Единый расчетный центр порядок создания. Законна ли деятельность единых расчетных центров в России? Расщепление платежей доверят банковскому агенту

21.12.2016 г. 17:29

Никита Смирнов

/ 6

19 декабря Минстрой выложил для публичного обсуждения законопроект (http://regulation.gov.ru/projects#npa=60412), который должен полностью изменить порядок расчетов в жилищно-коммунальном хозяйстве. Главными является две вещи:

1. Прямые договора и платежи ресурсо-снабжающим организациям (РСО).

2. Четкое определение, что такое расчетный центр и как он должен работать.

Это практически полностью может воплотить те идеи, которые я долгие годы доносил до федеральных структур. Естественно, такое событие нельзя оставить без внимания и поэтому в данной статье подробно разберем основные моменты. Перед тем как перейти к самому законопроекту, рекомендую ознакомиться с материалом «Выход из кризиса в ЖКХ» (), где вы увидите практически идентичную схему работы.

Один ЕПД и жесткий контроль со стороны Правительства РФ

Прежде всего стоит сказать о том, что законопроект усиливает влияние Правительства РФ в сфере ЖКХ и снижает влияние региональных властей, что, безусловно, является плюсом. В частности единый платежный документ (ЕПД) теперь будет утверждать только федеральное Правительство - п.4 ст.155 Проекта:

«Правила предоставления единого платежного документа, в том числе единого платежного документа в электронной форме, отказа от предоставления единого платежного документа на бумажном носителе, возврата к предоставлению единого платежного документа на бумажном носителе, типовая форма единого платежного документа устанавливаются Правительством Российской Федерации»

Кто знаком с моими расследованиями в отношении «МосОблЕИРЦ» знает, что те до сих пор прикрываются формой ЕПД, которую утвердили региональные власти, наплевав на федеральную форму. Если федеральный ЕПД конкретен и, к примеру, полностью исключает возможность работы мошеннических расчетных центров (см. «Новая форма платежного документа исключает расчетные центры» - http://nikopol8.livejournal.com/105127.html), то региональный ЕПД, наоборот, содержит массу резиновых и неопределенных терминов, а также противоречит законодательству. Что открывает путь для коррупции и мошенничества.

Выставлять ЕПД имеет права лишь информационно-расчетные центры (ИРЦ), о которых поговорим ниже. Главное, что новая норма больше не позволит региональным властям выпускать свои липовые ЕПД и творить в регионе беспредел в ЖКХ.

К ЕПД люди относятся по-разному, далеко не все хотят получать единый платежный документ, а готовы платить по 10-ти квитанциям. И тут Проект нас может порадовать (п. 5 ст. 155):

«Собственник помещения в многоквартирном доме или жилого дома вправе в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, обратиться к ресурсоснабжающей организации, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами, лицу, осуществляющему управление многоквартирным домом, иному лицу, оказывающему услуги или выполняющему работы на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме , региональному оператору с заявлением о предоставлении отдельного платежного документа для внесения соответствующей платы. В этом случае вид платы, по которому собственнику предоставляется отдельный платежный документ, не включается в единый платежный документ».

Конечно, без конкретизации порядка, о котором сказано в этом пункте, сложно понять идет речь о простом письменном заявлении собственника или необходимо собирать какие-то документы, обосновывать свое желание и т.д. Стоило бы данный порядок сразу предусмотреть в статье, он не должен быть сложным. Тем не менее, данная норма позволяет полностью уйти от ЕПД, и радует тот факт, что нет никаких «но», а значит лица, к которым поступит соответствующее обращение, не вправе отказать.

Прямые договора с РСО

п. 7 ст. 155 Проекта:

«Плата за коммунальные услуги вносится ресурсоснабжающим организациям, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами»

п. 2 ст. 157.2 Проекта:

«Договоры, указанные в части 1 настоящей статьи, заключаются ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами с каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени»

То есть мы переходим не просто на прямые платежи, но и на прямые договора! Поскольку о выгоде этой системы говорилось не раз, не буду снова повторяться - в материале «Выход из кризиса в ЖКХ» () вы можете подробно об этом прочитать.

Причем типовую форму договора будет устанавливать Правительство РФ (п.4 ст.157.2) и процесс их заключения автоматический:

«Договор ресурсоснабжения заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации, при этом заключение договора в письменной форме не требуется. Такой договор считается заключенным на неопределенный срок с момента первого фактического подключения собственника помещения в многоквартирном доме к сети электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения»

В пунктах 8-13 ст. 157.2 Проекта также более подробно расписывается ответственность ресурсо-снабжающих организаций. Сейчас же она полностью размыта и все шишки достаются управляющим компаниям.

Данные изменения являются самыми главными и революционными, именно в этом будущее ЖКХ, и чем скорее мы перейдем на прямые отношения с ресурсниками, тем быстрее сможем решать и следующие проблемы.

Однако хочу напомнить, что ранее уже вносился похожий проект

(http://nikopol8.livejournal.com/141129.html), который в итоге был похоронен в кабинетах. На одном из федеральных мероприятий мне удалось пообщаться с сотрудником Минстроя, который рассказал о причинах, почему проекту так и не подарили жизнь. (Он как раз над ним работал). Удалось немного поговорить и на тему ИРЦ. Читая данный проект, вижу, что и тут федералы услышали здравые предложения. Главное, чтобы и новый проект не похоронили.

«Смерть» незаконных расчетных центров

Самым спорным моментом Проекта является раздел, посвященный информационно-расчетным центрам (ИРЦ). Совершенно очевидно, что это ненужный посредник, но, к сожалению, Правительство РФ уж очень хочет таким образом централизовать выставление квитанций. В Москве с Единым платежным документом, насколько мне известно, все хорошо, может это и неплохая идея. Однако очевидно, что в будущем все расчеты будут происходить в режиме онлайн и ЕПД будет вообще не нужен.

Самое главное, что Проект четко определяет, что же такое ИРЦ (п. 2 ст. 155.1):

«Под деятельностью информационно-расчетных центров понимается сбор сведений о начислениях платы за жилое помещение и коммунальные услуги, о задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги , полученных от ресурсоснабжающих организаций, управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов, регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, регионального оператора, формирование, печать и доставка единого платежного документа лицам, указанным в части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, а также организация обмена информацией с кредитными организациями, платежными агентами и банковскими платежными агентами с участием которых вносится плата за коммунальные услуги и жилое помещение. При этом зачисление денежных средств, вносимых в счет платы за жилое помещение и коммунальные услуги по единому платежному документу, производится кредитными организациями в порядке переводов в соответствии с законодательством Российской Федерации о банковской деятельности на расчетные банковские счета лиц, которым в соответствии с настоящим Кодексом подлежит внесение такой платы, без зачисления денежных средств на банковские счета информационно-расчетного центра» .

Таким образом, ИРЦ становится просто информационным центром, а не кассой. Такой ИРЦ никакой опасности для денег не представляет. Когда выпуск квитанций, касса и зачисление находится в одних руках, это приводит к воровству, которое мы и наблюдаем в Подмосковье.

Теперь же ИРЦ никакого отношения ни к кассе, ни к зачислению не будут иметь. Более того, четко написано, кому вносится плата за услуги, и всякие ЕИРЦ теперь не смогут передернуть закон. Причем зачисление могут осуществлять только КРЕДИТНЫЕ организации, иными словами банки. Простой платежный агент не является кредитной организацией и не осуществляет операцию по зачислению денег. Это и сейчас четко прописано в ФЗ №103 "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", однако с Жилищным кодексом не было четкой привязки, теперь она появляется. Уверен, что именно против этого пункта будут бороться лоббисты воровских расчетных центров. В новом виде, полагаю, ИРЦ имеет право на жизнь.

И самое главное - концовка последней выдержки: «без зачисления денежных средств на банковские счета информационно-расчетного центра». Это означает полное поражение «МосОблЕИРЦ». Кроме того все ИРЦ должны будут соответствовать определенным Правительством РФ требованиям и находиться в открытом реестре (п.7 ст.155.1):

«Сведения, содержащиеся в реестре информационно-расчетных центров субъекта Российской Федерации, являются открытыми, общедоступными и подлежат размещению на официальном сайте органа государственного жилищного надзора в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и в системе».

Правительство РФ также определяет порядок работы и обмена информацией расчетных центров. И поскольку реестр размещается на сайте Государственной жилищной инспекции, то теперь ГЖИ не сможет закрывать глаза на работу расчетных центов.

Пожалуй, это главные плюсы ИРЦ, а теперь поговорим о минусах. К сожалению, Проект предусматривает ИРЦ в виде монополиста на весь регион, хотя в законе и написано, что их может быть несколько, но…. Конкурс по отбору ИРЦ проводят региональные власти согласно порядку, утвержденному Правительством РФ. Также областное правительство может учредить свой (свои) ИРЦ. В этом случае они будут в форме ГУПов, тут уже хитрить не получится, поскольку в Проекте также устанавливается субсидиарная ответственность региональных властей (п. 5 ст. 155.1):

«По решению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) субъектом Российской Федерации может быть создан информационно-расчетный центр или несколько информационно-расчетных центров , каждый из которых осуществляет деятельность на части территории такого субъекта Российской Федерации. Субъект Российской Федерации несет субсидиарную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение созданных им информационно-расчетных центров обязанностей , установленных законодательством Российской Федерации».

Из плюсов можно выделить то, что типовую форму договора будет устанавливать Правительство РФ, он будет публичным и полностью открытым, а значит не будет такого, что в одном городе ИРЦ берет за работу 1%, а в другом 3%. Однако такая монополия все же может привести к тому, что у ИРЦ будет достаточно ощутимый процент, который он заберет в ущерб текущего ремонта. Каким образом будет осуществляться оплата работы ИРЦ и сколько в итоге она будет стоить - непонятно.

Считаю важным отметить, что расчетные центры будут обязано застраховать убытки (п. 9 ст.155.1):

«Ответственность информационно-расчетного центра за убытки, причиненные в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения информационно-расчетным центром своих обязанностей, должна быть застрахована в российской страховой организации за исключением случая, предусмотренного частью 5 настоящей статьи».

Очень смущает меня вот этот пункт:

«В случае, если на дату вступления в силу настоящего Федерального закона в субъекте Российской Федерации создан информационно-расчетный центр, который осуществляет деятельность по предоставлению платежных документов не менее одного года и при этом многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг на территории субъекта Российской Федерации предоставляется услуга по расчету (перерасчету) размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги, положения части 2 настоящей статьи не применяются. Такой информационно-расчетный центр осуществляет свою деятельность в соответствии с требованиями, установленными статьей 1551 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) до принятия решения субъектом Российской Федерации о проведении конкурса по отбору информационно-расчетного центра и определения победителя такого конкурса».

Вообще «МосОблЕИРЦ» не отвечает этим требованием, он даже не создан правительством Московской области, но мы же знаем, как наши региональные власти относятся к законам, и тут, возможно, начнутся хитрости. Правда, не думаю, что «МосОблЕИРЦ» будет заинтересован работать в таком правовом поле, ибо тут они не будут получать деньги на свои счета и орудовать миллионами, да и ответственность появляется.

Подведение итогов

Пока это лишь проект, документ еще может быть изменен. Я уже готовлю свои поправки, которые обязательно выложу на официальном сайте, рекомендую и вам там высказать свои мысли.

Описанное выше - это мое субъективное мнение, которое основано исключительно на законодательстве. Конечно, у других юристов может быть иное мнение. Но опасайтесь провокаторов, которые явно работают в интересах мошеннических расчетных центров и задача которых - дискредитировать этот законопроект. В интернете уже гуляют некоторые эмоциональные вбросы. Для полной картины обязательно прочтите документ сами, причем не нужно читать все 33 страницы, нас интересует лишь изменения в статье 155 (стр. 3-14), статья 157.2 (стр. 17-23) и концовка (стр. 28-33).

На мой взгляд, это отличный документ, который нам очень нужен и поэтому надо добиваться его принятия.

В связи с этим хочу призвать всех активных граждан, УК, ТСЖ, Администрации поселений, Советы депутатов, отдельных депутатов поддержать данный законопроект. Если вы с чем-то принципиально не согласны - присылайте в Минстрой свои предложения и пожелания. Обязательно отпишите на сайте, где сейчас происходит публичное обсуждение законопроекта. Уверен, что Минстрою нужна общественная поддержка, чтобы он смог провести этот проект через Госдуму. Поэтому наша задача привлечь как можно больше внимания к нему и не позволить лоббистам мошеннических расчетных центров заблокировать этот законопроект.

Правда всегда побеждает в итоге, но это не всегда быстрый процесс. Как бы ни пафосно это звучало - сегодня мы участвуем в написании истории новой системы ЖКХ, и прямые платежи - это первый шаг к победе.

Никита Смирнов, депутат города Сергиев Посад

В минстрое РТ рассказали, как именно 33 млрд. рублей платежей населения будут «окрашивать», чтобы пресечь воровство

Некоторые секреты работы нового ЕРЦ, который возглавил начальник «Татэнергосбыта» Рифнур Сулейманов, раскрыл накануне минстрой РТ. Законно ли его создание, на кого взвалят тяжесть неплатежей граждан объемом в 5,4 млрд. рублей, какой банк сможет получить статус уполномоченного и какова судьба почти тысячи работников существующих ЕРЦ республики, выяснял корреспондент «БИЗНЕС Online».

Рифнур Сулейманов возглавит создаваемый сейчас единый расчетный центр, который объединит в себе сбор платежей как за электроэнергию, так и за другие коммунальные и жилищные услуги, кроме газоснабжения

ЕРЦ: СРЕДСТВА НЕ БУДУТ СЛИВАТЬСЯ В ОБЩИЙ КОТЕЛ, А СТАНУТ «ОКРАШЕННЫМИ»

Сбор платежей за ЖКУ в Татарстане собирают в один мощный кулак Рифнура Сулейманова , главы «Татэнергосбыта». Он возглавит создаваемый сейчас единый расчетный центр, который объединит в себе сбор платежей как за электроэнергию, так и за другие коммунальные и жилищные услуги, кроме газоснабжения. Таким образом, Сулейманов будет отвечать за солидный кусок пирога экономики республики весом примерно в 33 млрд. рублей в год. Об этом в среду стало известно в ходе заседания штаба по подготовке к новому отопительному сезону с участием президента РТ Рустама Минниханова . Глава республики дал неоднозначно понять, что саботажа от управляющих компаний и ТСЖ не потерпит.

«Сразу предупреждаю, что это решение принято. Если у кого-то есть конструктивные предложения, вы должны [информацию] об этом сообщить», — сказал президент РТ и подчеркнул, что работать с ЕРЦ будет не правом, а обязанностью для всех УК, ТСЖ и ЖСК республики.

Однако, как пояснил «БИЗНЕС Online» председатель центра общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства РТ Михаил Застела , законодательной подпорки данной инициативы на данный момент нет. Действительно, в настоящее время деятельность расчетных центров законодательно не регулируется ни Жилищным, ни Гражданским кодексами. Как считает Застела, если крупные УК гарантированно будут работать с новым ЕРЦ, то мелкие ТСЖ и ЖСК могут и отказаться от этой идеи, поскольку, по его мнению, опасаются стать слишком прозрачными. Сегодня средства жителей поступают напрямую управляющим компаниям, и жилищники сами занимаются расщеплением средств — за тепло, электроэнергию, за уборку мусора и так далее. Однако, считает общественник, порой руководители УК начинают тратить средства жителей не по назначению, задерживать оплаты ресурсоснабжающим организациям, а если платят, то не полностью. Да и что скрывать, порой просто воруют средства жителей. Расстаться с такой бездонной кормушкой добровольно мало кто захочет.

Новая система сбора и расщепления средств будет похожа на казначейскую. Средства не будут сливаться в общий котел, а станут «окрашенными». Деньги, поступающие за оплату ЖКУ, после расщепления будут зачислять на три группы счетов: за жилищные услуги — на счета подрядных организаций, которыми подрядчики смогут воспользоваться только после подписания актов выполненных работ; за поставленные коммунальные услуги — на счета ресурсоснабжающих организаций, которыми они смогут воспользоваться только после подписания актов сверки с управляющими организациями. Управляющие же компании получат только те средства, которые полагаются им по праву за услугу по управлению домами.

По логике создателей нового ЕРЦ, это позволит решить проблему целевого использования средств собственников, лишить недобросовестных работников УК интереса совершения нарушений при начислении за ЖКУ, а также повысит качество самих жилищных услуг, поскольку штрафы, которые будут начисляться управляющей компании за нарушения, будут списываться со счетов УК из средств, полученных на управление МКД.

«ПЛАТЕЖНАЯ ДИСЦИПЛИНА НАСЕЛЕНИЯ НЕ 100 ПРОЦЕНТОВ. УК — ЗАЛОЖНИКИ ЭТОЙ СИТУАЦИИ»

Тем не менее возникает масса вопросов. К примеру, кто возьмет на себя тяжкий груз неплатежей жителей? По данным минстроя РТ, процент собираемости платежей за ЖКУ с населения составляет 98,6%, получается, что только за 2016 год граждане недоплатили за услуги около 460 млн. рублей. А с учетом долгов, накопившихся с 2005 года, общий ком неплатежей в Татарстане составляет 5,4 млрд. рублей. Сейчас УК выходят из положения, понемногу недоплачивая ресурсоснабжающим организациям за их услуги, объясняя это плохой платежной дисциплиной татарстанцев. Но как будет работать данная система, если у руля распределения средств жителей встанет профессиональный сборщик платежей ресурсоснабжающей организации «Татэнерго», который заточен в первую очередь на покрытие убытков поставщиков ресурсов?

Ответил на этот вопрос «БИЗНЕС Online» первый замминистра строительства, архитектуры и ЖКХ РТ Алексей Фролов . «Сегодня ресурсоснабжающие организации имеют преимущественное право (получения средств), и с управляющих компаний они берут максимально. Тот же „Татэнергосбыт“, у которого собираемость почти 100 процентов. При этом платежная дисциплина населения не 100 процентов, — признал замминистра. — УК — заложники этой ситуации. И чтобы они не были таковыми, они должны правильно расщеплять денежные средства, собранные с населения, всем поставщикам ресурсов».

Фролов заверил, что убытки, полученные от неплатежей населения, будут распределяться пропорционально между всеми поставщиками услуг, будь то коммунальные или жилищные услуги. Это должно снять вечный конфликт между УК и ресурсоснабжающими организациями.

«Акт поставки ресурсов должен загружаться в систему, и она должна от объема полученных платежей потребителей автоматически расщеплять средства всем поставщикам ресурсов», — пояснил он. Это еще одна задача новой системы — чтобы оплата шла только за реально поставленные услуги, подчеркивает Фролов. «Цель именно в том, чтобы на инфраструктуре „Татэнергосбыта“ создать реальную систему, которая позволит максимально правильно и честно расщеплять средства, которые поступили от населения», — говорит замминистра.

СУДЬБА 47 РЦ ПОД ВОПРОСОМ: «СМЫСЛА ДЕРЖАТЬ ТАКУЮ АРМИЮ НЕТ»?

Второй вопрос — что станет с 47 расчетными центрами, в которых по республике работают 949 человек, рассчитывающие 1,269 млн. лицевых счетов. Кроме того, существует более тысячи ТСЖ и ЖСК, которые осуществляют расчет платежек самостоятельно или через коммерческие расчетные центры. Когда эти РЦ сольются в едином порыве с 56 офисами «Татэнергосбыта», неизбежны сокращения.

«Смысла держать такую армию нет: они же все на шее населения находятся. Так что переход к единому республиканскому расчетному центру — это вопрос поэтапного совершенствования системы платежей», — отметил министр строительства РТ Ирек Файзуллин на вчерашнем совещании. Вместе с тем он дал понять, что существующие ЕРЦ ликвидироваться не будут, они станут филиалами новой структуры. Минниханов также дал задание по максимуму использовать работников РЦ на местах.

«Изменений больших мы не предполагаем, те ЕРЦ, которые работают, и фронт-офисы для населения должны остаться», — заочно успокоил их накануне Фролов. Также больших перемен не предвидится в способах оплаты для населения. Как считает чиновник, они в настоящее время достаточно удобны для потребителей ЖКУ, есть различные способы оплаты, в том числе и мобильные приложения, и система автоматических платежей.

Третий вопрос — какой банк станет уполномоченным на то, чтобы аккумулировать на своих счетах платежи от населения и расцеплять их по поставщикам услуг. Название его пока не известно, в минстрое поясняют, что будет проведена конкурсная процедура по его отбору. Хотя по всей логике это должен стать «АК БАРС» Банк, имеющий разветвленную сеть отделений по республике, к тому же в ряде районов РТ именно этот банк занимается платежами ЖКУ. Но, с другой стороны, в Казани в этом направлении работает Банк Казани, который также не захочет расставаться со внушительным денежным потоком.

Фролов заявил, что теоретически может быть выбрано несколько уполномоченных банков. «Они сегодня заинтересованы в этой задаче, у нас есть предложения от Сбербанка в части того, чтобы привлечь эти денежные потоки, — говорит Фролов. — Но если отдельный город захочет свой банк поддержать, как, например, Банк Казани, если банк даст нормальные конкретные условия для поддержания этой системы — почему нет? Основная задача для нас — это сформировать единый банк данных всех лицевых счетов в республике, чтобы было единообразное начисление для всех граждан в республике».

При этом Фролов дал понять, что банки едва ли не приплачивать готовы за возможность собирать средства населения за ЖКУ. «Банк какие затраты несет? От объема денежных средств, которые от населения поступают, банк получает для себя только плюсы. Это достаточно серьезный денежный поток, который ему дает соответствующие показатели. То есть банк сегодня не должен просить денежные средства на элементы эквайринга, операционные расходы. На мой взгляд, банк, наоборот, должен давать преимущества с точки зрения депозитных процентов, если он участвует в этом процессе», — говорит Фролов.

БАНК КАЗАНИ: ЕСТЬ ВСЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОБСЛУЖИВАТЬ ЕРЦ НА ВСЕЙ ТЕРРИТОРИИ РТ

Опрошенные «БИЗНЕС Online» банки также заверили, что готовы работать с платежами населения. Илья Вельдер , управляющий директор дирекции стратегического развития и корпоративных коммуникаций «АК БАРС» Банка, сообщил, что сервисы регулярных платежей, в том числе за ЖКХ, являются одними из наиболее востребованных на сегодня. «Банк постоянно совершенствует систему приема платежей, делая этот процесс простым и удобным для своих клиентов. Так, в интернет-банке „АК БАРС Онлайн“ платежи за ЖКХ можно провести в два клика, только по номеру лицевого счета, без комиссии», — говорит Вельдер.

Он считает, что его банк имеет для участия в новом проекте ЕРЦ максимальные преимущества — это полный территориальный охват республики и широкая филиальная сеть в России, а также успешный опыт сотрудничества со всеми поставщиками услуг ЖКХ и ресурсоснабжающими организациями. Банк осуществляет поддержку инфраструктуры электронных платежей для госуслуг и имеет удобные дистанционные каналы обслуживания клиентов.

В то же время и Банк Казани заявляет, что готов обслуживать своими силами платежи ЖКУ со всего Татарстана. «У Банка Казани есть все возможности обслуживать ЕРЦ на всей территории Республики Татарстан. Как современнейшая IT-платформа, так и выстроенные технологии обслуживания, а также моментальное исполнение платежей позволяют это делать качественно и оперативно. У нас большой накопленный опыт в этой сфере, нареканий к нашей работе нет и никогда не было. Немаловажным положительным фактом является и то, что контрагенты ЕРЦ в общей своей массе тоже обслуживаются в Банке Казани. Но в любом случае вопрос обслуживания счетов казанского ЕРЦ и любого другого лежит в плоскости конкурентного предложения», — сообщили нашему изданию в пресс-службе Банка Казани.

Для населения важно одно — не вырастет ли плата за формирование самих платежек? На данный момент размер платы за услуги расчетных центров по республике отличаются разительно: от 50 копеек до 82 рублей за один лицевой счет. В среднем жители платят от 2 до 4% от суммы своего платежа. Накануне чиновники заверяли журналистов, что новый ЕРЦ будет брать уж точно не больше этого уровня, но пока никакой конкретики сообщить не могут.

По данным минстроя РТ, процент собираемости платежей за ЖКУ с населения составляет 98,6%, получается, что только за 2016 год граждане недоплатили за услуги около 460 млн. рублей
Фото: Игорь Зарембо, РИА «Новости»

«ДОБРОСОВЕСТНЫЕ УЧАСТНИКИ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ ОТ ЭТОГО ТОЛЬКО ВЫИГРАЮТ»

Напомним, что Сулейманов, представляя новую систему ЕРЦ, заявлял, что она принесет массу плюсов всем участникам рынка ЖКУ. По мнению энергетика, появление ЕРЦ позволит достичь единого ценообразования на услуги ЖКХ в республике, введения общего стандарта работы с населением, формирования единого платежного документа, ухода от субъективности при распределении платежей, прозрачности начислений и передвижения денежных средств для всех заинтересованных сторон. Он пообещал переход на электронный документооборот и внедрение мобильного приложения.

«Добросовестные участники жилищно-коммунальных отношений от этого только выиграют. Население получит удобное и качественное обслуживание, ресурсоснабжающие организации приобретут единую базу данных, которая не будет зависеть от смены УК, своевременное зачисление всех поступивших от населения денежных средств и эффективный механизм работы с неплательщиками, УК снизят свои издержки на организацию работы, у них будет больше времени на свою хозяйственную деятельность, а муниципалитеты получат инструмент контроля за состоянием расчетов населения за поставленные ресурсы», — заявил Сулейманов.

Минниханов пояснил, что «Татэнергосбыт» выбран координатором создания нового ЕРЦ, поскольку он имеет разветвленную сеть офисов в республике и опыт по сбору платежей с населения. Собираемость платежей в «Татэнергосбыте» высока и составляет 99%. Перейти на новую систему планируется уже с 1 января 2018 года, но в пилотном режиме она должна заработать уже в четвертом квартале этого года.

Аналогичные расчетные центры уже создаются или будут создаваться в других регионах РФ после соответствующего поручения правительства России и президента РФ Владимира Путина . В 12 регионах единый расчетный центр представлен дочерними организациями Сбербанка, в Московской и Ленинградской областях единые расчеты координирует компания «ИнтерРАО».

Также известно, что минстроем России подготовлен проект поправок в Жилищный кодекс РФ, которые прописывают принципы создания регионального ЕРЦ для расчетов за жилищно-коммунальные услуги. Но на данный момент он не внесен в Госдуму, пояснил «БИЗНЕС Online» депутат ГД РФ от Татарстана Александр Сидякин , курирующий сферу ЖКХ. «Было много дискуссий, была отдельная позиция у Москвы, и принятие решения немного сдвинулось. Сейчас все в стадии подготовки к внесению документа в Госдуму», — пояснил депутат. Сидякин считает, что законопроект о единых расчетных центрах необходим для увеличения прозрачности платежей. «У регионов будет право создавать такие расчетные центры либо переводить все на прямые договоры потребителей с поставщиками услуг. Если такие расчетные центры будут созданы, то, конечно, поставщики и УК обязаны будут заключить с ними договоры», — считает депутат. Он отмечает, что сегодня существует множественность субъектов, в результате чего «возникает неразбериха, двойные квитанции, неправильное начисление и все что угодно». По его мнению, проект закона может быть внесен в ГД в осеннюю сессию.

«ЦЕНТРЫ НАПЛОДИЛИ ЗА СЧЕТ НАШИХ СРЕДСТВ. УВЕЛИЧАТ ТАРИФЫ И БУДУТ ОБЕСПЕЧИВАТЬ ЕЩЕ ОДИН РАСЧЕТНЫЙ ЦЕНТР»

«БИЗНЕС Online» спросил у участников рынка ЖКХ и экспертов, в чем плюсы и минусы новой системы и готовы ли они сотрудничать с новым ЕРЦ.

Михаил Застела — председатель центра общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства РТ:

— От создания единого расчетного центра выиграют все честные люди. Это будет прозрачная система, работающая по единым правилам и позволяющая контролировать отклонения любой управляющей компании. Вообще ЕРЦ — это бухгалтерия. Если организация большая, обслуживает всех, и деньги там будут распределяться, а не сваливаться в общий мешок с платежами, то у управляющих компаний будет меньше возможностей для злоупотребления. На качество ЕРЦ не повлияет, конечно. Бухгалтерия же что есть, то и посчитает. Если нельзя будет отправить себе в карман на зарплату деньги те, которые не использовали на осуществление жилищных услуг, то, значит, придется выполнять и оказывать жилищные услуги. Вообще, я считаю появление ЕРЦ положительным явлением, это не городская, а республиканская организация, подконтрольная правительству РТ.

Шамиль Хайруллин — председатель ТСЖ «Гаврилово»:

— Лучше, конечно, если работа с единым расчетным центром будет нашим правом, а не обязанностью. Сейчас есть единственная государственная система ЖКХ. Если бы расчетный центр брал меньше в банке, то все с удовольствием туда бы пошли платить. Было бы хорошо, если бы расчетный центр поставил определенные условия, изучил бы рынок оплаты, сделал бы скидки. Допустим, не тот 1 процент, который сейчас почти повсеместно (Сбербанк берет 2 процента, если нет договора с ТСЖ), а 0,75 процента. Многие платят через почту, но там информацию дают с опозданием. К расчетным центрам отношусь настороженно, потому что не мог объяснить людям, как проходят начисления, в отличие от того случая, когда начисляем сами.

Марат Гимадиев — председатель ТСЖ «Меридианная, 14»:

— Нам, наверное, единый расчетный центр не грозит. У нас свой счет в ТСЖ. Если бы нам предложили работать с ЕРЦ, то я бы отказался. Проще работать самим, как мы, — мы рассчитываем сами. И людям проще. Если вдруг возникают какие-то вопросы, то общаются со своей бухгалтерией. Практические сразу можно посмотреть все документы, на основании которых происходит начисление, сразу сверить приборы учета. Честно говоря, сомневаюсь, что выйдет такое постановление, где все ТСЖ и жилищные организации будут привязаны к одному какому-то банку или к одной организации. Если бы это было бесплатно, то тогда бы это было возможно. А если за счет собственников, то как можно заставить...

Геннадий Сомов — председатель союза домовых комитетов:

— Я категорически против, расчетные центры незаконны. Должна быть управляющая компания, бухгалтерия, а не расчетный центр. Центры наплодили за счет наших средств. Увеличат тарифы и будут обеспечивать еще один расчетный центр. Если нам нужна прозрачность, то нужно ликвидировать управляющие компании — этих страшных посредников, а также расчетные центры при них. Не нужны и проценты. Необходима одна нормальная обслуживающая организация, которая работала бы напрямую. Тогда это будет эффективно. Кроме того, деньги уходят на коммерческий счет, а оттуда их можно куда угодно направить. Со специального счета деньги никто не снимет. А денег уходит много... В Нижнекамске за 5,5 лет переплатили почти 6 миллиардов рублей только за теплоснабжение, а казанцы за 9 лет — 10,5 миллиардов рублей. При этом нет никакого закона, чтобы воздействовать на неплательщиков.

Одной из наиболее актуальных задач в сфере жилищно-коммунального хозяйства является создание прозрачной системы расчетов за жилое помещение и коммунальные услуги. О деятельности информационно расчетных центров и контроле их работы расскажет эта статья.

В этой статье вы прочитаете:

  • Как контролируется работа информационно-расчетных центров ЖКХ
  • Важная информация о деятельности единого расчетного центра в сфере ЖКХ

Минстроем России подготовлен законопроект, которым предусматривается, что информационно расчетные центры ЖКХ осуществляют деятельность по начислению (расчету) платы за жилое помещение и коммунальные услуги, формированию и предоставлению платежных документов и (или) информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, организации расчетов за жилое помещение и коммунальные услуги.

Создание законодательных основ для деятельности информационно-расчетных центров ЖКХ (ИРЦ), не являющихся управляющими и ресурсоснабжающими организациями, рассматривается в качестве варианта решения этой задачи.

  • Принятие вымороченного имущества в муниципальную собственность

В целях упорядочения и контроля за деятельностью информационно-расчетных центров ЖКХ законопроект предусматривает создание в субъектах РФ реестров информационно-расчетных центров. В качестве ИРЦ свою деятельность могут осуществлять только лица, включенные в такие реестры. При этом включение в реестры производится в уведомительном порядке на основании заявления, которым заинтересованное лицо информирует уполномоченный орган государственного жилищного надзора субъекта РФ о начале осуществления деятельности в качестве ИРЦ и декларирует соответствие предъявляемым к ИРЦ требованиям.

Устанавливаемые законопроектом требования к информационно-расчетным центрам ЖКХ обоснованы необходимостью обеспечения их финансовой дисциплины и устойчивости, а также гарантированного получения денежных средств, вносимых за коммунальные услуги и жилые помещения, непосредственными поставщиками коммунальных ресурсов.

Так, законопроектом в качестве требования к деятельности ИРЦ предусмотрено наличие уставного капитала в размере не менее 2 млн руб., а также обеспечения исполнения обязательства (в виде банковской гарантии или поручения).

Подробнее разобраться в теме вы можете на наших курсах повышения квалификации:

В настоящее время, по экспертным оценкам, ИРЦ обеспечивают расчеты за жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) в основном в разрезе по городам (в сельской местности практически не представлены). Средний объем рынка ЖКУ в городах - 600–700 млн руб. в месяц. При этом, как правило, один расчетный центр обслуживает примерно 20% рынка региона (125 млн руб./мес.) (на основе выборки по регионам: Волгоградская, Иркутская, Кировская, Калужская, Кемеровская, Тульская, Орловская области, республики Марий Эл, Чувашия, Дагестан). В связи с этим в законопроекте предусмотрено наличие обеспечения исполнения обязательств (банковская гарантия, поручительство) на сумму, эквивалентную 100 млн руб.

Установленное законопроектом требование о наличии зарегистрированного уставного капитала в размере не менее 2 млн руб. позволит исключить выход на рынок компаний-однодневок. Установление требований о наличии обязательного обеспечения призвано гарантировать полноценную имущественную ответственность перед контрагентами без обращения к средствам уставного капитала, минимизировать риски неполучения исполнителями жилищно-коммунальных услуг и ресурсоснабжающими организациями причитающихся им денежных средств.

  • Предоставление земельных участков многодетным семьям

Кроме того, законопроектом предусмотрено, что информационно-рсчетные центры ЖКХ не вправе принимать и аккумулировать на своих собственных счетах средства, вносимые в счет платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Аккумуляция и расщепление денежных средств, вносимых в счет оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги, должны осуществляться только профессиональными участниками рынка - т. е. кредитными организациями в порядке банковских переводов в соответствии с законодательством о банковском деле непосредственно на счета получателей платежей.

Взаимодействие информационно-расчетных центров ЖКХ, кредитных организацией, ресурсоснабжающих организаций, лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, выстраивается в соответствии с правилами, устанавливаемыми ИРЦ. Указанные правила являются гражданско-правовым договором, который потенциальные участники могут принять на основании договоров присоединения, заключаемых в порядке ст. 428 ГК РФ.

На ИРЦ также возлагается обязанность размещать в государственной информационной системеЖКХ, в частности, следующие виды информации:

    о стоимости оказываемых услуг по управлению общим имуществом в многоквартирном доме, выполняемых работ по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, текущему ремонту с указанием использованного порядка расчета их стоимости, а также расчет такой стоимости;

    о стоимости ресурсов, поставленных для предоставления коммунальных услуг в многоквартирные дома, жилые дома, а также коммунальных услуг, оказанных собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, с указанием использованного порядка расчета их стоимости, а также расчет такой стоимости.

В этих целях законопроектом предлагается внесение соответствующих изменений в Федеральный закон «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства».

Для обеспечения требований, устанавливаемых к ИРЦ, законопроектом предусматривается внесение изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за нарушение порядка осуществления деятельности в качестве ИРЦ.

С целью исключения ситуаций нелегального осуществления деятельности в качестве ИРЦ законопроектом предполагается наложение административной ответственности на лиц, осуществляющих функции ИРЦ без включения в реестр, в виде штрафа до 300 тыс. руб., а при повторном совершении такого правонарушения - приостановление деятельности на срок до 90 дней.

За нарушение установленных требований ИРЦ подлежит привлечению к административной ответственности в виде штрафа в размере до 250 тыс. руб., а также исключению из реестра.

Функции по составлению протоколов и рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных законопроектом, предлагается возложить на орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий региональный государственный жилищный надзор, за исключением дел, предусматривающих приостановление деятельности, а также дел о нарушении требований к деятельности ИРЦ. Рассмотрение данных дел предлагается отнести к полномочиям судебных органов.

Данный проект разработан Минстроем России в инициативном порядке и проходит согласительные процедуры, после чего планируется его внесение на рассмотрение в Государственную Думу.

Материал подготовлен М.Э. СЕМЕНОВЫМ, советником генерального директора ООО «РКС-Холдинг»

В рамках заседания Президиума Государственного Совета, состоявшегося 23 ноября 2010 года, Президент России поставил на повестку дня вопрос о создании единых расчетных центров. "Думаю, что люди не дожны оплачивать безалаберность коммунальщиков и расхлябанность в системе местного самоуправления, поэтому есть неплохая идея создания муниципальных баз данных. В таких базах могла бы храниться информация по всем направлениям, причем в режиме постоянной актуализации и об объемах поставленных ресурсов, и об истории платежей, кто как платит у кого какие проблемы" - подчеркнул Президент.

В поддержку высказанной идеи выступил и Василий Алексеевич Юрченко, который в то время занимал должность губернатора Новосибирской области: "Необходимо создавать информационные центры при муниципалитетах или жилищных инспекциях. Эти центры будут консультировать граждан по вопросам оказания жилищно-коммунальных услуг и взаимодействия с управляющими компаниями, внедрять передовые технологии, по сбору, хранению данных о потреблении коммунальных ресурсов, их стоимости и оплате".

Как мы видим концепция таких центров заключалась в сборе, переработке и хранении информации о правильности начисления упрвляющими организациями, ТСЖ, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами собственникам и нанимателям жилых помещений, платы за пользование помещениями, за потребление коммунальных ресурсов, сведения о потребленных коммунальных ресурсах.

Однако впоследствии данная модель была дополнена сегментом проведения этими центрами расчетных функций, а также функций платежного агента, которому от собственников помещений поступают денежные средства, подлежащие распределению конечным поставщикам ресурсов и управляющим организациям. В тот же период данная схема получила название "расщепление платежей".

Примечательно то, что до сих пор в законодательстве Российской Федерации такая дефиниция как "расщепление платежей" отсутствует.
Однако по прошествии времени система единых информацинно-расчетных центров (ЕИРЦ) стала повсеместно внедряться в субъектах Российской Федерации, показала как свои положительные так и отрицательные стороны. И, что немаловоажно, возникла проблема так называемого "навязывания" этих ЕИРЦ путем несовершенства жилищного законодательства, позволяющего использовать часть 15 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) в качестве лазейки: управляющая организация вправе заключить агентский договор с организацией ЕИРЦ на осуществление платежей за пользование помещением и коммунальные услуги.

Фактически без предварительного согласования с собственниками. Однако большинство неискушенных граждан из числа собственников, полагаясь на правомерность деятельности ЕИРЦ, к сожалению, не владеет информацией о том, что прежде, чем заключить договор с организацией ЕИРЦ, собственники должны принять соответствующее решение на общем собрании. В регионах активный сегмент гражданского общества в настоящее время отстаивает свои жилищные права и интересы. Люди не против феномена ЕИРЦ, а против необосновнанного навязывания тех услуг ЕИРЦ, которые им не нужны.

Прежде всего, следует отметить что использование схемы оплаты через ЕИРЦ - есть ни что иное как изменение порядка внесения платы за содержание помещений, за коммунальные услуги.

Привычный порядок внесения такой платы непосредственно управляющей организации (часть 7 статьи 155 ЖК РФ) закреплен в договорах управления многоквартирным домом (ДУ МКД) (пункт 3 части 3 статьи 162 ЖК РФ).

Согласно статье 423 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) порядок внесения платы является существенным условием ДУ МКД. Часть 8 статьи 162 ЖК РФ и часть 1 статьи 452 ГК РФ регламентируют порядок внесения изменений и дополнений в договор в той же форме, в какой заключен основной договор (т.е. письменной форме).

Немаловажным аспектом является и взимание комиссии организацией ЕИРЦ за оказание услуг платежного агента. Аналогичным образом, перечень работ и услуг, а также их финансовое обоснование должны ежегодно утверждаться на общем собрании собственников помещений согласно Постановлению Правительства от 13.08.2006 г. №491. Минстрой Российской Федерации в своем письме от 15.06.2016 № 18560-ОД/04 подтверждает данную норму подзаконного нормативного правового акта Правительства России.

Наконец, за последние 6 лет накоплена большая судебная практика, направленная против "произвола" управляющих организаций, ТСЖ ит.п. и ЕИРЦ.

Так в Апелляционном Определении Саратовского областного суда от 17.09.2013 по делу № 33-5947 суд признал недействительными агентские договоры, заключенные между ТСЖ и организацией ЕИРЦ без решения общего собрания членов ТСЖ, а расходы на обязательные платежи агентам за совершение расчетно-кассовых операций - незаконными. Наряду с этим в Постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 07.04.2016 г. по делу № А62-2433/2015 суд оставил в силе решения судов нижестоящей инстанции, кассационную жалобу организации ЕИРЦ - без удовлетворения и подчеркнул недопустимсть навязывания собственникам условий о перечислении ими денежных средств на расчетный счет организации ЕИРЦ, как невыгодных для собственников и не относящихся к предмету договора управления.

Плата иным организациям - подчеркнул суд - может вноситься только на основании решения собрания собственников жилья.

Таким образом, внедрение в России ЕИРЦ должно проводиться в строгом соизмерении с жилищными правами и интересами собственников, ибо только с их предварительного согласия и принятия соответствующего решения на общем собрании могут устанавливаться, изменяться и прекращаться гражданские права и обязанности, но никак не путем злоупотребления правами граждан и использования лакун и коллизий нашего еще не вполне совершенного жилищного законодательства.