К чему может привести необдуманная реформа мчс. Будущее обеспечения пожарной безопасности России

За последние годы несколько крупных силовых ведомств Российской Федерации претерпели значительные структурные изменения. Продолжается этот процесс и сейчас, а многочисленные слухи и новости указывают на то, что в будущем россиян ожидает ещё более глобальная реорганизация силовых и военизированных структур. Поэтому статья будет посвящена анализу разрабатывающейся реформы МЧС, которая, ожидаемо, завершится к 2018 году.

Почему, о реформе МЧС говорится так много? Все дело в том, что ее модель была признана наиболее успешной и сейчас ставится в пример перед другими ведомствами. В частности, здесь был успешно внедрен риск-ориентированный подход, когда одной из основных задач является предупреждение чрезвычайных ситуаций, а не ликвидация их последствий.

Другим моментом, от которого в МЧС планируют полностью отказаться к 2018 году, является полный отказ от так называемой репрессивной модели, при которой штраф будет являться не основной, а крайней, вынужденной мерой. Приоритет же будет за предостережениями, предупреждения и разъяснительной работой.

Первым признаком близящихся глобальных изменений в организации военизированных ведомств исполнительной власти стало упразднение ФСКН и передача её функций полиции. Тогда эксперты связывали такой серьёзный шаг с неэффективностью Федеральной службы, работники которой регулярно попадали в громкие скандалы. Однако практически сразу по тому же сценарию распустили ФМС, деятельность которой была мало заметна и не подвергалась серьёзным нареканиям.

Уже на этом этапе стало понятно, что как минимум до 2018 года будет проведена глобальная реорганизация, которая может затронуть МЧС, МВД и даже ФСБ. Поэтому известие о создании российской Национальной Гвардии уже мало кого удивило. В этот раз силовиков различных уровней ждали более масштабные перемены, самыми знаковыми из которых стали объединение наиболее дееспособных спецподразделений под единым командованием и расширение их полномочий. Но на этом реформистские настроения правительства вряд ли иссякнут.

Реформа МЧС и ФСБ к 2018 году: слухи или реальность?

Пока никаких официальных заявлений о продолжении изменений в важнейших ведомствах страны не было, но в СМИ регулярно утекают откровения неназванных источников, упоминающих как минимум два события, которые произойдут в ближайшие годы. Первое – это создание Министерства Государственной Безопасности, ближайшим прародителем которого называют советское КГБ. Основой для вновь созданной структуры послужит ФСБ, которому передадут в подчинение ФСО (на данный момент охраняет ключевые лица в системе государственного управления) и СВР (деятельность которой по логике вещей гораздо больше согласуется с задачами Министерства обороны).

В этом же контексте упоминается и реформирование МЧС как раз к 2018 году. К счастью, полное расформирование МЧС России к 2018 году проведено не будет, но, скорее всего, функциональные подразделения ведомства поделят между армией и полицией. В частности, те же высокие государственные чины, пожелавшие остаться анонимными, сообщают, что пожаротушение в будущем будет находиться в сфере ответственности МВД, а Минобороны возьмёт на себя более «полевые» задачи, такие как борьба с чрезвычайными ситуациями и спасательные работы.

Отметим, что реальных подтверждений таких радикальных изменений на сегодняшний день нет, и пока они выглядят просто как слухи, которые тиражирует ряд СМИ для поднятия своих собственных рейтингов.

Предпосылки реформы МЧС к 2018 году

Как уже было сказано, никаких официальных заявлений о реформах МЧС к 2018 году пока не последовало, но уже сейчас существует ряд реальных шагов в этом направлении, которые указывают на характер будущих изменений.

Самый яркий из них – это президентский Указ, опубликованный в августе этого года, который сокращает максимальное число работников ведомства. Таким образом, с этого года максимальное число работников Министерства чрезвычайных ситуаций ограничивается следующими числами:

  1. Общее количество сотрудников не должно превышать 288,5 тыс. человек.
  2. 7,2 тыс. из них будут относиться к воинским формированиям в подчинении министерского управления.
  3. Гражданские должности будут занимать 30 тыс. человек.
  4. Число же работников министерского аппарата не превысит 820 сотрудников.

Столь существенные ограничения явно указывают на то, что министерство готовится к будущим структурным изменениям, в ходе которых неминуемы увольнения сотрудников. Однако стоит помнить, что глобальные сокращения в различных ведомствах проходили и ранее. Например, в конце 2015-го был значительно урезан штат многих министерств и даже Управления делами Президента, поэтому, возможно, текущие меры не несут прямой угрозы для существования пожарной службы в нынешнем её состоянии.

Ещё одним фактом, помогающим дать ответ на вопрос «что будет с МЧС в 2018 году», является формирование 100-го отдельного полка материального обеспечения. Это оперативное подразделение, основной задачей которого является борьба со стихийными бедствиями, уже сейчас полностью подчиняется Министерству обороны. Это обстоятельство может служить весомым доказательством того факта, что в будущем пожарное ведомство как минимум частично будет передано военным.

Другой составляющей реформы МЧС в 2018 году является изменение в работе пожарных инспекторов – которая, до этого была притчей воязыцех Суть этих изменений предельна проста и заключается в отказе от системы проставления «палок». Главный критерий оценки работы пожарного инспектора может быть только один – это количество пожаров, произошедших на той территории и объектах, за которые он несет ответственность.

В контексте данной статьи нельзя не упомянуть и о грядущем Чемпионате Мира по футболу, который в 2018 году должен состояться в России. Роль работников ведомства на этом мероприятии сложно недооценить, поэтому международный праздник футбола может стать причиной переноса реформы МЧС России с 2018 года на более поздний период. Более того, недавно официальные лица заявляли, что специально на период проведения ЧМ оперативные противопожарные бригады будут доукомплектованы за счёт сотрудников управляющего состава. Вместе с ними для «усиления» действующих караулов и подразделений на год будет продлён срок службы сотрудников, которые должны выйти на пенсию.

Также в рамках организации будущего футбольного действа чиновники обещали выдать сотрудникам, задействованным в обеспечении пожарной безопасности в городах, принимающих ЧМ, новую экипировку. Такой малозначимый факт также может служить косвенным доказательством сохранения министерства в его теперешнем виде. Ведь зачем выдавать пожарным новую форму, если бы в 2018 году планировалась ликвидация МЧС?

Поэтому, несмотря на серьёзные предпосылки того, что МЧС, как и многие силовые ведомства, будет подвергнуто серьёзной реорганизации или переподчинению, существует множество обстоятельств, указывающих на обратное. В любом случае делать окончательные выводы сейчас рано, но можно утверждать, что МЧС меняется в лучшую сторону, как качественно, так и структурно и этот тренд будет продолжаться на протяжении всего 2018 года.

Реорганизация МЧС России в 2018 году является темой для обсуждения номер один, ведь уже в течение нескольких лет в нашей стране крупные силовые организации входит таких реформ и преобразований претерпели и подверглись серьёзным изменениям и преобразованиям.

Причём этот процесс в полную ногу идёт и в данный момент времени, причём по слухам довольно масштабная реорганизация ожидает в этом году силовые и военизированные структуры.

Почему МЧС?

Многие задаются вопрос – почему именно МЧС, возможно процесс реорганизации и модернизации затронет другие ведомства. Но специалисты и эксперты приводят ряд серьёзных домыслов и признаков в сторону именно МЧС. Что же это?

  • Во-первых, недавнее упразднение ФСКН и передача её основной функции полиции. На тот момент времени, многие эксперты такое решение просто-напросто расценили и связали с неэффективностью работы Федеральной службы, работники которой то и дел попадали и мелькали в различных довольно громких и бурных скандалах и разбирательствах.
  • Во-вторых, роспуск ФМС, деятельность которого была совершенно незаметна и не подвергалась совершенно никаким нареканиям со стороны. Но их ожидала та, же учесть, что и ФСКН.

На основании уже этих двух важных моментов, многие в 2018 году ожидают реорганизации и перемен в таких ведомствах, как МЧС, МВД, ФСБ. Причём большая часть специалистов и простых служащих сводились к единому мнению, что их, просто ожидает объединение с наиболее дееспособными спецподразделениями под единое командование и расширение их полномочий. Но, это лишь малая часть всех тех преобразований и изменений, которые их ожидают в процессе такой реорганизации.

Что будет и основные предпосылки реформы?

Стоит отметить, что пока ещё не было озвучено официально о каких-либо реформах МЧС в 2018 году, хотя ряд шагов к этому уже было сделано и очень даже успешно и эффективно. Одним из таких действенных шагов стал президентский Указ, который был ещё опубликован а августе прошлого года, по итогам которого в рядах МЧС должно произойти серьёзное сокращение. В результате, уже сегодня оглашены следующие цифры и данные, которые коснуться непосредственно этого года.

  1. 1.Общее количество сотрудников не должно быть более 288,5 тысяч человек.
  2. 2.К воинским формированиям, которые будут находиться непосредственно в подчинении министерства управления должно быть не менее 7,2 тысяч.
  3. 3.Гражданские должны составлять 30 тысяч человек.
  4. 4.Число работников министерского аппарата должно быть 820 сотрудников и не более того.

Наверное, даже простому служащему совершенно понятно и ясно о том, что такие преобразования являются хорошей подготовкой к серьёзным структурным изменениям и преобразованиям, в ходе которых избежать увольнения и сокращения многим сотрудникам просто-напросто невозможно. Хотя, многие утверждают, что такие довольно глобальные сокращения наблюдались ещё и ранее, но они не были поводом и основанием к изменениям, и никакой реорганизации за этим не последовало.


Ещё одним довольно важным фактором и моментом, о котором говорят эксперты, является формирование и создание 100-го отдельного полка материального обеспечения. Но что это такое и для чего он нужен? Сам по себе полк представляет собой оперативное подразделение, главной задачей которого является борьба со стихийными бедствиями, которое будет полностью подчиняться, и находиться под контролем Министерства обороны. Согласитесь, вот этот факт действительно может служить поводом для волнений и беспокойства, причём является хорошим и верным доказательством того факта, что в будущем времени пожарное ведомство частично станет военным.

МЧС или ФСБ?

Несмотря на то, что большая часть экспертов и аналитиков, всё же склоняется к тому мнению, что реформ стоит ожидать в системе МЧС, всё же спорным остаётся вопрос – ФСБ или МЧС, что же станет слухом, а, что реальностью. Пока в средствах массовой информации не было озвучено официально никакой информации в отношении этих двух ведомтсв и систем. Хотя всё-таки очень часто можно услышать о том, что в ближайшие годы следует ожидать двух довольно важных событий. Что же это за события? Прежде всего, это создание Министерства Государственной Безопасности, ближайшим родственником и предводителем которого называют и считают непосредственно существовавшее в советские времена КГБ. Основной для создания такого министерства, скорее всего, будет служить ФСБ, которому в свою очередь отдадут в подчинение ФСО, который занимается охранной деятельностью ключевых лиц в системе государственного управления, и СВР, деятельность которого неразрывно связана и переплетена с задачами Министерства обороны. А вторым важным событием станет реформирование МЧС, о котором также вскользь иногда упоминается. Но, всем служащим, деятельность которых связана с МЧС не стоит пока слишком пугаться и волноваться, так как вряд ли полное реформирование состоится в этом году, поэтому, вероятнее всего в 2018 году следует ожидать подразделения ведомства между армией и полицией.

Cегмент downstream - обширное поле для использования цифровых технологий нового поколения. Тотальная автоматизация НПЗ сегодня генерирует колоссальные потоки информации, поступающие с сотен тысяч датчиков и приборов. Системы спутниковой навигации позволяют отслеживать каждый элемент транспортной сети в режиме реального времени. Сбытовые сети накопили массу статистики о зависимости баланса спроса и предложения в зависимости от внешних факторов. Использовать эти данные в управлении бизнесом по-настоящему эффективно можно лишь с помощью технологий Индустрии 4.0

Заезжая на АЗС, вряд ли кто-то задумывается о том, какой сложный процесс запускает, просто нажимая на рычаг заправочного пистолета. Информация о покупке 40 литров конкретного вида топлива фиксируется, становится частью отчетных данных, по которым оценивается общая картина спроса на бензин в конкретной части конкретного региона, исходя из этой информации формируются планы АЗС, графики работы транспорта и нефтебаз и, в конечном итоге, производственные планы нефтеперерабатывающих заводов. Однако сегодня это не очень быстрый (а точнее, очень небыстрый) процесс, так как на каждом этапе создается свой пакет отчетности, аналитики. Планирование работы каждого из элементов производственно-сбытовой схемы имеет серьезные разрывы, связанные и со скоростью передачи информации, и с ее качеством. Да и «ручная аналитика», откровенно говоря, не самый идеальный исходный материал для точного прогнозирования.

Все кардинально меняет использование технологий Индустрии 4.0, минимизирующее влияние человеческого фактора и переводящее работу всего сложного отчетно-аналитико-планового механизма сегмента downstream фактически в режим реального времени. То есть в идеальной цифровой системе производства и сбыта нажатие на рычаг заправочного пистолета можно сравнивать уже не с запуском сложного многоступенчатого механизма, а с выстрелом, сделанным в начале цепи создания стоимости и практически мгновенно попадающим в цель, расположенную в самом ее начале - на НПЗ, при этом оказывающим влияние на все промежуточные логистические элементы. Построением именно такой, идеальной модели уже занялись в «Газпром нефти», запустив реализацию нескольких проектов, которые в итоге должны стать основой для создания единой платформы управления переработкой, логистикой и сбытом. Платформы, которой пока нет еще ни у кого в мире.

Завод по схеме «два в одном»

Рассматривать схему управления логистикой, переработкой и сбытом лучше, конечно, с ее начала, то есть с НПЗ. И здесь у «Газпром нефти», казалось бы, настраивать особо ничего и не надо: заводы компании одни из самых современных в отрасли, Омский НПЗ так и вовсе технологический лидер, а степень автоматизации производства, основанная на решениях таких грандов в этой сфере, как Honeywell, Yokogawa, AspenTech, вполне сопоставима с лучшими мировыми образцами. Но все это - в действующей системе координат. Новая промышленная революция предлагает качественно новые возможности повышения эффективности, однако и требования к автоматизации новые технологии предъявляют совершенно иные. Точнее, тут уже стоит говорить не столько об автоматизации, сколько о практически полной оцифровке производства.

Основа для внедрения оптимизационных схем нового поколения - технология так называемых цифровых двойников. Упрощенно - это виртуальные копии реального объекта, которые ведут себя точно так же, как реальные объекты, действующие в идеальных условиях. Соответственно, цифровой двойник установки НПЗ должен заключать в себе максимально полную информацию о каждом ее элементе, включая данные о характеристиках деталей и узлов, инженерных систем, средств автоматизации, их сроках службы, периодах обслуживания и т.д. Но и это далеко не все. Двойник должен содержать детальное описание физико-химических процессов, процессов потребления и выработки энергии, а также все возможные параметры входного сырья, приходящего на установку, и все возможные продукты производства. То есть цифровой двойник - это далеко не просто 3D-схема, как это многие себе представляют, это сложнейшая математическая модель, позволяющая просчитать влияние изменения любых внешних и внутренних условий на всю систему. А значит, с помощью цифрового двойника можно выбирать оптимальные режимы работы оборудования, прогнозировать его отказы, принимать решения о сроках ремонта исходя из того, как это повлияет на общую эффективность работы и установки и всей технологической цепи.

Однако есть у точных цифровых двойников один большой недостаток: их очень сложно и дорого создавать. Индустрия 4.0 предлагает и другой вариант получения математических моделей установок - за счет средств машинного обучения - нейросетей, использующих уже существующий огромный массив данных о работе оборудования. Впрочем, этот способ тоже не без минусов - любая реконструкция, модернизация и даже ремонт, предполагающие замены какого-либо узла установки, требуют переобучения всей модели, на что пока уходит много времени.

В «Газпром нефти» считают, что оптимальным решением станет гибридный подход, предполагающий использование нейросетей там, где процесс тяжело описывать, но при этом он достаточно постоянен. Для процессов, которые могут меняться в широком диапазоне, лучше использовать точные цифровые двойники. В «Газпром нефти» уже приступили к оцифровке производственных объектов, начав на Московском НПЗ с создания цифрового двойника установки гидроочистки бензина каталитического крекинга, а на ОНПЗ - установки первичной переработки нефти АТ-9 (). Комплексные же решения в этой сфере пилотируются на базе активов битумного бизнеса компании. В Шымкенте (Казахстан) в рамках проекта BitumPlant создается полностью оцифрованный завод-робот с возможностью удаленного управления. Там разворачивается цифровая система метрологического онлайн-контроля с каналами передачи больших потоков информации из автоматизированной системы управления техпроцессами в озеро данных, и, разумеется, создаются самосовершенствующиеся цифровые двойники.

На Рязанском заводе битумных материалов в рамках проекта BitumLab отрабатываются принципы создания модульной архитектуры цифрового двойника целого производственного актива, создаются алгоритмы для создания самообучающейся системы оптимизации производственного процесса, разрабатываются средства предписывающей аналитики для управления эффективностью производства и системы контроля качества сырья и продукции в режиме онлайн.

Все удачные решения, найденные опытным путем на «маленьких» битумных заводах, впоследствии можно будет масштабировать до уровня больших НПЗ, что в итоге позволит создать эффективную цифровую платформу управления производством. Оцифрованный прогнозный эффект от решения этой задачи - увеличение межремонтных пробегов до 6–7 лет, двукратное сокращение сроков капитального строительства, снижение энергопотребления на 30%. При этом производственная платформа станет важной частью единой платформы управления логистикой, переработкой и сбытом. Большим шагом в объединении всех элементов этой цепи стало создание Центра управления эффективностью (ЦУЭ) в Санкт-Петербурге.

Цифровой двойник

Технология цифрового двойника - помощника оператора - в настоящее время тестируется на Московском нефтеперерабатывающем заводе «Газпром нефти». Цифровой двойник помогает оператору установки гидроочистки бензина от серы максимально эффективно управлять производственным объектом, используя данные непосредственно с источников в режиме реального времени.

В основе работы системы лежит технология искусственного интеллекта на базе нейросетей. Ее плюс - это не только быстрое построение сложной прогнозной модели, но и постоянное обучение. Нейросеть сама находит ошибки, исправляет их, тем самым постоянно улучшает свою работу и точность прогноза. Тестируе-мый цифровой двойник помогает оператору выбирать самые эффективные режимы работы установки с учетом всех параметров: производственной эффективности, надежности, возможной нагрузки на окружающую среду и энергоэффективности. В том числе цифровой двойник прогнозирует содержание в будущем бензине серы - главного показателя, определяющего экологический стандарт топлива, и позволяет своевременно корректировать параметры технологического процесса

Сфера эффективности

Сегодня средствами автоматизированного мониторинга охвачены порядка 90% технологических параметров и материальных потоков по всей цепочке добавленной стоимости блока логистики, переработки и сбыта. Это гигантские информационные реки, которые пока не приносят того эффекта, которые могли бы, - просто потому, что не существует эффективных инструментов их комплексного анализа и оптимизационного использования. Центр управления эффективностью как раз и должен стать точкой, куда будут заводиться все данные из всех активов и со всех логистических направлений (для этого в ноябре 2017 года развернуто озеро данных), где они будут анализироваться и на основе которых в режиме реального времени будут приниматься управленческие решения. То есть, по большому счету, ЦУЭ и есть главная стартовая точка процесса создания цифровой платформы логистики, переработки и сбыта «Газпром нефти».

Центр управления эффективностью


В ближайшее время Центр должен научиться решать несколько ключевых задач, влияющих на эффективность управления всей цепочкой добавленной стоимости. Первая - это объединение всех производственных, логистических и сбытовых активов компании единым 60-дневным скользящим планированием с учетом данных за прошедший день и предиктивной аналитики спроса на нефтепродукты, надежности оборудования, качества нефти. То есть речь идет о формировании краткосрочных наиболее эффективных производственных целей, которые мгновенно пересчитываются при изменении внешних условий для поддержания максимально возможной производительности, маржинальности и надежности производства в любой момент времени.

Еще одна важная задача - переход на управление по отклонениям. Его основой станет программа мониторинга движения материальных потоков «Нефтеконтроль». На основе информации, поступающей от контрольно-измерительных приборов, будет отслеживаться качество и количество нефти и нефтепродуктов на всем пути от поступления сырья на входе производственного процесса до реализации нефтепродуктов конечным потребителям, что позволит выявить точки возникновения потерь, изменения качественных характеристик продукта в режиме реального времени, определить проблемные зоны и своевременно выбрать (или разработать) и реализовать корректирующие мероприятия.

Значительный эффект должно дать и создание интегрированной системы управления надежностью. На основе информации об актуальном состоянии оборудования, плановых сроках его замены, статистических данных эксплуатации искусственный интеллект будет формировать оптимальные планы проведения диагностики и упреждающих ремонтов и замен, причем основываясь не только на их обоснованности для конкретной установки, но и учитывая экономические последствия для всей цепи добавленной стоимости.

Уже сейчас, в первый год работы, ЦУЭ стал выполнять функцию единого центра оперативного и календарного планирования и координации деятельности по цепочке НПЗ - отгрузка - нефтебазы на пилотных проектах. Кроме того, ЦУЭ стал центром эффективного мониторинга различных процессов - от энергообеспечения до надежности критичного оборудования, отсюда отслеживается качество и количество нефтепродуктов по цепочке добавленной стоимости: от выхода с НПЗ до конечного потребителя.

В ближайшие два года ЦУЭ должен выйти на 50%-ную мощность и начать отслеживать, анализировать и прогнозировать количество запасов нефтепродуктов на всех нефтебазах и ТЗК компании; в автоматическом режиме мониторить более 90% параметров производства; анализировать надежность более 40% технологического оборудования и разрабатывать мероприятия, предупреждающие потери нефтепродуктов и снижение их качества.

заместитель генерального директора «Газпром нефти» по логистике, переработке и сбыту:

Будущее отрасли - в постоянном повышении эффективности и уровня технологического развития. В рамках цифровой трансформации бизнеса мы работаем над созданием единой технологической платформы управления эффективностью нефтепереработки и сбыта, которая объединяет все элементы цепочки создания добавленной стоимости, что значительно повысит операционную эффективность компании. Мы намерены максимально полно использовать новые возможности и инструменты Индустрии 4.0, подтверждая статус отраслевого технологического лидера.

100% возможностей Центра управления эффективностью - это аналитическая поддержка активов по всей цепочке добавленной стоимости; проактивное управление технологическими отклонениями; анализ надежности 100% оборудования и предупреждение потерь по качеству и количеству по всей цепочке создания стоимости для всей номенклатуры продукции. Это черта 2020 года, прогнозные 930 млн рублей роста годовой выручки за счет сокращения времени реакции на технологические отклонения, 1,76 млрд рублей в год снижения затрат на логистику за счет оптимизации на уровне всей цепочки добавленной стоимости, 1,1 млрд рублей роста выручки в результате оптимизации технологических процессов и сокращения сырьевых и энергетических расходов. Какой эффективности удастся добиться за счет создания единой цифровой платформы логистики, переработки и сбыта, которая должна стать следующим большим шагом и, в большой степени, следствием вывода ЦУЭ на проектную мощность, даже прогнозировать сложно, ведь такого опыта в мире еще нет. Как нет и готовых механизмов реализации таких проектов. Решение этой сложнейшей задачи в блоке логистики, переработки и сбыта «Газпром нефти» возложено на Центр цифровых инноваций.

От стартапов до науки

Над созданием цифровых платформ управления цепями поставок сегодня активно работают как ведущие нефтегазовые компании, так и разработчики специализированного индустриального программного обеспечения. «Газпром нефть» начала этот путь с создания в 2015 году в Омске технопарка промышленной автоматизации - уникальной площадки для тестирования и разработки высокотехнологичных решений в области автоматизации нефтеперерабатывающих производств. При этом технопарк стал важным элементом программы импортозамещения. Многие ключевые иностранные автоматизационные решения, применяющиеся на заводах компании, сегодня имеют отечественные аналоги. Последним достижением омского технопарка стало создание интеллектуальных контрольно-измерительных приборов с цифровым интерфейсом, которые позволят вплотную заняться разработкой отечественной распределенной системы управления (РСУ), объединяющей все информационные потоки НПЗ, - одного из ключевых элементов создающегося в «Газпром нефти» Центра управления производством.

Опыт технопарка будет учтен в дальнейшей работе: в рамках Центра цифровых инноваций планируется объединить усилия «Газпром нефти», стартапов, компаний-разработчиков и научного сообщества в поиске решений, способных вывести эффективность бизнеса в области нефтепереработки, логистики и сбыта на качественно новый уровень. Именно здесь будут разрабатывать инновационные технологии в сфере предиктивного управления, цифровых двойников, промышленного интернета вещей и т.д. Важное место в этой схеме займут совместные проекты с отечественными высшими учебными заведениями.

А тестирование и подготовка к внедрению инновационных решений будут осуществляться на базе омского технопарка. В планах на ближайшее будущее - тестирование программно-технического комплекса систем автоматического пожаротушения - это собственная разработка компании, целиком созданная на базе отечественных комплектующих.

Создание цифровой платформы управления эффективностью цепочки создания стоимости - очень амбициозная цель. Однако движение к ней «Газпром нефть» начала не сегодня - последовательной автоматизацией всех ключевых звеньев этой цепи компания занимается с 2008 года. Это десятилетие стало периодом создания базы для цифровой трансформации - сложного процесса, который, в отличие от автоматизации, компании придется во многом пройти самой, без опоры на передовой зарубежный опыт, которого, по большому счету, не существует. Но помимо сложностей это еще и возможность стать первыми, которую в «Газпром нефти» упускать не намерены.

В конце сентября в Москве произошел самый большой пожар последнего времени, при тушении которого погибли восемь сотрудников противопожарной службы. С тех пор ведется множество споров о том, кто же виноват в этой трагедии. В СМИ начала появлятся информация о скорой отставке главы МЧС Владимира Пучкова или или главы столичного отделения ведомства Ильи Денисова. Сотрудники министерства говорят о том, что в трагедии виноваты сами пожарные, и Илья Денисов несёт персональную ответственность за произошедшее. Но так ли это на самом деле?


Илья Денисов, Владимир Пучков

Что бы разобраться в вопросе, нужно поговорить с экспертами. Здесь ими выступили полковники внутренней службы, ветераны пожарной службы Александр Гудков и Виктор Ильин. Это профессионалы, перечисление регалий которых могло бы занять целую страницу.

Эксперты уверены: страшный пожар на Амурской улице выявил глубинные системные ошибки, допущенные руководством МЧС в ходе реформ Государственного пожарного надзора.

Реформы 2014-2015 года были названы «оптимизацией». В последнее время МЧС осваивает значительно меньше бюджета, что кого-то вполне устраивает «в верхах». В то же время есть, что предъявить президенту и обществу. Результат оптимизации налицо: статистика радует достижениями чрезвычайного ведомства – количество пожаров за последнее время значительно снизилось. Да и общая статистика выглядит утешительно. Однако статистика выглядит красиво в результате того, что путем специального постановления есть возможность перевода происшествия из категории «пожар» в категорию «загорание». То есть пожаров вроде как меньше, а загораний куда больше. Так, по итогам 2015 года в официальном отчете Министерства зафиксировано 385 696 выездов на загорания, тогда как по итогам 2013 года показатель составил всего 275 939. Как видим, количество выездов за два года увеличилось на 40 %. При этом количество зарегистрированных пожаров в 2015 году по сравнению с 2013 годом снизилось на 4,5% (в 2013 году произошло 152 959 пожаров, в 2015 – 145 686). Маловероятно, что граждане в 1,5 раза чаще стали вызывать пожарных на горение мусора.

Так что же происходит с пожарной службой на самом деле? На примере последнего пожара ситуацию разъясняет Александр Гудков: «Вот смотрите: склад, на котором произошло возгорание, изначально был предназначен для хранения овощей, однако был переоборудован в помещение для хранения пластика, который является материалом повышенной пожарной опасности. Что это значит? Вся документация по пожарной безопасности была оформлена как на овощебазу, для которой нужна лишь автоматическая пожарная сигнализация. Но теперь там склад быстровоспламеняющихся веществ. Ничего подобного раньше при прежнем Госпожарнадзоре никто не согласовал бы. Но эта структура была в последнее время фактически «разгромлена». Я убежден, что этот пожар – прямое следствие ослабления ГПН!»

С 1 декабря 2014 года было сокращено 10 % сотрудников подразделений надзора, с 10 апреля 2015 года еще 10 %, 30 апреля 2015 года были упразднены и сокращены органы надзорной деятельности региональных центров МЧС России. И наконец, с 1 апреля текущего года было сокращено 50 % личного состава управлений надзорной деятельности в субъектах и 10% сотрудников территориальных отделов надзорной деятельности районов. Всего сокращено более 40 % от прежней численности органов надзора. Основной орган федерального управления надзора - Департамент надзорной деятельности и профилактической работы МЧС России - был сокращен более чем вдвое. Кроме того,был полностью расформирован и сокращен Центр обеспечения деятельности ФПС Министерства (ЦОД ФПС).

Давление на бизнес или спасение жизней?

Вызывает недоумение и ряд реализованных Министерством последних законодательных инициатив в сфере надзора. Причем, это недоумение зачастую переходит практически в бунт самих сотрудников. К примеру, 12 сентября, незадолго до пожара, глава МЧС Владимир Пучков подписал приказ № 492, который снижает административную нагрузку на малый и средний бизнес. И в законности этого приказа сомневаются в регионах. По сообщению некоторых СМИ, руководитель одного из подразделений пожарного надзора свердловского главка МЧС считает, что приказом запрещается проверять даже те предприятия, которым ранее было выдано предписание устранить нарушения. Источник заявил в СМИ следующее:


Владимир Пучков, глава МЧС России
«Интересно, зарегистрирует ли этот приказ Минюст - большой вопрос! Но я буду руководствоваться не приказом, а федеральным законодательством. Ведь пять человек, обслуживающие промышленный холодильник, - это даже не малый, а микробизнес. Но случись что, отравить аммиаком массу людей в случае аварии они смогут».

По мнению Гудкова, руководство МЧС пошло на эти реформы, чтобы снять с себя всякую ответственность. Мол, у нас есть строители, которые и обеспечат пожарный надзор. И есть государственная комиссия, которая примет государственный объект. Причем здесь мы? Ведь если ты участвуешь в комиссии, ставишь свою подпись под актом государственной комиссии - разделяешь ответственность. В итоге отсутствие должного серьёзного надзора за пожарной безопасностью с переводом полномочий строителям приводит к плачевным результатам. Эксперты уверены: если есть законная возможность уменьшить издержки, одной из первых статей экономии становятся затраты на безопасность.

Сейчас малый и средний бизнес фактически освобожден от проверок. Идея МЧС логично вписывается в политику снижения административного давления на бизнес. Журналистские расследования ПАСМИ не раз показывали, как можно задавить бизнес подобными проверками. Но при реализации таких «пожарных каникул» появляется другая проблема: множество крупных предприятий пытаются искусственно стать малым бизнесом, а давление на бизнес сменилось отсутствием контроля и, соответственно, появлением высоких рисков для жизни каждого из нас.

Сегодня функции надзора за деятельностью федеральных органов государственной власти и органов власти субъектов Российской Федерации по реализации мер по обеспечению пожарной безопасности от ЧС переданы в главные управления по субъектам Российской Федерации. В связи с этим были упразднены сформированные ранее планы проверок и система учета органов исполнительной власти субъектов, не была обеспечена передача аналитических материалов и контрольно-наблюдательных дел в органы надзора на местах. Поэтому подобные проверки сегодня фактически не проводятся. Реформы абсолютно разрушили систему внутриведомственного контроля в сфере надзорной деятельности, что привело к ослаблению такого важнейшего аспекта работы, как профилактика коррупционных проявлений.

Кто виноват в трагедии на Амурской улице?

Трагедии и героические поступки возникают не на пустом месте, они рукотворны. Некомпетентным руководством разрушен пожарный надзор, уничтожена комплексная система профилактической деятельности. Говоря «некомпетентным», мы отнюдь не используем уничижительную лексику. Зачастую на высокие должности в пожарном надзоре ставились люди военных профессий – танкисты и артиллеристы, фактический уровень компетенции которых не дотягивал. Ведь сама специфика ГПН требует комплексных знаний в сфере специализированных нормативных актов. Но многие квалифицированные специалисты были уволены, в том числе и те, которые курировали такие сложные объекты, как атомные станции. Одних увольняли под формальным предлогом, например, в связи с выходом на пенсию, хотя нередки были случаи, когда увольнения происходили за полгода до выслуги лет.


Восемь пожарных - Александр Юрчиков, Алексей Акимов, Роман Георгиев, Александр Коренцов, Павел Андрюшкин, Николай Голубев, Сергей Синелобов, Павел Макарочкин - жили героями и погибли героями

В связи со всей этой ситуацией интересен и еще один момент. Культивируемая «реформа безответственности» увеличивает террористический потенциал объектов, подобных овощебазе на Амурской улице. Зачем будущему террористу везти в Москву гексоген и взрывать себя в метро, если он может попросту проникнуть в какую-нибудь старую овощебазу, переделанную под склад горючих веществ. Вот тебе самая настоящая пороховая бочка, где установлена обычная автоматическая пожарная сигнализация, и никому до этого нет дела – концов не найдешь. Проникнув в помещение, террорист может всего лишь бросить спичку. И когда огонь разгорится, потушить его будет очень сложно, поскольку овощебаза предназначена для хранения овощей, а не пороха.

Один из наших экспертов, полковник внутренней службы в отставке Виталий Ильин заявил, что в трагедии не виновато московское руководство мчсников. Они действовали профессионально, придерживаясь предусмотренного в таких случаях регламента.

По его словам, эта трагедия – несчастный случай, предпосылками которого в том числе послужило и ослабление Госпожнадзора с передачей части его полномочий сторонним подразделениям.