Словарь причастий русского языка примеры. Что такое краткое причастие, полное причастие? Как сделать морфологический разбор причастия

Русский язык считается одним из самых сложных для изучения. И этот факт очень легко объяснить лишь количеством в нем частей речи, не говоря уже об их особых формах. В школьном курсе русского языка с причастием детей знакомят именно как с особой глагольной формой, однако многие лингвисты утверждают, что оно является самостоятельной частью речи, у которой есть свои грамматические признаки.

Причастие в русском языке

Определение в учебнике для 7 класса звучит примерно так: причастие - это особая форма слов, обозначающих действие с явно выраженными признаками имени прилагательного, которые отвечают на вопросы какой? что делающий? и что сделавший? По сути, это глаголы, которые описывают действие предмета и одновременно определяют его признаки в определенном отрезке времени. Именно такая особенность данной части речи является не только камнем преткновения в определении ее самостоятельности, но и частой ошибкой в обозначении функции слов в предложении, которые к ней относятся. Достаточно часто школьники путают причастие с глаголами или прилагательными. Такие ошибки приводят к неправильному написанию слов и неверной расстановке знаков препинания в предложении. Как же отличить причастие от глагола или имени прилагательного, как понять, полное это или краткое причастие? Примеры, с помощью которых наглядно будет показано, как образуются причастия от глаголов в разных спряжениях, можно найти в этой статье. Также здесь можно найти описание действительных, страдательных причастий и отглагольных прилагательных.

Сходства причастий с глаголом и прилагательным

Причастие включает в себя грамматические признаки двух частей речи: глагола и имени прилагательного. Как и глагол, оно бывает совершенного и несовершенного вида, или, другими словами, может означать законченное или незаконченное действие. Может иметь форму возвратности и может быть действительным или страдательным. Как и у имен прилагательных, бывает полное и краткое причастие. Помимо этого, данная форма глагола изменяется по родам, падежам и числам, что вполне может означать ее самостоятельность. Следует также отметить, что причастие может иметь только настоящее и прошедшее время. Формы будущего времени у него нет. Например: прыгающий - несовершенный вид в настоящем времени и спрыгнувший - совершенный вид в прошедшем времени.

Особенности причастий

Все причастия, в зависимости о того, на какой признак они показывают, делятся на два типа: страдательные (указывающие на признак предмета, к которому направлено действие) и действительные (указывающие на признак предмета, совершившего действие). Например: направляемый - направляющий, открываемый - открывающий . В зависимости от того, какой глагол берется для образования причастия, выходит разная временная форма. Например: смотреть - смотрящий, смотревший, смотренный; просмотреть - просмотревший, просмотренный . На примере видно, что от глагола несовершенной формы, где нет указания на то, что действие будет закончено, образуется причастия прошедшего и настоящего времени, а от совершенного вида только прошедшего. Отсюда также можно сделать вывод, что образование причастие напрямую связано с видом и переходностью глагола, форму которого оно представляет. В свою очередь, страдательные причастия также делятся на два вида: краткое причастие и полное. Еще одной особенностью причастия является то, что оно вместе с зависимыми от него словами достаточно часто образует оборот, который на письме выделяется запятыми.

Действительные причастия

Для образования действительных причастий в настоящем времени за основу берется начальная форма глагола и к первому спряжению добавляется суффикс -ущ-, -ющ- , а ко второму -ащ-, -ящ- . Например: скачут - скачущий, лечат - лечащий . Для образования действительного причастия в прошедшем времени суффиксы -ть- и -ти- заменяют на -ш- и -вш- . Например: ехать - ехавший, нести - несший .

Страдательные причастия

Страдательные причастия также образуются в результате замены суффиксов. Для образования настоящего времени для первого спряжения глаголов употребляются суффиксы -ем- , а для второго -им- . Например: любим - любимый, храним - хранимый . Для того чтобы получить страдательное причастие прошедшего времени, в качестве основы берут инфинитив с окончанием -ать или -еть и добавляет к глаголу суффикс -нн- . Например: нарисовать - нарисованный, наклеить - наклеенный . Для глаголов, заканчивающихся на -ить, при образовании причастий используют суффикс -енн -. Например: красить - крашенный, белить - беленный . Если же окончание глагола -оть, -уть или -ыть , то для получения причастия используют суффикс -т- . Например: надуть - надутый, пороть - отпоротый.

Краткое и полное причастие

Страдательные причастия имеют две формы: краткую и полную. Краткое причастие обладает теми же грамматическими признаками, что и краткое имя прилагательное. Образуются они от полной формы причастия и могут изменяться по числам и родам, однако не склоняются по падежам. В предложении краткое причастие зачастую выступает как именная часть составного сказуемого. Например: я не любима никем . Однако бывают исключения, в которых краткое причастие употребляется в качестве обособленного определения, связанного с подлежащим. Например: бледна как поганка . В полных причастиях заключены грамматические признаки как прилагательного, так и глагола, а в предложении они всегда являются определением.

Причастия и отглагольные прилагательные

Причастия характеризуются не только наличием морфологических признаков глагола, особенно важно их значение в предложении. Они обладают способностью подчинять себе слова, образуя при этом обороты, о которых уже упоминалось. Однако если теряются временные признаки, которые привязывают к себе действие, то признак предмета становится постоянным. А это может означать только то, что причастие потеряло все свои глагольные признаки и стало прилагательным, которое зависит от имени существительного. Например: сдержанный характер, натянутые струны, приподнятое настроение. Учитывая такую возможность перехода причастия в имя прилагательное, следует очень тщательно проводить анализ слова, чтобы не перепутать эти две похожие, но в то же время разные части речи.

Схема морфологического разбора причастия

Хоть причастие и не выделяют в отдельную самостоятельную часть речи, а лишь говорят, что это особая глагольная форма с элементами прилагательного, но все же морфологический анализ проводят по той же схеме, что и разбор самостоятельных частей речи. В первую очередь определяют название, в данном случае это причастие. Далее описывают его морфологические признаки: определяют начальную форму. То есть ставят слово в именительном падеже в мужском роде и единственном числе; описывают постоянные признаки, к которым относятся следующие показатели: действительное причастие или страдательное, указывают время, в котором слово употребляется в предложении и вид причастия; следующий пункт - описание непостоянных признаков: число, род и падеж (для полных причастий). В завершении разбора описывают синтаксическую функцию причастия в предложении (является ли оно определением или выступает именной частью сказуемого).

Причастие – часть речи, являющаяся особой формой глагола, которая обозначает признаки действия. Отвечает на такие вопросы как «какой?», «какая?», «какое?», «какие?».

Как глагольная форма причастия имеют такие грамматические признаки:

  • Вид: совершенный и несовершенный (например: вечер (какой?) дремлющий (что делать? – дремать); кот спрыгнувший (что сделать? – спрыгнуть);
  • Время: настоящее и прошедшее (дед (какой?) дремлющий, кот (какой?) сбежавший);
  • Возвратность: возвратные и невозвратные.

Морфологические и синтаксические признаки причастий

Есть ученые, которые считают, что причастие – самостоятельная часть речи, потому что имеет признаки, которые не свойственны глаголу. В частности, причастия имеют некоторые признаки прилагательных, такие как

  • обозначение признака предмета
  • и согласованность с существительным (то есть тот же род, число и падеж).

Причастия бывают действительные и страдательные, некоторые имеют полную и краткую формы. Краткая форма причастия в предложении играет роль именной части составных сказуемых. Например: Учебник раскрыт на десятой странице.

Причастия способны склоняться по падежам, числам и родам, как прилагательные. Даже не смотря на то что причастия имеют глагольные признаки, в предложении они являются определениями. Например: Книга потерянная, портфель потерянный, панно потерянное.

Причастия имеют начальную форму, но она есть только у причастий, которые образованы от глаголов несовершенного вида. Причастия действительные и страдательные образуются при помощи суффиксов.

Виды причастий и их примеры.

Страдательные причастия.

Страдательные причастия – это те причастия, которыми обозначается признак, создающийся у одного предмета под действием другого. Страдательные причастия образуются только от переходных глаголов. Например: Картина,(какая?) нарисованная или рисуемая учеником.

Образуются от основ глагола в настоящем и прошедшем времени с помощью суффиксов:

  • -ом- (-ем-) – для глаголов I спряжения
  • -им- – для глаголов II спряжения
  • -нн-, -енн-, -т- –от основ глаголов в прошедшем времени

Примеры: читаемый, несомый, зажигаемый, делимый, слышимый, посеянный, сломанный, испеченный. подстриженный, побитый, расколотый

Действительные причастия.

Действительное причастие – это причастие, которым обозначается признак, производимый самим субъектом/предметом. Например: Мальчик, рисующий картину.

Действительные причастия бывают образованы от глаголов в настоящем и прошедшем времени с помощью суффиксов

Причастие - это часть речи, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? Иногда причастие рассматривают не как самостоятельную часть речи, а как особую форму гла­гола.

Причастия образуются от глагола и обладают некоторыми его постоянными признаками. Причастия бывают совершен­ного (прочитавший, взволнованный ) и несовершенного вида (читавший, волнуемый ). Вид причастия совпадает с видом глагола, от которого оно образовано (взволнованный - от гла­гола совершенного вида взволновать, волнуемый - от глагола несовершенного вида волновать).

Как и глагол , причастия имеют признак времени, но для причастия этот признак является постоянным. Причастия бы­вают прошедшего (слушавший ) и настоящего времени (слу­шающий ). Причастий будущего времени не бывает.

Обозначая признак предмета по действию , причастие со­четает признаки глагола и прилагательного . Как и прилагательное, причастие согласуется с существительным в роде, числе и падеже (это его непостоянные признаки): играющий ребёнок, играющей девочке, играющим детям . Некоторые причастия, подобно прилагательным, могут образовывать краткую форму: построенный - построен, рождённый - рождён .

Начальной формой причастия является форма именитель­ного падежа единственного числа мужского рода. Синтаксическая функция причастия: в полной форме чаще всего выполняют функцию определения , а в краткой форме - именной части составного сказуемого .

ВНИМАНИЕ. Нужно различать!

Прилагательные и причастия отвечают на один и тот же вопрос, обозначают признак предмета. Чтобы их различать, нужно запомнить следующее: прилагательные обозначают признак по цвету, форме, запаху, месту, времени и т.д. Эти признаки постоянно свойственны этому предмету. А причас­тие обозначает признак по действию, этот признак протекает во времени, он не свойствен предмету постоянно. Сравним: читальный зал - прилагательное, признак по назначению, и читающий человек - причастие, признак по действию; сме­лый - осмелевший, тёмный - темнеющий, хлопотливый - хлопочущий . Также причастия образуются при помощи свой­ственных только им суффиксов: —ущ- (-ющ-), -ащ- (-ящ-), -вш- (-ш-), -ем-, -им-, -ом-, -т-, -енн — (последний встречается у прилагательных).

Закрепить теорию практикой!

(пройти тесты с проверкой ответа сразу и объяснением правильного ответа)

Прича́стие (греч. κοινωνία (кинониа) - приобщение; μετάληψις - принятие) ( – от греч. Εὐχαριστία (евхаристиа) - благодарение) - , в котором хлеб и вино прелагаются в истинное Тело и истинную Кровь Господа нашего , после чего верующие потребляют их во оставление и в Жизнь Вечную.

В ранней Церкви причащение также называлось словом «кинония», (общение ), т.е. общение людей с Богом и в Боге, т.е. пребывание в Его и .

Сам Спаситель сказал: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в Последний день» (). Этими словами Господь указал на необходимость для всех христиан теснейшего соединения с Ним в Таинстве Причастия.

Кого священник может не допустить до Причастия?

Тех, чьи прегрешения попадают под Церковные каноны, запрещающие причащаться. Основанием для запрещения в причащении на определённый срок может быть тяжкий грех (блуд, убийство, воровство, колдовство, отречение от Христа, явная ересь и т.п.), или совершенно несовместимое с причащением нравственное состояние (например, отказ от примирения с раскаявшимся обидчиком).

Что такое Причастие?

протоиерей Евгений Горячев

Ведущая. Что же такое – Причастие? Это Таинство? Обряд? Священнодействие? Магия или колдовство?
Отец Евгений. Хороший вопрос. разговаривает до какой-то степени на очень понятном всем людям языке, но – до какого-то момента. После этого момента начинается язык условностей, язык иконный, язык священный. Термин «Причастие», так же как и синонимы: Евхаристия, Святые Дары, Тело и Кровь Христовы, относятся именно к этому. Возвращаясь к Вашему вопросу, я бы сказал, что, конечно, в истории, людьми, не находящимися внутри ритуального круга, то есть теми, кто это воспринимал изнутри, будучи церковными, Таинство Евхаристии воспринималось и как обряд, и как магия, и как колдовство. Знаменитый роман Л.Н. Толстого «Воскресение» прямо указывает на то, что это что-то варварское: «Они едят своего Бога». Это что-то, связанное с язычеством, с какой-то такой инфернальной древностью, это не может воспринять современный человек. Но относится к этому, конечно, не так, как об этом думают люди внешние, а с некоторых времен Толстой сделался внешним по отношению к Церкви, а воспринимают это так, как об этом учат и Священное Писание, и традиция, и Установитель этого Таинства Господь Иисус Христос. Я уже произнес это слово – «таинство». Церковь воспринимает это как нечто таинственное, которое мы не можем до конца объяснить, а просто делимся опытом переживания в этом священнодействии каждого христианина, который вбирает в себя Святые Дары. Если совсем коротко, то я бы сказал, что Таинства отличаются от других заповедей Божьих тем, что они не говорят об этике, но о мистике. Даны они нам именно для того, чтобы этика сделалась реальной, не абстракцией, на которую мы смотрим и говорим: «Да, это красиво, да, это правильно, но исполнить я это не могу». Все, наверное, помнят фреску Сикстинской капеллы «Сотворение Адама», где Божественная рука тянется навстречу руке человеческой. Так вот, я бы сказал так: Таинства, в том числе и Причастие, даны Богом для того, чтобы наша человеческая немощь получила поддержку в Божественной крепости. Бог из вечности протягивает свою руку с тем, чтобы поддержать немощную руку человека. И все Церковные Таинства, начиная с Крещения и заканчивая Венчанием и Соборованием – они обращены именно к этому. Бог поддерживает нас, в том числе и через Таинство Евхаристии.

Ведущая. Что значит «Тело и Кровь»? Это что – людоедство?
Отец Евгений. Восприниматься это может так, если исходить из лингвистического контекста, но если мы обращаемся к Библейской истории, то видим, что Тот, кто установил это Таинство, Господь наш Иисус Христос, отсылает слушателей к древнейшему Библейскому сюжету: «Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли, хлеб, который Я вам дам будет для вас в жизнь вечную». «Подавай нам такой хлеб каждый день», – сказали иудеи. «Я – хлеб, сошедший с небес, – говорит Господь Иисус Христос, – кто будет вкушать Тело и пить мою Кровь, тот будет иметь жизнь в себе». Звучат эти термины: Тело и Кровь, но всякий раз, когда мы вкушаем мясо, неважно чье: свинина, говядина, оленина, крольчатина – мы всегда вкушаем мертвую отдельность. А на Тайной Вечере не мертвый, но живой Христос указал на хлеб и сказал: «Это Тело мое». Не мертвый, но живой Христос указал на чашу с вином и сказал: «Это Кровь моя». В чем суть Таинства? Неизъяснимым для человека способом весь целый живой Христос соединился с этим хлебом и с этим вином, поэтому мы причащаемся не мертвой отдельности, а целого живого Христа.

Ведущая. Все же почему – Причастие?
Отец Евгений. Действительно, это очень интересно. При-частие. Мы видим в этом слове как бы две стороны: приставку и, собственно, сам корень «часть», то есть мы приобщаемся к чему-то, становимся частями чего-то большего. Апостол Павел сказал: «Разве вы не знаете, что вы сотелесники Христу?» Что это значит? В обычном порядке закономерностей мы вкушаем с тем, чтобы то, что мы съели, сделалось нами. Если человек не очень разборчив в количестве съеденного, то можно на весах отследить на сколько он поправился после того как посидел за столом. В Церковном Таинстве порядок закономерностей прямо противоположен. Не пище становится нами, а мы становимся тем, к чему мы приобщаемся. Поэтому мы и говорим: «Причастие», мы становимся частью чего-то большего.

Ведущая. Все ли могут причащаться?
Отец Евгений. Конечно, да, но для этого необходимо соблюсти несколько условий. Конечно, человек должен быть крещен, потому что пропуском, простите уж за этот образ, к участию в мистической жизни Церкви, пропуском к остальным Таинствам, является именно крещение. Некрещеного человека Церковь к Таинству допустить не может, потому что это будет насилие над ним. Если он не выказал своего желания быть христианином, предлагать ему чисто христианское времяпровождение, духовную мистику – это будет нарушением его свободы. Но, даже если человек крещен в детстве, но потерял веру или воспринимает Причастие как магический обряд, или у него какие-то другие на этот счет мотивы и соображения, то тогда Церковь напоминает, что Причастие в этом случае может не только не облагородить и исцелить человека, но может быть ему во вред. Кстати, Иуда, участник Тайной Вечери тоже причастился, и о нем сказано, что «с этим куском вошел в него сатана». Почему? Величайшая святыня, которая должна и облагородить, и преобразить, и исцелить, вместе с тем становится для Иуды путем к худшей жизни. Потому что в своем сердце он уже нес желание предать Спасителя. Священник, выходя с евхаристической чашей, произносит всегда одни и те же слова: «Со страхом Божиим и верою приступите». С верой, что это действительно Тело и Кровь Христа. И со страхом, потому что можно причаститься не в улучшение, не в исцеление, а в суд и во осуждение.
Что касается действительности, то здесь, мне кажется, христианская традиция разделилась на два неодинаковых лагеря, а православие пошло посередине между ними. Протестанты стали говорить, что Причастие надо воспринимать как некий символ, за которым не стоит никакой реальности, как условность. Говорит же Христос о себе в Евангелии как о двери, мы же не воспринимаем его как дверь. Говорит о лозе, это не значит, что Он – виноградная ветвь. Так и Причастие – это условность и не более того. Есть другая крайность, которая воспринимает это как натурализм гипертрофированной формы: это – мясо и кровь. В этом случае, действительно, правомочно говорить об антропофагии, это людоедство в чистом виде. Как я уже говорил, православие выбирает срединный путь, который не дерзает говорить, что это только символ. Это – символ, но за этим символом стоит реальность. И не дерзает говорить о натурализме, потому что в этом случае мы причащаемся мертвой отдельности. Повторяю: живой Христос входит в человека с тем, чтобы его преобразить, но все зависит от того, в каком состоянии души человек причащается. Причаститься может каждый человек, если он крещен, а вот плоды этого Причастия зависят от нравственной составляющей у каждого конкретного человека.

Ведущая. Если человек крещен и верит в истинность Святых Даров, нужно ли соблюдать какие-то дополнительные условия, чтобы причаститься?
Отец Евгений. Совершенно верно, такие условия нужны. Если человек крещен, и если при этом он не сомневается, что это Тело и Кровь Христовы, Святые Дары, все-таки Церковь требует от него дополнительной подготовки. Она заключается в посещении богослужения, чтении Священного Писания, наконец, в посте. Зачем это нужно? Когда мы садимся за обычный стол, в лучшем случае читаем короткую молитву, а в худшем – просто крестимся и вкушаем пищу, ничего более. Но дело в том, что как бы ни были связаны по своей субстанциональной форме Святые Дары и любые другие продукты, это пища, в конечном итоге. Мы все-таки говорим, что это особая пища, а раз она особая, то наша подготовка к ней выражается в том, что мы настраиваем свою душу на определенный лад. Ведь тело и душа очень тесно связаны. Мы причащаемся с тем, чтобы получить результат в душе, но до того как мы причащаемся, мы воздействуем на свое тело и на свою душу, для того чтобы Святые Дары вызвали необходимый отзвук. Не в том плане, что это какая-то магия: вычитал столько-то молитв или попостился и тогда благодать воздействия Святых Даров будет такой-то, а сделал меньше – будет меньше. Нет, но потому что мы доказываем Богу — как, скажем, доказываем невесте свою любовь, больной матери свою заботу – мы доказываем Богу, что мы трепещем перед этим Таинством. Мы боимся осквернить тот дар, который Бог нам дал, своим недостоинством. Хотя, конечно, болезненное восприятие темы недостоинства не должно уводить нас в ту область, где человек из-за псевдоблагочестия вообще не причащается. Я думаю так, что если воспринимаешь Причастие как лекарство, то человек, подходя к чаше, держит в своем уме одну простую мысль: «Я не достоин, Господи, сделай меня достойным».

Ведущая. Как часто нужно причащаться?
Отец Евгений. Если говорить о церковно-юридической стороне, то если человек молится, старается исполнять заповеди, читает Священное Писание, делает добрые дела, но при этом не причащается, то речь идет только о большей или меньшей степени отпадения его от церковной полноты. Потому что Господь сказал: «Если не будете причащаться, то не будете иметь в себе Моей жизни». Если говорить о технической стороне дела, то, мне кажется, что это настроение, о котором я сказал, желание встретиться с Богом, встретиться для того чтобы исполнить заповедь и получить обновление – оно должно быть помножено на внутреннее самодисциплинирующее отношение. Почему? Потому что может быть привыкание и в этом случае, если человек, образно выражаясь, шагает в Причастие, открывая дверь ногой, тогда ему нужно сделать перерыв. Когда же он причащается с трепетом и чувствует, что этот трепет из души не ушел, он это может делать хоть каждую неделю.

игумен Пётр (Мещеринов) :
Евангелие благовествует нам слова Христа: Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком (). Я есмъ путь и истина и жизнь (). Господь, желая приобщить нас Себе, дать нам эту «жизнь с избытком», избрал для этого не какой-нибудь мыслительно-интеллектуальный или эстетически-культурный способ, а способ наипростейший, наиестественнейший для человека – через вкушение.
Как пища входит в нас и растворяется в нас, проникает до последней клеточки нашего организма, так и Господь захотел до самой нашей последней молекулы проникнуть в нас, соединиться с нами, приобщиться нам, чтобы и мы до конца приобщились Ему.
Ум человеческий отказывается и не в силах понять страшную глубину этого действия Божия; воистину, это любовь Христова, которая превосходит всякое разумение (см. ).

священник Александр Торик:
Необходимо отметить, что в отдельных случаях, обычно за маловерие священника или молящихся, Господь допускает совершиться чуду – хлебу и вину стать реальными человеческими плотью и кровью (подобные случаи даже предусмотрены в священническом «Служебнике» в инструкции для священников, называемой «Известие учительное», в разделе о непредвиденных случаях).
Обычно, по прошествии некоторого времени, плоть и кровь вновь приобретают вид хлеба и вина, но известно исключение: в Италии в городе Ланчано уже много веков хранятся обладающие чудесными свойствами Плоть и Кровь, в которые преложились хлеб и вино на Божественной Литургии ().

святой († 1923):
«Причащайтесь чаще и не говорите, что недостойны. Если ты так будешь говорить, то никогда не будешь причащаться, потому что никогда не будешь достоин. Вы думаете, что на земле есть хотя бы один человек, достойный причащения Святых Таин? Никто этого не достоин, а если мы все-таки причащаемся, то лишь по особому милосердию Божию. Не мы созданы для причастия, а причастие для нас. Именно мы, грешные, недостойные, слабые, более чем кто-либо нуждаемся в этом спасительном источнике… Я вас причащаю часто, я исхожу из того, чтобы вас приобщить ко Господу, чтобы вы почувствовали, как это хорошо – пребывать со Христом».

святой праведный Иоанн Кронштадский:
Бедствие для души - долго не причащаться Святых Таин: душа начинает смердеть страстями и грехами, сила которых возрастает по мере того, как долго мы не приступаем к Таинству Причастия.

Значение причастия, его морфологические признаки и синтаксическая функция

Причастие - особая (неспрягаемая) форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию, отвечает на вопрос какой?(каков?) и совмещает в себе признаки глагола и прилагательного. В предложении причастие может быть определением или именной частью составного именного сказуемого: Измучен ночью ядовитой, бессоницею и вином, стою, дышу перед раскрытым в туман светлеющим окном (Г. Иванов); Славно начато славное дело... (А. Ахматова). (Вместе с зависимыми словами причастие образует причастный оборот, который в школьной практике обычно считается одним членом предложения: измучен ночью ядовитой; в туман светлеющим окном.)

Признаки глагола и прилагательного у причастия

Признаки глагола

Признаки прилагательного

1.Вид (несовершенный исовершенный): горящий (несов.в.) лес (от гореть) - сгоревший (сов.в.) лес (от сгореть).

1.Общее значение (как и прилагательное, причастие называет признак предмета и отвечает на вопрос какой?).

2.Переходность/непереходность: поющий (кого?/что?) песню - бегущий.

2. Род, число, падеж (как иприлагательное, причастие изменяется по родам, числам и падежам, причём род, число и падеж причастия зависят от рода, числа и падежа существительного, с которым причастие связано, т.е. причастие согласуется с существительным): созревший колос, созревшая ягода, созревшее яблоко, созревшие плоды.

3.Возвратность/невозвратность: поднимавший груз - поднимавшийся дым.

3. Склонение (причастия склоняются так же, как и прилагательные), ср.: вечерн- ий - горящий, вечернего - горящего, вечерним - горящим и т. д.

4. Действительное истрадательное значение (залог): атакующий противника батальон - атакуемый противником батальон.

4. Синтаксическая функция (и причастия, и прилагательные в предложении бывают определениями или именной частью составного именного сказуемого).

5. Время (настоящее ипрошедшее): читающий (настоящее время) - читавший (прошедшее время).

5. Краткие формы (причастие, как и прилагательное, может иметь краткие формы): построенный - построен, закрытый - закрыт.

Примечание . Действительное/страдательное значение ивремя выражаются у причастий с помощью специальных суффиксов.

Разряды причастий

Причастия делятся на действительные и страдательные.

Действительные причастия обозначают признак предмета по действию, которое совершает сам предмет: бегущий мальчик - признак мальчика по действию бежать, которое совершает сам мальчик.

Страдательные причастия обозначают признак одного предмета по действию, которое совершает другой предмет (т.е. признак предмета, над которым произведено или производится действие): разбитый (мальчиком) стакан - признак стакана по действию разбить, которое совершает мальчик.

И действительные , и страдательные причастия могут быть настоящего и прошедшего времени (будущего времени у причастий нет).

Образование причастий

1. Причастия настоящего времени (и действительные, и страдательные) образуются только от глаголов несовершенного вида (у глаголов совершенного вида нет причастий настоящего времени).

2. Страдательные причастия образуются только от переходных глаголов (у непереходных глаголов нет страдательных причастий ).

3. Причастия настоящего времени (и действительные, и страдательные) образуются от основы настоящего времени.

4. Причастия прошедшего времени (и действительные, и страдательные) образуются от основы инфинитива.

5. Страдательные причастия прошедшего времени пре имущественно образуются от глаголов совершенного вида.

Действительные причастия настоящего времени -ущ-/-ющ- (от глаголов I спряжения), и -ащ-/-ящ- (от глаголов II спряжения): пи- ш -ут - пишущий, numaj - ym - читающий (от глаголов I спряжения); кричат - кричащий, говорят - говорящий (от глаголов II спряжения).

Действительные причастия прошедшего времени образуются с помощью суффиксов -вш-, -ш-: писать - писавший, кричать - кричавший, нести - несший.

Страдательные причастия настоящего времени образуются с помощью суффиксов -ем-, -ом- (от глаголов I спряжения) и -им- (от глаголов II спряжения): чита j ут - читаемый (читаэ]мый), вед-ут - ведомый, любят - любимый.

Некоторые переходные глаголы несовершенного вида страдательных причастий настоящего времени не образуют: ждать, колоть, брать, мять, тереть, рыть, мыть, лить, писать, строить, рубить и др.

Страдательные причастия прошедшего времени образуются с помощью суффиксов -нн-, -енн-, -т-: прочитать - прочитанный, построить - построенный, открыть - открытый.

Суффикс -енн- присоединяется к основам на согласный (принес ти - принесённый) или на -и (замети-ть - замеченный).

Причастия Глаголы

Действительные

Страдательные

Настоящего времени

Прошедшего времени

Настоящего времени

Прошедшего времени

-ущ (-ющ) от глаголов I спряжения; ащ (ящ) от глаголов II спряжения

-вш ■ш

-ом, -ем от глаголов I спряжения; -им от глаголов II спряжения

-нн, -енн, -т

Переходные несовершенного вида

Читающий

+ читавший

Читаемый

+ читанный

Переходные совершенного вида

Прочитавший

Прочитанный

Непереходные несовершенного вида

Сидящий

Сидевший

-

Непереходные совершенного вида

Распустившийся

Примечание . Большинство переходных глаголов несовершенного вида не имеют формы страдательных причастий прошедшего времени.

Краткая форма причастий

Страдательные причастия могут иметь краткую форму : Я не любим никем! (Г. Иванов)

В краткой форме причастия (как и краткие прилагательные) изменяются только по числам и в единственном числе по родам (по падежам краткие формы не изменяются).

Краткая форма причастий , как и краткая форма прилагательных, образуется от основы полной формы причастия с помощью окончаний: нулевого - форма мужского рода, а - женского, о - среднего, ы - множественного числа: решаем, решаема, решаемо, решаемы; построен, построена, построено, построены.

В предложении краткая форма причастия является именной частью составного именного сказуемого: И парусная лодка закатом медно-красным зажжена(Г. Иванов). Краткое причастие может иногда выполнять и роль определения, но только обособленного и только относящегося к подлежащему: Бледна как тень, с утра одета, Татьяна ждёт: когда ж ответ? (А. Пушкин)

Причастия и отглагольные прилагательные

Причастия отличаются от прилагательных не только наличием морфологических признаков глагола, но и своим значением. Прилагательные обозначают постоянные признаки предметов, а причастия - признаки, развивающиеся во времени. Ср., например: красный - краснеющий, покрасневший; старый - стареющий, постаревший.

Причастия могут утрачивать значение и признаки глагола и переходить в прилагательные. В этом случае причастие обозначает уже постоянный признак предмета (теряет категорию времени), теряет способность иметь при себе подчинённые (зависимые) слова, управлять именами существительными: расстроенное пианино, вызывающий вид, начинающий поэт, блестящий ответ. Ср.: Нравился ему и Тит Никоныч... всеми любимый (причастие) и всех любящий (И. Гончаров) и Когда она играла на рояле мои любимые (прилагательное)пьесы... я с удовольствием слушал (А. Чехов).

Наиболее легко переходят в прилагательные страдательные причастия : сдержанный характер, приподнятое настроение, натянутые отношения, растерянный вид.

Причастия употребляются преимущественно в стилях книжной речи и почти не встречаются в разговорно-бытовой.

Морфологический разбор причастия включает выделение трёх постоянных признаков (действительное или страдательное, вид, время) и четырёх непостоянных (полная или краткая форма, род, число и падеж). Причастиям, как и глаголам, от которых они образованы, свойственны переходность - непереходность, возвратность -- невозвратность. Данные постоянные признаки в общепринятую схему анализа не включаются, но могут быть отмечены.

Схема морфологического разбора причастия.

I . Часть речи (особая форма глагола).

II . Морфологические признаки.

1. Начальная форма (именительный падеж единственного числа мужского рода).

2. Постоянные признаки:

1) действительное или страдательное;

3. Непостоянные признаки:

1) полная или краткая форма (у страдательных причастий);

4) падеж (у причастий в полной форме).

Ш. Синтаксическая функция. Уединённый монастырь, озарённый лучами солнца, казалось, плавал в воздухе, несомый облаками. (А. Пушкин)

Образец морфологического разбора причастия.

I . Озарённый (монастырь) - причастие, особая форма глагола, обозначает признак предмета по действию, образовано от глагола озарить.

II . Морфологические признаки. 1. Начальная форма - озарён-

2. Постоянные признаки:

1) страдательное причастие;

2) прошедшее время;

3) совершенный вид.

3. Непостоянные признаки:

1) полная форма;

2) единственное число;

3) мужской род;

4) именительный падеж.

III . Синтаксическая функция. В предложении является согласованным определением (или: входит в состав обособленного согласованного определения, выраженного причастным оборотом).