Какую роль играют нормы служебного поведения госслужащего. III

Статья 3. Основные принципы служебного поведения государственных и муниципальных служащих

1. Основные принципы служебного поведения государственных и муниципальных служащих представляют собой основы поведения, которыми им надлежит руководствоваться при исполнении должностных обязанностей.

2. Государственные и муниципальные служащие, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны:

а) исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы государственных органов и органов местного самоуправления;

б) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности государственных органов и государственных служащих, а также органов местного самоуправления и муниципальных служащих;

в) осуществлять свою деятельность в пределах полномочий соответствующего государственного органа и органа местного самоуправления;

г) не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимыми от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций;

д) исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;

е) уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы, либо органы местного самоуправления обо всех случаях обращения к государственному или муниципальному служащему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;

ж) соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, исполнять обязанности, связанные с прохождением государственной и муниципальной службы;

з) соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на их служебную деятельность решений политических партий, иных общественных объединений;

и) соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения;

к) проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и должностными лицами;

л) проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;

м) воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в объективном исполнении государственными или муниципальными служащими должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб их репутации или авторитету государственного органа либо органа местного самоуправления;

н) принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению возникновения конфликтов интересов и урегулированию возникших конфликтов интересов;

о) не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов и органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, государственных служащих, муниципальных служащих и граждан при решении вопросов личного характера;

п) воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственных органов либо органов местного самоуправления, их руководителей, если это не входит в должностные обязанности государственного и муниципального служащего;

р) соблюдать установленные в государственном органе и органе местного самоуправления правила публичных выступлений и предоставления служебной информации;

с) уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой информации по информированию общества о работе государственного органа и органа местного самоуправления, а также оказывать содействие в получении достоверной информации в установленном порядке;

т) воздерживаться в публичных выступлениях, в том числе в средствах массовой информации, от обозначения в иностранной валюте (условных денежных единицах) стоимости на территории Российской Федерации товаров, работ, услуг и иных объектов гражданских прав, сумм сделок между резидентами Российской Федерации, показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, размеров государственных и муниципальных заимствований, государственного и муниципального долга, за исключением случаев, когда это необходимо для точной передачи сведений либо предусмотрено законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, обычаями делового оборота.

Статья 4. Соблюдение законности

1. Государственный и муниципальный служащий обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

2. Государственный и муниципальный служащий в своей деятельности не должны допускать нарушения законов и иных нормативных правовых актов исходя из политической, экономической целесообразности либо по иным мотивам.

3. Государственный и муниципальный служащий обязаны противодействовать проявлениям коррупции и предпринимать меры по ее профилактике в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции.

Статья 5. Требования к антикоррупционному поведению государственных и муниципальных служащих

1. Государственный и муниципальный служащий при исполнении ими должностных обязанностей не должны допускать личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов.

При назначении на должность государственной или муниципальной службы и исполнении должностных обязанностей государственный и муниципальный служащий обязаны заявить о наличии или возможности наличия у них личной заинтересованности, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение ими должностных обязанностей.

2. Государственный и муниципальный служащие обязаны представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

3. Государственный и муниципальный служащий обязаны уведомлять представителя нанимателя, органы прокуратуры Российской Федерации или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.

Уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, за исключением случаев, когда по данным фактам проведена или проводится проверка, является должностной обязанностью государственного и муниципального служащего.

4. Государственному и муниципальному служащему запрещается получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные государственным и муниципальным служащими в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью, собственностью субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления и передаются государственным и муниципальным служащим по акту в государственный орган и орган местного самоуправления, в котором он замещает должность государственной или муниципальной службы, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

Статья 6. Обращение со служебной информацией

1. Государственный или муниципальный служащий может обрабатывать и передавать служебную информацию при соблюдении действующих в государственном органе и органе местного самоуправления норм и требований, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Государственный и муниципальный служащий обязаны принимать соответствующие меры для обеспечения безопасности и конфиденциальности информации, за несанкционированное разглашение которой он несет ответственность или (и) которая стала известна ему в связи с исполнением должностных обязанностей.

Статья 7. Этика поведения государственных и муниципальных служащих, наделенных организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным или муниципальным служащим

1. Государственный и муниципальный служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным или муниципальным служащим, должен быть для них образцом профессионализма, безупречной репутации, способствовать формированию в государственном органе либо его подразделении (органе местного самоуправления либо его подразделении) благоприятного для эффективной работы морально-психологического климата.

2. Государственный и муниципальный служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным или муниципальным служащим, призван:

а) принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликтов интересов;

б) принимать меры по предупреждению коррупции;

в) не допускать случаев принуждения государственных или муниципальных служащих к участию в деятельности политических партий, иных общественных объединений.

3. Государственный и муниципальный служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным или муниципальным служащим, должен принимать меры к тому, чтобы подчиненные ему государственные или муниципальные служащие не допускали коррупционно опасного поведения, своим личным поведением подавать пример честности, беспристрастности и справедливости.

4. Государственный и муниципальный служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным или муниципальным служащим, несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за действия или бездействия подчиненных сотрудников, нарушающих принципы этики и правила служебного поведения, если он не принял мер, чтобы не допустить таких действий или бездействий.

Настоящим законодательством, действующим на сегодняшний день, установлены высокие требования относительно служебного поведения государственных служащих. В структуру этих требований вложены нравственный принцип относительно служебного долга, добропорядочность, честность, уважительное отношение к гражданским правам и их свободе, соблюдение моральных норм, как в профессиональной деятельности, так и в личной жизни. Главную роль в этих требованиях играют принципы равного доступа к государственной службе, единство всех перед законом, принцип законности и принцип справедливости. Конечно, на первое место среди требований необходимо так же вынести неподкупность и высокий профессионализм при исполнении своих должностных обязанностей. Профессионализм должен включать в себя не только глубокое и обстоятельное знание того предмета, который касается служебной деятельности, но и его социальную и гуманную значимость, а так же понимание и качественное исполнение должностных обязанностей и требований, присутствие навыков, умений и профессионального опыта. Для того чтобы определить уровень профессиональной компетентности проводят процедуру служебной аттестации или квалификационный экзамен.

Как показывают исследования, многие государственные служащие понимают значимость профессионализма. По данным B.C. Нечипоренко, профессиональную компетентность как ценность признают 85% респондентов и 95% экспертов. Однако только 54% опрошенных государственных служащих считают, что профессионализм востребуется и содействует их служебному росту. Более половины респондентов отмечают, что работа с литературой, повышение квалификации, освоение смежных специальностей нехарактерны для современного кадрового корпуса государственных служащих. Почти половина респондентов включили в структуру служебного поведения набор приемов и правил решения рабочих текущих вопросов, анализ ситуации, выбор способа действия и процесс принятия решений, т.е. сумму действий чисто аппаратного, бюрократического характера. Нормативное требование о признании, соблюдении, защите прав и свобод человека и гражданина смыслом и содержанием профессиональной служебной деятельности не вспомнил ни один из числа опрошенных.См. об этом: http://library.tuit.uz/skanir_knigi/book/sots_psixol/Glava3.htm

О широко распространенном среди современных служащих государственного аппарата «правовом нигилизме» в условиях крайне нестабильного законодательства свидетельствует то обстоятельство, что респонденты не включили в содержание организационной культуры служебного поведения требования. См. об этом: ФЗ РФ Об осуществлении профессиональной служебной деятельности строго в рамках установленной законодательство России компетенции государственного органа от 27 июля 2004 № 79-ФЗ. п. 3 ч. 1 ст. 18 Действия на основе административного усмотрения, дублирования функций, превышения служебных полномочий государственными служащими фиксируют многие при взаимодействии органами российской государственной власти.

Законодательством требуется, чтобы государственные служащие соблюдали политическую и конфессиональную нейтральность, а так же соблюдение ограничений, которые установлены по службе, предостерегает их от совершения поступков, которые порочили бы честь и достоинство государственного служащего. Есть необходимость проявления корректности при контакте с населением, а так же проявление уважения к нравственным традициям и обычаям народов, проживающих в России.

После аранжировки стало ясным, в аппаратные ценности служебного поведения опрошенные указывали в качестве значимых не то, что было перечислено, а «умение работать с документами, проводить служебные совещания, принимать посетителей, умение контролировать ход выполнения управленческих решений и вести служебные переговоры с использованием средств связи». Так же не очень важным считается «умение прислушиваться к мнению специалистов, осваивать опыт других и работать в команде».

Стоит так же отметить, что немаловажную значимость несут нормативные требования к служебному поведению государственных служащих относительно учета менталитета и культурных особенностей этнических и социальных групп населения, а так же способствование межнациональному и межконфесиональному взаимопониманию, они обязаны соблюдать правила публичных выступлений, бесконфликтность общения и обращения со служебной информацией. В обществе возникает массовое осознание «прямой зависимости между нравственным авторитетом власти, доверием к ней народа и стабильностью государственных устоев».

Конечно, в наше время государственными служащими уделяется мало внимания относительно нравственных элементов служебного поведения. Именно поэтому среди «чиновных юношей», то есть молодых представителей государственных служащих, мало значения, если сравнивать со старшими представителями профессии, имеют регуляторы нравственного служебного поведения.

По данному вопросу было проведено немоло исследований и, исходя из их результатов, четко просматривается следующая зависимость: представители государственной службы, которые наиболее молоды и имеют небольшой стаж службы, относятся наиболее пренебрежительнее к нормам нравственности и профессиональной деонтологии.

Так, например, только 79% среди респондентов до 30 лет считают неподкупность важным профессиональным качеством для государственного служащего. Если сравнить эти показатели, с показателями респондентов более старшего возраста, то оценки старших почти в четыре раза выше. Молодые представители государственных служащих свободны от следов прошлого, когда государственная служба по статусу, престижу, вознаграждению и правовому регулированию уравнивалась с трудом рабочих на производстве и колхозников в сельском хозяйстве, более открыта для освоения и использования современных информационных технологий и зарубежного опыта государственного управления. Таким образом молодые государственные служащие более склонны к отступлению от моральных норм и нравственности при конфликте личных и общественных, государственных интересов -- причем не в пользу последних.

Так же стоит отметить, что надо уделить немало внимания оценке государственных служащих элементов служебного поведения, которые включены социально-психологические компоненты личности. Большая часть респондентов утверждают, что они не обладают достаточным умением в организационных технологиях, которые требуют творческий, инициативный и неформализованный подход к исполнению своих служебных обязанностей. Многие современные государственные служащие до сих пор не в полной мере осознают, что решающую роль в увеличении развития служебного поведения играют не исполнительские возможности, полная личная преданность начальству, «умеренность и аккуратность», а такие качества как общительность, мышление стратега, креативность в исполнении должностных обязанностей. Чтобы персонал государственной службы успешно функционировал, все большую роль занимают такие качества государственных служащих, как умение к саморазвитию и развитию собственными силами своего служебного потенциала, умение приобретать, создавать и применять новые управленческие технологии.

Как ни странно, еще немало важным элементом служебного поведения чиновника является возможность использования в личных интересах административного ресурса.

Многие современные государственные служащие своекорыстны, есть много примеров многочисленных фактов присвоения, и разбазаривания государственных средств, которые чаще всего связаны с неправомерным использованием административных ресурсов, которые находятся под управлением чиновника. Административный ресурс представляет собой совокупность возможностей, которые дает замещение государственной должности в государственном аппарате.

Конечно, такие возможности сами по себе не являются негативными явлениями. Под отрицательно попадает то, что в сознании чиновничества укоренилось такое убеждение, что при условиях перехода от одной модели политической и экономической системы общества к другой, использование возможности безнаказанно прибирать к рукам административный ресурс в личных целях считается нормой. Такое понимание оказывает негативное воздействие на деятельность и функционирование как государственных, так и общественных институтов. С этих позиций под использованием административного ресурса в служебном поведении государственных служащих, следует понимать совокупность возможностей должностного лица по использованию материальных средств, финансов, управленческих процессов и подчиненного персонала в своих или чьих-либо корыстных интересах, а не для исполнения функций и должностных обязанностей в рамках объема полномочий по занимаемой государственной должности.

Многие государственные служащие при социальном познании и оценки служебного поведения представителей своей корпорации опираются на то, что культура служебного поведения значительной части персонала государственного аппарата находится на низком уровне. Для многих государственных служащих разных сфер государственного управления недостает современных знаний в управлении, умений и навыков.

Во многих отраслях государственного и муниципального управления до сих пор отсутствуют оптимальные критерии оценки эффективности управленческого труда и служебного поведения государственных и муниципальных служащих, тем самым это оказывает негативное влияние на них. Количественные показатели, отношение к исполнении должностных обязанностей, соблюдение правил внутреннего распорядка, своевременное прибытие на службу и т.д. - все это до сих пор является критерием оценки служащих.

Хотя, многие государственные служащие сами отмечают не хватку профессиональных знаний. А те действующие критерии оценки их служебного поведения сводят их к «винтикам» бюрократического механизма, которое легко сменяемо. Самое отрицательное воздействие на социально-психологическую обстановку в государственной службе и служебной деятельности персонала оказывает то, что организационные структуры нестабильны и происходят очень частые реорганизации структур государственного управления.

Пережитки советского государственного аппарата на сегодняшний день все еще имеют место в служебной деятельности современного российского чиновничества, а так же и ростки новой служебной деятельности персонала новой формации, нового стиля работы, отвечающего идеалам демократического правового государства.

II. Основные принципы и правила служебного поведения государственных (муниципальных) служащих

10. Основные принципы служебного поведения государственных (муниципальных) служащих являются основой поведения граждан Российской Федерации в связи с нахождением их на государственной и муниципальной службе.

11. Государственные (муниципальные) служащие, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны:

а) исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы государственных органов и органов местного самоуправления;

б) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности как государственных органов и органов местного самоуправления, так и государственных (муниципальных) служащих;

в) осуществлять свою деятельность в пределах полномочий соответствующего государственного органа и органа местного самоуправления;

г) не оказывать предпочтения, каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимыми от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций;

д) исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению ими должностных обязанностей;

е) уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы либо органы местного самоуправления обо всех случаях обращения к государственному (муниципальному) служащему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;

ж) соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, исполнять обязанности, связанные с прохождением государственной и муниципальной службы;

з) соблюдать беспристрастность, исключающую возможность влияния на их служебную деятельность решений политических партий и общественных объединений;

и) соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения;

к) проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и должностными лицами;

л) проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России и других государств, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;

м) воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении государственным (муниципальным) служащим должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа либо органа местного самоуправления;

н) принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению возникновения конфликта интересов и урегулированию возникших случаев конфликта интересов;

о) не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, государственных (муниципальных) служащих и граждан при решении вопросов личного характера;

п) воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственного органа или органа местного самоуправления, его руководителя, если это не входит в должностные обязанности государственного (муниципального) служащего;

р) соблюдать установленные в государственном органе или органе местного самоуправления правила публичных выступлений и предоставления служебной информации;

с) уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой информации по информированию общества о работе государственного органа или органа местного самоуправления, а также оказывать содействие в получении достоверной информации в установленном порядке;

т) воздерживаться в публичных выступлениях, в том числе в средствах массовой информации, от обозначения стоимости в иностранной валюте (условных, денежных единицах) на территории Российской Федерации товаров, работ, услуг и иных объектов гражданских прав, сумм сделок между резидентами Российской Федерации, показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, размеров государственных и муниципальных заимствований, государственного и муниципального долга, за исключением случаев, когда это необходимо для точной передачи сведений либо предусмотрено законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, обычаями делового оборота;

у) постоянно стремиться к обеспечению как можно более эффективного распоряжения ресурсами, находящимися в сфере его ответственности.

12. Государственные (муниципальные) служащие обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные и федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

13. Государственные (муниципальные) служащие в своей деятельности не должны допускать нарушение законов и иных нормативных правовых актов, исходя из политической, экономической целесообразности либо по иным мотивам.

14. Государственные (муниципальные) служащие обязаны противодействовать проявлениям коррупции и предпринимать меры по ее профилактике в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

15. Государственные (муниципальные) служащие при исполнении ими должностных обязанностей не должны допускать личную заинтересованность, которая приводит или может привести к конфликту интересов.

При назначении на должность государственной или муниципальной службы и исполнении должностных обязанностей государственный (муниципальный) служащий обязан заявить о наличии или возможности наличия у него личной заинтересованности, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей.

16. Государственный (муниципальный) служащий обязан представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих и членов своей семьи в соответствии с законодательством Российской Федерации.

17. Государственный (муниципальный) служащий обязан уведомлять представителя нанимателя, органы прокуратуры Российской Федерации или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.

Уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, за исключением случаев, когда по данным фактам проведена или проводится проверка, является должностной обязанностью государственного (муниципального) служащего.

18. Государственному (муниципальному) служащему запрещается получать в связи с исполнением им должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги материального характера, плату за развлечения, отдых, за пользование транспортом и иные вознаграждения). Подарки, полученные государственным (муниципальным) служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью, собственностью субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления и передаются государственным (муниципальным) служащим по акту в государственный орган или орган местного самоуправления, в котором он замещает должность государственной или муниципальной службы, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

19. Государственный (муниципальный) служащий может обрабатывать и передавать служебную информацию при соблюдении действующих в государственном органе или органе местного самоуправления норм и требований, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации.

20. Государственный (муниципальный) служащий обязан принимать соответствующие меры по обеспечению безопасности и конфиденциальности информации, за несанкционированное разглашение которой он несет ответственность или (и) которая стала известна ему в связи с исполнением им должностных обязанностей.

21. Государственный (муниципальный) служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным (муниципальным) служащим, должен быть для них образцом профессионализма, безупречной репутации, способствовать формированию в государственном органе либо его подразделении (органе местного самоуправления либо его подразделении) благоприятного для эффективной работы морально-психологического климата.

22. Государственный (муниципальный) служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным (муниципальным) служащим, призван:

а) принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов;

б) принимать меры по предупреждению коррупции;

в) не допускать случаев принуждения государственных (муниципальных) служащих к участию в деятельности политических партий и общественных объединений.

23. Государственный (муниципальный) служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным (муниципальным) служащим, должен принимать меры к тому, чтобы подчиненные ему государственные (муниципальные) служащие не допускали коррупционно опасного поведения, своим личным поведением подавать пример честности, беспристрастности и справедливости.

24. Государственный (муниципальный) служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным (муниципальным) служащим, несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за действия или бездействие подчиненных ему сотрудников, нарушающих принципы этики и правила служебного поведения, если он не принял меры по недопущению таких действий или бездействия.

II. Основные принципы и правила служебного поведения

государственных (муниципальных) служащих

10. Основные принципы служебного поведения государственных (муниципальных) служащих являются основой поведения граждан Российской Федерации в связи с нахождением их на государственной и муниципальной службе.

11. Государственные (муниципальные) служащие, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны:

А) исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы государственных органов и органов местного самоуправления;

Б) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности как государственных органов и органов местного самоуправления, так и государственных (муниципальных) служащих;

В) осуществлять свою деятельность в пределах полномочий соответствующего государственного органа и органа местного самоуправления;

Г) не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимыми от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций;

Д) исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению ими должностных обязанностей;

Е) уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы либо органы местного самоуправления обо всех случаях обращения к государственному (муниципальному) служащему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;

Ж) соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, исполнять обязанности, связанные с прохождением государственной и муниципальной службы;

З) соблюдать беспристрастность, исключающую возможность влияния на их служебную деятельность решений политических партий и общественных объединений;

И) соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения;

К) проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и должностными лицами;

Л) проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России и других государств, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;

М) воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении государственным (муниципальным) служащим должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа либо органа местного самоуправления;

Н) принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению возникновения конфликта интересов и урегулированию возникших случаев конфликта интересов;

О) не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, государственных (муниципальных) служащих и граждан при решении вопросов личного характера;

П) воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственного органа или органа местного самоуправления, его руководителя, если это не входит в должностные обязанности государственного (муниципального) служащего;

Р) соблюдать установленные в государственном органе или органе местного самоуправления правила публичных выступлений и предоставления служебной информации;

С) уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой информации по информированию общества о работе государственного органа или органа местного самоуправления, а также оказывать содействие в получении достоверной информации в установленном порядке;

Т) воздерживаться в публичных выступлениях, в том числе в средствах массовой информации, от обозначения стоимости в иностранной валюте (условных денежных единицах) на территории Российской Федерации товаров, работ, услуг и иных объектов гражданских прав, сумм сделок между резидентами Российской Федерации, показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, размеров государственных и муниципальных заимствований, государственного и муниципального долга, за исключением случаев, когда это необходимо для точной передачи сведений либо предусмотрено законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, обычаями делового оборота;

У) постоянно стремиться к обеспечению как можно более эффективного распоряжения ресурсами, находящимися в сфере его ответственности.

12. Государственные (муниципальные) служащие обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные и федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

13. Государственные (муниципальные) служащие в своей деятельности не должны допускать нарушение законов и иных нормативных правовых актов исходя из политической, экономической целесообразности либо по иным мотивам.

14. Государственные (муниципальные) служащие обязаны противодействовать проявлениям коррупции и предпринимать меры по ее профилактике в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

15. Государственные (муниципальные) служащие при исполнении ими должностных обязанностей не должны допускать личную заинтересованность, которая приводит или может привести к конфликту интересов.

При назначении на должность государственной или муниципальной службы и исполнении должностных обязанностей государственный (муниципальный) служащий обязан заявить о наличии или возможности наличия у него личной заинтересованности, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей.

16. Государственный (муниципальный) служащий обязан представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих и членов своей семьи в соответствии с законодательством Российской Федерации.

17. Государственный (муниципальный) служащий обязан уведомлять представителя нанимателя, органы прокуратуры Российской Федерации или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.

Уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, за исключением случаев, когда по данным фактам проведена или проводится проверка, является должностной обязанностью государственного (муниципального) служащего.

18. Государственному (муниципальному) служащему запрещается получать в связи с исполнением им должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги материального характера, плату за развлечения, отдых, за пользование транспортом и иные вознаграждения). Подарки, полученные государственным (муниципальным) служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью, собственностью субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления и передаются государственным (муниципальным) служащим по акту в государственный орган или орган местного самоуправления, в котором он замещает должность государственной или муниципальной службы, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

19. Государственный (муниципальный) служащий может обрабатывать и передавать служебную информацию при соблюдении действующих в государственном органе или органе местного самоуправления норм и требований, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации.

20. Государственный (муниципальный) служащий обязан принимать соответствующие меры по обеспечению безопасности и конфиденциальности информации, за несанкционированное разглашение которой он несет ответственность или (и) которая стала известна ему в связи с исполнением им должностных обязанностей.

21. Государственный (муниципальный) служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным (муниципальным) служащим, должен быть для них образцом профессионализма, безупречной репутации, способствовать формированию в государственном органе либо его подразделении (органе местного самоуправления либо его подразделении) благоприятного для эффективной работы морально-психологического климата.

22. Государственный (муниципальный) служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным (муниципальным) служащим, призван:

А) принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов;

Б) принимать меры по предупреждению коррупции;

В) не допускать случаев принуждения государственных (муниципальных) служащих к участию в деятельности политических партий и общественных объединений.

23. Государственный (муниципальный) служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным (муниципальным) служащим, должен принимать меры к тому, чтобы подчиненные ему государственные (муниципальные) служащие не допускали коррупционно опасного поведения, своим личным поведением подавать пример честности, беспристрастности и справедливости.

24. Государственный (муниципальный) служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным (муниципальным) служащим, несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за действия или бездействие подчиненных ему сотрудников, нарушающих принципы этики и правила служебного поведения, если он не принял меры по недопущению таких действий или бездействия.

Нравственная культура государственных и муниципальных служащих, как уже отмечалось выше, реализуется через их поведение в профессиональной деятельности. Поэтому культура поведения служащих должна иметь не только внутреннюю социально-психологическую регуляцию - через индивидуальные ценностные ориентации, но и внешнюю - через правила и нормы поведения, особенно в процессе осуществления служебной деятельности.

По данным Минтруда России, на сегодняшний день в нашей стране насчитывается более 800 тыс. госслужащих, из них 550 тыс. на федеральном уровне и около 250 тыс. на уровне субъектов РФ . При этом, как отмечает председатель комиссии Общественной палаты РФ по социальной поддержке граждан и качеству жизни В. Слепак, нынешняя деятельность госслужащих демонстрирует немало проблем, связанных как с взяточничеством, так и с нарушением морально-этических принципов. Для кардинального изменения ситуации был разработан новый проект кодекса этики государственных служащих и муниципальных служащих Российской Федерации, вынесенный Минтрудом РФ на общественное обсуждение . В случае одобрения данного проекта, он будет утвержден соответствующим указом Президента.

В данном документе отражены основные принципы и правила служебного поведения государственных (муниципальных) служащих и рекомендательные этические правила их служебного поведения, основанные на ценностях и нормах общественной морали. В кодексе отмечается, что основой профессионального поведения служащих должно быть отношение к каждому человеку, с его правами. Вследствие этого в своем служебном поведении государственный (муниципальный) служащий должен воздерживаться:

  • а) от высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений. Выражение нетерпимости и различных фобий категорически недопустимы государственными и муниципальными служащими, так как они являются представителями государства, если хотите его «лицом», а государство компрометировать свой авторитет не может, так как оно во многом зависит от доверия граждан и его поддержки. Не стоит забывать об основном предназначении государственного и муниципального служащего - служить обществу. И поэтому такой служащий всегда находится на виду у граждан;
  • б) грубости, проявлений пренебрежения, заносчивости в любых формах, предъявления неправомерных осуждений и обвинений. Комментарий к этому пункту, в принципе, будет аналогичен предыдущему пункту с одним лишь дополнением: что особые требования к работнику органов государственного и муниципального управления должно быть именно на рабочем месте. Это не значит, что в других местах и в другое время он может себе позволять что-либо подобное;
  • в) оскорблений, угроз, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение. Чем больше агрессии может проявляться в поведении служащего, тем больший урон он наносит имиджу государственной и муниципальной власти и нарушает нормальную и эффективную работу государственных и муниципальных органов. Необходимо также отметить, что большинство этических норм имеют свое отражение в законодательстве, следовательно, они приобретают характер юридических обязанностей, за нарушения которых могут наступить юридические санкции,
  • г) курения во время выполнения своих служебных обязанностей. В соответствии с Федеральным законом от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», курение в служебных помещениях - нарушение закона. Курить, общаясь с людьми в процессе выполнения служебных обязанностей, - это, в прочем, неуважение к ним.

Кроме отмеченного, государственные (муниципальные) служащие призваны способствовать налаживанию в коллективе деловых взаимоотношений и конструктивного сотрудничества друг с другом, а также быть вежливыми, доброжелательными, корректными, внимательными и терпимыми в общении с гражданами и коллегами. Яркое проявление внутренней и внешней гармонии, высокой культуры поведения человека является деликатность, свойство, действительно, воспитанных, интеллигентных людей, высшее выражение доброжелательности, предупредительности и приветливости. Вежливость в служебных отношениях необходима для создания и сохранения в коллективе здорового морально-психологического климата, а у каждого сотрудника - чувства психологического контроля и защищенности.

Одним из самых серьезных факторов, определяющих критическое отношение общества к власти, является, способность уважительно относиться к достоинству человека, независимо от его социального положения. Признать равенство, человеческое достоинство, его права - главная ценность социальной жизни - первое условие всякой деятельности.

Внешний вид государственного (муниципального) служащего при исполнении им должностных обязанностей в зависимости от условий службы и формата служебного мероприятия должен способствовать уважительному отношению граждан к государственным органам и органам местного самоуправления, соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность, традиционность, аккуратность.

В современное время существуют требования к государственным служащим.

Нравственные требования, предъявляемые к государственным служащим, условно можно разделить на следующие группы:

  • ? требования, связанные с осуществлением служащими своих властных полномочий. Требования, связанные с процессом принятия решений, относятся к управленческой этике (решительность, профессионализм, лидерство и т.д.);
  • ? требования, связанные с исполнительской дисциплиной. От добросовестного выполнения ряда функций служащего порой зависит и жизнь человека. Организованность, деловитость, дисциплинированность, внимательность, исполнительность, пунктуальность, законопослушность - это качества данной группы;
  • ? коммуникативная компетентность. Служащему должны быть присущи такие качества, как: коммуникативность, открытость, уважение к чужой точке зрения, умение слушать и слышать, сдержанность, тактичность, воспитанность, владение словом, умение себя подать;
  • ? качества, связанные с тем, что служащие находятся всегда «на виду» у людей. Скромность, сдержанность, ощущение личной ответственности - это качества чиновника, от которых зависит, какое мнение сложится у населения о государстве.

В практическом приложении категории и принципы профессиональной этики государственной службы обретают форму этических требований, применяемых к служащему как при поступлении на государственную службу, так и при исполнении государственно-служебных полномочий. К ним относятся:

  • ? следование высшим нравственным принципам, верность государству, своему делу. Служащий должен ставить интересы страны, профессии выше личных интересов, целей и задач политических партий, других общественных объединений. Нам представляется, что поведение и деятельность нашего Президента - В.В. Путина, можно поставить в пример приверженности высшим нравственным ценностям, интересам государства и народа России;
  • ? безусловное выполнение требований профессии. Интеллигентность служащих определяется не только образованием, но и соблюдением этических принципов законности, справедливости, гуманности, ответственности и беспристрастности, сочетаемых с соответствующими нравственными формами поведения;
  • ? постоянная готовность выступить на защиту государства, народа, Конституции, законов РФ. В пример можно привести деятельность мэра г. Нефтеюганска В. Петухова, который погиб, защищая государственные интересы от рук наемного убийцы в 1998 г.;
  • ? честное отношение к служебным обязанностям. Необходимо обратить внимание на категорию «честность», которая понимается по-разному. Чтобы быть честным, надо просто не обманывать и не воровать. С воровством все понятно. А вот, как жить и при этом не обманывать, возникает множество вопросов. Многие считают, что это практически невозможно. Для того чтобы быть честным, надо быть заинтересованным в понимании тех людей, кому ты эту правду доводишь. Если чиновник будет стоять на такой позиции, а не исходить из корпоративного или личного эгоизма, то можно говорить о его честной служебной позиции;
  • ? стремление изыскивать и реализовывать наиболее эффективные и экономичные пути осуществления служебных обязанностей. Когда исполнитель любыми средствами желает получить результат, его мало интересуют последствия и полезность решения для других людей. Старшее поколение хорошо помнит огромное количество приписок и превышений в деятельности руководителей, которые «гнались за процентами и результатами» в советской экономике (к примеру, «Хлопковое дело», дело руководителя Краснодарского края С.Ф. Медунова и другие);
  • ? отсутствие в деятельности государственного служащего реализации своих личных интересов. Это обстоятельство подпадает под определение конфликта интересов на государственной и муниципальной службе, о чем говорится в ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Закон о противодействии коррупции), а также раскрывается в Федеральном законе РФ от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в отношении государственных гражданских служащих и в ст. 14.1 Федерального закона РФ от 02.03.2007 № 25-ФЗ

«О муниципальной службе в Российской Федерации» в отношении муниципальных служащих;

  • ? не принимать для себя, своих близких благ и преимуществ, используя служебные полномочия. Таких примеров очень много. Недавно стали публичными коррупционные дела экс-губернатора Сахалина А. Хорошавина и его команды, экс-главы Республики Коми - В. Гайзера с командой и т.д. (у последнего, помимо больших денежных сумм, была найдена коллекция дорогих часов с экземплярами стоимостью по 100 000 долларов США и более). Возбуждено уголовное дело в отношении главы Департамента аудита государственных контрактов Минобороны Д. Недобора, с обвинением в покушении на взятку в особо крупном размере;
  • ? не использовать в профессиональной деятельности конфиденциальную информацию как средство получения личной выгоды. Перед дефолтом 1998 г. некоторые высшие чиновники, заранее имея данную информацию, как стало известно, использовали ее с пользой для себя и своих близких (заранее меняли рубли на валюту, массово скупали товары по текущим ценам и др.);
  • ? не заниматься предпринимательской деятельностью. Депутатам Государственной Думы, губернаторам субъектов Федерации, другим высшим чиновникам запрещено параллельно служебной деятельности заниматься предпринимательской деятельностью;
  • ? реально бороться с коррупцией в государственных и муниципальных органах. В западных странах есть практика несокрытия служебных преступлений. Это приветствуется и всячески поощряется. Человек, сообщивший о факте коррупции, защищен законом. А за сокрытие преступных действий служащих ждут определенные административные и нравственные санкции. В нашей стране также предпринят целый комплекс мер по противодействию коррупции и борьбе со служебными аномалиями;
  • ? строго соблюдать правила делового общения с гражданами и коллегами. Выполнения служебного распорядка дня, дресс- код и другие нормы делового этикета - обязательны для всех государственных и муниципальных служащих, это часть их служебных обязанностей;
  • ? стремиться укреплять профессиональный имидж государственного и муниципального служащего. Так как он является важнейшим критерием оценки эффективности управленческой деятельности, фиксирует степень соответствия действий государственных органов требованиям и ожиданиям конкретных социальных групп и общества в целом. Следовательно, формирование позитивного имиджа государственных гражданских служащих выступает непременным условием оптимизации деятельности государственных органов и системы государственной службы в целом;
  • ? стараться не высказывать публично своего личного мнения о действующей власти, так как чиновник сам представитель власти. Любой чиновник, высказывая свое мнение, рискует, что его слова будут воспринимать, как официальное мнение государственных и муниципальных органов. А это далеко не всегда так. Личное мнение, высказанное чиновником вразрез общеофициальному - приносит большой ущерб имиджу государству. Пример - высказывания В. И. Маркина, официального представителя СК РФ, по поводу уголовных дел в отношении бывшего министра обороны РФ А.Э. Сердюкова, далеко не всегда соответствовали последующей официальной информации.
  • ? не допускать злоупотребления служебным положением, корыстной или иной личной заинтересованности. Данный пункт можно комментировать также в ракурсе конфликта интересов;
  • ? в служебном общении соблюдать общепринятые правила поведения; вести себя с достоинством; демонстрировать вежливость, корректность беспристрастность, принципиальность, профессионализм, деловитость. В качестве примера также можно указать на всегда корректное и вежливое отношение ко всем, даже в ответ на явные провокации и грубость - нашего президента В.В. Путина.

В условиях российских проблем в области государственного и муниципального управления актуализация данной проблемы жизненно необходима. К сожалению, мы еще не создали систему воспроизводства нравственных ценностей и поведения в среде государственных и муниципальных служащих.

Для России важность нравственного воспитания еще явна и потому, что многие другие общественные регуляторы (правовые, политические) у нас работают слабо, утратили свое влияние. Единственным регулятором общественного поведения личности в этой ситуации, по мнению ученых и политиков-практиков, становится моральная направленность и ценностные ориентации самих граждан. Все это не может не влиять на характер и состояние этики государственного и муниципального управления.

  • Государственный сектор в процессе перемен. URL: http://bujet.ru/article/241687.php(Дата обращения 22.08.2016).
  • Минтруд России разработал проект кодекса этики для госслужащих. URL: http: //www/rAPAHT//URL: http://www.garant.rU/news/635890/#ixzz3nn2M5AnC (Дата обращения 22.08.2016).
  • Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе»;Указ Президента РФ от 12.08.2002 № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих»; Указ Президента РФ от 03.03.2007 «О комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданскихслужащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов».
  • Дресс-код (англ, dress code - кодекс одежды) - форма, одежда необходимая при посещении определенных мероприятий, организаций, заведений.