Детский стресс. Признаки стресса у детей и способы борьбы с ним

Мы привыкли думать, что детство – это счастливая и беззаботная пора, которая лишена всяческих тревог и переживаний. Но наши воспоминания основаны на сравнении взрослой и детской жизни. На самом деле детство – непростой период в плане эмоционального становления. Ребенок всему учится впервые и познает мир, который не всегда оказывается к нему добр. Родители предъявляют к своему ребенку ряд требований: что он должен уметь в определенном возрасте, как он должен учиться. Несоответствие ожиданиям родителей и прочие факторы могут привести к сильнейшему стрессу.


Стресс у ребенка: основные причины детского стресса

В каждом возрасте есть свои причины для стресса. Вопреки общепринятому мнению, что дети мало что понимают, а значит всегда счастливы, первый стресс может посетить ребенка еще в новорожденном возрасте. Каждый период становления детской психики сопровождается своими причинами для переживаний и страха: разлука с матерью, болезнь, социализация, половое созревание и т.д.

Определить причину стресса очень важно, так как это позволит родителям объяснить ребенку, как реагировать на стресс и как защититься от него.

  • Разлука. Будь то расставание с матерью, отцом или любимыми друзьями, это всегда стрессовая ситуация. Даже в младенческом возрасте ребенок чувствует, когда мама уходит, и ведет себя не так, как обычно. Малыш привыкает находиться рядом с матерью с первых дней жизни и всегда чувствует, что ее нет. В более взрослом возрасте стресс может спровоцировать отъезд отца, развод родителей, расставание с друзьями в садике, во дворе или школе.
  • Давление со стороны. Ребенок практически постоянно подвергается давлению, начиная от первых шагов, которых ожидает вся семья, и заканчивая давлением сверстников, которые также выдвигают определенные требования к ребенку. В школе это давление может быть особенно сильным, так как утвердиться среди одноклассников бывает довольно трудно даже самому общительному ребенку.
  • Болезнь. Ребенок с хроническим заболеванием, требующим постоянного лечения, подвергается постоянным стрессам. Ему необходимо посещать врачей, он испытывает страх из-за болезненных процедур или самого заболевания. Даже разовое посещение стоматолога может привести к психологической травме, после которой ребенок будет плакать при любой проблеме с зубами.
  • Учеба. С поступлением в школу у ребенка добавляется еще одна причина для переживаний: контрольные, экзамены, срезы, доклады. Каждый взрослый может вспомнить, как он сильно волновался перед экзаменом и как не спал всю ночь перед контрольной.
  • Нарушение привычного уклада жизни. На состоянии ребенка сказывается переезд на новое место, появление нового члена семьи, смена распорядка дня (первая или вторая смена). Все это приводит к необходимости заново адаптироваться к новым условиям.
  • Внутренний конфликт. Родители не всегда понимают, что происходит с ребенком, когда он начинает вести себя непривычным образом, ведь внешние условия не изменились и все хорошо. Иногда причина стресса – это внутренняя борьба, чувство вины за что-то или комплексы.

Признаки стресса у ребенка

Проявления детского стресса могут быть очень заметными или, напротив, настолько скрытыми, что родители долгое время и не подразумевают о наличии стрессовой ситуации. Очень важно вовремя заметить внутреннее беспокойство ребенка и помочь ему справиться с ним.

Влияние стресса на ребенка очень велико. Его проявления могут быть самыми различными в зависимости от характера и стрессоустойчивости ребенка.

Тревоги и обиды ребенка могут проявляться исключительно в поведении или же затрагивать физическое и умственное развитие. Доказано, что постоянный стресс приводит к замедленному развитию, возникновению хронических заболеваний, снижению иммунитета. Такие дети могут страдать от сильных аллергических реакций, причем количество аллергенов постоянно растет, часто болеют инфекционными заболеваниями, страдают от головных болей.

  • Агрессия. Детская агрессия – это защитная реакция и выход эмоций. Ребенок становится излишне драчливым, ссорится с друзьями и родителями, часто кричит, может ломать вещи. Такие вспышки агрессии чаще всего являются реакций на стресс. Ребенок ощущает свое бессилие в данной ситуации и реагирует на нее таким образом.
  • Возвращение в ранее детство. Это свойственно маленьким детям, дошкольникам, младшим школьникам. Они вдруг начинают вести себя как младенцы: сосут палец, начинают писаться во сне, требуют повышенного внимания, отказываются есть, пока их не покормят с ложечки.
  • Замкнутость. Некоторые дети реагирует на стресс не агрессией, а отстранением от внешнего мира. Они замыкаются, отказываются от общения, стремятся уединиться, часто молчат и не реагируют на попытки их разговорить.
  • Плохой сон. Маленькие дети, испытавшие стресс, часто плачут во сне, а более старшие просыпаются из-за кошмаров, плохо спят, ворочаются, ходят во сне. Также ребенок не может долгое время заснуть, не высыпается, зевает весь день и выглядит вялым.
  • Стремление к контролю. Ребенок, испытавший сильный стресс, стремится избегать его в дальнейшем и все контролировать: он все перепроверяет, постоянно спрашивает у родителей, правильно ли он что-то делает, требует от остальных придерживаться тех же правил. Таким образом он стремится защитить себя от стрессов.
  • Побег. Подсознательное и сознательно желание убежать от проблем присуще большинству детей. Они всячески избегают причин своего стресса: стараются не встречаться с задирой-одноклассником, специально забывают дома учебники или спортивную сумку, симулируют болезни.

Лечение и последствия детского стресса

Родители могут упустить начало сильного стресса у ребенка. Но торопиться с лечением тоже нельзя. Сначала нужно удостовериться, что поведение ребенка отличается от нормального: нужно поговорить с воспитателями в детском саду, с учителями или школьным психологом. Если они подтверждают, что поведение ребенка говорит о наличии стресса, следует задуматься о лечении.

Варианты лечения могут быть различными. Все зависит от конкретного ребенка, родителей и их возможностей. Одни сразу же отводят ребенка к детскому психологу, что поначалу тоже провоцирует стресс, так как ребенок видит в психологе учителя или врача, стремится понравиться ему и давать «правильные» ответы. Но со временем беспокойство уходит, ребенок понимают, что тут его не будут ругать и ставить двойки, он расслабляется и начинает доверять специалисту. Это определенно полезно. Даже при отсутствии сильного стресса занятия с психологом помогут избежать его в дальнейшем, однако не всегда родители могут найти деньги и время на групповые или индивидуальные занятия.

В некоторых случаях ребенок сам категорически отказывается посещать психолога, сбегает, нервничает, злится. Приходится прибегать к другим средствам.

Лечение стресса у детей с помощью препаратов должно проходить под строгим контролем врача. Даже относительно безопасные легкие успокоительные препараты типа Тенотена, Афобазола не следует давать без причины. Они рекомендуются детям, которые не могут нормально спать и страдают пониженной концентрацией внимания.

Последствия стресса могут быть достаточно серьезными. Как уже говорилось выше, нередким последствием является энурез. Энурезом называют недержание мочи у ребенка старше 4-5 лет. В это время дети уже просятся на горшок и сами просыпаются ночью, чтобы сходить в туалет. Родители часто видят в этом проблему, но не видят ее причины. Они начинают наказывать ребенка, стыдить его, ругать за то, что он «как маленький», но это только усугубляет ситуацию. Ребенок после 5 лет уже и сам понимает, что так не должно быть. В этом случае просто необходима помощь педиатра и детского психолога.

Психологи считают, что стресс является важным механизмом. Он позволяет укреплять психику, социализироваться, развиваться, но стресс бывает как полезным, так и опасным. К последнему относится постоянно пребывание ребенка в конфликтных ситуациях, физическое насилие, сильные страхи и навязчивые состояния. Согласно исследованиям, дети, которые регулярно испытывают сильнейший стресс без возможности избавиться от него, во взрослом возрасте более склонны к онкологическим заболеваниям.

Детский сад: стресс и адаптация

Самой частой причиной стресса в дошкольном возрасте является детский сад. Ребенок длительное время находился дома, с мамой, а затем его принуждают резко сменить обстановку, помещают в определенный коллектив, где нет привычных для него игрушек, нет родителей, а лишь большое количество незнакомых людей.

Большинство родителей понимают, что первый период адаптации не может обойтись без слез. Ребенок плачет по утрам, плачет в детском садике, а воспитатели говорят, что это нормально и само пройдет. Это действительно нормально, но вполне в силах родителей помочь ребенку пройти этот период с наименьшими потерями.

Ребенка необходимо подготовить к детскому саду, больше с ним разговаривать, отвечать на его вопросы.

  • Беседы о родителях. Необходимо объяснить ребенку, почему мама и папа должны работать, что такое деньги и зачем они нужны. Рассказы исключительно о том, что в садике детишки и все туда ходят, могут не сработать, ребенок просто не поймет необходимость детского сада. Лучше поговорить с ним как со взрослыми, объяснить, что по-другому просто не получится.
  • Консультация врача. Не нужно пренебрегать советами педиатров и психологов. Если врач говорит, что в 1,5-2 года данный ребенок еще для детского сада не готов, нужно это учитывать. Эмоциональная незрелость и несформированная иммунная система приведут к тому, что ребенок начнет часто болеть, а вместо работы мама будет постоянно брать больничные.
  • Исключить насилие. Не рекомендуется насильно тащить ребенка в садик, угрожать ему. Нужно приложить все усилия, чтобы превратить это в игру, объяснить, что нужно идти. Некоторые родители используют подкуп или обман: обещают игрушки или говорят, что приведут ребенка в садик только на полчасика. Такие методы чреваты еще большим стрессом и потерей доверия.
  • Верьте своему ребенку. Если ребенок рассказывает, что его в садике обижают, плохо кормят, с ним грубо разговаривают воспитатели, не списывайте это на вранье и попытку избежать садика. Ребенок должен знать, что вы ему верите и защитите. Нужно поговорить с воспитателями, другими родителями, убедиться, что для вашего ребенка действительно созданы хорошие условия.
  • Не сравнивайте. Все дети уникальны. Поэтому попытка застыдить ребенка фразой «Вот Катя уже давно не плачет в садике, а она младше тебя!» ни к чему хорошему не приведет. У ребенка разовьются комплексы, но побороть свой стресс он не сможет.

Как уберечь ребенка от стресса: что могут сделать родители

Каждая мама стремится защитить своего ребенка. Но столкновение с внешним миром неизбежно: так ребенок взрослеет. Защитить его от всего просто невозможно, но можно помочь детям справиться с проблемами и неуверенностью в себе.

Снятие стресса у детей требует обязательного участия родителей. Родители – это единственный источник поддержки для маленького ребенка.

  • Помогите ребенку выплеснуть эмоции. Детям сложно самостоятельно найти выход своим эмоциям. Попробуйте ненавязчиво помочь найти ребенку хобби, любимое занятие. Это может быть спорт, занятия музыкой, пение, ведение дневника, шитье – все, что вызывает положительные эмоции, успокаивает и провоцирует выброс эндорфинов.
  • Не пытайтесь игнорировать проблему. Каждый родитель стремится помочь своему ребенку, но часто эти попытки усугубляют ситуацию. Например, родители пытаются убедить ребенка, что его проблемы надуманны, что он еще ничего не понимает и все себе придумал. Нельзя таким образом успокоить. Ребенок, как и взрослый, считает свою проблему важной, значимой. Отрицание ее приведет к замкнутости.
  • Повышайте в ребенке уверенность в себе. Вера в свои силы очень важна и для детей, и для взрослых. Дети очень чутко относятся к поддержке родителей. Поэтому иногда, чтобы помочь своему ребенку, достаточно сказать, что он со всем справится, что он умный и сильный, а все черные полосы обязательно заканчиваются.
  • Следите за питанием ребенка. От питания во многом зависит иммунитет и стрессоустойчивость детей. Большое количество сладостей приводят к гиперактивности и ослаблению защитных свойств организма.
  • Поддерживайте чувство безопасности. Маленькому ребенку важно знать, что родители ему помогут. Укрепить это чувство помогают физические контакты: обнимайте ребенка, чаще держите за руку. Иногда мальчикам стремятся привить самостоятельность, лишая их чувства безопасности, однако уже доказано, что на мужественности это скажется только негативно.

Помните, что проблемы вашего ребенка всегда можно решить мирным путем. Родители несомненно тоже устают и тоже испытывают стресс, особенно если ребенок первый. Давайте себе отдых, учитесь расслабляться вместе с ребенком, отдыхать вместе. Это укрепит связь между родителем и ребенком и поможет избавиться от стрессов.

Английского происхождения, в переводе оно означает «давление, нагрузка, напряжение». Возникает он в результате интеллектуальных и эмоциональных перегрузок.

Если взрослый человек может распознать у себя симптомы стресса и обратиться за помощью, то детям приходится гораздо тяжелее. Ребенок не понимает, что именно с ним происходит, не знает, как избавиться от плохого настроения. Поэтому родители должны уметь вовремя увидеть признаки стресса и помочь крохе справится с ситуацией.

Как проявляется стресс, и как помочь ребенку?

1. Регресс

Что делать? Мешать «регрессировать» ребенку не надо. Ему всего-то и нужно, чтобы его приласкали в этот момент и успокоили. Переждите регресс – он пройдет.

2. Страхи

Если обычный ребенок вдруг превращается в отчаянного трусишку – значит, он явно находится в стрессе. Насторожить родителей должно, если ребенок везде закрывает двери, все время проверяет, заперт ли замок, всюду включает свет. Он уже боится не только темной комнаты, но и картинки на стене, и шума на лестнице, и тишины.

Что делать? Активно вовлекайте ребенка в игру, рисование – оба эти занятия хорошо разряжают. С их же помощью попытайтесь понять и , либо незаметно подслушайте разговоры ребенка с игрушками.

3. Агрессивность

Если вы заметили, что ваш малыш, прежде такой покладистый и дружелюбный, ни с того ни с сего стал грубить, резко отвечать, швырять в стенку игрушки и книжки, замахиваться на окружающих, знайте – это признаки стресса.

Что делать? Агрессию нельзя запрещать, лучше пытаться переводить ее в другие формы: учить отстаивать свою правоту, анализировать вместе ситуацию. Ищите конструктивный выход для накопившейся энергии ребенка: активный спорт, подвижные игры с другими детьми, устройте кукольную драку.

4. Перепады настроения

Ребенок то беспричинно обидчив, может легко расплакаться по ничтожному поводу, то, наоборот, становится слишком агрессивным. У детей постарше или подавленное, депрессивное настроение, которое тянется днями, неделями – все это также должно настораживать родителей.

Что делать? Поговорите с ребенком по душам, выясните, что у него вызывает беспокойство. Научите его понимать и конструктивно выражать свои эмоции. Обращайте внимание даже на самые маленькие достижения. Следите за режимом дня ребенка, его питанием и сном.

5. Проблемы со здоровьем

Родителей часто сбивают с толку необъяснимые симптомы: рвота, сыпь, температура, боли в животе и прочие странности – все это может происходить на нервной почве, если ребенок сильно переволновался.

Что делать? Для начала наладить психологический климат в семье, проверить, не слишком ли разнятся требования семьи и школы. Они должны быть ясными и последовательными. В идеале стоит поработать с детским психологом над самооценкой ребенка и обязательно проверить, есть ли у сына или дочки личное время и пространство.

6. Беспокойный сон

При стрессе засыпание превращается в каждодневную муку с обязательными ритуалами: включи свет, задвинь занавеску, посмотри, кто в окне, держи меня за руку и т. д. Ребенок начинает меньше спать и со временем испытывает хроническую усталость.

Что делать? От помогают успокаивающий массаж, дыхательная гимнастика, упражнения на воображение. Кроме того, полезна ароматерапия, массажи с эфирными маслами, ароматические ванны. Можно купить малышу травяную подушку.

7. Снижение успеваемости

О том, что ребенок находится в плохом психоэмоциональном состоянии, говорят такие признаки как нарушение функций памяти, трудности воображения, слабая концентрация внимания, потеря интереса ко всему, что ранее вызывало любопытство.

Что делать? Ежедневно интересуйтесь школьными делами детей. «Какие оценки?», расспрашивайте о его чувствах, настроении, поддерживайте. Не скупитесь на похвалу, замечайте даже самые незначительные достижения ребенка. По возможности, помогайте ребенку выполнять трудные задания.

8. Быстрая утомляемость

Трудности с учебой, которая раньше давалась легко. Ребенок быстро устает после нагрузки, рассеян, забывчив, непоседлив.

Что делать? Разузнайте о детских переживаниях и эмоциях. Чтобы ребенок чувствовал вашу поддержку, убедитесь, что он знает: вы доступны в любое время, когда он хочет говорить с вами о своих проблемах. Цените своего ребенка в любых ситуациях и как можно чаще обнимайте.

9. Изоляция

Состояние психологического стресса может проявляться у ребенка в , стремлении к одиночеству. Он перестает участвовать в играх сверстников, у него наблюдаются трудности в соблюдении дисциплины.

Что делать? Для начала необходимо разобраться со стрессовой ситуацией; если у ребенка сейчас нет ресурсов для общения, не стоит настаивать. Если же ему хочется – помогите малышу подружиться сначала с одним ребенком: сходите вместе в парк, или в театр. С этой проблемой отлично помогают справиться детские коммуникативные тренинги (например, групповые занятия песочной терапией).

10. Компульсивные признакиКаждый из перечисленных выше признаков может свидетельствовать о том, что малыш находится в стрессовом состоянии. Будьте внимательны к своему ребенку: если родители игнорируют эти тревожные сигналы, это может не только привести к стойким нарушениям здоровья у малыша (например, ), но и отразиться на формировании его личностных качеств.

Стресс у детей – реакция нервной системы на разнообразные физические, психические и эмоциональные раздражители. Игнорирование родителями признаков стресса провоцируют развитие эмоциональной нестабильности у малыша.

На фоне стресса возникают нервные расстройства, которые могут трансформироваться в психические заболевания уже во взрослой жизни.

Большинство расстройств у взрослых людей, напрямую связаны с детскими психологическими травмами и страхами. Стресс, возникающий у детей и подростков, может спровоцировать массу проблем. Формируется заниженная самооценка и серьёзные психические нарушения, вплоть до шизофрении.

Возникающий у ребенка стресс, может делиться на несколько стадий. Каждая стадия характеризуется все более угнетенным эмоциональным состоянием. Затянувшийся стресс переходит в депрессию.

Тревога

На стадии тревоги ребенок ощущает необъяснимую тоску и беспокойство. Малыш никому не сообщает о пережитом стрессе. Ребенок замыкается в себе, с подозрением относится к родственникам. Появляется особое недоверие к малознакомым людям. Не наблюдается никаких изменений в физическом состоянии чада.

Сопротивление

Психи ребенка активно сопротивляется пережитому стрессу. Пытается вытеснить воспоминания о плохом событии. Реакция на стресс сопровождается постоянным чувством усталости и моральным истощением. Нервная система затрачивает слишком много энергии на внутренние переживания.

Истощение

Малыш истощен морально и физически, больше нет сил переживать стресс. Нервная система не контролирует эмоции, что вызывает апатию или чрезмерную агрессию. Малыши не в состоянии уснуть ночью, поскольку во сне их мучают кошмары. Развивается повышенная скрытность. Вследствие постоянной подавленности может формироваться тяга к суициду.

Причины

Причины стрессов у ребенка могут варьироваться в зависимости от возраста. Малыши до года получают стресс при расставании с матерью, смене способа кормления, заболеваниях и испуге.

Младенцы чрезмерно чувствительны к эмоциональному состоянию своих родителей. Ссоры и истерики родителей влияют на ребенка, он ощущает сильнейшее напряжение.

Выделяют такие причины стрессовых ситуаций у младенцев и подростков:

  • Невнимание со стороны родителей. Игнорирование потребностей ребенка, отторжение, отсутствие любви дает повод для сильного стресса у ребенка.
  • Постоянные укоры, в особенности при людях. Такие воспитательные меры формируют у детей чувство неполноценности, которое переходит во взрослую жизнь.
  • Чувство страха вследствие внешних и внутренних факторов. Внешние: нападение бандита или злой собаки, просмотр страшного фильма или чтение книги ужасов. Внутренние: сильная фантазия, негативная атмосфера в семье, родители оказывают на детей сильное психологическое давление.
  • Перемена обстановки. Прощание с родственниками, близкими друзьями, переезд в новый город, переход в другую школу, первая любовь. Все эти события вызывают стрессы.
  • Компьютерные игры. Детьми игры воспринимаются гораздо реалистичнее, нежели взрослыми. Проигрыши, ссоры со взрослыми из-за игр до позднего времени, недосыпы, всё это провоцирует стрессы.

Симптомы стрессов могут проявляться у детей во время переходных периодов, которые присущи трёхлетнему, семилетнему и подростковому возрасту. В этих случаях стрессы могут быть связаны с:

  • Сменой обстановки;
  • Возникновением новых обязанностей;
  • Переменами в гормональном фоне.

Симптомы

Влияние стресса на детей может проявляться абсолютно по-разному. Вот основные симптомы, присущие стрессовому состоянию:

  • Агрессия. Отрицательные эмоции у детей являются некой защитной реакцией. Дети постоянно вмешиваются в драки, со всеми ссорятся, всё время кричат, не исключены поломки вещей. Такая реакция напрямую связана с бессилием малыша в создавшейся ситуации.
  • Переход к раннему детству. Такого рода реакция присуща детям до 7 лет. Их поведение резко начинает напоминать младенческое, они начинают сосать палец, присутствует ночной энурез, они требуют постоянного внимания со стороны родителей, отказываются от приема пищи до того момента пока их не покормят с ложечки.
  • Замкнутость. Ряд детей, пережив стресс, полностью замыкаются в себе. Они постоянно хотят находиться в одиночестве, всячески избегая разговоров с родителями и друзьями.
  • Проблемы со сном. Маленькие дети после пережитого стресса, могут начинать плакать во сне, детям в старшем возрасте снятся кошмары, и они длительное время не могут уснуть.
  • Стремление контролировать. После эмоционального стресса, у детей развивается необходимость всё контролировать: он по несколько раз всё перепроверяет и постоянно спрашивает о правильности своих действий у родителей. Подобное поведение – это своеобразная защита от стресса.
  • Побег. У детей присутствует подсознательное желание спрятаться от всех имеющихся проблем. Поэтому они пытаются избегать причин, провоцирующих нервозность: избегая встреч с обижающими детьми, симулируют болезни и постоянно забывают дома учебники.

Стресс у детей может быть, как ярко выражен, так и настолько скрыт, что родители длительное время не замечают перемен в своём малыше. В таких ситуациях очень важно своевременно обнаружить проблему и приступить к её решению.

Как снять стресс

Существует несколько вариантов лечения стресса у детей, всё напрямую зависит от индивидуальных особенностей детей и возможностей их родителей.

Психотерапия

Иногда родители отправляют своих детей к психологу, тем самым изначально только увеличивая стрессовую ситуацию, ведь малыши стремятся давать те ответы, которые от них ожидают. Но постепенно беспокойство отступает, и малыш постепенно раскрывается перед специалистом.

Поход к психологу принесет только пользу. Разговоры «по душам» только улучшат состояние малыша или подростка. Единственным недостатком такого метода терапии является его стоимость и далеко не все родители в состоянии отвести детей на индивидуальные или групповые занятия к психологу.

Бывают ситуации, когда дети категорически против походов к доктору, они постоянно ходят нервные и злятся после любого упоминания о докторе. В таком случае приходится использовать другие методы.

Первое что советуют доктора – устранение источника, вгоняющего чадо в состояние стресса, сразу немного улучшает общую картину.

Препараты

Параллельно с устранением источника стресса, для того чтобы малыш перестал нервничать, ему прописывают настойки пустырника или валерианы. Кроме того, для снятия нервозности доктора рекомендуют применение ноотропных лекарственных средств. Существуют даже витамины от стресса для детей.

Физиотерапия

Прописывают массажи в воротниковой зоне, ванны с хвоей или морской солью. Рекомендовано соблюдать режим сна и диетическое питание, что подразумевает исключение из рациона продуктов, которые увеличивают нервозность. Под наблюдением психолога осуществляется коррекция поведения, как детей, так и взрослых.

Что делать родителям

Профилактику стресса у детей провести практически невозможно, но гораздо проще избавиться от проблемы на начальных стадиях.

Для этого, родители должны стать для малыша источником поддержки:

  • Малыш должен выплеснуть свои эмоции. Чтобы ему было проще раскрыться нужно постараться найти для него какое-то хобби.
  • Не стоит пускать ситуацию на самотёк. В попытках успокоить чадо не нужно настаивать на том, что его проблема – это просто выдумка, нужно искать пути решения этой проблемы.
  • Поднять самооценку малыша. Дети очень чувствительны к поддержке со стороны родителей, поэтому иногда достаточно просто сказать малышу, что он умный и сильный, поэтому справится с любой проблемой.
  • Следить за рационом детей. Качество продуктов напрямую влияет на иммунную систему малыша и его устойчивость к стрессовым ситуациям.
  • Поддерживать чувство безопасности. Младенец должен быть уверен, что в любой ситуации, его родители смогут ему помочь. Это чувство можно укрепить за счёт постоянных объятий, поцелуев, совместного времяпровождения.

Проблемы малыша всегда решаются мирным путем. Родителям тоже знакомо чувство усталости и напряжения, в особенности, если малыш первый. Поэтому нужно учиться расслабляться вместе с малышом, это поспособствует улучшению отношений между ними, ребенок станет больше доверять своим родителям.

Какой основной повод для маминого беспокойства? Конечно, это детский плач. Если ребенок плачет, то мы четко понимаем: ему плохо. Отсюда можно сделать вывод: если не плачет, значит ему хорошо. Это не совсем так.

Вы, наверное, знаете, что у взрослых людей есть разные способы реагирования на стресс: один кричит, другой начинает все крушить, третий вовсе падает в обморок. Реакция зависит в основном от темперамента и особенностей нервной системы. Это физиология, которая работает с момента рождения. Значит новорожденные, также как и взрослые, выдают различные стрессовые реакции.

Во время физического дискомфорта плачут почти все дети. Но на психологический дискомфорт малыши могут реагировать иначе. Родителям полезно знать, как это может выглядеть, чтобы четко понимать состояние своего малыша. Сейчас стало модно обязательно чем-нибудь заниматься с младенцами: йога, динамическая гимнастика, грудничковое плавание. Есть дети, которым что-то может нравиться, другим – это совсем не подходит. Если малыш выдал стрессовую реакцию, то занятия обязательно нужно прекратить.

Мы, конечно, можем продолжать заниматься, и сначала последствий не будет видно. Это, что называется, отсроченные последствия. Детки ломаются не сразу. Но когда уровень стресса зашкалит и ребенок начнет, например, болеть, компенсировать это будет сложнее.

Что может стать стрессом?
Начнем с того, что само рождение – это уже колоссальный стресс для малыша. Он девять месяцев находился в животе, где ему было тепло, хорошо и уютно.

Самое надежное место

Запустился процесс родов, он ощущал давление, старался, боролся, проходил по родовым путям. Он родился! Он победил! Это стресс физиологический. Он не плохой и не хороший. Ребенок способен его пережить, потому что так задумано природой. Но это сильные эмоции.

Первые сутки детки могут проживать послеродовой стресс, реагируя тремя способами: плач, сосание, сон. Чем сложнее были роды, тем ярче будет реакция. Ошибочно думать, что кесарево сечение лучше, так как стресс меньше. Наоборот, после это операции дети выдают более яркие реакции и адаптационный период у них дольше.

Пережив послеродовой стресс, малыш понимает, что он попал в странный, незнакомый мир. В нем много звуков, запахов, красок. Много разных людей. Бывает жарко и холодно. Пока он не адаптируется, для него все стресс. Адаптационный период обычно длится около 40 дней, но после тяжелых родов может растянуться и до трех месяцев (что обычно и бывает у кесарят).

Специалисты по раннему развитию советуют начинать активно заниматься с детьми как можно раньше, иначе будет поздно. Перинатальные психологи утверждают, что в адаптационный период ребенка лучше лишний раз не трогать. В этом есть определенная доля истины. Малышу и так все сложно и непривычно. Зачем ему искусственно усложнять жизнь?

В адаптационный период нужно много контакта с мамой

Когда адаптационный период закончился, с уровнем стресса обычно становится проще. Чем мягче ребенок прошел адаптацию, тем легче он принимает все новое. И чем старше становится малыш, тем менее жестко ставится этот вопрос.

Родителям хорошо бы знать, что стрессом может стать: появление новых людей, шумные вечеринки, путешествие, переезд, ремонт, новые занятие, появление новых предметов, долгое отсутствие мамы, лишение контакта. Это не значит, что ребенка нужно оградить от всего. Реакция зависит от чувствительности ребенка. Легкий стресс даже стимулирует. Главное, следить за тем, что уровень стресса не зашкаливал. За пиками активности должны следовать моменты отдыха, тишины и расслабления.

Плач
В наше время уже почти все родители понимают, что младенцы не издеваются над родителями, не треплют им нервы. Они плачут только по действительно весомым причинам. Это единственный способ малыша дать нам понять, что ему трудно.

К плачу стоит относиться серьезно. Наша родительская задача, как можно скорее найти причину плача и устранить ее. Если ребенок плачет во время каких-то занятий, то их немедленно нужно прекратить. Малышу не нравиться! Не слушайте, когда вам говорят, что поплачет, привыкнет, зато полезно. Нет, то, что идет через слезы, никогда не будет полезно. Дети не привыкают, они смиряются!

Этому малышу процедура явно нравится

Если специалист не может сделать процедуру с вашим ребенком без слез, ищите другого с более творческим и гуманным подходом. Речь, конечно, не идет о необходимых медицинских процедурах, когда ребенок болеет. В этом случае мы все делаем как можно быстрее и утешаем. Но и в этом случае помните: чем старше ребенок, тем проще с ним договориться и сделать без слез все, что угодно. Было бы желание…

Хорошо ли этому ребенку… Большой вопрос

Сон
Когда младенцам очень плохо и страшно, они засыпают. Недавно одна моя знакомая поделилась радостью: «Мы, наконец-то приучили Кирюшу (5 месяцев) спать в своей комнате. Обидно было, такую детскую ему сделали, а он в ней не спит. А теперь он уже большой – спит всю ночь с 11 до 7 утра. Мы опять можем высыпаться. Как здорово!».

Если честно, то ничего хорошего. Детям этого возраста не свойственно спать так долго. То, что происходит с Кирюшей, называется стрессовый сон. Представьте себе ситуацию: маленький мальчик просыпается один в темноте. Рядом никого. Он плачет, но никто не приходит (а именно так мама и занималась с сыном). Через несколько дней он делает вывод: как ни проси, никто не придет и не спасет. И впадает в глубокое отчаяние. Ему становится настолько страшно и плохо, что ребенок предпочитает не просыпаться. И засыпает очень глубоко. Этот сон не полезен для детей. Он как вариант коматозного состояния. Для Кирилла более полезен поверхностный сон – в это время у детей развивается мозг. Но мама приучила спать глубоко, пожертвовав развитием мозга и психологической стабильностью сына. Зато, как большой!

Он еще борется за свое право быть рядом с мамой

По этой же причине дети хорошо и подолгу спят в колясках на балконе или на улице. Это нездоровый сон. Дети впадают в него от невыносимого отчаяния и одиночества.

Сосание
Сосать грудь – это лучший способ успокоиться. Ребенок в этот момент словно возвращается в животик. Он чувствует тепло маминых рук, ощущает ее дыхание, слышит биение сердца. А на вкус молочко похоже на околоплодные воды. Малыш попадает в привычное состояние и релаксирует.

Именно поэтому при малейшем беспокойстве детки просят грудь. И чем младше, тем чаще.В адаптационном периоде (от рождения примерно до трех месяцев) дети могут просить грудь каждый 15 минут и сосать ее по два часа. Маме кажется, что она 24 часа проводит с грудью во рту. Это нормально и пройдет, как только малыш привыкнет к новому для него миру. А сейчас у него стресс – все новое и незнакомое. Дайте ему возможность адаптироваться, пусть ваша грудь будет для него оазисом спокойствия. В этот период лучше не усложнять ребенку и без того непривычную жизнь.

Самое надежное успокоительное средство!

Итак, плач, сосание и сон – это основные стрессовые реакции, которые ребенок может продемонстрировать. Способ реагирования зависит от темперамента и характера ребенка. Иногда дети предпочитают один вариант, иногда используют несколько вперемешку.

Кроме перечисленных, есть еще несколько не таких явных реакций. Дети их демонстрируют очень часто, но, к сожалению, мало кто из родителей понимают, что это тоже стресс.

Замирание или возбуждение

Алена делится опытом: «Нам подарили фитнесс-мяч. Это то, что нужно приобрести всем молодым мамочкам. Наш трехнедельный сын успокаивается только на нем. Может истерично плакать, мы кладем его на мяч и он сразу затихает. Как будто прислушивается. Значит, ему очень нравится».

Итак, у нас есть факт – ребенок затихает на мяче. Мама почему-то делает вывод, что это от удовольствия. На самом деле, когда ребенку хорошо, у него появляется комплекс оживления – он улыбается, гулит, болтает руками и ногами. А здесь ребенок затих – он изучает: опасно или нет. Как минимум, он напуган.

Родители, вы уверены, что я в безопасности?

Я не делаю вывода, что стресс зашкаливает и зарядка на мяче вредна. Вовсе нет, но это хорошая иллюстрация того, как мы интерпретируем поведение малышей удобным для себя способом. «Замолчал – значит доволен». Давайте не будет юлить. Замолчал – довольны мы. А ребенку в этот момент может быть ой как плохо.

Другой пример от Асемы: «Недавно мы перевели месячного Арсена в большую ванну. Ой, как ему нравится! Плавает вовсю, машет ногами и руками. Обычно он ленивый, а в воде меняется. Такой активный становится. Думаю, что ему очень полезно плавать».

Еще одна не менее странная интерпретация. Обычно ребенок тихий и спокойный. Но в большом пространстве воды неведомо откуда берется необычная активность. Доволен? Или пытается любой ценой выбраться и спасти свою жизнь?

Кажется, малышка еще не решила, нравится ей или нет

Если обычно спокойный ребенок начинает вести себя слишком активно, нужно крепко задуматься. Вероятнее всего, малышу опасно и он пытается избежать страшной ситуации.

Любое нестандартное поведение
Дети большие консерваторы. Они любят, чтобы все шло своим чередом. Любят ритуалы и привычные вещи. И ведут они себя чаще всего одинаково. Если их поведение меняется, то надолго. Например, спали три раза по часу. А теперь спят два раза по полтора. Эти изменения плавны и назад не возвращаются.
Малыш обычно спокоен, а теперь стал закатывать истерики. Спит обычно по полчаса, а после пробного занятия бэби-йогой уснула на 2,5 часа. Обычно веселый, активный, а после похода в развивающий центр сидит на коленках у мамы. Любое нестандартное поведение говорит о стрессе. Ребенок требует внимательно отнестись к себе.

Отказ от груди
Это особая реакция, которую дети выдают тогда, когда ничего уже не помогает. Грудь – это самое ценное в жизни ребенка. Это и еда, и контакт с мамой, и обезболивающее, и расслабляющее, и успокаивающее, и утешающее. Представляете, до какого состояния нужно довести ребенка, чтобы он отказался от груди?!
Конечно, это зависит от темперамента ребенка. Особенно впечатлительные дети могут отказаться от груди после одной малоприятной процедуры. Но таких детей мало.

Обычно для того, чтобы спровоцировать у ребенка отказное поведение, родители предпринимают ряд целенаправленных попыток по «развитию и дисциплинированию» новорожденного. Попросту говоря, разрывая контакт с мамой, потому что отказ от груди это как раз-таки нарушение этого контакта.

Ребенку настолько плохо, что он использует тяжелую артиллерию, чтобы быть услышанным. К сожалению, редко когда родители понимают, что происходит. Пожимают плечами, покупают смесь и продолжают «развивать».

Повторюсь, отказ от груди – это особая ситуация. Если малыш отказывается от груди, значит ему очень плохо. Нужно срочно прекратить все «полезные» занятия и искать причину дискомфорта.

Отказываясь от груди, малыш очень ярко сигнализирует о помощи

Психологи не призывают вас растить из детей оранжерейные цветочки. Такие перегибы тоже опасны. Так ведь можно вообще на улицу не выходить, чтобы малышей ветерок не потревожил. На любое занятие ребенок может выдать стрессовую реакцию просто потому, что это дело новое. А значит, может быть опасным.

Все новое лучше вводить очень плавно, нежно и в тесном контакте с мамой. А еще лучше с грудью во рту. Так оно надежнее будет. Нововведения должны предлагать мама или папа. А не чужой дядя-тренер. Когда ребенок расслабиться, если занятия действительно полезное, он покажет родителям, что доволен: будет активно смеяться, много улыбаться, гулить.

Но давайте не будем себя обманывать. Если малыш продолжает сигнализировать о стрессе, прекратите занятия. Вашему ребенку они не подходят. Не доводите до того, что стресс зашкалит. Предложите малышу другие варианты.

Вы обязательно найдете то, что понравится и вам, и вашему чаду.

Алена Асадчая, корреспондент, консультант по ГВ, педагог-психолог

ФОТО Getty Images

Лусине Хачатрян, педиатр, доктор медицинских наук, профессор кафедры детских болезней МГМУ им. М.И. Сеченова.

Раннее детсво

Даже в раннем возрасте ребенок может испытывать стресс. Он может быть связан с болезнями, разлукой с матерью (даже краткосрочной), режущимися зубами, первыми посещениями врачей (и в целом встречами с чужими и непривычными для ребенка людьми, в особенности с теми, кто прикасается к нему), походами в детский сад, сменой климата или часового пояса.

Симптомы:

гиперактивность (следствие повышенной возбудимости), нетипичное нарушение сна, проблемы с аппетитом (вплоть до полного отказа от еды), беспричинная плаксивость, частые (навязчивые) мимические движения, тики, суетливость или даже агрессия.

Что делать родителям

  • Cледите за режимом сна и бодрствования. Чем ребенок младше, тем более продолжительный отдых необходим ему (не только ночью, но и днем).
  • Если у ребенка беспокойный сон, то ему подойдут дыхательные упражнения и спокойные игры. Помогут и творческие занятия: рисование, лепка из пластилина. Родителям стоит также следить, чтобы телевизор не был включен слишком часто.
  • Поддерживайте у ребенка чувство безопасности – это одна из базовых потребностей в раннем возрасте. Сохраняйте физический контакт, держите за руку, обнимайте ребенка, ведь ребенок должен чувствовать, что вы рядом.
  • К грядущим переменам, например к посещению детского сада и тем более, ясельной группы ребенка надо готовить заранее.
  • Если ребенок 2-5 лет проявляет агрессию в обыденных ситуациях – по отношению к другим членам семьи или даже игрушкам – то ему будет полезно соответствующее возрасту закаливание и водные процедуры, которые снимают нервное напряжение. Нередко рекомендуют и пет-терапию, когда справиться с различными проблемами помогают животные.

Младшие классы

Стресс в этот период – реакция организма на изменение привычного хода вещей, которую дети не могут контролировать самостоятельно. Школа радикально меняет уклад жизни, к которому ребенок уже успел привыкнуть. Режим становится более жестким, появляется много обязанностей, ответственность, неизвестные обстоятельства «новой» жизни. Школа – это первые друзья и первые ссоры, переживания из-за оценок. Формируются внутренние страхи, так как ребенок более осознанно и критично анализирует происходящее вокруг.

Симптомы:

утомляемость, ухудшение памяти, перепады настроения, проблемы с концентрацией внимания, трудности при засыпании и прерывистый сон, появление вредных привычек (ребенок начинает грызть ногти, ручки, кусать губы), замкнутость и изоляция, заикание, частые головные боли, беспричинная раздражительность.

Что делать родителям

  • Необходимо подстроиться под школьный режим – ложиться спать и просыпаться в одно и то же время. Это особенно полезно при повышенной утомляемости и ухудшении памяти.
  • Душ комфортной температуры (избегать излишне горячей воды) для улучшения качества сна.
  • Правильное питание и дополнительный прием детских витаминных комплексов – причиной чрезмерной раздражительности зачастую бывает нехватка нужных организму веществ.
  • Больше проводите времени вместе, в том числе за играми. Игры помогают детям перенести свою тревогу на игровые ситуации и снять напряжение.
  • Старайтесь аккуратно говорить о том, что волнует ребенка, и обсуждать возможные проблемы, воздерживаясь от оценки.
  • Регулярные физические нагрузки также помогают снять умственное перенапряжение и повышают устойчивость ребенка к стрессовым ситуациям. Бег, катание на велосипеде, лыжи, теннис, танцы, плавание – выбирайте то, что больше нравится ребенку.

МОЖНО ЛИ «ЛЕЧИТЬ СТРЕСС» У РЕБЕНКА?

Применение лекарств допустимо только в том случае, если препараты разрешены детям и подходят текущим активностям ребенка.

«Для описанных выше ситуаций подойдет Гомеострес, так как этот препарат с комплексом растительных компонентов способен одновременно устранить и психоэмоциональные, и физические проявления стресса, – отмечает доктор медицинских наук Лусине Хачатрян. – К тому же он нормализует сон, давая организму возможность восстановить свои адаптивные ресурсы и «обнулить» все негативные эмоции, оставшиеся от прошедшего дня. А препараты на основе валерианы и различные успокаивающие чаи подойдут только тогда, когда ребенок не выполняет задачи, требующие повышенной концентрации внимания».