Признаки субъектов российской федерации. Субъекты российской федерации В российской федерации по территориальному признаку образованы

Административнотерриториальное устройство субъектов РФ. РФ образовано совокупностью относительно самостоятельных территориальных образований субъектов РФ. Ограниченная правоспособность субъектов РФ означает что они самостоятельны только в пределах своей компетенции. В РФ действуют следующие принципы образования территории субъектов РФ: 1 территориальный принцип; 2 национальный принцип; 3 национальнотерриториальный смешанный принцип.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


52. Административно-территориальное устройство субъектов РФ.

Российское государство – это федерация.

РФ образовано совокупностью относительно самостоятельных территориальных образований, субъектов РФ.

Субъект РФ – ограниченно правоспособное территориальное образование, имеющее некоторые черты государственности, построенное на территориальном или национальном принципе образования.

Ограниченная правоспособность субъектов РФ означает, что они самостоятельны только в пределах своей компетенции.

В РФ действуют следующие принципы образования территории субъектов РФ: 1) территориальный принцип; 2) национальный принцип; 3) национально-территориальный (смешанный) принцип.

Территориальный принцип формирования субъекта РФ означает, что границы такого субъекта определяются исключительно наличием значительной охватываемой территории и большим числом проживающего населения. По этому принципу, как правило, образуются края, области, а также города федерального значения.

Национальный принцип означает, что образование субъекта РФ связано с особенностями национального состава населения. Субъекты РФ, образованные согласно национальному принципу, нередко имеют небольшую территорию, но включают в себя объединения народов России и потому выделены в самостоятельные субъекты РФ.

Смешанный тип формирования субъекта РФ включает в себя черты и национального, и территориального принципа.

Виды субъектов РФ: 1) 22 республика в составе РФ (это самостоятельные субъекты РФ, в которых присутствуют черты государственности, они вправе самостоятельно определять внутреннюю политику субъекта РФ); 2) 9 краев (эти субъекты РФ формируются на основе территориального принципа и отличаются обширной территорией); 3) 46 областей (так же, как и края, построены по территориальному принципу, но обладают сравнительно небольшой площадью территории); 4) 3 города федерального значения: Москва, Санкт-Петербург, Севастополь (они причислены к субъектам РФ только в силу своей значительной территории и численности населения); 5) Еврейская автономная область (единственный субъект РФ с такой правовой формой); 6) 4 автономных округа (они образуются по национальному принципу и для сохранения исторически сложившихся взаимосвязей внутри округа).

В зависимости от вида субъекта Федерации дифференцируется их правовое положение внутри государства и во взаимоотношениях с другими субъектами рФ.

Наибольшим объемом полномочий обладают республики в составе РФ, а наименьшим – автономные округа и автономная область, так как они входят в состав других субъектов РФ (краев и областей), а значит, частично зависят от решений государственных органов. Края же и области в составе рФ обладают приблизительно равным объемом полномочий.

Особым статусом среди субъектов РФ обладают города федерального значения. Они представляют РФ и являются ее «лицом».

Признаки субъектов РФ: 1) не обладают государственным суверенитетом; 2) не имеют права на самоопределение в силу принципа территориальной целостности РФ; 3) статус граждан РФ одинаков на всей территории РФ независимо от субъектов РФ, в котором проживает гражданин; 4) осуществляют полномочия в соответствии с федеральным законодательством; 5) все субъекты РФ равноправны.

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

14574. АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО В РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 13.35 KB
Административно-территориальное деление Республики Беларусь - это деление территории Республики Беларусь на определенные части в целях эффективной организации государственного управления и местного самоуправления
19628. Административно-территориальное деление Российской Федерации 16.76 KB
Критерии для определения границ муниципальных образований. Территории муниципальных образований устанавливаются в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ с учетом исторических и иных местных традиций. Территории муниципальных образований – городов поселков станиц районов уездов сельских округов волостей сельсоветов и других муниципальных образований устанавливаются в соответствии с законами Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций ч. В данных источниках законодатель исключает...
322. Территориальное общественное самоуправление 11.32 KB
Такая форма самоуправления может осуществляться в пределах следующих территорий: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт не являющийся поселением; иные территории проживания граждан. Территориальное общественное самоуправление осуществляется в поселениях непосредственно населением путем проведения собраний конференций граждан создания органов территориального общественного самоуправления. Органы территориального общественного самоуправления избираются...
5041. Территориальное общественное самоуправление в малых и удаленных поселках 321.98 KB
Институт территориального общественного самоуправления прошел длительный путь своего становления оптимизации содержания и совершенствования форм реализации. На первом этапе формирования местного самоуправления население осуществляло местное самоуправление через представительные органы местные Советы соответствующие органы управления местную администрацию местные референдумы собрания сходы граждан иные территориальные формы непосредственной демократии а также органы территориального общественного самоуправления. Целью данной...
14824. Территориальное разделение труда и воспроизводственный процесс на региональном уровне 27.93 KB
Они позволяют наиболее рационально организовать производство сокращают затраты живого и прошлого труда сводят к минимуму отходы производства и потери сырья уменьшают транспортные расходы. Общественное разделение труда обычно подразделяется на общее частное и единичное. При этом первые два вида относятся к разделению труда внутри общества а третий является формой организации трудовых процессов внутри предприятия.
16381. -экономическом сотрудничестве стран СНГ Территориальное соседство двух или более государств как правил 15.08 KB
Москва Фактор соседства в торгово-экономическом сотрудничестве стран СНГ Территориальное соседство двух или более государств как правило способствует развитию регионального сотрудничества между ними. При прочих равных условиях торгово-экономические политические социальные культурные и иные связи развиваются наиболее активно между соседними странами. Поэтому при развитии интеграционных процессов в рамках какого-либо региона важную роль играет оценка соседского положения всех стран входящих в данный регион. Как показывает мировая...
2674. Административно-деловой жаргон 11.77 KB
Поэтому наиболее предпочтительным названием для такого жаргона следует считать квалифицирующее определение административно-деловой поскольку оно охватывает весь социально-профессиональный спектр его носителей и основную сферу корпоративного функционирования. Как и всякий другой...
17724. Административно-правовые процессы в государственном управлении 79.76 KB
Административное право закрепляет и упорядочивает самые целесообразные общественные отношения в сфере управления также они охраняют все урегулированные правом общественные отношения которые способствуют зарождению многих новых отношений которые соответствуют духу времени и всем проводимым реформам. Административно-правовые нормы определяют правовой статус граждан в сфере управления правовое положение всех государственных органов исполнительной власти и также их взаимоотношения с гражданами. нормы административного права также определяют...
13302. Административно-правовой статус беженцев и переселенцев: практические проблемы 599.63 KB
Понятие «беженец» (взято из англ. «refugee») как юридическая категория, в международном праве возникло еще в 1921 г., на международной конференции Совета Лиги Наций, созванной по причине массового потока беженцев в Европу из Царской России и Османской империи. В соглашении, принятом этим Советом было дано определение беженцам (лица русского происхождения, не пользующиеся защитой СССР). В первых соглашениях и договорах о защите прав беженцев принимались попытки урегулировать права этих людей
11726. Разработка электроснабжения административно-бытового корпуса предприятия ЗАО «Геострой» 759.99 KB
Выбор технологического оборудования и инструментов для монтажа заземляющего устройства. Технические характеристики конструкторской разработки. Системой электроснабжения называют совокупность устройств для производства передачи и распределительной электроэнергии. Для выполнения данных требований в нашем проекте необходимо решить ряд задач...

Российское государство – это федерация.

РФ образовано совокупностью относительно самостоятельных территориальных образований, субъектов РФ.

Субъект РФ – ограниченно правоспособное территориальное образование, имеющее некоторые черты государственности, построенное на территориальном или национальном принципе образования.

Ограниченная правоспособность субъектов РФ означает, что они самостоятельны только в пределах своей компетенции.

В РФ действуют следующие принципы образования территории субъектов РФ: 1) территориальный принцип; 2) национальный принцип; 3) национально-территориальный (смешанный) принцип.

Территориальный принцип формирования субъекта РФ означает, что границы такого субъекта определяются исключительно наличием значительной охватываемой территории и большим числом проживающего населения. По этому принципу, как правило, образуются края, области, а также города федерального значения.

Национальный принцип означает, что образование субъекта РФ связано с особенностями национального состава населения. Субъекты РФ, образованные согласно национальному принципу, нередко имеют небольшую территорию, но включают в себя объединения народов России и потому выделены в самостоятельные субъекты РФ.

Смешанный тип формирования субъекта РФ включает в себя черты и национального, и территориального принципа.

Виды субъектов РФ : 1) 21 республика в составе РФ (это самостоятельные субъекты РФ, в которых присутствуют черты государственности, они вправе самостоятельно определять внутреннюю политику субъекта РФ); 2) 6 краев (эти субъекты РФ формируются на основе территориального принципа и отличаются обширной территорией); 3) 49 областей (так же, как и края, построены по территориальному принципу, но обладают сравнительно небольшой площадью территории); 4) 2 города федерального значения: Москва, Санкт-Петербург(они причислены к субъектам РФ только в силу своей значительной территории и численности населения); 5) Еврейская автономная область (единственный субъект РФ с такой правовой формой); 6) 10 автономных округов (они образуются по национальному принципу и для сохранения исторически сложившихся взаимосвязей внутри округа).

В зависимости от вида субъекта Федерации дифференцируется их правовое положение внутри государства и во взаимоотношениях с другими субъектами рФ.

Наибольшим объемом полномочий обладают республики в составе РФ, а наименьшим – автономные округа и автономная область, так как они входят в состав других субъектов РФ (краев и областей), а значит, частично зависят от решений государственных органов. Края же и области в составе рФ обладают приблизительно равным объемом полномочий.

Особым статусом среди субъектов РФ обладают города федерального значения. Они представляют РФ и являются ее «лицом».

Признаки субъектов РФ: 1) не обладают государственным суверенитетом; 2) не имеют права на самоопределение в силу принципа территориальной целостности РФ; 3) статус граждан РФ одинаков на всей территории РФ независимо от субъектов РФ, в котором проживает гражданин; 4) осуществляют полномочия в соответствии с федеральным законодательством; 5) все субъекты РФ равноправны.

Англо-саксонская модель

Эта модель получила распространениев Великобритании, США, Канаде, Австралии и во многих других странах с англосаксонской правовой системой. Местные представительные органы формально выступают как действующие автономно в пределах предоставленных им полномочий и прямое подчинение нижестоящих органов вышестоящим отсутствует. Наряду с представительными органами в странах с данной системой (и в первую очередь в США) непосредственно населением могут избираться некоторые должностные лица. Значительными полномочиями здесь зачастую наделяются комиссии (комитеты) местных представительных органов, играющие весомую роль в подготовке и принятии отдельных решений.

Контроль за деятельностью местных органов в англосаксонских странах осуществляется в основном косвенным путем: через центральные министерства, а также через суд. Принятый в законодательстве этих стран термин "местное управление" для обозначения организации и деятельности местных органов обычно указывает на их локальный характер.

Континентальная (французская) модель

В большинстве стран мира (континентальная Европа, франкоязычная Африка, Латинская Америка, Ближний Восток) получила распространение континентальная (французская) модель. Она присуща Франции, Италии, Польше, Болгарии, Турции и др. странами. Основная её черта – сочетании прямого государственного управления на местах и местного самоуправления. Родоначальницей данной модели является Франция.

Континентальная модель напоминает пирамиду, где происходит передача различной информации и где на центральные власти активно работает целая серия агентов на местах. Указанная модель характеризуется также определенной подчиненностью нижестоящих звеньев вышестоящим. В Италии подобная иерархическая соподчиненность выражается, в частности, в предусмотренном Конституции от 1948 года, принятой Учредительным Собранием праве областей осуществлять контроль за законностью актов провинций, коммун и иных местных образований.

В рамках французской системы представительные органы порой создаются лишь в административно-территориальных единицах, признанных законодателем в качестве территориальных коллективов. В отдельных подразделениях, таким образом, представительные органы могут вообще отсутствовать (например, в округах и кантонах Франции).

В развитых демократиях различия между двумя рассмотренными выше моделями не носят принципиального характера, и даже есть определенное сближение между ними. Функционирование обеих моделей строится на многих сходных принципах, свойственных современному демократическому государству. Основой системы местных органов здесь являются местные представительные органы, формирующиеся населением в результате свободных и состязательных выборов.



По другому функционируют модели в ряде развивающихся стран, где заимствованная у развитых демократий англосаксонская или же континентальная модель местного управления выступает лишь в качестве декорации авторитарного политического процесса, в рамках которого волеизъявление граждан на выборах имеет во многом несамостоятельный характер.

Понятие административно - территориального устройства Российской Федерации

Административно-территориальное устройство - это внутренне согласованное объёдинение административно-территориальных единиц, которое обеспечивает необходимое организационное единство и упорядоченность административно-территориальной структуры федерального государства и его субъектов.

Административно-территориальное устройство российского государства представляет собой деление территории России и субъектов федерации на структурные единицы -территориальные образования, которые являются необходимой организационной основой функционирования органов государственной власти и местного самоуправления, участия граждан в управлении госу­дарственными и общественными делами, эффективного использования природных и материальных ресурсов, создания необходи­мых условий для удовлетворения социально-экономических, политических и духовных потребностей населения.



Как целостную систему административно-территориальное устройство характеризуют следующие признаки:

Единство основ конституционного строя российского государства, задачи и цели многонационального народа, проживающего различных субъектах федерации и административно-территориальных единицах;

Тесная связь административно -территориального устройства с основными функциями российского государства, с задачами госу­дарственного, экономического, политического и социально-куль­турного развития;

Единство территории Российской Федерации (ст. 5, 65, 67 Конституции РФ);

Равноправие субъектов федерации (ст. 5 Конституции РФ);

Единая сеть административно-территориальных единиц в субъ­ектах федерации (город субъектного подчинения, район, города, город);

Единые принципы, лежащие в основе всего административно -территориального устройства Российской Федерации (п. 3 ст. 5 Конституции РФ);

Единство системы органов государственной власти в субъекте федерации в соответствии с административно-территориальным устройством;

Автономность одних административно-территориальных обра­зований по отношению к другим.

В основе административно - территориального устройства Российского государства лежит закрепленный в Конституции России принцип федерализма, сочетающий в себе два начала: централизм, требующий соответствующих органов государственности власти в субъектах федерации, и широкий демократизм, выражающийся в местном самоуправлении, самоорганизации территорий. Централизм в РФ направлен на установление цивилизованных отношений между центром и субъектом.

Такая организация взаимоотношений позволяет исключить территориальную раздробленность и построить согласованные межтерриториальные связи, обеспечивающие автономность каждой административно-территориальной единицы в тесном сочетании с взаимодействием субъектов федерации.

Анализируя их юридическую природу, можно прийти к выводу, что все они наделяются Конституцией статусом государственных территориальных образований, о чем свидетельствует наличие у них элементов учредительной власти, собственного законодательства, территориального верховенства, предметов ведения, особого характера взаимоотношений с федеральной властью и другими субъектами. По сравнению с обычными административно -территориальными единицами субъекты федерации наделяются природой государственно-территориальных образований.

Под административно-территориальной единицей понимают часть территории государства, которая служит пространственной сферой деятельности соответствующих органов.

Таким образом, административно-территориальная единица - компактная часть территории субъекта РФ, ограниченная и объединенная пределами распространения власти функционирующих на ней органов государства или органов местного самоуправления и максимально обеспечивающая реализацию задач и функцию государства.

Составной частью административно – территориального устройства являются административно-территориальное деление, которое представляет собой систему объективно связанных друг с другом элементов - административно-территориальных единиц и субъектов административно-территориальных правоотношений в их организационном единстве.

В связи с этим в системе административно - территориального устройства необходимо выделять:

а) городские и сельские по­селения;

б) административно-территориальные единицы, в грани­цах которых действуют органы государственной власти или орга­ны местного самоуправления;

в) виды административно-тер­риториальных органов государственной власти и органов местного самоуправлен

15 . В ст. 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" определено, что муниципальное образование - городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.

Таким образом, закон императивно и исчерпывающе определяет перечень видов муниципальных образований, не давая четкого определения самого понятия.

Сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Городское поселение - город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Муниципальный район - несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ.

Городской округ - городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных Федеральным законом 2003 г. вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ.

Внутригородская территория (внутригородское муниципальное образование) города федерального значения - часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Анализ вышеперечисленных понятий помогает определить муниципальное образование как социально-территориальное образование, создаваемое в населенных пунктах, либо на территориях, объединяющих населенные пункты, либо на части территории населенных пунктов - городов федерального значения, в целях осуществления их населением местного самоуправления, являющееся пространственной границей реализации принадлежащей населению публичной муниципальной власти, и характеризующееся наличием органов местного самоуправления, местного бюджета и муниципального имущества, а также устава о местном самоуправлении.

  • Конституционные правоотношения, их субъекты, объекты, содержание и классификация.
  • Конституционные суды рф и рт: организация и компетенция. Конституционное судопроизводство.
  • Развитие конституционного законодательства Республики Татарстан. Характеристика действующей Конституции рт.
  • Политическая система российского общества как механизм народовластия: понятие, и структура.
  • Порядок принятия и изменения действующей Конституции рф. Приостановление действия конституционных норм.
  • Конституционный строй Российской Федерации: понятие и структура.
  • Правовые основы конституционного строя рф.
  • Российское государство в политической системе общества. Государство и гражданское общество.
  • Экономическая система российского общества: понятие, структура и принципы.
  • Общественные объединения в политической системе общества: понятие, виды, статус. Особенности политических общественных объединений.
  • Профсоюзы в Российской Федерации.
  • Политические партии: понятие, задачи, классификация.
  • Российская Федерация – социальное государство. Развитие и современные особенности социальной структуры общества.
  • Правовой статус политических партий.
  • Конституционные основы рыночных отношений: свобода конкуренции и ограничение деятельности монополий.
  • Международно-правовая защита прав и свобод граждан Российской Федерации.
  • Гражданство по рождению и натурализация. Апатриды. Утрата гражданства.
  • Гражданство Российской Федерации: понятие, развитие в советский период и современные принципы.
  • Личные права и свободы.
  • Правовое положение беженцев и вынужденных переселенцев. Право политического убежища.
  • Основные права, свободы и обязанности личности: понятие и правовая природа.
  • Социально-экономические и культурные права, свободы и обязанности.
  • Политические права, свободы и обязанности.
  • Суверенитет и компетенция государства.
  • Республика в составе Российской Федерации.
  • Национальный суверенитет и формы его реализации.
  • Форма правления и политический режим в Российской Федерации.
  • Понятия федерации, конфедерации и унитарного государства.
  • Край, область, города Москва, и Санкт-Петербург – субъекты Российской Федерации.
  • Автономия в Российской Федерации: понятие и классификация автономий.
  • Федеративный договор от 31 марта 1992 г. И его значение для Российской Федерации.
  • Национально-культурная автономия, ее виды. Статус малочисленных народов.
  • Декларации союзных и автономных республик о государственном суверенитете.
  • Распад ссср (политико-правовые аспекты).
  • Принятие и образование нового субъекта Российской Федерации.
  • 42. Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации.
  • Понятия «орган государства» и «государственный аппарат».
  • Понятие конституционной ответственности и ее виды.
  • Политико-правовое значение выборов. Принципы избирательного права рф в современный период.
  • Организация выборов. Избирательные округа, участки, избирательные комиссии. Признание выборов недействительными или несостоявшимися.
  • Мажоритарная избирательная система.
  • Пропорциональная избирательная система.
  • 42. Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации.

    Административно-территориальное устройство - это важный институт федеративного устройства, носящий вместе с тем комплексный характер и тесно связанный с системой органов государственной власти и органов местного самоуправления.

    Административно-территориальное устройство - это внутренне согласованное объёдинение административно-территориальных единиц, которое обеспечивает необходимое организационное единство и упорядоченность административно-территориальной структуры федерального государства и его субъектов. Административно-территориальное устройство российского государства представляет собой деление территории России и субъектов федерации на структурные единицы -территориальные образования.

    Как целостную систему административно-территориальное устройство характеризуют следующие признаки:

    Единство основ конституционного строя российского государства;

    Единство территории Российской Федерации (ст. 5, 65, 67 КРФ);

    Равноправие субъектов федерации (ст. 5 КРФ);

    Единая сеть административно-территориальных единиц в субъектах федерации (город субъектного подчинения, район, города, город);

    Единые принципы, лежащие в основе всего административно -территориального устройства РФ(п. 3 ст. 5 КРФ);

    Единство системы органов государственной власти в субъекте федерации в соответствии с административно-территориальным устройством;

    Автономность одних административно-территориальных образований по отношению к другим.

    Анализируя юридическую природу, можно прийти к выводу, что все они наделяются Конституцией статусом государственных территориальных образований, о чем свидетельствует наличие у них элементов учредительной власти, собственного законодательства, территориального верховенства, предметов ведения, особого характера взаимоотношений с федеральной властью и другими субъектами.

    Согласно ст. 71 КРФ, в ведении РФ находится федеративное устройство и территория РФ.

    В соответствии со ст. 67 КРФ территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальные моря, воздушное пространство над ними.

    Другая важная конституционная гарантия территориальной целостности России заключается в том, что решение всех вопросов, касающихся защиты территории государства от посягательств со стороны внешних и внутренних недругов, находится в компетенции исключительно федеральных властей. Так, согласно ст. 71 КРФ, оборона и безопасность, внешнеэкономические отношения РФ, определение статуса и защиты государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа отнесены к ведению РФ.

    Необходимо также отметить, что очень важной гарантией, обеспечивающей целостность территории России, является тот факт, что в КРФ отсутствуют предписания, предусматривающие право субъектов федерации на односторонний выход из федерации (право сецессии).

    КРФ формулирует цели, задачи и принципы административно-территориального устройства.

    Принципы:

    а) государственная целостность РФ, обеспечение ею неприкосновенности своей территории (п. 3 ст. 4 КРФ);

    б) единство системы государственной власти в России;

    в) разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и организациями государственной власти ее субъектов в регулировании территориальных вопросов;

    г) самоопределение народов в РФ, учет национального фактора в территориальной организации;

    д) установление, что РФ состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов федерации (п. 1 ст. 5 КРФ);

    е) гарантированность единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности (ст. 8 КРФ);

    ж) местное самоуправление в пределах своих полномочий (ст. 12 КРФ).

    "

    Территориальное образование является ключевым предметом сис­темы муниципального управления. В зависимости от объема территории, ее географических и культурно-исторических особенностей территориальное образование может быть разделено на уровни: государство, регионы или провинции, и населенные пункты или территориальные поселения.

    В соответствии с принципом комплементарности, который пред­полагает недопущение дефицита легитимной власти по всей террито­рии страны, а также с целью рационализации распределения бюджетных средств, воспрепятствования бесконтрольности и произволу в их распределении в мировой практике сформированы две основные стратегии территориального управления: государственное управление и местное самоуправление.

    С принятием Конституции РФ в 1993 г. территория страны была разделена на 89 регионов - субъектов Федерации. Среди них - рес­публики, края, области, автономные округа, два города федерально­го значения и одна автономная область. Таким образом, на 1 января 1999 г. в состав РФ входят 21 республика, 6 краев, 49 областей, 1 авто­номная область, 2 города федерального значения, 10 автономных ок­ругов, 1 867 районов, 1 091 городов, 329 городских районов (округов), 1 922 поселка городского типа, 24 444 сельские администрации (включая сельсоветы, волости, сельские округа и органы самоуправления).

    Административно-территориальными единицами, обретшими в результате проведенных в период с 1991 по 1997 гг. государственных реформ статус самостоятельных и полноправных субъектов, стали тер­риториальные образования (поселения) - исторически и простран­ственно сформировавшиеся общности людей, населяющие определен­ную территорию и формирующие схожие геополитические ориентации.

    Административно-территориаль­ная единица это часть территории субъекта Федерации, имеющая собственное наименование, располагающая определенны­ми границами и выделяемая с целью решения вопросов государствен­ного и местного значения. Среди наиболее характерных для современ­ной России административно-территориальных единиц можно выде­лить следующие.

    1. Регион (область, губерния, край, республика, субъект федера­ции) - территориальное поселение, статус которого в качестве само­стоятельного субъекта определен действующей Конституцией РФ, наделенное широкими экономическими и политическими правами. Выделяется как по этническому (республика), так и по территориаль­ному признаку (область, край). Регион является ретранслятором госу­дарственной политики с учетом местных интересов и традиций. В со­ответствии с Конституцией страны республики имеют свою конститу­цию и законодательство, тогда как край, область, город федерального значения, автономная область и автономный округ имеют свои уста­вы вместе с собственным законодательством.

    2. Внутриобластной район (уезд) - административно-территориаль­ная единица, образованная из совокупности малонаселенных пунктов, принимающая на себя функции хозяйственного и политического уп­равления территорией.

    Является промежуточным территориальным звеном между регионом и территориальным поселением (городом, се­лом, поселком). Район служит узловым звеном в системе управления на местах, где концентрируется необходимая социальная и инженерная инфраструктура, обеспечивающая входящие в район поселения. Пред­полагает обязательное наличие районного центра - территориального поселения, осуществляющего функции административного центра тер­ритории района. Районный центр ответствен за осуществление текущей управленческой деятельности на подведомственной территории.

    3. Город - территориальное поселение урбанизированного типа с центральной системой жизнеобеспечения, глубоким общественным разделением труда и высокой степенью ресурсного потребления. Ис­торически складывался как орган местного самоуправления на терри­тории автономных поселений граждан, занимающихся несельскохо­зяйственными видами деятельности и располагающих особым стату­сом члена единой социальной общности. Выделяются крупнейшие,

    крупные, средние и малые города. Кроме того, особое значение для определения статуса городской территории приобрела дифференци­ация городов на столичные города, областные центры, города район­ного подчинения, поселки городского типа и пр.

    4. Округ - выделяемая внутри городской системы управления адми­нистративно-территориальная единица, отвечающая за территориальную реализацию разрабатываемых функциональных проектов и программ и контролируемая главой городского самоуправления. Как правило, округа являются подразделениями муниципальной власти и не располагают статусом самоуправляемой общности. В городе Москве управление ок­ругом представлено институтом префектуры, являющейся составной частью городского административного аппарата.

    5. Внутригородской район - территориальная единица в пространстве города, выделенная в соответствии с устоявшимися в советский период принципами административного управления, предполагающими разде­ление городской власти по административным районам.

    6. Село (деревня, хутор, станица) - поселение, расположенное в неурбанизированной зоне, отличающееся высокой степенью общно­сти ее жителей, непременным присутствием в подавляющем боль­шинстве дворов натурального хозяйства, а также господством сель­скохозяйственных видов занятости. Особенностью неурбанизирован­ной зоны является отсутствие комплексной централизованной системы энерго-, водоснабжения, канализации, уборки мусора, спе­циализированного обслуживания объектов жизнеобеспечения и пр. Выделяют несельскохозяйственные и сельскохозяйственные сельские поселения. В несельскохозяйственных селах больший процент заня­тости приходится на такие отрасли, как промышленность, транспорт, лесное хозяйство, отхожие промыслы, курортно-санаторное обслужи­вание и т. д.

    В каждой из представленных выше административно-территори­альных единиц реализуется один из возможных вариантов государ­ственного или муниципального управления, закрепляющий за каж­дой административно-территориальной единицей собственный круг полномочий. Государственное управление концентрируется, прежде всего, на федеральном уровне, обеспечивая целостность государства и его воспроизводство. Кроме того, в соответствии с принципом комплементарности, государство через уполномоченные федеральные институты осуществляет защиту своих прав на местном уровне и общую координацию дей­ствий местных органов власти в решении вопросов регионального значения. Не вошедшие в сферу компетенции государственных орга­нов власти полномочия переходят местным органам власти, представ­ленным на уровнях субъекта Федерации и местного самоуправления. В настоящее время Федеральный закон (ст. 2) «Об общих принци­пах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. все муниципальные образования разделяет в пра­вовом отношении на следующие типы:

    - сельское поселение - один или несколько объединенных общей. территорией сельских населенных пунктов (сел, станиц, дере­вень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;

    - поселение - городское или сельское поселение;

    - муниципальный район - несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуще­ствлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами субъектов Российской Федерации;

    - городской округ - городское поселение, которое не входит в со­став муниципального района, органы местного самоуправле­ния которого осуществляют полномочия по решению установ­ленных Федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муници­пального района, а также могут осуществлять отдельные госу­дарственные полномочия, передаваемые органам местного са­моуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации; - внутригородская территория города федерального значения - часть территории города федерального значения, в границах ко­торой местное самоуправление осуществляется населением не­посредственно и (или) через выборные и иные органы местно­го самоуправления;

    - межселенная территория - территория, находящаяся вне гра­ниц поселений.