Регистрация в российской федерации. К таковым относится

  • 1. Производство по делам об административных правонарушениях: понятие, признаки, принципы
  • 2. Государственное управление агропромышленным комплексом
  • 1. Понятие и виды административно-правовых норм
  • 2. Государственное управление в сфере физической культуры и спорта
  • 2. Государственная защита прав потребителей и благополучия человека
  • 2.Государственная защита прав потребителей и благополучия человека
  • 1 Административно-правовые отношения (апо): понятие и особенности
  • 2. Управление государственным имуществом
  • 1.Административная юрисдикция
  • 2. Государственное управление в сфере образования и науки
  • 2. Государственное управление энергетическим комплексом
  • 1 Административно-правовой статус граждан.
  • 1. Административное правонарушение.Ю Состав.
  • 2. Государственное управление таможенным делом
  • 1. Доказывание и доказательства в производстве по делам об административных правонарушениях
  • 2. Управление в области финансов
  • 2. . Государственное управление в сфере экологии и природопользования
  • 2) Проведение геолого-экономической и стоимостной оценки месторождений полезных ископаемых;
  • 3) Проведение конкурсов и аукционов на право пользования недрами;
  • 4) Проведение государственной экспертизы информации о разведанных запасах полезных ископаемых, геологической, экономической информации о предоставляемых в пользование участках недр.
  • 1.Понятие и признаки органа исполнительной власти
  • 2. Государственное регулирование предпринимательской деятельности
  • 1. Административно-процедурное производство
  • 2. Управление в области обороны
  • 1.Система и структура федеральных органов исполнительной власти
  • 1. Полномочия президента рф в сфере ив
  • 2. Полиция.
  • 1. Правительство рф: состав, компетенция, взаимоотношения с другими органами гос. Власти
  • 2. Регистрационный учет граждан
  • 1 Система и структура федеральных органов исполнительной власти
  • 2.Управление в области безопасности. Защита и охрана государственной границы
  • 1. Государственная служба. Понятие принципы функционирования
  • 2. Государственное управление в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций, ликвидации последствий стихийных бедствий
  • 2. Обеспечение безопасности дорожного движения
  • 1. Виды гос. Служащих. Общее прохождение
  • 2. Государственное управление в области культуры и массовых коммуникаций
  • 1. Права и обязанности государственных служащих. Ответственнорсть
  • 2. Управление в области юстиции
  • 1. Прохождение государственной службы: поступление на службу, аттестация, прекращение службы
  • 2. Государственное управление в области иностранных дел
  • 1.Формы реализации исполнительной власти.Понятие и виды.
  • 2. Управление в области связи и массовых коммуникаций
  • 1. Понятие и значение правовых актов управления.
  • 2. Государственное управление в области строительства и жилищно-коммунального хозяйства
  • 2. Государственное управление в области налогов и сборов
  • 2) Меры административного пресечения
  • 2) Государственное управление транспортным комплексом
  • 1. Понятие и признаки административной ответственности
  • 2. Управление в области социального развития и здравоохранения
  • 1. Административное правонарушение
  • 2. Управление в области экономического развития
  • 2. Управление в сфере защиты и охраны государственной границы рф
  • 1. Административный процесс: понятие и виды
  • 2. Естественные монополии,
  • 1. Судебный контроль в сфере исполнительной власти
  • 1. Государственный контроль в сфере исполнительной власти
  • 2. Государственное регулирование деятельности судебных приставов
  • 1. Прокурорский (общий) надзор
  • 2. Управление государственным имуществом
  • 1. Административный надзор: понятие, особенности
  • 2. Оборонно-промышленный комплекс.
  • 2. Государственное управление в сфере миграционной политики
  • 2. Регистрационный учет граждан

    Регистрационный учет граждан (правила регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ утверждены Постановлением Правительства РФ).

    В связи с узаконением свободы передвижения, выбора места пребывания и жительства отменена прописка и выписка граждан и заменена регистрационным учетом (осуществляется по месту жительства в органах внутренних дел или в местной администрации).

    Регистрационный учет устанавливается в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.

    Место пребывания – место, где гражданин временно проживает.

    Место жительства – место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ.

    Граждане обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в органах регистрационного учета (контроль за соблюдением возлагается на органы внутренних дел).

    Документы, удостоверяющие личность граждан РФ , необходимые для осуществления регистрационного учета (паспорт гражданина РФ; паспорт гражданина СССР (до замены его на паспорт гражданина РФ); свидетельство о рождении (для лиц, не достигших 14-летнего возраста); паспорт, удостоверяющий личность гражданина РФ за пределами РФ (для лиц, постоянно проживающих за пределами РФ)).

    Регистрация граждан в пограничной зоне , закрытых военных городках, закрытых административно-территориальных образованиях, зонах экологического бедствия, на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение, осуществляется с учетом ограничений, устанавливаемых ФЗ.

    Регистрация граждан по месту пребывания.

    Граждане, прибывшие для временного проживания на срок свыше 90 дней , обязаны по истечении указанного срока обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и представить (документ, удостоверяющий личность; заявление; документ, являющийся основанием для временного проживания) (регистрация осуществляется на срок, определенный по соглашению с нанимателями; с собственниками жилых помещений; с правлениями жилищно-строительных или жилищных кооперативов).

    , которые в 3-дневный срок регистрируют граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, и выдают им свидетельство о регистрации по месту пребывания (регистрация граждан по месту пребывания осуществляется без их снятия с регистрационного учета по месту жительства).

    Регистрация граждан по месту жительства.

    Гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и представить (документ, удостоверяющий личность; заявление; документ, являющийся основанием для заселения в жилое помещение).

    Документы в 3-дневный срок передаются в органы регистрационного учета , которые в 3-дневный срок регистрируют граждан по месту жительства и производят в их паспортах отметку о регистрации по месту жительства (за регистрацию граждан по месту жительства взимается государственная пошлина).

    Регистрация некоторых категорий граждан по месту пребывания и по месту жительства.

    Регистрация военнослужащих осуществляется (по месту их жительства – на общих основаниях (за исключением проходящих военную службу по призыву); по месту пребывания – при наличии отпускного билета или командировочного удостоверения).

    Граждане, связанные по условиям и характеру работы с постоянным передвижением (лица плавающего состава морского и речного флотов, работники геологических, поисковых и разведочных экспедиций, линейных строительно-монтажных, передвижных механизированных колонн и другие), регистрируются по месту дислокации соответствующих пароходств, флотилий, организаций и учреждений.

    Регистрация по месту пребывания вынужденных переселенцев производится на основании выдаваемого указанными органами направления на временное поселение.

    Регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста и проживающих вместе с законными представителями, осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность законных представителей, или документов, подтверждающих установление опеки, и свидетельства о рождении (регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан от 14 до 16 лет осуществляется на основании свидетельства о рождении с выдачей свидетельства о регистрации по месту жительства).

    Снятие граждан с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства.

    Граждане считаются снятыми с регистрационного учета по месту пребывания , по истечении сроков, указанных в их заявлениях о регистрации по месту пребывания.

    Снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае (изменения места жительства; призыва на военную службу; осуждения к лишению свободы; признания безвестно отсутствующим; смерти или объявления решением суда умершим; выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением; обнаружения не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации).

    Органы регистрационного учета снимают граждан с регистрационного учета по месту жительства на в 3-дневный срок основании полученных документов (в паспортах граждан, снятых с регистрационного учета по месту жительства (кроме умерших, а также граждан, признанных безвестно отсутствующими, объявленных умершими либо выбывших на новое место жительства без снятия с регистрационного учета), производятся отметки о снятии с регистрационного учета по месту жительства).

    Билет 20

    П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

    "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан РФ"

    В целях приведения установленного порядка регистрационного учета граждан Российской Федерации в городе Москве в соответствие с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в связи с проведением структурных изменений органов регистрационного учета в Российской Федерации Правительство Москвы постановляет:

    1. Утвердить:

    1.1. Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в городе Москве (приложение 1).

    1.2. Перечень документов, являющихся основанием для вселения граждан в жилые помещения в городе Москве, представляемых в органы регистрационного учета (приложение 2).

    2. Признать утратившим силу постановление Правительства Москвы от 6 апреля 2004 г. N 189-ПП "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в городе Москве".

    3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москве Швецову Л.И.

    Мэр Москвы Ю.М.Лужков

    Приложение 1

    ПРАВИЛА РЕГИСТРАЦИИ И СНЯТИЯ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С РЕГИСТРАЦИОННОГО УЧЕТА ПО МЕСТУ ПРЕБЫВАНИЯ И ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА В ГОРОДЕ МОСКВЕ

    1. Общие положения

    1.1. Настоящие Правила разработаны в целях выполнения постановления Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию" (с изменениями от 23 апреля 1996 г., 14 февраля 1997 г., 16 марта 2000 г., 14 августа 2002 г., 22 декабря 2004 г.), в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", жилищным, гражданским и другим законодательством Российской Федерации, а также с учетом Устава города Москвы, законов и других правовых актов города Москвы и определяют порядок регистрации и снятия граждан Российской Федерации (далее - граждан) с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства на территории города Москвы.

    1.2. Регистрационный учет осуществляется в целях создания необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом, а также обеспечения в городе Москве общественного порядка и безопасности граждан. Регистрация или отсутствие таковой не могут являться основанием возникновения, ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, иными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

    1.3. Органами регистрационного учета в городе Москве являются органы миграционной службы.

    1.4. Граждане обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в органах регистрационного учета и соблюдать настоящие Правила.

    1.5. В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и Жилищным кодексом Российской Федерации:

    Местом пребывания являются гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, в котором он проживает временно;

    Местом жительства является жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает на законных основаниях, предусмотренных федеральным законодательством и правовыми актами города Москвы.

    1.6. Ответственными за регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства являются должностные лица организаций, уполномоченных собственниками жилых помещений выполнять организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции по контролю за соблюдением правил пользования жилыми помещениями и помещениями социального назначения:

    Осуществляющих управление многоквартирными домами, в т.ч. товарищества собственников жилья, жилищно-строительные, жилищные и жилищно-накопительные кооперативы;

    Единых информационно-расчетных центров города Москвы;

    Гостиниц, кемпингов, туристических баз, санаториев, домов отдыха, пансионатов, больниц, домов-интернатов для инвалидов, одиноких престарелых, гостиниц-приютов и других учреждений социального назначения;

    Организаций, имеющих жилые помещения на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления. При непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками жилых помещений в данном многоквартирном доме ответственными за регистрацию являются лица, специально уполномоченные собственниками для осуществления этих функций.

    1.7. Документами, удостоверяющими личность граждан Российской Федерации (далее - документы, удостоверяющие личность), необходимыми для осуществления регистрационного учета, являются:

    Паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации;

    Свидетельство о рождении - для лиц, не достигших 14-летнего возраста;

    Паспорт, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации, - для лиц, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации.

    1.8. Лица, ответственные за регистрацию, в трехдневный срок со дня обращения к ним граждан с заявлением о регистрации по месту пребывания либо по месту жительства передают необходимые для регистрации документы в соответствии с перечнем, предусмотренным разделами 2 и 3 настоящих Правил, в орган регистрационного учета. Органы регистрационного учета в трехдневный срок со дня поступления документов регистрируют в установленном порядке граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, и выдают им свидетельство о регистрации по месту пребывания, а также в трехдневный срок со дня поступления документов регистрируют граждан по месту жительства и производят в их паспортах отметку о регистрации по месту жительства.

    1.9. Контроль за соблюдением гражданами и уполномоченными лицами настоящих Правил возлагается на органы миграционной службы.

    2. Регистрация граждан Российской Федерации по месту пребывания

    2.1. Регистрация граждан по месту пребывания осуществляется в жилые помещения любых форм собственности без снятия с регистрационного учета по месту жительства. 2.2. Оформление регистрации граждан по месту пребывания осуществляется при представлении:

    Заявления о регистрации по месту пребывания по установленной форме;

    Документов, являющихся основанием для временного проживания граждан в указанных жилых помещениях.

    2.3. Регистрация граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, осуществляется на период, определенный по взаимному соглашению данных граждан с собственниками жилых помещений. Регистрация по месту пребывания военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и назначенных в установленном порядке для ее прохождения в город Москву, а также членов их семей с согласия заявителя может оформляться по адресу дислокации воинских частей до получения ими жилой площади. Регистрация по месту пребывания граждан, обратившихся в органы миграционной службы с ходатайством о признании их вынужденными переселенцами, производится на основании направлений на временное поселение в жилых помещениях, предоставленных им для временного проживания.

    2.4. Регистрация по месту пребывания несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста, осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность родителей, (усыновителей, опекунов) или близких родственников, вместе с которыми они будут временно проживать, а также свидетельства о рождении этих несовершеннолетних. При этом несовершеннолетние граждане вписываются в свидетельство о регистрации по месту пребывания, выдаваемое законным представителям данных детей.

    3. Регистрация граждан Российской Федерации по месту жительства

    3.1. Регистрация граждан по месту жительства осуществляется в жилые помещения любых форм собственности.

    3.2. Регистрация граждан по месту жительства осуществляется при представлении:

    Заявления о регистрации по месту жительства по установленной форме;

    Документа, удостоверяющего личность;

    Документов, являющихся основанием для вселения граждан в жилые помещения.

    3.3. Регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста и проживающих вместе с родителями (усыновителями, опекунами), осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность родителей (усыновителей) или документов, подтверждающих установление опеки, и свидетельства о рождении этих несовершеннолетних путем внесения сведений о них в домовые (поквартирные) книги или алфавитные карточки родителей (усыновителей, опекунов).

    3.4. Граждане, имеющие жилые помещения на праве собственности по разным адресам, регистрируются по месту жительства только по одному адресу.

    4. Снятие граждан с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства

    4.1. Граждане считаются снятыми с регистрационного учета по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, по истечении сроков, указанных в заявлениях о регистрации по месту пребывания, а в гостиницах, санаториях, домах отдыха, пансионатах, кемпингах, больницах, туристских базах и в иных учреждениях социального назначения - по их выбытии.

    4.2. Снятие с регистрационного учета по месту пребывания граждан, которым органами миграционной службы отказано в признании вынужденными переселенцами, осуществляется на основании уведомления об отказе.

    4.3. Снятие граждан с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случаях:

    Изменения места жительства, в том числе выезда на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации - на основании заявления гражданина о снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства или заявления о регистрации по новому месту жительства;

    Призыва на военную службу - на основании сообщения военного комиссариата;

    Осуждения к лишению свободы - на основании вступившего в законную силу приговора суда;

    Признания безвестно отсутствующим - на основании вступившего в законную силу решения суда;

    Смерти или объявления умершим вступившим в законную силу решением суда - на основании свидетельства о смерти, оформленного в установленном законодательством порядке;

    Выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением - на основании вступившего в законную силу решения суда;

    Обнаружения не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, а также неправомерных действий должностных лиц органов миграционной службы уполномоченных лиц, ответственных за регистрацию, при решении вопроса о регистрации - на основании вступившего в законную силу решения суда.

    4.4. Органы регистрационного учета на основании полученных документов в трехдневный срок снимают граждан с регистрационного учета по месту жительства, о чем в документах, удостоверяющих личность граждан, делается соответствующая отметка.

    5. Заключительные положения

    5.1. Управление Федеральной миграционной службы России по городу Москве рассматривает и принимает решения по вопросам регистрации и снятия с регистрационного учета граждан, указанных в разделах 2, 3 и 4 настоящих Правил, в случаях обжалования ими решений территориальных органов миграционной службы либо отнесения конкретных вопросов регистрации к их компетенции.

    5.2. При необходимости согласования вопросов, связанных с временным проживанием и вселением граждан в жилые помещения, находящиеся в собственности города Москвы, Управление Федеральной миграционной службы по г.Москве направляет материалы для рассмотрения на Комиссию по жилищным вопросам при Правительстве Москвы.

    Приложение 2

    к постановлению Правительства Москвы

    Перечень документов, являющихся основанием для вселения граждан в жилые помещения в городе Москве, представляемых в органы регистрационного учета.

    В соответствии с нормами и положениями Гражданского, Жилищного и Семейного кодексов Российской Федерации:

    1. При временном проживании граждан в жилых помещениях гражданами представляются:

    1.1. При вселении граждан в жилые помещения на срок до шести месяцев:

    Согласие гражданина, проживающего по договору социального найма, найма, безвозмездного пользования, граждан, совместно с ним проживающих по месту жительства, и собственника жилого помещения на вселение гражданина в качестве временно проживающего;

    Согласие собственника (собственников) и граждан, совместно с ним (с ними) проживающих по месту жительства в данном жилом помещении, на вселение гражданина в качестве временно проживающего. Согласие оформляется заявлением, подписи лиц на котором удостоверяются уполномоченным лицом, ответственным за регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства. Временное проживание несовершеннолетних детей, не достигших 14-летнего возраста, совместно с родителями (усыновителями, опекунами) в жилых помещениях, вне зависимости от формы собственности, оформляется путем внесения их в соответствующее заявление.

    1.2. При вселении граждан в жилые помещения на срок от шести месяцев до пяти лет:

    Договор найма, краткосрочного найма, поднайма, договор безвозмездного пользования;

    Соглашение собственника (собственников) жилого помещения и вселяемого лица о предоставлении ему права временного пользования жилым помещением (при вселении граждан в качестве членов семьи собственника либо при вселении иных граждан). От имени собственника - города Москвы дает согласие на вселение граждан в жилые помещения, находящиеся в собственности города Москвы, подписывает соглашение о предоставлении гражданам права временного пользования жилым помещением уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы - Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы. Подписи участников соглашения удостоверяются уполномоченным лицом, ответственным за регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства, либо нотариально заверяются по согласию сторон;

    Согласие органа опеки либо опекуна или попечителя (при вселении в жилое помещение, занимаемое лицом, состоящим под опекой или попечительством, либо при вселении в жилое помещение лица, состоящего под опекой и попечительством);

    Согласие получателя ренты, залогодержателя (при вселении в жилое помещение, переданное по договору ренты (пожизненного содержания с иждивением) либо находящееся в залоге).

    2. При вселении по месту жительства в жилые помещения:

    2.1. Находящиеся в собственности Российской Федерации, города Москвы и иных субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, юридических лиц, гражданами представляются:

    Договор найма (коммерческого), социального найма, договор безвозмездного пользования (в том числе при вселении граждан в качестве членов семьи - соответствующий договор с внесенными в него изменениями о предоставлении права пользования данным жилым помещением вселяемому лицу);

    Решение уполномоченного органа об установлении опеки или попечительства с указанием места жительства (при вселении в жилое помещение, занимаемое лицом, состоящим под опекой или попечительством, либо при вселении в жилое помещение лица, состоящего под опекой и попечительством). От имени собственника - города Москвы согласие на вселение граждан в жилые помещения, находящиеся в собственности города Москвы, дает уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы - Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы.

    2.2. Находящиеся в собственности граждан, гражданами представляются:

    2.2.1. Документы о праве собственности граждан на жилые помещения:

    Решение суда.

    2.2.2. Соглашение собственника (собственников) жилого помещения и членов его семьи, проживающих по месту жительства в данном жилом помещении, и вселяемого лица по пользованию жилым помещением в качестве члена данной семьи.

    2.2.3. Соглашение собственников жилого помещения об определении порядка пользования жилыми помещениями, предусматривающее выделение в пользование отдельной комнаты (в случае вселения граждан, которым по праву собственности принадлежит доля жилого помещения, и которые не являются членами семьи собственника или собственников) либо решение суда. Если сособственником жилого помещения является юридическое лицо, то соглашение об определении порядка пользования жилыми помещениями подписывается представителем этого юридического лица. От имени сособственника в лице города Москвы соглашение об определении порядка пользования жилыми помещениями подписывается уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы - Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы. Подписи участников соглашения удостоверяются уполномоченным лицом, ответственным за регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства, либо нотариально заверяются по согласию сторон.

    2.2.4. Согласие получателя ренты, залогодержателя (при вселении в жилое помещение, переданное по договору ренты (пожизненного содержания с иждивением) либо находящееся в залоге).

    2.3. Расположенные в коммунальной квартире, гражданами представляются:

    2.3.1. Документы о праве собственности граждан на жилые помещения:

    Свидетельство о праве собственности гражданина на жилище;

    Правоустанавливающий документ на жилое помещение (договор передачи, договор купли-продажи, договор мены, договор дарения, договор ренты с пожизненным содержанием либо иной договор в соответствии с законодательством);

    Правоустанавливающий документ на жилое помещение и свидетельство о государственной регистрации права, выданное на основании правоустанавливающего документа;

    Иные документы, подтверждающие право собственности гражданина на жилое помещение;

    Решение суда.

    2.3.2. Договор найма (коммерческого), социального найма, договор безвозмездного пользования (в том числе при вселении граждан в качестве членов семьи - соответствующий договор с внесенными в него изменениями о предоставлении права пользования данным жилым помещением вселяемому лицу).

    2.3.3. Согласие собственников всех жилых помещений (комнат) в данной коммунальной квартире на вселение гражданина в качестве члена семьи собственника либо члена семьи гражданина, проживающего по договору социального найма, найма, безвозмездного пользования. От имени собственника - города Москвы, согласие на вселение граждан дает уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы - Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы.

    2.3.4. Согласие на вселение несовершеннолетних детей их родителей (усыновителей, опекунов), органа опеки и попечительства в случае вселения несовершеннолетних детей в коммунальную квартиру из отдельной квартиры.

    2.3.5. Согласие получателя ренты, залогодержателя (при вселении в жилое помещение, переданное по договору ренты (пожизненного содержания с иждивением) либо находящееся в залоге).

    2.3.6. Справка об отсутствии тяжелых форм хронических заболеваний у проживающих и вселяющихся лиц, при которых совместное проживание в одной квартире невозможно, в соответствии с перечнем соответствующих заболеваний, который устанавливается Правительством Российской Федерации.

    3. Гражданами представляются при вселении в специализированные жилые помещения:

    Предоставленные с целью социальной защиты отдельных категорий граждан - договор безвозмездного пользования жилым помещением;

    В специально оборудованные - договор безвозмездного пользования специально оборудованным жилым помещением;

    В служебные - договор найма служебного жилого помещения;

    В жилое помещение в общежитии - договор найма жилого помещения общежития при предоставлении комнаты в общежитии, договор пользования жилым помещением общежития при предоставлении места в общежитии;

    Маневренного фонда - договор найма жилого помещения маневренного фонда, а также договор краткосрочного найма при предоставлении жилых помещений на срок до одного года;

    Расположенные в домах-интернатах для детей, детей-инвалидов, детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, учреждениях социального обслуживания для инвалидов, лиц пожилого возраста, учреждениях социальной помощи для лиц без определенного места жительства (дома ночного пребывания, социальные гостиницы, социальные приюты), в другие жилые помещения иного специального назначения - решения уполномоченных органов исполнительной власти города Москвы, вынесенные в установленном законом порядке. При вселении граждан в качестве членов семьи в специализированные жилые помещения представляется соответствующий договор с внесенными в него изменениями о предоставлении органом исполнительной власти, уполномоченным собственником данных специализированных жилых помещений, права пользования данным жилым помещением вселяемому лицу.

    4. Уполномоченный орган исполнительной власти, органы регистрационного учета совместно с лицами, ответственными за регистрацию граждан по месту пребывания и месту жительства, осуществляют контроль соответствия вселения граждан в жилые помещения требованиям законодательства.

    5. Вселение граждан в жилые помещения не может считаться законным, если:

    5.1. Гражданин самоуправно занял жилое помещение либо самовольно построил здание или пристройку, сдаваемые другим гражданам для заселения.

    5.2. Жилое помещение, принадлежащее гражданину или юридическому лицу на праве собственности и предоставляемое по договору в пользование иным лицам, обременено правами третьих лиц, в том числе на основании договора ренты и пожизненного содержания с иждивением, находится в залоге, состоит в споре, под арестом или по иным основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

    5.3. Жилое помещение (жилой дом) подлежит освобождению в связи с:

    Проведением капитального ремонта или реконструкции жилого дома, если такой капитальный ремонт либо реконструкция не могут быть проведены без освобождения жилых помещений и отселения граждан;

    Переводом жилого дома, признанного в установленном порядке непригодным для проживания, в нежилой фонд;

    Признанием в установленном порядке жилого дома непригодным для проживания (аварийным) и подлежащим сносу;

    В этих случаях вселение граждан не допускается с момента принятия правового акта Правительства Москвы об освобождении жилого помещения (жилого дома), если иное не предусмотрено законодательством.

    Изъятием или использованием части или всего земельного участка для государственных (городских) или муниципальных нужд в случаях, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством города Москвы, в связи с необходимостью нового строительства, развития территорий, в соответствии с Генеральным планом города Москвы, планами развития округов и районов города Москвы, реализацией городских программ, требующих сноса жилых домов.

    В данном случае вселение граждан не допускается с момента принятия правового акта Правительства Москвы об изъятии, использовании земельного участка, если иное не предусмотрено законодательством.

    5.4. В судебном порядке признано невозможным совместное проживание лишенного родительских прав гражданина с детьми, не достигшими 18-летнего возраста.

    5.5. Документ на вселение в жилое помещение, а также сделка, связанная с установлением или изменением права владения, пользования и (или) распоряжения жилым помещением, либо иной документ, устанавливающий право собственности на жилое помещение, в установленном порядке признаны недействительными, либо документ на вселение в жилое помещение отменен в установленном порядке.

    В современном обществе каждый вправе свободно передвигаться по разным странам, сменять места пребывания и места жительства. Для урегулирования вопроса о передвижении граждан по территории России, был издан законодательный акт № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».

    Федеральный Закон «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» вступил в законную силу 25 июня 1993 года. Закон обуславливает права иностранных граждан и граждан Российской Федерации на свободу передвижения.

    С течением времени во все законодательные акты вносятся изменения, дополнения и поправки. Необходимость нововведений заключается в поддержании актуальности положений закона в соответствии с возникшими обстоятельствами. Настоящий Федеральный Закон № 5242-1 претерпел внесение последних изменений 3 апреля 2017 года. Поправки были сделаны на основании законодательного акта № 65.

    Статья 5 ФЗ № 5242-1

    Положения данной статьи указывают на правила регистрации гражданина по месту пребывания, а также содержит правила о снятии граждан с регистрационного учета. Основные моменты статьи 5 закона о регистрации граждан РФ:

    • оформить регистрацию по месту пребывания нужно в строго установленный период времени — в течении 90 дней со дня прибытия гражданина в жилое помещение;
    • не нужно проводить регистрационную процедуру, если гражданин прописан в этом же населенном пункте;
    • не обязательно осуществлять процедуру регистрации по месту пребывания в г. Москва, если есть прописка в городе федерального значения — Москва, МО;
    • не обязательно осуществлять процедуру регистрации по месту пребывания в г. Санкт-Петербург, если есть прописка в городе федерального значения — Санкт-Петербург, Ленинградская Область;
    • не обязательно осуществлять процедуру регистрации по месту пребывания в г. Севастополь, если есть прописка в городе федерального значения — Севастополь, Республика Крым (эта часть статьи 5 введена при последней редакции закона);
    • после подачи пакета документов в орган регистрации, работники учреждения обязаны в течении трех рабочих дней зарегистрировать человека по новому месту пребывания;
    • регистрация и снятие гражданина с места пребывания с некоторых учреждений (санатории, тюрьма, пансионат, кемпинг и т. д.) осуществляется администрацией в соответствии с датой прибытия и выбытия;
    • если выявлен факт фиктивной (ложной) регистрации по месту пребывания, то сотрудники регистрационного учреждения начинают процесс снятия гражданина России с учета.

    Также 3 апреля 2017 года были внесены изменения в 5-ую статью Федерального Закона № 5242-1 — «части пятую — четырнадцатую считать соответственно частями шестой — пятнадцатой», т. к. одна часть статьи утратила силу.

    Существует еще один важный закон, посвященный вопросам актов гражданского состояния. Изучить го можно

    Процедура регистрации граждан РФ по месту жительства

    Процедура регистрации граждан по месту жительства регламентируется несколькими законами:

    • Конституция Российской Федерации;
    • Жилищный Кодекс России;
    • Законодательный акт, регулирующий право граждан на свободу перемещения по стране;
    • Закон о регистрации;
    • Постановления России, обуславливающие правила постановки на учет и правила снятия с учета.

    Согласно положениям нового закона о прописке, процедура оформления граждан по месту жительства следующая:

    • Изначально требуется составить заявление, в котором указать прошение о снятии с учета с предыдущего адреса прописки;
    • Далее следует процедура снятия с учета. Нужно придти в специализированное государственное учреждение с собранным пакетом документов, на основании которых будет составлен листок убытия;
    • После получения листа выбытия необходимо заполнить форму для прописки (самостоятельно или с помощью сотрудника ФМС);
    • Теперь нужно подать пакет документов на регистрацию по новому адресу проживания. Кроме подачи бумаг, нужна обязательная явка в паспортный отдел всех членов семьи старше 14 лет. Если все поданные документы оформлены надлежащим образом (в соответствии с законом), то сотрудник ФМС принимает их и заверяет. По закону, после процедуры заверения пакета бумаг передается начальнику отдела. В компетенции начальника решить через какой период времени будут готовы документы;
    • Придти за готовыми бумагами вправе один из членов семьи, который участвует в процессе перерегистрации по новому месту жительства. Все документы выдаются под роспись получателя.

    Срок регистрации

    Согласно положениям Федерального Закона «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор адреса пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» для проведения процесса регистрации по новому месту жительства, можно обратиться:

    • в отделение ФМС;
    • к интернет-порталу Госуслуг;
    • в отделение МВД, заменяющее ФМС;
    • в многофункциональные центры;
    • в управляющую компанию по месту прописки;
    • в паспортный стол.

    Инстанцию для подачи документов каждый гражданин выбирает самостоятельно. Согласно положениям Федерального Закона № 5242-1, должностные лица регистрационного органа обязаны в течении трех рабочих дней предоставить гражданину паспорт с записью о новом адресе проживания.

    Необходимые документы

    6-ая статья закона РФ о регистрации граждан РФ содержит список бумаг, требуемых для проведения процесса перерегистрации с одного жилого помещения в другое.

    Перечень необходимых документов:

    • Заявление;
    • Удостоверение личности;
    • Бумаги, подтверждающие права на жилое помещение (дом, квартира). Например, контракт об аренде или бумага, свидетельствующая о праве собственности;
    • Листок выбытия;
    • Листок прибытия;
    • Разрешение на регистрацию (разрешение нужно, если гражданин не собственник жилья).

    По закону, заявление должно содержать информацию:

    • Наименование учреждения, в которое подается заявление;
    • ФИО заявителя;
    • ФИО владельца жилья;
    • Основания для прописки в данном жилом помещении;
    • Адрес нового жилья;
    • Паспортные данные заявителя;
    • Дата выселения с предыдущего адреса проживания;
    • Подпись собственника жилья.

    Скачать образец заявления можно по

    Скачать закон

    Федеральный Закон «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» содержит все особенности и нюансы проведения регистрации. При несоблюдении норм настоящего закона, граждане и должностные лица будут привлечены к административной ответственности. Ответственность за несоблюдение правил регистрации указана в Кодексе об Административных нарушениях России.

    Ответственность по КоАП РФ:

    • Штраф в размере 2-5 тысяч рублей оплачивается за проживание без регистрации больше недели (7 дней). Для жителей больших городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург) штраф составляет 5-7 тысяч рублей;
    • Штраф в размере 3-5 тыс. руб. обязаны оплатить физические лица, предоставляющие свою жилую собственность в аренду лицам без регистрации. А юридические лица — 50-750 тыс. руб. В городах федерального значения сумма штрафа значительно выше, для физических лиц составляет 5-7 тыс. руб., для юридических — 300-800 тыс. рублей.

    Чтобы в процессе регистрации по новому адресу не быть привлеченным к ответственности по Административному Кодексу, необходимо знать и соблюдать положения Федерального Закона № 5242-1. Скачать ФЗ о регистрации можно

    Регистрация подразумевает под собой внесение данных гражданина на учет. Таким образом, он реализует свои права и свободы с одной стороны, и обязательства, с другой. Правила регистрации граждан по месту пребывания и месту жительства являются обязательными для исполнения всеми. Рассмотрим подробности, как проводится одна и другая процедура.

    Регистрационный учет

    По действующему закону каждый гражданин должен стоять на учете по месту жительства. Иными словами, быть зарегистрированным. Это положение регулируется статьей 3 закона России от 25 июня 1993 года под номером 5242-1 в современной редакции «О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства» Регистрация, или прописка (сегодня этот термин утратил актуальность и вместо него применяется «регистрация») бывает:

    • постоянной;
    • временной.

    Под первой понимается постоянное проживание гражданина на одном месте. Как правило, ее оформляют собственники помещений и члены их семей. Редко когда соглашаются прописать на жилой площади стороннего человека на постоянной основе. Ведь количество жильцов, в том числе, влияет и на размер оплаты за квартиру.

    Временная регистрация оформляется на срок до 90 дней. Часто она необходима для студентов, сотрудников фирмы, приехавших работать в иногородний филиал, при командировке, лицам, отбывающим наказание за совершенное правонарушение и в других случаях.

    Ни один, ни другой вид регистрации не влияет на право собственности недвижимостью. Но каждый гражданин обязан обозначать свое место жительства. Обычно, регистрационный учет осуществляется в территориальных органах ФМС. Вся процедура реализуется согласно порядку, который регламентируется в ПП №713 от 17 июля 1995 года в современной редакции «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан с учета» (далее Правила).

    Порядок регистрации является единым для всех граждан РФ по месту пребывания или по месту жительства. Тем не менее, в зависимости от принадлежности жилья и характера регистрации (первичной или вторичной), он имеет некоторые особенности.

    Регистрация по месту жительства

    Чтобы понимать все нюансы, нужно сначала разобраться с понятием. Что подразумевается под местом жительства гражданина? Это квартира, комната или иное жилое помещение, относящееся к жилому фонду, где физическое лицо проживает постоянно или находится там большую часть времени.

    При этом необязательно, чтобы человек имел его в собственности. Он может проживать, например, по договору найма или на других основаниях, которые предусматривает в законодательстве Российская Федерация.

    Гражданин, относящийся к одному из малочисленных народов, может вести кочевнический образ жизни в соответствии со своими традициями. Это означает, что постоянное проживание у него отсутствует. Тогда, по действующим законам, таким место считается поселение, находящееся в том районе города, где он кочует.

    Если место жительства меняется, то в течение 7 дней гражданин обязан уведомить об этом тех, кто принимает и доставляет документы в соответствующие органы. При этом, при себе гражданин должен иметь:

    • паспорт;
    • заявление, которое заполняется по специальной форме;
    • документ, являющийся основанием для законного вселения на жилую площадь (это договор найма или иной документ, где имеется соглашение о жилье в помещении).

    Особенности процесса

    Заселение может произойти и без ЖЭО. Тогда гражданин обязан предоставить вышеперечисленные документы собственнику или организации, которая осуществляет контроль за эксплуатацией. Но в отдельных случаях он вправе не предоставлять указанные документы. Это возможно, когда вся необходимая о нем информация содержится в гос. органах или ОМС.

    Так, если гражданин отказывает предоставить свои данные сотрудникам регистрационного учета, в учреждение направляется запрос о том, чтобы получить их оттуда. На этом или одном из других оснований, предусмотренных действующим законодательством, проводится процедура регистрации. Для этого отводится определенный срок, в который необходимо уложиться. Сотрудники регистрационного учета обязаны зарегистрировать гражданина в течение восьми рабочих дней. Отсчет начинается с момента направления заявления вместе с другими документами.

    Бумаги могут быть предоставлены лично или через электронную службу «Единый портал государственных и муниципальных услуг» в интернете. В этом случае заявление оформляют на том же ресурсе, и к нему прикладывают отсканированные копии всех нужных бумаг.

    Через три дня документы передаются в органы учета. К этому времени должен быть собран полный пакет, которые предусматривают Правила регистрации граждан России по месту пребывания и по месту жительства. Помимо этого, предоставляются адресные листки прибытия с формами учета.

    В конце проводится непосредственно регистрация. Для процедуры также отводится три последующих дня после подачи документов. В результате совершеннолетнему гражданину делают соответствующую отметку в паспорте, а несовершеннолетнему выдают свидетельство о регистрации. Это делается в тот же день, когда в орган регистрационного учета предоставят свои документы лица, которых вселяют и тех, благодаря которым они вселяются.

    Регистрация по месту пребывания

    Как и в предыдущем случае, выясним сначала, что означает место пребывания. Под ним подразумевается место, где планируется жить определенное время. Им может быть:

    • гостиница;
    • кемпинг;
    • санаторий;
    • база для туристов;
    • медучреждение;
    • учреждение, где гражданин отбывает наказание за совершенное правонарушение;
    • иное жилое помещение, кроме места его постоянной регистрации.

    Читайте также Процедура регистрации по месту жительства для иностранных граждан с видом на жительство (ВНЖ) в России

    В соответствии с Правилами, гражданин обязан обратиться в органы регистрационного учета. При этом он предоставляет:

    • паспорт;
    • заявление, заполненное в специальной форме;
    • документ, на основании которого временное проживание разрешается (речь в данном случае идет о тех же бумагах, как и для регистрации по месту жительства).

    Если основанием является договор социального найма, то заявитель вправе не предоставлять вышеперечисленных документов. Тогда он лишь указывает свои реквизиты в заявлении. Он может поступить тем же образом в случае, если регистрация реализуется на основе свидетельства о гос. регистрации права на помещение.

    В этом случае сотрудники органа направляют запрос с целью получить необходимую информацию. После того как данные поступят, осуществляют регистрацию. Как и в предыдущем случае, на весь процесс отводится восемь дней. При этом отсчет начинается со дня подачи заявления.

    Особенности процесса

    В случае, когда заселение проводится без участия ЖЭО, соответствующие документы сдает гражданин, который регистрируется, собственник жилого помещения или законный представитель юр. лица, который несет ответственность за его эксплуатацию. Гражданин извещает соответствующий орган о сроке, в течение которого он будет пребывать, и месте лично или посредством электронной связи на упоминавшемся выше портале.

    Срок регистрации граждан по месту пребывания является тем же, что и по месту жительства, то есть на это отводится восемь дней. Следует учитывать, что имеются ввиду только рабочие дни. Вопрос о регистрации по месту пребывания согласуется:

    • с собственником жилья;
    • с нанимателем и всеми проживающими с ним лицами - членами семьи; при этом свое согласие должны дать и те, кто отсутствует;
    • с управлением жилищных кооперативов, но лишь в случае, когда они - не собственники недвижимости.

    После предоставления жилья, физические или юридические лица обязаны передать перечень документов в соответствующие органы (смотрите Правила регистрации и снятия граждан, пункт 10). Срок для этих действий - три дня. Еще столько же дней дается государственной инстанции, чтобы зарегистрировать заявителя и выдать ему свидетельство. При этом срок может быть увеличен. Основания регулируются абзацем 5, 6, 9 девятого пункта Правил.

    Заявитель не обязан являться лично для получения свидетельства. Он вправе запросить его направление через почтовую связь. В таком случае документ отправляется по адресу регистрации. В то же время в течение трех дней владелец жилья получает уведомление о регистрации по месту пребывания.

    Отдельно стоит сказать о детях, не достигших совершеннолетнего возраста. Их регистрируют вместе с родителями, опекунами или усыновителями. Для этого необязательно иметь согласие тех лиц, согласие которых необходимо при осуществлении процедуры в общем порядке.

    Вопрос о регистрации по месту пребывания необходимо решать сразу после того, как гражданин прибыл. Это осуществляется администрацией учреждения, где он останавливается. Основанием является паспорт гражданина.

    Администрация всех учреждений, список которых представлен выше, на безвозмездной основе предоставляют в органы миграционной службы данные о гражданина. Это реализуется как личным посещением органов, так и посредством электронной связи, а также телекоммуникационных сетей.

    Исключением из этого правила регистрации являются учреждения, где граждане отбывают наказание. Администрация в таком случае представляет в миграционную службу данные о регистрации по месту пребывания физического лица в течение семи дней. Порядок процедуры отдельно регулируется Правилами.

    Регистрация для пребывания и проживания

    В каком бы порядке ни проходила постановка на учет, при регистрации по месту пребывания, основная регистрация - по месту жительства продолжает иметь законную силу и не аннулируется.

    Рассмотрев, как происходит порядок о и пребывания, можно сделать вывод о том, что обе процедуры схожи. И в одном, и в другом случае нужны одинаковые документы, а также наличие времени. В то же время регистрация осуществляется просто. Поэтому особого внимания к ней не потребуется. Нужно лишь соблюсти порядок, предусмотренный законодательством Российской Федерации.

    Таким образом, все что нужно от гражданина, это (при личном присутствии) отстоять очередь, а также предоставить необходимые документы. Все остальное делают сотрудники государственного органа. Гражданин получает на руки документ, свидетельствующий о регистрации по месту пребывания.

    Снятие с учета: основания

    При регистрации по месту пребывания граждане автоматически считаются снятыми с учета, когда истечет срок, указанный в заявлении о регистрации. А если речь идет о санаториях, отелях, базах отдыха, медицинских и иных учреждениях, то выписка происходит с момента их убытия. В этом случае нет необходимости писать какое-то заявление ни со стороны гражданина, который был зарегистрирован по месту пребывания, ни со стороны владельца помещения или администрации учреждения.

    "Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2010, N 1

    В соответствии с российским законодательством регистрационный учет граждан по месту пребывания и по месту жительства - это государственная услуга. Оказание данной услуги возложено на государственные органы, а именно на территориальные органы Федеральной миграционной службы (ФМС). Тем не менее и управляющие многоквартирными домами должны выполнять функции по ведению регистрационного учета. В настоящей статье рассмотрим, какие права и обязанности есть у ТСЖ, управляющих организаций и самих собственников в сфере регистрационного учета граждан.

    Нормативная база и основные понятия

    Основополагающими нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы регистрационного учета граждан по месту пребывания и месту жительства в пределах РФ, являются:

    • Закон РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ" (далее - Закон о свободе передвижения);
    • Правила регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ (далее - Правила регистрации) и Перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713;
    • Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденный Приказом ФМС России от 20.09.2007 N 208 (далее - Регламент регистрации).

    Как следует из абз. 1 ст. 3 Закона о свободе передвижения, регистрационный учет граждан вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином РФ его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. Именно поэтому контроль за соблюдением Правил регистрации возложен на Федеральную миграционную службу, ее территориальные органы и органы внутренних дел (абз. 5 ст. 3 Закона о свободе передвижения). А органами регистрационного учета в соответствии со ст. 4 Закона о свободе передвижения и п. 2 Правил регистрации являются территориальные органы ФМС и местная администрация (с 01.01.2011 - только территориальные органы ФМС).

    Согласно п. 4 Правил регистрации ответственными за регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства являются должностные лица, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением Правил пользования жилыми помещениями и помещениями социального назначения.

    Таким образом, понятия "органы регистрационного учета" и "ответственные за регистрацию граждан" не идентичны, что подтверждается и Перечнем должностных лиц, ответственных за регистрацию.

    Ответственные за регистрацию лица

    Приведем этот Перечень.

    1. Должностные лица, осуществляющие в соответствии с жилищным законодательством РФ контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда, ответственные за регистрацию в жилых помещениях государственного и муниципального жилищного фонда.
    2. Собственники, самостоятельно осуществляющие управление своими помещениями, или уполномоченные лица ТСЖ либо управляющей организации, ответственные за регистрацию в жилых помещениях частного жилищного фонда.
    3. Уполномоченные лица органов управления жилищными и жилищно-строительными кооперативами, ответственные за регистрацию в жилых помещениях, находящихся в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов.
    4. Уполномоченные должностные лица, ответственные за регистрацию в гостиницах, кемпингах, туристских базах, санаториях, домах отдыха, пансионатах, больницах, домах-интернатах для инвалидов, ветеранов, одиноких и престарелых, гостиницах-приютах и других учреждениях социального назначения.

    Исходя из представленного Перечня, можно сделать вывод, что за регистрационный учет граждан, проживающих в многоквартирном доме, отвечает управляющий этим домом либо сами собственники (в случае непосредственного управления). Остается вопрос, кто же конкретно осуществляет предусмотренные Законом действия по регистрационному учету граждан. В управляющей организации это может быть паспортист, отвечающий только за регистрационный учет. Это особенно актуально, если в управлении организации находится не один многоквартирный дом. Что касается ТСЖ, представляется нецелесообразным нанимать специального человека, который будет отвечать за учет граждан. В одном многоквартирном доме с такими функциями может справиться, например, бухгалтер или сам председатель товарищества. Зачастую именно бухгалтер товарищества является уполномоченным лицом, ответственным за регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства.

    Принципиальное отличие органов регистрационного учета от лиц, ответственных за регистрацию, заключается в возложенных на них обязанностях. Лица, ответственные за регистрацию, осуществляют лишь первичный сбор документов для последующей регистрации граждан, в то время как органы регистрационного учета непосредственно совершают действия по регистрации и выдают соответствующие документы. Лица, ответственные за регистрацию, являются своеобразным связующим звеном между гражданами и государственными органами регистрационного учета.

    Обратите внимание! Должностные лица управляющей организации и ТСЖ являются своеобразными посредниками между гражданами и отделами ФМС.

    При непосредственной форме управления самим собственникам помещений следует обращаться в органы регистрационного учета. Необходимо отметить, что в Перечне должностных лиц, ответственных за регистрацию названы именно собственники, а не лица, уполномоченные ими на управление домом, на представление их интересов. Таким образом, при непосредственной форме управления посредник между гражданами и органами регистрационного учета отсутствует. Возникает вопрос: могут ли собственники заключить договор с обслуживающей организацией на ведение регистрационного учета? Исчерпывающий ответ на него дает судебная практика. Из Определения Нижегородского областного суда от 07.07.2006 N 33-3466 следует, что коммерческие организации вправе выполнять функции по обеспечению регистрационного учета граждан, если они наделены полномочиями по распоряжению жилищным фондом. Кроме того, деятельность по обеспечению регистрационного учета предполагает обладание информацией конфиденциального характера, круг лиц, имеющих доступ к которой, ограничен (персональные данные физических лиц). Таким образом, собственники не вправе заключать договор с обслуживающей организацией на ведение регистрационного учета без передачи всех функций по управлению многоквартирным домом. Данный вывод подтверждается и в Определении ВС РФ от 22.10.2008 N 9-ВПР08-20.

    Рассмотрим подробнее обязанности лиц, ответственных за регистрацию.

    Обязанности лиц, ответственных за регистрацию

    Как следует из п. 6 Регламента регистрации, лица, ответственные за регистрацию, осуществляют:

    • первичный прием от граждан документов на регистрацию и снятие их с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства;
    • подготовку и передачу в орган регистрационного учета предусмотренных учетных документов;
    • ведение и хранение поквартирных карточек и карточек регистрации по месту жительства.

    При этом ответственные лица не вправе отказывать гражданам в приеме заявлений на регистрацию и снятии их с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства (п. 7 Регламента регистрации).

    Регламент устанавливает требования к графику работы сотрудников, участвующих в предоставлении государственной услуги по регистрационному учету. Более того, в п. 24 Регламента регистрации указано, что график приема граждан должностными лицами, ответственными за регистрацию, максимально совмещается с графиком приема граждан органом регистрационного учета. В ТСЖ, где функции паспортиста осуществляет бухгалтер, на которого возложены и другие обязанности, эта норма наименее выполнима. Главное в такой ситуации - чтобы собственники наверняка знали, когда могут обратиться за соответствующей услугой.

    Регистрация граждан по месту пребывания

    Из п. п. 16 и 46 Регламента регистрации следует, что лица, ответственные за регистрацию, принимают от граждан:

    • заявление о регистрации по месту пребывания по форме N 1 (Приложение 1);
    • документ, удостоверяющий личность;
    • документ, являющийся основанием для временного проживания гражданина по указанному адресу (договор найма (поднайма), заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение).

    В присутствии заявителя указанные лица проверяют комплектность представленных документов и в 3-дневный срок передают их вместе с адресными листками прибытия (в двух экземплярах) в орган регистрационного учета. Свидетельства о регистрации по месту пребывания и документы, удостоверяющие личность граждан, в этот же день или не позднее следующего за днем их оформления дня передаются должностным лицам, ответственным за регистрацию, для последующего их вручения зарегистрированным гражданам либо непосредственно выдаются данным гражданам (п. 49 Регламента регистрации).

    Также на лиц, ответственных за регистрацию, возлагается обязанность ежемесячно направлять в территориальные органы Федеральной службы государственной статистики листки статистического учета прибытия по форме N 12П (Приложение 12) на граждан, которые зарегистрированы по месту пребывания на срок один год и более (п. 50 Регламента регистрации).

    Регистрация граждан по месту жительства

    В соответствии с п. 56 Регламента регистрации должностные лица, ответственные за регистрацию, на основании заявления гражданина о регистрации по месту жительства и представленных документов заполняют карточку регистрации по форме N 9 (Приложение 9), поквартирную карточку по форме N 10 (Приложение 10) или вносят соответствующие сведения в домовую (поквартирную) книгу по форме N 11 (Приложение 11), адресные листки прибытия по форме N 2 (Приложение 2), листок статистического учета прибытия по форме N 12П и листок статистического учета выбытия по форме N 12В к ним (Приложение 12).

    Заполненные документы, а также документ, удостоверяющий личность гражданина, заявление о регистрации по месту жительства, документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение, лица, ответственные за регистрацию, в 3-дневный срок со дня обращения к ним граждан представляют в орган регистрационного учета (п. 57 Регламента регистрации).

    По истечении 3-дневного срока лица, ответственные за регистрацию, вправе забрать подготовленные органами регистрационного учета документы для последующей передачи гражданам.

    Снятие граждан с регистрационного учета

    В случаях, когда граждане, выбывающие к новому месту жительства, намерены перед выездом сняться с регистрационного учета по месту жительства, они обращаются к должностным лицам, ответственным за регистрацию, с заявлением о снятии с регистрационного учета по месту жительства произвольной формы от каждого лица, достигшего 14-летнего возраста (от имени лица, не достигшего 14-летнего возраста, заявление пишет и подает его законный представитель), с указанием адреса, куда они выбывают, а также представляют документы, удостоверяющие их личность (п. 94 Регламента регистрации).

    Должностные лица, ответственные за регистрацию, заполняют в двух экземплярах адресный листок убытия по форме N 7 (Приложение 7). На лиц, подлежащих статистическому наблюдению, оформляются листки статистического учета выбытия по форме N 12В (п. 96 Регламента регистрации).

    Согласно п. 97 Регламента регистрации адресные листки убытия и листки статистического учета выбытия вместе с карточками регистрации по форме N 9, поквартирными карточками по форме N 10 или домовыми (поквартирными) книгами по форме N 11, а также документами, удостоверяющими личность, и заявлениями о снятии с регистрационного учета должностные лица, ответственные за регистрацию, в 3-дневный срок со дня их получения от граждан передают в орган регистрационного учета. Сотрудники органа регистрационного учета в 3-дневный срок со дня получения документов снимают граждан с регистрационного учета по месту жительства путем проставления в их паспортах, карточках регистрации по форме N 9 или домовых (поквартирных) книгах по форме N 11 штампа о снятии с регистрационного учета по месту жительства (п. 98 Регламента регистрации).

    Примечание. Регистрационный учет - это государственная услуга, которая предоставляется бесплатно (абз. 3 ст. 3 Закона о свободе передвижения, п. 8 Регламента регистрации). Следовательно, ТСЖ и управляющие организации не вправе взимать с граждан плату за оказание этой услуги (точнее, части данной услуги - ведение первичного учета).

    Учиться никогда не поздно!

    Для осуществления действий, предусмотренных п. 6 Регламента регистрации, лица, ответственные за регистрацию, должны обладать определенными знаниями. Кроме того, согласно п. 110 Регламента регистрации руководители органов регистрационного учета проводят проверки соблюдения Правил регистрации и Регламента регистрации лицами, ответственными за регистрацию. При выявлении нарушений в деятельности должностных лиц, ответственных за регистрацию, информация направляется главе администрации (органа местного самоуправления) для принятия мер по их устранению, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, - прокурору (абз. 2 п. 113 Регламента регистрации).

    Необходимую информацию можно получить в отделах УФМС. Так, согласно п. 32 Регламента регистрации на информационных стендах в помещениях, предназначенных для приема граждан, и интернет-сайтах ФМС и ее территориальных органов размещается в том числе следующая информация:

    • извлечения из законодательных и иных нормативных правовых актов РФ, касающиеся вопросов регистрационного учета;
    • текст Регламента регистрации с приложениями;
    • перечень документов, необходимых для осуществления регистрационного учета, и предъявляемые к ним требования;
    • образцы оформления документов, необходимых для получения государственной услуги, и требования к ним;
    • месторасположение, график (режим) работы, номера телефонов, адреса интернет-сайтов и электронной почты органов, в которых заявители могут получить бланки документов, необходимых для осуществления регистрационного учета;
    • порядок получения консультаций.

    Таким образом, в УФМС лица, ответственные за регистрацию, могут получить и бланки документов для регистрационного учета, и консультации специалистов по вопросам регистрационного учета.

    К сведению. Регламент регистрации регулирует взаимоотношения лиц, ответственных за регистрацию, с органами регистрационного учета. Тем не менее на практике возникают ситуации, не регламентированные правовыми актами. К таковым, например, относится обращение граждан за справками о составе семьи. И ТСЖ, и управляющая организация, получив такое обращение, вправе выдать выписку из домовой книги или поквартирной карточки в произвольной форме в виде справки, содержащей сведения, необходимые жильцу.

    Передача документов регистрационного учета

    Регламентом регистрации утверждены не только формы учетных документов, но и сроки их хранения (Приложение 15). Когда дом находится в управлении ТСЖ или управляющей организации, обязанность по хранению поквартирных карточек и карточек регистрации по месту жительства лежит на должностных лицах этих организаций (п. п. 6 и 58 Регламента регистрации). При непосредственной форме управления документы должны хранить сами собственники помещений в многоквартирных домах. Поквартирная карточка хранится до снятия с регистрационного учета всех внесенных в нее лиц, а карточка регистрации по месту жительства - постоянно.

    При выборе новой организации для управления домом обязанности по регистрационному учету переходят к ней. Ей должны быть переданы и документы. И здесь возможны различные затруднения и злоупотребления. Так, например, при смене непосредственного управления на управление ТСЖ или управляющей организацией документы необходимо собрать со всех собственников помещений в доме. Новый управляющий может столкнуться и со злоупотреблением прежней компании, удерживающей документы регистрационного учета.

    Истребовать необходимые документы у прежнего управляющего можно только через суд. Не секрет, что решение проблемы в судебном порядке - способ не эффективный ввиду потери времени. Однако обратиться в суд все-таки придется. И не столько для того, чтобы получить документы, сколько для того, чтобы в дальнейшем при возникновении спора доказать, что в сложившейся ситуации было сделано все возможное.

    А теперь о том, как получить столь необходимые сведения, не дожидаясь принятия и вступления в силу судебных актов. Кроме прежнего управляющего, информация о зарегистрированных гражданах имеется как минимум у самих собственников и у органов регистрационного учета. Прежде всего целесообразно обратиться в органы регистрационного учета, а если эта попытка ни к чему не приведет, то собирать информацию с собственников. На первый взгляд задача может показаться невыполнимой. Однако отметим, что еще при проведении общего собрания на предмет смены способа управления нужно обладать данными о собственниках помещений в доме. Хорошо выполненная работа на этом этапе - залог успеха в дальнейшем. Кроме того, приступать к управлению домом без необходимых документов представляется неразумным. Если решение о смене способа управления принимается действительно в соответствии с жилищным законодательством, то будущая управляющая организация находит союзников в лице как минимум половины собственников помещений в доме. В такой ситуации уже легче получить необходимые данные.

    * * *

    В заключение подчеркнем, что возложение на управляющих домами обязанности по осуществлению регистрационного учета обусловлено тем, что именно они находятся в тесных отношениях с собственниками (или предполагается, что должны находиться). И хотя четкой ответственности управляющей организации и ТСЖ за то, что они не ведут первичный регистрационный учет, законом не установлено, представляется, что отказ от выполнения данной обязанности затрудняет в первую очередь работу этих самых организаций.

    Г.Ю.Шарикова

    Юрисконсульт

    НП "Нижегородская ассоциация ТСЖ"