15. В состав сведений об организации производственного контроля включается следующая информация:
а) план мероприятий по обеспечению промышленной безопасности на текущий год, а также сведения о выполнении плана мероприятий по обеспечению промышленной безопасности за предыдущий год;
б) организация системы управления промышленной безопасностью;
в) фамилия работника, ответственного за осуществление производственного контроля, его должность, образование, стаж работы по специальности, дата последней аттестации по промышленной безопасности;
д) результаты проверок, устранение нарушений, выполнение предписаний Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и соответствующих федеральных органов исполнительной власти;
е) готовность к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте;
ж) копии полисов обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного производственного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном производственном объекте;
з) состояние технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте;
Согласно ст.26 Закона «О промышленной безопасности» производственный контроль обязан осуществлять каждый субъект промышленной безопасности (далее- субъект), который эксплуатирует опасные производственные объекты (ОПО) и/или потенциально опасные объекты (ПОО). При этом, перечни ОПО и ПОО приведены в соответствующих приложениях (№1 и №2) к Закону.
Кто должен организовывать и проводить производственный контроль
Согласно ст.29 Закона руководитель субъекта в установленном порядке возлагает обязанности по организации и проведению производственного контроля на лиц, ответственных за осуществление производственного контроля и/или вводит в штат должность инженера по промышленной безопасности.
В определенных случаях (наличие в эксплуатации у субъекта хотя бы одного ОПО I и (или) II типов) вышеуказанные лица вводятся в состав отдельного структурного подразделения (т.н. службы промышленной безопасности). При этом, руководитель указанной службы, также, как и лица, ответственные за осуществление производственного контроля и инженеры по промышленной безопасности подчиняются напрямую руководителю субъекта (или его обособленного подразделения) либо его заместителю, ответственному за организацию промышленной безопасности в субъекте промышленной безопасности или его обособленном подразделении (на большинстве предприятий, это, как правило, главный инженер).
Закон предусматривает и определенные квалификационные требования к назначаемым лицам, а именно: лица, ответственные за осуществление производственного контроля должны иметь высшее техническое образование и подготовку по вопросам промышленной безопасности.
О квалификационных требованиях к инженеру по промышленной безопасности мы писали ранее .
Каков порядок проведения контроля и какие записи при этом ведутся
Сегодняшнее законодательство не устанавливает для субъекта четкого регламента проведения производственного контроля, как это было ранее определено в «Правилах организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах», утв. постановлением МЧС от 28.06.2000 №11 (документ утратил силу с 10.08.2016 в связи с принятием нового Закона).
В ст.29 Закона указано, что руководители субъекта сами должны установить для себя требования (регламент и правила) к осуществлению производственного контроля путем утверждения соответствующих Положений о порядке организации и осуществления производственного контроля (далее – Положение). Единственное на чем настаивает законодатель, это то, что утверждаемые на предприятиях Положения должны соответствовать «Примерному положению об организации и осуществлении производственного контроля в области промышленной безопасности», утв. постановлением МЧС от 15.07.2016 N 37. Изучив основные задачи и составляющие производственного контроля (пп.4,5 указанного Примерного положения) стоит обратить внимание, что функции ответственных лиц (или инженеров по промышленной безопасности) не ограничиваются только проведением собственно контроля (в виде проверок объектов), а включают и ряд других мероприятий (таких как: разработка ЛНПА по промышленной безопасности, организация проведения подготовки и проверки знаний работников субъекта по промышленной безопасности и мн.другое, подробнее ).
Однако, в настоящей статье мы остановимся именно на проведении контроля.
Какой порядок проведения контроля необходимо предусмотреть в собственном Положении чтобы контроль был эффективен в деле предупреждения аварий и инцидентов, а также чтобы у руководителя субъекта на возникало претензий со стороны надзорных органов (Госпромнадзора)?
Об этом мы сейчас и поговорим.
К проведению проверок надо подходить системно. А именно, любое дело, для того чтобы оно было успешным, необходимо сначала запланировать, затем реализовать, потом проверить – все ли запланированное нами достигнуто, и, наконец, предусмотреть мероприятия по улучшению.
Это значит, что изначально необходимо составить План (график) проведения проверок имеющихся у субъекта ОПО и/или ПОО. График разумно составлять на календарный год. В графике необходимо указать, какие объекты и кто будет проверять с разбивкой по месяцам (например, в апреле 2017 года объект «котельная такая то….» проверяет инженер по промышленной безопасности Иванов В.А., в июне 2017 года объект «грузоподъемный кран такой то..» проверяет лицо, ответственное за осуществление производственного контроля главный энергетик Петров И.П. и т.п.).
Лицу, ответственному за организацию промышленной безопасности (директору или главному инженеру) необходимо контролировать своевременность реализации этого графика (это же лицо, как правило, график и утверждает).
По результатам каждой из проверок лица, которые ее проводили (инженер по промышленной безопасности и/или ответственное лицо) обязаны составить определенные записи: акты, отчеты, справки, а также предписания. Обращаем ваше внимание, что практика написания одних только предписаний не совсем правильная, т.к. предписание – это документ, в котором отражаются только выявленные нарушения. А если нарушений выявлено не было, а проверка проводилась тщательно, в каком документе засвидетельствовать этот факт? Где отразить имеющиеся у проверяющего рекомендации (не являющиеся нарушениями, но необходимые для обеспечения безопасной эксплуатации объекта)? А также где сделать отметку о том, что было проверено фактическое устранение ранее выданных в предписаниях нарушений? Все наблюдения и рекомендации по улучшению можно отразить в отчете (акте, справке) о проверке, который по результатам проверки дается для анализа лицу, ответственному за организацию промышленной безопасности (директору или главному инженеру) с целью принятия определенных решений (обеспечение ресурсами, распределение обязанностей, обучение, привлечение к ответственности и т.п.). При этом, предписание прилагается к данному отчету и является тем документом, с помощью которого проверяющий «общается» с руководителем проверяемого объекта непосредственно на месте проверки, а отчет (справка, акт) – это документ, который пишется уже позже с обязательным анализом того, что проверялось.
Например:
о проведении производственного контроля на ОПО и/или ПОО
12.04.2017 в период с 12-00 до 16-00 инженером по промышленной безопасности Ивановым В.А. была проведена проверка соблюдения требований промышленной безопасности на ПОО «котельная такая то.. (полное название объекта) ».
Было проверено:
перечисляем что проверили (ведение журналов, форм и т.п. записи, содержание здания и оборудования котельной, удостоверения ответственных лиц и т.д.).
Замечаний не выявлено.
Также было проверено устранение ранее выданных в предписании №1 от 20.01.2017 замечаний.
Замечаний не выявлено (или – все устранено в установленном порядке).
Однако, при проверке был выявлен ряд нарушений. Сами нарушения и мероприятия по их устранению отражены в выданном 12.04.2017 начальнику котельной предписании №2 от 12.04.2017.
Предписание прилагается (обязательно с подписью лица, которому оно выдано).
Вывод (или выводы ): на основании вышеизложенного можно сделать вывод, что уровень промышленной безопасности ПОО «котельная такая то..» является приемлемым с учетом реализации мероприятий, изложенных в предписании.
13.12.2017 В.А.Иванов
Обратите внимание, что предписания регистрируются (нумеруются) и учитываются тем специалистом, который их написал (в нашем случае: инженером по промышленной безопасности или ответственным лицом). Порядок регистрации предписаний может быть выбран произвольный (в журнале, списком и т.п.)
Кроме того, в отчете (справке, акте) специалисту можно указать и следующее:
- возможные причины низкого уровня обеспечения безопасной эксплуатации объекта (например, не хватает квалифицированного персонала и т.п.);
- а также внести свои предложения по проведению необходимых корректирующих и предупреждающих мероприятий и работ для данного объекта (например, предлагаю пополнить штат котельной дополнительным оператором и т.п.).
Следующий этап проверки (после ее планирования, проведения и оформления записей) – разработка планов мероприятий по обеспечению промышленной безопасности, и, в необходимых случаях, издание определенных приказов. При этом, при разработке мероприятий необходимо обращать внимание на то, чтобы предложенные меры были направлены на устранение причин отступлений от требований промышленной безопасности в полном объеме и недопущение их повторения. А с этой целью необходимо четко установить причину выявленного нарушения.
Например:
При проверке было выявлено, что при эксплуатации котельной используются неповеренные манометры №1 и №2.
Мероприятие такого рода «сдать в поверку манометры №1 и №2» не содержит предпосылок для того, чтобы данное нарушение не повторялось в дальнейшем. Т.к. сегодня на объекте не поверены манометры №1 и №2, завтра не сдадут в поверку манометры №3 и №4. и т.п. Это может случиться, поскольку не установлена причина произошедшего. Если же проверяющий четко определил причину, почему это произошло (отсутствуют манометры в подменном фонде, не хватает персонала для оперативного контроля за содержанием средств измерений, у имеющегося персонала низкий уровень знаний о периодичности и порядке проведения поверок средств измерений и т.п.) написание более развернутых мероприятий (обучить и набрать людей, закупить манометры для подменного фонда и т.п.) поможет не допустить повторение нарушений.
И последний этап – контроль за своевременной и в полном объеме реализацией руководителями подразделений мероприятий, отраженных в выданных вами предписаниях, составленных планах работ и мероприятиях, а также в изданных приказах.
В заключение стоит отметить, что, к сожалению, практически ни одна проверка Госпромнадзора не обходится без замечаний по порядку проведения и/или организации производственного контроля. А любые замечания надзорных органов чреваты для соответствующих должностных лиц различными санкциями в т.ч.: дисциплинарными взысканиями (замечаниями, выговором и.т.п.), внеочередной проверкой знаний в комиссии Госпромнадзора, административными взысканиями в виде штрафов (в пределах от 4 до 50 б.в., ст.23.61 КоАП).
Поэтому хотелось бы пожелать вам, уважаемые руководители и специалисты, постоянно поддерживать на должном уровне безопасную эксплуатацию имеющихся у вас ОПО и/или ПОО, а если у вас возникли какие- нибудь вопросы или проблемы мы всегда готовы вам оперативно и грамотно помочь.
Всегда рады вас видеть и слышать.
Чем вызвана необходимость разработки
Это документ, на основе которого должен осуществляться , направленный на контролирование и проверку исполнения норм и правил промышленной безопасности. Ст. 11 Федерального закона №116-ФЗ установлено, что все работодатели, эксплуатирующие ОПО, должны обеспечить соблюдение требований промышленной безопасности.
Требования к документации по управлению промышленной безопасностью содержит постановление Правительства РФ от 26.06.2013 №536. Пункт 4 подпункт В гласит, что положение о на ОПО является обязательным для оформления и входит в перечень документации, необходимой для управления промышленной безопасностью.
Положение об организации и осуществлении производственного контроля разрабатывается каждой организацией вне зависимости от класса опасности, содержит перечень мер для обеспечения высокого уровня безопасности на предприятии, список ответственных лиц и помогает контролировать соблюдение правил промбезопасности.
Кроме того, ППК необходимо для сдачи ежегодного отчета в Ростехнадзор, получения лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химическиопасных объектах, прохождения плановых и внеплановых проверок Ростехнадзором.
Структура положения
Положение о производственном контроле на предприятии определяет должностные обязанности руководителей и персонала для обеспечения промбезопасности при работе на ОПО.
Пункт 3.1 постановления Правительства РФ от 10.03.1999 №263 указывает на необходимость отражения в нем следующий сведений:
- должность ответственного работника;
- его права и обязанности;
- порядок проведения проверок соблюдения требований промышленной безопасности, регистрация отчетов о результатах;
- порядок сбора и обмена информацией о состоянии промышленной безопасности между структурными подразделениями организации и доведение ее до работников занятых на ОПО;
- порядок принятия решений по обеспечению безопасности с учетом результатов ППК;
- порядок принятия решений о диагностике, испытаниях сооружений и технических устройств на ОПО, проведения экспертизы, аттестаций работников;
- порядок действий по ликвидации последствий и расследованию аварий на объектах;
- меры поощрения и взыскания применяемые к работникам предприятия;
- порядок предоставления сведений об организации промышленного контроля.
Кто разрабатывает и в какие сроки
Так кто должен разрабатывать положение о производственном контроле? Ответственность несут руководители и лица, на которых и возложены такие обязанности (п.5 ПП РФ от 10.03.1999 №263).
Руководитель может делегировать разработку либо своим сотрудникам, обладающим соответствующими познаниями, либо сторонней организации.
Это могут быть:
- один из заместителей руководителя (если численность работающих на ОПО сотрудников меньше 150 чел.);
- специально назначенный работник (численность от 150 до 500 чел. на ОПО);
- руководитель службы производственного контроля (численность свыше 500 чел.).
Разработка допускается до срока ввода в эксплуатацию объекта. В территориальный орган Ростехнадзора, по месту нахождения объекта, подается в течение месяца со дня ввода в эксплуатацию. Далее ежегодно в срок до 1 апреля.
Сколько положений
При эксплуатации несколько объектов, находящихся на одной территории, разрабатывается одно ППК. Когда ОПО находятся в разных местах, то допускается разрабатывать или одно общее или на каждый объект или группу.
При этом оригинал находится у ответственного лица, а копии — у специалистов на местах.
Порядок согласования и утверждения
Когда положение о производственном контроле считается принятым? После утверждения руководителем предприятия или обособленного подразделения предприятия, эксплуатирующего опасный объект.