Диспетчерское оборудование. Нормы технологического проектирования диспетчерских пунктов и узлов сдту энергосистем

Диспетчеризация в системах электроснабжения и электропотребления представляет собой систему централизованного управления устройствами электроснабжения.

На предприятиях существуют два вида организации диспетчерского управления.

1. Диспетчерское управление осуществляет отдел главного энергетика, при этом функции главного диспетчера выполняет главный энергетик либо один из специалистов отдела. Функции дежурных диспетчеров возлагаются на дежурных инженеров подстанции.

2. Отдел главного энергетика в своем составе имеет диспетчерскую службу, в которую входят главный диспетчер и дежурные диспетчеры, находящиеся на диспетчерском пункте.

Диспетчерский пункт осуществляет оперативное управление и контроль работы всех элементов системы электроснабжения, руководство дежурным персоналом по производству оперативных переключений и допуску к ремонтным работам, руководство ликвидациями аварий в системе электроснабжения, контроль за нагрузкой отдельных линий и подстанций, контроль за режимами электропотребления по цехам и предприятию.

Из диспетчерского пункта осуществляется централизованное автоматизированное управление всей системой электроснабжения предприятия на основе средств телемеханики и компьютеризации.

На диспетчерском пункте контролируются электрическая нагрузка и напряжение в различных точках электрической сети предприятия, производятся переключения с целью устранения аварийных режимов, а также для вывода в ремонт подстанционного и линейного оборудования.

В диспетчерский пункт входят помещения:

    диспетчерская с размещением диспетчерского щита и пульта управления - рабочее место диспетчера;

    аппаратная, где размещается различная аппаратура (устройства питания, релейные шкафы, устройства телемеханики и др.);

    мастерская для мелкого ремонта аппаратуры и лаборатория для ее наладки;

    вспомогательные помещения (кладовая, санузел, комната для ремонтных бригад).

Компоновка диспетчерского пункта выполняется с обеспечением удобства монтажа и коммутационных соединений, наблюдения за обслуживаемым оборудованием, доступа во все помещения. В диспетчерской размещаются диспетчерские щиты и пульты, на которых устанавливаются приборы контроля, средства сигнализации и автоматизации, органы управления.

По назначению щиты и пульты подразделяют на оперативные (контроля и управления) и щиты вспомогательных устройств. На диспетчерском щите размещается мнемоническая схема, которая с помощью условных графических изображений элементов системы электроснабжения отображает технологический процесс и представляет собой информационную модель контролируемого объекта, процесса.

По степени надежности питания диспетчерские пункты относят к . Установленные на диспетчерском пункте приборы телемеханизации позволяют получить необходимую информацию о состоянии электрооборудования, находящегося на значительном расстоянии, о параметрах системы электроснабжения, потреблении электрической энергии. При этом используются средства телемеханизации, к которым относятся устройства телеизмерения, телесигнализации и телеуправления.

На подстанциях, оборудованных системами автоматизации и телемеханизации, предусматривается местное управление выключателями для их наладки, возможности ревизии и ремонта оборудования РУ.

Оборудование диспетчерского пункта заземляют в соответствии с .

Помещения диспетчерских пунктов по степени пожарной опасности относят к категории Г, они должны соответствовать первой или второй степени огнестойкости по противопожарным требованиям. Помещения защищают от проникновения пыли и газов. В помещениях должно быть естественное освещение. Электрическое рабочее освещение должно быть рассеянным, обеспечиваемым люминесцентными лампами, аварийное - лампами накаливания.


АСДУ электроснабжением и электропотреблением на предприятии направлено на безаварийное и бесперебойное электроснабжение, экономичную организацию режимов и учета электропотребления, соблюдение графиков электрических нагрузок и графиков планово-предупредительных ремонтов электрооборудования, руководство допусками к работе бригад электриков.

На крупных предприятиях диспетчеризация организуется не только в системах электроснабжения и электропотребления предприятия, но также и по всем энергетическим службам в составе отдела главного энергетика (теплоснабжения и тепловых установок, водоснабжения и канализации, газоснабжения).

В системах электроснабжения предприятий автоматизированные системы диспетчерского управления предприятием (АСДУ) устройствами, оснащенными , обеспечивает:

    централизацию контроля и управления режимами электроснабжения;

    повышение оперативности контроля за работой электротехнических устройств и электрических сетей и управления ими;

    выбор и установление оптимального режима работы оборудования и сетей;

    повышение надежности электроснабжения потребителей;

    сокращение числа аварий и более быструю их ликвидацию;

    сокращение дежурного персонала электроустановок.

Задачи оперативного управления, решаемые АСДУ, определяются режимом работы системы электроснабжения. В нормальном режиме осуществляются

    контроль и регулирование электроснабжения и электропотребления, обеспечивающие необходимые требования к качеству электроэнергии и надежности ее подачи;

    сбор, обработка и документирование информации о работе устройств в системах электроснабжения;

    вывод оборудования в ремонт и ввод его из ремонта и из резерва.

В аварийном режиме срабатывают автоматические устройства первого уровня (релейная зашита).

Оперативно-диспетчерский персонал в этом случае производит необходимые отключения (переключения) устройств электроснабжения. В послеаварийном режиме решается задача восстановления нормальной схемы электроснабжения потребителей, заданных показателей качества электроэнергии, принятия мер по устранению причин аварии и ремонту поврежденного оборудования.

Организация службы такси требует оснащения всех подразделений оборудованием, необходимым для их стабильной и эффективной работы. Для того, чтобы вложенные средства быстро окупились нужно детально проанализировать потребности компании и конкурентную ситуацию на рынке.

Разберем подробнее виды аппаратуры, ее функции и особенности.

Оборудование для диспетчерской такси

  1. системы связи с клиентами и водителями
  2. серверы и терминалы операторов
  3. записывающие устройства для контроля работы сотрудников

В небольших городах до сих пор остаются популярными, как единственное надежное средство связи. Имея преимущество в простоте, радиостанции, тем не менее, уступают современным средствам коммуникации практически во всем остальном:

  • Сигнал раций легко перехватить, что дает возможность конкурентам «уводить» уже переданные водителям заказы.
  • Полудуплексный метод общения по рации намного замедляет скорость работы диспетчеров и водителей, а также создает множество конфликтных ситуаций.
  • Высокая стоимость.
  • Некомфортная обстановка в салоне из-за посторонних шумов от радиостанций.
  • Необходимость покупки дополнительного оборудования, например, усилителей, записывающих устройств и др.
  • Сложность ремонта.

В свою очередь, организация такси без раций обходится значительно дешевле, поскольку не требует покупки дорогостоящего технического оснащения. Для связи в автомобиле используется обычный сотовый телефон с сенсорным экраном и установленным на него , которое включает в себя функции GPS навигации, возможности дистанционного принятия заказов одной кнопкой, и, конечно же, рации. В диспетчерской используются терминалы для операторов и сервер, на который устанавливается . Она сочетает в себе все функции оборудования для диспетчеров: связь с водителями, запись переговоров, отслеживание местоположения водителей и многое другое.

Кроме серьезной экономии на оборудовании (в среднем на 20-50%), такая схема обеспечивает ряд других преимуществ:

Единственный минус такси без раций – требования к качественному покрытию сотовой связью в регионе. В труднодоступных малонаселенных районах реализация такой схемы может быть затруднительной.

Оборудование для таксопарков

К этой категории относится то, что устанавливается на автомобили такси, т.е. шашки, наклейки, лайтбоксы. Требования к такому оборудованию и необходимость в нем серьезно варьируется от региона к региону, поскольку зависит от местного законодательства.

При наличии своего таксопарка не лишней будет установка магнитных шашек или световых коробов, а также брендирование автомобилей такси самоклеящейся пленкой. Это идеальная реклама службы, создающая запоминаемость среди потенциальных клиентов и не требующая больших затрат. Однако, при дефиците средств на начальном этапе развития службы, вложения в покупку оборудования для таксопарков лучше отложить.

Чаще всего при покупке аппаратуры для новой службы, основным определяющим фактором становится бюджет. В таком случае лучшим выбором будет являться покупка оборудования для автоматизированной диспетчерской такси и программное обеспечение по . Стоимость вложений на техническое оснащение диспетчерской составит примерно 80 000 рублей.

Страница 6 из 21

Диспетчерский пункт района (ДПР) является центром оперативно-диспетчерского управления района распределительных сетей и центром, где сосредоточивается весь объем информации о состоянии и режиме работы электрической сети и отдельных ее элементов. На рис. 5 в качестве примера приведен план одного из действующих ДПР предприятия, совмещенный с общепОд- станционным пунктом управления подстанции (ОПУ) 110/35/10 кВ. Помимо этого ДПР располагается в непосредственной близости с ремонтно-производственной базой района распределительных сетей, на которой организуется вся производственная и хозяйственная деятельность района.
В помещении 1 расположены щит управления и релейный щит подстанции 110 кВ на переменном оперативном токе, дежурство по которой совмещает диспетчер РРС. Для размещения ремонтных бригад служб подстанций и релейной защиты служит помещение 2. В комнатах 3 и 4 в соответствии с типовым проектом организации рабочего места размещается персонал ОВБ. Отопление помещений ДПР и ОПУ осуществляется от теплового узла 5, ОПУ с ДПР соединяется с помощью переходной галереи 6, в которой установлены специальные стеллажи 7 для хранения защитных средств и приспособлений, необходимых для работы ОВБ и осуществления дежурства по подстанции.


Рис. 5. План диспетчерского пункта района распределительных сетей

Собственно диспетчерский пункт и его оборудование размещаются в помещениях 8-10 и 14-16. Комната отдыха диспетчера 8 и помещение 9 для оформления нарядов-допусков для работ на подстанции являются вспомогательными. В зале 10 установлены диспетчерский щит 11, стол 12 и пульт 13. В помещениях 14, 15 и 16 размещены аккумуляторная связи, аппаратура связи и телемеханики.
Объектом оперативно-диспетчерского управления является оборудование подстанций 35-110 кВ, распределительных пунктов, секционирующих пунктов, пунктов АВР и трансформаторных подстанций 6-10 кВ.

Диспетчерский щит является основным средством отображения информации о состоянии электрической схемы сети и служит диспетчеру основанием для принятия им решений в условиях нормального режима работы сети и при аварийных ситуациях. Тип и конструкция диспетчерского щита в значительной мере определяют как удобство работы диспетчера, так и те трудности в эксплуатации, которые связаны с поддержанием мнемонической схемы щита в должном состоянии. При этом диспетчерский щит должен удовлетворять следующим основным требованиям:
наглядность и обозреваемость мнемонической схемы отдельных подстанций, распределительных пунктов и сети в целом;
четкое указание включенного и отключенного положений коммутационных аппаратов (символы выключателей, разъединителей и отделителей);
удобство и простота при переделках, связанных с изменением первичных схем отдельных элементов сети (подстанций 35-110 кВ, линий электропередачи всех напряжений, ТП 6-10 кВ, РП), а также при выполнении операций по изменению положения коммутационной аппаратуры;
возможность установки на щите дополнительных символов, например переносного заземления, постороннего источника питания (дизельной электростанции и т. п.) у потребителя, обозначения молочно-товарной фермы и др.;
надежность действия переключающие символов щита, в особенности ключей квитирования, обеспечивающих выполнение операций телеуправления выключателями непосредственно с диспетчерского щита.

Указанным требованиям в полной мере отвечает выпускаемый Опытным заводом автоматики и приборов (ОЗАП) Мосэнерго щит диспетчерский наборный типа 1ДДН-10. Он предназначается для размещения мнемосхем энергообъектов и линий электропередачи напряжением 6-110 кВ, монтажа командно-квитирующей, сигнальной и управляющей аппаратуры.
Щит собирается из панелей, число которых определяется объемом обслуживаемых районом электроустановок. Каждая панель состоит из секции размером 1X1 м, число которых по вертикали зависит от выбранной высоты диспетчерского щита. Для щитов высотой 2,5; 3,5 м и выше могут изготовляться секции размером I X
Х0,5 м. Секция представляет каркас, сваренный из уголкового профиля, к которому крепится поле щита из элементов мозаики размером 100X100 мм, изготовленных из полистирола. Конструкцией предусмотрена возможность соединения панелей и секций между собой.
Мнемонические символы электрического оборудования и надписи изготавливаются также из полистирола и закрепляются в любом месте щита с помощью имеющихся на них шпилек. Для этого по всему полю щита в виде сетки с шагом 10 мм сделаны отверстия, соответствующие диаметру шпилек. Тем самым обеспечивается возможность набора мнемосхемы любой конфигурации и быстрого изменения ее при оперативных изменениях сети в натуре или в процессе развития электрических сетей. Мнемоническая схема щита набирается из типовых символов, знаков и элементов (рис. 6).


Рис. 6. Элемент мнемосхемы распределительной сети на диспетчерском щите:
I - КТП; 2 - МТП; 3 - воздушная линия; 4 - выключатель нагрузки; 5 - развернутая схема 10 кВ ЗТП; 6 - сетевой трансформатор; 7 - масляный выключатель; 8 - кабельная линия; 9 - разъединитель

Мнемонические схемы линий электропередачи и шин на диспетчерском щите выполняются полосами различной ширины нз цветного полистирола, которые имеют также металлические или полистироловые шпильки для крепления на поле щита. Цвета мнемознаков - по цвету напряжений, букв и цифр - черный, знаков, показывающих отключенное положение аппарата или электроустановки в делом, - красный.
Приняты следующие отличительные цвета напряжений: 3 кВ - голубой; 6 кВ - зеленый; 10 кВ - синий; 35 кВ - желтый; 110 кВ - красный.
Для изображения кабельных линий используются символы линий электропередачи соответствующего напряжения с равномерно расположенными на них наставками белого цвета с шагом 10-15 мм.
Информационная часть диспетчерского щита (имитаторы оборудования) набирается из элементов мозаичного типа, которые условно можно разделить на два основных вида:
элементы с накладной мнемоникой и пустые элементы, предназначенные для заполнения свободного поля щита;
сигнальные и командно-квитирующие элементы с электрическим монтажом.
Мнемосхемы подстанций 35-110 кВ и соединяющие их линии электропередачи располагаются в верхней части щита, ниже набирается схема распределительных сетей б-10 кВ. Планшеты подстанций 35-110 кВ, а также некоторых ЗТП, в основном телемеханизированных, набираются накладными символами, из которых собирается первичная схема электроустановки. При этом схемы телемеханизированных объектов, в частности имитаторы масляных выключателей, набираются на щите с помощью активных (световых) элементов - ключей квитирования. Контактная система этих ключей имеет игольчатые выводы, с помощью которых ключ устанавливается на поле щита. С обратной стороны щита на выводы надеваются специальные разъемы, чем обеспечивается монтаж электрической схемы. Под планшетом телемеханизированной подстанции установлена небольшая панелька с табло-номератором, который при потере канала связи с подстанцией загорается красным цветом. В эту же панельку устанавливается контактный разъем для перевода подстанции на телеуправление.
Включенное положение выключателя показывается расположением рукоятки квитирующего ключа вдоль линии мнемонической схемы (цепь замкнута), а отключенное положение - положением рукоятки поперек линии мнемоники (цепь разомкнута). В положении несоответствия рукоятка квитирующего ключа, выполненная из прозрачного материала, освещается пульсирующим светом. Напряжение питания ламп щита 9 В подается с блоков питания стойки управления и сигнализации типа СУС-10 через однополюсные автоматические выключатели для каждой подстанции (объекта).
На планшетах нетелемеханизированных объектов (РП, ЗТП, секционирующие пункты и пункты АВР) квитирующие ключи не устанавливаются. Вместе с тем символы масляных выключателей имеют аналогичный внешний вид и выполняются в виде поворотных рукояток с фиксаторами. Контактной системы они не имеют.

Диспетчерский пульт

Диспетчерский пульт управления является основным рабочим местом диспетчера и должен быть максимально приспособленным для удобной работы диспетчера. Это обеспечивается наличием свободного места для ведения записей, удобством пользования командно-сигнальной аппаратурой и устройствами связи, хорошей обозреваем остью диспетчерского щита, возможностью быстрого отыскания необходимой эксплуатационной и справочной документации и др.
Как правило, на пульте диспетчера района размещаются табло аварийно-предупредительной сигнализации, сигнальная аппаратура для контроля за работой устройств телемеханики (ТМ), диспетчерский коммутатор телефонной связи, пульт управления центральной радиостанцией, а также пульт автоматического включения магнитофонов для записи оперативных переговоров. При наличии устройств телеизмерений (ТИ) устанавливаются указывающие приборы этих устройств, ключи и кнопки для вызова телеизмерений.
На одном из диспетчерских пунктов предприятия установлен цветной дисплей, входящий в состав оперативно-информационного комплекса и предназначенный для отображения на экране дисплея по запросу с клавиатуры необходимой диспетчеру информации.
В качестве пульта применяется пульт типа ПД-10, который выпускается также ОЗАП Мосэнерго. Пульт этого типа рассчитан на работу в составе комплекса устройств телемеханики общепромышленного применения, стоек управления и сигнализации типа СУС-10, диспетчерского щита ЩДН-10 и устройства цифровой индикации.
Пульт состоит из следующих составных частей: рабочего стола на два рабочих места, стойки пульта с командно-сигнальной аппаратурой, двух комплектов коммутаторов связи типа ЭДТС-66, приборной приставки с цифровыми индикаторами и коммутационного устройства с вводными гребенками и зажимами для подключения внешних кабелей.
Стойка пульта состоит из каркаса с решеткой для установки мозаичных элементов и наборного поля, на котором скомплектована мозаичная пультовая аппаратура, функционально разделенная на следующие блоки: блок вызова подстанции; блок вызова параметра; блок выбора цифрового табло; блок общих кнопок;
табло аварийно-предупредительной телесигнализации (АПТС) с резервированием; блок контроля устройств ТМ.
Блок вызова подстанции обеспечивает сигнализацию наличия АПТС на подстанции, вызов ее на общее табло АПТС для расшифровки информации и для телеуправления.
Блок вызова параметра обеспечивает выбор точки телеизмерения с помощью устройства ТМ при количестве параметров ТИ не более 20.
Блок выбора цифрового табло служит для вывода текущих параметров на одно из цифровых табло приборной приставки.
Блок общих кнопок обеспечивает переключение табло АПТС с рабочего на резервное, опробование ламп сигнализации на щите, съем звуковой сигнализации.
Табло АПТС обеспечивает расшифровку аварийно- предупредительной телесигнализации при вызове определенной подстанции и индикацию номера вызванной подстанции. Используются как рабочее, так и резервное табло.
Блок контроля устройств ТМ обеспечивает сигнализацию исправности и повреждения их, включение и отключение питания ТМ и сигнализации, запрос и квитирование кратковременных телесигналов.
Для диспетчерских пунктов небольших районов, имеющих небольшое количество подстанций 35-110 кВ, могут применяться пульты ПД-10 упрощенной конструкции. Например, на пульте могут отсутствовать блок вызова подстанции, один или оба блока АПТС и др.

ЛЕКЦИЯ № 12

Санкт-Петербург

ВВЕДЕНИЕ

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Развертывание ДП на ВАД.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

ЛИТЕРАТУРА:

Основная:

Дополнительная:

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ

Таблица 1

На местности


На карту (схему) дорожно-комендантского участка наносятся: дорожно-комендантский участок (ВАД) старшего начальника; границы своего и соседних диспетчерских пунктов; неподвижные посты регулирования; запасные маршруты; объезды зараженных и поврежденных участков ВАД; пересечения с железными дорогами; мосты (в том числе дублирующие), эстакады, виадуки и т. д., перевалы, тоннели и другие сложные для движения участки (объекты) и подъезды к ним; места, подготовленные для рассредоточе­ния техники и личного состава при перерывах движения (районы ожидания), пункты обслуживания; данные о радиационной, химической и бактериологической (биологической) обстановке, данные о выявленных заграждениях, разрушениях, действиях диверсионно-разведывательных групп противника и других причинах нарушения движения; принятое решение командования по их устранению, сроки устранения; размещение подразделений ГИБДД, местных дорожных организаций, медицинских учреждений, ремонтных предприятий, узлов связи, а также другая необходимая информация.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Конкретные задачи в области оперативной и боевой подготовки органов автомобильно-дорожной службы, соединений и частей дорожных войск определяются приказами и директивами Министра обороны РФ, организационно-методическими указаниями заместителя Министра обороны РФ - начальника МТО Вооруженных Сил РФ и начальника АДС ДТО Министерства обороны.

Важнейшими задачами являются: дальнейшее повышение боевой и мобилизационной готовности дорожных войск; повышение качества боевой и специальной подготовки, совершенствование способов скоростного восстановления дорог и мостов, организации движения и дорожно-комендантской службы; улучшение маршевой подготовки; овладение способами действий в условиях применения ядерного, высокоточного и других видов оружия

Старший помощник начальника отделения - преподаватель

Е. Курбатов

«___» ___________________ 20 __ г.

ЛЕКЦИЯ № 12

Тема: «Диспетчерские пункты на ВАД»

Для студентов, проходящих обучение по программам военной подготовки сержантов запаса по специальности:

907 Специальности дорожно-комендантской службы.

по дисциплине «СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ДЛЯ ДОРОЖНО-КОМЕНДАНТСКИХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ»

Обсуждено и одобрено на заседании кафедры

(предметно-методической комиссии),

протокол № ____ от ____ ____________ 20 __ г.

Санкт-Петербург

ВВЕДЕНИЕ

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Развертывание ДП на ВАД.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

ЛИТЕРАТУРА:

Основная:

1. Тактика подразделений дорожных войск. Учебник. – СПб.: ВАМТО, 2013

2. Организация дорожного обеспечения операций. Учебник. – СПб.: ВАТТ, 2008, глава 3.

3. Тактика подразделений материального обеспечения. Учебник. – СПб.: ВАМТО, 2013.

4. Тактика дорожных войск. Учебник. – СПб.: ВАТТ, 2005, глава 1, инв. № 01776, 01889.

5. Организация эксплуатации ВАД. Учебник. –СПб.: ВАТТ, 2008, инв. № 02039.

6. Организация дорожного обеспечения операций. Учебное пособие. – СПб.: ВАТТ, 2004, инв. № 01874.

7. Организация технического прикрытия ВАД. Учебное пособие. –СПб.: ВАТТ, 2008, инв. № 01892.

8. Организация восстановления ВАД. Учебное пособие. –СПб.: ВАТТ, 2007, инв. № 01951.

Дополнительная:

1.Военно-дорожная подготовка. Учебник. М.: ВИ, 2002 г.

2.Дорожно-комендантская подготовка. Учебник. М.: ВИ, 2002 г.

3.Учебное пособие. Организация дорожного обеспечения операций. – СПб.: ВАТТ, 2004, глава 1.

4.Учебное пособие. Основы дорожного обеспечения объединенных группировок войск (сил) в вооруженных конфликтах. – СПб.: ВАТТ, 2004.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1. Наглядные пособия: Комплект слайдов по теме лекции.

2. Технические средства обучения: Мультимедийная установка

ПРИЛОЖЕНИЯ

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Лекция читается слушателям в ходе изучения дисциплины «Специальная подготовка для дорожно-комендантских подразделений» и призвана сформировать у слушателей понимание роли и значения дорожного обеспечения в системе транспортного и материально-технического обеспечения войск. Она базируется на положениях документов по управлению дорожными войсками и движением на военно-автомобильных дорогах и включает ряд определений и понятий, отражающих опыт совершенствования организационной структуры дорожных войск, теории и практики дорожного обеспечения.

Во введении необходимо обосновать актуальность темы, заключающуюся в необходимости знаний обязанностей личного состава ДП, организации работы ДП для успешного достижения целей операций и боевых действий ВС РФ в крупномасштабных, региональных, локальных войнах и вооруженных конфликтах. На примерах Великой Отечественной войны, Афганистана и Чечни следует обратить внимание на то, что во всех этих событиях применялись дорожные войска. Причем прослеживается четкая тенденция увеличения численности дорожных войск по мере разрастания военного конфликта.

При изложении учебного материала целесообразным следует считать следующее распределение времени:

введение - 10 мин.; первый учебный вопрос - 75 мин.; заключение - 5 мин.

ВВЕДЕНИЕ

Высокоманевренный характер боевых действий, широкое применение различных видов оружия, в том числе и высокоточного, требует устойчивого функционирования ВАД. Одной из задач дорожного обеспечения является эксплуатация ВАД, которая включает: организацию воинского движения, дорожно-комендантскую службу и эксплуатационное содержание ВАД.

Дорожно-комендантская служба обеспечивает регулирование движения, контроль за соблюдением мер маскировки, диспетчерский контроль, оповещение начальников колонн об обстановке на ВАД, защиту, охрану и оборону дорожных объектов, обслуживание небольших автомобильных колонн, отдельных военнослужащих и машин.

Эксплуатационное содержание заключается в выполнении необходимых работ по предотвращению и своевременному устранению повреждений, разрушений и других препятствий на дороге. Эти задачи (кроме организации обслуживания колонн и военнослужащих) как при подготовке и в ходе оборонительных действий, так и при переходе войск в контрнаступление будут выполнять дорожно-комендантские роты.

В зависимости от условий обстановки дорожно-комендантские роты будут развертывать дорожно-комендантскую службу на назначенном участке заблаговременно или с ходу.

При наличии крупной водной преграды организуется район переправ. Для организации движения в районе переправ, как правило, назначается самостоятельный дорожно-комендантский участок, для эксплуатации которого может быть выделена дорожно-комендантская рота.

В данной лекции будут рассмотрены действия дкр при выполнении перечисленных задач.

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ

Первый вопрос: Развертывание ДП на ВАД.

Диспетчерский пункт (ДП) предназначен для обеспечения дис­петчерского контроля и регулирования движения на участке ВАД, сбора и передачи информации о состоянии колонн, контролируемого участка ВАД и обстановке на нем.

На диспетчерские пункты возлагаются следующие задачи: контроль за выполнением установленного порядка, дисциплины, соблюдением утвержденных планов и графиков движения; пропуск колонн в строгом соответствии с установленной очередностью и указаниями коменданта дорожно-комендантского участка; организация и осуществление диспетчерского сопровождения особо важных воинских колонн; учет проходящих колонн, составление диспетчерских сводок и донесений, передача их по назначению; регулирование движения в местах своего расположения; переключение движения по указанию должностных лиц на запасные маршруты или объезды в случае заграждения или разрушения основных маршрутов; получение и передача начальникам колонн распоряжений и указаний командования; наблюдение за радиационной, химической и биологической обстановкой в районе размещения ДП; получение информации от начальников колонн и подвижных постов регулирования о состоянии дороги (между соседними ДП) и обстановке на ней, обобщение этих данных и доведение их до командования; оповещение начальников колонн о состоянии дороги, заражениях и разрушениях на ней; проверка технического состояния машин, наличия средств повышенной проходимости, полноты заправки техники к преодолению труднопроходимых и опасных участков (перевалы, тоннели, болотистая местность и другие условия); проведение инструктажа начальников колонн о порядке движения в опасных участках; содействие своевременному и организованному движению колонн, принятию мер по ликвидации задержки движения, немедленной эвакуации в назначенные места раненых и больных, поврежденной и неисправной техники, находящейся на участке ВАД; исполнение функций контрольно-пропускных пунктов и комендантских постов, проверка путевых документов у начальников колонн и водителей одиночных машин; осуществление посадки на автомобили военнослужащих, следующих в попутном направлении; внесение отметок в путевые документы о нарушении водителем Правил дорожного движения; задержание и направление к коменданту ДКУ водителей одиночно следующих машин в случае невыполнения ими требований должностных лиц дорожно-комендантской службы, грубого нарушения Правил дорожного движения, управления машиной в нетрезвом состоянии, совершения водителем аварии, при отсутст­вии или неправильном оформлении путевых документов и при других грубых нарушениях установленного порядка с составлением акта о задержании машины.

Эти задачи присущи всем диспетчерским пунктам, но, кроме того, ДП рот руководят работой ДП взводов, ДП частей готовят графики движения в пределах назначенного батальону ДКУ, доводят выписки из них и поступившие в адрес участников движения распоряжения и указания командования до ДП рот и взводов.

Для обеспечения круглосуточной работы ДП придается трехсменный пост регулирования одного из дорожно-комендантских отделений.

В зависимости от принадлежности и объема выполняемых задач состав расчетов диспетчерских пунктов (табл. 1) может быть разный.

Таблица 1

Состав расчетов диспетчерских пунктов

Наименование штатных должностей Диспетчерские пункты
взвода роты батальона
дкб одкб дкб одкб дкб одкб
Командир отделения - диспетчер - - - - -
Начальник диспетчерского пункта -
Старший радиотелеграфист-регули- - - - -
ровщик
Радиотелеграфист-регулировщик - - - -
Водитель-повар - - - -
Начальник радиостанции - диспет- - - - -
чер
Радиотелеграфист -диспетчер - - -
Механик-радиотелеграфист - - -
Мотоциклист-диспетчер - - - - -
Диспетчер - -
Водитель-электрик - -
Старший радиотелеграфист - - - - -
Старший диспетчер - - - - -
Радиотелеграфист - - - - -
Мотоциклист-химик - - - - -
Начальник радиостанции - - -
Водитель-диспетчер - -
Итого...

Диспетчерские пункты дорожно-комендантских батальонов, рот и взводов размещаются, как правило, совместно с их командными пунктами (пунктами управления). Расстояние между смежными ДП и места их размещения должны обеспечивать перехват основных потоков движения, устойчивую радиосвязь, хорошую видимость дороги, возможность остановки машин для проверки документов и обмена информацией без помех основному движению. Кроме того, места развертывания ДП должны обеспечивать скрытность размещения, защиту от ядерного и других видов оружия, возможность оборудования съездов с дороги, удобство размещения выносного оборудования (шлагбаум, светофор, бензоагрегат и др.), возможность расположения радиостанции ДП на удалении 50-60 м от дороги и 500-1000 м от мощных источников радиопомех (высоковольтные линии электропередачи, мощ­ные радиостанции, сварочные трансформаторы и т. п.), оборону, охрану и маскировку.

Не рекомендуется размещать ДП там, где скопление автотранспорта может замедлить или приостановить сквозное движение. Такими местами могут быть пересечения в одном уровне автомобильных и железных дорог, населенные пункты, участки дорог с односторонним проездом, уклоны, участки дорог с ограниченной видимостью, мосты и переправы через водные преграды. ДП размещаются в специально оборудованных автомобилях, землянках, палатках или в имеющихся зданиях. На каждом ДП оборудуются места для круглосуточной работы начальника ДП, дежурного диспетчера и радиста, а также места для отдыха личного состава. Непосредственно на дороге у развернутого ДП устанавливается круглосуточный пост регулирования со средствами регулирования в дневное и ночное время. Вариант размещения ДП на ВАД в составе дорожно-комендантского гарнизона показан на рис. 11.


При оборудовании ДП необходимо предусматривать с каждой стороны дороги места (площадки) для задержанных машин, остановки машин начальников колонн и машин, подлежащих проверке, а также личного состава, ожидающего попутного транспорта. На расстоянии 5 км в обе стороны от места

размещения ДП выставляются информационно-указательные знаки ДП № 123 - 5 км, за 200 м до ДП -знак ДП № 123 - 200 м, а непосредственно у ДП - знак ДП № 123. Установка знаков показана на рис. 2

Рис. 2. Схема установки знаков диспетчерского пункта: а - знаки диспетчерского пункта; б - расстановка знаков

.

Развертывание ДП осуществляется его штатным расчетом и постом регулирования, выделенным для несения службы. В ходе развертывания выполняются следующие мероприятия: на выбранном месте, по возможности на возвышенности, устанавливается ДП, выбирается место для установки лагерной палатки (оборудования); развертываются и настраиваются на заданную частоту средства связи: Р-130 роты - на частоту радиосети диспетчерской связи; Р-105 (Р-159, Р-111) взвода - на частоту радиосети начальников колонн и подвижных постов регулирования; радиоприемник Р-326 - на частоту радиосети оповещения; бензоэлектрический агрегат выносится по возможности дальше от ДП; устанавливают­ся шлагбаум, светофор, указатели и знаки ДП; протягивается ли­ния телефонной связи от ДП к посту регулирования и пункту управления; обозначаются все элементы ДП (рис. 3), устраиваются подъезды к ним и съезды с дороги; производится инженерное оборудование; организуется защита, оборона и охрана, выполняются мероприятия по маскировке ДП.

Готовность ДП к выполнению боевой задачи определяется наличием оборудованных рабочих мест для должностных лиц, устойчивой радиосвязи с ДП старшего начальника и соседним ДП, установленных знаков, шлагбаума и готового к работе поста регулирования. Время развертывания ДП 40-45 мин, свертыва­ния - до 40 мин.

Рис. 4. Схема инженерного оборудования, обороны и охраны диспетчерского пункта

Мероприятия по инженерному оборудованию, защите, обороне, охране и маскировке ДП проводятся, как правило, в масштабе всего дорожно-комендантского гарнизона в установленной начальником гарнизона последовательности (рис. 4). Они заключаются в устройстве сооружений для защиты личного состава и укрытий для штатной техники. К этим работам привлекается весь личный состав гарнизона, а при необходимости и техника дорожных взводов и дорожно-эксплуатационной роты. Ориентировочные объемы работ по инженерному оборудованию ДП на местности приведены в табл. 3.
  • 7. Требования, предъявляемые к дорожно-комендантской службе, ее элементы.
  • 8. Организация дорожно-комендантской службы в районе переправ.
  • 9. Организация дорожно-комендантской службы в крупных населённых пунктах.
  • 10.Организация дорожно-комендантской службы в условиях массовых разрушений, заражений, пожаров и в тёмное время суток.
  • 11. Предназначение, организация, возможности, вооружение и оснащение поста регулирования движения.
  • График дежурства на посту регулирования движения № _______
  • 12. Предназначение, организация, возможности, вооружение и оснащение дорожно-комендантского отделения.
  • Тактико-технические характеристики
  • 13. Назначение, устройство, основные характеристики технических средств регулирования движения. Общие сведения о технических средствах регулирования движения
  • Электрифицированные жезлы
  • Основные характеристики и устройство жезлов
  • Подготовка к работе
  • Работа с жезлом
  • Уход за жезлом и его хранение
  • Электрифицированные вехи
  • Основные характеристики и устройство электрифицированных вех
  • Плавающие вехи
  • Малогабаритный светофор афр-2
  • Основные характеристики и устройство светофора афр-2
  • Подготовка светофора афр-2 к работе
  • Установка светофора афр-2
  • Уход и хранение светофора афр-2
  • Переносные электромегафоны
  • Основные характеристики и устройство электромегафона эм-2
  • Основные характеристики и устройство электромегафона зпэм-5
  • Подготовка электромегафона к работе
  • Работа с электромегафоном
  • Уход и хранение электромегафона
  • Особенности ухода за электромегафоном зпэм-5
  • Характерные неисправности и их устранение
  • Громкоговорящая установка гу-20м
  • Основные характеристики и устройство установки гу-20м
  • Подготовка к работе гу-20м
  • Работа с установкой гу-20м
  • Уход и хранение установки гу-20м
  • Сборно-разборный шлагбаум
  • Основные характеристики и устройство сборно-разборного шлагбаума
  • Подготовка к работе сборно-разборного шлагбаума
  • Дорожные знаки
  • Машины комендантского наряда
  • 14. Задачи и способы регулирования движения.
  • 15. Посты регулирования на военно-автомобильных дорогах.
  • Неподвижные посты регулирования
  • 1. У железнодорожного переезда (охраняемого):
  • Технические средства и принадлежностей для регулировщика и поста регулирования движения
  • Подвижные посты регулирования
  • Порядок задержания транспортных средств постами регулирования
  • 16. Порядок развёртывания и оборудования постов регулирования движения. Места расположения неподвижных постов регулирования
  • Технические средства и принадлежности для регулировщика и поста регулирования движения
  • Порядок оборудования неподвижного поста регулирования
  • 17. Регулирование движения у железнодорожного переезда и на перекрёстке дорог.
  • 18. Обязанности начальника поста регулирования движения.
  • 19. Общие обязанности регулировщика. Обязанности в особых условиях.
  • 20. Современное воинское движение и его характеристики.
  • Характеристики воинского движения
  • 21. Порядок движения. Восстановление прерванного движения.
  • Порядок движения на вад
  • Восстановление прерванного движения на вад
  • 22. Табельные автодорожные разборные мосты и их тактико-технические характеристики.
  • Малый автодорожный разборный мост марм
  • Характеристики марм
  • Средний автодорожный разборный мост сарм
  • Характеристики сарм
  • Особенности конструкции материальной части и комплектности моста сарм-м
  • Большой автодорожный разборный мост барм
  • Характеристики барм
  • 23. Общие сведения о правилах движения.
  • 24. Причины дорожно-транспортных происшествий и мероприятия по их предупреждению.
  • Все дтп по характеру механизма их совершения подразделяются на следующие виды: столкновения, опрокидывание, наезды и прочие происшествия.
  • 25. Назначение, состав и задачи диспетчерских пунктов.
  • 26. Размещение и оборудование диспетчерских пунктов.
  • 27. Организация работы диспетчерских пунктов.
  • 28. Виды и назначение пунктов обслуживания на военно-автомобильных дорогах.
  • 29. Основные задачи эксплуатационного содержания дорог.
  • Вопрос 6. Медицинский пункт, его размещение в полевых условиях, обязанности должностных лиц.
  • 30. Эксплуатационное содержание военно-автомобильных дорог в разное время года. Содержание вад весной
  • Содержание вад осенью
  • Содержание вад летом
  • Содержание вад зимой
  • 31. Средства связи, применяемые в дорожно-комендантских подразделениях.
  • 32. Дорожные знаки.
  • Предупреждающие знаки
  • 2. Запрещающие
  • 3.Информационно-ука­зательные
  • 4. Знаки сервиса
  • Вопрос 3. Табельные и изготавливаемые в войсках знаки ограждения и указательные знаки.
  • 34. Объекты на военно-автомобильных дорогах, подлежащие защите, охране и обороне, способы и средства воздействия на них противника.
  • 35. Мероприятия по защите, охране и обороне военно-автомобильных дорог. Защита на военно-автомобильных дорогах
  • 36. Действия личного состава дорожно-комендантского взвода по защите, охране и обороне района расположения взводного гарнизона.
  • 26. Размещение и оборудование диспетчерских пунктов.

    Диспетчерский контроль движения на ВАД осуществляется через сеть диспетчерских пунктов дорожно-комендантских частей иподразделений. Для всех диспетчерских пунктов на ВАД устанавливается единая нумерация.

    Диспетчерские пункты дорожно-комендантских частей и подразделений размещаются, как правило, совместно с их командными пунктами (пунктами управления) и развертываются непо средственно у дорог:

      в специально оборудованных автомобилях или прицепах, в сборно-разборных помещениях,

      в землянках,

      в палатках.

    Диспетчерский контроль движения на ВАД организуется, как правило :

      по исходным рубежам (пунктам) передвижения войск и тыловых частей,

      по районам размещения частей и учреждений материального, медицинского и других видов тылового обеспечения;

      на переходах через крупные водные преграды, у перевалов и тоннелей;

      на пересечениях ВАД фронтального и рокадного направлений,

      в других местах, где необходим организованный пропуск участников движения, контроль за их прохождением и, где возможен, маневр движением.

    Расстояние между диспетчерскими пунктами и места их размещения должны обеспечивать устойчивую радиосвязь, хорошуювидимость дороги, возможность остановки машины для проверки без помех основному движению, а также удовлетворять условиям маскировки и защиты от воздействия противника.

    На диспетчерском пункте оборудуются места для работы :

      на­чальника пункта,

      дежурного диспетчера,

    • а также места отдыха личного состава, свободного от дежурства.

    В районе пунк­ та оборудуются:

      укрытия для штатных машин и мотоциклов,

      пло­щадки для задержанных автомобилей,

      места для военнослужа­щих, ожидающих посадку на попутный транспорт,

      съезды с до­роги,

      щели для укрытия личного состава,

      окопы для обороны.

    На подходах к диспетчерскому пункту на дороге устанавливаются предупре­дительные знаки с указанием расстояний до него:

      на удалении 5 км,

      за 200 м до него.

    Непосредст­ венно у диспетчерского пункта :

      ставится знак с его номером,

      обо­рудуется площадка для остановки машин начальников колонн,

      до­рога перекрывается шлагбаумом, на котором крепится знак «Въезд запрещен».

    Непосредственно на дороге у развернутого дис­ петчерского пункта выставляется круглосуточный пост регулиро­вания со средствами регулирования для дневного и ночного вре­мени (Рисунок 11.1). В задачи поста регулирования входит также охрана диспетчерского пункта.

    Рисунок 11.6- Знаки диспетчерского пункта (а) и их расстановка (б).

    Диспетчерские пункты обеспечиваются:

    а) установленными блан­ками:

      диспетчерских сводок,

    б) образцами:

      пропусков,

      марш­рутных листов и прочих путевых документов,

      выписками с ука­занием задач диспетчерского пункта и функциональных обязанностей его личного состава,

      служебными и переговорными табли­цами, книгами для кодирования и раскодирования радиограмм, документацией дежурного радиста,

      комплектами журналов учета движения,

      штампами установленного образца для отметок в путе­вых документах начальников автомобильных колонн и водителей одиночных машин,

      прочей служебной документацией,

      имуще­ством в соответствии с установленными нормами и перечнями.

    Рисунок 11.7 – Бланк диспетчерской сводки

    Комплект технических средств для оборудования ДП:

    а) дорожные знаки:

      «Обгон запрещен» - 2 шт.,

      «Въезд запрещен» - 2 шт.,

      «Ограничение максимальной скорости» - 2 шт.,

      «ДП №__»- 2 шт.,

      «ДП 200м» - 2 шт.,

      «ДП 5км» - 2 шт.,

      стойка металлическая - 12 шт.,

    б) технические средства:

      жезл регулировщика электрифицированный - 7 шт.;

      светофор полевой малогабаритный АФР-2 - 1 к-т,

      электромегафон переносной типа ЭМ-2 - 1 к-т,

      фонарь электрический круглый белого света - 2 шт.,

      шлагбаум разборный - 2 к-та,

      отражатель регулировщика нагрудно-наспинный - 14 шт.,

      свисток - 7 шт.,

    в) инструмент:

      лопата большая саперная - 1 шт.,

      топор строительный - 1 шт.,

      пила по дереву поперечная двуручная - 1 шт.,

      лом обыкновенный - 1 шт.,

      кувалда с ручкой - 1 шт.

    На диспетчерских пунктах подразделений должны быть такие документы:

      журнал учета прохождения колонн,

      журнал полученных распоряжений,

      выписка из графика прохождения колонн,

      журнал учета задержанных машин,

      боевой расчет и схе­ма обороны и охраны диспетчерского пункта (при самостоятель­ном расположении на дороге).

    Рисунок 11.8 – Бланк журнала учета прохождения колонн

    Рисунок 11.9 – Бланк журнала полученных (отданных) распоряжений

    Рисунок 11.10 – Бланк выписки из графика прохождения колонн

    Рисунок 11.11 – Бланк журнала задержанных машин

    На диспетчерском пункте части, кроме того, оформляется и ведется рабочая карта, на которую наносятся:

      назначенный час­ти участок ВАД;

      однопутные участки,

      пересечения с железными дорогами в одном уровне,

      мосты малой ширины и грузоподъем­ности

      другие сложные для движения участки (объекты) на нем и принятый в этих местах порядок пропуска движения;

      объезды, обходы, дублирующие мостовые переходы и подъезды к ним;

      районы ожидания у переправ, крупных мостов, перевалов и дру­гих узких мест;

      места, подготовленные для сосредоточения техни­ки и личного состава с дороги при перерывах в движении;

      орга­низация дорожно-комендантской службы (границы ротных и взводных участков, диспетчерские пункты, посты регулирования, пункты обслуживания);

      размещение местных дорожных органи­заций, медицинских учреждений, ремонтных предприятий, узлов (пунктов) связи;

      данные о выявленных заграждениях, разруше­ниях и других причинах нарушения движения;

      принятые командо­ванием решения по их устранению и сроки устранения;

      данные по радиационной и химической обстановке.

    На диспетчерских пунктах взвода и роты эти данные отража­ ются на схеме применительно к назначенному участку (объекту). При необходимости могут дополнительно вестись и другие рабо­чие документы.

    В условиях современных боевых действий для управления движением целесообразно использовать воздушные диспетчерские пункты (ВзДП), оборудованные на вертолете.

    К омплект оборудования для такого ДП на вертолете включает:

      радиостанцию Р-105М, предназначенную для связи с наземными диспетчерски­ми пунктами, подразделениями разведки и командными пунктами дорожно-комендантских подразделений и частей;

      диктофон для записи отдаваемых распоряжений, получаемых донесений и раз­ведывательных данных;

      приборы радиационной и химической раз­ведки; сигнальные средства (ракеты, фонари, указки) для управ­ления колоннами в условиях сильных радиопомех и ограниченно­го ограниченно­го применения радиосвязи;

      средства переговорной связи между личным составом ВзДП и экипажем вертолета.

    Использование воздушного диспетчерского пункта особенно не­обходимо в условиях разрушений, завалов, пожаров и заражения дорог. В этом случае ВзДП, пролетая вдоль военно-автомобиль­ных дорог, выясняет их состояние, определяет положение колонн,последовательно вступает в связь с командными пунктами дорож­ных частей, диспетчерскими пунктами и подразделениями развед­ки, передает им полученные данные и организует вывод колонн из зон разрушения и заражения.