Чаша со змеей, как символ медицины. Символ медицины


Посох Асклепия . Одним из наиболее древних символов медицины является посох Асклепия – суковатая палка, обвитая змеей. Возникновение этого символа датируется примерно VIII в. до н.э. Асклепий в древнегреческой мифологии и Эскулап в древнеримской являются богами медицины и врачевания. Согласно мифу изначально Асклепий был рожден человеком и воспитан кентавром Хироном. Именно Хирон обучил Асклепия врачеванию. Ученик оказался весьма талантливый и превзошел в этом искусстве и своего учителя, и других смертных. Однажды знаменитый целитель был приглашен во дворец критского царя Миноса, чтобы воскресить его умершего сына. На своем посохе Асклепий неожиданно увидел змею и убил ее. Тотчас появилась другая змея с целебной травой во рту и воскресила убитую. Асклепий воспользовался этой травой и воскресил умершего. Появление в этой легенде именно змеи неслучайно. У многих древних народов змея являлась символом мудрости и могущества, играла роль хранительницы очага, а также была существом, способным возвращать молодость.

В середине ХХ в. Всемирная организация здравоохранения на своей первой ассамблее в Женеве утвердила изображение посоха Асклепия как международную эмблему здравоохранения. Посох Асклепия на фоне синей «снежинки» – сегодняшняя эмблема экстренной медицинской помощи в США. Название этой эмблемы – «звезда жизни». Каждый из лучей звезды обозначает одну из функций службы экстренной медицинской помощи: обнаружение, извещение, отклик, помощь на месте, помощь при транспортировке, транспортировка для дальнейшей помощи.

Змея и чаша . Чаша со змеей - наиболее распространенная в нашей стране медицинская символика. Первые изображения чаши со змеей относят к 800 - 600 гг. до н.э. Это были атрибуты богини Гигеи – дочери Асклепия. В одной руке она держала чашу, в другой – змею. Чаша была очень богатым по значению символом. Это и пресная вода, льющаяся с неба на засушливые пустынные страны Древнего Востока, и сложенные вместе ладони для того, чтобы поймать капли этой воды. Лечение водой было древнейшей традицией в медицине Древнего Востока.

Считается, что изображение чаши, обвиваемой змеей, появилось только в XVI в. благодаря знаменитому врачу Парацельсу. Возможно, что змея символизирует мудрость, знание, бессмертие. Кроме того, чашу со змеей связывает история ядов и противоядий. Лекарства часто имели сложный состав и включали в себя змеиный яд, который хранили в специальных чашах. О лечебном действии змеиного яда писали многие врачи и философы Древней Греции и Древнего Рима. Именно чаша со змеей в наше время является символом аптечного дела. Правда, надо отметить, что змея на посохе Асклепия с древних времен считается ужом. И в центрах культа Асклепия всегда заводили ужей. Считалось, что для пациентов очень полезно прикасаться к ним, ибо в облике ужа предстает сам бог Асклепий. То есть, если говорить о змее, которая присутствует практически в каждой медицинской символике и ведет свое начало от посоха Асклепия, то это неядовитое пресмыкающееся.

Красный крест . Самый молодой, самый новый из медицинских символов. Был утвержден в Женеве в 1863 г. в качестве символа Международного комитета Красного Креста (МККК). Комитет был основан швейцарцем Анри Дюнаном. Красный крест на белом фоне – негативная копия швейцарского флага (изначально эта эмблема не имела религиозного смысла) - отличительный знака помощи раненым военным. Год спустя он был признан отличительным знаком медицинской службы вооруженных сил. Во время русско-турецкой войны на Балканах в 1876 году, Османская империя предпочла использовать вместо красного креста красный полумесяц на белом фоне (поскольку красный крест вызывал негативные ассоциации с крестоносцами). За ней последовали другие страны, где бoльшая часть населения исповедует ислам. На Дипломатической конференции в 1929 году в качестве отличительного знака медицинских учреждений и формирований был признан красный полумесяц на белом фоне. 8 декабря 2005 г. государства - участники Женевских конвенций приняли третий дополнительный протокол, устанавливающий дополнительную эмблему - Красный Кристалл. Эта эмблема лишенная какого-либо религиозного, культурного или политического значения, обладает таким же правовым статусом, как и красный крест и красный полумесяц, и может быть использована на тех же условиях, может временно использоваться национальными обществами и медицинскими службами вооруженных сил вместо их обычной эмблемы в целях усиления защиты. Несмотря на то, что в данный момент эмблемой комитета является сочетание красного креста, красного полумесяца и красного кристалла, использование красного креста именно как общей медицинской эмблемы запрещено. Официальная эмблема МККК должна использоваться исключительно как символ спасения во время боевых действий, чрезвычайных происшествий, дабы эмблема не примелькалась, не стала чем-то обыденным.

Кадуцей . Еще один пришедший из Древней Греции и схожий с посохом Асклепия символ – кадуцей. Это жезл Гермеса (у римлян – Меркурия) – посланника богов. Жезл обвивают две змеи, символизирующие две противоположности – свет и тьму, добро и зло, смерть и жизнь. По легенде Гермес использовал свой жезл, чтобы примирить двух дерущихся пресмыкающихся. Что интересно, изначально этот символ не относился к медицине. Он использовался парламентерами при походе во вражеский лагерь – играл ту же роль, что и белый флаг. Кадуцей был знаком, защищающим тайну коммерческой или политической переписки. На сегодняшний день это эмблема Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

Современная эмблема медицины - змея, обвивающая ножку чаши и склоняющая голову над самой чашей, - утверждена в нашей стране еще в 1924 году, а затем получила широкое распространение и за ее пределами. Острые на язык студенты-медики, давно придумали трактовку знаку медицины: символ поясняет - медик не прост, он хитер как змей, да и выпить не дурак. А каково же происхождение этого знака?

Змея сопровождает медиков с древних времен. Легендарный греческий врач Асклепий (мы его больше знаем в римской транскрипции - Эскулап) всегда изображался со змеей, поскольку благодаря змеям он стал не просто великим врачом, а даже врачом-богом, покровителем медицины. Вот что говорится об этом в греческом мифе. Уже будучи весьма известным, Асклепий был приглашен критским царем Миносом, чтоб воскресить его умершего сына. Врач шел, опираясь на посох, как вдруг посох обвила ядовитая змея. В страхе, Асклепий ударом посоха убил ее, но появилась вторая змея, несшая во рту какую-то траву. Трава воскресила убитую. Гениальный врач смекнул, в чем тут дело, разыскал такую траву, которую принесла змея, и собрав ее отправился на Крит, где воскресил ею сына царя Миноса.

Плита, найденная в г. Эфес с изображением символа медицины

Многие исследователи считают, что в основе «змеиной символики» в медицине лежит потаенный страх человека перед змеями, желание умилостивить грозную «богиню смерти» или отпугнуть болезнь, используя грозный вид ядовитой змеи. В древних преданиях нередко встречаются упоминания о различных мифических змееподобных существах, несших смерть человеку. При этом, части их тела и яд считались также сильными и универсальными лекарствами. Плиний Старший в «Естественной истории» писал о целебных свойствах амбисфены (греч. «двигающаяся в двух направлениях») - змеи с двумя головами: одна расположена в обычном месте, другая на хвосте: «… словно одной головы ей мало, чтобы извергнуть свой яд». Змея символизировала смерть и бессмертие, добро и зло. Их олицетворял и ее раздвоенный язык, и ядовитость ее укусов наряду с целебным действием яда, и загадочная способность гипнотизировать мелких животных и птиц. Это видимое противоречие, соединение в одном изображении двух разных, часто противоположных начал, характерно для символов, пришедших к нам из глубокой древности. Другой пример этого противоречия - чаша. Происхождение этой эмблемы врачевания различные гипотезы связывают с целительным действием воды и традицией приготовления лекарств в ритуальной чаше.

Первые изображения подобного символа медицины были датированы 800-600 гг. до н.э. Правда, в те времена змея и чаша существовали отдельно – в правой и левой руке богини здоровья Геи. Эмблему с сочетанием чаши и змеи, которую мы привыкли видеть, была предложена в XVI веке знаменитым врачом Парацельсом.

По мнению российского историка Ф.Р. Бородулина, чаша символизирует сосуд, где хранятся познания природы, которые из него должен черпать мудрый врач. Официально чаша со змей как отличительный признак военной медицины была введена Петром I. Широко распространена эмблема с чашей и змей среди фармацевтов.

На территории России изображение со змеёй, обвивающей ножку чаши, до сих пор считается эмблемой военно-медицинских войск.

Но чаша со змеей - это не единственный используемый символ медицины, есть и другие достаточно популярные.

Посох Асклепия


Истоки этой медицинской эмблемы идут ещё с VI в. до н.э и имеют греческие корни. Сам посох представляет собой суковатую палку, вокруг которой обвивается змея.

Легенда, рассказанная выше, дала толчок к тому, что на изображении первой международной эмблемы медицины был нарисован Асклепий, держащий в руке посох с обвившейся на нём змеёй.

В 1948 году, когда была проведена I Всемирная ассамблея здравоохранения, председателями ВОЗ в качестве эмблемы организации был выбрал посох, обитый змеёй, символизирующей медицину, который изображался на фоне земного шара, окаймлённого лавровыми ветвями – эмблема ООН.

Кадуцей (жезл Меркурия)


В мифологии древней Греции «кадуцей» обозначал жезл Гермеса (посланника богов, в римской мифологии - Меркурию). Жезл был обвит двумя змеями и увенчан крыльями. Змеи символизировали взаимодействие противоположностей. Впоследствии жезл стал символом уравновешенности и добродетельности. Поскольку кадуцей был неотъемлемой частью изображения посланника, он также олицетворял защиту тайны коммерческой и политической переписки.

Впрочем, в эмблеме медицины жезл предстает «древом жизни». Две обвивающие его змеи символизируют противопоставление мира живых и мира мёртвых, а сплетение их означает единство противоположных сил.

Красный крест и красный полумесяц

Красный крест изначально использовался в качестве эмблемы санитарной службы вооружённых сил, которая оказывала защиту и помощь больным и раненным.

Использование изображения и названия красного креста и красного полумесяца находится под контролем Женевских конвенций 1949 года, а также дополнительных протоколов к ним 1977 года.

В мусульманских странах вместо привычного для большинства европейских стран красного креста символом благотворительной помощи больным и раненный является красный полумесяц.

Одним из основателей знаменитой эмблемы красного креста стал Анри Дюнан, который в 1859 году был впечатлен количеством людских потерь в битве при Сольферино. Тогда армейские санитары не смогли справиться с большим количеством раненых, и одной из причин этому послужило отсутствие у них какого-либо отличительного признака, который мог быть опознан каждой из конфликтующих сторон.

Через 4 года, на Международной конференции в Женеве была принята эмблема обществ по оказанию помощи раненным военнослужащим. Этой эмблемой стал красный крест на белом фоне.

Восточный Кризис (1875–1878) и Русско-турецкая война (1877–1878) вызывали приток сотрудников Красного креста на территорию Османской империи. Но здесь деятельность МККК была разрешена лишь при смене изображения креста на эмблеме на полумесяц. В итоге на Женевской конвенции в 1949 году эмблемы красного креста и красного полумесяца на белом фоне были признаны в качестве защитных знаков военно-медицинских служб.

В настоящее время использовать эмблему Красного креста и красного полумесяца помимо Международной Федерации Общества Красного Креста и Красного Полумесяца и Международного Комитета Красного Креста разрешено национальным обществам и лицам, имеющим отношению к данной организации. В военное время изображение красного креста или полумесяца на белом фоне служит отличительным знаком и защитой военно-медицинских формирований, а также госпиталей, больниц и транспортных средств, оказывающих помощь нуждающимся.

http://origin.iknowit.ru/paper1212.html

Всем известно, что символ медицины — чаша со змеей, а в народе его шутливо называют «тёща кушает мороженое». А вот что означает такая эмблема, знает далеко не каждый. Какие ещё бывают символы, обозначающие медицину, откуда они произошли и каково их истинное значение? Именно об этом мы и поговорим в нашей статье.

Откуда произошли медицинские символы

В разное время различные культуры принимали свои символы и эмблемы медицины, которые отражали понимание и восприятие смерти и жизни, указывали на образ врачевателя и методы лечения. Говоря о различных медицинских символах, стоит вспомнить известных богов — покровителей врачевания, древние способы лечения и другие особенности.

Самый основной и медицины — змеи. Именно их изображение в самых разных формах использовалось для обозначения врачевания. История использования этого знака уходит корнями к древним цивилизациям Востока, Греции и Египта. Например, именно змея обвивает тело Изиды, египетской покровительницы врачевания. Также змею сопровождает надпись на столбе Сесостриса I в Карнаке, где сказано: «Дарую жизнь, долголетие и здоровье... царю нижнего и верхнего Египта». Интересно, что современный символ медицины также не обошёлся без змеиного изображения. Тут пресмыкающееся обвивает чашу, и каждая из частей этой эмблемы заслуживает особого внимания.

По мере развития общества, с повышением уровня знаний о природе и окружающем отражающие различные явления, изменялись и переосмысливались. Сегодня трактовка дошедших до нас символов врачевания довольно многообразна. Существует около пятидесяти различных условных изображений, означающих медицину, но мы рассмотрим лишь самые распространённые.

Общие и частные эмблемы врачевания

Для всестороннего изучения вопроса, наряду со многими научными методами, применяющимися в изучении медицинской символики, также актуален и метод исторический.

Наиболее ценными источниками для изучения вопроса являются нумизматика и бонистика. Первая изучает монеты, жетоны, медали и ордена, а вторая рассматривает бумажные денежные знаки в историческом, экономическом и художественном аспекте. Именно на монетах и банкнотах различных эпох можно встретить наибольшее количество медицинских символов и эмблем врачевания, а в некоторых случаях — это вообще единственный источник подтверждения их физического существования.

Специалисты, изучающие эмблемы и символы медицины склонны применять особую классификацию, согласно которой все существующие обозначения можно разделить на частные и общие. К частным относятся:

  • капля крови — знак хирургического профиля;
  • изображение ландыша;
  • клистир (клизма);
  • рука, прощупывающая пульс — эмблема терапевтов;
  • изображение флорентийского младенца;
  • пентаграммы хирургических инструментов, например скальпеля;
  • уринарий;
  • ступки с пестиком или без — такие эмблемы используют фармацевты или медицинские общества;
  • военно-медицинские знаки (эмблемы).

Общие медицинские символы гораздо более знамениты. К ним относятся:

  • змея;
  • посох Асклепия (Эскулапа) — змея, обвивающая палку;
  • змея вокруг чаши;
  • две змеи, обвивающие жезл Гермеса (Меркурия);
  • яйцо;
  • змея, обвивающая треножник Аполлона;
  • светильник;
  • анк Импотеха;
  • змей, обвивающий зеркало;
  • петух;
  • одна или две змеи, закрученные вокруг свечи или светильника;
  • змея, обвивающая Дельфийский пуп, омфалос;
  • горящая свеча или факел;
  • сердце в ладонях и другие.

Таким образом, можно сделать вывод, что общие символы означают врачевание вообще, а частные призваны разделять медицину по направлениям.

Почему змея — символ медицины

На заре цивилизации, в только-только зарождавшемся первобытном обществе, когда первые тотемы отражали беспомощность человека перед природой и окружающим миром, змея была одним из основных символов. С появлением религиозного культа змеям приписывалась двойственная натура добра и зла. С одной стороны, они олицетворяли собой коварство и хитрость, а с другой — были бессмертия.

Интересно, но в античных верованиях символом медицины являлись вовсе а тихий безобидный уж. Именно их именовали «Эскулаповы змеи». Эти пресмыкающиеся были почётными жителями культовых центров врачевания в Риме и Греции. Ужи свободно передвигались по дому и лечили захворавших — вылизывали раны. Римляне и греки очень любили своих змей, содержали их в домах, при банях и купальнях.

У многих народов хорошее начало, приносит благосостояние дому, здоровье и счастье живущим в нем. Также, по поверью, змеи исцеляют раны и способны научить мудрости врачевания.

В древневосточной мифологии змея также ассоциировалась со здоровьем людей и их лечением, а в африканских странах олицетворяла собой врачевание. Пожалуй, это единственный случай, в котором можно проследить цепочку ассоциаций. Дело в том, что в Африке лечением людей занимались исключительно колдуны, они же являлись и заклинателями ядовитых змей. Так и появилась цепочка ассоциаций: колдун — змеи — лечение. Потом, правда, колдуны куда-то исчезли, а вот змеи и врачевание так и остались в крепкой связке.

В европейских странах, в отличие от Африки, змея ассоциировалась не с колдунами, а с мудростью и познаниями в целом. Это символ вечной юности — омоложение в данном случае символизирует ежегодная линька, смена кожи. Эта способность змеи в прямом смысле слова «выходить из себя» нашла интересное отражение в египетских легендах. В полночь великий бог солнца Ра вместе со своими приближенными выходит из светящейся ладьи и входит в тело огромного змея. Утром из его нутра все они выходят детьми, снова садятся в священную ладью и продолжают свое путешествие по небу. Именно так, по мнению древних египтян, день сменяется ночью.

Подобные мифы омоложения и бессмертия существуют в африканских сказках, шумерских легендах и греческих мифах. Как древнейший символ медицины, змея изображалась без каких-либо дополнений и атрибутов. И лишь много позже к ней стали присоединять посох, треножник, зеркало или знаменитую чашу.

Что символизирует чаша

Поскольку символ медицины — чаша со змеей, то следующее, о чем мы поговорим, будет именно она. Самое распространённое толкование того факта, что именно чаша стала символом чего-то доброго и спасительного, то есть медицины, связано с восприятием пресной воды в засушливых районах земного шара. Поскольку дожди в этих местах шли редко, вода становилась даром небес. Сохранить подарок небесных богов можно было с помощью рук, сложенных в виде чаши, или камней с углублениями, глиняной или металлической посуды. Так как от засухи люди вымирали целыми селениями, то молитвы о дожде стали сопровождаться просьбами о здоровье и сохранении жизни. На древних египетских стелах и фресках больной, обращаясь к богам с просьбой о выздоровлении, держит в руках именно чашу.

Лечение с помощью воды стало традиционным для стран Древнего Востока и Индии. Алхимики обязательно использовали воду или капельки росы для получения лекарственных средств. Для врачевания применялись особые кубки с выгравированными на них заклинаниями и символами. Например, для лечения страха («болезнь боязни») мусульманами использовался особый «кубок боязни» — медная чаша, специально изготовленная в Мекке и украшенная изречениями из священного Корана.

Народные сказания до наших времён сохранили выражения, связанные с ритуальными чашами: «чаша страданий», «пусть дом станет полной чашей», «испить чашу до дна», «чаша терпения» и другие. В этих изречениях заложена двойственная природа образа — двудонный кубок, творение неба и земли. Если человек испил из чаши земного творения, его нутро обращается к страстям земным. Испив из небесной чаши, человек устремляет помыслы к небу, возвышенным идеалам, избавляется от земных грехов и страстей. Неспроста одним из является кубок причастия — чаша избавления от грехов.

Посох

Рассматривая символы медицины, нельзя не вспомнить и о посохе — суковатом шесте, вокруг которого обычно обвивается змея. Этот предмет олицетворяет собой дорожную палку, означающую странствия врачевателей. Посох не только помогает в пути, но и повышает уровень доверия. Медицинские трактаты Индии настоятельно рекомендовали врачу иметь при себе посох, поскольку больные подсознательно больше доверяют людям опытным, немолодым, имеющим связь с землёй.

Именно этот предмет и стал прообразом трости врача, особенно популярной в Англии в Средние века. Иногда в качестве медицинского символа посох изображался с ветками и листвой. Это символизировало начало новой жизни, омоложение.

В некоторых эмблемах присутствует не посох, а жезл Меркурия, или Гермеса. Этот бог считался посредником между царствами мёртвых и живых, между людьми и богами. По преданию, Гермес получил свой жезл в подарок от Аполлона. Это была награда за то, что он изобрёл такой музыкальный инструмент, как лира, и виртуозно на нем играл. Греки называли эту волшебную трость кирекийоном, а римляне именовали кадуцеем.

Пентаграмма и треножник

Довольно популярны также и такие символы медицины, как пентаграмма и треножник Аполлона.

Первый из них — пятиконечная звезда, нарисованная одной линией. Это знак уходит своими корнями в Месопотамию и Египет. Считается, что таким образом соединялись между собой пять известных к тому времени планет: Марс, Венера, Сатурн, Меркурий и Юпитер. Этот символ чаще всего использовался как талисман и оберег против духов и существ, вызывающих несчастья и болезни. Чуть позже, во время повсеместного распространения христианства пентаграмма стала знаком еретиков и была заменена на изображение руки с растопыренными пальцами.

Второй знак — треножник Аполлона. Согласно преданию, у подножья горы Парнас Аполлон убил Пифона — злобное чудовище, охранявшее долину. На месте битвы был построен Дельфийский храм, святилище Аполлона. Одной из стен храма была скала, из расщелины которой струился пьянящий аромат. Рядом на золотом треножнике сидела Пифия — жрица, общавшаяся с богами и узнававшая таким образом их волю. А поскольку Аполлон был покровителем медицины и врачевания, то треножник из его святилища стал особым символом, объединяющим три начала медицины:

  • собственное наблюдение;
  • анализ наблюдений других людей;
  • заключение по аналогии.

Посох Асклепия

Итак, что означает символ медицины, изображающий палку, вверх по которой ползёт змея? Для начала стоит отметить, что этот знак является наиболее узнаваемым примерно с VIII века до нашей эры. История этого знака восходит к греческим мифам. По преданию, Асклепий (римляне именовали его Эскулапом) обучился своему делу, искусству врачевания, у кентавра по имени Хирон. Полученные знания он с успехом применил на практике и стал искуснейшим врачевателем. Он так хорошо лечил людей, что Зевс испугался, что благодаря его стараниям люди и вовсе станут бессмертными. Поэтому он убил Асклепия ударом молнии.

Существует легенда, согласно которой однажды Асклепия пригласили ко двору чтобы воскресить его погибшего сына. По дороге ко дворцу на палку, на которую Асклепий опирался при ходьбе, вдруг влезла змея. Врачеватель испугался и убил её. Как только он лишил пресмыкающееся жизни, откуда ни возьмись появилась другая змея, несущая во рту траву. С помощью пучка травы змея воскресила свою подругу, и они вместе уползли прочь. Асклепий правильно понял знак богов, он нашёл траву, которую держала во рту змея, и смог воскресить сына царя Миноса.

С тех пор изображение посоха Асклепия стало применяться в качестве символа врачевания, а сам доктор стал почитаться как бог врачевания.

Чаша со змеёй

Тем не менее гораздо более распространённый символ медицины — змея, обвивающая чашу. Первые изображения этого символа относятся к 600-800 гг. до нашей эры. Примечательно, что вначале части изображения существовали раздельно и являлись атрибутами Гигеи, дочери Асклепия — змею она держала в одной руке, а чашу - в другой. И лишь много позже изображения соединились в единое целое.

Истинное значение этого знака весьма спорно. Кто-то трактует его так, а кто-то иначе. Чаще всего кубок ассоциируют с ёмкостью для хранения широко известной лечебной субстанции, а змея символизирует мудрость. Однако есть и другое толкование. Согласно ему эмблема напоминает врачу о необходимости быть мудрым, а мудрость черпать из чаши мирового познания, человеческого разума, объемлющего весь мир.

Самое весёлое толкование символа придумали студенты-медики. По их мнению, символ означает, что медик «хитер, как змей, и очень любит выпить».

Сегодня такая эмблема чаще всего применяется для обозначения фармацевтической деятельности.

Кадуцей

Значение символа медицины, изображающего жезл с крыльями, вокруг которого вьются две змеи, тоже не слишком однозначно.

Дело в том, что изначально кадуцей был символом тайны, знаком, защищающим коммерческую или политическую переписку. И лишь много позже стал символом медицины.

Для удобства восприятия стоит разделить эмблему на несколько частей:

  • жезл символизирует Дерево Жизни, связь между небом и землёй;
  • двойная спираль, образованная переплетением змеиных тел — символ космической энергии, единства противоположности, двойственности явлений;
  • сами пресмыкающиеся — деятельные силы земного и потустороннего миров.

Скорее всего, превращение символа из коммерческого (политического) в медицинский произошло из-за наличия змей, дающих одновременно и лечебное снадобье, и яд.

Красный крест и полумесяц

Если рассматривать символы медицины, популярные во всем мире, не стоит забывать и о красном кресте и полумесяце. Как ни странно, но такой символ вовсе не означает «что-то медицинское», как принято считать в нашей стране. Он призван защищать медиков, раненых, госпитали и больницы во время военных конфликтов. Поэтому недопустимо использовать такой символ на аптеках, автомобильных аптечках, халатах и шапочках медперсонала и в других местах. По задумке, он должен иметь «экстренное» значение и применяться лишь в крайних случаях.

Схожее значение имеют:

  • красный крест;
  • красный полумесяц (в исламских странах);
  • солнце и красный лев (в Иране);
  • красная звезда Давида (в Израиле).

В нынешнее время Движение Красного Креста занято разработкой новой символики, лишённой национальных и религиозных признаков.

Звезда жизни

Символ медицины, фото которого представлено ниже, не слишком популярен в России. Это «Звезда Жизни» — символ медицины, родившийся в США. Каждый из лучей снежинки символизирует собой определённую функцию экстренной медпомощи:

  • обнаружение;
  • извещение;
  • отклик;
  • помощь на месте происшествия;
  • помощь при транспортировке;
  • транспортировка для дальнейшего оказания помощи.

Заключение

Изучая медицину, невозможно не знать или не понимать символов, означающих врачевание. Интерес к прошлому, как известно, порождает светлое будущее. Чем ярче мы сможем представить себе содержание и значение культурной эстафеты, переданной нам прошлыми поколениями, тем ценнее и значимее становится для нас настоящее. Ведь в каждый символ наши предки вкладывали особый смысл, призванный донести его ценность до грядущих поколений.

05.03.2017

Змея - неоднозначный и сложный символ. В европейской культуре она олицетворяет зло, смерть, хитрость, грех, разрушение, дьявола. В Райском саду Змей соблазнил Еву яблоком, что, в конце концов, привело к грехопадению. Но с другой стороны это животное - символ мудрости, обновления и возрождения жизни. Почему же змея, обвивающая чашу хвостом, стала символом медицины и что она означает?

Частично змей ассоциируют с целительством, возрождением и обновлением, благодаря древнему поверью, что они владеют секретом вечной жизни. Животное меняет кожу для возвращения молодости. Змея, обвивающая сучковатый посох древнегреческого бога Асклепия (Эскулапа), способного воскрешать мертвых, была символом врачевания.

Змея стала медицинским знаком из-за того, что якобы обладает знаниями, недоступными простому человеку. Даже бог Эскулап познавал тайны врачевания у нее особым способом. Для того чтобы спасти жизнь человека, он должен был превратиться в змею, узнать ее секреты и обратно вернуть свой облик. Используя эти знания, он врачевал при помощи трав. На эмблеме изначально был изображен эскулапов полоз, неядовитая змея.

Посох Гермеса («посох вестника») носит название кадуцей. Он имеет на себе не одну, а две змеи. Гермес - посланник богов (в Риме его звали Меркурием), владел крылатым посохом, обладающим силой примирения врагов. Когда вестник решил испытать его, поставив между двумя дерущимися змеями, те сразу заползли на кадуцей и обвили его своими телами. Там они и остались, сосуществуя мирно.

Оба мифологических посоха - Асклепия и кадуцей - применяются для обозначения профессий, связанных с медициной. Всемирная организация здравоохранения со временем заменила посох на своей эмблеме на иглу.

По другой версии змея как символ врачевания появилась в Вавилоне во II веке до новой эры. Первые же изображения чаши со змеей известны с 600 года до н. э. Но первоначально они были раздельными и принадлежали дочери Эскулапа, богине здоровья Гигее. Она держала их в разных руках.

Змея, обвивающая чашу, появилась в XVII веке благодаря знаменитому швейцарскому врачу Парацельсу. В период Средневековья большое значение придавали змеиному яду, как субстрату для изготовления лекарственных препаратов. Парацельс был и врачом и алхимиком, он имел свой интерес к этим животным. Для того, чтобы змеи стали для него ценными, они должны были обладать ядом.

Поэтому на современной эмблеме мы видим кобру. В сочетании с чашей она предупреждает врачей - не навреди. Каждый яд в микродозах может быть лекарством, но при неправильной дозировке он смертелен. У нас в России эмблему медицины называют «Гиппократовой чашей».

Она появилась в стране при Петре I для обозначения военной врачебной части. Ф.Р. Бородулин высказывался насчет ее трактовки: «Мы склонны рассматривать эту эмблему как напоминание врачу о необходимости быть мудрым, а мудрость черпать из чаши познания природы». Чаша здесь представляет человеческий разум, объемлющий весь современный мир.

В мире много различных эмблем медицины. Они делятся на общие и частные, первые из них знаменуют врачевание вообще, а вторые частные медицинские направления. Знаки красного креста, горящего факела или свечи, сердца на ладони и др., тоже являются символами медицины.

ЭМБЛЕМЫ медицинские (греческий emblema вставка, выпуклое украшение) - изображения, символизирующие медицину вообще, принадлежность к медицинской профессии, различные направления и области медицины, отдельные медицинские специальности.

На протяжении многовекового развития медицина имела много Эмблемы некоторые из них не потеряли своего значения до настоящего времени, другие - ушли в прошлое. На XIII Международном конгрессе по истории науки (Москва, 1971) предложена классификация медицинских эмблем согласно которой они разделяются на две группы: общие и частные медицинские эмблемы. Общие медицинские эмблемы символизируют медицину вообще, частные медицинские эмблемы обозначают отдельные ее отрасли или направления. Данная классификация условна так как в истории медицины отдельные общие эмблемы со временем становились частными и, наоборот, частные эмблемы приобретали значение общих. Одна и та же частная эмблема в различные исторические периоды и в разных странах могла символизировать разные отрасли и направления медицины.

К общим медицинским эмблемам могут быть отнесены разнообразные изображения змеи, в том числе в сочетании с посохом, с чашей, со свечой и др., изображения горящего факела, светильника, сердца на ладони. Наибольшее распространение получили эмблемы с изображением змеи.

В первобытном обществе, когда складывались тотемизм и анимализм, отражавшие беспомощность первобытного человека перед окружающим миром, змея была одним из основных тотемных животных. С возникновения культа змеи ей приписывалась двойная роль - зла и добра. С одной стороны, змея была символом хитрости и коварства, с другой - бессмертия, мудрости и знаний (цветн. рис. 1 и 2). В памятниках культуры Месопотамии (III тысячелетие до нашей эры) змея изображена на различных предметах, связанных с богом плодородия и исцеления Нингишзидой (рис. 1). Это, вероятно, одно из первых в истории изображений змеи в качестве медицинской эмблемы. Как эмблемы медицины первоначально змея изображалась без каких-либо атрибутов (рис. 4). Позднее появились изображения змеи в сочетании с различными предметами. Так, примерно с 8 века до нашей эры одним из символов медицины является посох бога врачевания Асклепия (Эскулапа) - суковатая палка, вокруг которой обвилась змея головой вверх (рис. 2, а также цвети, табл., ст. 170, рис. 3). В одном из древнегреческих мифов рассказывается. что Асклепий был приглашен во дворец Миноса - царя Крита. чтобы воскресить его умершего сына. По дороге он увидел на своем посохе змею и убил ее, но появилась вторая змея с целебной травой во рту и воскресила мертвую. Впоследствии Асклепий этой травой лечил больных людей. Посох Асклепия не следует путать с кадуцеем - атрибутом бога торговли Гермеса (Меркурия). представляющим собой жезл с крылышками наверху, обвитый двумя змеями (рис. 5). В античном мире эта эмблема не являлась медицинской. Лишь с 15-16 века кадуцей стал символом медицины. С 19 века кадуцей употребляется в качестве официальной медицинской эмблемы в ряде стран Америки (напр., США), Африки и Азии.

Первые изображения чаши со змеей относятся к 800-600 годы до нашей эры. Змея и чаша изображались отдельно и были атрибутами в основном богинь здоровья Гигеи (рис. 3 и 8) и Салуты (цветн. рис. 6). Изображения амфоры или чаши, обвитой змеей, появились намного позднее (рис. 6 и 7, а также цветн. рис. 5). В античном мире эмблемы медицины была не ядовитая змея, а безобидный уж.

Рис. 10. Древнегреческая монета с изображением Асклепия и двух кентавров. держащих факелы.

Известна эмблема медицины в виде треножника Аполлона, обвитого змеей (рис. 8). В Европе (Франция, Бельгия, Греция и др.) с 18 века существовала медицинская эмблема в виде зеркала, обвитого змеей (рис. 9). Зеркало было символом чистоты и осторожности - качеств, необходимых врачу.

Рис. 11. Древнеегипетское изображение. Вверху анк Имхотепа (крестообразная петля) и две змеи.

Наряду с эмблемами врачевания, на которых была изображена змея, с древних времен существовали и другие. Древнеегипетского бога медицины Имхотепа (приходящий с миром) изображали с крестообразной петлей в руках - так наз. анком Имхотепа. Этот символ обозначал благополучие, жизнь и здоровье (рис. 11). Позднее он был известен под названием «тау-крест» (изображение греческой буквы «тау» использовали в качестве амулета). Существуют медицинские эмблемы в виде горящего факела или светильника (позднее свечи). У многих народов огонь считался одним из основных элементов природы. Огонь, по учению Гераклита Эфесского (6-5 век до нашей эры), рассматривался в медицине как крайнее, все исцеляющее средство, к которому обращались в случае безрезультатности медикаментозного и хирургического лечения. На некоторых скульптурах и барельефах изображение Асклепия сочетается с изображением горящего факела (рис. 10). Разные степени сближения обвитого змеей посоха и горящего факела отражают тенденцию к слиянию обеих эмблем, особенно на римских изображениях, где змея обвивает горящий факел. К концу средневековья античный факел в изображениях сменился свечой в связи с тем, что свеча являлась религиозным атрибутом (рис. 12). Изображение свечи сопровождалось изречениями: «Aliis lucens uror» («Светя другим, сгораю»), «Aliis in serviendo ipse consumor» («Служа другим, уничтожаю себя») и др. Многие врачи и медицинские общества в 17 -18 века пользовались эмблемы, где вместо змеи была изображена свеча, о чем свидетельствуют, в частности, дошедшие до нас произведения изобразительного искусства (рис. 13). В настоящее время горящий факел является эмблемой санитарного просвещения (рис. 14).

В СССР, как и в некоторых других странах, основной государственной общей медицинской эмблемой является изображение чаши, обвитой змеей (цветн. рис. 4). Во многих зарубежных странах официальной эмблемой медицины является стилизованное изображение посоха, обвитого змеей (рис. 16).

ВОЗ на 1 Всемирной ассамблее здравоохранения в Женеве (1948) утвердила международную медицинскую эмблему, представляющую собой эмблему ООН (карта мира, окруженная венком оливковых ветвей золотого цвета на светло-голубом фоне в сочетании с посохом, обвитым змеями (рис. 15).

Рис. 14. Памятная медаль IV Международной конференции по санитарному просвещению с изображением горящего факела на фоне земного шара. Рис. 15. Эмблема Всемирной организации здравоохранения.

Помимо общих медицинских эмблем имеется множество частных эмблем, обозначающих те или иные отрасли медицины. В период средневековая медики в Европе были разделены на две группы: врачей-интернистов (терапевтов) и хирургов. Одной из наиболее древних эмблем терапии является изображение цветка ландыша, лекарства из которого уже в средние века широко применялись для лечения болезней сердца (рис. 1). Другими символами терапии были изображения сосуда для сбора мочи - уринария (цветн. рис. 7), руки, прощупывающей пульс, петуха и др. Эмблема врачей-пифагорейцев античного мира - пентаграмма (пятиконечная звезда, вычерченная пересекающимися линиями) - в эпоху средневековья стала эмблема хирургов (рис.19). Символами хирургии служили также изображения различных хирургических инструментов (рис. 22). Эмблема аптекарей, которые в эпоху средневековья в Европе объединялись в свои гильдии отдельно от терапевтов и хирургов, были изображения различных животных (крокодила, носорога и др.) и растений (лилии), но чаще всего - аптекарской ступки с пестиком. Эмблема педиатров в ряде стран (Италия, Россия и др.) стало изображение "флорентийского младенца" - запеленутого до пояса ребенка. Впервые это изображение было исполнено Андреаделла Роббиа (A. della Robbia, 15 век) на фаянсовых медальонах, украшавших здание сиротского дома во Флоренции (рис. 20). В России с 18 века эмблемой ведомств, занимающихся призрением и лечением детей, было изображение пеликана. Согласно средневековому преданию, во время засухи и голода пеликан спас своих птенцов, разорвав себе грудь и напоив их своей кровью. Изображение пеликана наряду с каплей крови использовалось в ряде стран в качестве эмблемы донорства (рис. 23).

Эмблемой геронтологии служит изображение векового дерева (рис. 24). Не исключено, что прообразом этой эмблемы является платан Гиппократа - вековое дерево, растущее на острове Кос, где жил и работал Гиппократ (цветн. рис. 8). Эмблема ортопедии и травматологии - надломленное молодое деревце, подвязанное к столбику (рис. 25). Эмблемой советского здравоохранения на выставках за рубежом и эмблемой кардиологии является изображение сердца на ладони (рис. 26). В 1962 году ВОЗ предложила специальную эмблему борьбы с малярией - изображение на фоне земного шара копья, обвитого змеей и направленного острием на малярийного комара (цветн. рис. 9). Символ борьбы с онкологическими заболеваниями - краб, пронзенный стрелой дли шпагой (цветн. рис. 10).

Женевские конвенции). Эта конвенция установила отличительный знак обществ помощи раненым и больным: красный крест на белом поле. Четыре части креста символизируют четыре доблести: умеренность, благоразумие, справедливость и мужество. Прообразом знака был государственный флаг Швейцарии (белый крест на красном поле).

Этот символ служит эмблемой Международного Красного Креста и большинства национальных обществ Красного Креста (цветн. рис. 11). Эмблемой аналогичных обществ в мусульманских странах - Афганистане, Пакистане, Турции, Иране (с 1980 год), арабских странах, а также в Азербайджанской, Таджикской, Туркменской и Узбекской ССР - является красный полумесяц, в Иране до 1980 года- красный лев и солнце (цветн. рис. 12). В эмблеме всесоюзной добровольной массовой общественной организации, объединяющей общества Красного Креста и Красного Полумесяца СССР, сочетаются красный крест и красный полумесяц (см. Союз обществ Красного Креста и Красного Полумесяца СССР

Рис. 26. Значок I Всесоюзного съезда кардиологов с изображением сердца на ладони.

Рис. 27. Зарубежные эмблемы военно-медицинской службы.

Противотуберкулезные организации взяли для своего отличительного знака изображения лотарингского креста (крест с двумя горизонтальными линиями) и белой ромашки (рис. 18). Международная лига борьбы с туберкулезом на международной противотуберкулезной конференции в 1902 году (Берлин) утвердила изображение лотарингского креста красного цвета в качестве международной эмблемы борьбы с туберкулезом.

Отдельную группу медицинских эмблем составляют военно-медицинские эмблемы В большинстве стран мира в качестве знаков отличия военно-медицинской службы использованы общемедицинские эмблемы в различных модификациях (рис. 27). В некоторых странах были созданы специальные отличительные знаки военно-медицинской службы.

Библиогр.: Грибанов Э. Д. Медицина в нумизматике, М., 1962; он же, История международных медицинских эмблем, М., 1976, библиогр.; Грибанов д. Д. и Георгадзе В. И. Эмблемы медицины, Тбилиси, 1979, библиогр.; Заблудовский П. Е. Медицинская эмблема, в кн.: Из истории мед.. под ред. К. Г. Васильева и др., т. 5, с. 133, Рига, 1963; ТарасоновВ. М. Символы медицины как отражение врачевания древних народов, М., 1985; Liрp A. u. Gruber О. В. Die Kerze als Symbol dee Arzttums. Lpz., 1959. Bibliogr.; Schouten J. The rod and serpent of Asklepios, Symbol of medicine, Amsterdam a. o., 1967, bibliogr; он же, The pentagram as a medical symbol; an iconotogical study, Nieuwkoop, 1968.

Э. Д. Грибанов.