Крупнов юрий васильевич институт демографии семья. "Мы хотим вымирать и нищать или размножаться и богатеть?"

По оценкам экспертов ООН, к 2030 году население России сократится почти на 8 млн человек и составит 138 652 480 человек (на 1 января 2016 года, по данным Росстата, - 146 544 710). Некоторые демографы считают, что проблему можно решить с помощью мигрантов. Однако есть и противоположная точка зрения. Как надо менять миграционную политику, почему через 10 лет Россия окажется в демографической яме и кто придет на смену приезжим из республик Средней Азии, корреспонденту «Известий» Дарье Филипповой рассказал председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов.

За последние несколько лет Госдума приняла ряд поправок в области миграционного законодательства. В том числе ужесточающие правила пребывания мигрантов. В результате депортация «нелегалов» стала массовым явлением. Решит ли такой подход миграционные проблемы?

Нет. Более того, миграционная «мина» ускоренно тикает в может взорваться в любой момент. Всё это - следствие ложного посыла даже в концепции государственной миграционной политики, что миграция - это якобы благо. Нас продолжают уверять, что приезжие дают улучшение экономических и демографических показателей. Но после 25 лет такой промигрантской политики мы теряем и демографию, и страну. При этом миграционное лобби спекулирует на том, что миграция - процесс естественный и общемировой.

На деле же наши миграционные трафики - это прямое следствие развала СССР, катастрофической деиндустриализации и сбрасывания страны на периферию мировой экономики.

Поправки Госдумы решают важные, но не фундаментальные вопросы. Нужна полномасштабная миграционная реформа и коренная смена государственной политики в целом. Это вопрос национальной безопасности, решение которого необходимо начать со стратегических целевых установок.

По оценкам экспертов, на территории России находится не менее 12 млн нелегальных мигрантов. Они сконцентрированы прежде всего в Московском регионе, Ханты-Мансийском автономном округе, на юге страны. 12 млн человек - это невидимое государство в государстве, где царят свои законы и ценности.

- Что ждет Россию, если радикальной миграционной реформы не произойдет?

Нас ждут следующие волны приезжих. Среднеазиатские мигранты исчерпывают себя как ресурс, и в планах стоит привлечение уже китайских в размере 10–15 млн человек. Скорее всего, переговоры с Китаем начнутся в 2018 году. Так происходит, когда страна увязает в мигрантской экономике - «лопатном технологическом укладе» - и в топку нужно бросать всё больше и больше дров.

Сегодня отовсюду звучат бравурные речи о демографическом росте, но это всего лишь временный пик, добрый нам «привет» из конца 1980-х. В действительности в 2025 году нас ждет очередная демографическая яма. И она будет глубже, чем предыдущая.

- В чем причина этого?

Число рожающих станет меньше, то есть снизится количество женщин репродуктивного возраста. А это, в свою очередь, результат демографической ямы 1990-х годов. Число новорожденных по сравнению с 2012 годом в 2025 году снизится не менее чем на 40%. Коэффициент рождаемости составит не более 1,8 ребенка на 1 женщину.

В итоге количество экономически активного населения снизится на 10 млн человек. То есть почти на 10% только по этой причине будет падать ВВП. Но какие выводы делаются? Что нужно усиливать миграцию.

Чтобы количество россиян не уменьшалось - про увеличение нельзя даже говорить, - необходимо за 20 лет увеличить число многодетных семей в семь раз, с 7 до 50%. Многие скажут, что невозможно, это несерьезно. Да, перед нами фундаментальный исторический вызов, невиданная в истории задача. Но придется совершать невозможное.

- Но миграция рассматривается как один из факторов, способных улучшить демографию.

Единственный фактор нашей российской демографии - рост рождаемости. Сегодня существуют две разные демографические школы. Первая рассматривает смертность, рождаемость и миграцию. А вот вторая школа миграцию за факторы демографии выводит. Ведь этот процесс никак позитивно не связан с собственным режимом и функционированием воспроизводства.

Существует и другая проблема. Женщины из стран СНГ специально приезжают рожать в Россию или оказываются беременными уже здесь. И многие из них оставляют детей на попечение государства.

Думаю, проблема преувеличена. Но и меняться в ближайшее время ничего не будет. А вопрос безопасности детей и матерей особо никого не интересует.

Миграционное лобби всегда действовало в идеологии бездушного комфорта для всех, кто получает профит от трафика мигрантов: коррупционеры получали взятки, предприниматели - большие прибыли и сверхдоходы. Всем удобно, но никто не отвечает за последствия. А мигранты не виноваты, что приезжают к нам рожать, - люди приспосабливаются к ситуации.

Мы сами виноваты, что у нас в России демографическая катастрофа. Если будем делать ставку на миграцию и не будем организовывать демографическую революцию, то к концу столетия нас останется, в лучшем случае, половина. Поэтому необходимо культивировать большую многопоколенную семью как единственный способ избежать катастрофы. И колоссальный поток доплат, льгот и т.п. в особой степени направлять на четырехдетную семью.

Недавно мэр Москвы Сергей Собянин заявил, что уровень преступность среди мигрантов снизился на треть. Есть ли «второе дно» у этого позитивного показателя?

Снижение количества раскрытых и заведенных дел в наших реалиях может скорее свидетельствовать об обратном - преступниками просто стали меньше заниматься. Это вовсе не показатель эффективности правоохранительных органов. Наоборот, это показатель увеличения латентности преступлений.

- Стоит ли публично оглашать национальность преступника?

Публично не нужно, но в протоколе и деле, разумеется, стоит указывать. Вопрос в том, действовал ли преступник один или в некоей подпольной системе, а не какой он национальности. Также до сих пор нет органа по борьбе с этнопреступностью. Говорят: у преступника нет национальности. Броско, но ни о чем. Бороться необходимо, конечно же, не с людьми той или иной национальности, а с нарушителями закона и этнопреступностью как сетевыми сложно организованными сообществами.

- Какие преступления чаще всего совершают мигранты?

Прежде всего это экономические нарушения (например, в налоговой сфере) и наркопреступления. По маршрутам движения наркотиков часто движутся и мигранты: это не только Средняя Азия, но и Кавказский регион. Героин и гашиш требует перемещения, а мигранты - это трафик.

Также имеют место преступления, связанные с социально-культурной замкнутостью - нападения, изнасилования. Мигранты относятся к нам как к чужакам. Но не лучше и к «своим», но с более низким социальным статусом. Отсюда - преступления против личности, рабский труд и торговля людьми.

Петр Кузнецов: В России предлагают ввести налог на малодетность. Владимиру Путину представили проект концепции федерального закона "О статусе многодетных семей". Проект разработан Институтом демографии, миграции и регионального развития совместно с экспертным сообществом.

Ольга Арсланова: Законопроект предусматривает, кроме налога (давайте уже точно пройдемся по пунктам), введение ежемесячных денежных выплат в зависимости от количества детей в семье, другую часть поддержки предлагается оказывать в виде конкретных вещей или услуг, а саму деятельность по уходу за детьми включить в общий трудовой стаж. Концепция закона предусматривает также введение того самого налога на малодетность, который тут взбудоражил и наших коллег, и социальные сети. Да я думаю, каждого россиянина в той или иной степени это волнует.

Поговорим с вами в первую очередь, конечно же. Нужен ли в России налог на малодетность? Мы включаем сейчас голосование в прямом эфире, вы можете в нем участвовать. Можете также звонить в прямой эфир и задавать вопросы нашему гостю – автору инициативы Юрию Крупнову, председателю наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития.

Петр Кузнецов: Здравствуйте, Юрий Васильевич.

Юрий Крупнов: Здравствуйте.

Ольга Арсланова: Естественно, мы начнем с налога, а потом перейдем ко всему остальному, потому что он всех правда взволновал. Два момента. Малодетные – это сколько детей?

Юрий Крупнов: Один или отсутствие, бездетные.

Ольга Арсланова: И какой размер налога вы предлагаете?

Юрий Крупнов: Предлагается полпроцента от дохода гражданина старше 25 лет, независимо от семейного положения – это если бездетный гражданин. А если, соответственно, есть один ребенок, то одну четвертую процента от дохода.

Ольга Арсланова: При зарплате в 30 тысяч давай посчитаем. 30 тысяч. 3 тысячи – это у нас сколько получается? 10%.

Юрий Крупнов: Ну, реально для бездетного 150 рублей.

Петр Кузнецов: 150 рублей?

Ольга Арсланова: 150 – ну, это немного, в общем-то, необременительно.

Петр Кузнецов: Но вы как себе на практике это представляете? Человек не хотел иметь детей или не хотел иметь больше одного человека. Его напугали введением налога – и он бросился рожать?

Юрий Крупнов: Ну, конечно, я так не представляю. Я думаю, никто так из нормальных людей представляет. Потому что если бы проблема рождаемости была в том, что надо было кого-то напугать или даже поощрить (допустим, наоборот, 5 тысяч рублей дать, и – раз! – родили и так далее), то тогда бы вообще проблемы не было.

Петр Кузнецов: У нас, как правило, ни один из этих экономических инструментов стимуляции не работает.

Юрий Крупнов: Дело не в том, что у нас это не работает. Я с вами согласен. Но дело не в том, что это не работает, а дело в том, что во всем мире по сути мы видим чуму XXI века – малодетность. Даже страны Центральной Африки, Южной Азии, которые сегодня растут по населению, мы пугаем там перенаселением – через 30–40 лет у них будет такая же ситуация. Поэтому проблема на самом деле всемирного масштаба и очень серьезная. И она не сводится к тому, что кого-то напугать, 150 рублей отобрать и так далее. Проблема в том, что, если честно, никто не знает, что делать с этой проблемой. Не хотят детей – вот проблема. И это мировая проблема.

Петр Кузнецов: Но вы вмешиваетесь в частную жизнь. И это позиция ЕСПЧ. И нигде такого налога не существует. Ну, потому что это вмешательство в частную жизнь.

Юрий Крупнов: Я понял, да. А скажите, пожалуйста, если, например, мы платим льготы на второго ребенка или материнский капитал, мы деньги берем откуда? Мы деньги берем из госбюджета. А госбюджет формируется из наших с вами денег – из общего мешка, из общего котла. Поэтому мы деньги перераспределяем в пользу одной из категорий и так далее. И налог ничем этим не отличается. Более того – у нас вообще налог стоял как предположительная мера, одна из полутора десятков, что, возможно, ее придется ввести. Просто журналистам больше всего это понравилось и так далее.

Ольга Арсланова: Нам понравилось.

Юрий Крупнов: Но я сейчас, кстати, очень рад, что такой шум-бор. Почему? Потому что, еще раз повторяю, задача заключается не в том, чтобы чесать языки (напрямую скажу) по поводу 150 рублей, много ли, мало ли, что "у нас вмешиваются в частную жизнь!". Хотя кого заставишь 150 рублями что-то… Ну, давайте вдумаемся серьезно. Нет, это позиция государства.

Петр Кузнецов: Нет, дело-то не в сумме.

Юрий Крупнов: Государство должно сказать: "Ребята, я за многодетные семьи". Поэтому есть многодетные семьи – трое и более детей. Есть с двумя детьми – это как бы нейтральные, так условно скажем. И есть один и менее – соответственно, семьи, которые малодетные. И мы, государство, понимаем, что 150 рублей ничего не сделают. Но мы выказываем, демонстрируем свою озабоченность и пожелания: "Ну, давайте как-то… Вдруг чего у вас получится".

Ольга Арсланова: Юрий Васильевич, вы сказали, что не хотят рожать. Как вам кажется, почему?

Юрий Крупнов: Потому что это определяется культурными установками. Я вам могу сказать страшную вещь на самом деле. Мне приходят через фейсбуки, через другие, эсэмэски приходят, телефон мой достают, просто уже вплоть до угроз, соответственно, бранных слов идет и так далее. Очень много женщин. Например, из одного среднероссийского города одна девушка говорит: "Мне 26 лет. У меня нет сил вообще, я после работы прихожу еле живая. Мне будет нечем кормить детей". И так далее. А потом подписывается – работник одной из наших крупнейших корпораций. То есть я думаю, что уж 30 тысяч рублей она получает точно.

И как бы в этих эсэмэсках (ругательских большинство) прослеживается попытка, дикая попытка обосновать то, что детей не будет. Обосновать. И кто чего только ни придумывает. Я уж не говорю про то, что сравнивать с нашими бабушками и дедушками – с точки зрения еды, возможностей, здравоохранения – просто невозможно и так далее. Но за этим чувствуется культурная установка.

И я хочу сказать, что это виновато государство, если брать нашу Россию, потому что, в конце концов, что в мире делается – это второй вопрос. Это виноваты СМИ, потому что они вместо того, чтобы культивировать вопросы рождаемости, многодетности и так далее, только недавно вообще начали это обсуждать. Потому что как только мы начинали демографию где-то обсуждать лет пять еще назад, то в основном все сводилось к смертности. Вот смертность всех пугала. А то, что в мире принудительная малодетность, малодетность как чума XXI века, то, что это глобальная проблема… Японцы – в плохом смысле слова лидеры здесь, просто сходят с ума. И серьезные очень люди, аналитики и так далее. Никто ничего не говорит.

И наконец, последний момент. Прошу прощения. Понимаете, самое страшное в откликах, в этом шуме, в этих вопросах и так далее, что на самом деле вообще никто не знает демографическую ситуацию. И наше руководство страны, кроме Владимира Владимировича Путина, который на прошлой неделе правильно сказал, что у нас опять яма. У нас I квартал – обвал рождаемости! Понимаете?

Петр Кузнецов: Давайте к вашей инициативе и к эсэмэскам. Вот из цензурного. "В нашей стране одному бы прожить", – Самарская область. Кировская пишет: "С ума сошли? С одним ребенком, ипотека – еле-еле. А второго чем кормить?" Вы же понимаете, что семьи без детей и семьи с детьми – они тоже очень бедные у нас в России, и они могут быть куда беднее многодетных семей.

Ольга Арсланова: У нас 22 миллиона россиян как минимум, вот как раз об этом говорили…

Петр Кузнецов: И для них эти 150 рублей… Мы сейчас не говорим. Дай бог им получать 30 тысяч рублей. Для них это деньги – тот самый налог, которым вы хотите их облагать.

Ольга Арсланова: Ну, если действительно 22 миллиона получают меньше 10 тысяч рублей – это серьезная часть населения.

Юрий Крупнов: А вы знаете, что вы сейчас говорите?

Ольга Арсланова: Нет, мы просто хотим спросить…

Юрий Крупнов: Нет, вы знаете, что вы сейчас говорите, с моей точки зрения? Ну, вот как я воспринимаю?

Петр Кузнецов: Пожалуйста, пожалуйста.

Юрий Крупнов: Я же слушаю вас и пытаюсь понять.

Петр Кузнецов: Ну, у вас журналисты виноваты.

Юрий Крупнов: Вы говорите, что у нас растет количество бедных в последние годы и так далее. Вот оно растет. Оно в лучшем случае где-то фиксируется, да? Но, в принципе, мы так и будем жить и через 5 лет, и через 10 лет, и через 20, потому что наша социально-экономическая политика, нас приговорили к такой жизни? А я этого не понимаю. Я не понимаю, почему в современной стране с современными возможностями, даже сегодня пусть 50 долларов баррель нефти и так далее, почему у нас столько бедных и так далее?

Ольга Арсланова: Вот.

Юрий Крупнов: И вместо того чтобы обсуждать, ребята, как изменить социальную политику, экономическую политику, давайте перестанем болтать 30 лет про реструктуризацию экономики и так далее!

Петр Кузнецов: Мы с вами согласны, но мы не понимаем, зачем надо включать какие-то налоги, подключать к решению проблем какие-то дополнительные налоги.

Ольга Арсланова: Почему надо с них брать?

Юрий Крупнов: Это одна из 15 мер, это первый пункт. Второй пункт. Если нужно разбудить страну – например, в стране какая-то тяжелая опухоль, нарыв – нужно просто брать скальпель и разрезать. Это больно. В том числе налогом. Я был на самом деле не сторонником этой меры. Мы ее приводили как исключительную меру и так далее. Я очень благодарен всем замечательным телезрителям, читателям и СМИ. Я теперь полный сторонник этой меры, которая имеет исключительно один смысл – это чтобы ругаться на эту тему и чтобы вдруг хотя бы каждый пятый, десятый из тех, кто это обсуждает, он задумался о нашей демографии.

Вот вы сейчас сказали: "А давайте мы от проблемы демографии перейдем все-таки к тому, что вы предлагаете". А я же, наш институт предлагает не с точки зрения, что вот я встал утром и решил что-то предложить, а с точки зрения… Никто же на самом деле – ни вы (не обижайтесь), ни наш уважаемый премьер-министр – никто не знает реальную демографическую ситуацию. Понимаете? И это просто возмущает! И мы видим, что люди живут в совершенно каких-то радужных отношениях.

Я, кстати, 9 мая подписал это письмо. Представляете? У меня ситуация, что 22 июня, условно говоря, уже бомбят, а люди ходят, вообще не обращают внимания – какие-то взрывы и так далее. Просто когда бомбят – это видно, это пугает. А когда медленно умирает страна и народ – это как бы нормально.

Петр Кузнецов: Еще в одном разрезе на эту проблему очень кратко. Сейчас звонки. Вы упомянули боль, "делать боль". Вы понимаете, что вы делаете больно сейчас категориям граждан, которые теперь уже называются "малодетные"? То есть это некая дискриминация идет: малодетные, неполноценные и так далее. То есть вы даже называете не "бездетные".

Юрий Крупнов: Конечно. Вот когда, например, на отдых в Крым семья везет одного ребенка, а рядом в купе семья везет пятерых детей, многодетна (а эти пятеро детей потом будут служить в армии, будут давать экономический продукт и так далее), то у нас дискриминация против многодетных как бы не существует. То есть получается, что маме и папе многодетным заплатить надо пять билетов, а, соответственно, однодетному заплатить один билет. Вроде бы это не дискриминация. А когда мы 150 рублей возьмем с бездетного и 75 с однодетного – это, конечно, страшная дискриминация, нарушение прав человека, ЕСПЧ! Прямо хочется на демонстрацию выйти с плакатом: "Не дадим! Не позволим! Защитим!". На мой взгляд, это все…

Петр Кузнецов: Извините, многодетные семьи, но многодетные семьи никто не заставляет рожать столько детей.

Юрий Крупнов: И это плохо. Это плохо. Но, кстати, между прочим, если брать опять все-таки объективно (вы не хотите объективно обсуждать, а это демография), то у нас за последние семь лет на 25%, на четверть увеличилось количество многодетных семей. У нас за последние десять лет в два раза при этом одновременно увеличилось количество бездетных (не по медицинским показаниям).

То есть я к чему хочу сказать? У нас наступает великое демографическое противостояние. На одной стороне (так грубо скажу) чайлдфри, а на другой стороне – люди, которые на самом деле спасают страну. Понимаете? И в основном – 98–99% – достойно тащат своих детей, которые, конечно, меньше имеют лакомств каких-то, меньше всего. Но потом, когда встает вопрос защитить страну и нужен военно-оборонный ресурс, потом, когда встает вопрос, кто станет к станку, кто станет за кульман и так далее – опять эти дети будут работать. Эти дети будут работать! А вот эти замечательные наши люди – они как бы живут прекрасно. Понимаете?

Я вам могу сказать, кстати, в этом смысле, какую бы инициативу… Да, время популизма прошло. Вот для меня популизм не интересен. Пусть ругаются. Я еще буду жестче это говорить, потому что нам важно, чтобы люди стали задумываться. Вот я недавно был на одном шоу прекрасном. Страховщики предлагают: "Давайте ипотеку перенесем на детей и внуков – 50–70 лет". Вот это классная была бы идея. Представляете? Я бы сейчас сказал: дорогие взрослые люди, давайте нашим детям и внукам нашу ипотеку передадим, пусть они потом как-то…

Ольга Арсланова: Так во многих странах?

Юрий Крупнов: Так это уже обсуждается практически. Вот это я понимаю! Вот это классная идея, всем бы понравилась. Мы бы скинули ипотеку и дали бы ее… А вопрос идет о другом. Мы думаем хотя бы на 15–20 лет.

Ольга Арсланова: Давайте послушаем зрителей.

Петр Кузнецов: Главный вопрос, который интересует наших телезрителей: сколько у вас детей?

Юрий Крупнов: Трое.

Ольга Арсланова: Послушаем Сергея из Ставропольского края. Здравствуйте.

Зритель: Алло.

Ольга Арсланова: Да, слушаем.

Петр Кузнецов: Сергей, вы в эфире, здравствуйте.

Зритель: Алло. Здравствуйте.

Ольга Арсланова: Говорите.

Зритель: Тут такой момент. Я по поводу налогов этих. Я не сторонник, потому что это было уже в Советском Союзе. Моя ситуация такая. Мы с женой, получается, уже скоро 25 лет вместе. 6 лет мы жили как бы – 90-е годы, надо встать на ноги. Но когда в итоге уже понимаешь, что годы пролетают, сестра забеременела – а мы чем хуже? Мы родили. После больницы у нее был страх, 6 лет она не решалась рожать. В итоге мы решили, что нам нужен второй ребенок. Мы пытались. 8 лет мы ходили по врачам, не могли понять, почему нет. Нашли врача, почистили там, все сделали…

Ольга Арсланова: Сергей, мы вас вынуждены ускорить.

Зритель: И жена забеременела. И мы, получается, 3 года назад похоронили сына. Она всю беременность отходила. И 3 года она не спала и только сейчас отошла. То есть факторы такие есть по врачебным моментам, от питания, куча бесплодных…

Ольга Арсланова: Сергей, мы вам очень сочувствуем.

И вопрос как раз: вы со всех собираетесь бездетных?

Юрий Крупнов: Вы знаете, нет конечно. По медицинским показаниям – даже не обсуждается. Но я вам что хочу сказать? У нас с точки зрения бездетности, в том числе даже по медицинским показаниям, у нас около 80% функциональная бездетность. То есть это не некая морфологическая, физиологическая неспособность, биохимическая и так далее, а функциональность – то есть это плохое здоровье у школьников, допустим, у девочек, застудили что-то и так далее.

То есть я к чему хочу это сказать? Просто никто этим серьезно в стране не занимается. Поэтому, конечно, полностью сочувствую. Но, во-первых, по медицинским показаниям мы исключаем из этих категорий, которые облагаются, условно могут облагаться.

Петр Кузнецов: Вы же понимаете, что справку можно купить очень просто за 100 рублей и не платить каждый месяц по 150 рублей? То есть увеличивается коррупционная составляющая.

Юрий Крупнов: Вы знаете, сейчас на дворе 2017 год. Понимаете? Вот разговоры о том, что не надо ничего строить, ни космодромы, ни железные дороги, потому что все разворуют, они закончились в 2001 году.

Ольга Арсланова: Давайте тогда поговорим о поддержке многодетных…

Юрий Крупнов: Все можно купить. Коррупции очень много.

Ольга Арсланова: Это понятно.

Юрий Крупнов: Просто тогда надо не жить, а ползти на кладбище.

Ольга Арсланова: Смотрите, Юрий Васильевич, то, что наверняка поддержат очень многие наши зрители – это помощь многодетным. Я так понимаю, что главная же цель – не унизить малодетных, правильно?

Юрий Крупнов: Конечно, вы абсолютно правы.

Ольга Арсланова: А помочь многодетным. Так почему им сейчас так недостаточно хорошо помогают? И где вы планируете брать финансирование на ту помощь, которая у вас прописана? Там серьезные суммы.

Юрий Крупнов: Первый пункт. Во-первых, спасибо за очень хороший вопрос, потому что он на самом деле главный. На мой взгляд, главный просто вопрос. И конечно, мы говорим о стимулировании прежде всего, а не об этом налоге шумном и так далее. При нынешней социально-экономической политике, я вот говорю, когда мы, например, уже в себе решили, что эти 20% бедного населения… "Ну, жизнь такая. Ну, куда мы денемся?" При этом вообще не надо ничего обсуждать. Потому что мы тогда – страна третьего мира, мы приговорены, и надо потихонечку… Ну, кто-то там где-то пристроится, возможно, а в целом очень плохо.

Ольга Арсланова: Нет, надо просто откуда-то взять деньги.

Юрий Крупнов: Нет, не так, не так. Деньги ниоткуда не берутся, кроме как зарабатываются. Поэтому, например, брать надо другую экономическую модель. У нас сегодня экономическая модель (опять я говорю банальности) привязана к нефти и доллару, мы прекрасно понимаем. Встаем утром и смотрим, сколько баррель нефти. И дальше мы смотрим на бюджет и так далее. Поэтому уже болтовни на то, что надо реструктуризацию, что надо уходить от сырьевой зависимости… Надо уходить. Новая индустриализация!

Ольга Арсланова: Но пока мы не ушли, предлагается брать с малодетных.

Юрий Крупнов: Не так, не так, не так. Нельзя так: "Пока мы не ушли, потому что сейчас мы…" Понимаете, давайте, пока мы не ушли, нельзя отбирать у малодетных. Но тогда мы никогда не уйдем. Менять надо социальную и экономическую политику. Поэтому – новая индустриализация. Путин говорил в 2012 году – 25 миллионов новых рабочих мест. Правильно! Гениально! Все прекрасно. Надо вперед! Но ничего не делается пока.

У нас, соответственно, Владимир Владимирович издал указы. И тоже без всякого, так сказать, преувеличения – они гениальные. Сказано, что земельные участки каждой многодетной семье, инфраструктурно при этом… Написано в указе 606-м и 600-м про строительство и про демографию: инфраструктурно оборудованные земельные участки. Нет никаких инфраструктурно оборудованных участков. Почему? Потому что мы четыре года предлагаем: давайте не раздавать куски земли, а потом в одном месте судятся, 100 метров провели асфальта и так далее, а давайте строить городки демографического будущего. Никто не занимается.

Поэтому это вопрос качества управления, государственного управления. С этой экономической политикой, с этой социальной политикой не только многодетные, но и малодетные, и даже никто рожать не будет – все равно будет жизнь ненормальная, потому что хотя бы просто работы не будет как таковой. Поэтому вопрос надо по-другому ставить: либо мы хотим сохраниться как страна в этой демографической катастрофической ситуации… Давайте начинать такую амбициозную, агрессивную, я бы сказал, политику в интересах многодетности и стимулирования, перестраивать социальную политику и экономическую политику.

Петр Кузнецов: Но ведь это может привести к фиктивной фиксации многодетной семей, ваш проект.

Юрий Крупнов: Вы знаете… Вы извините, вы женаты?

Петр Кузнецов: Да.

Юрий Крупнов: Не дай бог что-то… Ну, когда мужчина и женщина любят друга, это может привести к чему угодно – может привести к разводу, может привести к тому. Давайте теперь не будем влюбляться, давайте не будем как-то дружить и так далее. Понимаете, у вас рассуждения… Ну, прошу прощения, но у меня такое ощущение, что вы как бы прожили лет 70, уже устали от жизни, смотрите и говорите: "Знаете, а вообще может и это произойти". Конечно, может. Женщина может бросить мужчину, мужчина бросить женщину. И что? И что, не жить теперь вместе?

Ольга Арсланова: А может произойти звонок в прямом эфире. Людмила у нас из Волгограда, послушаем. Здравствуйте. Людмила, слушаем.

Зритель: Здравствуйте. Я считаю, что вот этот налог на малодетных у нас еще не созрел. Прежде всего, надо обеспечить людей женатых – девушек, мужчин – квартирами и зарплатами. Вот тогда они не будут думать о том, сколько у них у них детей – двое, пятеро, десять.

Юрий Крупнов: Правильно.

Зритель: Сколько есть, сколько Бог, как говорится, дал – столько и будет. Но когда женщина с мужчиной, допустим, имеют двух детей, и они думают: "А чем же я их буду кормить на следующий день?"…

Петр Кузнецов: Понятно, спасибо.

Ольга Арсланова: Потому что совершено четко все экономисты говорят, что каждый следующий ребенок ухудшает экономическое состояние в семье.

Петр Кузнецов: Мнения людей на улице хотите услышать?

Юрий Крупнов: Это не закон природы.

Ольга Арсланова: Мы посмотрим сейчас, а потом обсудим.

Юрий Крупнов: Это не закон природы, а наша убогая экономическая политика.

Петр Кузнецов: Юрий Васильевич, давайте послушаем, что люди говорят. Готовы ли платить налог на малодетность?

Юрий Крупнов: Нет, нет, не может быть…

Петр Кузнецов: 1% не от вас?

Юрий Крупнов: Нет, я очень рад этим итогам.

Петр Кузнецов: Скажите, пожалуйста, о реакции из Кремля не известно, по-моему? Песков сказал, что еще…

Юрий Крупнов: Не известно.

Петр Кузнецов: А вы как считаете, какой будет ответ?

Юрий Крупнов: Ну, кто хотел… В частности уполномоченный по правам детей Анна Юрьевна Кузнецова просто обратилась, я ей переслал проект концепции. А ряд депутатов пожаловались, что они не получили проект. И даже не обратились, чтобы проект получить. Поэтому кому нужны дети и Россия – мне кажется, они все этим занимаются.

Вы знаете, я кратко очень хочу сказать. Я очень рад тому, что как бы все вышло в этот налог, в этот шум. Почему? Хотя наша концепция, еще раз, она совершенно про другое – про стимулирование многодетности. Я считаю, что мы впервые пытаемся вместе, с вами обсуждая, формировать новую повестку для России. И я уверен, что на президентских выборах, кто бы ни пошел от кого и так далее, основной проблемой станет вопрос демографии и стимулирования многодетности. Налог мы выкинем, мне не жалко. Но главное, чтобы поддерживать…

Ольга Арсланова: Вот! На этом и договорились.

Петр Кузнецов: Спасибо.

Ольга Арсланова: Спасибо.

Петр Кузнецов: Юрий Крупнов, председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития. Спасибо большое.

Юрий Крупнов: Спасибо.

Видео: https://otr-online.ru/programmi/segodnya-v-rossii-27580/nalog-na-malodetnost-68736.html

Лауреат премии Президента Российской Федерации в области образования, действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса.

Автор книг (): «Стать мировой державой», «Россия между Западом и Востоком. Курс Норд–Ост», «Солнце в России восходит с Востока», «Дом в России» (совместно с А. Кривовым), «Транспортное цивилизационное продвижение - конкретный сценарий развития России» (совместно с Ю. Громыко), «Гнев орка» и «Оседлай молнию» (последние две - совместно с М. Калашниковым), а также ответственный редактор коллективных монографий: «Школа персонального образования» (2003), «Управление качеством образования» (2003) и «Технологии социальной работы с семьёй и детьми» (2003).

Руководитель разработки проектов «Новая Восточная политика», «Новый Средний Восток», «Дальневосточный космический кластер на базе космодрома Восточный (Свободный)», «Альтернативная усадебная урбанизация», «Тысяча новых городов для России», «Афганская политика России», «Северная цивилизация», «Промышленная доктрина России», «Ядерная доктрина России», «Демографическая доктрина России», «Кавказская доктрина России», «Идентификационная безопасность в системах применения консциентального оружия», «Личность», «Восточный коридор развития» и др., автор многочисленных статей по различным проблемам развития страны.

Персональный сайт -
Электронный адрес: kroupnov@сайт

Биография

Крупнов Юрий Васильевич, русский, 1961 года рождения (г. Электросталь Ногинского района Московской области). Учился в школе № 2 им. В.Г. Короленко г. Ногинска.

В феврале 1984 года окончил сельскохозяйственный факультет Университета дружбы народов им. П. Лумумбы (отделение агрономии, специализация «биофизика и физиология растений»).
В мае 1984 года по декабрь 1985 года служил рядовым в Вооруженных силах СССР, части ОСНАЗ.

Работал:

С февраля 1986 года по июнь 1988 года - учителем биологии и английского языка в средней школе № 24 пос. Обухово Ногинского района Московской области.

С июня 1988 г. по февраль 1989 г. - ученым секретарем Временного научно-исследовательского коллектива «Школа» Государственного комитета СССР по образованию.

С марта 1989 г. по июль 2000 г. - в Российской академии образования (РАО), откуда в должности заместителя директора Центра региональной политики развития образования Российской академии образования был приглашен на работу в Министерство образования Российской Федерации советником Управления информационных и образовательных технологий.

С ноября 2000 г. по март 2002 года - начальником отдела научно-методического обеспечения развития образования Управления информационных технологий в образовании Министерства образования Российской Федерации.

В 2002 – 2004 гг. работал - специалистом отдела инновационных проектов департамента внешних связей ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть»

В 2004 – 2005 гг. - помощником депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

С июня 2007 по август 2008 года - в Хабаровске помощником полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе.

С августа 2008 года по настоящее время – председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития (http://www.idmrr.ru).

В 1992 году организовал издание альманаха межрегиональной государственности «Россия-2010». В 1993 – 1997 гг. вышло 7 номеров, посвященных различным направлениям развития науки, промышленности, обороны, безопасности и образования.

В 1996 году организовал общество с ограниченной ответственностью «Институт учебника «Пайдейя». В 1996 – 2000 гг. Институтом учебника «Пайдейя» разработаны и выпущены экспериментальные учебники по различным предметам и метапредметам, включая 1 сетевой электронных учебник (интернет-учебник) «Проблемы энергоэффективности», а также организовано более 10 научно-образовательных и социальных интернет-проектов.

В 2000 «За создание практической модели региональной системы разработки и издания учебно-методических средств для обеспечения функционирования и развития образования в г. Москве» ((Указ Президента Российской Федерации от 30 сентября 2000 года N 1718) в составе коллектива стал лауреатом премии Президента Российской Федерации в области образования. В основе указанной модели лежит программа Института учебника «Пайдейя» «Московский учебник – 2000».

В октябре 2001 года организовал общественное объединение «Образовательное общество», в июне 2002 года общественное движение «Партия России», в июле 2005 – межрегиональное общественное «ДВИЖЕНИЕ РАЗВИТИЯ».

В июле 2006 года был избран председателем Организационного комитета по подготовке созыву и проведению учредительного съезда политической партии с предполагаемым наименованием «ПАРТИЯ РАЗВИТИЯ». 14 октября 2006 г. учредительный съезд ПАРТИИ РАЗВИТИЯ избрал Юрия Крупнова председателем партии. Однако в мае 2007 года партии было отказано в регистрации (http://www.partrazvi.ru).

Реализация неполитических общественных задач Партии в настоящее время осуществляется через Движение развития.

Сайты:
Персональный сайт Юрия Крупнова -

Сразу два предложения по стимулированию в семьях многодетности поступило накануне. Минвостокразвития России предложило выделять многодетным семьям 300 га земли в Приморском крае, а институт демографии, миграции и регионального развития Юрия Крцпнова направил президенту России концепцию закона "О статусе многодетных семей". Директор института Юрий Крупнов предлагает ввести ежемесячные денежные выплаты , в зависимости от количества детей в семье: 25 тысяч рублей — семьям с тремя-четырьмя детьми, 45 тысяч — с пятью-семью и 100 тысяч рублей для семей, у которых восемь и более детей . Средства на это предлагает получить от налога на малодетные и бездетные семьи. Последнее предложение восприняли как повод ввести очередной побор с населения. Директор институт демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов в интервью Накануне.RU рассказал, что на самом деле он имел в виду, когда составлял свою концепцию

Вопрос: Предложение, которое Вы направили президенту, это законопроект, текст закона, что это?

Юрий Крупнов: Я направлял не проект закона, а концепцию, это то, что еще предстоит оформить в виде закона, в виде статей и положений.

Вопрос: В чем суть вашего предложения, можете разъяснить?

Юрий Крупнов: В России существует система принудительной малодетности , как мне кажется, это и есть основная проблема нашей демографии, ведь колоссальная территория, демографические катастрофы XX века, и требование быть конкурентноспособными на фоне ведущих цивилизаций мира, диктуют нам необходимость как минимум не снижать количество нашего населения. Однако фиксируемый коэффициент рождаемости очень небольшой, полномасштабного воспроизводства населения в стране просто не происходит. При этом даже если представить, что в результате всех мер стимулирования рождаемости коэффициент станет 1,8, то естественная убыль населения все равно не будет восполняться, и если такая ситуация будет длиться и до конца столетия, то Россия просто потеряет половину населения . Территорию в одну седьмую часть суши таким количеством людей удержать нельзя. Отдельной проблемой сразу станет и этносостав оставшегося населения. В этой связи единственно возможный путь, пусть и крайне трудный, полуфантастический и идущий наперекор всем современным трендам потребительского общества - многодетность.

Если у нас к 40-му году этого века у половины семей не будет трех и более детей, то количество населения будет снижаться и мы будем вымирать.

Вопрос: Из того, как подан ваш проект в СМИ, есть ощущение, что оплатить спасение страны от вымирания придется малодетным и бездетным гражданам

Юрий Крупнов: Дело не в перераспределении от малодетных к многодетным. Хотя, в конечном счете, эта ситуация перераспределения все-таки будет существовать. Оно просто так или иначе будет существовать или в виде налога на бездетность и малодетность, или в том, что многодетные будут получать определенные льготы и субсидии. Потому что стимулирование многодетности остается фундаментальной основой нашей концепции. Да, нам нужно значительно больше многодетных семей и поскольку подавляющее число семей малодетные, то они и будут спонсорами многодетности. Но проблема тут не в налоге на бездетность, потому что это всего лишь один из десятков инструментов, проблема в том, что либо такое перераспределение состоится, либо страна вымрет. Это вопрос политический и даже геополитический. Я бы сравнил этот момент с 22-м июня 1941 года. Тогда тоже стоял вопрос у некоторых, жертвовать людьми, воевать в смертельных боях или дождаться оккупации в надежде на баварское пиво? В Великой Отечественной войне людей посылали на фронт, люди погибали, умирали за нас и, можно сказать, строили так наше с вами будущее.

Вопрос: Есть ощущение, что уговорить государство двигаться в направлении развития, заинтересовать его каким-то проектом развития, например, стимулировать рождаемость рублем, можно, только если прямо указать ему, где взять на это деньги. Желательно, чтобы способ был максимально прост и понятен. Это так? Новый налог как раз такой способ?

Юрий Крупнов: Не совсем так. Если мы продолжим проводить аналогию с Великой Отечественной войной и вообще с войной, то можно сказать, что перспектива вымирания страны, перспектива потери половины населения в каком-то смысле ничем не отличается от перспективы потерять полстраны под обломками и в бомбежках . Так, по аналогии с военной экономикой, мы предлагаем ввести демографическую экономику. Тут вопрос не в том, кто кого объест, кто у кого какой кусок заберет.

Когда страна производит пушки для войны, кто-то может сказать, что таким образом оно отбирает сливочное масло у населения, но можно не производить пушки, и тогда просто позволить себя захватить. Точно также вопрос сейчас стоит и в демографии.

При этом у нас наблюдается искаженное восприятие действительности на уровне нации, вопрос абсолютных приоритетов и ценностей мы ставим в зависимость от существующей модели экономики. Да, мы видим, что существующая модель экономики даже то, что есть сейчас удержать толком не может. У нас нулевой рост. При этом мы полностью зависим от экспорта углеводороводов. И да, именно на этом фоне мы еще и предлагаем многодетным семьям оказывать серьезную финансовую поддержку - отдавать им большой кусок от общего пирога . Но, может быть, просто пора уже выйти из положения заложника бесперспективной экономики , заложника тех, кто умеет реализовывать только существующий сейчас вариант экономики? Вот, пожалуйста, есть проектная экономика развития , о которой уже говорят очень многие академики, специалисты. Это экономика, которая предлагает совершенно другие масштабы экономического роста. Был такой товарищ по фамилии Сталин , он за 10 лет до начала войны сказал, что страна отстала на 100 лет, и если не пробежать за 10 лет это расстояние, то нас сомнут. Как известно, ошибся Сталин всего-то на несколько месяцев. При этом, при нем проценты роста экономики по отдельным отраслям достигали 30-40%. Мы предлагаем, в интересах выживания нации сделать другую экономику, а не страну и ее население приспосабливать под ту экономику, которая есть.

Вопрос: Если все же спуститься с глобального уровня на уровень простого человека, как объяснить ему, что демографический подъем должен обеспечивать именно он, из своего кармана. Ради чего? Тут, наверное, должен прозвучать какой-то мобилизационный призыв, может быть, похожий на то, что Вы говорите, но ведь вполне вероятно, что будет просто введен еще один побор. Вся новая демографическая политика закончится, как это часто бывало, полумерой, а не комплексом мер, сопровождающимся информационной и идеологической поддержкой. Отдайте, мол, свои деньги, чтобы другие заводили детей, либо сами заводите и живите на 50 тысяч всемером.

Юрий Крупнов: Комплекс мер все-таки предполагается. Если мы говорим про пять-семь детей, то в нашей концепции предполагается выплачивать 100 тысяч рублей в месяц. Но вы задаете вопрос, которые надо ставить в тот же контекст, что был 22 июня. Вы понимаете?

Вопрос: Но без мобилизационного призыва в духе сталинского "братья и сестры" или черчиллевского "не могу предложить ничего, кроме крови, тяжелого труда, слез и пота" это не будет похоже на 22-е июня, разве нет?

Юрий Крупнов : Во-первых, в конечном итоге, именно государство будет принимать закон, поэтому все-таки речь идет о государственной политике. Второй момент, вопрос не о том, чтобы буквально сегодня ввести какой-то налог, сразу начать перераспределять. Конечно, вопрос и о колоссальной идеологической работе в стране. В третьих, необходимо повышать статус многодетных семей. 80% проблем - это повестка на госканалах, которые должны на государственные деньги вести несколько иную политику информационную. Народ действительно должен осознать, что ситуация критическая, она сравнимая с 22 июня, только еще более сложная, потому что, когда враг переходит границу и стреляет, всем понятно о чем речь, а когда нация просто медленно вымирает, кажется, что все самое страшное случится еще не скоро и будет не больно.

Вопрос: С другой стороны, допустим, все, что вы говорите, сделано, регулярно идут выплаты многодетным семьям, но остаются ювенальные институты. Ювенальная система даже от родителя одного ребенка требует многого, а если детей в семье пять или семь, то человек автоматически поставлен в условия, когда он что-то да будет нарушать, разве нет?

Юрий Крупнов : Я еще раз предлагаю посмотреть на вопрос через призму демографической политики, я бы даже сказал геополитики. Выживает только тот, у кого пять-семь сотен миллионов населения. Лучше - миллиард. Это суть вопроса. Математика тут такая же, как на войне, с ее пушками, автоматами и танками.

Да, нашу дурацкую ювенальную систему, уже частично внедрившуюся, надо менять, но если говорить по существу, то требуется комплексное изменение подхода государства к детству.

Очевидно же, что все эти ювенальные штучки, на самом деле, являются инструментом, с помощью которого замазывают пустоту, компенсируют снижение содержательного внимания к детству, например, создания инфраструктуры бесплатного дополнительного и базового образование. Вторгаясь в семью, государство просто изображает, что переживает о состоянии детей, но при этом оно же оптимизирует систему образования, делает детские кружки платными и занимается другими подобными вещами.

Государству тут надо просто вправлять мозги. Надо прижать государство к стенке и, наконец, добиться от него ответа на вопрос: что ты хочешь в этом направлении, какая у тебя политика? Разбить всю инфраструктуру детства, а чтобы скрыть это, завести на каждую семью по одному соцработнику, который будет ежедневно наблюдать за каждым родителем, или все-таки создать бесплатные кружки мирового качества? Решись уже!

Вопрос: Таким образом, если посчитать все, что потребуется для запуска новой демографической политики: медиаподдержка, поддержка финансовая, допустим, в том размере, в котором вы обозначили, а также бесплатное образование и детские кружки, возникает вопрос, где взять деньги? Это все должны оплатить малодетные семьи?

Юрий Крупнов: Вы предлагаете ложный выбор. Как страна мы просто должны зарабатывать в три-четыре раза больше. Да, для этого нужна новая экономика. С нашей экономикой мы просто не сохраним уже и то, что имеем, будет продолжаться ухудшаться качество жизни, в итоге мы станем страной третьего мира. Опять же, надо просто определиться: вымирать и нищать или размножаться и богатеть. Да, доход и количество детей в семье не противоречат друг другу - это ложная дихотомия. Меньше есть и меньше развиваться приходится, как раз не потому, что много детей, а потому что детей мало.

Вопрос: Вы имеете в виду¸ что чем больше людей, тем богаче страна, так?

Юрий Крупнов: Да, и это фундаментальный момент. Все ведущие мировые экономисты в качестве основного источника глобального кризиса обозначают, что в развитых странах просто снижается рождаемость и не хватает рабочих рук. Количество иждивенцев растет, а количество работающих уменьшается. Поэтому большее количество работников - универсальный способ дать импульс к новому развитию. Ну, а кроме того, это еще и стимулирование спроса на товары, потому что все работающие что-то да покупают.

Подпишитесь на нас

Гражданство:

СССР, Россия

Образование: Вероисповедание: www.kroupnov.ru

Ю́рий Васи́льевич Крупно́в (род. 25 мая , Электросталь , Московская область , РСФСР , СССР) - российский государственный, политический и общественный деятель. Писатель и публицист. Председатель Движения Развития , председатель Наблюдательного совета некоммерческой организации Института демографии, миграции и регионального развития, лауреат премии Президента Российской Федерации в области образования, действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса.

Биография

  • - окончил сельскохозяйственный факультет Университета дружбы народов им. П. Лумумбы (отделение агрономии, специализация «биофизика и физиология растений»).
  • 1984- - служил рядовым в Вооружённых силах СССР, части ОСНАЗ.
  • - - учитель биологии и английского языка в средней школе № 24 пос. Обухово Ногинского района Московской области.
  • 1988- - учёный секретарь Временного научно-исследовательского коллектива «Школа» Государственного комитета СССР по образованию.
  • 1989- - работал в Российской академии образования (РАО), откуда в должности заместителя директора Центра региональной политики развития образования Российской академии образования был приглашён на работу в Министерство образования Российской Федерации советником Управления информационных и образовательных технологий.
  • 2000- - начальник отдела научно-методического обеспечения развития образования Управления информационных технологий в образовании Министерства образования Российской Федерации.
  • 2002- - специалист отдела инновационных проектов департамента внешних связей ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть».
  • 2004- - помощник депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
  • Июнь - август - Помощник Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе .
  • C августа 2008 года - председатель Наблюдательного совета .

Образовательная деятельность

В 1996 году организовал общество с ограниченной ответственностью «Институт учебника «Пайдейя». В 1996-2000 гг. Институтом учебника «Пайдейя» разработаны и выпущены экспериментальные учебники по различным предметам и метапредметам, включая 1 сетевой электронных учебник (интернет-учебник) «Проблемы энергоэффективности», а также организовано более 10 научно-образовательных и социальных интернет-проектов.

В 2000 «За создание практической модели региональной системы разработки и издания учебно-методических средств для обеспечения функционирования и развития образования в г. Москве» (Указ Президента Российской Федерации от 30 сентября 2000 года № 1718) в составе коллектива стал лауреатом премии Президента Российской Федерации в области образования. В основе указанной модели лежит программа Института учебника «Пайдейя» «Московский учебник – 2000».

Ответственный редактор коллективных монографий:

  • Школа персонального образования (2003)
  • Управление качеством образования (2003)
  • Технологии социальной работы с семьёй и детьми (2003)

Политическая деятельность

В 1992 году организовал издание альманаха межрегиональной государственности «Россия-2010». В 1993-1997 гг. вышло 7 номеров, посвящённых различным направлениям развития науки, промышленности, обороны, безопасности и образования.

В октябре 2001 года организовал общественное объединение «Образовательное общество», в июне 2002 года общественное движение «Партия России», в июле 2005 - межрегиональное общественное «Движение развития».

В июле 2006 года был избран председателем Организационного комитета по подготовке созыву и проведению учредительного съезда политической партии с предполагаемым наименованием «Партия развития». 14 октября 2006 г. учредительный съезд Партии развития избрал Юрия Крупнова председателем партии. Однако в мае 2007 года партии было отказано в регистрации.

Руководитель разработки проектов «Новая Восточная политика», «Новый Средний Восток», «Дальневосточный космический кластер на базе космодрома Восточный (Свободный)», «Альтернативная усадебная урбанизация», «Тысяча новых городов для России», «Афганская политика России», «Северная цивилизация», «Промышленная доктрина России», «Ядерная доктрина России», «Демографическая доктрина России», «Кавказская доктрина России», «Идентификационная безопасность в системах применения консциентального оружия», «Личность», «Восточный коридор развития» и др., автор многочисленных статей по различным проблемам развития страны.

Демографическая политика

В марте 2005 г. Юрий Крупнов разработал и представил проект Демографической доктрины России , в которой вскрыл и сформулировал демографическую проблему России и предложил проект её решения:

В настоящее время в Российской Федерации наблюдается эпидемия сверхсмертности и чрезвычайно низкой рождаемости. Без всякого преувеличения следует сказать: Россия вымирает.

Это требует определить ситуацию как чрезвычайную, как демографическую катастрофу и цивилизационный вызов народам России и самому будущему нашей страны. Если мы ничего не будем предпринимать, то уже в ближайшие десятилетия Россия исчезнет с карты мира по демографическим причинам.

Ежегодно страна теряет от 500 тысяч до 1 миллиона человек - т.е. около 0,5 процента населения. А в центральных областях европейской части России ежегодные потери составляют до 1,0 и более процента.

Космодром «Восточный»

Как утверждает сам Крупнов, в результате его совместных усилий с государственными чиновниками в середине 2007 г. руководством страны было принято решение об изучении возможности строительства нового российского гражданского космодрома . После тщательного изучения нескольких возможных мест строительства нового космодрома компетентной комиссией была выбрана Амурская область. И 6 ноября 2007 года Президент Российской Федерации подписал указ о создании космодрома «Восточный» на базе расформированного военного космодрома «Свободный».

Российско-Афганский Форум

"БЛАГОДАРНОСТЬ Председателю Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Российской Федерации господину Юрию Крупнову! С того дня, как Вами и Вашими коллегами начаты усилия по улучшению отношений между Российской Федерацией и Исламской Республикой Афганистан, Ваши усилия остаются для нас достойными уважения. Надеемся, что Вы и Ваши коллеги, деятели науки будут работать на укрепления отношений народов двух стран, и Ваши усилия станут предпосылкой восстановления многих сфер жизни в Афганистане. Руководство Исламской Республики Афганистан высоко ценит Ваши усилия, выражает Вам, Вашим коллегам и сотрудникам Благодарность и желает Вам успехов. С уважением, Мухаммад Омар Даудзай, руководитель Администрации Президента Исламской Республики Афганистан"

Основные труды

  • Крупнов Ю. В., Калашников М. Гнев орка. - М.: АСТ, 2003.
  • Крупнов Ю. В., Калашников М. Оседлай молнию! - М.: АСТ, 2003.
  • Крупнов Ю. В. Стать мировой державой . - М.: Эксмо, 2003.
  • Крупнов Ю. В. Россия между Западом и Востоком. Курс Норд-Ост . - СПб.: Нева, 2004.
  • Кривов А., Крупнов Ю. В. Дом в России. Национальная идея . - М.: Олма-Пресс, 2004.
  • Крупнов Ю. В. Солнце в России восходит с Востока . - М.: Молодая гвардия, 2006.
  • Громыко Ю. В. , Крупнов Ю. В. Транспортное цивилизационное продвижение - конкретный сценарий развития России . - М.: Институт мирового развития, 2007.
  • Крупнов Ю. В., Батыршин И. И., Дереникьян А. С., Крупнов Б. В., Мелентьев С. Э.