Понятие виды цели административных взысканий. Понятие и виды административных взысканий

Университет «Кайнар»

Административное право

Самостоятельная работа студента с преподавателем на тему:

Виды административных взысканий


Глава 1. Виды административных взысканий

За совершение административных правонарушений к физическому лицу могут применяться следующие административные взыскания:

Предупреждение;

Административный штраф;

Возмездное изъятие предмета, явившегося орудием либо предметом совершения административного правонарушения;

Конфискация предмета, явившегося орудием либо предметом совершения административного правонарушения, а равно имущества, полученного вследствие совершения административного правонарушения;

Лишение специального права;

Лишение лицензии, специального разрешения, квалификационного аттестата (свидетельства) или приостановление ее (его) действия на определенный вид деятельности либо совершение определенных действий, в том числе исключение из реестра;

Приостановление или запрещение деятельности индивидуального предпринимателя;

Принудительный снос незаконно возводимого или возведенного строения;

Административный арест;

Административное выдворение за пределы Республики Казахстан иностранца или лица без гражданства.

К юридическим лицам за совершение административных правонарушений могут применяться административные взыскания, перечисленные выше (кроме приостановления или запрещения деятельности индивидуального предпринимателя и административного ареста), а также приостановление или запрещение деятельности или отдельных видов деятельности юридического лица.

Предупреждение применяется в качестве самостоятельной меры наказания за совершение незначительных административных нарушений, а также по отношению к лицам, которые впервые совершили проступок и при этом хорошо характеризуются на работе и в быту. Как и всякое взыскание, предупреждение налагается путем издания письменного постановления. Устные предупреждения, которые должностные лица делают гражданам, не могут рассматриваться, как взыскания.

О профилактической роли административного воздействия свидетельствует широкое применение такой меры пресечения, как предупреждение о прекращении противоправного поведения (ряд государственных инспекций дает предписание). Данная мера состоит в том, что нарушителю разъясняют противоправный характер его действий, обязывают их прекратить, устранить допущенные нарушения и предостерегают о возможности применения более строгих мер принуждения. Это производится письменно компетентным государственным органом, одновременно может быть установлен конкретный срок выполнения обязанности.

Предупреждение о прекращении противоправного поведения является самостоятельным пресекательным средством, если закон устанавливает, что в начале к нарушителю должна применяться эта мера, а в случае дальнейшего неисполнения правовой обязанности – более строгая. Так, снести самовольно возведенное строение, установить административный надзор можно, если и после сделанного ему предупреждения гражданин продолжает нарушать закон.

Предупреждение о прекращении противоправного поведения производится, когда правонарушение еще и не окончено, с целью пресечения противоправного поведения, и в установленных законом случаях является обязательным первым принудительным средством. Во избежание путаницы необходимо рассматриваемое средство воздействия называть предостережением. Эту меру пресечения следует отличать от предупреждения как взыскание, которое налагается за определенный проступок компетентным государственным органом путем вынесения специального постановления.

Штраф – мера имущественного характера. В связи со сложившейся финансовой ситуацией в нашей стране предусмотрено определение размеров штрафа кратно месячному расчетному показателю (МРП) устанавливаемому законом РК о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.

Возмездное изъятие применяется только в отношении предметов, явившихся орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения. Оно состоит в принудительном изъятии предмета, его последующей реализации и передаче бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию. То есть речь идет о принудительной реализации имущества, находившегося в личной собственности нарушителя.

Конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, состоит в принудительном безвозмездном обращении этого предмета в собственность государства. Административно-правовая конфискация всегда является специальной: она производится только в отношении вещей, непосредственно связанных с проступком и прямо названных в законе (ружей и других орудий охоты и т.д.). К лицам, для которых охота является основным источником существования, не может применяться конфискация огнестрельного оружия и боеприпасов к нему, а также других орудий охоты.

В ст. 50 КоАП подчеркнуто, что конфискован может быть лишь предмет, находящийся в личной собственности нарушителя. Все дело в том, что это – мера взыскания, а взысканию лицо может быть подвергнуто за определенное нарушение, если оно предусмотрено санкциями правовых норм. Конфисковать вещь, не принадлежащую нарушителю, - значит наказать собственника имущества, не привлеченного к ответственности. К сожалению подобные случаи имеют место. При конфискации предмет из частной собственности переходит в государственную.

Лишение специальных прав есть временное ограничение правосубъектности гражданина в административном порядке за административные проступки. Эта мера применяется только к лицам, имеющим специальный административный статус. Если гражданин неправильно использует предоставленное ему право, орган исполнительной власти на время лишает его этого права.

В числе взысканий КоАП называет два вида лишения специального права: управления транспортными средствами и охоты. Подобная санкция применяется за грубое или систематическое нарушение порядка пользования правом. Взыскание относится к числу длящихся, минимальный размер его –один месяц, а максимальный – два года (лишение права управления транспортными средством может быть на срок до 10- ти лет).

Административный арест применяется на срок до 15суток (за отдельные виды правонарушений до 30 суток) по постановлению районного (городского) суда, судьи. Административному аресту не могут подвергаться беременные женщины, женщины, имеющие детей в возрасте до 12 лет, несовершеннолетние, инвалиды I и II групп, а также к женщинам в возрасте свыше 58 лет и мужчинам в возрасте свыше 63 лет.

Административный арест применяется лишь в исключительных случаях. Это означает, что судья, прежде чем избрать такое взыскание, должен установить, что применение иных мер воздействия к правонарушителю нецелесообразно.

Административное выдворение за пределы Республики Казахстан состоит в принудительном и контролируемом перемещении лиц через государственную границу за пределы страны, а в случаях, предусмотренных законом, - контролируемом самостоятельном выезде выдворяемых из Казахстана. Это взыскание может применяться только к иностранцам и лицам без гражданства.

Многими нормативными актами предусмотрено такое взыскание, как отзыв лицензии, квалификационного аттестата (аттестаты выдаются только индивидуальным субъектам). Такие документы выдаются только в порядке разрешительной системы и на определенный срок. Лицензия и квалификационный аттестат предоставляют право заниматься определенной деятельностью, а их отзыв лишает такого права. Поэтому названная мера – это тоже лишение специального права. Рассматриваемое административное взыскание применяется за совершение уполномоченными лицами, нарушений, связанных с деятельностью, предусмотренной лицензией (квалификационным аттестатом).

Отзыв лицензии отличается от лишения права тем, что последняя мера применяется только к гражданам, а отзыв лицензии используется как мера воздействия и на юридических лиц. Лишение права производится на срок до трех лет. А лицензия и аттестат отзываются навсегда. Но это не означает, что лицо никогда не будет иметь такого разрешения.

Отзыв действует с даты соответствующего постановления. И эти он отличается от аннулирования лицензии, что означает признание ее недействующей с даты подачи.

Глава 2. Принципы наложения административных взысканий

В главе 7 Кодекса об административных правонарушениях закрепляют следующие принципы карательного воздействия:

Административное взыскание за административное правонарушение налагается в пределах, предусмотренных в статье особенной части настоящего раздела за данное административное правонарушение, в точном соответствии с положениями настоящего Кодекса.

Административное взыскание должно быть справедливым, соответствующим характеру правонарушения, обстоятельствам его совершения, личности правонарушителя.

При наложении административного взыскания на физическое лицо учитываются характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, в том числе его поведение до и после совершения правонарушения, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

При наложении административного взыскания на юридическое лицо учитывается характер административного правонарушения, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

Наложение административного взыскания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой было наложено указанное взыскание, устранения допущенных нарушений и возмещения ущерба.

За одно административное правонарушение может быть наложено одно основное либо основное и дополнительное.

Понятие и виды административных взысканий

Административные взыскания являются мерой ответственности за совершенные административные правонарушения. Они отличаются от иных мер административного принуждения - мер пресечения и административно-предупредительных мер - способом обеспечения правопорядка, нормативными различиями регламентации, целями, фактическими основаниями, правовыми последствиями и процессуальными особенностями их применения. Все они применяются лишь к виновным в совершении административного проступка. Поэтому общей особенностью их является репрессивный, карательный характер. Обычно их применение создает для правонарушителей «состояние наказанности», которое существует в течение установленного законом срока.

Административное взыскание применяется также в целях воспитания лица, совершившего административное правонарушение, в духе соблюдения законов, уважения к правилам общежития, а также предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Административные взыскания по целям и основаниям применения, возможности их взаимозаменяемости составляют определенную системную общность, отличающуюся стабильностью.

1. Предупреждение - взыскание морального характера. Оно применяется за совершение незначительных административных правонарушений, а также по отношению к лицам, которые впервые совершили проступок и при этом хорошо характеризуются по месту работы, учебы, в быту. Оно выносится в письменной форме или оформляется другим способом предусмотренным законодательством. Устные предупреждения не могут рассматриваться как взыскания.

2. Штраф - самая распространенная мера в системе административных взысканий: является взысканием имущественного характера в денежной форме в доход государства. Размеры штрафов и способы их установления, особенно в последние годы, достаточно подвижны.

Нормы административного права предусматривают штраф в двух формах: с указанием пределов штрафа (относительно определенная санкция) и с точным указанием размера штрафа (абсолютно определенная санкция). В подавляющем большинстве случаев нормативные акты устанавливают относительно определенные штрафные санкции, что позволяет индивидуализировать наказание в зависимости от тяжести административного проступка и личности правонарушителя.

В соответствии с законодательством Республики Беларусь штраф, налагаемый на граждан за административные правонарушения, не может превышать трехсоткратного размера базовой величины, а на должностных лиц - пятисоткратного размера базовой величины.

Штраф, налагаемый на граждан и должностных лиц за административные правонарушения, не может быть менее 0.1 базовой величины.



3. Возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, состоит в его принудительном изъятии и последующей реализации с передачей вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого предмета.

Возмездное изъятие огнестрельного оружия и боевых припасов не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования.

4. Конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения , состоит в принудительном безвозмездном обращении этого предмета в собственность государства. Конфискации подлежит лишь предмет, находящийся в личной собственности нарушителя. За нарушение таможенных правил, конфискация предметов производится независимо от того, являются ли они собственностью лица, совершившего правонарушение, а также независимо от того, установлено это лицо или нет.

Конфискация огнестрельного оружия и боевых припасов, других орудий охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования. Порядок применения конфискации, перечень предметов, не подлежащих конфискации, устанавливается КоАП РБ и другим законодательством Республики Беларусь.

5. Лишение специального права, предоставленного данному гражданину , относится к числу основных административных взысканий. В числе взысканий КоАП РБ называет два вида лишения специального права: управление транспортными средствами и охоты. Такая санкция применяется за грубое или систематическое нарушение порядка пользования правом на срок до пяти лет. Срок лишения такого права не может быть менее пятнадцати дней.

К лицам, которые пользуются транспортными средствами в связи с инвалидностью, лишение права на управление может применяться только в случаях управления ими транспортом в состоянии опьянения. Нельзя лишать права охоты лиц, для которых она является основным источником существования.

6. Взыскание стоимости товаров и транспортных средств, явившихся непосредственными объектами административного правонарушения , состоит в принудительном изъятии и обращении в собственность государства денежной суммы, составляющей стоимость этих товаров и транспортных средств, под которой понимается реализуемая цена, если таковая на эти предметы установлена, а в других случаях - свободная цена надень выявления правонарушения. При невозможности определить стоимость товаров и транспортных средств в указанном порядке она определяется на основании заключения эксперта. Пересчет иностранной валюты в денежные единицы Республики Беларусь производится по действующему на день выявления административного правонарушения курсу Национального банка Республики Беларусь.

7. Исправительные работы - длящееся взыскание имущественного характера. Оно применяется на срок до двух месяцев с отбыванием по месту постоянной работы правонарушителя и с удержанием до 20 % его заработка в доход государства. Исправительные работы назначаются районным (городским) народным судом (народным судьей).

Срок исправительных работ не может быть менее пятнадцати дней, если иное не установлено законодательством Республики Беларусь. Исполнение рассматриваемого административного взыскания осуществляет орган внутренних дел.

8. Административный арест применяется лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений на срок до пятнадцати суток. Административный арест назначается районным (городским) народным судом или народным судьей. Он не может применяться, как уже указывалось, к беременным женщинам, к женщинам, имеющим детей в возрасте до двенадцати лет, к лицам, не достигшим восемнадцати лет, к инвалидам первой и второй групп.

Исполнение административного ареста законодательством отнесено к компетенции органов внутренних дел.

РАЗДЕЛ ІІІ
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ВЗЫСКАНИЕ

Глава 6
ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ И ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ВЗЫСКАНИЙ

Статья 6.1. Понятие и цели административного взыскания
1. Административное взыскание является мерой административной ответственности.
2. Административное взыскание, налагаемое на физическое лицо, применяется в целях воспитания физического лица, совершившего административное правонарушение, а также предупреждения совершения новых правонарушений как самим физическим лицом, совершившим такое правонарушение, так и другими физическими лицами.
3. Административное взыскание, налагаемое на юридическое лицо, применяется в целях предупреждения совершения новых административных правонарушений.
4. Применение административного взыскания призвано способствовать восстановлению справедливости и является основанием для взыскания с физического или юридического лица возмещения вреда в порядке, предусмотренном законодательством Республики Беларусь.

Статья 6.2. Виды административных взысканий
1. За совершение административных правонарушений применяются следующие виды административных взысканий:
1) предупреждение;
2) штраф;
3) исправительные работы;
4) административный арест;
5) лишение специального права;
6) лишение права заниматься определенной деятельностью;
7) конфискация;
8) депортация;
9) взыскание стоимости предмета административного правонарушения.
2. В отношении юридических лиц применяются административные взыскания, указанные в пунктах 2, 6, 7, 9 части первой настоящей статьи.
3. Административные взыскания, указанные в пунктах 3, 4, 6, 7, 9 части первой настоящей статьи, налагаются только судом.

Статья 6.3. Основные и дополнительные административные взыскания
1. Предупреждение, штраф, исправительные работы и административный арест применяются в качестве основного административного взыскания.
2. Лишение специального права, лишение права заниматься определенной деятельностью, а также депортация могут применяться как в качестве основного, так и дополнительного административного взыскания.
3. Конфискация, взыскание стоимости предмета административного правонарушения применяются в качестве дополнительного административного взыскания.
4. За одно административное правонарушение могут быть наложены основное либо основное и дополнительные административные взыскания из числа указанных в санкции статьи Особенной части настоящего Кодекса.
5. Дополнительные административные взыскания применяются в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса.

Статья 6.4. Предупреждение
Предупреждение состоит в письменном предостережении физического лица о недопустимости противоправного поведения.

Статья 6.5. Штраф
1. Штраф является денежным взысканием, размер которого определяется исходя из базовой величины, установленной законодательством Республики Беларусь на день вынесения постановления о наложении административного взыскания, а в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, - в процентном либо кратном отношении к стоимости предмета совершенного административного правонарушения, сумме ущерба, сделки либо к доходу, полученному в результате сделки, либо в эквиваленте к иностранной валюте.
2. Минимальный размер штрафа, налагаемого на физическое лицо, не может быть менее одной десятой базовой величины. Минимальный размер штрафа, налагаемого на индивидуального предпринимателя, не может быть менее двух базовых величин, а на юридическое лицо - менее десяти базовых величин. Штраф за административные правонарушения против порядка налогообложения, а также предусмотренные статьей 23.74 настоящего Кодекса, налагаемый на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо, может быть установлен в меньшем размере, но не может быть менее одной десятой базовой величины для индивидуального предпринимателя, менее пяти десятых базовой величины для юридического лица.

3. Максимальный размер штрафа, налагаемого на физическое лицо, не может превышать пятидесяти базовых величин. Максимальный размер штрафа, налагаемого на индивидуального предпринимателя, не может превышать двухсот базовых величин, а на юридическое лицо - тысячи базовых величин при исчислении штрафа в базовых величинах. Штраф за нарушение законодательства о труде, в области финансов, рынка ценных бумаг, банковской деятельности и предпринимательской деятельности, порядка налогообложения и управления, налагаемый на физическое лицо, может быть установлен с превышением указанного размера, но не может превышать пятисот базовых величин.
4. Максимальный размер штрафа, исчисляемого в процентном либо кратном отношении к стоимости предмета административного правонарушения, сумме ущерба, сделки либо доходу, полученному в результате сделки, не может превышать двукратный размер стоимости (суммы) соответствующего предмета, суммы ущерба, сделки либо дохода, полученного в результате сделки. Штраф за правонарушения в области финансов, рынка ценных бумаг, банковской деятельности и предпринимательской деятельности, против порядка использования топливно-энергетических ресурсов может быть установлен с превышением указанного размера, но не может превышать десятикратный размер стоимости (суммы) соответствующего предмета, суммы ущерба, сделки либо дохода, полученного в результате сделки.

5. Размер штрафа, налагаемого на физическое лицо в соответствии со статьей 86 Уголовного кодекса Республики Беларусь, устанавливается от пяти до тридцати базовых величин.

6. Если физическое лицо признало себя виновным в совершении административного правонарушения и выразило согласие на уплату штрафа и возмещение причиненного им вреда в порядке, предусмотренном Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях, то штраф, налагаемый на физическое лицо, устанавливается в размере нижнего предела штрафа, предусмотренного в санкции статьи Особенной части настоящего Кодекса, но не ниже пяти десятых базовой величины.
7. Положение части шестой настоящей статьи не применяется к физическому лицу, если в санкции статьи Особенной части настоящего Кодекса предусмотрены такие виды административных взысканий, как административный арест, лишение специального права, лишение права заниматься определенной деятельностью, конфискация, депортация или взыскание стоимости предмета административного правонарушения, если повторное совершение административного правонарушения влечет уголовную ответственность и если административное правонарушение совершено повторно; к индивидуальному предпринимателю, если совершенное административное правонарушение связано с осуществляемой им предпринимательской деятельностью; если совершенное административное правонарушение может повлечь административную ответственность юридического лица.

Статья 6.6. Исправительные работы
1. Исправительные работы устанавливаются на срок от одного до двух месяцев и отбываются по месту работы физического лица, освобожденного от уголовной ответственности с привлечением к административной ответственности в порядке, предусмотренном статьей 86 Уголовного кодекса Республики Беларусь.
2. Из заработка физического лица, которому назначены исправительные работы в соответствии с частью первой настоящей статьи, производится удержание в доход государства в размере двадцати процентов.
3. Исправительные работы не могут быть назначены беременным женщинам, инвалидам І и ІІ группы, лицам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком, женщинам в возрасте старше пятидесяти пяти лет и мужчинам в возрасте старше шестидесяти лет, а также лицам, указанным в части второй статьи 4.6 и части первой статьи 4.7 настоящего Кодекса.

Статья 6.7. Административный арест
1. Административный арест состоит в содержании физического лица в условиях изоляции в местах, определяемых органом, ведающим исполнением административных взысканий, и устанавливается на срок до пятнадцати суток.
2. Административный арест не может применяться к беременным женщинам, инвалидам І и ІІ группы, женщинам и одиноким мужчинам, имеющим на иждивении несовершеннолетних детей или детей-инвалидов, к лицам, имеющим на иждивении инвалидов І группы, к лицам, осуществляющим уход за престарелыми, достигшими восьмидесятилетнего возраста, а также к лицам, указанным в части второй статьи 4.6 и части первой статьи 4.7 настоящего Кодекса.

Статья 6.8. Лишение специального права
1. Лишение специального права, предоставленного физическому лицу, применяется за грубое нарушение порядка пользования этим правом.
2. Лишение специального права устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.
3. Лишение права управления транспортным средством не может назначаться физическому лицу, которое пользуется этим средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения либо состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, отказа от прохождения в установленном порядке проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния алкогольного опьянения либо состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, или оставления в нарушение установленных правил места дорожно-транспортного происшествия.

Статья 6.9. Лишение права заниматься определенной деятельностью
1. Лишение права заниматься определенной деятельностью применяется с учетом характера совершенного административного правонарушения, связанного с занятием видом деятельности, на осуществление которой требуется специальное разрешение (лицензия), если будет признано невозможным сохранение за физическим или юридическим лицом права заниматься таким видом деятельности.
2. Лишение права заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок от шести месяцев до одного года.

Статья 6.10. Конфискация
1. Конфискация состоит в принудительном безвозмездном обращении в собственность государства дохода, полученного в результате противоправной деятельности, предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения административного правонарушения, принадлежащих лицу, совершившему административное правонарушение, либо находящихся в собственности, на праве хозяйственного ведения или оперативного управления юридического лица, подлежащего административной ответственности, независимо от того, в чьей собственности они находятся, только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса.
2. Независимо от назначенного административного взыскания применяется специальная конфискация, которая состоит в принудительном безвозмездном изъятии в собственность государства вещей, изъятых из оборота, незаконных орудий охоты и добычи рыб и других водных животных, изъятых в качестве орудий или средств совершения административного правонарушения.

Статья 6.11. Депортация
Депортация - административное выдворение за пределы Республики Беларусь - применяется в отношении иностранного гражданина и лица без гражданства.

Статья 6.12. Взыскание стоимости предмета административного правонарушения
1. Взыскание стоимости предмета административного правонарушения состоит в принудительном изъятии и обращении в собственность государства денежной суммы, составляющей стоимость предметов, товаров и (или) транспортных средств.
2. Решение о взыскании с лица, совершившего административное правонарушение, стоимости предметов, товаров и (или) транспортных средств может быть принято при отсутствии предметов, товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметом административного правонарушения в области предпринимательской деятельности, против порядка управления или в области таможенного регулирования, если в санкции статьи Особенной части настоящего Кодекса предусмотрена их конфискация.

Административное наказание можно отнести к одному из способов пресечения преступлений. Это мера ответственности за нетяжкие правонарушения. Основные виды административных взысканий используют для предотвращения новых преступлений и в целях воспитания индивида. Выражаясь в основном в материальном воздействии, такая мера сочетает в себе моральное влияние на человека, а также временное ограничение его прав.

Виды административных взысканий назначаются специальными руководящими органами и должностными лицами, перечень которых содержится в Кодексе РФ. К ним относятся органы местного самоуправления и исполнительной власти. Административная ответственность корректируется правовыми принципами, с узаконенным перечнем правонарушений и взысканий. Основным регламентирующим документом является Кодекс Российской Федерации.

Административная ответственность. Виды административных взысканий

Все меры такого рода образуют систему, которая обладает общностью природы, целей применения, оснований и возможностью их взаимозаменяемости. Итак, какие типы взысканий существуют:

  1. Письменное предупреждение.
  2. штрафа.
  3. Конфискация предмета.
  4. Лишение прав.
  5. Изъятие орудия правонарушения.
  6. Арест административный.
  7. Исправительные работы.
  8. Изгнание за пределы России (в случае правонарушений, которые совершили иностранные граждане).
  9. Дисквалификация.
  10. Приостановление предпринимательской деятельности.

Понятие и виды административных взысканий могут иметь и индивидуальный характер. Например, отзыв лицензии, аттестата, подтверждающий квалификацию нарушителя. Предъявляемые меры подразделяются на группы. Так, конфискация имущества относится к видам административного взыскания основного и дополнительного типа, когда арест, лишение прав – только к основному.

Судьи имеют право назначать следующие меры наказания: изъятие и конфискация орудий правонарушения, отнятие специальных прав, депортация за пределы страны, арест, дисквалификация. Кодекс РФ в административном порядке разрешает применять только предупреждение и штраф.

Предупреждение

Виды административных взысканий, выражающие в данной мере, представляют собой одну из легких форм карательных воздействий. Предупреждение оформляется в письменном виде, так как устная форма не является наказанием, а считается лишь мерой морального влияния. Письменное постановление о нарушении вручается правонарушителю или отправляется к его законному представителю. Такая мера несет определенные юридические последствия, предусмотренные Законом РФ. В течение года письменное предупреждение несет силу как административное нарушение, которое имеет влияние на последующие меры взыскания при повторном неправомерном действии.

Штраф

Данный вид представляет собой денежное взимание, которое предусматривается законом. По причине его оперативного использования данная мера относится к группе популярных видов административных взысканий. Штрафы имеют подвижные размеры и способы назначения. Ранее они определялись Законом РФ путем указания минимального и максимального размера материального наказания. Также границы штрафа отличаются относительно простых граждан и должностных лиц.

С 1992 года был определен порядок перерасчета наказания исходя из которого пересчитывались штрафы, имеющие сумму, не превышающую установленного законом предела – 3 тысячи рублей. Таким образом, если верхний размер не превышает 10 рублей, то его считают равным одной десятой минимальной оплаты труда в месяц, который был установлен до момента совершения преступления. В случаях, когда размер не превышает 3 тысяч рублей, штраф считают равным десяти минимальным окладам. Учитывается, что граница материального наказания не может быть ниже четырех минимальных размеров заработной платы и больше десятикратной величины стоимости похищенной или поврежденной собственности. Взыскание административных штрафов осуществляют судебные инстанции, ФНС России, органы МВД.

Изъятие. Конфискация

Такой вид взысканий выражается в принудительной конфискации предмета, который участвовал в правонарушении. Изъятие объекта осуществляется путем возврата полученной суммы собственнику за вычетом расходов по операции его сдачи. Такой вид наказания неприменим к оружию и боеприпасам, принадлежащих индивидам, для которых охота приходится главным промыслом, если за счет него индивид живет. Законом РФ предусмотрены следующие категории использования возмездного изъятия:

  • В виде основного взыскания, альтернативного другим видам, которые предусмотрены за данное преступление.
  • В виде дополнительного наказания, включая другие виды административных взысканий, – штраф.

Конфискация выражается в принудительном и безвозмездном изъятии предмета во владение государства. Объект должен был находиться в личной собственности правонарушителя. Исключение относится к конфискации предметов за нарушение таможенного перевоза. В этом случае неважно, в чьей собственности находится объект. Существует ряд ограничений в этой мере наказания. Так, Закон РФ предусмотрел список предметов, которые нельзя конфисковать. Также огнестрельное оружие и боеприпасы не изымаются у лиц, для которых охота является средством существования.

Административный штраф необходимо оплатить не позже тридцати дней с момента вступления в законную силу постановления о нем. Если нарушитель не вносит оплату вовремя, то копия о постановлении направляется по месту работы либо учебы, где удерживается необходимая сумма. Бывает вариант, когда преступник нигде не работает и доходов не имеет, тогда вердикт направляется к судебным приставам, которые снимают необходимую сумму с имущества индивида. В случае когда правонарушителем является несовершеннолетний, штраф взыскивается с его родителей или с опекунов.

Лишение прав

Понятие и виды административных взысканий включают в себя изъятие прав. Например, лишение прав на вождение автомобиля или на занятия охотой. Срок изъятия лицензии не может быть меньше 30 дней. Лишение водительских прав на специальное средство передвижения у инвалидов невозможно, за исключением вождения в пьяном виде или отказа остановки автомобиля полицией. Права на охоту также не подлежат изъятию в случаях, когда данный промысел является для индивида основным источником существования.

Лишение водительских прав назначается в следующих случаях:

  1. Управление машиной в нетрезвом состоянии.
  2. Превышение скорости более чем на 60 километров в час.
  3. Несоблюдение техники безопасности и правил перевозки опасных грузов.
  4. Выход автомобиля на встречную полосу.
  5. Остановка, стоянка на железнодорожном переезде, а также пересечение путей не по правилам.
  6. Отказ пройти медицинское освидетельствование и другие.

Часто лишение прав назначают вместо административного штрафа или ареста.

Исправительные работы

Данный вид взимания применяется на срок до 2 месяцев с отбыванием по месту постоянной работы индивида, который совершил преступление. Исправительные работы – виды административных взысканий, которые приносят материальную пользу государственной казне. В этом случае удерживается до 20 процента заработка правонарушителя. Срок работ должен быть не меньше 15 суток. Данный вид наказания не применяется к лицам, которые являются безработными.

Административный арест

Мера наказания устанавливается в исключительных случаях на срок до 30 дней. В ситуациях, когда до ареста правонарушитель был задержан, то срок задержания включается в административный арест. Данная мера взыскания не применяется к матерям, у которых есть дети в возрасте до 12 лет, беременным женщинам, инвалидам первой и второй групп и к несовершеннолетним. Наказание используется за повторные правонарушения, мелкое хулиганство, а также намеренное неповиновение Закону. Административный арест назначается за нарушение порядка организации и проведения массовых мероприятий. Правонарушители содержатся в специальных приемниках ОВД. Они подчиняются правилам установленного режима в таких учреждениях.

Выдворение за пределы государства

Применение данной меры взыскания регламентируется специальными нормативно-правовыми актами. Система и виды административных взысканий в виде депортации применяется только в отношении иностранцев или индивидов, которые не имеют гражданства. Выдворение предусмотрено только в следующих случаях:

  1. Нарушение режима государственной границы.
  2. Нарушение режима пребывания в России.
  3. Нарушение правил привлечения и использования иностранной силы.
  4. Нарушение иммиграционных правил.

Дисквалификация и приостановление деятельности

Первый вид взыскания выражается в лишении индивида права занимать руководящий пост, входить в совет директоров, заниматься предпринимательской деятельностью по управлению юридическим лицом. Дисквалификация устанавливается на период с шести месяцев до трех лет только судьей. Оно применимо к индивидам, которые входят в состав совета директоров либо осуществляют организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции. Также дисквалификация используется в качестве наказания арбитражных управляющих и индивидуальных предпринимателей. Данная мера применяется в следующих ситуациях:

  • нарушение норм труда и его охраны индивидом, который уже подвергался наказанию за аналогичное правонарушение;
  • преднамеренное или фиктивное банкротство, а также неправомерные действия в данной ситуации;
  • незаконное управление юридическим лицом;
  • заключение сделок, выходящих за пределы полномочий;
  • предоставление документов с ложными сведениями.

Приостановление деятельности назначается в случаях возникновения эпидемии, угрозы здоровью или жизни людей, радиационной аварии, совершения правонарушения в области запрещенных препаратов, «отмывания» доходов, финансирования террористов. Данное взыскание назначается судьей и устанавливается на срок не больше 90 суток. Если обстоятельства, из-за которых было наложено наказание, устранены, то судья имеет право досрочно прекратить исполнение административного приостановления деятельности.

Виды административных взысканий в странах СНГ

Законодательства Украины и Республики Беларусь в области административных взысканий сходны между собой. Меры наказаний делятся на основные и дополнительные. Согласно Кодексу РБ к первой категории относятся исправительные работы, предупреждение, штраф и арест. Дополнительные виды административных взысканий в РБ включают в себя конфискацию, возврат стоимости объекта правонарушения. Самой строгой мерой административного наказания в Беларуси является административный арест. Общий срок этого вида взыскания составляет 15 суток. Не подлежат аресту лица, у которых имеются на иждивении несовершеннолетние дети, инвалиды и пенсионеры старше 80 лет.

Виды административных взысканий в РБ включают исправительные работы. Данная мера устанавливается на срок не больше двух месяцев и применяется к лицам, которые были освобождены от уголовной ответственности за преступления, не несущие большой опасности для общества. При этом преступник должен был загладить свою вину, например, возместить ущерб. Виды административных взысканий в Украине также включают исправительные работы сроком до двух месяцев. Но в стране существуют еще общественные, которые назначаются не больше чем на шестьдесят часов. Данный вид работ не назначается беременным женщинам, инвалидам, мужчинам и женщинам пенсионного возраста. Исправительные работы так же, как и в России, отбываются по месту работы, и по результатам удерживается 20 процентов в пользу государства.

Виды административных взысканий РК схожи с российскими. Одной из самых распространенных мер наказания является штраф, выражающийся в начислении процентов от суммы неисполненного налогового обязательства, нанесенного окружающей среде вреда, неуплаченных отчислений, сделки, выполненной с нарушением финансового законодательства, и другие. Размер данного наказания не может быть меньше одной пятой месячного расчетного показателя. Если правонарушителем является юридическое лицо, то денежное взимание должно быть равно или больше пятисот месячных расчетных показателей. Взыскание административных штрафов осуществляется в судебном порядке и поступает в счет казны Республики.

В Казахстане лишать водительских прав могут на срок от 6 месяцев до 10 лет. В Украине данная мера наказания применяется на период до трех лет, в случаях когда систематически нарушаются правила пользования автомобилем, срок может быть также увеличен до десяти лет. Специального права в Республике Казахстан можно лишиться не меньше чем на месяц, но не больше двух лет. Вопросом о справедливости такой меры наказания занимается суд. Но если нарушение произошло в финансовой сфере, то лишить лицензии на осуществление деятельности имеет право Национальный банк Республики Казахстан. В этом регионе в исключительных случаях назначается административный арест сроком до 45 суток. Но эта мера не может быть применима к женщинам, имеющим несовершеннолетних детей, ждущих ребенка, инвалидам первой и второй групп, а также пенсионерам. Что касается депортации иностранных граждан, то данное взыскание применяется только судьей. К правонарушителям в Республике Казахстан применяются следующие меры влияния:

  1. Проверка знаний ПДД.
  2. Принудительное лечение или медицинский осмотр.
  3. Формирование особых требований к поведению индивида, который нарушил порядок.

Как видно из приведенных данных, виды административных взысканий в РФ схожи с мерами наказания в данных местностях, что значительно упрощает жизнь в случае переезда.

В перечисленных странах и республиках при назначении наказания рассматривается как характер нарушения, так и личность виновного, его финансовое положение. При вынесении вердикта учитываются обстоятельства, которые смягчают или отягчают административную ответственность. Так, ситуациями, которые призваны облегчить наказание, являются:

  1. Добровольное признание.
  2. Раскаяние.
  3. нарушителем вредных последствий своих поступков.
  4. Состояние аффекта или стечение тяжелых личных обстоятельств.
  5. Правонарушитель является беременной женщиной или матерью, имеющей малолетнего ребенка.
  6. Несовершеннолетие.

Перечисленные обстоятельства применимы только к физическим лицам. В случаях с юридическими лицами на облегчение наказания могут повлиять добровольное признание, предотвращение вреда, возмещение ущерба на добровольной основе. Отягчающими обстоятельствами будут считаться:

Согласно Кодексу нашей страны административная ответственность неприменима к лицам, которые во время преступления находились в состоянии невменяемости из-за психического заболевания или слабоумия. Если правонарушитель действовал в состоянии крайней необходимости, в случае непосредственной угрозы жизни, то данная мера наказания также неприемлема.

Постановление о назначении наказания может быть обжаловано. В этом случае судья или должностное лицо приостанавливают исполнение вердикта до рассмотрения протеста. Бывает, что обжалование справедливо и может быть назначена другая мера взыскания, более облегченная, либо полностью прекращается исполнение наказания.

И виды административных взысканий.

  • Особенности отдельных видов взысканий.
  • Порядок и сроки наложения отдельных взысканий.
  • Понятие и виды административных взысканий.

    Административное взыскание – это мера ответственности, предусмотренная государством и закрепленная в законодательстве в виде неблагоприятных последствий, наступающих для виновного лица, за совершение им административного правонарушения.

    Целями применения административных взысканий являются:

    1. Воспитание лица, совершившего административное правонарушение;
    2. Предупреждение совершения данным лицом новых аналогичных или подобных правонарушений;
    3. Профилактика правонарушений в отношении иных физических и юридических лиц.

    Административные взыскания применяются для того, что бы способствовать восстановлению справедливости. Административное взыскание является основанием для принятия решения о возмещении физическим или юридическим лицом вреда, причиненного им совершением правонарушения, в порядке гражданско-правовой или материальной ответственности.

    Иск гражданского характера о возмещении ущерба при рассмотрении административного дела в суде может быть подан и рассмотрен непосредственно в том же судебном заседании, сразу после вынесения постановления о наложении административного взыскания. В том случае, если рассмотрение дела об административном правонарушении осуществляется не в судебной инстанции, то потерпевшая сторона направляет в суд свой гражданский иск, приложив к нему копию постановления о наложении административного взыскания.

    Кодекс об административный правонарушениях предусматривает 9 видов административных взысканий, содержание и условия применение которых закреплены в 6 главе КоАП. Все приведенные в законе административные взыскания можно разделить на 3 группы:

      Взыскания, которые являются только основными:

      1. (ст.6.4);
      2. (ст.6.5);
      3. Исправительные работы (ст.6.6);
      4. (ст.6.7);
    1. Взыскания, которые могут являться как основными, так и дополнительными:

      1. Лишение специального (ст.6.8);
      2. Лишение права заниматься определенной деятельностью (ст.6.9);
      3. Депортация (ст.6.11);
    2. Взыскания, которые являются только дополнительными:

      1. Конфискация (ст.6.10);
      2. Взыскание стоимости предмета правонарушения (ст.6.12).

    Подобное распределение взысканий на группы необходимо для правильного применения взысканий, учитывая возможность или невозможность их сочетания.

    В соответствии с законом только в судебном порядке применяются следующие виды взысканий:

    1. Исправительные работы.
    2. Административный арест.
    3. Лишение права заниматься определенной деятельностью.
    4. Конфискация.
    5. Взыскание стоимости предмета правонарушения.

    Особенности отдельных видов взыскания.

    Предупреждение – это самый мягкий вид административного взыскания морального характера, который свидетельствует о негативной оценки обществом поведения виновного лица. Данное взыскание предназначено для предостережения правонарушителя от совершения им новых правонарушений. Предупреждение, не смотря на свой моральный характер, в равной степени с иными взысканиями образует у виновного лица состояние административной наказанности, продолжительностью в один год, с момента применения взыскания.

    Штраф является денежным взысканием карательного характера, которое не следует смешивать с возмещением причиненного вреда (как конпенсационной меры). Штраф взимается за сам факт совершения противоправного деяния и поступает в доход государства. Штрафы исчисляются в 2 видах:

    1. В базовых величинах, установленных государством, на момент вынесения постановления о наложения взыскания;
    2. В процентном или кратном отношении к размеру причиненного ущерба, величине незаконной сделки или сумме незаконно полученного дохода.
      Минимальное Максимальное
      Физические лица 0,1 50 БВ
      Индивидуальные предприниматели 2 200 БВ
      Юридические лица 10 1000 БВ

      Указанные в таблице минимальные и максимальные для различных категорий лиц соответствует правонарушениям общего характера. Однако, за ряд правонарушений экономического характера, возможно повышение максимального размера штрафа для физических лиц до 200 базовых величин, для индивидуальных предпринимателей до 1000 БВ.

    Для юридических лиц применяется кратный (процентный) порядок исчисления штрафа в общем случае равный двукратному превышению, причиненного вреда, суммы сделки или незаконного дохода, а в отдельных случаях экономического характера, верхний предел повышается до петикратной величины.

    Исправительные работы. В настоящее время данный вид взыскания отсутствует в санкциях какой либо статьи особенной части кодекса, и применяется только в тех случаях, когда изначально возбужденное уголовное дело было прекращено, а виновное лицо привлекается в порядке административной ответственности.

    Административный арест – это самый жесткий вид административного взыскания, которое заключается во временной изоляции виновного лица от общества в местах, предусмотренных ОВД в срок до 15 суток. Данный вид взыскания должен применяться в тех случаях, когда иные взыскания являются не эффективными и рассматриваются как исключительная мера административного воздействия.

    Лишение специального права. Данное взыскание применяется при грубом нарушении виновным лицом ранее предоставленных ему государством специальных прав, что причиняет вред как отдельным личностям, так и государства в целом. Под специальными правами обычно понимают:

    1. управлять транспортным средством.
    2. Право владеть и распоряжаться огнестрельным и холодным оружием (охотничьим гладкоствольным, газовым, спортивным, табельным, наградным оружием).

    В отношении лишения водительских прав исключение составляют инвалиды, которым предоставлено транспортное средство в виду их инвалидности. Исключения составляют управление инвалидом автомобиля в нетрезвом состоянии.

    Лишение права заниматься определенной деятельностью. Заключается в невозможности оставить за физическим или юридическим лицом права заниматься деятельностью, которое лицензируется государством (медицинское, финансовое, образовательное, юридическое, отдельные виды предпринимательства).

    В РФ существует сходный вид взыскания, называемый дисквалификация. Он предназначен для должностных лиц, которые за совершенное правонарушение лишаются права осуществлять свои должностные полномочия (кадрового порядка, право подписи и т.д.).

    Депортация. Взыскание заключается в выдворении виновного лица с территории РБ за правонарушения, совершенные на её территории, в период своего постоянного или временного пребывания. Данное взыскание применяются только к иностранным гражданам и лицам без гражданства. Депортацию как административное взыскание следует отличать от депортации как меры пресечения. В последнем случае данная мера применяется к иностранцу, который прибыл на территорию РБ или в зону пограничного, а также таможенного контроля без документов, позволяющих ему находиться на данной территории, или располагающий предметами и товарами ограниченного ввоза или запрещенные к ввозу в РБ. Депортация может осуществляться в добровольном или принудительном порядке. Процедура депортации сопровождается запретом виновному лицу на право въезда в РБ в течение определенного срока (от года до 10 лет).