Что обязан госслужащий. Обязанности и права государственных служащих

Права и обязанности государственного служащего

С момента замещения госдолжности государственный служащий становится субъектом государственных служебных отношений, в частности, наделяется особыми правами и обязанностями. Различают 1) должностные права и обязанности – они определяют полномочия по конкретной должности, устанавливаются соответствующими нормативно-правовыми актами (например, права и обязанности руководителя); 2) общие права и обязанности – устанавливаются Законом о государственной службе для всех госслужащих независимо от должности.

Госслужащий имеет право на:

– ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой госдарственной должности, критерии оценки качества работы и условия продвижения по службе, а также на организационно-технические условия, необходимые для исполнения им должностных обязанностей;

– получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей;

– посещение в установленном порядке для исполнения должностных обязанностей предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности;

– принятие решений и участие в их подготовке в соответствии с должностными обязанностями;

– участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной госдолжности;

– продвижение по службе, увеличение денежного содержания с учетом результатов и стажа, уровня квалификации;

– ознакомление со всеми материалами своего личного дела, отзывами о своей деятельности и т. п. до внесения их в личное дело, приобщение к личному делу своих объяснений;

– переподготовку и повышение квалификации за счет соответствующего бюджета; пенсионное обеспечение с учетом стажа госслужбы; проведение по его требованию служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство;

– пенсионное обеспечение;

– проведение служебного расследования для опровержения порочащих сведений;

– объединение в профсоюзы;

– внесение предложений по совершенствованию госслужбы.

Обязанности госслужащих:

– обеспечивать поддержку конституционного строя и соблюдение Конституции РФ, реализацию федеральных законов и законов субъектов;

– добросовестно исполнять должностные обязанности;

– обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан;

– исполнять приказы и т. п. вышестоящих органов, за исключением незаконных;

– в пределах своих должностных обязанностей своевременно рассматривать обращения граждан и общественных объединений, а также предприятий, учреждений и организаций, госорганов и органов местного самоуправления и принимать по ним решения;

– соблюдать установленные в госорганах правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции, порядок работы со служебной информацией;

– поддерживать уровень квалификации, достаточный для исполнения своих должностных обязанностей;

– хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Гражданский процессуальный кодекс автора Законы РФ

Статья 254. Подача заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы на нарушение

Из книги Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации Текст с изм. и доп. на 10 мая 2009 года автора Коллектив авторов

Статья 257. Рассмотрение заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного и муниципального служащего 1. Заявление рассматривается судом в течение десяти дней с

Из книги Правовые основы судебной медицины и судебной психиатрии в Российской Федерации: Сборник нормативных правовых актов автора Автор неизвестен

СТАТЬЯ 254. Подача заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего 1. Гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие

Из книги Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Текст с изменениями и дополнениями на 1 ноября 2009 г. автора Автор неизвестен

СТАТЬЯ 257. Рассмотрение заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного и муниципального служащего 1. Заявление рассматривается судом в течение десяти дней с

Из книги Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Автор неизвестен

Глава II. ОБЯЗАННОСТИ И ПРАВА РУКОВОДИТЕЛЯ И ЭКСПЕРТА ГОСУДАРСТВЕННОГО СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СТАТЬЯ 14. Обязанности руководителя государственного судебно-экспертного учреждения Руководитель обязан:по получении постановления или определения о назначении

Из книги Комментарий к Федеральному закону «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» автора Ефимичев С П

Статья 19.29. Незаконное привлечение к трудовой деятельности государственного служащего (бывшего государственного служащего) Привлечение к трудовой деятельности государственного или муниципального служащего (бывшего государственного или муниципального служащего),

Из книги Муниципальное право: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Статья 14. Основные права гражданского служащего 1. Гражданский служащий имеет право на:1) обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей;2) ознакомление с должностным регламентом и иными документами,

Из книги Кодекс о Правонарушениях Республики Молдова в силе с 31.05.2009 автора Автор неизвестен

Статья 15. Основные обязанности гражданского служащего 1. Гражданский служащий обязан:1) соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы),

Из книги Энциклопедия юриста автора Автор неизвестен

Глава 7. ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ ГРАЖДАНСКОГО СЛУЖАЩЕГО. КАДРОВАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОГО ОРГАНА Статья 42. Персональные данные гражданского служащего и ведение личного дела гражданского служащего 1. При обработке, хранении и передаче персональных данных гражданского

Из книги автора

Статья 42. Персональные данные гражданского служащего и ведение личного дела гражданского служащего 1. При обработке, хранении и передаче персональных данных гражданского служащего кадровая служба государственного органа обязана соблюдать следующие

Из книги автора

Глава II. Обязанности и права руководителя и эксперта государственного судебно-экспертного

Из книги автора

38. Обязанности муниципального служащего Муниципальный служащий обязан: соблюдать Конституцию РФ, ФКЗ, ФЗ, иные нормативные правовые акты, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, устав МО и иные муниципальные правовые акты и

Из книги автора

Статья 264. Незаконное участие государственного служащегов осуществлении пред- принимательской деятельности Незаконное участие государственного служащего в осуществлении предпринимательской деятельности путем создания (учреждения) предприятий, а также прямое или

Из книги автора

Статья 3141. Не обеспечение мер защиты государственного служащего Необеспечение мер, установленных законом для защиты государственного служащего, который сообщает о совершении актов коррупции и актов, смежных с коррупцией, фактов коррупционного поведения, о

Из книги автора

Статья 349. Воспрепятствование законной деятельности государственного служащего (1) Воспрепятствование в любой форме законной деятельности государственного служащего при осуществлении им своих служебных обязанностей (недопущение проведения контроля,

Общие права и обязанности государственных служащих впервые установлены Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации». Характерной особенностью этих прав и обязанностей является то, что они выражают не полномочия по замещаемой должности, а общие правила поведения и действий служащих, условия и меры организационного характера, которыми обеспечивается исполнение ими полномочий по замещаемым должностям. Такие права и обязанности весьма разнообразны. Новый закон несколько иначе трактует объем данных прав. Ст 14 Федерального закона "О государственной гражданской службе РФ

1. Гражданский служащий имеет право на:

1) обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей;

2) ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности гражданской службы, критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной служебной деятельности и условиями должностного роста;

3) отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;

4) оплату труда и другие выплаты в соответствии сФедеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом;

5) получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности государственного органа;

6) доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей связано с использованием таких сведений;

7) доступ в установленном порядке в связи с исполнением должностных обязанностей в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации;

8) ознакомление с отзывами о его профессиональной служебной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, материалами личного дела, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов и материалов;

9) защиту сведений о гражданском служащем;

10) должностной рост на конкурсной основе;

11) профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

12) членство в профессиональном союзе;

13) рассмотрение индивидуальных служебных споров в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

14) проведение по его заявлению служебной проверки;

15) защиту своих прав и законных интересов на гражданской службе, включая обжалование в суд их нарушения;

16) медицинское страхование в соответствии с федеральным законом о медицинском страховании государственных служащих Российской Федерации;

17) государственную защиту своих жизни и здоровья; жизни и здоровья членов своей семьи, а также принадлежащего ему имущества;

18) государственное пенсионное обеспечение. в соответствии с федеральным законом. Имеются в виду законы регулирующие виды государственной службы.

Гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов.

Ранее государственному служащему было запрещено заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме деятельности, предусмотренной должностью в государственном органе. Имелось лишь одно исключение: ему разрешалось заниматься педагогической, научной и иной творческой деятельностью. Однако получать гонорары за публикации и выступления в качестве государственного служащего не разрешается, хотя бы такие публикации и выступления имели педагогический, научный или творческий характер.

Из числа названных, особого внимания заслуживает право государственного служащего на продвижение по службе

Право на продвижение по службе может возникнуть у каждого служащего, пока он находится на государственной службе. Однако о наличии такого права можно говорить лишь тогда, когда служащий по всем предъявляемым требованиям подходит для замещения высшей должности по сравнению с той, которую он замещает. Если же, например, у него нет требуемого по высшей должности образования, стажа работы на соответствующих должностях либо в последней аттестации отмечено, что он не обладает достаточными качествами для продвижения по службе, следует считать, что у него нет для этого оснований.

В качестве существенного элемента правового статуса государственного служащего, также выделяется установленный для занимаемой им должности круг обязанностей. Однако, каждый служащий независимо от полномочий по замещаемой государственной должности государственной службы обязан:

1) соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение;

2) исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом;

3) исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;

4) соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;

5) соблюдать служебный распорядок государственного органа;

6) поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;

7) не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;

8) беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей;

9) представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи, а также сведения о полученных им доходах и принадлежащем ему на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера (далее - сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера);

10) сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства другого государства в день выхода из гражданства Российской Федерации или в день приобретения гражданства другого государства;

11) соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

12) сообщать о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта.

Кроме прав и обязанностей, государственный служащий, поступая на государственную должность, добровольно принимает и ряд установленных законодательством ограничений и запретов. Они имеют своей целью обеспечить высокий моральный облик государственного служащего и свободу его действий в пределах должностных полномочий. Такие ограничения должны препятствовать возможным злоупотреблениям, проявлениям коррупции.

Исходя из принципа разделения властей государственному служащему, замещающему должность категории «Б» или «В», не разрешается быть депутатом федерального законодательного (представительного) органа, законодательных (представительных) органов субъектов Федерации, органов местного самоуправления. Ему лично или через доверенных лиц запрещено заниматься предпринимательской деятельностью, имеющей своей целью получение прибыли, скажем, осуществляемой без привлечения наемного труда.

Государственному служащему не разрешается состоять членом органа управления коммерческой организации любой формы собственности и организационно-правовой формы (хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы и т.д.). Но есть одно исключение - это случаи, когда федеральным законом или законами субъектов Федерации государственному служащему поручено участвовать в управлении коммерческой организацией.

Государственному служащему запрещается быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он работает либо который непосредственно подчинен или непосредственно подконтролен ему.

Ему запрещается использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое государственное имущество и служебную информацию. Допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности;

Государственному служащему запрещено получать от физических и юридических лиц вознаграждения в связи с исполнением должностных полномочий, в том числе и после выхода на пенсию. Этим преследуется цель устранить его зависимость от кого бы то ни было, особенно если он незаконно получает вознаграждение в любой форме (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплата развлечений, отдыха и т.п.).

Сюда примыкает и другой запрет для государственного служащего, а именно: выезжать в служебные командировки за границу за счет физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами РФ или на взаимной основе по договоренности соответствующих органов.

Государственный служащий неразрывно связан с государством, представляет его. Отсюда вытекают специфические требования: он не вправе принимать без разрешения Президента РФ награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных и иностранных организаций. Он не вправе принимать участие в забастовках.

Учитывая существующую в стране многопартийность, государственному служащему запрещается использовать свое служебное положение в интересах тех или иных политических партий, других общественных объединений, религиозных организаций для пропаганды отношения к ним - он должен быть нейтральным.

Государственный служащий обязан передавать в доверительное управление под гарантию государства на время прохождения государственной службы находящиеся в его собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций в порядке, установленном законом.

Гражданин при поступлении на государственную службу, а также государственный служащий ежегодно обязан представлять в налоговую службу сведения о своих доходах и имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, являющихся объектами налогообложения.

Порядок представления этих сведений определен Указом Президента РФ от 15 мая 1997 г. СЗ РФ. 1997. №20. ст.2239.

В законе также, нашло отражение положение о требованиях к служебному поведению гражданского служащего. Статья 18.

Как видим, запреты и ограничения, установленные для государственных служащих, достаточно значимы.

Однако, о компетентности государственного служащего, можно говорить лишь при соответствии его занимаемой должности.

Должностные права и обязанности производны от задач и функций государственного органа и выражают его полномочия.

Государственная должность содержит основную функцию, выполняемую государственным служащим. Наименование государственной должности представляет собой краткую и точную формулировку, отражает ее индивидуальный характер и общность в системе функций государственного органа. Например, должность помощника (советника) федерального министра отражает следующие моменты: это должность федерального государственного служащего; ее назначение - обеспечить деятельность члена Правительства РФ; уровень - главная государственная должность; замещается в порядке назначения. Наименование «главный специалист администрации области» - отражает другие признаки: это должность государственного служащего субъекта Российской Федерации, а именно области; ее назначение - выполнять обязанности по осуществлению полномочий администрации области; уровень - старшая государственная должность; замещается в порядке конкурса.

Правовой статут государственной должности содержит перечень всех видов работ (функций) по данной должности с указанием на конечные результаты, которые государственный служащий должен достигать всякий раз при выполнении каждой своей функции. Однако эти вопросы являются предметом регламентации не Закона, а других нормативных актов, главным образом положений и должностных инструкций. Они также содержатся в тарифно-квалификационных справочниках, которые представляют собой систематизированные перечни работ и профессий. В них сформулированы необходимые квалификационные характеристики и требования, которым должны соответствовать служащие, выполняющие различные по содержанию, степени сложности и профилю работы, в отношении навыков, профессиональных знаний, приемов труда и т.д.

В Реестре государственных должностей государственной службы РФ содержится перечень унифицированных наименований этих должностей, а конкретные права и обязанности для каждой должности устанавливаются соответствующими нормативными правовыми актами. Это может быть должность руководителя, другого должностного лица или рядового государственного служащего.

Например, для должности руководителя характерны следующие полномочия:

руководство деятельностью подчиненных структурных подразделений или отдельных служащих и персональная ответственность за выполнение возложенных на них задач; распределение обязанностей между подчиненными работниками и установление степени их ответственности за выполнение ими своих обязанностей;

утверждение положений и должностных инструкций, определяющих объем должностных полномочий подчиненных структурных подразделений и служащих; специальные права по изданию нормативных актов по вопросам, входящим в компетенцию руководителя, организация и координация работы подчиненных; полномочия по распоряжению собственностью, заключению трудовых договоров (контрактов), назначению на должность и освобождению от должности работников, их поощрению и привлечению к дисциплинарной ответственности; права по взаимодействию с другими организациями, применению специфических форм и методов работы. Таким образом, названные права и обязанности представляют собой как бы служебный кодекс, характеризующий стиль и методы осуществления государственными служащими своих должностных полномочий независимо от замещаемых должностей.

В законе впервые введено понятие «Конфликт интересов» - это ситуация, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, государства, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации.

3. Под личной заинтересованностью гражданского служащего, понимается возможность получения гражданским служащим при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для гражданского служащего, членов его семьи или других лиц, а также для граждан или организаций, с которыми гражданский служащий связан финансовыми или иными обязательствами

После многих лет работы врачом, мне предложили серьезную должность в министерстве образования. Как у государственной служащей, у меня будет достаточно много обязанностей, а также появятся дополнительные права. Несмотря на то, что я всю жизнь являюсь государственно служащей, меня ждут определенные изменения. В статье вниманию представлена информация, какие присутствуют права и обязанности у государственных служащих. Даны развернутые грамотные ответы на такие вопросы, как:

  • Основные положения закона;
  • Права госслужащих;
  • Обязанности государственных служащих;
  • Запреты и ограничения;
  • Распределение должностей;
  • Кто не имеет права работать госслужащим?

Госслужащие – это работники, через деятельность которых государство выполняет положенные функции!

На подобных сотрудников возлагается достаточно серьезная ответственность. На них распространяется огромное количество обязательств и требований. Запреты и обязанности тесно граничат с не меньшим количеством прав и гарантий.

Что касается законного обоснования, то порядок деятельности госслужащих регулируется 79-ФЗ и 58-ФЗ. Здесь отражены такие важные аспекты, как:

  • Вопросы по грамотной организации работы и службы;
  • Главные правовые нормы;
  • Общие экономические и финансовые положения.

В процессе назначения на должность госслужащего начальство выпускает официальный документ. Речь идет об официальном акте и приказе. В качестве дополнения заключается служебный контракт.

Существует три основных направления стандартной государственной службы:

  1. Гражданская, распределяемая на федеральное направление и на службу субъекта РФ.
  2. Военная служба. Она может быть только федеральной. Ее главным направлением является тщательная оборона государства и охрана оптимальной безопасности.
  3. Официальная служба иного рода.

Оплата труда данным сотрудникам идет из региональной и федеральной казны. Размер з/п зависит от региона, в котором действуют свои индивидуальные исполнительные и основополагающие законодательные органы.

Сотрудники официальной государственной службы наделены особыми правами. Они схожи с правовыми положениями, которые регламентируются современным трудовым законодательством. Среди основных прав, которые доступны для каждого государственного сотрудника, можно отметить:

  • Обеспечение необходимыми для труда условиями;
  • Ознакомление с бумагами, которые определяют права, обязанности сотрудников, а также особые критерии, по которым изучается и оценивается эффективность работы;
  • Право на все виды отдыха. Речь идет о рабочем дне с положенными перерывами, днями выходных и праздниками. Положен основной и дополнительный отпуска;
  • Получаемые з/п и положенные выплаты должны рассчитываться в прямом соответствии со специальными нормативными документами. Все это должно быть указано в специальных контрактах;
  • Если в должностные обязанности человека входит работа с информацией, которая относится к государственной тайне, человек должен получить право доступа к ней;
  • Каждый сотрудник может при необходимости обратиться в местные и государственные организации, если это требуется для реализации планов и выполнения положенных обязательств;
  • Служащий имеет право знать, в чем заключается суть его работы;
  • Сотрудники периодически могут повышать ранее наработанные профессиональные навыки;
  • Установлено право на стандартную пенсию и страховку.

Права и интересы служащих должны отстаиваться их работодателями. Кроме того, права всегда можно отстоять в суде!

Одновременно с правами, у каждого государственного работника есть особые обязанности. Вот самые главные из них:

  1. Тщательное соблюдение установленных правовых нормативов и актов РФ. Обеспечение их соблюдений.
  2. Выполнение обязанностей в полном соответствии с установленным регламентом и поручениями руководителей.
  3. Соблюдение распорядка рабочего времени, установленного в госучреждении.
  4. Следить за тем, чтобы не распространялись закрытые от общественности сведения и государственная тайна.
  5. Важно бережно и максимально экономно относиться к имуществу, которое принадлежит государству.
  6. Предоставление информации о своей личности и о близких людях.
  7. Нельзя нарушать законом обозначенные ограничения и запреты.
  8. Предоставление информации работодателям, если появляются обстоятельства, которые влекут конфликт интересов и коррупцию.

Возложенные должностные обязательства не должны противоречить правам граждан России или нормативам, принятым в организациях, где они работают. Не допускается какая-либо форма ограничения подобных прав. Чтобы полноценно исполнять возложенные обязанности, сотрудник должен иметь достаточный квалификационный уровень.

Запреты для государственной службы

Говоря о возложенных обязанностях нельзя не отметить наличие определенных запретов. Существует три главных ограничения для госслужащих:

  1. Гражданский служащий – это не бизнесмен. Этот человек не имеет права заниматься коммерческой деятельностью и управлять компаниями, основной задачей которых является получение прибыли.
  2. Запрещено приобретать ценные бумаги с целью получения по ним прибыли. Речь идет об облигациях, акциях и иных бумагах, приобретение которых в состоянии привести к конфликту интересов.
  3. Категорически запрещается принимать от юридических и частных лиц подарки и финансовые вознаграждения.

Продолжая тему о запретах и ограничениях нельзя не сказать о том, кто не имеет права стать госслужащим. Невозможно устроиться на работу при таких условиях, как:

  • Решение суда о недееспособности;
  • Судимость. При приеме на работу нужно предоставлять справку об ее отсутствии;
  • Отказ от процедуры предоставления доступа к сведениям, которые относятся к федеральной и государственной тайне;
  • Наличие заболевания, которое может стать препятствием к устройству на работу;
  • Присутствие родственников и связей, которые могут стать основанием для отказа по приему на госслужбу;
  • Наличие иного гражданства будет препятствием для устройства на работу, если это прописано в договоре;
  • Предоставление при устройстве на работу ложных сведений;
  • Отсутствие информации по доходам или предоставление ложной информации;
  • Утрата доверия при конфликтной ситуации, при столкновении интересов или при замеченных коррупционных мероприятиях;
  • Претендент не был на военной службе в течении 10 лет без наличия уважительной причины.

Данные запреты и ограничения регулируются законом о гражданских служащих РФ No 79-ФЗ!

Основные государственные должности

Если человек не имеет проблем, перечисленных выше, он вполне может стать госслужащим. Должности можно получить после приема на работу в Федеральные, официальные государственные структуры и в муниципалитет. Сюда же относится служба в правоохранительных организациях.

Все без исключения чины служащих распределяются на пять отдельных структурных категорий:

  • Высшая – сюда относятся советники особого высшего ранга;
  • Главная – меньшие по статусу советники гос/структур;
  • Ведущая – советники, находящиеся на гражданской службе РФ;
  • Старшая – все категории референтов;
  • Младшая – обычные секретари при высших должностях.

Каждая из данных групп имеет особые чины. Речь идет о 1, 2 и 3 классах.

Заработная плата госслужащих

Госслужащие должны получать достойную з/п. Причина в том, что таким работникам нельзя заниматься коммерческой деятельностью. Ежемесячная сумма должна стимулировать человека занять желаемую должность. В стандартную оплату труда входит:

  • Оклад по установленным стандартам;
  • Ежемесячный оклад по занимаемому чину;
  • Разные дополнительные выплаты.

Размер положенного оклада по отдельно рассматриваемой государственной должности устанавливается президентским указом!

Данным документом устанавливаются и регулируются иные дополнительные надбавки — доплата за выслугу лет, за деятельность в усложненных условиях.

Коротко о главном

  1. Государственный работник – это лицо, которое работает во властных структурах федерального, муниципального, а также регионального уровня.
  2. Главной задачей и направлением деятельности является реализация своих полномочий в разных отраслях жизни человека.
  3. Чтобы государственные задачи были реализованы качественно, к сотрудникам предъявляется немало разных требований.
  4. Состав штата гос/работников разнообразен, потому их распределяют по группам и классам.
  5. Зарплата госслужащих состоит из стандартного оклада и специальных дополнительных выплат.

Под обязанностями гражданского служащего понимаются обусловленные Конституцией РФ и другими нормативно-правовыми актами обязательные действия, составляющие содержание профессиональной служебной деятельности служащего. Находясь на государственной гражданской службе, служащие подпадают под специальный правовой режим, отличающийся от общих норм права. Вместе с тем они, как граждане РФ, не освобождаются от общегосударственных обязанностей (платить налоги, служить в армии и т.д.). Государство возлагает на государственных служащих особые, повышенные обязанности, обусловленные спецификой государственной гражданской службы (12 обязанностей).

Соблюдение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации и субъектов РФ, обеспечение их исполнения. Гражданский служащий действует от имени государства и по поручению государства представляя его интересы. Поэтому он должен исполнять свою должность в духе конституционных принципов Чиканова Л.А. Правовое регулирование служебных отношений на государственной гражданской службе: вопросы теории и практики // Журнал российского права. 2012. № 4. С.61..

Служащий обязан не только знать и соблюдать конституционные нормы и нормы законов как на службе, так и вне ее, но и лично обеспечивать их исполнение. Обязанность обеспечивать исполнение Конституции и законов означает: чиновник должен приложить все свои силы, знания и умения, чтобы реализовать законодательные решения. Эта обязанность означает требование не совершать действий, направленных против государственных интересов. Гражданский служащий не имеет права высказываться публично в ущерб государству и государственному органу, где он служит, не вправе критиковать Конституцию страны и законы, действия Правительства РФ. Если гражданский служащий не согласен с проводимой политикой, он должен подать в отставку.

Исполнение должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом. Это означает, что гражданский служащий должен активно и в должной мере осуществлять должностные обязанности. Основными руководящими документами для чиновника являются его должностной регламент, в котором установлены его полномочия, и административный регламент государственного органа.

Под исполнением служебных обязанностей понимается работа служащего в течение рабочего дня согласно правилам служебного распорядка по реализации должностных функций, выполнению приказов и распоряжений руководителей.

Не признаются исполняющими должностные обязанности гражданские служащие:

находящиеся на отдыхе или в отпуске;

в отношении которых проводится служебное и иное расследование и они временно приказом руководителя отстранены от должности;

находящиеся в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

Невыполнение должностных обязанностей или ненадлежащее их выполнение, а также превышение должностных полномочий квалифицируются как дисциплинарный проступок с соответствующими последствиями Бахрах Д.Н. Государственная служба в Российской Федерации: учеб. пособие. Екатеринбург: Издательство Государственной юридической академии, 2012. С.163..

Исполнение поручений руководителей, данных в пределах их полномочий. Государственная служба, строящаяся на принципах единоначалия, строго ранжирована. Поэтому служащие в порядке подчиненности обязаны исполнять приказы, распоряжения, поручения своего руководства. В этом заключается смысл государственной службы. По закону гражданский служащий не вправе исполнять только данное ему неправомерное поручение. Механизм исполнения (или неисполнения) неправомерного поручения прописан в законе.

Соблюдение при исполнении должностных обязанностей прав и законных интересов граждан и организаций. Права и свободы человека и гражданина - конституционная норма. Соблюдение и защита прав и свобод граждан и организаций - прямая обязанность государственных служащих, одно из главных направлений их деятельности. Выполнение гражданскими служащими этой обязанности означает: своевременное издание правовых актов, связанных с осуществлением гражданами своих прав; организацию исполнения законов, касающихся прав и свобод человека; оказание помощи гражданам в реализации их субъективных прав; осуществление мер по охране прав и свобод граждан. Служащий должен давать аргументированный ответ в установленное законом время на все обращения и жалобы граждан.

Соблюдение служебного распорядка государственного органа. Существуют типовые правила внутреннего служебного распорядка на основании которых в каждом государственном органе такой распорядок утверждается руководителем. Служебный распорядок государственного органа определяется нормативным актом этого органа, регламентирующим режим службы (работы) и время отдыха.

В служебном распорядке устанавливается служебное время и время отдыха служащих - время начала и конца рабочего дня, время обеденного перерыва и т.д. Служебный распорядок государственного органа утверждается представителем нанимателя с учетом мнения профсоюза. Служебное время - время, в течение которого гражданский служащий в соответствии со служебным распорядком государственного органа или графиком службы обязан исполнять свои должностные обязанности.

На гражданских служащих распространяется установленная Трудовым кодексом РФ продолжительность рабочего времени - 40 часов в неделю и пятидневная служебная неделя. Служебное право разрешает руководителю государственного органа или его структурного подразделения по письменному распоряжению привлекать сотрудников к работе сверх установленного времени, в выходные или праздничные дни. За сверхурочную работу гражданскому служащему полагается компенсация - денежная или дополнительный отпуск. По закону ненормированный рабочий день устанавливается для гражданских служащих, замещающих высшие и главные должности гражданской службы.

Наличие классификации, необходимой для надлежащего и сношения должностных обязанностей. Гражданский служащий должен иметь такой уровень профессиональной подготовки, чтобы на уровне современных требований эффективно выполнять свои полномочия. Основными путями поддержания требуемого уровня квалификации служащего являются профессиональная переподготовка, повышение квалификации и стажировка, а также самообразование. Периодически проводимые профпереподготовка и повышение квалификации - это одновременно право и обязанность каждого гражданского служащего.

Неразглашение сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну. Государственную тайну составляют предусмотренные в специальных перечнях сведения, разглашение которых может причинить вред интересам Российской Федерации. Перечни таких сведений установлены Законом РФ «О государственной тайне» от 21 июля 1993 г. На государственной службе существует перечень должностных лиц, наделенных полномочиями относить сведения к государственной тайне, утверждаемый Президентом РФ.

Ряд должностей гражданской службы предусматривает работу с секретной документацией. Поэтому при приеме человека на службу, связанную с необходимостью доступа к сведениям, составляющим государственную тайну, предусмотрена процедура оформления допуска. При отказе в оформлении допуска лицо не допускается до данной должности государственной службы.

Под иной охраняемой законом тайной понимается служебная, коммерческая тайна, тайна личной жизни и т.п. Гражданский служащий обязан не разглашать сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство. Разглашение государственной и иной охраняемой федеральным законом тайны влечет за собой уголовную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность чиновника.

Состав сведений, охватываемых понятием служебной информации, определяется государственными органами. Четко этот вопрос в масштабе всей гражданской службы не отрегулирован.

Бережное отношение к государственному имуществу. Для надлежащего исполнения чиновником своих должностных обязанностей ему предоставляется определенное государственное имущество: транспорт, компьютер, оргтехника, переговорные устройства, расходные материалы и т.п. Оно предоставляется служащим по нормам, устанавливаемым Правительством РФ или государственным органом. Служащий должен компетентно, экономно и эффективно управлять вверенным ему имуществом, не допуская его порчи, потери, растраты и использования не по назначению во внеслужебных целях.

Предоставление в установленном порядке предусмотренных федеральным законом сведений о себе и членах своей семьи, а также сведений о полученных им доходах и принадлежащем ему на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера. Положение о предоставлении сведений о полученных гражданским служащим доходах и принадлежащем ему на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера гражданского служащего утверждаются соответственно указом Президентом РФ и нормативным правовым актом субъекта РФ с учетом требований ст. 20 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» О государственной гражданской службе Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 27 июля 2004 года №79-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 13 июля 2004 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 20 июля 2004 г. // Рос. газ. - 2004. - 5 августа..

Сведения о служащем и членах его семьи содержатся в его личном деле (в анкете). Сведения о доходах и имуществе гражданского служащего и членов его семьи должны предоставляться каждым гражданским служащим ежегодно не позднее 30 апреля. Справка государственной налоговой службы показывает годовой доход и выплаченный с него подоходный налог гражданского служащего, регистрацию в учетной налоговой системе его имущества. В этом документе, определяющем финансовое положение гражданского служащего, перечисляются все виды его денежных доходов и недвижимое имущество, земельные участки, квартиры, дома, машины, гаражи и т.п.

Справки о расходах гражданского служащего по закону не требуется. Проверку достоверности предоставляемых чиновником сведений должна проводить кадровая служба государственного органа. В случае непредоставления в установленные сроки сведении или предоставления искаженных сведений гражданский служащий должен быть отстранен от исполнения своих должностных обязанностей решением соответствующею руководителя до выяснения обстоятельств.

Сообщение о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства другого государства. Данная обязанность вытекает из важного признака гражданского служащего - гражданства Российской Федерации. Логично, что теряя связь с государством, человек теряет связь и с его государственной службой. Гражданским служащим России не может быть иностранец или лицо без гражданства, проживающее на территории РФ. Гражданскими служащими РФ не могут быть и граждане России, постоянно проживающие вне территории Российской Федерации.

Закон устанавливает и временные параметры: в день выхода из гражданства РФ или в день приобретения гражданства другого государства служащий должен сообщить об этом в свой государственный орган.

Соблюдение ограничений, вышеназванных обязательств и требований к служебному поведению, не нарушение запретов, которые установлены федеральным законодательством. Все это прописано не только в Федеральном законе от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», но и в должностном регламенте гражданского служащего. Поэтому соблюдение ограничений и запретов - его прямая обязанность. Данное обязательство служащий скрепляет своей подписью в служебном контракте. Неисполнение данной обязанности влечет за собой дисциплинарную ответственность вплоть до увольнения с гражданской службы Волкова В.В. Государственная служба. М.: Юнити, 2013. С.118..

Сообщение представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принятие меры по предотвращению такого конфликта Конфликт интересов - это ситуация, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, государства способное привести к причинению вреда этим законным интересам. Предотвращение конфликта интересов на гражданской службе означает отказ служащего от ненадлежащей, незаконной выгоды, контактов, связанных с предложением такой выгоды.

Гражданский служащий, от которого некие юридические или физические лица требуют совершения противоправного поступка, обещая выгоду, обязан незамедлительно проинформировать об этом своего руководителя гласно либо конфиденциально. Руководитель государственного органа или его структурного подразделения обязан принять меры по предотвращению конфликта интересов.

Наряду со сказанным Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» налагает на чиновников иные обязанности. Он запрещает гражданскому служащему, замещающему должность категории «руководители» высшей группы должностей, в целях предотвращения конфликта интересов представлять интересы гражданских служащих в выборном профсоюзном органе данного государственного органа. Административная и общественная власть должна находиться в разных руках.

Гражданские служащие обязаны проходить государственную дактилоскопическую регистрацию в соответствии с федеральным законом.

Наконец, гражданский служащий не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение. При получении от руководителя поручения, являющегося, по мнению служащего, неправомерным, он должен представить в письменном виде обоснование неправомерности данного поручения с указанием положений законодательства РФ, которые могут быть нарушены при исполнении этого поручения, и получить от руководителя подтверждение в письменной форме. В случае подтверждения руководителем своего поручения в письменной форме гражданский служащий обязан отказаться от его исполнения. В случае исполнения служащим неправомерного поручения гражданский служащий и давший это поручение руководитель несут ответственность в соответствии с законодательством.

Итак, государственный служащий обладает полным объемом конституционных прав личности и гражданина РФ. Общегражданские права и обязанности государственных служащих такие же, что и других граждан. Государственные служащие пользуются всеми правами и свободами, а также несут обязанности перед обществом наравне со всеми правами и свободами, а также несут обязанности перед обществом наравне со всеми гражданами.

Государственный служащий России, как и всякий субъект права - гражданин РФ, имеет права, свободы и обязанности человека и гражданина, установленные Конституцией и рядом других нормативных правовых актов. Вместе с тем с момента замещения государственной должности он становится субъектом государственно-служебных отношений: наделяется особыми правами и обязанностями, на него возлагается ответственность за исполнение обязанностей. При этом следует различать, во-первых, должностные права и обязанности, которые определяют полномочия по конкретной должности, и, во-вторых, общие права и обязанности, установленные для государственных служащих независимо от замещаемых ими государственных должностей.

Должностные права и обязанности производны от задач и функций государственного органа и выражают его полномочия. В Реестре государственных должностей государственной службы РФ содержится перечень унифицированных наименований этих должностей, а конкретные права и обязанности для каждой должности устанавливаются соответствующими нормативными правовыми актами. Это может быть должность руководителя, другого должностного лица или рядового государственного служащего.

Например, для должности руководителя характерны следующие полномочия: руководство деятельностью подчиненных структурных подразделений или отдельных служащих и персональная ответственность за выполнение возложенных на них задач; распределение обязанностей между подчиненными работниками и установление степени их ответственности за выполнение ими своих обязанностей; утверждение положений и должностных инструкций, определяющих объем должностных полномочий подчиненных структурных подразделений и служащих; специальные права по изданию нормативных актов по вопросам, входящим в компетенцию руководителя, организация и координация работы подчиненных; полномочия по распоряжению собственностью, заключению трудовых договоров (контрактов), назначению на должность и освобождению от должности работников, их поощрению и привлечению к дисциплинарной ответственности; права по взаимодействию с другими организациями, применению специфических форм и методов работы.

Общие права и обязанности государственных служащих впервые установлены Федеральным законом «Об основах государственной службы РФ». Они предусмотрены только для государственных служащих, замещающих должности категорий «Б» и «В», и не распространяются на лиц, замещающих должности категории «А». Характерной особенностью этих прав и обязанностей является то, что они выражают не полномочия по замещаемой должности, а общие правила поведения и действий служащих, условий и меры организационного характера, которыми обеспечивается исполнение ими полномочий по замещаемым должностям. Такие права и обязанности весьма разнообразны.

Каждый государственный служащий, независимо от конкретных полномочий по замещаемой должности, имеет право на:

  • ? ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности по должности, критерии оценки качества работы и условия продвижения по службе, а также на организационно-технические условия, необходимые для исполнения им должностных обязанностей;
  • ? получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения своих обязанностей;
  • ? посещение в установленном порядке для исполнения своих обязанностей предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности;
  • ? принятие решений и участие в их подготовке в соответствии со своими обязанностями;
  • ? участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной должности;
  • ? продвижение по службе, увеличение денежного содержания с учетом результатов и стажа работы, уровня квалификации;
  • ? ознакомление со всеми материалами своего личного дела, отзывами и другими документами до внесения их в личное дело, приобщение к личному делу своих объяснений;
  • ? переподготовку (переквалификацию) и повышение квалификации за счет средств соответствующего бюджета;
  • ? пенсионное обеспечение с учетом стажа государственной службы;
  • ? проведение служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство;
  • ? объединение в профессиональные союзы (ассоциации) для защиты своих прав, социально-экономических и профессиональных интересов;
  • ? внесение предложений по совершенствованию государственной службы в любые инстанции.

Из числа названных особого внимания заслуживает право государственного служащего на продвижение по службе. Это право (право на карьеру) впервые закреплено в нашем законодательстве о государственной службе. В советский период не принято было говорить о таком праве, более того, считалось нескромным обращаться по такому вопросу самому служащему к начальникам.

Право на продвижение по службе может возникнуть у каждого служащего, пока он находится на государственной службе. Однако о наличии такого права можно говорить лишь тогда, когда служащий по всем предъявляемым требованиям подходит для замещения высшей должности по сравнению с той, которую он замещает. Если же, например, у него нет требуемого по высшей должности образования, стажа работы на соответствующих должностях либо в последней аттестации отмечено, что он не обладает достаточными качествами для продвижения по службе, следует считать, что у него нет для этого оснований.

Конечно, данное право может быть реализовано лишь при наличии вакантной вышестоящей должности, а при замещении ее по конкурсу - в соответствии с результатами конкурса.

Каждый служащий независимо от полномочий по замещаемой государственной должности государственной службы обязан:

  • ? обеспечивать поддержку конституционного строя и соблюдение Конституции, реализацию федеральных законов и законов субъектов Федерации, в том числе регулирующих сферу его полномочий;
  • ? добросовестно исполнять должностные обязанности;
  • ? обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан;
  • ? исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, отданные в пределах их должностных полномочий, за исключением незаконных;
  • ? в пределах своих должностных обязанностей своевременно рассматривать обращения граждан и общественных объединений, а также предприятий, учреждений и организаций, государственных органов и органов местного самоуправления и принимать по ним решения в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов Федерации;
  • ? соблюдать установленные в государственном органе правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции, правила работы со служебной информацией;
  • ? поддерживать уровень квалификации, достаточный для исполнения своих должностных обязанностей;
  • ? хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан.

Кроме прав и обязанностей, государственный служащий, поступая на государственную должность, добровольно принимает и ряд установленных законодательством ограничений и запретов. Они имеют своей целью обеспечить высокий моральный облик государственного служащего и свободу его действий в пределах должностных полномочий. Такие ограничения должны препятствовать возможным злоупотреблениям, проявлениям коррупции. А в целом все эти ограничения являются неотъемлемой составной частью «служебного кодекса» лиц, замещающие государственные должности категорий «Б» и «В».

Государственному служащему запрещено заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме деятельности, предусмотренной занимаемой должностью в государственном органе. Имеется лишь одно исключение: ему разрешено заниматься педагогической, научной и иной творческой деятельностью, поскольку она не ограничивает свободу его действий по занимаемой должности государственной службы. Однако получать гонорары за публикации и выступления в качестве государственного служащего не разрешается, хотя бы такие публикации и выступления имели педагогический, научный или творческий характер.

Исходя из принципа разделения властей государственному служащему, замещаемому должность категории «Б» или «В», не разрешается быть депутатом федерального законодательного (представительного) органа, законодательных (представительных) органов субъектов Федерации, органов местного самоуправления. Ему лично или через доверенных лиц запрещено заниматься предпринимательской деятельностью, имеющей своей целью получение прибыли, скажем, осуществляемой без привлечения наемного труда.

Государственному служащему не разрешается состоять членом органа управления коммерческой организации любой формы собственности и организационно-правовой формы (хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы и т.д.). Но есть одно исключение - это случаи, когда федеральным законом или законами субъектов Федерации государственному служащему поручено участвовать в управлении коммерческой организацией.

Государственному служащему запрещается быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он работает либо который непосредственно подчинен или непосредственно подконтролен ему.

Ему запрещается использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое государственное имущество и служебную информацию.

Государственному служащему запрещено получать от физический и юридических лиц вознаграждения в связи с исполнением должностных полномочий, в том числе и после выхода на пенсию. Этим преследуется цель устранить его зависимость от кого бы то ни было, особенно если он незаконно получает вознаграждение в любой форме (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплата развлечений, отдыха и т.п.)

Сюда примыкает и другой запрет для государственного служащего, а именно: выезжать в служебные командировки за границу за счет физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами РФ или на взаимной основе по договоренности соответствующих органов.

Государственный служащий неразрывно связан с государством, представляет его. Отсюда вытекают специфические требования: он не вправе принимать без разрешения Президента награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных и иностранных организаций. Он не вправе принимать участие в забастовках.

Учитывая существующую в стране многопартийность, государственному служащему запрещается использовать свое служебное положение в интересах тех или иных политических партий, других общественных объединений, религиозных организаций для пропаганды отношения к ним, - он должен быть нейтральным.

Государственный служащий обязан передавать в доверительное управление под гарантию государства на время прохождения государственной службы находящиеся в его собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций в порядке, установленном законом.

Гражданин при поступлении на государственную службу, а также государственный служащий ежегодно обязан представлять в налоговую службу сведения о своих доходах и имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, являющихся объектами налогообложения. Порядок представления этих сведений определен Указом Президента от 15 мая 1997 г.

Как видим, запреты и ограничения, установленные для государственных служащих категорий «Б» и «В», достаточно значимы.

Важную роль в обеспечении эффективной работы государственного аппарата играют разнообразные и существенные гарантии, установленные законодательством для государственного служащего. Ему гарантируются:

  • ? условия работы, обеспечивающие исполнение им должностных обязанностей;
  • ? денежное содержание и иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Федерации;
  • ? ежегодный оплачиваемый отпуск;
  • ? медицинское обслуживание его и членов семьи, в том числе после выхода на пенсию;
  • ? переподготовка (переквалификация) и повышение квалификации с сохранением денежного содержания на период обучения;
  • ? обязательность получения его согласия на перевод на другую государственную должность государственной службы, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом;
  • ? пенсионное обеспечение за выслугу лет и пенсионное обеспечение членов семьи государственного служащего в случае его смерти, наступившей в связи с исполнением им должностных обязанностей;
  • ? обязательное государственное страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу в связи с исполнением им должностных обязанностей;
  • ? обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или потери трудоспособности в период прохождения им государственной службы;
  • ? защита его и членов семьи от насилия, угроз, других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей в порядке, установленном федеральным законом.

Государственному служащему в зависимости от условий прохождения государственной службы предоставляются в случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Федерации, жилая площадь, служебный транспорт или денежная компенсация транспортных расходов.

Особое место в обеспечении эффективной деятельности государственного аппарата занимают поощрения и ответственность государственных служащих.

Поощрения применяются за успешное и добросовестное исполнение государственным служащим своих должностных обязанностей, продолжительную и безупречную службу, выполнение заданий особой важности и сложности. Это - важное средство воспитания государственных служащих и укрепления служебной дисциплины. Они, как стимулы, вырабатывают сознательное отношение к делу, способствуют развитию инициативы, смелости и решительности, мобилизует на преодоление трудностей. Поощрения лучших работников делают их известными, создают им почет и, что очень важно, положительно влияют на коллектив сослуживцев, вызывая стремление следовать их примеру. Задача заключается в том, чтобы с помощью мер материального и морального, а шире - духовного поощрения, наряду с другими формами и методами воспитания, обеспечить правильное понимание государственными служащими своего служебного долга, добросовестное отношение к исполнению должностных обязанностей.

Согласно ст. 131, 134 Кодекса законов о труде, применяются следующие поощрения: объявление благодарности; выдача премии; награждение ценным подарком; награждение почетной грамотой; занесение в Книгу почета, на Доску почета. За особые заслуги работники представляются к награждению орденами, медалями, нагрудными значками и к присвоению почетных званий и звания лучшего работника по профессии.

Указом Президента от 1 июля 1995 г. утверждено Положение о государственных наградах РФ. В нем содержатся правила, касающиеся всех граждан: основания награждения, его виды, порядок возбуждения ходатайства о награждении, вручении наград, их ношения и др.

Своеобразным видом материального поощрения являются различные преимущества и льготы. Так, ст. 133 Кодекса законов о труде предусматривает, что работникам, успешно и добросовестно выполняющим свои трудовые обязанности, предоставляются в первую очередь преимущества и льготы в области социально-культурного и жилищно-бытового обслуживания (путевки в санатории и дома отдыха, улучшение жилищных условий и т.п.).

Меры поощрения к государственным служащим могут применяться лишь теми органами и руководителями, которым предоставлено такое право. При этом они обязаны применять только поощрения, предусмотренные соответствующими нормативными актами, в пределах предоставленной им власти и в установленном порядке.

Наряду с поощрением законодательство предусматривает, когда это необходимо, юридическую ответственность государственных служащих, а именно: дисциплинарную, административную, материальную (для лиц, на которых не распространяется действие норм трудового права, она регулируется в особом порядке) и уголовную. Ответственность выражается в применении к государственным служащим тех или иных мер наказания, взысканий, предусмотренных законодательством, за виновное совершение ими правонарушения, то есть за такие поступки и действия, которые юридически признаны как противоправные. Как известно, правонарушения делятся на преступления и проступки (деликты).

Дисциплинарная ответственность - это применение мер дисциплинарного воздействия в порядке служебного подчинения за виновные нарушения правил государственной службы, не преследуемые в уголовном порядке. Она установлена на общих основаниях с другими гражданами (равенство всех перед законом, единая процессуальная форма рассмотрения дел о правонарушениях и т.п.). Однако характер профессиональной деятельности государственных служащих предопределяет и некоторые особенности регулирования их ответственности. Например, в ряде случаев для них установлена повышенная ответственность, соразмерность ответственности замещаемой должности, санкции, которые могут быть применены только в отношении служащего (предупреждение о неполном служебном соответствии, снижение в воинском или специальном звании и др.).

Нормативными актами, регулирующими этот вид юридической ответственности, являются: Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации», Дисциплинарный устав Вооруженных Сил, Положение о прохождении службы в органах внутренних дел, Положение о прохождении службы в органах налоговой полиции и некоторые другие. Они устанавливают основания ответственности, виды дисциплинарных взысканий, права органов исполнительной власти и руководителей по наложению этих взысканий, а также порядок их применения и обжалования с учетом конкретных условий государственной службы.

Статья 14 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» устанавливает, что дисциплинарные взыскания могут налагаться на государственного служащего за неисполнение или ненадлежащее исполнение им возложенных на него обязанностей (должностной проступок).

Наиболее серьезными должностными проступками являются те из них, которые приводят к нарушению или неисполнению федеральных законов, указов Президента и решений судов. Чаще всего они выражаются в том, что должностными лицами и работниками федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Федерации нарушаются порядок реализации и сроки исполнения поручений, установлении не предусмотренных федеральными законами и указами Президента процедур реализации прав граждан, в выполнении норм и поручений не в полном объеме либо искажений их содержания. По вопросам ответственности за такие должностные проступки Президентом 6 июня 1996 г. был издан специальный Указ «О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы». В частности, Указ предусматривает, что должностные лица и работники федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации, на которых наложено дисциплинарное взыскание за указанные проступки, не подлежат в течение года премированию, представлению к награждению государственными наградами (кроме случаев проявления мужества на пожаре, при спасении утопающих, при защите правопорядка или в условиях боевых действий) и знаками отличия, повышению в должности или представлению для присвоения очередного квалификационного разряда (классного чина, воинского или специального звания). Эти лица могут быть также направлены на внеочередную аттестацию, понижены в должности (классном чине, воинском или специальном звании) либо лишены квалификационного разряда (классного чина, воинского или специального звания).

В Федеральном законе «Об основах государственной службе Российской Федерации» содержится ряд конкретных обязанностей, неисполнение или ненадлежащее исполнение которых расценивается как должностной проступок, влекущий дисциплинарную ответственность. Например, ответственность наступает за нарушение требований ст. 5, предусматривающей обязанность государственного служащего признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина; ст. 10 - обязанностей своевременно рассматривать обращения граждан и общественных объединений, органов и организаций, исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, отданные в пределах их должностных полномочий, за исключением незаконных, хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие известными ему в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан.

Кроме перечисленных, могут быть и другие, самые разнообразные случаи неисполнения или ненадлежащего исполнения государственными служащими своих должностных обязанностей, расцениваемых как должностной проступок.

Вместе с тем законодательством предусмотрены и такие случаи, когда отдельные категории государственных служащих подлежат дисциплинарной ответственности за поступки, имевшие место и не при исполнении служебных обязанностей, если эти поступки несовместимы с достоинством и назначением государственных служащих ввиду особого характера выполняемых ими обязанностей.

Видами дисциплинарных взысканий являются: замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, увольнение.

Дисциплинарное взыскание налагается органом или руководителем, имеющим право назначать государственного служащего на государственную должность. Это правило обусловлено характером взысканий: в частности, право предупреждать о неполном служебном соответствии и решать вопрос об увольнении от должности предоставляется тем органам и руководителям, которым принадлежит право назначения на должность.

Государственный служащий, допустивший должностной проступок, может быть временно (но не более чем на месяц), до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности, отстранен от исполнения должностных обязанностей с сохранением денежного содержания. Эта мера также применяется распоряжением руководителя, имеющего право назначать служащего на должность.

Порядок проведения служебных расследований, применения и обжалования дисциплинарных взысканий определяется законодательством. На этот счет применяются нормы трудового законодательства, а в отношении военнослужащих, сотрудников внутренних дел, органов налоговой полиции - Дисциплинарный устав Вооруженных Сил, соответствующие положения о прохождении службы.