Национальная безопасность. Национальная безопасность россии

Концепция национальной безопасности РФ – документ (комплекс мер, рекомендации к действию), отражающие совокупность целей и взглядов, мер и стратегий в отношении обеспечении безопасности государства, общества и каждого гражданина от внутренних и внешних угроз (информационных, экологических, техногенных, военных, социальных, политических и экономических).

Концепция национальной безопасности 10 января 2000 года утратила свою юридическую силу и была преобразована в Стратегию национальной безопасности РФ, утвержденную Президентом 12 мая 2009 года. Новый документ действует до 2020 года. Необходимость создания нового документа была озвучена в 2008 году, в период вооруженного противостояния в Южной Осетии.

Основные задачи концепции (стратегии) национальной безопасности РФ

Главные задачи составления и реализации стратегии следующие:

Мобилизировать развитие российской экономики и повысить активность внешнеторговых взаимоотношений;
- улучшить общее качество жизни граждан РФ, обеспечить им стабильную заработную плату и пенсии;
- обеспечить политическую стабильность;
- укрепить все сферы правопорядка страны, обеспечить государственную безопасность и оборону;
- повысить престиж РФ на мировой арене и ее конкурентоспособность экономики.

Разделы концепции (стратегии) национальной безопасности РФ

Документ состоит из нескольких основных разделов :

1. Общие положения

В разделе раскрываются:

Основные тенденции развития государства в последние несколько лет,
- суть основных направлений в стратегических и национальных приоритетах,
- важность национальной стратегии, ее признания и всесторонней поддержки сто стороны сил обеспечения нацбезопансости;
- суть основных понятий – угроза национальной безопасности Российской Федерации, национальные интересы РФ, стратегические национальные приоритеты. Кроме этого, раскрывается суть таких определений, как система обеспечения национальной безопасности, средства обеспечения национальной безопасности и так далее.


2. Современный мир и РФ: состояние и принципы развития

В разделе делается упор на основных направлениях развития России в сфере международных отношений, проводится подробный анализ текущих тенденций в мировом сообществе, акцентируется внимание на стремлении к глобализации, переходу от блокового противостояния к принципам всеобъемлющей дипломатии. Делается упор на тот факт, что национальные интересы России могут пострадать в случае вероятных рецидивов и силовых подходов в решении важных международных вопросов.

Особое внимание уделяется важности рассмотрения проблем с демографической ситуацией в мире, такими движениями, как неонацизм, наркоторговля, торговля людьми, организованная преступность, незаконная миграция и так далее. Российская Федерация делает упор на выстраивание равных отношений с другими странами на основе международного права. При этом основная задача – достижение равноправия, уважения, взаимовыгодного сотрудничества,

В основе Стратегии лежат планы России продолжить активную работу в «большой восьмерке» и «большой двадцатке», деятельность в объединениях БРИК и РИК, а также возможность привлечения новых государств к активному и плодотворному сотрудничеству.

Особое внимание уделяется продвижению НАТО к границам РФ. Как и прежде, национальная концепция направлена на воспрепятствование этому процессу для обеспечения международной безопасности РФ. С целью обеспечение стабильности планируется ведение работы по обеспечению социальной стабильности, повышение качества работы органов государственных структур, обеспечение роста экономики страны, повышение мобилизацонного потенциала и так далее.

3. Национальные интересы РФ и стратегические приоритеты

Основные направления деятельности – обеспечение незыблемости конституционного строя и территориальной целостности, развитие демократии, повышение конкурентоспособности экономики и ее развитие.

В документе отмечается, что основной упор делается на реализацию следующих приоритетов:

Повышения качества жизни людей, проживающих на территории РФ за счет стабильного экономического роста и обеспечения личной безопасности;
- развитие технологической и научной сферы, здравоохранения, образования и культуры;
- достижение высоких стандартов жизнеобеспечения;
- укрепление роли государства и его становление, как равного партнера для любой из стран мира;
- проведение активной деятельности в сфере экологии и поддержание рационального использования ресурсов планеты за счет совершенствования технологий, оптимизации, потребления, целесообразного использования всего природо-ресурсного потенциала.

4. Обеспечение национальной безопасности.

Это раздел в котором особое внимание уделяется стратегической, общественной и государственной безопасности, перспективам экономического роста, повышению качества жизни жителей РФ и так далее. Эта част документа состоит из нескольких основных параграфов, в которых рассмотрены:

Особенности национальной обороны РФ
- государственная и общественная безопасность;
- сфера культуры;
- качество жизни граждан РФ;
- экономический рост;
- образование, технологии, наука;
- область здравоохранения;
- экология живых систем и оптимальное использование ресурсов природы;

Стабильность стратегии и партнерские отношения.

В каждом из разделов делается упор на перспективы каждой из сфер до 2020 года, основные направления внешней и внутренней политики, а также ключевые приоритеты. При этом конечная цель каждой из поставленных задач – обеспечение национальной безопасности страны.

5. Основы реализации Стратегии (информационные, правовые, нормативные и организационные).

Согласно данному разделу Государственная политика РФ при реализации всех задач будет согласовывать все свои действия с Советом Безопасности РФ. Достичь основных целей планируется за счет объединения общих усилий и ресурсов страны, взаимодействия институтов и органов власти, а также комплексного использования правовых, социальных, организационных, политических и ряда других мер. При этом координация корректности соблюдения и выполнения текущего документа возлагается на Совбез РФ.

По Концепции (стратегии) национальной безопасности РФ основные функции борьбы с терроризмом и наркопреступностью берет на себя НАК (Национальный антитеррористический комитет), а также ГАК (Государственный антинаркотический комитет) соответственно.

Вся нормативная и правовая поддержка данной концепции определяется на основании Конституции РФ, федеральных законов страны, указов, законодательных актов и распоряжений.

Особое внимание уделяется потенциальным угрозам в сфере информационной безопасности, а также важности усовершенствования системы информационно-телекоммуникационной поддержки, нужд системы обеспечения и прочих аспектов нацбезопасности в сфере информационных технологий.

Контролировать ход реализации данной Стратегии берет на себя Секретарь Совбез РФ с ежегодным докладом Президенту РФ. В докладе должны содержаться текущие отклонения от реализации стратегии, а также меры по повышению национальной безопасности в будущем.

6. Характеристики национальной безопасности .


Тенденции укрепления национальной безопасности можно распознать по нескольким основным характеристикам:

Качеству обеспечения страны в сфере здравоохранения, культуры, науки, образования в отношении к общему ВВП страны;
- уровню роста потребительских цен;
- уровню обеспеченности ВВС РФ качественными кадрами и техникой;
- величине государственного долга (внутреннего и внешнего). Оценка производится по отношению к общему ВВП страны;
- уровню безработицы в РФ;
- объему ежегодного обновления в сфере вооружения специальной и военной техники;
- дециальному коэффициенту.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Национальные интересы РФ:

Во внутренней политике:

Сохраненеие конституционного строя, территориальной целостности, единого правового пространства, обеспечение высокого уровня жизни, оздоровление окружающей среды и др.

Угрозы национальной безопасности РФ: с остояние ее экономики. Снижение ВВП, упадок аграрного сектора, рост долга (2000г.; несовершенство организации государственной власти; Отсутствие единого правового поля; социально-политическая поляризация общества; рост преступности; увеличение масштабов терроризма; усложнение МО. Снижение роли ООН, ОБСЕ, распространение ОМУ, ослабление СНГ; сокращение рождаемости; кризис здравоохранения.

Взамен концепции нац безопасности утверждена -

Концепция 1997г (2000) на момент её принятия в 1997 году формулировала всего лишь вектор деятельности государства в различных сферах обеспечения нац безопасности, уточнялся порядок выявления угроз нац безопасности. Стратегия же кардинально изменяет принцип обеспечения нац без, определяет в кач направления обеспечения нац без стратегические нац приоритеты + формирует новый механизм реализации консолидированных усилий государства и общества, оценки их результативности в такой сложной области гос упр-я, как обеспечение нац без.

Отличается от предыдущих не только по этому, сколько по тому, что существенно усилилось российское государство, у него появились другие возможности и желание иначе противостоять тем угрозам, реальным и кажущимся, которые появляются («РФ обладает достаточным потенциалом, чтобы рассчитывать на создание в среднесрочной перспективе условий для ее закрепления в числе государств - лидеров в мир эк на основе эффективного участия в МРТ, повышения глобальной конкурентоспособности нац хозяйства, оборонного потенциала, уровня гос и общ безопасности»).

Стратегия - отражение ситуации прошлого года (ряд шагов и заявлений, декларирующих принципиально новые подходы руководства страны к проблемам безопасности). В документе констатируется ключевая роль России в мире.

Негативные тенденции в мире: вероятные рецидивы односторонних силовых подходов в МО, противоречия между основными участниками мирпола, угроза распространения ОМУ и его попадания в руки террористов, совершенствование форм противоправной деятельности в кибернетической и биологической областях , в сфере высоких технологий; глобальное информационное противоборство. Отход от межд договоренностей в области огранич и сокр вооружений.
Конкурентная борьба за ресурсы может = > к решению проблем с применением военной силы. - может быть нарушен сложившийся баланс сил вблизи границ РФ и границ ее союзников; риск увеличения числа ядерных государств ; возможное размещении в Европе элементов глобальной системы ПРО США; фин-эк кризис .



Политика РФ: В долгосрочной перспективе – выстраивание МО на принципах МО, равной безопасности для всех. Для защиты своих нац интересов Россия, оставаясь в рамках МП, будет проводить рациональную и прагматичную внешнюю политику , исключающую затратную конфронтацию, в том числе и новую гонку вооружений.
Проведение предсказуемой и открытой внешней политики неразрывно связано с реализацией задач устойчивого развития России.

Региональные приоритеты:

  1. ООН – центр элемент стабильной системы МО. Наращивание взаимодействия с Г8, Г20, БРИК. СНГ - приоритетное направление внеш политики . ОДКБ, ЕврАзЭс, ШОС
  2. ЕС (Долгосрочным национальным интересам России отвечает формирование в Евроатлантике открытой системы коллективной безопасности на четкой договорно-правовой основе.)
  3. НАТО: определяющий фактор в отношениях с НАТО - неприемлемость для России планов продвижения военной инфраструктуры альянса к ее границам и попытки придания ему глобальных функций, идущих вразрез с нормами МП.
  4. США - выстраивание равноправного и полноценного стратег партнерства на основе совпадающих интересов и с учетом ключевого влияния рос-амер отношений на состояние международной обстановки в целом. Приоритет - новые договоренности в сфере разоружения и контроля над вооружениями, укрепление мер доверия, наращивание антитерро сотрудничества, урегулирования региональных конфликтов.
    РФ предпримет все необходимые усилия на наименее затратном уровне по поддержанию паритета с США в области СНВ в условиях развертывания ими глобальной системы ПРО и реализации концепции глобального молниеносного удара с исп страт носителей в ядерном и неядерном оснащении.

Угрозы военной безопасности: политика ряда ведущих зарубежных стран, направленная на достижение преобладающего превосходства в военной сфере, прежде всего в стратегических ядерных силах. Путем формирования в одностороннем порядке глобальной системы ПРО и милитаризации околоземного космического пространства. В пограничной сфере - деятельность межд террорист и экстрем организаций. трансграничных преступных групп.

О стратегической стабильности: В отношениях с межд сообществом РФ опирается на принципы сохранения стабильности и предсказуемости в области страт наступ вооружений, придает особое значение достижению новых полноформатных двусторонних договоренностей по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений. Стратегическому партнерству м способствовать присутствие в конфликтных регионах контингентов ВС РФна основе норм МП в целях решения полит, эк и иных задач невоенными методами.
О миротворчестве – межд миротворчество - действенный инструмент урегулирования вооруженных конфликтов (в соответствии с принципами Устава ООН)

Стратегия-2009 впервые поднимает тему энергобезопасности: внимание международного сообщества будет сосредоточено на обладании источниками энергоресурсов на Бл. Востоке, шельфе Баренцева моря и в других районах Арктики, в бассейне Касп моря и в Ц.Азии. Арбатов : «Упоминание Арктики, освоение которой начнется не раньше 2020 г связывается с тем, что решить, будет ли регион ареной сотрудничества, надо уже сейчас - его освоение в условиях конфронтации невозможно». Условие обеспечения нац и глоб энергобезопасности - многостороннее взаимодействие в интересах формирования отвечающих принципам ВТО рынков энергоресурсов, разработка и межд обмен перспективными энергосберегающими технологиями, + использование экологически чистых, альтернативных источников энергии.

Малышев Александр Сергеевич,студент, филиал ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» в г.Тихорецке, г. Тихорецк[email protected]

Научный руководитель–Сердюк Ирина Ивановна,кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры экономики и менеджмента, филиал ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» в г.Тихорецке, г. Тихорецк[email protected]

Национальная безопасность России в современном мире

Аннотация.В данной статье рассматриваются актуальные проблемы национальной безопасности России в современном мире. Определяются механизмы обеспечения национальной безопасности и возможные пути обеспечения национальной безопасности граждан Российской Федерации, защиты прав соотечественников за рубежом.Ключевые слова: безопасность, национальная безопасность, терроризм, защищенность, правопорядок.

Положение отечественной экономики, несовершенство системы организации государственной власти и гражданского общества, социальнополитическая обстановка в России, рост организованной преступности и активная деятельность мирового терроризма, обострение межнациональных и осложнение международных отношений создают широкий спектр внутренних и внешних угроз национальной безопасности России.Сегодня эра однополярного мира, которая держалась два с половиной десятилетия, подходит к концу. Процесс формирования новой биполярной модели мироустройства сопровождается ростом глобальной и региональной нестабильности. Обостряются противоречия, связанные с неравномерностью мирового развития, углублением разрыва между уровнями благосостояния стран, борьбой за ресурсы, доступом к рынкам сбыта.Соперничество между государствами все больше охватывает ценности и модели общественного развития, человеческий, научный и технологический потенциалы. Особое значение в этом процессе приобретает работа в азиатском направление: Китай, Индия. В борьбе за влияние на международной арене задействован весь спектр политических, финансовоэкономических и информационных инструментов. Все активнее используется потенциал специальных служб.Масштабы терроризма возрастают вследствие зачастую сопровождающегося конфликтами изменения форм собственности, обострения борьбы за власть во всёммировом сообществе. 23 июня 2015 года открыл новую страницу в истории терроризма в России. В сети распространилось заявление пресссекретаря ИГИЛ (Исламское государство Ирака и Леванта) Абу Мухаммада альАднани, в котором он сообщает о создании нового филиала террористов в России, который должен действовать на территории Северного Кавказа. Давние опасения о том, что «Исламское государство» объявит свои претензии на Северный Кавказ, оправдались.Многие эксперты не верят в то, что ИГИЛ «пойдет войной» против России, однако, отдельные случаи терактов вполне возможны. Опасная практика когда бывшие боевики ИГИЛ возвращаются в Россию.

Спецслужбы должны обязательно их взять на учет, а еще результативней будет всеми способами не допускать отправления россиян в ИГИЛ. Так же сейчас важно пристально следить за ситуацией у ближайших соседей из Центральной Азии.Самая большая опасность кроется именно внутри РФ. Большое количество вербовщиков и завербованных исламистов ИГИЛ могут стать причиной различного рода терактов. Российскому руководству необходимо усилить работу по выявлению террористов и их обезвреживанию, а также активизировать свое участие непосредственно в регионе концентрации террористов в Сирии, тем самым положить конец страхам россиян и всего мира о приближающемся мировом терроризм и подрыве безопасности России.Интересы государства состоят в незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка, в развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества. Россия продемонстрировала способность к обеспечению суверенитета, независимости, государственной и территориальной целостности, защиты прав соотечественников за рубежом. Возросла роль Российской Федерации в решении важнейших международных проблем, урегулировании военных конфликтов, обеспечении стратегической стабильности и верховенства международного права в межгосударственных отношениях.Направления и задачи по обеспечению национальной безопасности определены в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года N 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».Под обеспечением национальной безопасности РФ понимается состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социальноэкономическое развитие Российской Федерации. Национальная безопасность включает в себя оборону страны и все виды безопасности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации, прежде всего государственную, общественную, информационную, экологическую, экономическую, транспортную, энергетическую безопасность, безопасность личности.Государство выступает основным субъектом в силу того, что оно наделено соответственными правами и полномочиями, имеет специальные институты, органы и службы, с помощью которых осуществляет деятельность по обеспечению национальной безопасности.

Принципиальным положением нового понимания безопасности являются два момента: постановка в центр безопасности интересов личности, гражданина и понимание безопасности как равной, неделимой для всего человеческого сообщества. В этом смысле важную роль в обеспечении национальной безопасности играют и другие субъекты: человек, гражданин, политические партии, общественные движения, организации и т.д.

Такой подход нашел свое отражение в указе Президента РФ «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». Однако из такого подхода следует, что все субъекты могут и должны принимать решения в области безопасности в равной степени и полном объеме. Но на практике для принятия эффективных решений необходима соответствующая информация. Некоторые сведения не могут придаваться широкой огласке изза интересов секретности, соблюдения государственной и иной тайны, следовательно, одни субъекты (Федеральное Собрание РФ или Президент РФ) осуществляют непосредственную деятельность по обеспечению национальной безопасности, а другие (субъекты РФ, политические партии, общественные организации или отдельные граждане) лишь оказывают влияние на принятие этих решений, т.е. осуществляют опосредованную деятельность.Основными задачами в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации являются:–разработку и применение комплекса оперативных и долговременных мер по выявлению, предупреждению и устранению угроз безопасности, локализации и нейтрализации последствий их проявления;–подъем экономики страны, проведение независимого и социально ориентированного экономического курса;–своевременное прогнозирование и выявление внешних и внутреннихугроз национальной безопасностиРоссийской Федерации;–разработку, производство и внедрение современных видов вооружения, военной и специальной техники, а также техники двойного и гражданского назначения в целях обеспечения безопасности;–совершенствование системы государственной власти Российской Федерации, федеративных отношений, местного самоуправления и законодательства Российской Федерации, формирование гармоничных межнациональных отношений, укрепление правопорядка и сохранение социальнополитической стабильности общества;–организацию научной деятельности в области обеспечения безопасности;–обеспечение неукоснительного соблюдения законодательства Российской Федерации всеми гражданами, должностными лицами, государственными органами, политическими партиями, общественными и религиозными организациями;–обеспечение суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, безопасности ее пограничного пространства;–финансирование расходов на обеспечение безопасности, контроль за целевым расходованием выделенных средств;–международное сотрудничество в целях обеспечения безопасности;–осуществление других мероприятий в области обеспечения безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.Современная концепция международной безопасности ориентирует мировое сообщество, региональные и национальные субъекты политики на приоритетное использование всего арсенала политических, невоенных средств и методов защиты от опасностей и угроз. Среди невоенных способов различают политикодипломатические и социальноэкономические: переговоры, сотрудничество, посредничество, арбитраж, эмбарго, блокада, санкции, помощь и т.д.В механизме обеспечения национальной безопасности определенную роль играют объекты безопасности: личность, гражданское общество, государство.

Процесс формирования личности не происходит в изолированной узкой среде, он осуществляется в контексте более илименее развитого общества. Социальная обусловленность личности носит конкретноисторический характер.В целом, сложность структурных элементов механизма позволяют судить о сложности, многовариантности процесса обеспечения национальной безопасности. Однако такой механизм не дает представления о динамике, процессе обеспечения национальной безопасности. В связи с этим, перед учеными, политиками, законодателями встает важная задача по разработке и созданию такого механизма национальной безопасности России,который бы позволил эффективно обеспечивать безопасность, быстро и адекватно реагировать на изменения сложившейся международной обстановки и иных факторов, прогнозировать и своевременно предотвращать локальные и глобальные катастрофы, быть гарантом национальной безопасности.У подрастающего поколения формируется достойное отношение к истории России. Происходит консолидация гражданского общества вокруг общих ценностей, формирующих фундамент государственности, таких как свобода и независимость России, гуманизм, межнациональный мир и согласие, единство культур многонационального народа Российской Федерации, уважение семейных и конфессиональных традиций, патриотизм. Возрождаются традиционные российские духовнонравственные ценности. Таким образом, сущность национальной безопасности определяется как состояние защищенности страны, которое возникает в процессе взаимодействия органов государственной власти, организаций и общественных объединений для защиты национальных интересов от угроз.

Ссылки на источники1.Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года N683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».2.Мальцева Е.Ю., Чернухина Н.В., Молчанова Е.В. Формирование толерантных отношений в образовательном пространстве школы // материалы XIIМежвузовской научнопрактической конференции «Социальноэкономическое развитие общества в контексте общезначимых проблем современности». –2014. –С.103106.3.Сердюк И.И. Условия формирования личности. // Синергетика образования. 2014. № 9. С. 4954.

Вопрос 1. Понятие национальной безопасности.

Национальная безопасность как комплексное явление политической, экономической, социальной, культурной жизни государств и международного сообщества в целом стала предметом достаточно многочисленных исследований историко-философского, правового, социологического, геополитического характера. Понятие национальной безопасности и её приоритетов в Российской Федерации становится одним из важных элементов введения в курс основ теории национальной безопасности.

Национальная безопасность – явление многогранное. Представители различных наук (политологи, юристы, экономисты, социологи, историки и т.д.), исследующие национальную безопасность с позиций своей конкретной науки, могут давать этому термину собственные определения, отражающие специфическое понимание этого явления данной наукой. В рамках исторического развития меняются и представления о безопасности, и соответствующие этим представлениям определения.

Задача курса «Основы теории национальной безопасности» – дать представление об историческом пути и причинной обусловленности трансформации понятия безопасности в понятие «национальная безопасность».

Слова опасность, безопасность знакомы и в общем понятны каждому с детства. Мы понимаем, что опасность – это та или иная угроза непосредственно нам или же каким-то нашим интересам. Безопасность, напротив, воспринимается нами как отсутствие внешних угроз.

Опасность может угрожать не только нам, но и нашим близким, соседям, нашему посёлку, городу, целому региону, а то и стране, группе стран, миру в целом. Это могут быть опасности, связанные с преступными посягательствами на наше имущество, а то и жизнь; стихийные бедствия (бури, ураганы, наводнения и т.п.). Это могут быть вооружённые конфликты, в которые люди оказываются втянутыми помимо своей воли.

В широком современном понимании понятие «безопасность» определяется как сложнейшее социальное явление, которое объективно имеет конкретно-исторический характер и тесно связано со всеми формами и направлениями взаимодействия в системе «природа - человек - общество».

Искусство жизни есть способность предвидеть и минимизировать угрозы для себя и своих близких.

Искусство государственного управления состоит в способности руководителей страны правильно оценить имеющиеся и возможные угрозы для государства, населения страны и отдельных её граждан, откуда бы эти угрозы не исходили, принимать меры, направленные не только на минимизацию этих угроз, но и создание необходимых условий для процветания страны и благополучия граждан, устойчивого развития экономики страны как основы общего процветания и благополучия.


Безопасность становится таким образом задачей государственной важности – столь значимой, что приоритеты безопасности устанавливает документ наивысшей юридической силы – Конституция страны. В число этих приоритетов входят:

Человек, его права и свободы, которые согласно Конституции РФ (статья 2) являются высшей ценностью;

Суверенитет Российской Федерации, целостность и неприкосновенность её территории (статья 4);

Конституционный строй страны (глава 1 Конституции РФ).

Утративший ныне силу Закон РФ «О безопасности» в статье 1 давал следующее определение: Безопасность – состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Новая редакция закона, к сожалению, не даёт нормативного определения термина «безопасность».

Если понятие безопасность используется давно, то термин «национальная безопасность» появился по историческим меркам недавно. Впервые это понятие было использовано в 1944 году в Послании президента США Теодора Делано Рузвельта Конгрессу, где он обосновал присоединение зоны Панамского канала интересами «национальной безопасности».

В 1947 году Конгресс США принял закон «О национальной безопасности», согласно которому был создан существующий и сегодня Совет национальной безопасности (СНБ). В законе представлена система целей, интересов, угроз и приоритетов национальной политики. С 1971 года действует подкомитет СНБ, устанавливающий приоритеты США в сфере национальной безопасности.

В СССР проблема национальной безопасности официально не разрабатывалась. Она как бы включалась в привычную для советского времени категорию «обороноспособность».

В современной России осмысление проблемы национальной безопасности с начала 1990 года предпринималось в рамках комитета Верховного Совета СССР по обороне и госбезопасности. Были созданы Фонд национальной и международной безопасности, возник ряд инициативных групп.

5 марта 1992 года Верховным Советом России был принят Закон Российской Федерации «О безопасности». В соответствии с этим законом безопасность рассматривалась как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Термин «национальная безопасность» введён в регулярный политический оборот в России первым посланием Президента РФ Федеральному Собранию РФ, фигурирует во всех последующих посланиях Президента.

17 декабря 1997 г. Президент Российской Федерации своим указом утверждает Концепцию национальной безопасности Российской Федерации, которая даёт определение термина: «Под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность её многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации». Новая редакция Концепции оставляет определение понятия без изменений.

Современная трактовка понятия национальной безопасности России содержится в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: национальная безопасность - состояние защищённости личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства .

Приведённое определение является на сегодня официальным, следовательно, нормативным.

Проанализируем данное определение. Из определения следует:

1. Национальная безопасность – это состояние защищённости личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз;

2. В качестве объектов защиты в системе национальной безопасности выступают личность, общество, государство;

3. Личность, общество и государство находятся под воздействием внутренних и внешних угроз;

4. Защищённость личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз обеспечивает:

Конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан;

Суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации;

Оборону и безопасность государства.

Сопоставление определений терминов «безопасность» в трактовке Закона РФ 1992 года и «национальная безопасность» в трактовке Стратегии национальной безопасности РФ показывает существенное различие между ними. В первом случае говорится о защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, во втором – о защищённости личности, общества и государства от этих же угроз. При этом Стратегия формулирует цель национальной безопасности как направления деятельности государства – обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства.