурс.

Составной частью подсистемы станет, например, Интернет - сайт Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, который будет размещен в сети по адресу WWW.сайт.

В него войдут важнейшие разделы:

  • «Вакансии» (на должности судей), причем, посетитель Интернет - сайта Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации сможет узнать перечень вакансий не только в своем регионе, но и по России в целом и при этом воспользоваться полным пакетом образцов документов, сопровождающих заявление о даче рекомендации на занятие вакантной должности;
  • «Анализ практики» предполагает публикацию обзоров деятельности квалификационных коллегий судей, обмен мнениями о различных проблемах и путях их решения;
  • -«Рассмотрено Верховным Судом России» - это раздел, где размещается строго документальная информация о ходе и результатах обжалования решений квалификационных коллегий судей, то есть само решение ККС, рассмотрение в суде первой инстанции, кассационное и надзорное производство, что даст возможность посетителю Интернет - сайта получить исчерпывающую информацию по данному делу и понять все мотивы, основания и уровень аргументации сторон;
  • будут также «работать» разделы «Вопросы-ответы», «Публикации», «Состав», «Новости» и ряд других.

Помимо функциональных подсистем в ГАС "Правосудие" включены несколько типовых функциональных и обеспечивающих подсистем:

  • Интернет-портал;
  • подсистема отображения информации коллективного пользования;
  • подсистема обеспечения эксплуатации и сервисного обслуживания и некоторые другие.

Учитывая важность безотказной и эффективной работы всей системы и потенциальные угрозы, в ГАС «Правосудие» предусмотрена реализация трехконтурной системы безопасности. В ней будут присутствовать три информационных контура безопасности -публичный, ведомственный и защищенный.

Информационная связность публичных контуров безопасности обеспечивается через Интернет посредством электронной почты и web-сервисов.

Открытая информация циркулирует между всеми контурами: публичным, ведомственным и защищенным. Обмен информацией через Интернет осуществляется только из публичного контура через межсетевые экраны.

Информация ограниченного распространения циркулирует между ведомственным и защищенным контурами. Обмен информацией происходит через специально создаваемую ведомственную среду взаимодействия, то есть наложенную на существующие каналы связи защищенную сеть.

Информация, составляющая государственную тайну, циркулирует только между защищенными контурами.

Создание и внедрение ГАС «Правосудие» проходит в три основных этапа с соблюдением всех государственных норм и стандартов создания автоматизированных систем.

На первом этапе (вторая половина 2004 года) ФГУП НИИ «Восход» было проведено обследование состояния информатизации судебной системы, подготовлены и согласованы с Судебным департаментом частные технические задания (ЧТЗ) на все 27 подсистем, создана опытная зона для отработки научно-технических решений. По результатам отработки технических решений подготовлен технорабочий проект, по которому создаётся система.

Для регионов в 2004 году заметным сигналом о создании ГАС «Правосудие» стали осуществляемые ФГУП НИИ «Восход» и созданной им кооперацией из почти 40 ведущих российских предприятий в сфере информатизации мероприятия по развёртыванию нескольких тысяч рабочих мест в локальных вычислительных сетях судов и управлений Судебного департамента, поставка технических средств (персональные компьютеры и сервера для последующего внедрения).

После утверждения технорабочего проекта основными работами второго этапа (2005 год) стали разработка специального программного обеспечения большинства подсистем ГАС «Правосудие», продолжение развёртывания локальных вычислительных сетей и поставка технических средств для последующего внедрения. Кроме этого будет поставлено лицензионное программное обеспечение - системы управления базами данных, пакеты офисных программ, антивирусные программы и некоторые другие.

В 2005 году будет также решена задач полного охвата судов уровня субъекта РФ подсистемой видеоконференцсвязи: запланирована установка 50 комплектов видеоконференцсвязи.

На третьем этапе (2006 год) произойдёт завершение работ по созданию специального программного обеспечения ГАС «Правосудие» и полномасштабное внедрение системы, после чего состоятся приёмочные испытания.

Все это время будет проводится обучение работников судов и управлений Судебного департамента на базе Научно-учебного центра ФГУП НИИ «Восход» с привлечением региональных учебных центров, где планируется обучить до 5 тысяч человек.

Мы убеждены, что создание и внедрение ГАС «Правосудие» будет для каждого суда и каждого судьи России означать новые эффективные возможности осуществления скорого и справедливого правосудия.

3 августа 2015 года состоялось интервью с руководителем Федерального государственного бюджетного учреждения "Информационно-аналитический центр поддержки ГАС "Правосудие" Леонидом Александровичем Юхневичем, который ответил на вопросы корреспондента компании "КонсультантПлюс" о перспективах развития и дальнейшего совершенствования различных сервисов электронного правосудия и информационных ресурсов судебной системы в нашей стране.

КонсультантПлюс: Леонид Александрович, без малого 10 лет назад началось внедрение Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Правосудие" (ГАС "Правосудие") в деятельность судебных органов власти. Была проведена масштабная работа по информатизации системы федеральных судов общей юрисдикции, мировых судей и органов судейского сообщества. В настоящее время началась работа над техническим проектом модернизации и дальнейшего развития ГАС "Правосудие". Расскажите, пожалуйста, какие новые функциональные возможности системы планируется реализовать и в какие сроки?

Юхневич Леонид Александрович: Необходимость модернизации ГАС "Правосудие" связана с новыми требованиями, которые предъявляются к судебной системе в связи со стремительным развитием информационных технологий и информационного общества в нашей стране. И в первую очередь это относится к электронному правосудию.

Изначально создаваемая для автоматизации работы судей, аппаратов судов и работы официальных интернет-сайтов система не предусматривала функционирование на своей платформе электронных сервисов для граждан и организаций, а также для ведомств, нуждающихся в информации от судебной системы. Хотя уже тогда уровень развития информационных технологий позволял предположить будущее расширение функционала ГАС "Правосудие". Перечень работ был настолько велик, что круг задач был сужен сознательно.

Постоянное развитие системы не прекращалось с момента введения ее в эксплуатацию. Однако расширение предназначения системы, в том числе включение в круг ее будущих пользователей граждан, организаций, органов власти и профессионального сообщества адвокатов, предопределили, что преобразование ГАС "Правосудие" выходит за рамки текущего развития и должно быть проведено в рамках масштабного проекта модернизации. Судебная реформа, объединившая структуры федеральных судов общей юрисдикции и федеральных арбитражных судов, также оказала огромное влияние на дальнейшие планы развития ГАС "Правосудие".

На данный момент основным документом, определяющим стратегию внедрения информационных технологий в деятельность судов и их взаимодействие с обществом, является Концепция развития информатизации судов до 2020 года, утвержденная постановлением Президиума Совета судей Российской Федерации от 19 февраля 2015 года N 439. Концепция определяет основные положения для планирования мероприятий и работ по внедрению электронного правосудия в едином информационном пространстве судов общей юрисдикции, арбитражных судов и участков мировых судей в рамках развития ГАС "Правосудие".

Внедрение сервисов электронного правосудия − это основное практическое направление реализации Концепции.

Вместе с тем понятие "электронное правосудие" не закреплено законодательно, из-за чего в СМИ и обществе его часто используют неоднозначно. Например, несправедливо сужают его до возможности подачи документов в суд или выдачи судебных актов в виде электронного документа, то есть до одного из его элементов. Неудивительно, что при таком подходе популярно мнение, что в России нет даже зачатков электронного правосудия.

Мы же в вопросе толкования понятия электронного правосудия опираемся на Концепцию развития информатизации судов и понимаем под ним способы и формы осуществления судами процессуальных действий с использованием информационных технологий, включая их взаимодействие с физическими и юридическими лицами в электронном виде.

К слову, одно из положений Концепции направлено как раз на то, чтобы законодательно закрепить понятие "электронное правосудие", а также правовой статус ГАС "Правосудие" и реализуемых ей сервисов электронного правосудия.

Хотя отдельные сервисы могут быть введены и уже вводятся в работу и без полной модернизации ГАС "Правосудие", введение их исчерпывающего перечня возможно только на базе модернизированной системы. Но уже сегодня отдельные элементы электронного правосудия функционируют в федеральных арбитражных судах и судах общей юрисдикции. Функционирует СМС-оповещение участников процесса в большинстве судов страны, архивы постепенно переводятся в электронный вид, суды по решению председателя применяют видео-конференц-связь и аудио-, видеофиксацию.

Поэтапное внедрение всех остальных сервисов электронного правосудия, требующих модернизации ГАС "Правосудие", начнётся с 2017 года.

КонсультантПлюс: Среди приоритетных задач, стоящих перед Вашим учреждением, особое место занимает необходимость объединения автоматизированных систем арбитражных судов и ГАС "Правосудие" в единое информационное пространство. Какие сервисы, объединяющие информационные ресурсы арбитражных судов и судов общей юрисдикции, станут доступны для граждан одними из первых?

Леонид Александрович: Необходимо отметить, что работы по формированию единого информационного пространства судов общей юрисдикции и участков мировых судей стартовали еще в 2008 году с внедрением в работу программного изделия для автоматизации работы мировых судей и сайтов участков мировых судей.

Как Вы знаете, изменения в законодательстве привели к необходимости корректировки мероприятий по информатизации судов в части формирования единого информационного пространства федеральных судов и мировых судей с учетом интеграции автоматизированных систем арбитражных судов в Государственную автоматизированную систему Российской Федерации "Правосудие". Концепция развития информатизации судов до 2020 года, утверждённая 19 февраля 2015 года предусматривает формирование единого информационного пространства федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и мировых судей.

Формирование единого информационного пространства подразумевает комплекс мероприятий по обеспечению информационного взаимодействия Верховного Суда Российской Федерации, федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов, мировых судей и органов Судебного департамента по созданию совокупности баз данных и банков данных, созданию информационных систем и использованию информационно-телекоммуникационных систем, функционирующих на основе единых принципов и общих правил.

Наибольший общественный интерес вызывает один из самых востребованных сервисов, связанных с работой судебной системы, - объединённая картотека судебных дел. Концепцией информатизации судов до 2020 года предусмотрено учесть имеющийся опыт федеральных арбитражных судов по использованию Картотеки арбитражных дел при внедрении сервисов электронного правосудия в судах общей юрисдикции. Картотека арбитражных дел была создана по заданию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации приобрел лицензию на использование сервисов Картотеки арбитражных дел на пять лет у её разработчика в 2012 году. В начале 2015 года стартовали работы по объединению Картотеки арбитражных дел и Банка судебных решений судов общей юрисдикции, итогом чего станет объединённая картотека судебных дел.

В перспективе планируется запустить и другие сервисы, задействующие информационные ресурсы арбитражных судов и судов общей юрисдикции.

КонсультантПлюс: 14 мая 2015 года из зала Белгородского областного суда состоялась первая тестовая для судов общей юрисдикции интернет-трансляция судебного заседания. Каковы дальнейшие планы по обеспечению судов необходимыми техническими средствами для проведения таких трансляций и их повсеместному проведению?

Леонид Александрович: Техническое решение организации интернет-трансляций судебных заседаний готово. Но законодательных норм, регламентирующих это направление деятельности судов, сегодня не существует.

На данный момент специальным оборудованием для трансляций оснащены два суда общей юрисдикции (Белгородский областной суд и Октябрьский районный суд города Белгорода) и двадцать один арбитражных апелляционных суда (включая десять арбитражных судов округов).

Оборудование, поставленное в опытную зону, используется: на официальном интернет-сайте Белгородского областного суда регулярно проводятся трансляции судебных заседаний.

Государственным заданием на 2015 год предусмотрена закупка и установка 180 комплектов оборудования для интернет-трансляции судебных заседания в федеральные арбитражные суды на средства, заложенные в бюджет Федеральной целевой программы развития судебной системы на 2013-2020 годы на информатизацию арбитражных судов. Дальнейшее оснащение судов комплексами для интернет-трансляции будет проходить в соответствии с Государственным заданием, регламентирующим деятельность ФГБУ ИАЦ Судебного департамента, и на выделяемые на данную работу бюджетные средства.

КонсультантПлюс: Леонид Александрович, насколько телекоммуникационная инфраструктура судов, в первую очередь в регионах, готова к увеличению нагрузки на существующие сети передачи данных? В каких объемах планируется развивать дополнительные широкополосные каналы связи? Как будут предотвращаться риски, связанные с возможностью утечки конфиденциальной информации, передаваемой посредством ТКС?

Леонид Александрович: В настоящее время все федеральные суды общей юрисдикции и федеральные арбитражные суды объединены в единую закрытую телекоммуникационную сеть ГАС "Правосудие" (IP VPN) c топологией сети передачи данных "каждый-с-каждым". Это более 3 000 объектов автоматизации.

Вместе с тем, учитывая полномасштабное оснащение федеральных судов общей юрисдикции комплектами видео-конференц-связи и, соответственно, проведение сеансов видео-конференц-связи, формирование и постоянную актуализацию единых баз данных по судимости (обезличенных и необезличенных), единого банка судебных решений (подвергшихся и не подвергшихся процедуре деперсонификации), в 2015 году общая емкость ведомственной сети ГАС "Правосудие" увеличена в 2,25 раза и составляет 10,1 Гбит/с. Для большей части районных (городских) и гарнизонных военных судов произведено увеличение скорости до гарантированных 2 Мбит/с. Данное увеличение скорости позволило не только решить указанные выше задачи, но и модернизировать сеть за счет перехода, во многих случаях, на волоконно-оптические линии связи.

Развитие ведомственной сети ГАС "Правосудие" будет направлено на выполнение задач Федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России на 2013-2020 годы", Федерального закона N 262-ФЗ от 22.12.2008 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации", а также задач сбора и консолидации единых баз данных.

Проект модернизации ГАС "Правосудие" затрагивает и системы обеспечения безопасности. Системы безопасности информации будут модернизированы и приведены в соответствие с современными требованиями Федеральной службы безопасности и Федеральной службы технического и экспертного контроля Российской Федерации.

КонсультантПлюс: В настоящее время готовятся изменения в законодательство, касающиеся применения электронных документов в деятельности органов судебной власти. Благодаря этим изменениям в виде электронного документа в суд могут быть направлены ходатайство, заявление, жалоба, представление и письменные доказательства через портал госуслуг. Почему для внедрения этого элемента электронного правосудия была выбрана площадка электронного правительства?

Леонид Александрович: Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации и ФГБУ ИАЦ Судебного департамента сочли возможным использовать уже существующие решения информационно-телекоммуникационной инфраструктуры электронного правительства для внедрения данного элемента электронного правосудия.

Использование Единого портала государственных услуг облегчает подачу документов в суд. Граждане получат возможность обращаться в суд через интернет, пройдя идентификацию только на ЕПГУ − без регистрации на портале ГАС "Правосудие".

Единая система идентификации и аутентификации с возможностью проверки подлинности участников судопроизводства, существующая на портале госуслуг, значительно упрощает техническое воплощение возможности подачи документов в суд.

Также планируется задействовать сервис информационно-платежного шлюза для реализации возможности оплаты госпошлины через электронные платежные системы и государственную электронную почтовую систему для дистанционного отслеживания этапов рассмотрения дела и автоматического уведомления сторон об изменении статуса рассмотрения судебного дела.

Применение готовых решений Минкомсвязи, реализованных на Едином портале государственных услуг, позволит существенно снизить затраты и сократить сроки внедрения сервисов электронного правосудия. Мероприятия по реализации этого проекта будут проводиться поэтапно начиная с 2016 года.

КонсультантПлюс: Леонид Александрович, мы благодарим Вас за интересные и содержательные ответы.

Интервью подготовлено корреспондентом компании "КонсультантПлюс" А. Епифановой
Фото - А. Галецкий

После вступления в силу Федерального Закона от 23 июня 2016 года № 220-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти» появилось множество вопросов относительно нового порядка подачи документов в суды общей юрисдикции через ГАС «Правосудие».

В связи с этим, команда правового партнерства «Ефимов и партнеры» решила подробно рассмотреть и описать порядок и некоторые вопросы подачи документов через интернет в суды общей юрисдикции.

Верховный суд РФ тремя различными приказами утвердил правила, по которым с 1 января регламентируется новый порядок подачи документов в Верховный суд Российской Федерации, Арбитражный суд Российской Федерации и суды общей юрисдикции через Интернет.

Относительно судов общей юрисдикции действует Приказ Судебного департамента при ВС РФ от 27 декабря 2016 года №251 в соответствии с положениями которого и происходит подача документов в суды общей юрисдикции через Интернет.

Прежде всего необходимо пройти процедуру регистрации в ЕСИА на портале «Государственные услуги» , нажав на кнопку зарегистрироваться.

ЕСИА – это Единая Система Идентификации и Аутентификации, авторизация в которой является простой электронной подписью при подаче документов (о видах электронной подписи расскажем позже).

На портале «Государственные услуги» существует три типа учетных записей:

  1. Упрощенная учетная запись. Для ее регистрации необходим телефон и адрес электронной почты;
  2. Стандартная учетная запись. Для ее регистрации нужно указать в профиле СНИЛС, данные документа, удостоверяющего личность, и отправить их на проверку. Личные данные проходят проверку в Федеральной Миграционной Службе и Пенсионном фонде РФ;
  3. Подтвержденная учетная запись. Включает в себя помимо предоставления всех требований упрощенной и стандартной учетной записи еще и подтверждение личности одним из нескольких способов.

Примечание: подтвержденная учетная запись позволяет получить полный доступ к государственным услугам и воспользоваться системой ГАС «Правосудие». Подтвержденная учетная запись поможет Вам значительно сэкономить как время, так в некоторых случаях и нервы при обращении за различными государственными услугами. Поэтому мы рекомендуем пользоваться подтвержденной учетной записью ЕСИА.

Подача документов в суд

Для подачи документов в суды общей юрисдикции через Интернет необходимо воспользоваться системой ГАС «Правосудие». Для этого заходим на портал системы , в правом верхнем углу нажимаем «вход». Для входа и авторизации в системе используется Ваша учетная запись в Единой Системе Идентификации и Аутентификации, которую Вы зарегистрировали ранее на портале «Государственные услуги».

После страницы входа в ГАС «Правосудие» попадаем на следующую страницу. Ставим галочку в подтверждение того, что мы соглашаемся с условиями Пользовательского соглашения и обработкой персональных данных. Нажимаем «войти» и вводим свои данные аккаунта ЕСИА. Войти в систему ГАС «Правосудие» можно и с помощью электронной подписи.

После нажатия вкладки «подать обращение» попадаем на страницу где нам необходимо выбрать вид нашего обращения. Стоит отметить, что система на данный момент не работает с мировыми судьями и делами, связанными с КоАП РФ. На выбор у нас подача заявлений в рамках КАС и обычные гражданские дела. Мы выбрали вкладку «Заявление по иным производствам»

Далее попадаем на страницу формирования заявления. Наши данные из ЕСИА автоматически вводятся в соответствующие поля (персональные данные по понятным причинам скрыты). Нам остается добавить доверенность, ввести данные заявителя, выбрать суд, добавить заявление и приложения к нему. После чего нажимаем «сформировать запрос».

Для подачи заявлений в арбитражный суд по прежнему действует система «Мой арбитр». Поэтому нажав «Обращение в арбитражный суд» система направит нас в «Мой арбитр».

Черновики обращений, ранее поданные обращения, их движение отображаются во вкладке «История обращений». В данной вкладке отображается само обращение, суд в который подано заявление, вид заявления и его текущий статус. Как мы можем видеть административное исковое заявление имеет статус «Принято к производству», а заявление по иным производствам статус «Технический отказ в приеме обращения». Это связано с отсутствием технической возможности принимать заявления через систему ГАС «Правосудие» в данном суде, а не с ошибками в подаче или оформлении документации (о техническом отказе поговорим позже).

В суды общей юрисдикции через систему ГАС «Правосудие» можно подавать как электронный образ документа (то есть обыкновенную скан-копию документа) так и электронный документ (то есть документ который изначально создается не на бумаге, а в электронной форме).

Электронные образы документов, которые мы подаем через систему ГАС «Правосудие» нужно скрепить электронной подписью (простой или усиленной квалифицированной).

К электронным образам документов, ОБЯЗАТЕЛЬНО нужно приложить доверенность или иной документ, который подтверждает полномочия лица на подачу документов (например, доверенность в которой указаны полномочия этого лица на подачу документов в суд либо на ведение дел в суде). В противном случае в принятии документов Вам будет отказано.

Электронный образ документа создается с помощью средств сканирования. Сканирование документа на бумажном носителе должно производиться в масштабе 1:1 в черно-белом либо сером цвете (качество 200-300 точек на дюйм). Файл электронного образа документа должен быть в формате PDF, его размер не должен превышать 30 Мб.

Полный перечень требований к электронным образам документов, электронным документам описывается в пунктах 2.2, 2.3 Приказа Судебного департамента при ВС РФ от 27 декабря 2016 года №251. Рекомендуем дополнительно ознакомится с данным Приказом.

Электронная подпись. Виды электронных подписей. Порядок использования электронных подписей в зависимости от вида документов.

Электронная подпись – это замена рукописной подписи. Электронные подписи (ЭП) подразделяются на следующие виды: Простую и Усиленную. Усиленная в свою очередь на Квалифицированную и Неквалифицированную.

Для создания и проверки подлинности Электронной подписи нужен ключ электронной подписи. Ключом электронной подписи является уникальная последовательность символов с помощью которой и проверяется подлинность электронной подписи.

В пункте 1.3 Порядка говорится о том, что в качестве ключа простой ЭП используется учетная запись физического лица ЕСИА. То есть, если лицо пришло авторизацию на портале «Государственные услуги», то электронные образы документов (то есть скан-копии бумажных документов), которые оно отправит в суд автоматически будут заверены простой электронной подписью.

Таким образом, простой электронной подписью является комбинация из логина и пароля ЕСИА, которая подтверждает, что электронное сообщение отправило конкретное лицо.

Примечание: возвращаясь к вышесказанному, еще раз отметим, что необходимо отличать между собой понятия электронный образ документа и электронный документ, от типа документа зависит порядок его скрепления определенным видом электронной подписи.

Электронные образы документов нужно заверять простой электронной подписью либо усиленной квалифицированной подписью, а электронные документы – только усиленной квалифицированной подписью.

Электронные документы должно подписать электронной подписью лицо, которое указано в тексте электронного документа как лицо, его подписавшее. (то есть автор электронного документа должен подписывать документ УКЭП).

Усиленная квалифицированная электронная подпись (УКЭП) не только идентифицирует отправителя, но и подтверждает, что с момента подписания электронный документ не менялся.

УКЭП должна быть в отдельном файле (отсоединенная электронная подпись), присоединенная подпись не допускается.

Существует перечень документов, которые можно подать через систему ГАС «Правосудие», только если они будут скреплены усиленной квалифицированной электронной подписью. К ним относятся:

  1. заявление об обеспечении иска (ч. 1 ст. 139 ГПК РФ);
  2. заявление о применении мер предварительной защиты по административному иску (ч. 1.1 ст. 86 КАС РФ);
  3. исковое заявление, которое содержит ходатайство об обеспечении иска (ч. 4 ст. 131 ГПК РФ);
  4. административное исковое заявление, которое содержит ходатайство о применении мер предварительной защиты (ч. 9 ст. 125 КАС РФ);
  5. ходатайство о приостановлении исполнения судебных постановлений (ч. 1 ст. 381, ч. 1 ст. 391.5 ГПК РФ).

Более подробно об электронной подписи можно узнать из Федерального закона от 06.04.2011 №63-ФЗ «Об электронной подписи»

Технический отказ в приеме обращения. Причины.

Существуют основания для отказа в принятии документов через систему ГАС «Правосудие». Технический отказ мы получим в случае если документы поданные через систему в суд не соответствуют положениям пункта 4.5 Приказа.

Кроме того, положения Арбитражного Процессуального Кодекса РФ, Гражданского Процессуального Кодекса РФ и Кодекса Административного Судопроизводства РФ в новой редакции применяются только при наличии в судах технической возможности (часть 4 статьи 12 Закона № 220-ФЗ).

Это означает, что если, к примеру, в суде общей юрисдикции нет возможности получать документы в электронном виде или извещать участников процесса через Интернет, то суд продолжит работать по прежним правилам. Соответственно в данном случае мы также получим «Технический отказ в приеме обращения».

Оставление обращений без движения. Заключительные положения.

Необходимо понимать, что электронные образы документов, представленные в суд общей юрисдикции, в любом случае нужно будет представлять в оригинале вне зависимости от вида электронной подписи которой подписан документ. Это связано с тем, что суду необходимо установить имеется ли оригинал такого электронного образа документа, что вполне логично.

Кроме того, бывают случаи, когда судьи оставляют обращение без движения мотивировав это тем, что копии документов для ответчика и третьих лиц не представлены. Для того, чтобы исковое заявление не оставили без движения порядок, предусмотренный статьей 132 ГПК РФ о количестве копий по числу лиц можно выполнить путем почтового отправления данных копий ответчику и третьим лицам, приложив к заявлению копию квитанции об отправке. Однако, данный метод никак не предусмотрен. Исходя из смысла Приказа применять его мы не рекомендуем. Суд самостоятельно должен распечатывать необходимые копии документов.

Без движения оставляют обращения к которым не приложены оригиналы квитанций об уплате государственной пошлины.

Исходя из смысла нового порядка, а также смысла статьи 132 ГПК РФ квитанции об оплате госпошлины могут быть представлены в предварительное судебное заседание, так как оригиналы в электронном виде подать не представляется возможным (аналогично копиям материалов по числу лиц). Таким образом, судьи, вероятно из-за новизны, незнания и непонимания системы, оставляют обращения без движения.

Мы настоятельно рекомендуем Вам создавать правильные прецеденты использования нового порядка подачи документов. Именно мы с Вами стоим у истоков новой системы подачи документов, нам и предстоит, несмотря на некомпетентность и невежество некоторых сотрудников, совершенствовать и притворять ее в жизнь. Верим, что в ближайшее время новый порядок подачи документов будет в полной мере доведен до сотрудников суда, а нерешенные и спорные вопросы регламентируются в полном объеме.

Правовое партнерство «Ефимов и партнеры» оказывает услуги по правовому сопровождению судебных споров по всей России: административные, коммерческие, корпоративные, трудовые и прочие споры в судах.

Sp-force-hide { display: none;}.sp-form { display: block; background: #ffffff; padding: 15px; width: 100%; max-width: 100%; border-radius: 8px; -moz-border-radius: 8px; -webkit-border-radius: 8px; border-color: #dddddd; border-style: solid; border-width: 1px; font-family: Arial, "Helvetica Neue", sans-serif; background-repeat: no-repeat; background-position: center; background-size: auto;}.sp-form .sp-form-fields-wrapper { margin: 0 auto; width: 930px;}.sp-form .sp-form-control { background: #ffffff; border-color: #cccccc; border-style: solid; border-width: 1px; font-size: 15px; padding-left: 8.75px; padding-right: 8.75px; border-radius: 4px; -moz-border-radius: 4px; -webkit-border-radius: 4px; height: 35px; width: 100%;}.sp-form .sp-field label { color: #444444; font-size: 13px; font-style: normal; font-weight: bold;}.sp-form .sp-button { border-radius: 4px; -moz-border-radius: 4px; -webkit-border-radius: 4px; background-color: #0089bf; color: #ffffff; width: auto; font-weight: 700; font-style: normal; font-family: Arial, sans-serif;}.sp-form .sp-button-container { text-align: left;}


Публикации, 15:31 17.08.2017

© flickr.com/photos/moscow-live

Электронное правосудие от Верховного суда: промежуточные итоги

Контекст

Одной из главных новостей 2017 года стал запуск в судах общей юрисдикции нового порядка подачи электронных документов. Также судебные акты теперь могут изготавливаться не только в бумажной, но и в электронной форме. Таким образом, можно говорить об успешном и досрочном воплощении в жизнь важнейшего пункта программы развития судебной системы России.

Магистральным направлением Федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013-2020 годы», напомним, было обозначено совершенствование системы размещения судебных решений с использованием сети Интернет и обеспечение доступа к этим решениям. Другими словами, краеугольной целью программы можно назвать превращение отечественной судебной системы к концу десятилетия в прогрессивный институт, оперирующий самыми актуальными инновационными технологиями, что позволит сделать суды максимально открытыми и доступными для всех граждан.

Решение этой задачи получило весьма успешный старт с 2007 по 2012 годы, когда в деятельность органов правосудия были внедрены автоматизированные системы. Они значительно сократили сроки рассмотрения судебных дел и споров, уменьшилось также количество незавершенных дел и случаев потери документации. Однако, наиболее впечатляющий рывок в достижении поставленной цели, по мнению экспертов, произошел в последний год. РАПСИ изучило, в чем именно он заключается.

Интеграция электронных систем

Надо отметить, что внедрение новейших технологий происходило на фоне не самых благожелательных ожиданий экспертного сообщества, что позволяет оценивать результат по критериям самых высоких стандартов. У некоторых экспертов и наблюдателей до последнего времени возникали опасения, что объединение судов - Верховного (ВС) и Высшего арбитражного, который многие искренне считали флагманом по внедрению инновационных технологий, затормозит развитие программы и распространение электронного правосудия в России. Спустя три года после этого события и почти за такой же срок до окончания целевой программы пора подвести промежуточные итоги.

Электронные инструменты ВАС не заброшены и успешно освоены судами общей юрисдикции - в частности, уже в ближайшей перспективе должны быть синхронизированы информационные системы арбитражных судов с Государственной автоматизированной системой РФ "Правосудие" (ГАС "Правосудие").

Однако, пожалуй, важнейшим симптомом того, что наследие ВАС получило в системе ВС новую жизнь служит факт запуска 1 января этого года в эксплуатацию сервиса подачи в федеральные суды общей юрисдикции исковых заявлений, жалоб, представлений и иных документов, а также получения из судов юридически значимых решений через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет.

Новый порядок подачи электронных документов заработал во всех федеральных судах общей юрисдикции, сайты которых поддерживаются информационной системой ГАС "Правосудие". По делам из арбитражных судов подавать документы можно будет через существующую систему «Мой Арбитр». Для других видов дел обращаться в ВС в электронной форме можно через личный кабинет на сайте самого ВС.

Таким образом, встраивание электронных инструментов арбитражной системы в несопоставимо более масштабную систему судов общей юрисдикции, как уже можно констатировать, дало синергический эффект, позволив судебной системе стать ИТ-лидером в госсекторе и флагманом, на который ориентируются и стремятся с ним интегрироваться другие ведомства (о чем - ниже).

Это означает, что панические прогнозы о негативных последствиях объединения судов оказались не только беспочвенными, но и в корне неверными. О том, что реализация программы «оцифровки» работы судебной системы после включения арбитражей в систему ВС идет с большим опережением графика может свидетельствовать хотя бы тот факт, что уже сегодня в ближайшей перспективе развития сервиса рассматривается возможность введения юридически значимого электронного документооборота даже в мировых судах.

Московский эксперимент

Важно отметить, что суды общей юрисдикции пробуют разные варианты информационных технологий для использования в своей системе. Такая диверсификация с одной стороны снижает риски технологических ошибок, с другой - путем конкурентного сопоставления результатов позволяет выбрать наиболее эффективный формат для использования в «оцифровке» федеральной судебной системы.

В частности, наряду с системой ГАС «Правосудие» и функционирующим сервисом «Картотека арбитражных дел», вариант внедрения которого и в суды общей юрисдикции сейчас рассматривает ВС, в последние пару лет в Москве стремительно развивается совсем новая технология - Комплексная информационная система судов общей юрисдикции (КИС СОЮ).

В этом проекте участвуют Мосгорсуд, 35 районных судов Москвы и 12 ведомств. Уже сегодня в действующем едином электронном хранилище судебных дел и документов содержится информация более чем по миллиону судебных дел и 400 тысячам судебным актам.

На едином портале судов общей юрисдикции Москвы в удобном для граждан виде предоставлена вся необходимая информация по делам, которые рассматриваются в столичных судах, в том числе, появилась возможность использования личного кабинета, где участвующие в деле лица в электронном виде могут ознакомиться с его материалами.

234 зала судебных заседаний в 24 районных судах Москвы оснащены программно-аппаратными комплексами аудио- и видеозаписи судебных заседаний, которые позволяют не только производить качественную запись, но и обеспечить хранение этих записей с возможностью их автоматического сопоставления с информацией о конкретном судебном деле.

Всего КИС СОЮ состоит из 12 подсистем. Благодаря ним с судами уже интегрированы пять ведомств, контакт с которыми существенно помогают работе судов. Это московские Управления Федерального Казначейства, Федеральной службы судебных приставов, Федеральной службы исполнения наказаний, Главное следственное управление Следственного комитета РФ и Прокуратура Москвы. В ближайшей перспективе московские суды будут интегрированы также с ГИБДД ГУ МВД России по Москве, Управлением по контролю за оборотом наркотиков ГУ МВД России по Москве, ФНС по Москве и другими ведомствами.

Альтернативы электронного правосудия

КИС СОЮ весьма эффективно зарекомендовал себя в Москве и вскоре может быть тиражирован в масштабах всей страны, о чем говорят, как эксперты, так и сотрудники судебной системы. Однако может возникнуть вопрос, насколько сочетаемы задачи электронного правосудия на столичном и всероссийском уровнях? Будут ли актуальны преимущества московской системы электронного правосудия в масштабах России?

Для ответа на этот вопрос полезно проанализировать конкурентные преимущества КИС СОЮ. Его создатели утверждают, что система усовершенствует правосудие «по двум основным критериям: скорость рассмотрения и повышение доступности материалов дела. Самый наглядный пример находим в интервью CNews Татьяны Толстовой, заместителя генерального директора компании «Крок» — генерального подрядчика по внедрению КИС СОЮ: одно дело для адвоката — поехать в какой-то отдаленный районный суд и там знакомиться с материалами дела в бумажном виде, предварительно отстояв очередь, и совсем другое - просто посмотреть все необходимое через интернет».

Важнейшим инструментом КИС СОЮ является «Электронное дело», которое представляет собой электронное хранилище всех текущих дел, включая исковые заявления. Каждое электронное дело имеет свой уникальный номер в централизованной базе данных, что позволяет сотрудникам аппаратов судов и самим судьям ограничиться запросом в поисковике интерфейса подсистемы вместо продолжительного поиска информации в бумагах дела. При том, что поиск производится по любой детали из дела и способен выдать не только дело целиком, но и конкретный файл из него.

Подсистема позволяет передавать материалы дел в электронном виде из районных судов в вышестоящие инстанции Мосгорсуда на апелляционное и кассационное рассмотрения.

Для простых пользователей не меньшую роль играет внешний портал, с помощью которого участники процесса могут обращаться к накопленной базе материалов дел. «Личный кабинет» дает возможность отслеживать необходимые статусы и документы по судебному процессу в режиме реального времени. Благодаря этому, участвующие в судебном разбирательстве граждане могут не знакомиться с материалами в бумажном виде.

Принципиально важных преимуществом КИС СОЮ является его техническая структура. Сейчас «Электронное дело» развернуто на двух десятках виртуальных машин в Мосгорсуде из нескольких сотен задействованных под всю систему КИС СОЮ. Но главное, что различные программные компоненты реализованы независимо друг от друга: отдельно интерфейс, репозиторий для хранения документов и еще ряд сервисов. Это радикально снижает риски поломки системы и сводит практически к нулю вероятность взлома.

Более того, такая архитектура «Электронного дела» гарантирует возможность оперативного масштабирования: при необходимости можно нарастить отдельные компоненты, чтобы удовлетворять потребности пользователей по нагрузке, количеству хранимых документов и другим показателям.

Перспективы

На первом этапе «Электронное правосудие» будет работать только в московских судах, но в будущем не исключено его объединение с ГАС «Правосудие», которое входит в пятерку крупнейших государственных информационных систем, обслуживая до 140 тысяч пользователей.

О необходимости создания единой информационной системы заявлял ранее Верховный суд, предлагая распространить сервис «Картотека арбитражных дел» (КАД) на суды общей юрисдикции.

Какой вариант электронного сервиса будет выбран для судов общей юрисдикции — КАД или электронный сервис, опробуемый Мосгорсудом, — пока не ясно.

И пока этот вопрос решается, ГАС «Правосудие» готовится к выходу на Единый портал госуслуг. Там планируется открыть функцию подачи иска в электронном виде, реализовать сервис по определению подсудности: в какой суд обратиться в той или иной жизненной ситуации.

Кроме того, уже в этом году планируется ввести в эксплуатацию электронный банк исполнительных документов. Запланированы мероприятия по разработке электронных сервисов, обеспечивающие взаимодействие судебной системы с Федеральной налоговой службой и Роскомнадзором через систему межведомственного электронного взаимодействия.

Судебный департамент до 2019 года планирует сформировать электронное хранилище судебных дел и документов федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и единого архива документов судебной системы России.

Валерий Ермолов