Обобщенные критерии экологической безопасности. Экологические критерии и стандарты

Оценка экологической безопасности

Оценка экологической безопасности проводится по видам (средам) воздействия:

Загрязнение воздуха,

Качество и загрязненность водопроводной воды и иных источников,

Водоснабжения, состояние близлежащих водоемов, способных оказывать воздействие на экологическое состояние оцениваемого объекта,

Вибрация,

Электромагнитные поля, включая поле гамма-излучения, а также наличие других видов радиоактивного загрязнения, возможность накопления радона,

Почвы и грунты.

Отдельно оценивается санитарная безопасность рассматриваемого объекта, а также интенсивности меж средовой миграции загрязнений.

Загрязнение атмосферного воздуха может оцениваться как по данным натурных замеров так и по расчетным данным для самых неблагоприятных и наиболее вероятных условий с учетом показателей фонового загрязнения атмосферы на современных компьютерных моделях.

При оценке экологической безопасности принимается во внимание близость потенциально опасных производств и объектов с учетом розы ветров, риск пострадать от катастроф (как техногенного, так и природного характера), местные аэрографические особенности и другие положительные и отрицательные факторы распространения опасного воздействия, воздействие близлежащих вредных объектов, безопасность и износ установленных инженерных систем.

Кроме воздействия негативных факторов, человеку необходимы положительные факторы окружающей среды и их отсутствие или недостаток (избыток) тоже можно считать негативным экологическим фактором. К таким факторам относятся комфортная освещенность, электромагнитные поля, близкие по своим характеристикам (напряженности, динамике, пространственной ориентации и др.) к естественным, скорость движения воздуха, относительная влажность воздуха, температура поверхностей, тепловое излучение. Оценка скорости движения воздуха обычно решается вместе с задачей оценки обеспеченности вентиляцией в разных помещениях оцениваемого объекта.

Критерии оценки экологической безопасности

Критерии оценки экологической безопасности приведены в широко используемых нормативных документах, включая списки ПДВ. Кроме этого, среди прочих используются нижеприведенные нормативные документы:

Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности. ГОСТ 12.1.007-76.

Нормы Радиационной Безопасности (НРБ-99). Санитарные правила. СП 2.6.1.758-99

Приказ № 219 от 23.11.1993 г. О мерах по совершенствованию организации обеспечения экологической безопасности при осуществлении деятельности войск Московского военного округа.

Приказ № 339 от 1.08.97 г. Об утверждении «Требований экологической безопасности при эксплуатации, ремонте и испытаниях воздушных судов и авиадвигателей на предприятиях гражданской авиации. Атмосферный воздух и авиационный шум».

В работе Давиденко Н.М. (1998) предложены следующие принципы в подходе к оценке устойчивости природной среды:

Прерогативность научного обеспечения организации экологически сбалансированного природопользования;

Универсальность подходов к оценкам техногенных изменений окружающей среды в различных по природным условиям и производственной специализации районах;

Необязательность дифференциального анализа вероятной роли известных физических, химических, микробиологических геодинамических факторов техногенного воздействия на главные сферы Земли и их основные компоненты;

Возможность использования индивидуально определенных значений ПДК химических веществ без учета вероятности резкого повышения их суммарного токсичного потенциала.

В настоящее время существуют две основные концепции развития региона с позиции возникших экологических проблем:

техногенная (ресурсная),

биосферная (Коробкин, Передельский, 2003).

Согласно первой концепции, решение экологических проблем заключается в оценках загрязнения окружающей среды, разработке нормирования допустимого загрязнения различных сред, создании очистных систем и ресурсосберегающих технологий. В рамках этой концепции сформировалось современное направление конкретной природоохранной деятельности; как системы локальных очисток среды от загрязнения и нормирования показателей качества окружающей среды по узкому (несколько десятков) набору показателей, а также внедрения ресурсосберегающих технологий (Лобанова, 1999, Мазур, Молдаванов, 1999).

Вторая концепция главным направлением определяет установление области устойчивости любой экосистемы, что позволит найти допустимую величину возмущения - нагрузки на экосистему, определить пороги устойчивости конкретных экосистем.

Анализ ЭБ необходимо проводить по глобальному, региональному, локальному и точечному уровням.

Локальный уровень нужно исследовать для того, чтобы его показатели служили исходными данными для оценки ЭБ на уровне региона. Если на какой-то территории люди не проживают и не ведут какую-либо деятельность, то проводить оценку ЭБ для этой территории не имеет смысла. Необходимо учесть множество различных показателей (санитарно-токсикологических, экологических, социологических, демографических, медицинских и др.) (Костовская и др., 2006, Лебедев Н.В., Фурман, 1998, Сутокская И.В., Федотова, 1995), чтобы измерить количественно ЭБ территории. Для этого требуется выделить подконтрольный регион и разделить его на множество участков. Каждый участок территории можно описать множеством входных и выходных параметров. Выходной параметр одного участка является входным параметром соседнего. Развитие участков локального уровня происходит по своим законам, но комплексный показатель один для всех. Зная, как развивается один участок, можно предугадать аналогичное развитие соседних участков, схожих по характеристикам. Можно прогнозировать развитие каждого участка по отдельности, основываясь на данных смежных областей, а также региона в целом.

Экологические критерии – признаки, на основании которых производится оценка, определение или классификация экологических систем, процессов и явлений. Выделяют следующие критерии:

Природозащитные (условие – сохранение целостности э/с, вида);

Антропоэкологические (воздействие на человека);

Эколого-ресурсные (воздействие на ресурсы);

Эколого-социальные (воздействие на социум0;

Эколого-хозяйственные (воздействие на системы природа-население-хозяйство);

Качества ОС – признаки, по которым производится оценка качества природной среды,её компонентов и элементов ландшафта.

При ЭН используют различные критерии. Результатом является установление идеальных и временных норм а/г воздействия на ландшафты и их компоненты. Условие – установление таких нормативов, при которых не происходит структурно-функциональных изменений ландшафтов и э/с.

Экологический стандарт – количественный и качественный показатель состояния природных объектов или процессов. Входит в систему правовых актов, устанавливающих режим использования ПР.

Стандарты качества ОС являются научно обоснованными предельно допустимыми нормативами состояния компонентов природы, превышение которых создает угрозу для человека, биоты и ландшафта в целом.

В РФ существует программа постоянно обновляющихся стандартов: Ландшафты, Недра, Почвы, Земли, Гидросфера, Атмосфера, Биологические ресурсы, Флора, Фауна. Также гостируются радиоактивность и р/акт. загрязнение, шум, вибрация, э/м волны, воздействие транспорта, пром. и бытовые отходы, сточные воды и их осадки, мин. удобрения, безопасность в ЧС, мониторинг, рекультивация и пищевые продукты.

В систему экологических нормативов и стандартов входят:

Нормативы качества ОС;

Нормативы использования ПР;

Нормативы ПДВ на ОС;

Экологические стандарты;

Нормативы санитарных и защитных зон.

Нормативы качества ОС, допустимого воздействия, использования ПР

Стандарты качества ОС определяются тремя группами нормативов.

В первую группу входят санитарно-гигиенические нормативы: нормы ПДК вредных веществ в воздухе, воде и почве.

Вторую группу нормативов составляют нормативы ПДВ и ПДС, ПДУ вредных физических воздействий, разрешение на вывоз и захоронение твердых отходов, т.е. требования к источнику вредного воздействия.

Третью группу составляют нормы и правила, регламентирующие различные виды деятельности, включая использование ресурсов и охрану природы. Эта группа включает такие нормативы как:

Регламентирование рац. использования ПР (нормативы изъятия ПР)

Разрешение на землепользование и лесопользование;

Установление квот вылова рыбы и отстрела диких животных;

Строительные и градостроительные правила;

Нормативы санитарно-защитных зон;

Экол. требования к технике, технологии, продукции;

Требования к эколог. обоснованию хоз. деятельности;

Лицензирование экол. деятельности.

Оценка воздействия хозяйственной деятельности на ОС

Принципы ОВОС

ОВОС можно рассматривать с трех позиций:

Как исследование изменений в ОС, анализ цепочки «воздействие - изменение – последствия»;

Как раздел экологического проектирования в предпроектах и проектах;

Как оценку воздействия на ОС конкретного действующего производства, т.е. экологический аудит.

Основной принцип , общий для ОВОС и для экологической экспертизы (ЭкЭ) – презумпция потенциальной экологической опасности любого вида хозяйственной деятельности . Осуществление любой деятельности приводит к последствиям, которые необходимо оценить, причеи инициатор деятельности обязан доказать ЭБ намечаемой им деятельности (в соответствие с действующими стандартами и нормативами).

Принцип превентивности означает, что ОВОС проводится до принятия решений по реализации намечаемой деятельности, а также что его результаты используются при выработке и принятии решений. Суть этого принципа – не допустить, предупредить неблагоприятные последствия, вызванные реализацией проекта.

Этот принцип нужно понимать расширенно, т.е. экологические оценки должны проводиться как можно раньше. Последовательное применение этого принципа приводит нас к необходимости стратегической экологической оценки, когда решения принимаются на самом высоком уровне, перед планированием и проектированием.

Принцип альтернатив заключается в выявлении и анализе альтернативных вариантов достижения цели, включая и нулевой вариант – отказ от деятельности. В результате выбирается наименее опасный проект, рассматриваются альтернативные проектные решения, технологические альтернативы. Осуществлению этого принципа способствует анализ использования ландшафтов в других целях с сохранением их потенциалов (т.н. ландшафтная альтернатива), использование ресурсов в других целях (эколого-ресурсная альтернатива) и т.д.

В зарубежной практике принято рассматривать восемь групп параметрических альтернатив проекта:

Альтернативы потребностей

Виды деятельности

Местонахождение проекта

Производственные процессы

Время выполнения проекта

Ресурсы

Способы удаления отходов

Эстетическое воздействие.

Затем формируются 5-6 альтернативных проектов, а для окончательного выбора лучшего варианта применяется, нр, метод балльного ранжирования степени воздействия вариантов проекта на список (ряд) компонентных свойств ОС, а также иные методы

Принцип гласности (демократичности) подразумевает признание за всеми сторонами общества, чьи интересы затронуты проектом, прав на непосредственное участие в решении по проекту., т.е. учет интересов общества. Мнение заинтересованных сторон должно учитываться на всех этапах ОВОС наряду с заключением экспертов. В РФ это принцип осуществляется в виде общественных слушаний, общественной экспертизы, различных согласований, участия заинтересованных сторон в ГЭЭ в качестве наблюдателей. Такое участие общественности способствует выработке оптимальных взаимоприемлемых решений.

Кроме того, при проведении ОВОС руководствуются и иными комплексными принципами :

- интеграции – комплексное рассмотрение вопросов воздействия на природу, хозяйство и население на всех стадиях подготовки документов;

- приоритетности – никакие соображения не должны служить основанием для игнорирования последствий реализации проекта;

- достоверности – ОВОС проводится очень детально;

- сохранения – намечаемая деятельность не должна приводить к уменьшению биоразнообразия, снижению продуктивности и биомассы территорий и акваторий, а также к ухудшению жизненно важных свойств природных комплексов;

- совместимости – планируемая деятельность не должна ухудшать качество жизни населения и наносить некомпенсируемый ущерб другим видам деятельности. Социальная совместимость (этническая, религиозная, культурная, эстетическая) – т.е. соответствие этническому стереотипу, национальным ценностям и т.п.

- гибкости – процесс ОВОС может варьировать по масштабам, глубине, системе оценки в зависимости от характера планируемой деятельности.

Процедура ОВОС

Процедура ОВОС рассматривается в нескольких нормативных документах – ФЗ Об охране ОС, ФЗ Об экологической экспертизе, В Положении об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на ОС в РФ (2000) и частично в Инструкции по экологическому обоснованию хозяйственной деятельности (1994).

Прежде всего ОВОС проводится в отношении планируемой деятельности независимо от организационно-правовых форм собственности субъектов хоз. и иной деятельности.

В процедуре ОВОС выделяют несколько стадий:

1. Стадия разработки технического задания на проведение ОВОС.

2. Стадия исследования воздействия хоз. деятельности на ОС с выявлением экологических, экономических, социальных последствий и прогнозов, завершающаяся составлением «Предварительных материалов по оценке воздействия».

3. Стадия выработки окончательного варианта «Материалов по оценке воздействия».

Заказчик

В ОВОС участвуют инвестор-заказчик, исполнитель работ по оценке воздействия и общественность. Действия каждого участника регламентированы. Заказчик – юридическое или физическое лицо, отвечающее за подготовку документации по намечаемой деятельности в соответствие с нормативными документами и представляющее эту документацию на ЭЭ.

Исполнитель работ по оценке воздействия на ОС – юридическое или физическое лицо, осуществляющее проведение ОВОС, заказчик ему предоставил право на проведение работ по ОВОС. Исполнитель проводит исследования по оценке воздействия, сбор и анализ информации, готовит комплект документов по оценке воздействия, представляемых на экспертизу. исполнитель отвечает за полноту и достоверность оценок, их соответствие экологическим нормативам и стандартам. Он планирует проведение исследований, готовит техзадание на ОВОС, при необходимости разрабатывает программу экологического мониторинга и контроля.

Результатом деятельности заказчика является предварительный вариант материалов по оценке воздействия, с которым заказчик знакомит общественность. После анализа замечаний общественности и результатов общественных слушаний исполнитель готовит окончательный вариант материалов, который и представляется на процедуру ЭЭ в составе другой проектной и предпроектной документации. Возможно также проведение общественной ЭЭ.

Общественность региона – третий участник ОВОС. Может включаться в процесс на этапе представления первичной информации и на этапе проведения ОВОС, принимать участие в общественных слушаниях и общественных обсуждениях. Участие общественности в подготовке и обсуждении материалов ОВОС организуется местным самоуправлением и обеспечивается заказчиком. В публикациях в официальных изданиях должны быть название, цель, местоположение намечаемой деятельности, сведения о заказчике и его представителе, сроки проведения ОВОС. Заказчик доводит до общественности сведения о форме материалов, сроках и месте доступности Техзадания. Распространение информации может идти по радио, ТВ, через Интернет, в период. печати. Заказчик принимает и документирует замечания и предложения в течение 30 дней со дня публикации и учитывает их при доработке ТЗ и в материалах по ОВОС. Порядок проведения общественных слушаний определяется исполнительной властью по согласованию с общественностью, ведется протокол. В протоколе четко фиксируются основные вопросы обсуждения, конфликты. Он подписывается всеми участниками общественных слушаний и входит в качестве Приложения в окончательный вариант «Материалов ОВОС».

В настоящее время внедряется принципиально новый механизм к участию общественности в ОВОС. Требуется открытость материалов по ОВОС, в т.ч. их предварительного варианта. Общественности представляется возможность влиять на цели и задачи экологической оценки, начиная с ранних стадий. Основная ответственность за обеспечение информированности общественности и организацию общественного участия при этом несет заказчик, хотя определенные функции возлагаются и на местные органы власти.

Результатами ОВОС являются:

Информация о характере и масштабах воздействия на ОС намечаемой деятельности, альтернативах её реализации, оценке экологических, социально-экономических и иных последствий по их значимости и возможности минимизации;

Выявление и учет общественных предпочтений при принятии заказчиком решений, касающихся намечаемой деятельности;

Решения заказчика по определению альтернативных вариантов реализации намечаемой деятельности.

Понятие ЭкЭ

Экологическая экспертиза – это установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на ОС и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта ЭкЭ.

Главный нормативный акт в этой области – ФЗ «Об экологической экспертизе» (1995 г.). кроме того, законодательная основа ЭЭ определена в ФЗ об ООС и в ряде подзаконных актов: «Положение о порядке проведения государственной экологической экспертизы» (1966), «Регламент проведения ГЭЭ» (1997).

Экологическая экспертиза – это самостоятельный вид государственного экологического контроля, она имеет превентивное значение, т.к. проводится в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий соответствующей деятельности на ОС и проводится до начала деятельности. По некоторым оценкам предотвращение загрязнения обходится в 4-5 раз дешевле, чем ликвидация последствий. Экологическая экспертиза – очень важный инструмент в обеспечении экологических требований.

ЭкЭ устанавливает:

1. Не противоречит ли намечаемая деятельность экологическому законодательству РФ и субъектов РФ.

2. Соответствует ли намечаемая деятельность требованиям нормативных актов по охране ОС и рациональному использованию природных ресурсов.

3. Достаточно ли полно произведена оценка воздействия намечаемой деятельности на ОС.

4. Достаточны ли предусмотренные проектом меры по охране ОС и рациональному использованию природных ресурсов.

Основной вопрос, на который должна дать ответ ГЭЭ – возможна ли реализация проекта. В Заключении ГЭЭ так и указывается: рекомендовать проект к реализации, не рекомендовать проект к реализации, отправить проект на доработку, определеив масштабы и направления его улучшения.

Виды ЭкЭ

В России согласно закону «Об ООС» и «Об ЭкЭ» существует 2 вида ЭкЭ – общественная и государственная (ГЭЭ) .

Помимо юридически обоснованных экспертиз реально существует ведомственная, научная и коммерческая ЭкЭ.

ГЭЭ является правовой мерой обеспечения выполнения экологичиских требований при принятии экологически значимых проектов.

Общественная ЭкЭ выступает средством вовлечения заинтересованных кругов населения в механизм принятия экологически значимых решений.

Ведомственная ЭкЭ чаще всего имеет ярко выраженный технологический характер, в ней заинтересовано само ведомство, она доказывает ЭБ проекта либо устанавливает степень экологической опасности. Заключение ведомственной ЭкЭ поступает в составе других материалов на ГЭЭ

Научная и коммерческая ЭкЭ приобретают правовой статус либо при включении их в материалы общественной ЭкЭ, либо при использовании их заключений при проведении ГЭЭ.

ГЭЭ как сфера деятельности существует в стране с 1988 г., когда был создан Госкомитет СССР по охране природы. Единую систему ГЭЭ установил ФЗ «Об экологической экспертизе». Субъектами ГЭЭ являются специально уполномоченные федеральные и региональные органы. В настоящее время функции эти осуществляет в основном Ростехнадзор и региональные органы, устанавливаемые самим субъектом. В Омской области ГЭЭ проводит отдел ЭЭ и охраняемых природных территорий при Управлении ЭБ Министерства сельского хозяйства и продовольствия.

В экологическом проектировании используют экологические критерии, нормы и стандарты.
Экологические критерии - признаки, на основании которых производится оценка, определение или классификация экологических систем, процессов и явлений.
В зависимости от сути оценок выделяют следующие критерии:

  • природозащитные (условие - сохранение целостности экосистемы, популяции, вида);
  • антропоэкологические (воздействие на человека);
  • эколого-ресурсные (воздействие на ресурсы);
  • эколого-социальные (воздействие на социум);
  • эколого-хозяйственные (воздействие на системы природа-население-хозяйство);
  • качества окружающей среды - признаки, по которым производится оценка качества природной среды и отдельных компонентов и элементов ландшафтов.
При экологическом нормировании используют различные виды экологических критериев. Результатом экологического нормирования является установление идеальных и временных норм, регламентов и нормативов антропогенного воздействия на элементы и компоненты ландшафтов. Условие - установление таких нормативов, при которых не происходит структурно-функциональных изменений ландшафтов, экосистем.
Экологический стандарт - количественный и качественный показатель состояния природных объектов или природных процессов. Экологический стандарт входит в систему правовых актов, устанавливающих режим использования природных ресурсов.
Стандарты качества окружающей среды являются научно обоснованными предельно допустимыми нормативами состояния компонентов природы, превышение которых создает угрозу для человека, биоты ландшафта, ландшафта в целом.
В РФ существует следующая программа постоянно обновляющихся стандартов:
  • охраны и преобразования ландшафтов (Ландшафты);
  • рационального использования и охраны недр (Недра);
  • охраны и использования почв (Почвы);
  • улучшения использования земель (Земли);
  • охраны и использования вод (Гидросфера);
  • охраны атмосферы (Атмосфера);
  • рационального использования биологических ресурсов (Биологические ресурсы);
  • охраны флоры (Флора);
  • охраны фауны (Фауна).
Также гостируются радиоактивность и радиоактивное загрязнение, шум, вибрация, электромагнитные волны, воздействие транспорта, промышленные и бытовые отходы, сточные воды и их осадки, минеральные удобрения, безопасность в чрезвычайных ситуациях, слежение за воздействием (мониторинг), рекультивация и, наконец, пищевые продукты.
Государственные стандарты - государственные узкофункциональные руководства и инструкции, регламентирующие различные виды хозяйственной деятельности, объясняющие и определяющие термины, а также некоторые задачи, связанные с планированием и проектированием.
Стандартизация по охране окружающей среды, начатая в 80-е годы XX в., завершилась разработкой стандарта:
  • ГОСТ 17.0.0.01-78. Система стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов. Вся система государственных стандартов представлена следующими группами:
  • ГОСТы 17.5.. посвящены вопросам охраны литосферы, включая правила и нормы землепользования, рекультивации, гидролесомелиорации и т.д.;
  • ГОСТы 17.6.. направлены на охрану, защиту и восстановление лесов, охрану прочей флоры, не относящейся к сельхозкультурам;
  • ГОСТы 17.8.. посвящены вопросам ландшафтоведения, охраны и классификации ландшафтов;
  • стандарты группы ГОСТ 12. устанавливают ПДВ/ВСВ, ПДС/ ВСС, лимиты использования природных ресурсов, размещения отходов, пределы допустимых уровней физического загрязнения и радиационного воздействия;
  • ГОСТы 17.1.. регламентируют вопросы охраны гидросферы и водопользования;
  • ГОСТЫ 17.2.. регламентируют охрану атмосферного воздуха,
  • выбросы вредных веществ в атмосферу;
  • ГОСТы 17.4.. включают вопросы охраны почв от загрязнения,
  • уничтожения, воздействий, способствующих их деградации,
  • методы повышения плодородия и др.
В систему экологических нормативов и стандартов входят:
  • нормативы качества окружающей среды;
  • нормативы использования природных ресурсов;
  • нормативы предельно допустимого воздействия на окружающую среду;
  • экологические стандарты;
  • нормативы санитарных и защитных зон.

Еще по теме 3.4.Экологические критерии и стандарты:

  1. Опасность деятельности предприятия для окружающей среды и населения как критерий обязательности экологического аудита
  2. Производственные стандарты и стандарты контроля качества продукции
  3. Третий этап: золотослитковый стандарт ((Великобритания и США), золотодевизные стандарты остальных стран, 1926-1931г

Следует отметить, что понятие «природная среда» мало подх дит для условий, окружающих человека в городе. Выброс з грязняющих веществ в воздушный бассейн, высокое тепловыдел ние, изменение условий поглощения и отражения солнечной р~ диации, деградация (вплоть до полного разрушения) почв, обе нения флоры и фауны, высокая запыленность территории, за грязнение водоемов, водотоков и донных отложений, воздейств шумовых источников и электромагнитных излучений и другие фа


6.1.3. Интегральные показатели техногенных воздействий

В Российской Федерации на уровне нормативного документа существуют только несколько схем индикации состояния среды. Это прежде всего критерии устойчивого лесопользования и «Кри­терии оценки экологической обстановки территорий для выявле­ния зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологиче­ского бедствия».

В этом документе предусмотрен единый подход, позволяющий классифицировать обследуемые территории с их спецификой по степени экологического неблагополучия и определен порядок по­этапного проведения оценки экологического состояния террито­рии. Нормативный документ не предназначен для использования как региональная система индикаторов (РСИ), но подбор инди­каторов из имеющегося списка позволяет придать им юридиче­ский статус гораздо быстрее, чем для вновь разработанных пока­зателей.

Ниже дается аннотированный обзор данных нормативов и пе­речень выбранных для схемы региональных экологических инди­каторов (РЭИ). В соответствии с «Критериями...» экологическая обстановка классифицируется по возрастанию степени экологи­ческого неблагополучия в городах и на территориях следующим образом:

относительно удовлетворительная;

напряженная;

критическая;

кризисная (зона чрезвычайной экологической ситуации);

катастрофическая (зона экологического бедствия).

Экологическая оценка изменения среды обитания в городе ха­рактеризуется:

состоянием здоровья населения;

уровнем загрязнения атмосферного воздуха (химического, био­логического);

уровнем загрязнения питьевой воды и источников питьевого и рекреационного назначения (химического, биологического);

загрязнением почв селитебных территорий (химическое, био­логическое, радиоактивное);

системой обращения с отходами.

Экологическая оценка изменения природной среды террито­рии характеризуется:

уровнем загрязнения воздушной среды;

загрязнением водных объектов, истощением ресурсов вод, де­градацией водных экосистем;

степенью деградации почв;

уровнем угнетения растительности;

биоразнообразием животного мира.


Таблица 6

Пример оценки процесса эвтрофикации по индикаторам «воздействие-состояние-отклик»

Индикатор Показатель )
Индикаторы степени воздействия Объем сбросов биогенных веществ в сточных водах: всего; прямой сброс в водоемы; сброс на душу населения по прибрежным регионам; ) удельные нагрузки фосфорсодержащих удобрений на < 1 га сельхозугодий
Индикаторы состояния Средняя концентрация фосфора в уязвимых участках: 1 частота и характеристика развития синезеленых " водорослей; эвтрофикация рек, ранжированных по концентрации \ минерального фосфора: слабая (< 25мкг/л), средняя (25-50 мкг/л) и сильная (> 50 мкг/л) }
Индикаторы отклика Степень доочистки фосфора на коммунальных очистных \ сооружениях: ! сокращение прямых сбросов неочищенных сточных вод; \ доля населения прибрежных регионов, присоединенное к системам очистки сточных вод; < площади водоохранных зон с естественной/квазистацио \ нарной растительностью }

фикации отражают индикаторы состояния в уязвимых участк экосистем: мелководьях, зонах замедленного водообмена, коне ных водоемах стока.

Наконец, эффективность борьбы с эвтрофикацией характер зуют индикаторы отклика экосистем на защитные меры, котор! наглядно показывают, какие результаты достигнуты (табл. 6.2).

Для избежания конфликтных ситуаций и конфронтации нео ходимо отразить все отраслевые и государственные интересы водопользовании, установив лимиты забора воды; количес~~ воды, которое обязательно остается в живом стоке реки (и может быть изъято) во временном разрезе и по створам ре плату за воду как ресурс, создание необходимых условий образ вания стока на территории бассейна; плату за осуществление во доохранных мероприятий; систему сбора платы всех видов * штрафных санкций за загрязнение поверхностных вод; меропри; ятия по предотвращению ухудшения гидрологического состоя ния реки и водосбора; контроль объема и качества стока в погра ничных створах.


Показатель Зона экологического бедствия Зона чрезвычайной экологической ситуации Норма Время воздействия
Критические уровни для наземной растительности, м< >/м 3
S0 2 >0,2 0,1-0,2 < 0,02 Среднегодовое
N0 2 >0,3 0,2-0,3 < 0,03 Среднегодовое
HF >0,02 0,01-0,02 < 0,002 Долговременное
Озон > 1,5 1,0-1,5 < 0,15 Максимальная за 1 ч
> 0,6 0,4-0,6 < 0,06 Средняя за 3 ч
Критические нагрузки для лесных и водных экосистем, г/м 3 в год
Соединения серы >5,0 3,0-5,0 < 0,32 Северные и центральные районы
Соединения азота > 4,0 2,0-4,0 < 0,28 Тоже
Ионы водорода >300 200-300 < 20,0 »

Загрязнение воздушной среды. Основными показателями загря^ нения атмосферного воздуха, характеризующими воздействие природную среду (растительность, почвы, поверхностные и по* земные воды), являются критические нагрузки и критические уро^ ни загрязняющих веществ. Под ними понимают максимальные зн~; чения выпадений или соответственно концентраций в атмосфе; ном воздухе загрязняющих веществ, которые не приводят к вре; ным воздействиям на структуры и функции экосистемы в долг временном плане. Критические уровни, максимально допустимь дая серы и азота, опубликованы в 1995 г. для всех стран Европы ЕМЕП-сети (сети панъевропейской программы мониторинга окр> жающей среды) 150 х 150 км. В табл. 6.3 приведены критичесь значения диоксида серы, диоксида азота, фторида водорода озона, влияющих на наземную растительность, а также кр* ческие нагрузки по соединениям серы, азота и ионов водород влияющие на лесные и водные экосистемы для европейской ча; ти России.

Оценка качества атмосферного воздуха в нашей стране пров: дится по двум наиболее широко используемым критериям: индег су загрязнения атмосферы (ИЗА) и комплексному показателю за рязнения атмосферного воздуха (Р).

Индекс загрязнения атмосферы рассчитывается по пяти осно: ным загрязняющим веществам (сумма средних концентраций, но^ мированных на среднесуточные ПДК, с учетом класса опасности; Применяется пятибалльная шкала оценок: удовлетворительная а туация (ИЗА < 5), относительно напряженная (ИЗА от 6 до 15" существенно напряженная (ИЗА от 16 до 50), критическая (ИЗ* от 51 до 100), катастрофическая (ИЗА свыше 100).

Комплексный показатель Р рассчитывается по среднегодовь концентрациям для любого числа ингредиентов по аналогичны: принципам с применением коэффициента изоэффективност класса опасности веществ и с учетом эффекта частичной сумма ции их токсического действия. Его значения табулированы от д: пустимого уровня загрязнения до состояния экологического бел ствия.

Загрязнение водных объектов. В качестве основных показателе; оценки состояния поверхностных вод выбраны токсичные, пр? оритетные загрязняющие вещества, в том числе обладающие свой ствами накопления в органах и тканях гидробионтов. Критер* оценки степени химического загрязнения поверхностных вод пр стабильном сохранении химического загрязнения в течение тре лет приведены в табл. 6.4. Широко применяется ПХЗ-10 - форма лизованный суммарный показатель химического загрязнения во. Он рассчитывается как сумма значений концентраций, норми ванных на ПДК рыбохозяйственных водоемов, для 10 загрязня щих веществ с максимальным превышением ПДК.


Расчет ГТХЗ-10 производится по формуле

ПХЗ-10 = Q/ПДК, + С 2 /ПДК 2 + Сз/ПДКз + ...

где С/ - концентрации химических веществ в воде; ПДК, - пре­дельно допустимая концентрация для 10 веществ в рыбохозяйствен-ных водоемах.

Коэффициент донной аккумуляции (КДА) определяется по формуле

КДА=С Д. 0 /С В,

где Сд.о иС в - концентрации загрязняющих веществ соответствен­но в донных отложениях и в воде.

Коэффициент накопления в гидробионтах К н рассчитывается по формуле

К н = С г /С в,

где С г - концентрация загрязняющих веществ в гидробионтах.

Усредненные значения критической концентрации некоторых загрязняющих веществ, мг/л:

Медь................................................................ 0,001-0,003

Кадмий............................................................. 0,008-0,02

Цинк................................................................... 0,05-0,1

Хлорированные углеводороды:

ПХБ............................................................................ 0,005

Бенз(а)пирен............................................................. 0,0005

При оценке состояния водных экосистем достаточно надежны­ми показателями являются характеристики состояния и развития всех экологических групп водного сообщества. На практике оценка этих индикаторов представляет значительные сложности из-за на­рушения радов наблюдений и малого числа точек наблюдений. Основные показатели по фито- и зоопланктону, а также по зоо-бентосу, характеризующие степень деградации пресноводных эко­систем, представлены в табл. 6.5.

В системе Роскомгидромета для оценки состояния поверхност­ных водных объектов применяется индекс загрязнения воды (ИЗВ). С его помощью сравнивают водные объекты между собой, харак­теризуют изменения качества воды. Это сумма нормированных к ПДК значений концентрации шести главных поллютантов: в ка­честве обязательных - БПК5 и растворенный кислород, а также четыре ингредиента с максимальными значениями.

Оценка качества воды базируется на сравнении со шкалой из семи градаций: от «очень чистая» (ИЗВ < 0,3) до «чрезвычайно грязная» (ИЗВ > 10,0). Она дополняется санитарными показателя­ми (коли-индекс, патогенные микроорганизмы).


Таблица 6.4 Критерии оценки степени химического загрязнения поверхностных вод

Показатель Зона экологического Зона чрезвычайной Удовлетворительная
бедствия экологической ситуации ситуация
Г Основные показатели: ПДК и ПХЗ-10*
Химические вещества классов опасности:
1-ППДК > 10 5-10
III-IV ПДК > 100 50-100
I - II ПХЗ-10 >80 35-80
III -IV ПХЗ-10 >500
Дополнительные показатели
Запахи и привкусы, баллы >4 3-4
Нефть и нефтепродукты Пленка темной окрас- Яркие полосы или Отсутствуют
ки, занимающая 2 / 3 площади пятна тусклой окраски
рН 5,0-5,6 5,7-6,5 -
ХПК, мг 0 2 /л 20-30 10-20 -
Растворенный кислород, % насыщенности 10-20 20-50 -
Нитриты, ПДК > 10 >5 < 1
Нитраты, ПД >20 > 10 < 1
Соли аммония, ПДК > 10 >5 < 1
Фосфаты, ПДК >0,6 0,3-0,6 < 0,05
Минерализация в долях регионального уровня 3-5 2-3 Региональный уровень
КДА (коэффициент донной аккумуляции) > 10 4 1&-W
К н (коэффициент накопления в гидробионтах) > 10 5 _________ 10 4 -10 5 _________ 10________

* ПХЗ-10 - формализованный суммарный показатель химического загрязнения вод для 10 максимально превышающих ПДК


Зования. В оценке экологического состояния почв основными по­казателями степени экологического неблагополучия являются кри­терии физической деградации, химического и биологического заг­рязнения. Также в качестве критерия экологического состояния территории используют площадь выведенных из землепользова­ния угодий в результате деградации почв (эрозия, дефляция, вто­ричное засоление, заболачивание). За комплексный показатель заг­рязнения почвы принимают фитотоксичность - свойство загряз­ненной почвы подавлять прорастание семян, рост и развитие выс­ших растений (тестовый показатель).

Признаком биологической деградации почв является снижение жизнедеятельности почвенных микроорганизмов, о котором мож­но судить по уменьшению уровня активной микробной биомассы, а также по более распространенному, но менее точному показате­лю - дыханию почвы. Кратность превышения предельно допусти­мых норм загрязняющих веществ в почве оценивается по их под­вижным (растворимым) формам. Радиоактивное загрязнение оце­нивается по мощности экспозиционной дозы (мкР/ч) и степени радиоактивного заражения (Бк/м 2).

Для оценки химического загрязнения широко используется показатель суммарного загрязнения почв Z c . Градации значений этого показателя были табулированы для следующих восьми эле­ментов: Си, Zn, Pb, Cd, Ni, Fe, Co, Hg, а категории загрязне­ния, сопоставленные с показателями здоровья населения, были утверждены в 1989 г. Главным санитарным врачом СССР в каче­стве нормативного документа. С тех пор оценка загрязнения почв по значениям Z c выполняется неккорректно (для произвольного набора поллютантов).

Изменения геологической среды. Геодинамические показатели деформации геологической среды с экологическими последствия­ми могут быть представлены в форме интенсивности и масштаба проявления современного напряженно-деформированного состо­яния верхних частей литосферы. Эти показатели определяются параметрами критических скоростей деформации и масштабом ожидаемого сейсмического эффекта. В качестве предельного кри­тического уровня геодинамического воздействия объектов исполь­зуется величина деформации 0,00001 отн. ед., которая применя­ется при оценке аномальных техногенных деформаций. Предель­ный (критический) уровень деформации 0,00001 отн. ед. может быть достигнут в локальных зонах в течение 15 - 30 лет. Эти сроки соизмеримы с минимальными сроками эксплуатации особо ответ­ственных объектов и сооружений. Нарушение их функционирова­ния может привести к критическим экологическим последствиям. Уровень деформации 0,0001 отн. ед. приводит к таким нарушениям геологической среды, что районы с этими нарушениями можно отнести к зонам геологического бедствия.


Критерии оценки состояния пресноводных экосистем* v

* ГОСТ 17.1.3.07-82 «Охрана природы, гидросферы. Правила контроля ка~ ства воды водоемов и водотоков»; Руководство по методам биологического ан~ за поверхностных вод и донных отложений / Под ред. В. А. Абакумова. - Л.: Гид-метеоиздат, 1983.

Сокращение ресурсов поверхностных вод. В качестве основно показателя оценки степени истощения водных ресурсов прик норма безвозвратного изъятия поверхностного стока. Норма - предельно допустимый объем безвозвратного изъятия повер ностного стока, составляющий 10-20 % среднемноголетнего зн чения естественного стока.

Безвозвратное изъятие поверхностного стока включает безвоз ратное водопотребление в коммунальном хозяйстве, промышле ности, теплоэнергетике, сельхозводоснабжении, орошении и п мышленном рыбоводстве с учетом потерь на испарение, межб сейновой переброски стока рек и др. Оценка его объема провод ся для замыкающих створов рек.

Загрязнение подземных вод. Загрязнение подземных вод на уч стках зоны влияния хозяйственных объектов характеризуется ко центрацией загрязняющих веществ и площадью области загрязн ния. Оценивается содержание нитратов, фенолов, тяжелых ме лов, нефтепродуктов, хлорорганики, бенз(а)пирена.

Загрязнение и деградация почв. Выбор критериев экологическ оценки состояния почв определяется спецификой их местопол жения, генезисом, буферностью, а также разнообразием испо


Бищной растительности). Изменение проективного покрытия про­исходит в результате антропогенного воздействия на раститель­ность разных типов, главными из которых являются механичес­кое нарушение фитоценоза (выпас, рекреация и т.д.) и хими­ческое воздействие, приводящее к изменению жизненного со­стояния видовых популяций через изменение процессов метабо­лизма и водного баланса.

Уменьшение запаса древесины основных лесообразующих по­род свидетельствует о процессе деградации лесных экосистем в результате неудовлетворительной лесохозяйственной деятельно­сти.

Лесные пожары являются опасным фактором, приводящим к деградации значительных площадей лесных экосистем. Обширные гари, на которых лес не восстанавливается в течение, как мини­мум, 10 лет, являются признаком необратимых изменений в эко­системе.

Изменения качественных и количественных характеристик рас­тительного покрова могут быть объективно интерпретированы толь­ко в сравнении с естественным состоянием растительных сооб­ществ. При этом под фоновыми понимают относительно ненару­шенные участки, аналогичные по своим природно-ландшафтным характеристикам исследуемой территории.

Зооценозы. Критерии и индикаторы состояния животного мира рассматриваются на уровне зооценоза или популяций отдельных животных. При расчете изменений разнообразия как критерия оце­нок состояния зооценоза в целом необходимо учитывать, что дан­ный критерий связан с оценкой обилия, а численность многих животных подвержена циклическим изменениям.

За временной шаг для оценки принимают десятилетние перио­ды сравнения. Индикатором могут быть как массово гнездящиеся птицы, так и, напротив, относительно редкий вид, имеющий эко-топически узкий диапазон условий обитания (например, черный коршун).

При оценке изменения плотности популяции видов - индика­торов антропогенной нагрузки - необходимо учитывать их раз­личную реакцию на воздействие: популяции устойчивых видов будут увеличивать свою численность, а популяции видов, чувствитель­ных к антропогенной нагрузке, - уменьшать ее.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13

Критерии экологической безопасности. Научная литература, различные рекомендательные и нормативные документы содержат множество частных критериев экологической безопасности. При этом часто невозможно судить, по какому из этих критериев можно вынести окончательное суждение о безопасности того или иного объекта. Поэтому возникает необходимость разработки и использования небольшого числа основных или интегральных критериев безопасности и получения на их основе обобщенной оценки состояния объектов различного уровня - от экосферы в целом до индивидуума, отдельного человека.[ ...]

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КРИТЕРИЙ - см. критерий экологический.[ ...]

КРИТЕРИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ - признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация экологических систем, процессов и явлений. Вопрос о К.э. очень важен для экологического обоснования проекта, экологического планирования, прогнозирования, нормирования, экологической экспертизы, эколого-экономической оценки. К.э. может быть природозащитным (сохранение целостности экосистемы, вида организма, его местообита1 ния и т.д.), антропоэкологическим (воздействие на человека, на его популяции) и хозяйственным, вплоть до воздействия на всю систему «природа-общество» .[ ...]

Экологическая регламентация хозяйственной деятельности входит в концепцию экоразвития как важнейшая часть. Ее основой является принцип сбалансированного природопользования, согласно которому размещение хозяйственных объектов на определенной территории и их совокупная техногенная нагрузка на окружающую природную среду (природоемкость) не должны превышать экологической техноемкости территории, восстановительного потенциала ее экосистем, включая и население территории. Это принцип и соизмерение природных и производственных потенциалов (емкостей) выступают в качестве главных критериев экологического нормирования и оптимизации природоохранной деятельности.[ ...]

Из критериев экологического обоснования проекта на Западе и в Японии на первое место выдвигаются доказательства объективной оптимальности выбранного варианта размещения и проектных решений, экологическая безопасность (степень экологического риска) и соотношение между экономической выгодой и экологическими издержками хозяйственного начинания. Заключение экологической экспертизы является юридическим документом; эксперты несут полную юридическую ответственность за представленные выводы. Повторная экспертиза проводится лишь в том случае, когда строго и объективно доказана серьезная ошибка экспертов. Если такой ошибки нет, то органы или лица, принимающие решение, либо безоговорочно соглашаются с выводами экспертизы, либо берут на себя всю полноту юридической и моральной ответственности за решение, идущее вразрез с выводами экспертизы.[ ...]

Выбор критериев экологической оценки состояния почв определяется спецификой их местоположения, генезисом, буферностью, а также разнообразием их использования.[ ...]

Выбор критериев экологической оценки состояния почв определяется спецификой их местоположения, генезисом, буферностью, разнообразием их использования и учетом площадей с различной степенью деградации почв. Для более полного представления о масштабе и степени загрязнения обследуемой территории необходимо выявление видов деятельности, вызывающих это загрязнение.[ ...]

В целом экологический аудит может быть как комплексным, так и узко профессионально ориентированным. Различают также внутренний экологический аудит (по инициативе самого природопользователя) и внешний (по требованию государственных или общественных органов). Критериями экологического аудита являются показатели природопользования, основанные на федеральных, территориальных и местных экологических требованиях. От ОВОС экологический аудит отличается тем, что не предполагает проведения натурных исследований и наблюдений, а ориентируется преимущественно на анализ материалов и документации, предоставляемой заказчиком. Кроме того, ОВОС обычно применяется на предпроектных и проектных этапах работ, а экологический аудит проводится на действующих предприятиях. От экологической экспертизы он отличается также ориентацией на анализ действующих, а не проектируемых объектов хозяйственной деятельности. Являясь добровольным, экологический аудит не несет нормативных и (или) запретительных функций. В то же время, если основной задачей экологической экспертизы, является оценка экологических последствий реализации проекта и его соответствия законодательным и нормативным актам, то задачи экологического аудита включают не только оценку реализации основных положений заключения экологической экспертизы, но и разработку конкретных природоохранных мероприятий, ориентированных на реальные условия производственной деятельности. Работы по экологическому аудиту осуществляются по заданию и за счет средств природопользователя небольшими группами специалистов в сжатые сроки .[ ...]

В списке критериев экологической оценки редкость объекта идет сразу же после разнообразия (Margules, Usher, 1981) и используется в схемах, рассматривающих весь ареал организмов [например, птиц (Fuller, Langslow, 1986) и беспозвоночных (Disney, 1986)] в разных странах [включая Шотландию (Idle, 1986) и Нидерланды (van der Ploeg, 1986)]. Подобно многим другим понятиям, связанным с разнообразием, у редкости нескольхо значений. С точки зрения моделей распределения видовых обилий редкие виды - это те, что попадают в несколько первых классов численности. Доля их уменьшается в рассмотренной последовательности от геометрического ряда до модели разломанного стержня (см. гл. 2). Но для специалистов по охране природы в список редких видов могут попасть и исчезающие, заслуживающие занесения в Красную Книгу, и мигрирующие (например, странствующий дрозд - Turd us migratori-us - в Британии), оказавшиеся далеко от своих естественных местообитаний, где они весьма обильны.[ ...]

Согласно «Критериям экологической безопасности», состояние природных вод и снежного покрова на месторождении можно признать «относительно удовлетворительным».[ ...]

В качестве критерия экологического состояния территории рекомендуется использовать площадь выведенных из землепользования угодий в результате деградации почв (эрозия, дефляция, вторичные засоление, осолонцевание, заболачивание).[ ...]

В качестве критерия экологического состояния территории рекомендовано использовать площадь выведенных из землепользования угодий в результате деградации почв (эрозия, дефляция, вторичное засоление, осолонцевание, заболачивание). К деградации почв способны привести такие процессы, как механическое удаление почвенного покрова при открытой добыче полезных ископаемых, строительных работах; провоцируемые человеком водная эрозия и дефляция.[ ...]

Унификация экологических критериев защиты природы определяет рациональный состав нормируемых показателей и свойств по всему комплексу природосберегающих и природоохранных мероприятий, реализуемых в различных сферах материально-технического производства. Мировой опыт глобального техногенно-антропогенного развития (в сферах производства промышленно развитых стран) выделяет в инженерно-экологическом аспекте три группы основополагающих критериев защиты природы: 1) критерии техногенных ограничений; 2) критерии антропогенных ограничений, 3) критерии экологического восстановления.[ ...]

Разработка экологических паспортов для принятия управленческих и хозяйственных решений, определяющих устойчивое развитие региона с учетом критериев экологической безопасности, осуществлялась сотрудниками Республиканского научно-исследовательского центра охраны атмосферного воздуха в Республике Казахстан впервые. В связи с этим в процессе разработки экологических паспортов отрабатывались концептуальные и методические основы проекта нового республиканского нормативного документа в области охраны окружающей среды - экологического паспорта города.[ ...]

Конкретными критериями экологической оценки состояния окружающей среды выступают требования здравоохранения и природоохранного законодательства. Соответствие условий окружающей среды этим критериям свидетельствует о благоприятном, а несоответствие - о неблагоприятном ее качестве со всеми вытекающими отсюда последствиями.[ ...]

Абакумов В.А. Экологические модификации и развитие биоценозов // Экологические модификации и критерии экологического нормирования.[ ...]

Существующие экологические нормы еще недостаточно «экологичны» и не отвечают требованиям сбалансированности. Нормы техногенных нагрузок и расчеты эмиссий должны базироваться не на максимальных инженерных ПДК, а на тех предельно допустимых уровнях и концентрациях, которые учитывают коллективные дозы, длительное последствие и критерии экологического риска.[ ...]

Биохимические критерии экологического нарушения основаны на измерениях аномалий в содержании химических веществ в растениях. Для квалификации критического экологического нарушения территории используются показатели изменения соотношения содержания токсичных и биологически активных микроэлементов в укосах растений с пробных площадок и в растительных кормах. В лесах распространенным токсикантом, воздействие которого на растения приводит к необратимым физиологическим и метаболическим нарушениям, является диоксид серы. Негативное действие тяжелых металлов на растения в основном связано с их проникновением в клеточные структуры с почвенным раствором. В целом же аэротехногенный путь посту-пления полютантов в растения через их ассимиляционные органы является определяющим деградацию лесных биогеоценозов в условиях воздействия выбросов горно-металлургических предприятий. Накопление металлов в ассимилирующих органах исследуемых растений увеличивается с увеличением уровней загрязнения среды их произрастания. Такая закономерность характерна только для тех металлов, которые являются приоритетными для состава выбросов металлургических предприятий. Другие металлы (не промышленного происхождения) распределяются по территории равномерно, и зависимостей их аккумуляции от зоны поражения растительности пока не найдено. Наиболее информативные биохимические показатели поражения лесных экосистем приведены в табл. 14.[ ...]

В табл. 10.14 представлены критерии экологического состояния радиоактивно загрязненной территории, определенные исходя из вышеназванных параметров (см. также прил. 25 - 29) .[ ...]

Для расчета индикаторов к критериям экологической сертификаци используются разные источники. Для части индикаторов информацию можно получить в справочниках, инструкциях, правилах, наставлениях, отчетах лесоустройства и литературных источниках. Для ряда индикаторов требуется дополнительный сбор данных с проведением исследований (в том числе и фундаментальных). Особую ценность для расчета индикаторов представляют научные сведения, полученные на основе длительных стационарных исследований.[ ...]

В гл. 7 в качестве основного критерия экологической безопасности территориальных комплексов было введено главное условие: техногенная нагрузка на территорию (природоемкость производства) не должна превышать экологической техноемкости территории (самовосстановительного потенциала природной системы).[ ...]

На наш взгляд, рекомендации по критериям нуждаются в серьезной доработке. Было бы целесообразным на основе предлагаемых показателей разработать единую иерархическую систему критериев экологического состояния территорий и исследовать их стахостические свойства.[ ...]

Количественные и качественные критерии экологической эффективности охраны окружающей среды. Методы оценки и прогнозирования экологической эффективности.[ ...]

Предприниматели стали учитывать критерии экологической безопасности в разработках проектов и планировании инвестиций. Население впервые получило объективную информацию о фактической экологической ситуации и прогнозе возможных неблагоприятных последствий реализации того или иного проекта, а также возможность отстаивать свои права на экологическую безопасность через суд.[ ...]

График темпа прироста для каждого критерия экологического состояния территории, в соответствии с полученными значениями коэффициента вариации, изображен на рис. 12: на абсциссе - значения;;р; на ординате - равные отрезки, обозначающие изменение цены экологической составляющей Д в-зк е вследствие негативного воздействия факторов окружающей среды.[ ...]

Для перехода к устойчивому развитию экологически безопасного производства должна быть создана международная и национальная система экологической сертификации продукции, отходов производства, природных объектов и услуг. Система экологической сертификации должна включать такие направления, как технологические процессы, отходы производства и потребления, готовая продукция, экологические услуги, объекты окружающей среды и природные ресурсы. Чтобы определить критерии экологической безопасности для технологических процессов необходимо ввести понятие «соответствие уровню технологии», которое существует в законодательстве многих стран. Это означает, что для различных технологий производства однородной продукции уровень выбросов (сбросов), а также потребляемых сырья, воды и энергии не должен превышать показателей, установленных в качестве предельно допустимых на данный период времени и приближенных к показателям новых технологических процессов.[ ...]

Однако наиболее информативные, надежные критерии экологической диагностики водной среды имеют неоспоримую перспективу и для оперативной оценки качества водной среды, и для его прогнозирования и управления.[ ...]

В табл. 4.12 приведены основные и дополнительные критерии экологической оценки состояния почв населенных пунктов и экспертно принятая параметрическая оценка показателей, позволяющая отнести почвы обследуемых территорий к зонам экологического бедствия и зонам чрезвычайной экологической ситуации.[ ...]

Важным является утверждение, что экономический оптимум экологических нарушений должен определяться не на множестве всех возможных нарушений, а лишь на множестве допустимых по социально-экономическим критериям экологических нарушений .[ ...]

В ходе исследования, во-первых, была выявлена зависимость изменения величины экологической составляющей в рыночной цене недвижимости от изменения параметра каждого критерия экологического состояния территории: чем меньше изменение параметра, тем значительнее его влияние на экологическую составляющую. Во-вторых, как показали практические расчеты, наиболее значимым критерием является качество воздушного бассейна, что особенно важно учитывать при решении вопросов финансирования природоохранных программ.[ ...]

В клетках обычно стоят номера описаний. В данном случае в двух из них находятся контрольные критерии экологической однородности выделенных единиц: Нт - средняя высота ели в 120-летнем древостое, м; Я - оценка активного богатства почвы (по Л. Г. Раменскому и др., 1956, балл, от.. . до)-pH -кислотность горизонта подстилки (Ао); С: N - отношение углерода к азоту в подстилке (Ао); В - степень насыщенности основаниями (%) почвообразующей породы (С).[ ...]

Содержащиеся в проекте нормативного акта понятия: были привязаны к международным нормам и правилам в части экологического аудита и означают следующее: экологический аудит определен как систематизированный, документированный процесс получения, изучения: и оценки экологической информации об объекте аудита на основе осуществления: независимой, вневедомственной проверки его соответствия: определенным критериям экологического аудита с представлением результатов заказчику.[ ...]

В настоящее время перед отечественной лесоводственной наукой стоит задача разработки методических подходов к обоснованию индикаторов и критериев экологической сертификации лесоводственных систем, а также систематизации имеющихся сведений, касающихся оценки изменений лесных экосистем на разных уровнях (в пространстве и времени).[ ...]

Почвы в силу своих природных свойств способны накапливать значительные количества загрязняющих веществ. Санитарно-гигиенический подход к выбору критериев экологической оценки почв (грунтов) населенных пунктов определяется, с одной стороны, возможностью переноса загрязняющих веществ в воздух и воды этих территорий, с другой - непосредственным влиянием отдельных показателей на здоровье населения. Влияние почвы на загрязнение воздуха и воды обследуемых территорий описывается показателями экологического состояния этих сред в соответствующих разделах.[ ...]

Для отдельных экологических систем главными критериями безопасности выступают целостность, сохранность их видового состава, биоразнообразия и структуры внутренних взаимосвязей. Наконец, для индивидуумов главным критерием безопасности является сохранение здоровья и нормальной жизнедеятельности.[ ...]

Будущий инженер столкнется в этой книге с новыми понятиями и подходами к проблемам технического освоения природы, в том числе и с доказательствами антиэкологичности техники и техногенеза. Экологический императив вынуждает изменить точку зрения на научно-технический прогресс и оценивать развитие техники и производства, экономический рост в первую очередь по критериям экологического риска. Если учебное пособие будет способствовать формированию экологического мировоззрения будущих специалистов, научит их соизмерять технический прогресс с выносливостью биосферы и рассматривать производственную деятельность с точки зрения законов живой природы, авторы будут считать свою задачу выполненной.[ ...]

Удельный выброс представляет собой массовый выброс загрязняющего вещества, приходящийся на единицу подводимой к топке энергии или на единицу сожженного условного топлива при нормальной мощности котла. Этот показатель служит критерием экологического совершенства энергетической установки, и его рекомендуется использовать в качестве основного параметра, регламентирующего выбросы вредных веществ в атмосферу от ТЭС.[ ...]

Современные крупные города представляют собой сложные урбосистемы, в пределах которых существуют зоны (районы) с преимущественным размещением в них промышленных предприятий, социальных объектов, жилых зданий, объектов озеленения (Мильков, 1973; Кучерявый, 1984; Владимиров и др., 1986; Боговая, Тео-доронский, 1990; Природный комплекс большого города..., 2000). Справедливо считается, что критерием экологического районирования территории крупного города может быть пригодность природных комплексов для того или иного вида человеческой деятельности. Состояние природно-техногенной среды оценивается по степени опасности условий жизнедеятельности населения. Наиболее опасным в городе является загрязнение воздуха, которое принимается как основа районирования. Сложившиеся масштабы нарушения окружающей среды - в значительной степени итог того, что около 0,5 млн различных химических веществ - продуктов «метаболизма» городов - поступают в окружающую среду (Фильваров, 1991).[ ...]

Знание и соблюдение законов развития природы в деятельности человека и общества имеет решающее значение и оценивается как императив. Проявляющиеся во взаимодействии общества и природы законы развития природы создают естественно-научные и философские основы разнообразной деятельности по природопользованию и охране окружающей среды, в том числе в сфере права. Учет законов природы при планировании и осуществлении экологически вредной деятельности и их соблюдение должно служить основным критерием экологической обоснованности и допустимости такой деятельности. Их знание и учет особенно важны при осуществлении таких правовых мер охраны природы, как нормирование предельно допустимых воздействий на природу, оценка воздействия планируемой деятельности на окружающую среду, экологическая экспертиза, планирование мер по охране природы и др. Законы развития природы должны учитываться также при подготовке законопроектов об охране окружающей среды. Обспечение учета и соблюдение законов природы при принятии хозяйственных, управленческих и иных экологически значимых решений - одно из условий, методологическая основа выхода из экологического кризиса.[ ...]

Авторы проекта приводят обоснования принятых допущений, что является главной содержательной стороной процесса подготовки заявления (декларации) о предполагаемом воздействии на окружающую среду нового или реконструируемого объекта. Именно это обоснование является реперной точкой для экспертной группы, осуществляющей процедуру ОВОС. Объективность оценки повышается, если сценарии реализации проекта разбиваются на отдельные поэтапные кадры. Этот прием позволяет провести процедуру детальной ОВОС каждого из них и подготовить агрегированную информацию для общего заключения. В итоге осуществляется поэтапная экспертиза предлагаемых в проекте технических решений по критерию экологической безопасности и дается интегральная оценка будущему объекту как потенциальному источнику воздействия на природную среду и здоровье населения.