Основная причина ДТП. Основные причины ДТП и меры их предупреждения

Тема: «Опасные ситуации на дорогах и тротуарах»

5 класс.

Цель урока : рассмотреть ситуации соблюдения правил дорожного движения, условия установки светофоров.

Задачи урока:

  • определить ситуации, в которых необходимо соблюдать правила дорожного движения;
  • рассмотреть опасности проведения игр на проезжей части дороги или около нее;
  • рассмотреть существующие виды светофоров и перекрестки на которых они устанавливаются;
  • сформировать ответственное отношение к выполнению правил дорожного движения, внимательность и осмотрительность при их соблюдении;
  • развитие интереса к предмету ОБЖ;
  • развитие навыков индивидуальной работы и в группах;
  • отработка навыков работы с различными источниками информации;
  • отработка навыков публичного выступления.

Оборудование к уроку: наглядное пособие (таблицы: Тормозной путь в зависимости от скорости движение, Тормозной путь в зависимости от состояния проезжей части, «Кратчайший» путь пешехода-нарушителя, Опасная ситуация при движении к своему дому); раздаточный материал.

Ход урока.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП

МОТИВАЦИЯ

Через улицу, мой друг,

Не беги на остановку.

Прежде осмотрись вокруг.

Жизнь дается только раз.

Не теряй её сейчас!

АКТУАЛИЗАЦИЯ

Прослушайте сообщение, выполненное ваш одноклассником и сформулируйте, какая будет тема урока и его цель?

Сообщение.

Ребята, мы с вами живем в небольшом красивом городе, по улицам которого движутся машины, идут пешеходы. Вы знаете, что автомобиль оказывает неоценимую помощь человеку, как в перевозках народнохозяйственных грузов, так и в перевозках пассажиров.

Вместе с тем, автомобиль может стать причиной несчастных случаев. Первой аварией на механическом транспорте можно считать аварию с паровой телегой французского изобретателя Кюньо. Паровой автомобиль выехал в пробный рейс на улицы Парижа, водитель не смог справиться с управлением тяжёлой и неуклюжей техники, и она врезалась в каменный забор. Котёл паровой телеги взорвался с «грохотом на весь Париж», как писал об этом очевидец. Водителя отправили в больницу.

Когда появились быстроходные автомобили с двигателем, работающем на бензине, увеличилось и количество дорожно- транспортных происшествий. Подсчитано, что с момента появления первых автомобилей на улицах и дорогах нашей планеты, под их колесами погибло более двух с половиной миллионов человек.

Сейчас в автомобильных катастрофах во всем мире гибнет ежегодно около 300 тысяч человек. К этому нужно добавить, что миллионы людей получают при дорожно-транспортных происшествиях разного рода физические и психические травмы.

Ежегодно в нашей стране в дорожно-транспортных происшествиях гибнет около 40 тысяч человек. Каждый десятый из них-ребенок, 180 тысяч человек получают травмы.

Тема урока: «Опасные ситуации на дорогах и тротуарах».

ПРОБЛЕМНОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Вот почему вопросам безопасности дорожного движения уделяют сейчас серьезное внимание.

Переход улицы в неустановленном месте, переход перед близко идущим транспортом, появление пешеходов из-за стоящего на проезжей части транспорта-это наиболее частые нарушения правил дорожного движения.

А особо много их с участием детей.

А что же такое – Правила дорожного движения?

Опр. Правила дорожного движения – это нормы, устанавливающие порядок движения по дорогам.

Первые ПДД в Советской России были утверждены декретом СНК от 10 июня 1920 года и назывались «Об автодвижении по Москве и ее окрестностям».

Чтобы знать правила дорожного движения, их надо изучать и строго соблюдать. Ведь недисциплинированные пешеходы создают на улицах и дорогах опасную обстановку, нередко становятся виновниками несчастий.

А какие нервные потрясения и тяжелые ранения получают водители автомобилей, под колесами которых погибают дети! Некоторые водители после ДТП не в состоянии длительное время, а то и всю жизнь, водить автомобиль, лишаясь возможности заниматься любимой работой. Нередко водители автомобиля, спасая жизнь внезапно появившегося перед машиной пешехода, не по своей воле совершают еще более тяжелые аварии, в которых страдают ни в чем не повинные люди.

Однажды произошел такой случай. Один ученик стал перебегать дорогу. Было это зимой, когда дорога покрыта тонким слоем льда. Когда водитель заметил перед машиной пешехода, он резко нажал на тормоза. Машина стала вращаться, как волчок, ее понесло в сторону и бросило на тротуар. Рядом находился газетный киоск, около которого стояли люди. Автомобиль нанес травмы ни в чем не повинным людям.

Недисциплинированный ученик сам не пострадал, но принес несчастье другим. Какую ошибку допустил ученик?

Ребята, дадим определение, что такое дорога.

Опр. «Дорога»- любая используемая для движения улица, проспект, дорога, переулок и т.п. по всей ширине (включая тротуары, обочины и разделительные полосы).

Опр. Перекресток-это место, где пересекаются улицы и дороги. Перекрестки бывают трехсторонние, четырехсторонние и площади.

По способу организации движения перекрестки могут быть регулируемые и нерегулируемые. Первые имеют регулировщика или светофор. Нерегулируемые перекрестки не имеют регулировщика, а светофор либо отсутствует, либо включен на желтый мигающий сигнал.

Первый электрический светофор появился в США в 1914 году в Кливленде, а затем в Нью-Йорке и Чикаго. Управлялся он вручную и имел два цвета: зеленый и красный. Функции желтого сигнала выполнял предупредительный свисток полицейского.

В 30-е годы 20 в. во многих странах, в т.ч. в Москве, устанавливаются стрелочные светофоры.

В 20-е годы 20 в. на улицах Москвы появились первые светофоры семафорного типа для регулирования движения.

В 1930 г. был установлен отечественный трехцветный электрический светофор с ручным управлением, а автоматические светофоры появились у нас в 1968 году.

Вас застал жёлтый сигнал светофора на середине проезжей части, каковы ваши действия?

ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ВО ВНЕШНЕЙ СРЕДЕ

1. Как должен вести себя пешеход, переходящий улицу по пешеходному переходу на зеленый сигнал светофора, который одновременно разрешает поворот транспорта на право на перекрестке?

2. Горит зеленый сигнал светофора для машин, но они стоят. Почему они могут стоять? Опасно переходить улицу или безопасно?

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА С САМОПРОВЕРКОЙ (ВНУТРЕННЯЯ РЕЧЬ)

Ребята, послушайте стихотворение Р.Фархади.

У любого перекрестка

Нас встречает светофор

И заводит очень просто

С пешеходом разговор:

Свет зеленый – проходи!

Желтый – лучше подожди.

Если свет зажегся красный –

Значит, двигаться опасно!

Стой!

Пускай пройдет трамвай.

Наберись терпения,

Изучай и уважай

Правила движения.

Итак ребята, что означает красный сигнал светофора? Желтый? Зеленый?

А что означает само слово «светофор»?

«Светофор» состоит из двух слов: свет + фор.

«Свет» означат свет.

«Фор»(греч.) –«форос» -«несущий».

Т.е. получаем, что слово «светофор» означает – несущий свет.

Ребята, послушайте стихотворение А.Дмоховского «Ученик и грузовик» и ответьте на вопрос: Что же случиться? Почему?

Говорит беспечный Петя:

Мне опасность не грозит,

Как шофер меня заметит –

В тот же миг затормозит.

Что же может тут случиться?

Ведь на улице пока

Грузовик меня боиться,

А не я грузовика!

Он смеется:

Не пойму,

Отчего и почему

Должен путь ученик

Уступать грузовику,

Если может грузовик

Уступить ученику…

Вывод: очень переходить дорогу перед приближающимся транспортом, потому что автомашину водитель не может остановить мгновенно. Ведь с начала торможения до полной остановки машина пройдет значительное расстояние. Это расстояние зависит от скорости машины, ее веса, состояния шин, дороги…

Поэтому, прежде чем переходить дорогу, осмотритесь, пропустите приближающийся транспорт.

(Показываю учащимся таблицы: зависимость тормозного пути от скорости и состояния дороги).

Внезапно из-за кустиков, которыми отделен здесь тротуар, на проезжую часть вылетел мячик, а за ним выскочила девочка, старавшаяся его догнать. Забыв обо всем на свете, она бежала прямо наперерез несущемуся на большой скорости грузовик.

Опытный шофер был внимателен. Он мгновенно нажал на тормоз, круто повернул руль. Громадная машина проскочила в двух шагах от девочки, не задев ее.

Однако такое резкое торможение не прошло даром. Груженый прицеп развернуло, бросило вправо, и он всей своей тяжестью ударил по двум стоящим возле тротуара легковым машинам. Вот какова цена легкомысленного поступка девочки…

Учащиеся, работая в группах (по 4 человека) отвечают на вопросы:

  1. Где играла девочка?
  2. Можно ли играть на тротуаре (мостовой)?
  3. Почему девочка побежала а мячиком на проезжую часть улицы?
  4. Что сделал шофер, чтобы не наехать на девочку?
  5. Смог шофер сразу остановить тяжелый грузовик?

ВКЛЮЧЕНИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ И ПОВТОРЕНИЕ

Задача.

В сухую погоду у легкового автомобиля, едущего со скоростью 60 км/ч. Тормозной путь составляет 23 м, а при гололеде он увеличивается в 3 раза. Какова длина тормозного пути в гололед? Как это нужно учитывать водителю, пешеходу?

Решение.

23*3=69 (м) – тормозной путь автомобиля в гололед.

Ответ: водитель должен двигаться с меньшей скоростью, начинать тормозить дальше от пешеходной дорожки, перекрестка. Пешеход должен переходить дорогу только в установленных местах и строго по разрешающему сигналу светофора.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

РЕФЛЕКСИЯ

  1. Что нового вы сегодня узнали на уроке?
  2. Возникли ли и на каком этапе урока, затруднения?
  3. Где могут найти применения полученные знания?






ОСТАНОВКА ЭТО ВАЖНАЯ ЧАСТЬ ДОРОГИ ЗАПОМНИ! На остановке никогда нельзя стоять у кромки тротуара. Тебя нечаянно могут толкнуть, и ты окажешься под колесами. Ждать автобус, троллейбус или трамвай нужно только на остановках – местах, обозначенных такими знаками, как на рисунках. А там, где их нет– на тротуаре. В сельской местности, если нет оборудованной остановки, автобус ждут на обочине дороги.




Ловушки на углу перекрестка Опасность на углу перекрестка состоит в том, что автотранспорт может поворачивать направо, при этом и водителю, и пешеходу горит зеленый сигнал. Иногда задние колеса автобусов, грузовиков, прицепов оказываются очень близко к тротуару, бывает неопытный водитель выезжает на бровку тротуара, к тому же автотранспорт может быть с прицепом или буксировать другой автомобиль.


Ловушки у светофора У светофора, нельзя забывать, что на дороге могут возникнуть самые непредвиденные обстоятельства, например, поедут на красный сигнал спецавтомашины (скорая помощь, милиция, пожарная); могут быть и водители, нарушающие ПДД. Нередко и сами пешеходы, как взрослые, так и дети, переходят дорогу на красный сигнал.


Ловушки отвлечения внимания Пешеход не замечает опасность, потому что его взгляд прикован к интересую- чему его предмету – автобус на другой стороне дороги, приятель, мяч, собака, лужа. К дорожным ловушка м могут привести и еще два изобретения – плеер и мобильный телефон.


Ловушки понижения внимания По дороге, окруженной жилыми домами, зеленью, редко проезжает транспорт, и создается ложное представление об отсутствии угрозы. У водителей тоже притупляется внимание, и они едут быстрее обычного, не предполагая появления пешеходов. Такие дороги часто становятся любимым местом роллеров, скейтбордистов, а также для различных игр, катания на санках и коньках.


Ловушки, подстерегающие возле дома Нельзя выбегать, не осмотревшись, из-за стоящего транспорта. Если возле дома стоит автомобиль, необходимо помнить, что он может поехать вперед, не подав сигнал, или, что опаснее, – задним ходом. Особенно опасны грузовики- фургоны, такси и автомобили скорой помощи. Водителям грузовиков трудно наблюдать и замечать пешеходов. Такси и скорая помощь часто спешат. Проезды у домов часто становятся местом для игр.


Ловушки середины дороги Пешеход, находящийся между потоками движущихся автомобилей, сильно испуган и его поведение хаотично и не поддается логике и прогнозу. Обзор могут закрывать стоящие рядом пеше- ходы. От большого количества мелькающих рядом автомашин может закружиться голова, и пешеход потеряет равновесие.


Ловушки при движении вдоль проезжей части В эту ситуацию пешеход может попасть, если идет по дороге в нарушение правил дорожного движения, то есть по ходу движения транспортных средств. В этом случае движение автомобилей происходит со спины, и пешеход не видит опасность. Автомобиль на скользкой дороге может вильнуть, или груз выступает за борта – все это грозит пешеходу травмами.

«Дорога - это жизнь», - считали ещё в древности. Дорога всегда являлась путём сообщения для людей и транспорта. Первые хорошо обустроенные, мощёные дороги появились несколько тысячелетий назад в Междуречье Тигра и Евфрата на территории современного Ирака. Всё было просто, пока люди только ходили по земле, но с появлением всадников и повозок возникли проблемы. Люди попадали под колёса и копыта лошадей. Поэтому древние римляне взяли и поделили дорогу на проезжую часть для транспорта и обочину для пешеходов.

Дороги бывают разные: например, лесные и полевые, сезонные дороги - зимники и ледовые переправы, улицы, проспекты, магистрали с эстакадами - развязками для автомобилей.

Современная дорога может включать одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы.

По проезжей части движутся автомобили, автобусы, троллейбусы. Вдоль границы проезжей части или по её середине могут располагаться трамвайные пути. По обе стороны от проезжей части в городе находится тротуар для пешеходов. А за городом - незаасфальтированная полоса дороги. Это обочина. Она служит для вынужденной остановки транспорта.

На современных дорогах выделяют специальную велосипедную дорожку и полосы для движения общественного транспорта. На широких дорогах с интенсивным движением транспорта выделяют разделительную полосу, чтобы отделить друг от друга встречные автомобили. Разделительная полоса или всегда приподнята над проезжей частью и окаймлена бордюрным камнем, или выделена с помощью разметки. Движение транспорта бывает односторонним и двусторонним.

Одностороннее движение - когда весь транспорт движется в одном направлении по всей ширине проезжей части, куда указывает белая стрелка на придорожном знаке (встречный транспорт в этом случае исключён). Знак устанавливается за перекрёстком, в начале дороги. Знак разрешает движение прямо, налево или направо, но запрещает разворот.

Двустороннее движение - когда транспорт движется навстречу друг другу. Существует специальный знак о «Двустороннем движении» - на треугольнике две встречных линии со стрелками. Знак предупреждает, что дорога с односторонним движением сменяется на участок дороги с двусторонним (встречным) движением.

На дорогах России, как у большинства стран мира, установлено правостороннее движение транспортных средств. В ряде стран по традиции сохранено левостороннее движение (Великобритания, Австралия, Япония и др.). В этих странах выпускаются транспортные средства с правым расположением руля.

На дорогах с правосторонним движением водительское место в автомобиле должно находиться со стороны встречного потока, то есть слева, и справа - в странах с левосторонним движением.

Статистика

    Ежегодно в нашей стране происходят около 200 тысяч дорожно-транспортных происшествий. В результате погибает 25-30 тысяч человек, 250 тысяч получают ранения различной тяжести.

Некоторые факты

    С появлением первого наземного транспорта - всадники, повозки и экипажи - возник вопрос, по какой стороне дороги ездить, чтобы избежать столкновения и заторов на дорогах. Правостороннее движение складывалось стихийно. Сказалась физиологическая особенность человека - большинство из нас правши. Правая рука сильнее и ею удобнее было управлять тяжёлыми конными экипажами, запряжёнными несколькими лошадьми. При разъезде на узкой дороге легче было направлять повозку или экипаж вправо на обочину дороги, натягивая вожжи правой, более сильной, рукой, чтобы придержать лошадей. Датский посланник при Петре I Юст Юль в 1709 г. писал, что «в России повсюду в обычае, чтобы повозки и сани, встречаясь друг с другом, разъезжались, держась правой стороны». В 1752 г. русская императрица Елизавета Петровна издала указ о введении на улицах российских городов правостороннего движения для карет и извозчиков.

На улицах пешеходы движутся по тротуарам. Тротуар - это элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов. Тротуар может примыкать к проезжей части или быть отделённым от неё газоном. Он обычно приподнят над проезжей частью на высоту 15-20 см. По тротуарам движение транспорта запрещено. В случае необходимости по тротуарам могут проезжать автомобили дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб для уборки снега или ремонта городских коммуникаций, а также подвоза груза к торговым предприятиям.

Одним из важных и опасных элементов дороги является перекрёсток . Это место пересечения дорог и улиц. Проезжую часть можно переходить у перекрёстка по пешеходным переходам. На перекрёстке очерёдность движения определяется сигналами светофора или при необходимости регулировщиком.

Вопросы

  1. Что такое дорога?
  2. Какие элементы дороги ты знаешь?
  3. Почему дорогу разделили на проезжую часть, тротуар и обочину?
  4. Для чего нужна обочина?
  5. По какой части дороги может ходить пешеход?
  6. Как ты думаешь, почему перекрёсток - это самый опасный участок дороги?

Задание

  1. Используя дополнительную литературу и другие источники, подготовь краткое сообщение на тему: «Правостороннее и левостороннее движение».

Участники дорожного движения

Главные участники дорожного движения - это пешеходы, водители и пассажиры, то есть мы с вами. Участвуя в дорожном движении, мы обязаны выполнять определённые правила поведения, чтобы избежать опасных ситуаций на дорогах.

Проблема обеспечения безопасности дорожного движения возникла одновременно с появлением автомобиля. В 1886 г. в мире появился первый автомобиль, а через 10 лет произошло первое дорожно-транспортное происшествие (ДТП) - наезд на пешехода. Уже в 1899 г. в результате дорожной аварии погиб человек.

По дорогам и улицам городов движутся автомобили и мотоциклы, троллейбусы, трамваи и велосипеды, иначе говоря - различные виды транспорта, или транспортных средств. Транспорт - это все возможные средства, предназначенные для перемещения людей и грузов из одного места в другое. По назначению транспорт разделяют:

  • пассажирский - автобусы, троллейбусы, трамваи и легковые автомобили;
  • грузовой - автомобили, которые перевозят различные грузы. Они различаются по грузоподъёмности, особенностям конструкции, видам перевозимых грузов. Например, самосвалы и фургоны, панелевозы и контейнеровозы.
  • Специальные автомобили : пожарные, полицейские, медицинские. Эта категория транспорта пользуется определёнными преимуществами перед другими участниками дорожного движения. Они спешат к тяжело больному человеку, или на пожар, или на срочное задержание нарушителей общественного порядка.

Положительное значение автомобильного транспорта очевидно. Однако не следует недооценивать и той опасности, которую несёт в себе автомобиль в случае ДТП.

Автомобили на шумных магистралях движутся на высоких скоростях, создавая труднопреодолимые потоки для пешехода и водителей. Городские службы не успевают реконструировать дорожную сеть городов в более безопасные магистрали, которые бы обеспечивали повышенную защищённость пешеходов и автомобилей. Такая напряжённая ситуация на дорогах, конечно, приводит к росту аварий.

Основные причины дорожно-транспортных происшествий - это нарушение правил дорожного движения пешеходами и водителями. Мы часто переходим дороги в неустановленном месте, не обращаем внимания на сигналы светофора. Ходим по проезжей части при наличии тротуаров. Можем промчаться на роликовых коньках, самокатах по оживлённой магистрали. Автомобилисты проезжают на красный сигнал светофора, игнорируя требования дорожных знаков, или позволяют себе сесть за руль в нетрезвом виде.

Некоторые факты

    При анализе детского дорожно-транспортного травматизма выявлено, что «группу риска» составляют мальчики школьного возраста. Наибольшее число автодорожных происшествий с детьми происходит в марте и сентябре. «Пик аварийности» приходится на период от 16 до 20 часов. В основном трагедии происходят, когда дети выходят на проезжую часть перед близко идущим транспортом, при переходе улицы в неустановленном месте и на остановке общественного транспорта.

Запомни , сегодня, чтобы избежать опасной ситуации на дороге, сохранить свою жизнь и не принести вреда окружающим, необходимы хорошие знания правил дорожного движения (ПДД) и их обязательное выполнение. Если кто-то из пешеходов нарушает правила дорожного движения, например, решил перейти дорогу на красный запрещающий сигнал светофора, то это не значит, что ты должен идти с ними. Автомобиль может появиться неожиданно.

Запомни правило : на дороге не делай, как все, делай так, как требуют правила дорожного движения. Учись самостоятельно принимать правильные решения.

Многие из главных правил дорожного движения ты уже изучил в начальной школе. Давай ещё раз вспомним основные рекомендации для пешеходов:

  • если ты пешеход, то должен идти по тротуару или пешеходной дорожке, а при их отсутствии по обочине дороги;
  • при движении по краю проезжей части пешеход должен идти навстречу движению;
  • при приближении специального транспорта с включённым проблесковым маячком синего или красного цвета и звуковым сигналом воздержись от перехода проезжей части;
  • пересекай проезжую часть по пешеходным переходам (подземным и надземным);
  • строго подчиняйся сигналам светофора;
  • не ослабляй внимания при жёлтом сигнале светофора, когда при исключительных обстоятельствах водителям разрешается дальнейшее движение;
  • при отсутствии автомобилей в зоне видимости перехода не перебегай проезжую часть, а переходи её шагом и в прямом направлении, а не наискосок, предварительно убедившись, что нет приближающихся машин. Прежде, чем перейти проезжую часть, определи одно-или двустороннее движение. При одностороннем движении определи направление движения транспорта. При двустороннем движении, переходя первую половину смотри налево, вторую - направо. При одностороннем движении - всё время со стороны движения транспорта;
  • не успев перейти улицу перед приближающимся транспортом, не мечись, а остановись и дай возможность водителю объехать тебя;
  • будь внимательным и осторожным в ненастную погоду, в гололедицу или при густом тумане, когда водителю не всегда удаётся рассчитать тормозной путь его машины;
  • не выходи с тротуара на проезжую часть дороги вне пешеходных переходов или когда переход запрещён;
  • не останавливайся в непосредственной близости от движущегося автомобиля, так как выступающие детали машины могут сбить или зацепиться за одежду и потащить тебя за собой;
  • после выхода из общественного транспорта переходи улицу только по пешеходному переходу, а если его нет, то после отхода автобуса, троллейбуса, трамвая или маршрутного такси, когда дорога будет хорошо просматриваться в обе стороны.

Трамвай, автобус и другой общественный транспорт ожидай на специальных посадочных площадках, а при их отсутствии - на тротуаре или обочине дороги около указателя остановки.

Помни! Зона остановки - опасное место для взрослого и ребёнка . Остановившийся автобус или троллейбус сокращает обзор дороги; кроме того, люди здесь часто спешат и могут случайно вытолкнуть тебя на проезжую часть.

Запомни ещё одно правило, действующее на дороге. Никакое транспортное средство, набравшее скорость, не может остановиться сразу, а будет некоторое время продолжать движение. Даже сильное торможение не в силах моментально остановить троллейбус или автомобиль. Таким образом, до полной остановки транспортное средство пройдёт ещё какое-то расстояние. Это расстояние, которое оно проходит с момента торможения до полной остановки, называется тормозным путём. Чем больше скорость, например, и вес автомобиля, тем его тормозной путь больше. На его длину влияет состояние дороги и погода.

Вопросы

  1. Что такое правила дорожного движения?
  2. Почему от знания и соблюдения человеком правил дорожного движения зависит его жизнь?
  3. Какие правила дорожного движения ты знаешь?
  4. Кто такой пешеход?
  5. Большая часть несчастных случаев с пешеходом происходит там, где пересекаются транспортные и пешеходные пути. Перечисли эти опасные участки.
  6. Как ты думаешь, почему люди, хорошо зная правила дорожного движения, нарушают их?
  7. Какие ты знаешь виды общественного транспорта?
  8. Внимательно изучи рисунки. Какие правила нарушают пешеходы?

Задания

  1. На рисунках показаны разные варианты сигналов светофора. Подбери к каждому номеру текст, поясняющий эти сигналы.
    1. Внимание! Можно переходить проезжую часть дороги.
    2. Внимание! Нельзя переходить проезжую часть дороги.
    3. Внимание! Сейчас можно будет перейти проезжую часть дороги.
    4. Внимание! Автомобиль может ехать.
    5. Внимание! Автомобиль должен тормозить и остановиться около перехода.
    6. Внимание! Сейчас нельзя будет переходить проезжую часть дороги.

  1. Давай ещё раз повторим правила дорожного движения для пешеходов. Для этого закончи предложения.
    1. Пересекать проезжую часть дороги можно по...
    2. Нельзя переходить проезжую часть дороги на переходе, если сигнал светофора..., если сигнал светофора...
    3. Если есть тротуар, то нельзя идти по... части.
    4. Не останавливайся в непосредственной близости от проходящего..., потому что выступающие детали могут зацепиться за одежду и столкнуть тебя на проезжую часть.
    5. После выхода из общественного транспорта переходить дорогу надо только...
    6. Если нет специального перехода, то переходить дорогу можно после...

Задача

  1. На расстоянии 16 метров до пешеходного перехода одновременно начали тормозить три автомобиля. Тормозной путь первого составил 13 метров, второго - на 4 метра больше, третьего - на 3 метра больше. Кто из водителей будет считаться нарушившим правила после остановки и почему?

Ролевая игра

Начертите условную линию пешеходного перехода на дорожке школьной спортивной площадки и приближайтесь к ней бегом с постоянной скоростью. В момент приближения участников забега к линии условного перехода наблюдающий даёт команду: «Тормози!»

Каждый участник остановится на разном расстоянии от линии. Побеждает тот, кто остановился раньше всех, у него лучше реакция. Проигрывает тот, у кого самый длинный «тормозной путь» (от финиша до места полной остановки). Эта игра поможет понять, почему нельзя выбегать на проезжую часть, переходить дорогу в неустановленном месте или на запрещающий сигнал светофора. Тормозной путь движущихся автомобилей может быть разным, что делает столкновение в некоторых случаях просто неизбежным.

Россия является одной из самых неблагоприятных стран. Способствуют такому положению вещей многие факторы. Органы ГИБДД регулярно публикуют статистические данные о наиболее распространенных причинах аварий, что позволяет вырабатывать более эффективные меры по избеганию дорожно-транспортных происшествий с трагическими последствиями. При этом основная причина ДТП меняется едва ли не каждый год. Так, если до недавнего времени специалисты называли главной бедой на наших дорогах пьянство за рулем, то сегодня за лидирующие позиции могут побороться и невнимательные пешеходы, и злостные нарушители ПДД в лице уже трезвых автомобилистов. Есть и другие значимые факторы, влекущие ДТП, но обо всем по порядку.

Категории причин ДТП

Если в простых понятиях подходить к рассмотрению самой природы будет ситуация на дороге, возникшая с участием как минимум одного автомобиля и повлекшая порчу имущества или вред здоровью. На основе этого можно заключить, что основные группы причин ДТП могут включать не только самих водителей и пешеходов, но и условия, в которых эксплуатируется дорожное покрытие. Сотрудники ГИБДД выделяют следующие категории причин ДТП:

  • Водители. В эту группу включаются все нарушения правил автолюбителями, в результате которых возникают аварии. Например, это может быть или та же езда в пьяном состоянии.
  • Пешеходы. Как ни странно, кроме знакомого многим обывателям эта категория предусматривает и порядка 9 других опасных действий пешеходов на дороге. В их числе быстрый выход из-за препятствия, движение вблизи транспорта и т.д.
  • Условия на дороге. В эту группу можно включить плохую видимость и недостаточное качество дорог.
  • Транспорт. Неполадки с самой техникой также становятся причинами ДТП. Например, если возникли с управлением, это повышает риск аварии.
  • Велосипедисты. Эта группа участников движения также представляет опасность. Райдеры могут не соблюдать очередность в потоке, внезапно выезжать на проезжую часть и т.д.

После того как определены главные категории, стоит подробнее рассмотреть основные причины ДТП в России в порядке их распространенности.

Превышение скорости

Несоблюдение скоростного режима регулярно оказывается главным фактором, который приводит к неприятным последствиям на дороге. В частности, такие ДТП происходят в результате наезда на пешеходов и препятствия, а также столкновения с другими транспортными средствами. Как правило, предвещает аварию потеря управляемости автомобиля, что может повлечь опрокидывание, занос, вылет с проезжей части и другие последствия с печальным исходом. К наиболее тяжелым ситуациям относятся ДТП в условиях плохой видимости, если участник движения превышает скорость и сталкивается на встречной полосе с другой машиной.

Вождение в пьяном состоянии

Разработка жестких мер по борьбе с пьянством позволила несколько сократить количество аварий, спровоцированных алкоголем. Тем не менее статистика по таким случаям все еще остается малоутешительной. К тому же в некоторых регионах именно пьянство за рулем - основная причина ДТП, которая приводит к другим нарушениям правил движения. К слову, уже упомянутое превышение скорости выделяется в отдельную причину, в то время как именно нетрезвое состояние водителя может выступать первоначальным фактором такого нарушения.

Неудовлетворительное качество дорог

Одна из старейших тем в обсуждении глобальных проблем России - дороги. Обычная ситуация, когда пресловутый ухаб становится опасным фактором, из-за которого автомобиль самопроизвольно совершает выезд на встречную полосу. Омрачается положение дел тем, что дорожные службы практически не привлекаются к ответственности за подобные изъяны покрытий. Впрочем, основная причина ДТП даже не столько в качестве дорог, сколько в их инфраструктурном обеспечении. Организация работы светофоров, нанесение дорожной разметки и установка знаков нередко выполняются с откровенными ошибками и нарушениями, что и приводит к авариям.

Неисправности автомобилей

Нельзя не затронуть и проблему технического состояния довольно внушительной части российских автомобилей. Даже несмотря на жесткую регуляцию законодательством РФ допуска машин к эксплуатации, без труда можно обнаружить в рядовом потоке транспортные средства с серьезными неисправностями. Как отмечают специалисты, в этой группе основная причина ДТП касается тормозов. Порядка 30 % эксплуатируемых автомобилей работают с неотрегулированными или вовсе неисправными тормозными механизмами. Другое дело, что некоторые проблемы с регулировкой могут допускать эксплуатацию транспорта. Также к распространенным неполадкам в технической части, которые влекут ДТП, можно отнести проблемы с оптикой, слабость конструкции из-за плохо выполненного ремонта и, конечно, неточности в рулевом управлении. Здесь же стоит отметить и сезонные «болезни». В основном такие аварии связаны с неправильной эксплуатацией шин - например, когда зимой используется летняя резина.

Желая сократить путь или время в дороге, многие пешеходы решают игнорировать правила дорожного движения и совершают переход проезжей части в неположенном месте. Но тут есть свои нюансы. Дело в том, что строгое разграничение вины водителей и пешеходов не всегда возможно. Например, если речь идет о ребенке или пенсионере. Конечно, формально может быть прав водитель, но очевидно, что требовать от детей или стариков повышенного внимания не приходится. Так или иначе, основные причины ДТП по вине пешеходов относятся к игнорированию ПДД. Переход в неустановленном месте или движение на красный свет - вот главные нарушения со стороны пешеходов. Усугубляется ситуация в темное время, когда и переход по «зебре» не гарантирует безопасность. В данном случае следует заранее подготовить светоотражающие элементы одежды.

Меры предупреждения ДТП

Казалось бы, в руках современных отделений ГИБДД сосредоточены эффективные инструменты, направленные на выявление и борьбу с виновниками дорожно-транспортных происшествий. Однако этого оказывается недостаточно. Дело в том, что основные причины ДТП и меры их предупреждения следует рассматривать с двух позиций - со стороны дорожных инспекций, служб безопасности и глазами непосредственных участников дорожного движения. Специальные уполномоченные организации по борьбе с нарушениями занимаются комплексной профилактической работой. В частности, разрабатываются эффективные меры контроля технического состояния автомобилей, совершенствуются подходы и методы к регулированию дорожного движения, вводятся более жесткие штрафы, а также проводится разъяснительная пропагандистская работа с населением. Что касается самих пешеходов и автолюбителей, то в их интересах не только соблюдать ПДД, но и страховать себя от возможных нарушений со стороны других лиц.

Заключение

В России действует современный и хорошо продуманный перечень правил дорожного движения, соблюдение которого позволяет минимизировать риски любых аварий. Проблема заключается в том, что, например, основная причина ДТП в виде пьянства является практически не уловимой для органов дорожного порядка без соответствующей проверки. Это же относится к водителям, чей стиль езды предполагает высокую скорость. Как правило, это опытные участники движения, которые уверены в своих силах и не всегда адекватно оценивают ситуацию. Обе группы представляют опасность для других автомобилистов, как и пешеходы, которые в целях экономии времени решаются на переходы в неустановленных местах. К сожалению, бороться с такими явлениями можно только с помощью общего повышения культуры вождения и в целом эксплуатации проезжих частей, а это вопрос многих лет.