Буржуазный тип права: понятие, характеристика. Основные черты буржуазного права англосаксонской Буржуазное государство и право

1. История феодальных общественных отношений позволяет увидеть, как из массы городского люда, находившегося под гнетом сеньоров, вырастает мало-помалу третье сословие, а затем класс буржуазии. В той же степени можно заметить рождение пролетариата. Eгo историческими предшественниками являются крепостной крестьянин и подмастерье.
Экономическая структура капитализма вырастала из экономической структуры феодализма.
В чем же существенное отличие капиталиста от феодала, если известно, что как тот, так и другой являются собственниками средств производства и эксплуататорами? Нам представляется, что нижеследующие рассуждения К. Маркса и Ф. Энгельса заслуживают признания и в наши дни.
Ф. Энгельс писал: "...рабовладелец, производящий товары для рынка в Новом Орлеане", не является капиталистом, так же как не является таковым румынский боярин, эксплуатирующий барщинных крестьян. Капиталистом является только такой собственник средств труда, который эксплуатирует свободного рабочего! "
Возникновение класса наемных рабочих стало возможным с ликвидацией тех отношений, которые привязывали крестьянина к земле, а подмастерье к его цеху. "Освобождаемые лишь тогда становятся продавцами самих себя, когда" у них отняты все их средства производства и все гарантии существования, обеспеченные старинными феодальными учреждениями. И история этой их экспроприации вписана в летописи человечества пламенеющим языком крови и огня". "Наемный труд в национальном масштабе, а потому также и капиталистический способ производства, возможен только там, где рабочий лично свободен. Он покоится на личной свободе рабочих"
Преимущества, заключающиеся в труде свободного, наемного работника по сравнению с трудом работника подневольного (раба, крепостного), были открыты задолго до того, как капитализм сумел ими воспользоваться.
Наемного рабочего, лишенного земли и орудий труда, проще заставить работать по 12-16 часов в сутки и за ничтожную плату; его проще, чем даже крепостного крестьянина, выбросить на улицу, чтобы взять другого, более выгодного работника; его можно стимулировать разного рода оплатой - почасовой, поштучной, сдельной и пр.
Зарождение капиталистической системы происходит в XIV-XVI столетиях, когда наиболее характерной формой капиталистического производства является еще мануфактура. Со второй половины XVIII века на смену ей приходит фабрика, а вместе с ней зарождается крупная промышленность.
Для наилучшего понимания различия между феодальным и буржуазным производством сошлемся на следующее рассуждение Энгельса. Ткацкий станок феодального крестьянина, на котором тот ткал себе одежду, не был капиталом: он не сделается капиталом и тогда, когда крестьянин начнет продавать на рынке ткани, изготовленные им и его семьей в длинные зимние вечера. Но если тот же крестьянин использует наемного рабочего, чтобы ткать товар для купца (или вообще на рынок), и кладет в карман разницу между тем, что ему стоил товар (издержки производства, включая оплату наемного работника), и между тем, что он за него выручил (его продажной ценой), - вот тогда ткацкий станок превращается в капитал. "Пока производитель продает только свое собственное изделие, он не является капиталистом; он становится им только в тот момент, когда использует свое орудие для эксплуатации наемного труда Других людей".
2. Кардинальные перемены происходят и в тех сферах человеческой активности, которые относятся к техническому прогрессу, идеологии, вкусам и нравам. Вот некоторые данные, прибавляющие к вышесказанному новые черты:
а) крупными успехами характеризуется история орудий труда. В Х1-Х111 вв. в Западной Европе изобретается цеп, служащий обмолоту хлебов, за ним коса, сделавшая возможным сохранение и приумножение скота в зимнее время, затем наступает черед ветряных мельниц, возрождается строительное искусство, высоким образцом которого является готика, и т. д.;
б) уже одно появление готики служит свидетельством перемен в отношении к искусству, включая изобразительное. Если в XI веке в Западной Европе, безусловно, преобладает религиозная тематика (94,7%), то уже в XV веке ее доля сокращается до 64%, и так продолжается все последующее время: 21%- в XVIII веке, 10% - в XIX, 3,9% - в XX веке.
Неустанный процесс сопровождает историю науки и техники.
в) не лишены интереса перемены, происходящие в изобразительном искусстве. Они свидетельствуют не только о появлении новых "денежных людей", но и о повороте от господствующей религиозной тематики к светской, включая куртуазную.
Пейзаж, которому не было места в живописи ни в X, ни даже в XV веках, утверждается в ХУП столетии (6,6% всех полотен), достигает 15% в XIX и 21% в XX веках; портрет появляется во всем том же европейском искусстве в XV веке, чтобы достичь 21%в XVII веке, и т. д. Любовные сцены не появляются на полотнах художников вплоть до XVI-XVTI веков, чтобы подняться в численности до 47% в XIX и XX столетиях.
Величайший из итальянских поэтов - Данте - еще не освободился от глубокого религиозного чувства (ХШ век), но уже пришедший вслед за ним Петрарка полон восхищения жизнью на земле, воспевает главным образом любовь земную и т. д.
Всем этим, вместе взятым, ознаменован конец средневековья в Европе, а значит, и новое возрождение науки, техники, искусства в ущерб мистическому мировоззрению средних веков.
Так было ознаменовано наступление Нового времени в Европе, времени неостановимых перемен в общественном и государственном строе, захвативших поначалу самые передовые из европейских государств - Англию и Францию. Буржуазные революции, происшедшие в этих странах в XVII-XVIII веках были подготовлены главным образом их экономическим развитием, но, выдвигая его на первое место, мы не должны упускать из виду духовный процесс, как мы его описали выше, процесс, в ходе которого было поколеблено господство церковной идеологии, отрицавшей за человеком право на свободу личности, слова, печати, вероисповедания, а еще более - покушения на господствующие экономические и социальные отношения.
Нелишне прибавить, что, выдвигая экономический фактор на роль решающего фактора в историческом процессе, Ф. Энгельс, как он сам признавал, хотел (как и Маркс) ослабить влияние идеалистической философии своего времени на мировоззрение научной молодежи. Теперь, в наше время, такого рода акцентирование способно принести существенный ущерб объективному исследованию экономической, политической да и государственно-правовой наукам.
3. История буржуазного общества, а значит, и история буржуазного государства и права подразделяются на два больших периода.
Первый из них называют периодом промышленного (домонополистического) капитализма.
В это время буржуазия добивается ликвидации наиболее одиозных остатков феодализма; буржуазные производственные отношения, буржуазное государство и право, буржуазная идеология становятся господствующими; экономическое развитие, реализуя возможности, заложенные в новом способе производства, происходит по восходящей линии (несмотря на периодические кризисы перепроизводства); противоположность между трудом и капиталом хотя и выявлена, но не достигает еще особой остроты; крупные капиталистические державы образуют колониальные империи, захватывая огромные территории в Азии, Африке, Америке и Австралии.
Типичным представителем капитала является частный предприниматель - фабрикант и банкир. Ассоциации, объединения капиталистов хотя и существуют, но имеют еще второстепенное значение; законодательство многих стран относится к ним с известным недоверием.
Превращение буржуазии в господствующий класс совершилось в результате политических революций, ликвидировавших феодальные производственные отношения и феодальное государство. В одних странах буржуазии удалось полностью захватить власть (например, во Франции), в других - на условиях компромисса с теми или иными феодальными элементами (например, в Англии).
В тесной связи с условиями и результатами революций разрешался вопрос о форме вновь созданного буржуазного или буржуазно-помещичьего государства, о форме права и способах его кодификации.
Ликвидация пережитков феодализма стала делом буржуазно-демократических движений и революций Х1Х-ХХ вв. В некоторых странах, например опять-таки в Англии, развитие совершалось с помощью реформ, расширявших участие буржуазии, а затем и рабочей аристократии в политической власти.
На место плавного, почти одновременного, экономического развития стран пришло развитие неравномерное, скачкообразное. Резко вырываются вперед Германия, затем Соединенные Штаты. Изменения в силе почти автоматически приводят к обострению противоречий: ослабевшие держатся за свои позиции, усилившиеся стремятся овладеть ими; идет борьба за рынки, за передел поделенного мира, за источники сырья, за сферы приложения капитала.
Крайнего обострения достигают классовые противоречия: борьба между рабочим классом, с одной стороны, буржуазией - с другой. Под влиянием этой борьбы происходят существенные изменения во всей надстройке буржуазного общества и особенно в ее государственно-правовой части.
Неизбежным следствием империализма стали мировые войны. Первая из них началась в 1914 году и продолжалась до 1918 года. В ней участвовали две группы стран: Англия, Франция, Россия, Соединенные Штаты, Япония, Сербия и др. на одной стороне, Германия, Австро-Венгрия, Турция, Болгария - на другой. Война закончилась поражением Германии и ее союзников.
Война и Октябрьская революция положили начало новой исторической эпохе, которую мы, по директивному указанию Сталина, называли "эпохой общего кризиса капитализма".
История опрокинула эту надуманную версию: дело обернулось общим кризисом "социалистической" системы и ее крушением как в бывшем СССР, так и в большинстве других "социалистических стран". Но об этом - в своем месте.
4. Строго говоря, первой буржуазной революцией следует считать нидерландскую в ХVI веке, при испанском короле Карле V, Нидерланды (ныне Голландия и Бельгия) были присоединены к Испании Уже в то время Нидерланды были едва ли не самой развитой страной Европы: крупные помещичьи хозяйства почти отсутствовали, дворянство было незначительно; промышленность и торговля приобрели мировое значение.
В политическом отношении Нидерланды тоже шли впереди Европы. Страна представляла собой совокупность 17 провинций, каждая из которых имела самоуправление и свои собственные Штаты - органы управления. Главным законодательным органом Нидерландов являлись Генеральные штаты.
Приобретя Нидерланды, Испания (особенно при Филиппе II) стала рассматривать их как источник пополнения оскудевавшей казны. Перед угрозой полного разорения нидерландская буржуазия перешла в оппозицию испанскому господству.
Устранение коренных национальных элементов от управления страной и их замена испанцами вызвали к жизни дворянскую оппозицию. Чтобы привести голландцев к покорности, Испания прибегла к двум своим привычным средствам: инквизиции и военным расправам.
В Нидерланды был направлен с сильным отрядом герцог Альба. Кровь народа, желавшего независимости, полилась рекой. За несколько лет было вынесено около 20 тыс. смертных приговоров.
В 1572 году отряд морских гезов - партизан, будучи изгнанным из английских портов, вынужден был высадиться в Нидерландах, на родной земле, чтобы запастись провиантом. А так как гезы были противниками Испании, народ увидел в этой высадке желанный толчок к восстанию. Оно началось почти мгновенно. Север страны перешел в руки восставших. Генеральные штаты назначили главнокомандующего и штатгальтера (главу государства) - принца Вильгельма Оранского. Война велась с переменным успехом многие годы. В 1648 году север Нидерландов (ныне Голландия) стал независимым.
Борьба Нидерландов против феодальной абсолютистской Испании была в то же время своеобразной буржуазной революцией. Как в экономике Нидерландов, так и в их политической жизни окончательное преобладание остается за буржуазией.
Тем не менее нидерландская революция ни по своему значению, ни по своим историческим результатам не может идти в сравнение с революцией английской.

Буржуазное право – особый исторический тип права, которому присущи общие признаки. Право сформировалось в процессе преодоления и отрицания феодального права. На смену партикуляризма пришло единое национальное право в пределах того иного государства. На смену принципа сословности пришло признание единой гражданской правоспособности и формально-юридического равенства перед законом.

Но формирование буржуазного права с одной стороны Великобритании, а с другой стороны континентальной Европы, шло разными путями.

Английская буржуазная революция носила консервативный и незавершенный характер, поэтому прежнее феодальное право не было полностью уничтожено.

Институты буржуазного права Англии формировались с использованием источников и юридических конструкций феодального права. Это и предопределило следующие основные черты английского буржуазного права:

1. Основным источником остался судебный прецедент.

2. Английские юристы хорошо знали Римское право, но оно не стало источником английского буржуазного права.

3. Буржуазное право Англии не признает деление права на публичное и частное. Вплоть до конца ХIХ в. сохранились две системы: общее право и право справедливости. В 1874 г. была проведена судебная реформа в Англии, в результате которой была создана единая судебная система и возникло единое прецедентное право.

4. В английском праве вплоть до настоящего времени слабо выражена систематизация.

5. Для английского правоведения юристов характерен индуктивный стиль юридического мышления, т.е. разрешения конкретных правовых вопросов предполагает анализ, поиск конкретных, сложных судебных решений в прошлом. Эти черты права были восприняты в странах, бывших колониях.

Так сформировалась англосаксонская правовая система.

56, Преступления и наказания по английскому праву. Уголовное право.

Уголовное право. Особое значение статутное право имело для уголовного права. В 1861 г. было принято несколько важных законов: о повреждении имущества, о подлогах и т. д. Появившийся в 1919 г. Акт о краже вобрал 73 ранее сданных статута. Он предусматривал уголовную ответственность за все имущественные преступления (кража, кража со взломом, шантаж, разбой, мошенничество, незаконное присвоение и т. д.). Изданный в 1913 г. Акт о подлоге документов также консолидировал 73 прежде действовавших узаконения.



Накануне первой мировой войны в 1911 г. издается закон о шпионаже, который крайне расплывчато трактовал это понятие. Вступление Велико­британии в войну ознаменовалось принятием Акта о защите королевства. Правительство на время военных действий получило широкие полномочия по «обеспечению безопасности и обороны государства».

После революции середины XVII в. жестокие и мучительные нака­зания отменялись. За тяжкие преступления применялись: смертная казнь, ссылка, каторжные работы от 3 лет и пожизненно, тюремное заключение, за мелкие проступки - телесные наказания и штраф.

В разгар рабочего движения в 1920 г. был принят закон о полномочиях правительства при чрезвычайных обстоятельствах. Под эту формулировку подпадали действия лица или группы лиц, которые угрожают «снабжению и распределению продовольствия, воды, топлива или могут нарушить работу транспорта, лишить общество или его значительную часть предме­тов первой необходимости». Изданием королевской прокламации прави­тельство могло в любой момент принять в данной ситуации все меры, которые сочло необходимым «для обеспечения общественного порядка». На практике чрезвычайные полномочия осуществлял министр внутренних дел. На основании этого закона была подавлена забастовка горняков в апреле 1921 г. и всеобщая забастовка в мае 1926 г. В октябре 1925 г. 12 руководителей компартии на основании закона о подстрекательстве к мятежу, изданного еще в 1797 г., были осуждены на срок от 6 до 12 меся­цев тюремного заключения.

В июле 1927 г. парламент принял закон о трудовых конфликтах и профессиональных союзах. Рабочие называли его «хартией шрейкбрехе-ров». Всякая забастовка объявлялась незаконной, если ее целью не явля­лось «содействие урегулированию трудового конфликта в данной отрасли, а также если она рассчитана как средство принуждения правительства». Подстрекатели к таким действиям могли быть подвергнуты штрафу в 10 фунтов стерлингов или тюремному заключению до 3 месяцев, а при отягчающих обстоятельствах - до 2 лет. Члены профсоюзов не могли собирать деньги на создание политического фонда. Под страхом уголовно­го наказания закон запретил некоторые стачки солидарности, а также преследующие политические цели. За убытки, причиненные запрещенной стачкой, материальную ответственность нес профсоюз. Профсоюзам не разрешалось накладывать взыскания на штрейкбрехеров, а последние могли добиваться удовлетворения своих претензий через суд. Воспрещались за­бастовки государственных служащих. Закон ограничивал право предпри­нимателей на локауты, но запрет носил формальный характер. Этот акт утратил силу лишь в 1946 г.

Изданный в 1934 г. закон о подстрекательстве и неподчинении (закон о смуте) предусматривал жестокие наказания для тех, кто пытался скло­нять лиц, состоящих на службе в военно-морском флоте, к нарушению присяги, кто хранил и распространял «возмутительные сочинения», т. е. литературу, содержащую призывы к неповиновению, нарушению долга верности. На практике закон применялся не только к военным морякам, но и к гражданским лицам.

В 1936 г. был принят закон об общественном порядке, который резко ограничил свободу митингов, демонстраций, собраний. Полиция могла на 3 месяца запретить любую демонстрацию. Закон был направлен против фашистов, но его иногда применяли и против деятелей левого движения.

Уголовный процесс. В английском суде коронный магистрат обладает большими правами: давая наставления присяжным, он может высказывать свое мнение о достаточности или недостаточности улик, чем зачастую предрешает характер будущего вердикта. Если же судья не со­гласен с мнением присяжных, он может предложить им пересмотреть вердикт. Английский магистрат - активная сторона в процессе, широко использующая свои процессуальные права для защиты классовых инте­ресов господствующих кругов.

Присяжные рекрутировались из имущих слоев. Согласно акту 1825 г., «судьями факта» могли быть лица, владеющие на правах собственности землей или домом, имуществом, годовой доход от которых не менее 20 фунтов в год. Выносимые коронным судьей приговоры практически нельзя было отменить. Только в 1907 г. издается Акт об уголовной апелля­ции. До этого право обжалования приговоров представлялось крайне сложным ввиду трудно преодолимых формальностей. Под напором про­грессивных сил правящие круги пошли на введение института уголовной апелляции для осужденных по обвинительному акту. По делам суммарного производства сохранилось существовавшее положение.

Прежде неправосудный приговор можно было отменить лишь в том случае, если корона соглашалась выдать «приказ об ошибке». Обжалуемый приговор подлежал отмене только при условии, если правовая погрешность усматривалась из протокола заседания суда. Собственно, к этому и своди­лась вся процедура. Акт 1907 г. упразднил «приказы об ошибке» и ввел апелляцию двух видов: 1) «апелляция против осуждения» и 2) «апелля­ция против приговора». В первом случае оспаривались: а) юридическое основание осуждения (вопрос права), б) фактическое обстоятельство, легшее в обоснование обвинительного приговора, в) смешанные обстоя­тельства (вопросы факта и права).

Апелляция против приговора касалась вынесенного коронным судом наказания. Законодатель установил, что лишь обжалование по юридиче­ским мотивам являлось безусловным правом осужденного и не зависело от разрешения суда. Правда, последний, разбирая в суммарном порядке такого рода прошение, мог его отвергнуть как «поверхностное и назой­ливое».

Для принесения жалобы по другим основаниям требовалось согла­сие апелляционной инстанции. Более того, апеллянт подвергался серьез­ному риску: суду разрешалось назначить более суровую меру наказания, чем обжалуемая, а также вынести решение о желательности высылки жалобщика за пределы Великобритании. Закон не запрещал участвовать в разбирательстве по второй инстанции тем магистратам, которые вынесли оспариваемый приговор. Считалось, что «доверие и беспристрастность судьи высшего суда почти безусловны».

Возможность обжалования затруднялась еще и тем, что по закону 1907 г. копии процессуальных документов выдавались за плату, и вообще все судебные расходы нес апеллянт. Из изложенного видно, что вероят­ность пересмотра неправосудных приговоров была минимальной. Тем не менее многие юристы Великобритании введение апелляции объявляют «революцией в уголовном процессе».

Особым видом обжалования являлось так называемое «резервирова­ние дел», ведущее свое происхождение от обычая обсуждать наиболее сложные юридические казусы на совещаниях магистратов. Данная форма апелляции всецело зависела от усмотрения суда. В 1848 г. был учрежден особый суд резервированных дел. В 1873 г. его юрисдикция была пере­дана Высокому, а с 1908 г.- апелляционному суду по уголовным делам. Если с согласия вынесшего приговор судьи дело было «резервировано», то последующее разбирательство происходило по нормам акта 1848 г., учредившего Суд резервированных дел, а не закона об уголовной апел­ляции 1907 г.

Английское уголовно-процессуальное право долгое время не знало института пересмотра дел по вновь открывшимся обстоятельствам. Судей­ский просчет корректировался короной применением прерогативы помило­вания на основе Акта об устроении 1701 г. Закон об уголовной апелляции 1907 г. установил, что теперь судебная ошибка могла быть исправлена: 1) путем направления соответствующего уголовного дела для заключения в апелляционный суд по уголовным делам; 2) передачей министру внут­ренних дел для его пересмотра в апелляционном порядке или 3) на основе помилования осужденного короной.

В 1908 г. как интегральная часть Высокого суда учреждается апел­ляционный суд по уголовным делам в составе лорда-главного судьи и младших судей отделения суда королевской скамьи. Сюда следовало при­носить жалобы на приговоры центрального уголовного суда, суда ассизов и суда четвертных сессий. По акту 1907 г. решения этой инстанции могли быть аннулированы только палатой лордов. Но последняя принимала к Своему производству ходатайства такого рода лишь в том случае, если генерал-атторней удостоверял, что в связи с разбирательством обжалуе­мого приговора возникли принципиальные для английского права пробле­мы. Уголовный апелляционный суд рассматривал дело в присутствии осуж­денного и представителя обвинения.

Деятельность судов суммарной юстиции регламентировалась законами 1859 и 1879 гг. В этих случаях не применялись даже те куцые процес­суальные гарантии, которые предусматривал закон об уголовной апелля­ции 1907 г. По общему правилу заявления о пересмотре приговоров, вы­несенных органами суммарной юстиции, подавались в постоянный комитет суда четвертных сессий. В тех городах, где имелся рекордер, такого рода жалобы он разрешал единолично.

Судебная система Англии, как и всякая другая, допускала трагические ошибки, не раз казнили невинных людей. Вспомним слугу Сэма в «Пик-викском клубе» у Диккенса: «Дело сделано, и его уже не исправишь, как говорят в Турции, когда отрубят голову, кому не надо».

57,58Французская революция 1789 - 1794гг.

Причины революции.

Этавпы революции.

3. Конституционная монархия.

5. Конституция 1791 г.

1. Решающий удар по феодально-абсолютистскому строю нанеслаФран­цузская революция 1789 - 1794 гг. Она сыграла важную роль в процессе утверждения конституционного порядка и новых демократических прин­ципов организации государственной власти. Французская революция XVIII в. дала мощный импульс социальному прогрессу во всем мире, расчистила почву для дальнейшего развития капитализма как передового для своего времени общественно-полити­ческого строя, ставшего новой ступенью в истории мировой цивилиза­ции.

Революция 1789 - 1794 гг. явилась закономерным результатом длительного и прогрессировавшего кризиса изжившей себя и ставшей главной помехой на пути дальнейшего развития Франции абсолютной монархии. Неизбежность революции была предопределена тем,что абсолютизм:

перестал выражать общенациональные интересы;

защищал средневековые сословные привилегии;

защищал исключительные права дворянства на землю;

поддерживал цеховой строй;

установил торговые монополии и др.

В конце 70-х гг. XVIII в. торгово-промышленный кризис, вызванный не­урожаями голод привели к росту безработицы, к обнищанию городских низов и крестьянства. Начались крестьянские волнения, перекинувши­еся вскоре в города. Монархия вынуждена была пойти на уступки - 5 мая 1789 года были открыты заседания Генеральных штатов, не собирав­шихся с 1614 г.

17 июня 1789 года собрание депутатов третьего сословия провозгласило себя Национальным собранием, а 9 июля - Учредительным собранием. Попытка королевского двора разогнать Учредительное собрание привела к восстанию в Париже 13-14 июля.

2. Ход Французской революции 1789 - 1794 гг. условно делится на следую­щиеэтапы:

Первый этап - создание конституционной монархии (14 июля 1789 года -. 10 августа 1792 года);

Второй этап - установление Жирондистской республики (10 августа 1792года - 2 июня 1793 года);

Третий этап - утверждение Якобинской республики (2 июня 1793 года -27июля 1794 года).

3. Началомпервого этапа революции считаетсядень 14 июля 1789 года, когда восставший народ штурмом взял королевскую крепость - тюрьму Бастилию, символ абсолютизма. На сторону восставших перешла боль­шая часть войск, и почти весь Париж оказался в их руках.

В последующие недели революция распространилась по всей стране. Народ смещал королевскую администрацию и заменял ее новыми выборны­ми органами - муниципалитетами, в которые вошли наиболее автори­тетные представители третьего сословия. В Париже и провинциальных городах буржуазия создавала свои вооруженные силы - Национальную гвардию, территориальное ополчение. Каждый национальный гвардеец должен был за свой счет приобрести вооружение и снаряжение - усло­вие, которое закрывало доступ в национальную гвардию неимущим гражданам. Первый этап революции стал периодом господства крупной буржуазии - власть во Франции оказалась в руках политической группировки, пред­ставлявшей интересы богатых буржуа и либеральных дворян и не стре­мившейся к полной ликвидации старого строя. Их идеалом являлась конституционная монархия поэтому в Учредительном собрании они получили название конституционалистов. В основе их политической де­ятельности лежали попытки прийти к соглашению с дворянством на базе взаимных уступок.

4. 26 августа 1789 года Учредительным собранием был принят программ­ный документ революции- Декларация прав человека и гражданина.

Декларация провозглашала принципы демократического государствен­но-правового строя - народный суверенитет, естественные и неотъем­лемые права человека и разделение властей, - а также устанавливала взаимосвязь этих принципов.

Ст. 1 Декларации заявляла: "Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах". В качестве естественных и неотъемлемых прав в ст. 2 провозглашались:

Свобода;

Собственность;

Безопасность;

Сопротивление угнетению.

Свобода определялась как возможность делать все, что не причиняет вреда другому (ст. 4). Статьи 7, 9, 10 и 11 утверждали свободу личности, свободу совести, вероисповедания, слова и печати. Ст. 9 провозглашала принцип презумпции невиновности: обвиняемые, в том числе и задержанные, считаются невиновными, пока их винов­ность не будет доказана в установленном законом порядке. Идея о суверенитете была закреплена ст. 3. Она служила обоснованием принципа народного представительства. Ст. 6 декларировала право всех граждан лично или через своих представителей участвовать в образова­нии закона, который объявлялся выражением общей воли. Статьи 13 и 14 устанавливали порядок, размеры налогов, а также про­должительность их взимания.

Ст. 15 провозглашала право граждан требовать отчета от каждого долж­ностного лица по вверенной ему части управления. Ст. 17, последняя, объявляла право на собственность неприкосновенным и священным.

5. Одновременно с составлением Декларации Учредительное собрание приступило к выработкеконституции.

Окончательный текст конституции был составлен на основе много­численных декретов и решений, имевших конституционный характер и принятых в 1789 - 1791 гг.: декреты об отмене деления на сословия, о церковной реформе, об уничтожении старого административного де­ления страны, об упразднении цехов и т. д. Конституцией утверждались основные принципы, определяющие ста­тус высшего органа законодательной власти, короля, правительства, суда, избирательной системы.

Конституция устанавливала государственный строй, основанный на принципах разделения властей, ограничения монархии, утверждения национального суверенитета и представительного правления. Она была утверждена 3 сентября 1791 года, а через несколько дней король присягнул на верность Конституции.

Примечательной чертой буржуазной юридической науки на ее начальном этапе была вера в способности человека открывать и формулировать законы, управляющие обществом (аналогично открытиям законов в области естественных наук).

Введение

План лекции

1. Введение.

2. Конституционное право в новое время

3. Системы буржуазного права в новое время

4. Развитие буржуазного гражданского права в новое время

5. Развитие буржуазного уголовного права в новое время

6. Судоустройство и процесс в новое время

7. Социальное право в новое время

8. Заключение.

Учебно-методическое обеспечение:

Литература и учебные пособия:

1. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права.Т.1-2./ Под ред.К.Й.Батыра и Е.В.Поликарповой.-М., 1996.

2. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права.Учеб. пособие. / Под ред. 3. М. Черниловского. - М., 1996.

3. Всеобщая история государства и права / Под ред. К.И. Батыра. - М.: Былина., 1995.- 414 с.

4. История государства и права зарубежных стран. В 2-х ч./ Под ред. О.А.Жидкова, Н.А.Крашенинниковой. -М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1996 - 1998.

5. Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права: Учебник. В 2-х т.-М.:Острожье, 1998.

6. Федоров К.Г. История государства и права зарубежных стран. – М., 1977.

7. Федоров К.Г- Історія держави і права зарубіжних країн: Навч. посібник. - К.: Вища школа, 1994.- 464с.

8. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. - М., 1996. та іньші.

Тезисы лекции:

Во введении напомнить основные тенденции буржуазных революций, особенности социальных отношений и политические условия. Упомянуть об особенностях формирования конституционного строя в отдельных государствах и создание самих государств. Поставить цель настоящей лекции и ее важность как для понимания истории XVII – начала XX вв., так и современного периода.

2. Конституционное право

Основы буржуазного права, формировались задолго до торжества буржуазных идей и нашли отражение в многочисленных трудах юристов и философов средневековья, периода «просвещенного абсолютизма» и под влиянием революционных процессов в Европе.

Бесспорно, в его основу были заложены положения рецептированного римского права Германии, нормы городского права в Италии и положения, сформулированные в процессе возникновения т.н. «судов справедливости» в Англии.

На формулирование основополагающих принципов буржуазного права оказали труды философов XVII – XVIII вв. профессора Вико (Неаполь), Джона Локка (Англия), юриста Монтескье (Франция), Беккария (Италия). Дискредитации феодального права были посвящены сочинения гуманистов Эразма Роттердамского, Томаса Мора, Чосера, Рабле и Бокаччо. В этом списке особое значение принадлежит произведениям Вольтера.



Отсюда утопическое убеждение лидеров первых буржуазных революций во всемогущество «добрых и хороших» законов, через которые можно изменить мир, общество.

þ Основная борьба политических лидеров начала Нового времени разгорелась при рещении принципиального вопроса о принятии писанных конституций . Первый шаг в данном направлении был сделан в Англии с принятием “Орудия управления” в период правления Кромвеля. Однако, средневековое убеждение, сформировавшееся под влиянием христианства о божественной воле определяющей развитие и порядок в обществе, длительное время мешало развитию конституционализма.

Вплоть до 30-х годов XIX века писаные конституции име­лись только у Соединенных Штатов, Франции и Латиноамерикан­ских республик, а также нескольких государствах Европы, включая Бельгию и Швейцарию (1830 г.). Ситуация изменилась в процессе революций 1848 г. Конституции принимаются большинством европейских стран: Данией, Нидерландами, Пьемонтом, Прусси­ей, южно-германскими государствами, Австрией, Сербией, Ру­мынией, Болгарией, а в конце столетия – первой страной на востоке - Японией.

þ Большая часть европейских конституций унаследовала институты, уже проверенные практикой государственного управ­ления в Англии и Франции:

несменяемость судей

Верхние палаты , в большинстве случаев состояли из назначенных или наследственных членов. Например, в Конституции спании 1876 г. ½ сената состояла из наследственных грандов и членов, назначенных королем. Высокий иму­щественный ценз был обязательным условием даже для наследственных пэров (не менее 60 тыс. песет ежегодного дохода).

При комплектовании верхней палаты на основе выборов (Бельгия, Нидерланды, Швеция и Дания), для выборщиков и кандидатов в депутаты устанавливался очень высокий имущественный ценз, что, как правило, превращало ее в консервативный орган. Причем, компетенция палат разграничивалась к неизменной выгоде верхней палаты.

Однопалатные парламенты были приняты только тремя го­сударствами: Сербией, Грецией, Болгарией.

Однако, в процессе буржуазных преобразований, верхние палаты, занимавшие консервативные позиции в силу специфики их формирования, стали тормозом дальнейшего развития. Буржуазия все чаще стала опираться на более эффективные и действенные институты: суд, полицию, армию, чиновничество. В ряде случаев (Франция, Бельгия, Нидерланды) падение авторитета верхних палат привело к усилению влияния нижних и расширению их полномолчий. Однако, в конце XIX - начале XX вв. появилась новая тенденция к сокращению роли парламентаризма вообще (характерно, например для Англии, Латинской Америки)

Однако, в ряде стран, наоборот, расширяются полномочия парламентов. Они плучают:

§ право на законодательную инициативу;

§ внесение поправок в правительственные законопро­екты;

§ контроля над правительством;

§ узаконивается гласность парламентских прений и отсутствие ответственности депутатов за критику правительства;

§ политическая (партийная) оппозиция признается элементом парламентской системы.

þ Постепенно под влиянием партийной системы вырабатываются такие понятия, как «правые» и «левые» (данным определением мы обязаны Англии и Фроанции. В Англии принято, чтобы министры сидели по правой стороне от спикера, а депутаты правящей партии - за спинами своих министров. В случае победы оппозиции они меняются местами. Во Франции и др. консервативные партии садят­ся, как правило, справа от председателя палаты; либералы занимают места несколько левее; самые же левые места предоставляются радикальным партиям и группам).

Как правило в буржуазном обществе Нового времени, правящие и оппозиционные партии были близки по мировоззрению, не имели принципиальных различий и составляли (с учетом ценза и др. особенностей выборов), большинство в парламентах. Однако в силу соблюдения идей демократии, в парламенты попадает небольшое число представителей угнетенных классов или народов, которые используют парламент как политическую трибуну.

В борьбе с левыми силами, если их точка зрения противоречит правительственной или большинству, в парламенты изобрели средства ограничения их деятельности. Обычно это достигается путем прекращения прений (за что голосует большинство) и палата переходит к голосованию, либо путем порицания, лишения слова спикером и даже удаления из зала заседания.

Отсутствие остроты прений и борьбы противоположных точек зрения приводит к падению интересов публики и самих парламентариев к обсуждению вопроса. Обычно, большинство депутатов являются в зал заседаний только дождавшись призыва к голосованию. Как правило его голос уже известен и засчитан заранее.

þ Следствием падения значения парламента при обсуждении законопроектов, становится усиление роли в законотворческой деятельности правительств . Составление и редактирование проектов становится его прерогативой. Большинство правительств добилось даже издавать постановления, минуя парламент. Как правило сам парламент определяет круг дел, по которому позволяет принимать постановления правительству, либо позволяет ему издавать акты «в целях обеспечения закона». Сами же законы приобретают некую общую форму.

С другой стороны, данная практика имела и положительные стороны. Исчезала необходимость детализировать и постоянно вносить поправки в закон с учетом конкретной ситуации. Данная практика становится частью законодательного процесса. Многие законы оговаривают право правительства, министерств и чиновников действовать в соответствии с конкретной ситуацией. Например, французский закон 1892 г., запретивший ночную работу для детей моложе 18 лет и применение труда женщин в определенных отраслях промышленности, позволял прави­тельству делать «изъятия постоянного характера» и пр.

В итоге, складывается практика, когда не палаты контролируют правительство, а наоборот – правительство деятельность палат.

þ Усиление влияния правительства сопровождалось увеличением числа и степени влияния чиновников . Например, в США в 1900 году было 200 тыс. служащих, подчиненных федеральному правительству, в 1930 г. - 600 тыс., в 1940 г. – 1 миллион, в 1950 г. - 2,5 млн. (Не учитывая бюрократических аппаратов штатов, городских и иных местных органов управления).

Изменяется и положение чиновника в обществе. Так как министр, как правило назначался правящей партией, чиновники правительственных учреждений, обладающие опытом и знаниями, как правило, быстро ставили его в зависимость. В обратном случае аппарат через медлительность и проволочки фактически блокировал любые его инициативы.

В большинстве буржуазных стран чиновники пользуются привилегиями в части подсудности, увольнения, особой защиты от оскорбления гражданами. Государственная служба означает высокие оклады и значительную пенсию по старости. Постепенно отменяются ограничения в праве совмещения чиновником депутатских полномочий в парламенте, или они распространяются только на низшие чины. Министры, послы, высшие чины полиции, прокуроры, судьи и даже служащие фи­нансовых ведомств получают доступ в парламент. В итоге парламент становится послушным правительству, а чиновничество превращается в противовес демократическим формам правления.

Все большее внимание в буржуазных странах уделяется кадровому составу силовых ведомств. Как правило, если при замещении офицерской должности предъявляются повышенные требования (образование, социальное положение и т.д.), то рядовые должности, наоборот, формируются из малообразованно, деклассированной части общества, что превращает их в послушную физическую силу, не задумывающуюся над сутью распоряжений и приказов. Аналогичная ситуация складывается и в вооруженных силах.

þ В избирательном праве Нового времени господствуют цензовые системы.

Даже всеобщее мужское избирательное право составляет редкое исключение. Женское избирательное право отвергалось (только в Англии женщины получили право избираться в местные органы, а перед первой мировой войной получают избирательное право в Новой Зеландии, Южной Австралии, некоторых штатах США.).

На первом месте стоит имущественный ценз.

(В Испании. Бельгии, Нидерландах и др. государствах, условием активного избирательного права был сделан налог, в Венгрии - право собственности на недвижимость (дом, не менее чем из 3 комнат); в Италии и Португалии и Бразилии - доход и т. д. Принцип имущественного ценза был заложен в куриальную избирательную систему Пруссии, Саксонии, Румынии, позже – России и др.). Ценз грамотности (Италия, Бра­зилия, США и др.) фактически был также косвенным имущественным цензом, т.к. сравнительно небольшой процент граждан имел средства для получения должного образования.

Для всех государств сохранялся высокий возрастной ценз. Обычно для избирателей (пассивное право) возрастной ценз составлял не менее 21 года, для избираемых (активное право) он поднимался и составлял не менее 25 лет (Франция, Германия, Бельгия) или 30 лет (Австрия, Нидерданды и др.). Таким образом, молодежь, которая, как правило, была наиболее радикально настроена и менее зависима от социальных проблем, оказывалась вне права управления государством.

þ В большинстве стран была принята система относительного большинства (Англия). В государствах с многопартийной системой, где существовало множество кандидатов в депутаты на 1 место (Франции, Германии, Бельгии, Италии и др.) голосования проводятся в 2 тура.

В процессе английской буржуазной революции не было создано система­тизированных сводов нового права. Изменения почти не коснулась прецедентного права. Нетронутыми остались старая судебная система и су­допроизводство. Законы, принятые в данный период, прежде всего, касались преобразования феодаль­ного права на земельную собственность в буржуазное, секуляризации церковных земель, национализации королев­ских владений и конфискации поместий сторонников короля. Реставрация монархии Стюартов привела к отмене некоторых буржуазных актов (например, в области уголовного права), но земельные законы и законы, отменившие регламентацию промышленности, торговли, остались нетро­нутыми.

Все дальнейшее развитие права пошло по пути приспособления старого феодального права к новым, буржуазным отношениям. Преемственность послереволюционного права состояла в со­хранении прецедентной системы и преемственности прецедентов. В результате судебной реформы 1873-1875 гг., нормы общего права перестали считаться особой системой, отличной от норм судов справедливости.Возникло единое прецедентное право, приме­няемое до сих пор. Закон оговаривал, что «в случае разногласия между судами общего права и судом канцлера следует предпочитать нормы права справедливости»,

Тем не менее, данная архаичная форма английского права, имеет положительные черты и достаточно упорядочена. Решения выс­ших судов обязательны для низших; решения палаты лордов (как высшей судеб­ной инстанции) и высших судов обязательны для них самих; судьям одной и той же инстанции (формально не связанным решениями своих коллег) не рекоменду­ется создавать нормы, существенно расходящиеся между собой; высшие суды не связаны решениями низших. Обращение к прецеденту не связано временем, но и юридическая теория и практика стараются не выходить за пределы XVIII века. Такая система делает право гибким в части его применения на практике.

Французская буржуаз­ная революция , в отличие от Англии, привела к коренной ломке старого феодального права.

Законодательство революции отказалось от запрещения процентов по займовым операциям, воспретило вечнонаследственную аренду, упорядочило отношения собственности и аренды, пре­кратила действие канонического права, признала светский брак и развод, отменило родительскую власть над совершеннолетними детьми, пересмотрело ряд законодательных актов в части наследования. Наиболее существенные изменения касались уголовного права. Принятый в 1791 году Уголовный кодекс исходил из принципа гуманности, оговаривал, что нет преступления, ко­торое не указано в законе; наказание должно быть соразмерно преступлению и вполне определенным. Отменены «воображаемые преступления» (ересь, волшебство и пр.), сокращено применение смертной казни и исключались членовредительные наказания.

В части реформы суда учреждается суд присяжных (1791 г.), состязательный процесс, презумпция невиновности.

В 1804 году Наполеон Бонапарт ввел в действие Граж­данский кодекс Франции (Кодекс Наполеона). В своих трех час­тях- лица, вещи, обязательства - кодекс регулиро­вал имущественные отношения буржуазной Франции. Основой для формирования Кодекса стали различные источники:

§ революционное законодательство (ряд положений якобинского периода было отвергнуто или изменено) – повлияло на статьи, касающиеся личных прав (прежде всего формальное равенство граждан);

§ римское право (приспособленное к времени и условиям)- оказало влияние на саму структуру Кодекса, вещное и обязательное право;

§ французское обычное право (право кутюмов) – учитывалось при формулировании статей в части семейного и наследственного права.

Несмотря на разнообразие источников, Кодекс Напо­леона являлся образцовым сводом законов буржуазного об­щества. Для него характерен точный и ясный язык, совершенная юридическая терминоло­гия и техника. Кодекс стал основой для формировании буржуазного права иных государств. Распространению Кодекса много способствовали завоевательные войны, ко­торые вела Франция при Наполеоне.

Следом, в 1808 г. был введен в действие Уголовно-процессуальный кодекс, а в 1810 г. Уголовный кодекс. Оба кодекса также являлись классическими образцами буржуазного уголовного права, следовательно, как и Гражданский кодекс впоследствии восприняты за основу многими европейскими и латиноамериканскими государствами.

þ Итак,

§ Под влиянием французского буржуазного права оказалась законотворческая деятельность большинства государств Европы и части Латинской Америки;

§ Английская система права стала основой для США и Южно-Африканского союза.

þ Таким образом сформировалось две мировые системы буржуазного права: континентальная и англосаксонская.

F Основные различия между ними состоят в следующем:

§ континентальная система права базируется на кодексах;

§ англосаксонская ставит судебный прецедент на один уровень с законом (статутом), она, как правило, не знает кодексов, но при­дает огромное значение судебной практике (число судебных прецедентов, подлежащих применению на практике в Англии насчитывает более 500 тыс., не менее 3 тыс. законов и огромное число др.актов. В США ежегодно издается не менее 350 томов судебных решений. Фактически судьи не только разьясняют право, но и создают его).

F В части имущественных отношений:

§ конти­нентальная система права опирается на рецептированное римское право;

§ англосаксонское право оказалось менее зависимо от римского права.

F Кроме того:

§ англосаксонское право не знает деления на «публичное» и «частное» – поэтому государственные учреждения и чиновники ответственны за свои действия перед тем же судом, что и частные лица.

Однако, различия правовых систем носит формальный харак­тер. Примерно одинаковый уровень экономического, политического и культурного развития буржуазного общества предопре­деляют одну и ту же сущность права и в Англии и во Франции.

Особый путь правового развития проделала Япония. Од­новременно с преобразованиями в области государственного уст­ройства здесь были предприняты кодификационные работы, упо­рядочено (на европейский лад) судоустройство. К концу XIX века Япония имела уже новые уголовный, гражданский и процессуальный кодексы.

В основе буржуазных кодификаций в Японии лежали за­падноевропейские образцы. На первом этапе - французское пра­во; на втором - с конца XIX века и до начала первой мировой войны - германо-прусские правовые кодификации.

Буржуазное государство - это аппарат (машина) для поддержания господства одного класса над другим (государство раннего капитализма), для поддержания гражданского согласия, мира, охраны жизни, чести, здоровья личности, защиты прав человека, владеющий монополией на законное насилие (современное государство).

Экономическая основа:

Частная собственность на орудия и средства производства;

Государственная, кооперативная, акционерная и другая собственность;

Экономическое принуждение к труду, рынок свободной продажи рабочей силы, таланта, способностей («от каждого - по способностям, каждому - по труду»);

Свободная конкуренция производителей.

Социальная основа:

Буржуазия,

Рабочий класс;

Крестьянство;

Интеллигенция.

Функции буржуазного государства:

Внутренние:

Охрана частной собственности:

Законодательная;

Судебная;

Контрольно-надзорная;

Идеологическая;

Правоохранительная.

Внешние:

Внешнеполитическая;

Внешнеэкономическая;

Культурная;

Оборонительная;

Захватническая (свойственна на ранней стадии развития буржуазного государства);

Буржуазное право - это возведенная в закон воля буржуазии (на ранних этапах развития капиталистического государства), законопослушных граждан (на современной стадии), поддерживаемая и охраняемая государством.

Основная характеристика:

Закрепляет и охраняет частную собственность как главный институт буржуазного права;

Делится на частное и публичное право;

Формами (источниками) буржуазного права служат обычаи, юридические прецеденты, нормативно-правовые акты, нормативно-правовые договоры, международное право;

Исходит из презумпции естественности прав человека (на современной стадии развития);

Отличается как либерализмом при назначении наказания правонарушителям, так и консерватизмом, определенной жестокостью, приверженностью феодальным правовым традициям;

Защищает свободу совести как один из самых важных институтов свободы человека, гражданина, демократического государства;

Стоит на страже иных гражданских прав и свобод;

Провозглашает верховенство права (современная стадия) в качестве главного принципа правового регулирования.

Социалистическое право и государство (являются переходными элементами при построении коммунизма):

Социалистическое государство - это организация политической власти трудящихся.

Экономическая основа:

Общественная (государственная) и колхозно-кооперативная собственность на орудия и средства производства;

Отношения товарищеской взаимопомощи и сотрудничества свободных от эксплуатации людей.

Социальная основа:

Рабочий класс;

Крестьянство;

Интеллигенция.

Основные функции социалистического государства:

Внутренние:

Охрана общественной и колхозно-кооперативной собственности:

Законодательная;

Исполнительно-распорядительная;

Судебная;

Контрольно-надзорная;

Идеологическая;

Правоохранительная.

Внешние:

Внешнеполитическая;

Внешнеэкономическая;

Культурная;

Оборонительная;

Поддержание мирового правопорядка (по линии ООН), оказание гуманитарной помощи другим государствам и т. п.

Социалистическое право - это система установленных или санкционированных государством и обеспечиваемых мерами убеждения и принуждения правил поведения, выражающих волю всего народа в целях построения социализма и коммунизма.

Основная характеристика:

Выражает волю всего народа;

Закрепляет и охраняет общественную собственность как главный институт права;

Доминирование публичного права;

Формами (источниками) социалистического права служат нормативно-правовые акты;

Является инструментом для построения коммунистического общества.

Классификация исторических типов государства и права:

1. Формационный подход (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин и др.):

Исторический тип государства и права - это совокупность наиболее существенных признаков, свойственным государственным и правовым системам единой общественно-экономической формации.

Истории человечества известны следующиеобщественно-экономические формации:

Первобытнообщинная;

Рабовладельческая;

Феодальная;

Буржуазная;

Социалистическая (социальная).

Общественно-экономической формации свойственны:

Определенный тип производственных отношений и производительных сил;

Определенная социальная структура;

Определенный тип общественного сознания, культуры.

Существует четыре исторических типа государства и права:

Рабовладельческий (азиатский и европейский);

Феодальный (азиатский и европейский);

Буржуазный;

Социалистический (социальный).

Историческим типам государства и права свойственны:

1. С точки зрения формационного подхода:

- свой экономический базис;

Своя классовая сущность;

Свое социальное назначение;

Свой тип общественного сознания, правовой культуры;

Своя надстройка (политическая, правовая и т. д.).

Тем не менее неоспоримым является тот факт, что в формационном подходе очень много истины, поскольку его основой является исторический подход к смене различных типов государственности и внимание к социально-экономическим факторам, а экономический базис и социальные классы существенно влияют на структуру общества и характер его политической надстройки, в которую входят государство и право.

По мнению сторонников цивилизационного подхода, недостатки формационного подхода заключаются в следующем:

Многие народы не проходили в своем развитии через все и даже через большинство формаций;

Большинство процессов политического, духовного, идейного, культурного порядка не могут быть без искажений и упрощений объяснены с чисто экономических позиций;

Последовательное применение формационного подхода неизбежно отодвигает на задний план роль человеческого фактора, человеческого фактора, человеческую деятельность;

Недостаточное внимание уделяется своеобразию, уникальности, неповторимости отдельных обществ и народов.

Характеристика цивилизационных подходов к типологии государства.

2. Цивилизационные подходы (У. Ростоу, А. Тойнби и др.)

Исторический тип государства и права - относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью культурных, экономических, географических, религиозных, психологических и других факторов.

Классификация цивилизационных подходов:

1. В зависимости от исторического и культурного развития общества:

Крестьянские (доиндустриальные);

Промышленные (индустриальные);

Научно-технические (постиндустриальные).

2. По характеру цивилизаций:

Восточные;

Западные;

Смешанные.

3. По совокупности религиозных, психологических, культурных, географических и других признаков:

Египетская;

Китайская;

Православная;

Арабская др. (всего 23).

4. По правовому положению индивида в государстве:

Древневосточная;

Древнегреческая;

Средневековая;

Современная.

С точки зрения цивилизационного подхода:

Несовпадение понятий «цивилизация», «культура» с определенной общественно-экономической формацией, господствующим политическим режимом;

Культура общества имеет собственные периоды жизни, взаимодействующие, но не всегда совпадающие с периодами жизни конкретного государства.

Суть цивилизационного подхода к типологии государств состоит в том, что в качестве критерия типологии государств выступают "цивилизации" и такие их признаки, как культура, религия, технология и т.д. Выделяют традиционно двух авторов этого подхода: Арнольда Джозефа Тойнби и Питирима Сорокина.

Существуют самые разные основания для классификации цивилизаций: хронологические, генетические, пространственные, религиозные и т.д.

В соответствии с периодами исторического развития различают цивилизации:

Древние (древнеегипетская, шумерская и др.);

Особенные (индийская, западноевропейская, православная и др.);

Современные.

По характеру организации государственно-политических институтов цивилизации делят на:

Первичные, в которых государство существовало как политико-религиозный комплекс, обожествляющий правителей (ассиро-вавилонская, шумерская, древнеегипетская и др.);

Вторичные, в которых отчетливо проявляется различие между государственной властью и культурно-религиозным комплексом (западноевропейская, североамериканская, латиноамериканская и др.).

Формационный и цивилизационный подходы к типологии государства часто противопоставляют друг другу. В действительности, они соотносятся не как взаимоотрицающие, а как взаимодополняющие.

При своем последовательном применении ведёт к тому, что становится невозможным взгляд на всемирную историю как единый процесс исторического развития человечества в целом;

Создает возможность полного отрицания единства человеческой истории, изоляции целых народов и обществ;

Сводит к минимуму возможности исследования закономерностей исторического развития человеческого общества.

В свою очередь, сторонники цивилизационного подхода видят его преимущества в том, что он дает возможность решить следующие проблемы:

Позволяет глубоко изучать историю конкретных обществ и народов во всем их многообразии и специфике;

Ориентирует на изучение тех сторон общественной жизни которые обычно выпадают из поля зрения сторонников формационного подхода (ценности, национальные особенности, духовная жизнь, психология и др.);

Ставит в центр исследования человеческую деятельность и человека.

Таким образом, аргументы и контраргументы, выдвигаемые в споре между сторонниками формационного и цивилизационного подходов, лишний раз доказывают то, что преимущества того и другого подхода носят взаимодополняющий характер, ибо именно их сочетание будет способствовать более глубокому и всестороннему пониманию типологии государств.

Понятие и значение формы государства и ее структура.

Форма государства (ФГ) - это совокупность его внешних признаков, показывающих порядок образования и организацию высших органов государства, территориальное устройство государства, приемы и методы осуществления государственной власти.

Элементы (части) ФГ:

- форма правления (ФП), т. е. организация верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением;

- форма государственного устройства (ФГУ), т. е. территориальное устройство государства, характер взаимоотношений между его составными частями, а также каждой из них с государством в целом;

- политический режим (ПР) , т. е. совокупность приемов, методов, средств управления страной, осуществления государственной власти.

Таким образом: ФГ = ФП + ФГУ + ПР

Характеристика государств:

1. по форме правления:

Монархии (неограниченные и ограниченные);

Республики (парламентские, президентские, смешанные, партократические (коммунистические, фашистские)).

2. по форме государственного устройства:

Унитарные;

Федеративные;

Конфедеративные;

Имперские.

3. по политическому режиму:

Демократические;

Антидемократические(автократические - самодержавные, абсолютистские, деспотические, тиранические;тоталитарные - фашистские, коммунистические, военно-полицейские, расистско-националистические; аристократические (олигархические) - монархические, режимы «просвещенного абсолютизма» клерикально-феодальные; теократические - христианские, исламские и т. п.)

4. по национальным особенностям:

Государства-нации;

Многонациональные государства.

5. по правовой характеристике:

Правовые государства;

Преступные государства.

Республика как форма государственного правления: понятие и виды.

Республика (лат. res/publica - общественное дело ) - форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.

Виды республик:

1. Парламентские (англ. parlament - говорить ):

Руководящими исполнительными органами являются и президент и кабинет министров, ответственный перед законодательной ассамблеей;

В основу системы высших органов государства положен принцип верховенства парламента, перед которым правительство несет коллективную ответственность за свою политическую деятельность;

Правительство остается у власти до тех пор, пока оно располагает поддержкой парламентского большинства (в двухпалатных парламентах - большинства нижней палаты). Утратив ее, оно либо уходит в отставку, что означает правительственный кризис, либо распускает парламент и назначает внеочередные парламентские выборы;

Правительство формируется только парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к правящей партии или партийной коалиции;

Формальным признаком парламентской республики (Италия, ФРГ, Португалия, Греция, Ирландия, Исландия, Индия), является наличие должности премьер-министра, являющегося главой правительства и лидером правящей партии или партийной коалиции;

Президент парламентской республики выбирается парламентским путем и осуществляет сугубо номинальные функции;

Правительство подвержено более жесткому контролю со стороны парламента, чем в президентских республиках.

2. Президентские:

Соединение в руках президента полномочий главы государства и главы правительства (США, Аргентина, Бразилия, Мексика);

Министры ответственны в первую очередь перед президентом, а не парламентом;

Фактическая независимость президента от высшего законодательного органа. Сам способ его избрания (непарламентский) ставит главу государства над парламентом, который лишен конституционных возможностей влиять на исход выборов;

Законодательство многих стран наделяет президента такими полномочиями, которые позволяют ему в определенной степени контролировать деятельность высшего законодательного органа (право роспуска парламента, право вето и др.), брать на себя в экстренных случаях функции парламента.

3. Смешанные:

Смешение признаков парламентской и президентской республик;

Участие президента и парламента в формировании правительства;

Подотчетность правительства президенту и парламенту.

4. Партократические:

Симбиоз партии и государства, который ведет к тоталитаризму;

Партией используется мощь государства для своих целей;

Идеология партии - государственная идеология;

Отрицание и подавление любой оппозиции, инакомыслия;

Подчинение законотворчества партийным догмам;

Имперское строение государства;

Тотальный контроль как метод управления обществом.

Монархия как форма государственного правления: понятие и виды.

Монархия (гр. monarchia – единовластие ) - форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично и переходит, как правило по наследству.

Виды монархий:

1. Неограниченные:

Свойственны позднему феодализму;

Полное бесправие народа, отсутствие представительных учреждений, сосредоточение всей власти в руках монарха;

Наследственный порядок формирования верховной власти;

Воля монарха - один из источников права («Государство - это я», - формула государства короля ФранцииЛюдовика XIV).

2. Ограниченные (конституционные):

а) дуалистическая монархия - форма правления, при которой монарх сосредоточивает в своих руках исполнительную власть, формирует правительство, ответственное перед ним, а законодательная власть принадлежит парламенту, не подчиненному монарху (Иордания, Марокко, Непал и некоторые другие страны арабского мира).

б) парламентарная монархия:

Политико-правовое отражение полной победы буржуазии над феодалами;

Существует в ряде современных стран (Великобритания, Бельгия,Дания, Швеция, Норвегия,Япония и др.);

Отсутствует какой бы то ни было дуализм;

Власть монарха ограничена во всех сферах государственной власти;

Исполнительная власть осуществляется правительством, которое ответственно перед парламентом;

Участие монарха в образовании правительства чисто символично, его формирует лидер победившей на выборах партии.

в) выборная монархия - разновидность ограниченной монархии, сочетающей в себе элементы монархии и республики (Такая форма существует, например, в Малайзии, где главой государства является монарх, избираемый сроком на 5 лет особым советом, состоящим из правителей монархических штатов, входящих в Малазийскую федерацию).

Нетипичные формы государственного правления: понятие и виды.

Термин ʼʼнетипичнаяʼʼ форма правленияʼʼ отражает процессы сокращения и исчезновения ʼʼчистыхʼʼ форм монархического и республиканского правления. Эти процессы вызваны к жизни теми изменениями, которые произошли в мире в целом и конкретно в каждом обществе. Демократизация, как глобальная тенденция, открыла доступ ранее политически бесправному населœению к процессу принятия решений и изменила механизмы формирования и функционирования органов верховной власти.

· Монархия с республиканскими элементами (ʼʼреспубликанская монархияʼʼ, выборная) - такая монархия имеет главный республиканский признак - систематическую выборность главы государства, однако им не должна быть избран любой гражданин, удовлетворяющий избирательным квалификациям и требованиям для президента͵ а только один из нескольких монархов - правителœей составных частей федерации. Подобная нетрадиционная форма правления имеется в ОАЭ и Малайзии, которые по своему государственному устройству являются федерациями, при этом каждая из составных частей (7 эмиратов ОАЭ) или некоторые составные части государства (9 из 13 штатов Малайзии) представляют из себя наследственные монархии. Глава государства в целом формируется путем выборов между монархами, возглавляющими тот или иной субъект федерации. При этом срок его полномочий чётко оговаривается (в обоих государствах он составляет 5 лет), и по истечении указанного срока полномочий монарх избирается вновь.

· Республика с монархическими элементами (ʼʼмонархическая республикаʼʼ, суперпрезидентская) - в современном мире в условиях тоталитарных систем появились республики, которым свойственен важнейший элемент монархии - несменяемость главы государства. Глава государства в такой республике может формально избираться, может назначаться, но реально народ в формировании главы государства участия не принимает. Кроме того полномочия такого главы государства не ограничены, он является пожизненным правителœем, более того возможна передача власти по наследству. Впервые пожизненным президентом стал Сукарно в Индонезии, затем пожизненный пост стал занимать президент Югославии Тито, в настоящее время встречается в некоторых странах Азии и Африки (КНДР, Туркменистан при Ниязове, Гамбия).

· Теократическая республика (исламская республика) - особая форма республики, где правит мусульманское духовенство, сочетает в себе основные признаки традиционного исламского Халифата и признаки современного республиканского строя. В Иране в соответствии с Конституцией 1979 ᴦ. главой государства является Рахбар - высшее духовное лицо, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ не избирается населœением, а назначается специальным религиозным советом (Совет экспертов), состоящим из влиятельных богословов страны. Исполнительную власть возглавляет избираемый президент, а законодательную - однопалатный парламент (Меджлис). Кандидатура президента͵ а также всœе члены правительства и кандидаты в депутаты Меджлиса утверждаются Советом стражей конституции, который также проверяет законопроекты на соответствие исламскому праву и вправе наложить вето на любое решение Меджлиса.

Форма государственного устройства: понятие и виды.

Формой государственного устройства называют политико-территориальное устройство государства, особенности взаимоотношений между центральной и местной властями. Государство, достигая определенного уровня населения и размера территории, начинает делиться на части, которые имеют свои органы власти. В зависимости от формы государственного устройства выделяют простые и сложные государства.

Унитарное государство (лат. unios единый ) - единое, цельное государство, составные части которого разделены на административно-территориальные единицы.

Признаки унитарного государства:

Территория государства подразделяется на административно-территориальные единицы (области, округа, губернии и т. п.);

Центральная власть (одна конституция, одно правительство и т. д.)

Превращение буржуазии в господствующий класс происходило в результате политических революций, ликвидировавших феодальные производственные отношения и феодальное государство.

Первой буржуазной революцией мирового значения была английская революция XVII века, самой радикальной - французская революция XVIII века, не без основания называющаяся Великой.

В результате буржуазных революций политическая власть в Англии, во Франции, а затем и во многих странах мира перешла в руки буржуазии - в одних странах полностью, в других - на условиях компромисса с теми или иными феодальными элементами.

В тесной зависимости от этого разрешался вопрос о форме государства, созданного революцией, о форме права и способах его кодификации.

Окончательное преодоление феодальных пережитков в государственном и правовом устройстве проходило в течение всего XIX и начале XX в. Лишь к концу XIX века буржуазная демократия в том или ином виде становится наиболее типичной формой выражения политической власти буржуазии.

С формально-юридической точки зрения можно выделить следующие черты буржуазной демократии:

1. Разделение власти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную.

2. Сосредоточение законодательной власти в руках так называемого "народного представительства" (парламента).

3. Ответственность правительства перед парламентом.

4. Несменяемость судей.

5. Существование местного самоуправления.

6. Провозглашение традиционных политических свобод - свободы слова, собраний и т.д.

Буржуазные революции, положив начало перевороту в области социальных и политических отношений, привели к значительным изменениям и в области права, формированию нового порядка.

Общие принципы и черты буржуазного права. Становление и развитие правовых систем

Право нового времени, в отличие от дореволюционного, которое характеризовалось разобщенностью и правовым партикуляризмом, повсеместно рождалось в виде интегри­рованных национальных правовых систем. Именно капита­лизм, ломающий всевозможные сословные, региональные, таможенные и иные барьеры, привел к возникновению не только национальных государств, но и национальных пра­вовых систем. В новых правовых системах проявляется тот уровень развития, когда государство начинает играть ре­шающую роль в формировании самого облика правовой сис­темы. Правовая система получает новое качество, новый способ своего существования - систему законодательства и систему права, которая практически лишь в зачаточном виде присутствовала в древнем и средневековом обществах.

Национальные правовые системы, в отличие от расще­пленных правовых систем предшествующей эпохи, приоб­ретают не только общегосударственную силу, но и новое содержание. Они вбирают в себя и правовой опыт предшествующих поколений, и действующее право, и систему пра­ва, и правовое сознание. Новые правовые системы порож­дали и новые формы существования самого права, которое вырастало в большинстве случаев не на обычаях и судеб­ной практике, а на законодательных и иных нормативных актах. Доминирующим началом, своего рода ядром в право­вых системах нового времени с самого начала становится конституционное (государственное, публичное) право, на базе которого строилось правовое здание любого общества.

Новые правовые системы сложились под воздействием формирующегося капитализма, нуждающегося и в адекват­ной правовой системе, и в едином правовом поле. Особое системообразующее значение в становлении нового права имело законодательство.

Если в древнем мире и в средние века право рождалось в основном не из установле­ний государства, а из реально существующих и признавае­мых самим обществом отношений, даже наиболее пол­ные законодательные акты (например, свод законов Юсти­ниана и др.) никогда не создавали основной массы правовых норм, отличаясь казуистичностью. Правовые нормы в эти эпохи формировались через народные обычаи и через судебную практику. То в новое время особое системообразующее значение в становлении нового права имело законодательство. Именно оно становится стержнем правовой системы, правообразующим фактором. Законодательство выступает как важнейший инструмент развития права, придавая ему сис­темность, целостность. Только в новое время и особенно в XX в. право выступает в значительной степени в качестве предписания государст­венных органов.

Сохраняя некоторую преемственность с фео­дальными правовыми системами, буржуазное право формирова­лось на совершенно новых принципах - единства закона, юриди­ческого равенства, законности, свободы.

Проблема унификации права для буржуазных революций явля­лась важнейшей. Характерная для феодализма множественность правовых систем препятствовала развитию торговли и установле­нию неограниченной частной собственности. Поэтому буржуазная революция должна была установить единое для всей страны пра­во. Эта задача некоторым образом решалась уже в ходе револю­ционных событий. Принимаемые в это время законы действовали на территории всего государства, благодаря чему достигалось оп­ределенное единство права. Однако законы революционного пе­риода касались отдельных вопросов и не составляли законченной системы правовых норм. И только после упрочения буржуазии у власти стали складываться единые национальные системы права.

В буржуазном обществе огромную роль играет договор. На до­говорных началах строятся отношения между предпринимателями, между предпринимателем и рабочим, наконец, договор лежит в ос­нове семейных отношений. Предпосылками заключения любого до­говора являются юридическое равенство лично свободных людей и всеобщая правоспособность. До буржуазных революций ни в одном государстве не было равной для всех гражданской правоспо­собности. Правоспособность многих категорий лиц была ограниче­на, определялась сословной принадлежностью. Так, дворяне облада­ли рядом привилегий, а правоспособность крестьян была ограниче­на во многих отношениях, женщины всех сословий были ограничены в гражданских правах. На объем правоспособности влияла религиозная принадлежность. В колониях существовало рабство. Буржуазные революции уничтожили большинство из пере­численных ограничений и установили юридическое равенство всех граждан.

С принципом юридического равенства тесно связан принцип законности. Юридическое равенство означает не только равные права, но и равные для всех обязанности, равную ответственность перед законом. Правомерное поведение всех граждан и юридических лиц - одно из проявлений законности. Правомерность как принцип всеобщего поведения обеспечивает стабильность полити­ческих и экономических отношений, необходимую для прогрессив­ного развития общества.

Важным принципом буржуазного права является свобода, по­нимаемая очень широко. Буржуазное государство провозглашает политические свободы как основу своего общественного строя. Развитие предпринимательства обеспечивается свободой частной собственности, свободой договора.

Указанные выше принципы характеризуют буржуазный тип права в целом. Вместе с тем в рамках единого типа буржуазного права каждое государство имеет свою национальную систему права с присущими ей особенностями. Но, несмотря на многообразие этих систем, их можно свести к двум основным группам.

Первую группу составляют континентальные правовые систе­мы, возникшие в Европе и воспринятые другими государствами. Эти правовые системы развивались в XIX в. под влиянием фран­цузского права, в XX в. на их развитии сказалось германское пра­во.

Вторую - англосаксонские правовые системы.

Основные различия между двумя мировыми системами права (континентальной и англосаксонской) можно свести к следующему:

1) континентальная система права базируется на кодексах, англосаксонская - на судебном прецеденте;

2) главным источником права континентальной системы является закон, роль источников в англосаксонской системе права играют обычаи и конституционные соглашения;

3) континентальную систему характеризует деление права на частное и публичное. К частному праву относится гражданское, семейное, торговое право, к публичному - конституционное, административное, международное, уголовное, процессуальное. Англосаксонская система не знает деления права на частное и публичное, здесь отсутствует строгое разграничение материального и процессуального права;

4) в регулировании имущественных отношений в континентальной системе права в большей степени просматриваются начала римского права. Англосаксонское право развивалось в меньшей зависимости от римского права (отсюда различия в терминологии и наличие некоторых особых правовых институтов).