Предпринимательская деятельность в казенном учреждении. Могут ли муниципальному казенному учреждению выделять субсидии

1. Казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Взаимодействие казенного учреждения при осуществлении им бюджетных полномочий получателя бюджетных средств с главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, в ведении которого оно находится, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом.

2. Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.

3. Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

3.1. Порядок определения платы и (или) размер платы за оказанные услуги и (или) выполненные работы при осуществлении казенным учреждением приносящей доходы деятельности устанавливается (устанавливаются) государственным (муниципальным) органом, в ведении которого находится казенное учреждение, если иное не предусмотрено соответственно федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законами субъекта Российской Федерации, нормативными правовыми актами высших исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

4. Казенное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в соответствии с настоящим Кодексом .

5. Заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено настоящим Кодексом, и с учетом принятых и неисполненных обязательств.

Нарушение казенным учреждением требований настоящего пункта при заключении государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров является основанием для признания их судом недействительными по иску органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого находится это казенное учреждение.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. В случае уменьшения казенному учреждению как получателю бюджетных средств главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств, приводящего к невозможности исполнения казенным учреждением бюджетных обязательств, вытекающих из заключенных им государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, казенное учреждение должно обеспечить согласование в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд новых условий государственных (муниципальных) контрактов, в том числе по цене и (или) срокам их исполнения и (или) количеству (объему) товара (работы, услуги), иных договоров.

(см. текст в предыдущей редакции)

Сторона государственного (муниципального) контракта, иного договора вправе потребовать от казенного учреждения возмещения только фактически понесенного ущерба, непосредственно обусловленного изменением условий государственного (муниципального) контракта, иного договора.

6.1. В случае признания в соответствии с настоящим Кодексом утратившими силу положений закона (решения) о бюджете на текущий финансовый год и плановый период в части, относящейся к плановому периоду, казенное учреждение вправе не принимать решение о расторжении ранее заключенных договоров и соглашений, подлежащих оплате в плановом периоде, при условии заключения дополнительных соглашений к указанным договорам и соглашениям, определяющих условия их исполнения в плановом периоде.

7. При недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение.

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами.

Основной деятельностью бюджетного и казенного учреждений признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых они созданы. Исчерпывающий перечень видов деятельности, которые бюджетные и казенные учреждения могут осуществлять в соответствии с целями их создания, определяется учредительными документами учреждений.

Законодательством Российской Федерации могут устанавливаться ограничения на виды деятельности, которыми вправе заниматься некоммерческие организации отдельных видов, а в части учреждений, в том числе, отдельных типов.

Отдельные виды деятельности могут осуществляться некоммерческими организациями только на основании специальных разрешений (лицензий). Перечень этих видов деятельности определяется законом .

Материалы, издаваемые некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, и (или) распространяемые ею, в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", должны сопровождаться указанием на то, что эти материалы изданы и (или) распространены некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента.

2. Некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.

(см. текст в предыдущей редакции)

Законодательством Российской Федерации могут устанавливаться ограничения на предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность некоммерческих организаций отдельных видов, а в части учреждений, в том числе, отдельных типов.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Некоммерческая организация ведет учет доходов и расходов по предпринимательской и иной приносящей доходы деятельности.

(см. текст в предыдущей редакции)

3.1. Законодательством Российской Федерации могут устанавливаться ограничения на осуществление некоммерческими организациями пожертвований политическим партиям, их региональным отделениям, а также в избирательные фонды, фонды референдума.

4. В интересах достижения целей, предусмотренных уставом некоммерческой организации, она может создавать другие некоммерческие организации и вступать в ассоциации и союзы.

Бюджетное учреждение с согласия собственника вправе передавать некоммерческим организациям в качестве их учредителя (участника) денежные средства (если иное не установлено условиями предоставления денежных средств) и иное имущество, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за ним собственником или приобретенного бюджетным учреждением за счет денежных средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимого имущества.

Вадим Викторович ВОЛКОВ, ведущий советник аппарата Комитета Госдумы по местному самоуправлению: «Наделение органов местной администрации статусом юридических лиц зачастую вызывает неверные трактовки их правового положения, а также разнообразные юридические споры и конфликты».

В статье показано, что в настоящее время необходимость в предоставлении этим органам прав юридического лица для обеспечения их деятельности отсутствует. Сомнительной представляется и сама возможность такого наделения, предусмотренная Федеральным законом № 131-ФЗ.

Согласно нормам Федерального закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления, которые наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями. Такой статус предоставляется органам местного самоуправления для осуществления собственной финансово-хозяйственной деятельности, участия в гражданском обороте от своего имени для удовлетворения исключительно собственных материально-технических, организационных и иных потребностей в целях реализации лишь управленческих функций. Поэтому правоспособность таких юридических лиц в сфере гражданских правоотношений носит очень ограниченный характер.

Статус юридического лица позволяет органам местного самоуправления иметь в своем ведении обособленное муниципальное имущество, которое закрепляется за ними на праве оперативного управления и служит для обеспечения собственной деятельности. В то же время, приобретая данный статус, органы местного самоуправления становятся самостоятельными субъектами отношений, регулируемых гражданским законодательством, однако участвуют в них как казенные учреждения, а не как органы пуб-личной власти и их структурные подразделения. Таким образом, гражданско-правовой статус имеет для органов местного самоуправления производное и вспомогательное значение.

Нормы Федерального закона № 131-ФЗ (ч. 3 ст. 41) также предусматривают возможность государственной регистрации органов местной администрации в качестве юридических лиц. Основаниями для такой регистрации являются решение представительного органа муниципального образования об учреждении соответствующего органа в форме муниципального казенного учреждения и утверждение положения о нем. Между тем наделение органов местной администрации (помимо самой местной администрации) статусом юридического лица в ряде случаев связано с неправильным пониманием значения этого статуса, а также с возникновением различных юридических споров и конфликтов.

На что влияет статус юрлица

В ряде муниципальных образований сформировалось ошибочное мнение о том, что наделение органов местной администрации статусом юридического лица расширяет их публичный статус, ограничивает административную подчиненность этих органов в структуре местной администрации, а также позволяет осуществлять различные публично-властные полномочия самой местной администрации. Вместе с тем из норм части 1 статьи 2 и части 1 статьи 34 Закона № 131-ФЗ следует, что одним из основных признаков органов местного самоуправления является наличие у них собственных полномочий по решению вопросов местного значения.

Нормами Закона № 131-ФЗ прямо не раскрывается содержание понятия «органы местной администрации». Согласно данному закону местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия. В структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы. При этом нормы закона не предусматривают возможности включения в структуру местной администрации казенных учреждений в качестве ее структурных подразделений и наделение их публично-властными полномочиями.

Органы местной администрации не могут иметь статус органов местного самоуправления, поскольку они являются лишь структурными подразделениями местной администрации, должны подчиняться главе местной администрации и не могут обладать собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. В случае наделения этих органов статусом юридического лица они не приобретают организационной и функциональной независимости в структуре местной администрации. В противном случае возникает вполне закономерный вопрос: следует ли считать местную администрацию единым органом или совокупностью органов?

Нормы части 2 статьи 130 Конституции РФ преду-сматривают, что местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления. При этом органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения (ч. 1 ст. 132 Конституции РФ). В соответствии со статьей 17 Закона № 131-ФЗ полномочиями по решению вопросов местного значения наделяются именно органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов, а не органы местной администрации и казенные учреждения.

Согласно статье 6 Бюджетного кодекса под казенным учреждением понимается государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы. В законодательстве не раскрывается содержание понятия «муниципальная функция». В то же время следует отметить, что муниципальное казенное учреждение осуществляет лишь исполнение муниципальных функций в целях обеспечения реализации полномочий органов местного самоуправления, поэтому понятия «муниципальная функция» и «полномочия органов местного самоуправления» не являются идентичными. При этом казенное учреждение не наделяется правом на осуществление самих полномочий органов местного самоуправления.

Таким образом, приведенные нормы Конституции и Федерального закона № 131-ФЗ не предусматривают возможности наделения органов местной администрации публично-властными полномочиями местной администрации по решению вопросов местного значения (по принятию муниципальных правовых актов, подписанию каких-либо документов и т. д.). Данные вопросы могут решаться непосредственно населением соответствующих муниципальных образований либо органами местного самоуправления.

Кроме того, следует различать публично-правовой и гражданско-правовой статус органов местного самоуправления и органов местной администрации, наделенных правами юридического лица. Наличие или отсутствие гражданского правового статуса не влияет на структуру органов местного самоуправления в муниципальном образовании и структуру местной администрации, на объем и порядок реализации органами местного самоуправления публичных полномочий и возможность участия их в гражданских правоотношениях от имени и в интересах муниципальных образований, а также на подчиненность и подотчетность органов местного самоуправления и их структурных подразделений.

Предпринимательская деятельность

Существует неверная правовая позиция, согласно которой статус казенного учреждения позволяет органам местной администрации осуществлять предпринимательскую деятельность, выполнять от своего имени различного рода муниципальные работы и предоставлять муниципальные услуги (то есть приобретать статус хозяйствующего субъекта). В связи с этим следует отметить, что согласно правовой позиции Конституционного суда «по смыслу Конституции Российской Федерации (ст. 34, ч. 1) один и тот же субъект не может совмещать властную деятельность в сфере государственного и муниципального управления и предпринимательскую деятельность, направленную на систематическое получение прибыли, участие муниципальных образований в гражданском обороте, как и состав объектов муниципальной собственности может быть связан только с осуществлением властных функций и решением задач, возложенных на местное самоуправление».

Нормами части 3 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» прямо запрещается совмещение функций органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами данных органов. В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Закона № 135-ФЗ к хозяйствующим субъектам относятся индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход. При этом согласно части 1 статьи 2 Гражданского кодекса систематическое оказание платных услуг, выполнение работ и производство товаров относятся к предпринимательской деятельности, которая является квалифицирующим признаком понятия «хозяйствующий субъект».

Некоммерческие организации, к которым относятся муниципальные учреждения, могут осуществлять предпринимательскую деятельность, но лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы. Вместе с тем согласно нормам части 2 статьи 41 Закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления наделяются правами юридического лица исключительно для осуществления управленческих функций. Такие функции носят публичный характер, поэтому они не могут приравниваться к предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов. Гражданско-правовой статус юридического лица нужен органам местного самоуправления для повышения эффективности их управленческих функций в целях осуществления полномочий по решению вопросов местного значения, а также для обеспечения их организационной и финансовой самостоятельности. Таким образом, осуществление органами местного самоуправления приносящей доход деятельности противоречит приведенным нормам.

В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона № 210-ФЗ под муниципальной услугой, предоставляемой органом местного самоуправления, понимается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги. При этом действие Закона № 210-ФЗ распространяется также на деятельность организаций, лишь участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 данного закона государственных и муниципальных услуг. Муниципальные учреждения могут предоставлять только услуги, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления органами местного самоуправления муниципальных услуг (п. 1 ст. 4). Из положений Закона № 210-ФЗ следует, что органы местной администрации, имеющие статус юридического лица, не вправе самостоятельно предоставлять указанные в нем муниципальные услуги.

Нормы части 1 статьи 8 Закона № 210-ФЗ закрепляют общее правило о том, что государственные и муниципальные услуги предоставляются заявителям на бесплатной основе. При этом указано, что исключениями из этого правила являются только случаи, преду-смотренные в частях 2 и 3 данной статьи . В них речь идет о взимании государственной пошлины и платы за предоставление соответствующих услуг.

Согласно части 3 статьи 161 Бюджетного кодекса казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации. Необходимо также учитывать, что согласно части 3 статьи 120 Гражданского кодекса особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законом и иными правовыми актами.

В связи с этим по общему правилу казенное учреждение, созданное от имени муниципального образования местной администрацией, в соответствии с его учредительным документом может осуществлять приносящую доходы деятельность, в том числе оказывать платные муниципальные услуги и работы. При этом такая деятельность этих учреждений должна служить достижению целей, ради которых они созданы, и соответствовать этим целям. В данном случае на основании норм Федерального закона «О защите конкуренции» казенное учреждение может быть признано хозяйствующим субъектом. В то же время правовой статус данных учреждений отличается от статуса органов местной администрации, наделенных правами юридического лица, поскольку последние входят в структуру местной администрации, подчиняются ее главе и могут выполнять только отдельные управленческие функции в целях реализации ее собственных полномочий.

Итак, органы местного самоуправления (как имеющие, так и не имеющие статус муниципального учреждения) по общему правилу не вправе осуществлять приносящую доход деятельность, в том числе оказывать платные услуги, поскольку они как органы публичной власти создаются исключительно для осуществления публичных функций. Указанная деятельность не согласуется с публичными функциями органов власти. Предоставление таких услуг органами местного самоуправления возможно только в исключительных случаях, непосредственно установленных федеральным законодательством.

Что касается органов местной администрации (как имеющих, так и не имеющих статус муниципального учреждения), то они, являясь лишь структурными подразделениями местной администрации, могут действовать только в пределах ее полномочий, выполнять отдельные управленческие функции лишь в целях реализации таких полномочий. Поэтому они тем более не могут осуществлять предпринимательскую деятельность и являться хозяйствующими субъектами.

Правовое положение муниципальных служащих

По мнению некоторых должностных лиц местного самоуправления, наделение органов местной администрации статусом юридического лица изменяет правовое положение муниципальных служащих и они приобретают какой-либо особый статус. В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» под муниципальной службой понимается профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта). При этом представителем нанимателя (работодателем) может быть глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления, председатель избирательной комиссии муниципального образования или иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя).

Согласно части 1 статьи 6 того же закона под должностью муниципальной службы понимается должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которая образуется в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность. В связи с изложенным должность муниципальной службы следует рассматривать как должность в местной администрации, являющейся органом местного самоуправления, а не как должность в казенном учреждении, статусом которого наделяются структурные подразделения (органы) местной администрации.

В соответствии с постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» штатное расписание применяется для оформления структуры, штатного состава и штатной численности организации в соответствии с ее уставом (положением). При этом штатное расписание должно содержать перечень структурных подразделений, наименование должностей, специальностей, профессий с указанием квалификации, сведения о количестве штатных единиц. Таким образом, муниципальные служащие, осуществляющие свою профессиональную деятельность в органах местной администрации, не могут рассматриваться отдельно в качестве работников органов местной администрации. Все они должны быть включены в штатное расписание соответствующей местной администрации.

Полномочия учредителя

В настоящее время в ряде муниципальных образований возникает вопрос о возможности возложения на органы местной администрации функций и полномочий учредителя в отношении всех или части муниципальных предприятий и муниципальных учреждений в соответствующем муниципальном образовании. Нормы части 3 статьи 9.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и части 4 статьи 51 Федерального закона № 131-ФЗ прямо предусматривают, что функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений осуществляют только уполномоченные органы местного самоуправления. Какой именно орган должен выполнять эти функции, в законодательстве не указано. В силу предписания части 3 статьи 34 и пункта 5 части 1 статьи 44 Закона № 131-ФЗ данный вопрос должен быть определен в уставе муниципального образования.

Казенному учреждению запрещается выступать учредителем (участником) каких-либо юридических лиц (ч. 4 ст. 24 Федерального закона «О некоммерческих организациях»). Данное требование применяется также в отношении органов местного самоуправления и органов местной администрации как казенных учреждений. В связи с этим органы местного самоуправления осуществляют функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений исключительно как органы публичной власти. Таким образом, органы местной администрации (и как структурные подразделения местной администрации, и как казенные учреждения) не могут быть наделены непосредственно функциями и полномочиями учредителя в отношении муниципальных предприятий и муниципальных учреждений, в том числе в части формирования и утверждения для них муниципальных заданий, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств местных бюджетов.

В заключение хотелось бы отметить, что согласно части 1 статьи 48 Гражданского кодекса юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. При этом имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, не включается в состав муниципальной казны (ч. 3 ст. 215 ГК РФ).

Получается, что помимо местной администрации обособленным имуществом на праве оперативного управления также должны обладать органы местной администрации как юридические лица. В этой связи возникает вопрос о правомерности закрепления за органами местной администрации как за казенными учреждениями обособленного муниципального имущества на праве оперативного управления, о статусе этого имущества, а также объеме компетенции местной администрации и ее органов по владению, пользованию и распоряжению таким имуществом. В соответствии со статьей 296 Гражданского кодекса муниципальное имущество закрепляется за муниципальными учреждениями на праве оперативного управления и его передача на этом же праве (полностью или частично) другим муниципальным учреждениям не допускается. Так, Высший арбитражный суд РФ в Определении от 3 декабря
2007 г. № 15370/07 согласился с выводами нижестоящих судов о том, что передача в оперативное управление имущества, уже ранее переданного в оперативное управление другому лицу и не изъятого у этого лица, не соответствует положениям статей 296, 299 Гражданского кодекса.

Кроме того, органы местной администрации могут действовать только в пределах компетенции местной администрации, поэтому у них не может возникнуть потребность в наличии муниципального имущества для обеспечения собственных материально-технических нужд в целях реализации публично-властных полномочий, а также организационной и функциональной самостоятельности и независимости. Таким образом, в настоящее время отсутствует юридическая необходимость наделения органов местной администрации правами юридического лица для обеспечения их деятельности. При этом предусмотренная Федеральным законом № 131-ФЗ возможность наделения их правами юридического лица представляется весьма сомнительной и противоречивой.

Если муниципальному бюджетному учреждению выделяют субсидию, за исключением субсидий на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности (КВР 521), то какие КВР может применять муниципальное бюджетное учреждение? Могут ли муниципальному казенному учреждению выделять субсидии?

Ответ

Бюджетам муниципальных образований могут быть предоставлены субсидий на софинансирование комплекса мероприятий по модернизации региональных систем дошкольного образования (постановление Правительства Российской Федерации от 14.01.2014 № 22) (письмо Минфина России от 27.06.2014 № 02-05-11/31346). По элементу подгруппы видов расходов 521 «Субсидии, за исключением субсидий на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности» подлежат отражению расходы на предоставление субсидий бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, за исключением субсидий на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности.

Бюджетные и автономные учреждения оказывают услуги (работы) на основании госзадания. Для этого учредитель доводит учреждениям субсидии. На финансовое обеспечение госзадания учредитель предоставляет подведомственным бюджетным учреждениям субсидию по КВР 611 «Субсидии бюджетным учреждениям на финансовое обеспечение государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ)». Объем субсидии на госзадание рассчитывают по нормативным затратам. Нормативные затраты на выполнение госзадания определяются исходя из: базового норматива затрат на оказание госуслуги и корректирующих коэффициентов к нему; информации из соответствующего базового (отраслевого) перечня. Следовательно, для определения возможности выплаты субсидии на госзадание за счет средств МБТ, следует исходить из самого задания и услуг (работ) включенных в это госзадание. Если мероприятия по модернизации региональных систем дошкольного образования за счет межбюджетных трансфертов не включены в госзадание, то на выполнение указанных мероприятий бюджетному учреждению могут быть доведены субсидии на иные цели по КВР 612 «Субсидии бюджетным учреждениям на иные цели».

Бюджетные и автономные учреждения оказывают государственные или муниципальные услуги и выполняют работы по государственному или муниципальному заданию. Казенные учреждения работают с государственным или муниципальным заданием, если такое решение принял главный распорядитель бюджетных средств (ГРБС). На выполнение госзадания учредитель доводит: казенным учреждениям – лимиты бюджетных обязательств (п. 2 ст. 69.2, ст. 161 БК); бюджетным и автономным учреждениям – субсидии и на госзадание (абз. 1 п. 1 ст. 78.1 БК). Следовательно, казенному учреждению доводятся ЛБО, субсидии не доводятся.

Обоснование

Постановление Правительства РФ от 14.01.2014 № 22

Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по модернизации региональных систем дошкольного образования в 2014 году

1. Настоящие Правила определяют порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по модернизации региональных систем дошкольного образования (далее - субсидии).

2. Субсидии предоставляются на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации комплекса мероприятий по модернизации региональных систем дошкольного образования субъектов Российской Федерации (региональных планов мероприятий ("дорожных карт") структурных изменений в сфере образования) (далее соответственно - комплекс мероприятий, расходные обязательства субъектов Российской Федерации).

3. Критерием отбора субъектов Российской Федерации для предоставления субсидии является наличие в соответствующем субъекте Российской Федерации потребности в увеличении доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет.

4. Условиями предоставления субсидии являются:1

а) наличие в бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации;1

б) наличие в субъекте Российской Федерации утвержденного комплекса мероприятий, обеспечивающего достижение к 2016 году 100 процентов доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет, предусматривающего в том числе:
приобретение оборудования для оснащения дополнительных мест в дошкольных образовательных организациях;
создание дополнительных мест в дошкольных образовательных и иных организациях за счет эффективного использования их помещений;
возврат в систему дошкольного образования зданий, используемых не по целевому назначению;
реконструкция, капитальный и текущий ремонт зданий дошкольных образовательных организаций;
строительство зданий дошкольных образовательных организаций;
приобретение зданий и помещений для реализации программ дошкольного образования;
поддержка развития негосударственного сектора дошкольного образования;
развитие иных форм предоставления дошкольного образования;

в) обеспечение соответствия значений показателей, устанавливаемых нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, значениям показателей результативности предоставления субсидий, установленным соглашением между Министерством образования и науки Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении субсидии (далее - соглашение);

г) наличие в субъекте Российской Федерации планов по внедрению федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, предусматривающих опережающую подготовку педагогических кадров для работы на создаваемых местах в дошкольных образовательных организациях, а также повышение квалификации педагогических и руководящих работников дошкольных образовательных организаций в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, и их реализация;

д) выполнение субъектом Российской Федерации комплекса мероприятий в части показателей, характеризующих развитие дошкольного образования;

е) 100-процентное освоение субсидии, предоставленной субъекту Российской Федерации в отчетном финансовом году.

5. В целях реализации комплекса мероприятий может быть предусмотрено предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам.

Приказ Минфина России от 01.07.2013 № 65н

521 Субсидии, за исключением субсидий на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности

По данному элементу подлежат отражению расходы на предоставление субсидий бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, за исключением субсидий на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности.

611 Субсидии бюджетным учреждениям на финансовое обеспечение государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ)4

По данному элементу отражаются расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на предоставление субсидий бюджетным учреждениям на финансовое обеспечение государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ).

По данному элементу отражаются расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на предоставление бюджетным учреждениям субсидий на иные цели, за исключением субсидий на финансовое обеспечение государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), а также на предоставление грантов в форме субсидий, при условии их предоставления организатором конкурса, осуществляющим в отношении бюджетного учреждения - получателя субсидии полномочия и функции Учредителя.

Расчет затрат на услугу2

Нормативные затраты на выполнение госзадания определяйте исходя из:2

1. базового норматива затрат на оказание госуслуги и корректирующих коэффициентов к нему;

2. информации из соответствующего базового (отраслевого) перечня:

o показателей отраслевой специфики, которые отражают ее содержание и форму;

o единицы показателя, который характеризует объем госуслуги. Показатель приведен в соответствующих базовых (отраслевых) перечнях госуслуг и работ.

Об этом сказано в пунктах 13, 17 Положения, утвержденного постановлением Правительства от 26.06.2015 № 640, и разъяснено в письме Минфина от 13.07.2015 № 02-01-09/40241.

Формулы для расчета

Нормативные затраты на оказание услуг удобно рассчитывать по формулам. Приведем некоторые из них:

Базовый норматив затрат на оказание услуги, в свою очередь, рассчитайте по формуле:

Остальные формулы для расчета нормативных затрат приведены в общих требованиях (например, в разделе 2 общих требований, утв. приказом Минтруда от 01.07.2015 № 422н).

Базовый норматив

В базовый норматив включают затраты, которые непосредственно связаны с самой услугой, и затраты на общехозяйственные нужды. А именно:

Затраты, непосредственно связанные с оказанием госуслуги Затраты на общехозяйственные нужды

– зарплата и страховые взносы сотрудников, в том числе денежное довольствие военнослужащих, которые участвуют в оказании госуслуги;

– приобретение материальных запасов и ОЦДИ, которые используют для оказания госуслуги, с учетом срока полезного использования (в т. ч. арендные платежи 1). То есть в расчет включают сумму годовой амортизации по ОЦДИ 3 .
На 2018 год в расчет норматива амортизацию по этим ОЦДИ включите в виде резерва на их полное восстановление. Резерв формируйте в размере начисленной годовой плановой суммы амортизации по имуществу исходя из срока полезного использования по Классификации, утвержденной постановлением Правительства от 01.01.2002 № 1;

– другие расходы, которые связаны с оказанием госуслуги

Важно: с госзаданий на 2018 год в базовый норматив включайте также расходы на покупку и аренду имущества, которое к ОЦДИ не относится.

– зарплата и страховые взносы сотрудников, денежное довольствие военнослужащих, которые не принимают непосредственного участия в оказании госуслуги. Например, зарплата вспомогательного, технического персонала;

– коммунальные услуги 2 ;

– сумма резерва на полное восстановление состава объектов ОЦДИ для общехозяйственных нужд. Резерв формируйте в размере начисленной годовой плановой суммы амортизации по имуществу;

– услуги связи;

– транспортные услуги;

– прочие общехозяйственные нужды

1 Затраты на аренду учитывайте, если аналогичное имущество не закреплено за учреждением на праве оперативного управления.

2 Затраты по имуществу учреждения, которое используют в госзадании и общехозяйственных нуждах, в том числе арендованному или полученному в безвозмездное пользование.

3 Если в текущем году учреждению не хватает средств, чтобы купить новое имущество, оно может подать учредителю запрос на целевую субсидию (письмо Минфина от 25.12.2015 № 02-01-10/76373).

Об этом сказано в пунктах 16, 19–21 Положения, утвержденного постановлением Правительства от 26.06.2015 № 640, в общих требованиях (например, в п. 3–5 требований, утв. приказом Минтруда от 01.07.2015 № 422н) и разъяснено в письме Минфина от 13.07.2015 № 02-01-09/40241.

На выполнение госзадания учредитель доводит:

 казенным учреждениям – лимиты бюджетных обязательств (п. 2 ст. 69.2, ст. 161 БК).

 бюджетным и автономным учреждениям – субсидии и на госзадание (абз. 1 п. 1 ст. 78.1 БК).

Чтобы определить объем финансового обеспечения, учредитель рассчитывает его. Общий порядок расчета устанавливают для:

 федеральных учреждений – Правительство (в настоящее время действует постановление Правительства от 26.06.2015 № 640);

 учреждений субъектов – высший исполнительный орган госвласти субъекта;

 муниципальных учреждений – местная администрация.

Об этом сказано в пункте 4 статьи 69.2 Бюджетного кодекса.

Порядок расчета

Затраты, которые включают в расчет объема финансирования, – в таблице:

Затраты, которые включают в объем финансирования госзаданий Примечание
Нормативные затраты на госуслуги Утверждает учредитель (ГРБС) с учетом общих требований и отраслевой специфики подведомственных учреждений (п. 14–15 Положения, утв. постановлением Правительства от 26.06.2015 № 640)
Нормативные затраты на работы Решение о расчете нормативных затрат на работы принимает учредитель (ГРБС) (п. 4 ст. 69.2 БК, п. 11 Положения, утв. постановлением Правительства от 26.06.2015 № 640)
Затраты на имущественные налоги Это затраты на налоги, объект налогообложения которых – имущество учреждения. Если учреждение оказывает услуги сверх госзадания за плату и ведет другую платную деятельность, то применяйте дополнительный коэффициент (п. 33 Порядка, утв. постановлением Правительства от 26.06.2015 № 640)
Затраты на содержание имущества, которое учреждение для госзадания не использует

Затраты включают в объем финансирования только по решению учредителя.

Если учреждение ведет платную деятельность сверх госзадания, то применяйте дополнительный коэффициент (п. 34–35 Порядка, утв. постановлением Правительства от 26.06.2015 № 640)

Начиная с 2019 года эти затраты в объеме финобеспечения учитывать не будут (п. 6, 34, 34.1 Порядка, утв. постановлением Правительства от 26.06.2015 № 640).

Не включайте в расчет финобеспечения затраты на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества, которое учреждения сдают в аренду или передают в безвозмездное пользование (п. 11 Порядка, утв. постановлением Правительства от 26.06.2015 № 640).

Если учреждения оказывают услуги и работы в рамках госзадания за плату, то размер субсидии уменьшите на объем планируемых доходов от платной деятельности.

Как составить план финансово-хозяйственной деятельности на 2018 год

Плановые объемы выплат за счет субсидии на госзадание формируйте с учетом нормативных затрат. Однако они не обязательно должны строго соответствовать по объему и назначениям нормативным затратам. Едиными требованиями к Плану ФХД это не установлено. Поэтому учреждение самостоятельно определяет объемы выплат в пределах общей суммы субсидии на госзадание. Это касается и зарплаты. Нарушения не будет, если выплаты превышают нормативные затраты. Если перераспределяете средства по видам расходов в утвержденном Плане ФХД, показатели по выплатам нужно уточнить.2

Такой вывод следует из пунктов 11, 12 требований, утвержденных приказом Минфина от 28.07.2010 № 81н, письма Минфина от 01.11.2016 № 02-07-10/64005.

Как учредителю предоставить финансовое обеспечение подведомственным бюджетным и автономным учреждениям

Субсидии на госзадание2

Субсидии на оказание государственных (муниципальных) услуг и выполнение работ доводите бюджетным и автономным учреждениям в соответствии с госзаданием (ч. 2, 4 ст. 4 Закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ, п. 3, 6 ст. 9.2 Закона от 12.11.1996 № 7-ФЗ). Дополнительно подпишите с учреждением соглашение о субсидии.

КВР и КОСГУ

На какой вид расходов и код КОСГУ учредителю отнести предоставление подведомственным учреждениям субсидий на госзадание

Перечень и правила применения видов расходов едины для всех бюджетов. Поэтому независимо от уровня бюджета при предоставлении субсидий на госзадание применяйте следующие коды:

 611 «Субсидии бюджетным учреждениям на финансовое обеспечение государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ)»;

 621 «Субсидии автономным учреждениям на финансовое обеспечение государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ)».

В бухучете и отчетности расходы на предоставление субсидий на госзадание подведомственным бюджетным и автономным учреждениям отражайте по статье КОСГУ 241 «Безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям». То есть отражать их нужно на счетах, которые увязаны с этим кодом: 401.20.241, 302.41 .

Об этом сказано в разделах III, V указаний, утвержденных приказом Минфина от 01.07.2013 № 65н.

Письмо Минфина России от 27.06.2014 № 02-05-11/31346

IV. Межбюджетные трансферты.

1. Предоставление бюджетам муниципальных образований субсидий на софинансирование комплекса мероприятий по модернизации региональных систем дошкольного образования (постановление Правительства Российской Федерации от 14 января 2014 года № 22) следует отражать по соответствующим элементам подгруппы видов расходов 520 "Субсидии":1
521 "Субсидии, за исключением субсидий на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности";
522 "Субсидии на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности".
Так, например, расходы бюджета субъекта Российской Федерации на предоставление субсидий на софинансирование строительства, реконструкции зданий дошкольных образовательных учреждений, источником финансового обеспечения которых является субсидия из федерального бюджета на модернизацию региональных систем дошкольного образования, подлежат отражению по виду расходов 522 "Субсидии на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности".