Административная дееспособность физ лица наступает. Административная правоспособность и дееспособность граждан

Административно-правовое положение граждан определяется прежде всего объемом и характером их административной правосубъектности, которую образуют административная правоспособность и дееспособность.

Под административной правоспособностью гражданина понимается признаваемая за ним законом возможность быть субъектом административного права, иметь права и обязанности административно-правового характера. Она возникает с момента рождения гражданина и прекращается с его смертью. Объем и содержание названной правоспособности устанавливается и изменяется при помощи норм административного права. В основных чертах они закреплены в Конституции Российской Федерации. В соответствии с Конституцией Российской Федерации изданы многочисленные федеральные акты, а также акты субъектов Российской Федерации, регламентирующие те или иные стороны административно-правового положения граждан в целом и в отдельных сферах общества. Так, права и обязанности граждан в области Защиты Отечества детализируются в Законе Российской Федерации от 11 февраля 1993г. «О воинской обязанности и военной службе».

Конституция Российской Федерации провозглашает равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещает любые формы ограничения граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Декларированный в Конституции принцип равенства «привязан» к разного рода факторам, могущими быть сведенными в следующие группы. Во-первых, факторы биологического и физиологического свойства (раса, национальность, язык, пол); во-вторых, факторы, относящиеся к убеждениям, мировоззрению человека и гражданина (отношение к религии, убеждения); в-третьих, факторы, относящиеся к происхождению; в-четвертых, факторы, указывающие на социальное положение человека и гражданина (имущественное и должностное положение, место жительства, принадлежность к общественным объединениям).

Кроме последней группы, все другие факторы не зависят от человека и гражданина, поскольку они не могут их изменить. Применительно к ним принцип равноправия в сфере функционирования исполнительной власти осуществляется в основном достаточно последовательно. Изъятия, особенно в повседневной жизни, встречаются лишь в отношении пола. Так, составляя большинство населения, женщины сравнительно мало представлены в органах государственной власти.

Больше всего принцип равенства отдален от факторов четвертой группы (это характерно не только для России, но и для других стран). Применительно к ним данный принцип во многом декларативен. В нем, как и в закреплении многих конституционных прав, выражен недостижимый идеал, в стремлении к которому может смягчиться фактическое неравенство в конкретно-исторических условиях. Признавая этот идеал, мы, тем самым, создаем концептуальные предпосылки для того, чтобы в государственной деятельности правильно расставить акценты на ее приоритетах в пользу справедливости.

Известно, что в российском обществе многие категории граждан имеют узаконенные различия в административно-правовом статусе. Но наличие граждан с особым, в частности административно-правовым статусом, отрицает концепцию равенства всех в контексте административного права. А в более широком плане - и идею равенства всех перед законом в конкретный момент.

В реальной жизни равноправие, даже при самом тщательном закреплении его в Конституции, не может исключить особого административно-правового статуса. Сейчас его имеют переселенцы, участники Великой Отечественной войны, инвалиды, Герои Российской Федерации и т.д.

Поэтому важно уяснить, что вопрос заключается не столько в самом принципе равноправия, сколько в его способности корректировать нашу действительность, не могущую обеспечивать равноправие всем и везде.

Иными словами, равенство административной правоспособности граждан Российской Федерации как общей способности иметь права и нести обязанности не означает, что реально все граждане обладают всем комплексом конкретных субъективных прав и обязанностей, предусмотренных законом. Каждый имеет возможность занять должность министра, но реально являются министрами единицы.

Однако в подобных случаях имеются в виду права, которые приобретаются в результате реализации административной правоспособности, что само по себе не колеблет принципа ее равенства для всех граждан. Данный принцип сохраняется, когда момент возникновения входящих в нее прав связывается с достижением определенного возраста, либо ограничивается установленными требованиями к состоянию здоровья, уровню образования и т.п., поскольку все это относится не к конкретным лицам, а имеет общее значение.

Административная правоспособность граждан не может быть отчуждаема или передаваема. Ее объем изменяется лишь законом. Для отдельных граждан эта правоспособность может быть временно ограничена в случаях и в порядке, определяемых законодательством, например, в связи с совершением уголовного или административного правонарушения, за которые закон предусматривает санкции в виде лишения свободы, лишения специальных прав и других правоограничений. Так, УК РФ устанавливает в качестве меры наказания возможность лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ст.44).

Административное право устанавливает также исключительные случаи временного лишения или ограничения отдельных граждан некоторых прав за некоторые правонарушения. Так, Кодекс об административных правонарушениях предусматривает возможность лишения гражданина специально предоставленного ему права управления транспортным средством, права охоты. Режим чрезвычайного положения предполагает возможность введения в соответствии с федеральным конституционным законом ограничений прав и свобод граждан с указанием пределов и сроков их действия.

Конституцией Российской Федерации обозначены виды прав и свобод, не подлежащих ограничению (право на жизнь, на неприкосновенность частной жизни, свобода совести и др.). Административная правоспособность граждан характеризуется неразрывной связью прав и обязанностей, выражающей сочетание интересов каждого гражданина с интересами других граждан. Права граждан сочетаются с их определенными обязанностями перед обществом в целом Коренев А.П. Административное право России. Учебник. В 3-х частях. Часть I.,- M.: МЮИ МВД России. Изд-во «Щит-М», 1999. С.280..

Основной особенностью административной правоспособности является то, что ее осуществление предполагает различные условия и характер взаимодействия с системой исполнительной власти. Если раньше особенность административной правоспособности в ограничении ее рамками государственного управления, то теперь указанное взаимодействие должно строиться на иных концептуальных подходах. Административная правоспособность может быть реализована в сфере взаимодействия:

Система исполнительной власти остается важнейшей сферой реализации административной правоспособности граждан, связанной с определенными правами граждан на участие в государственном управлении, то есть с возможностью вступать в административные правоотношения. При этом другой стороной в таких правоотношениях является орган исполнительной власти (должностное лицо) либо организация или ее представитель, обладающие полномочиями административно-правового характера.

На осуществление административной правоспособности влияют разнообразные фактические обстоятельства, наличие которых порождает у граждан соответствующие субъективные права и обязанности. Например, законом предусмотрены условия, при наличии которых гражданин приобретает право на альтернативную военную службу. Подобные обстоятельства влияют и на содержание административной правоспособности. Например, студенты негосударственных вузов могут не иметь права на отсрочку от призыва в армию.

Связь реализации административной правоспособности с теми или иными реальными обстоятельствами обусловлена необходимостью обеспечения общественной безопасности, охраны здоровья, наиболее правильного использования способностей и активности граждан в социальной деятельности.

Административная дееспособность гражданина - признанная за ним способность своими личными действиями: а) приобретать права и обязанности административно-правового характера; б) осуществлять их. Такая дееспособность включает также способность гражданина лично нести ответственность за совершенные правонарушения в соответствии с действующими правовыми актами. Момент возникновения административной дееспособности гражданина единообразно и четко не определен законодательством. В полном объеме она возникает, как правило, по достижении гражданином 18-летнего возраста. Согласно Конституции Российской Федерации, гражданин может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет. Однако момент возникновения административной дееспособности остается неопределенным. В различных сферах частичная дееспособность может возникать до достижения 18-летнего возраста. Так, в некоторые государственно-служебные отношения гражданин может вступать при достижении им частичной трудовой право-дееспособности, возникающей до достижения 18-летнего возраста; субъектами административных правонарушений признаются лица, достигшие 16 лет; определенные меры дисциплинарного воздействия, вплоть до исключения из школы, могут применяться к учащимся образовательных учреждений, возраст которых не уточняется и не ограничивается.

Не все граждане Российской Федерации обладают одинаковой административной дееспособностью. Это во многом определяется особенностями управленческих отношений, в которых приобретение и осуществление соответствующих прав и обязанностей своими личными действиями предполагает наличие определенного уровня умственного и психического развития, жизненного опыта, способности отдавать отчет в последствиях своих действий и т.д.

В административном праве отсутствуют правовые нормы, которые бы определяли возможность и основания ограничения дееспособности граждан, а также каким органом и в какой форме мог бы решаться данный вопрос. Несомненно, однако, что общие основания ограничения дееспособности граждан служат таковыми и для ограничения их административной дееспособности. Так, некоторые из граждан по состоянию здоровья могут быть признаны частично или полностью недееспособными (душевная болезнь, слабоумие).

Возможность признания гражданина временно недееспособным предусмотрена Законом Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». Согласно Закону гражданин может быть временно, на срок не более пяти лет и с правом последующего переосвидетельствования, признан непригодным вследствие психического расстройства к выполнению отдельных видов профессиональной деятельности и работы, связанной с источником повышенной опасности. Решение об этом принимается врачебной комиссией, уполномоченной на то органом здравоохранения, на основании оценки состояния психического здоровья гражданина в соответствии с перечнем медицинских психиатрических показаний. Такое решение может быть обжаловано в суд.

Закон Российской Федерации «Об основах государственной службы в Российской Федерации», определяя требования к гражданам, претендующим на замещение государственных должностей, устанавливает, что кандидаты на соответствующие должности должны удовлетворять определенному состоянию здоровья.

На основе административной правоспособности дееспособные граждане осуществляют субъективные права и обязанности, вступая в конкретные административно-правовые отношения. В таких отношениях граждане могут выступать стороной, обязанной выполнять обращенные к ней административно-правовые нормы и основанные на них требования, исходящие от органов исполнительной власти, местного самоуправления и их должностных лиц (например, обязанность соблюдать правила дорожного движения); стороной, вступающей в правоотношения, связанные с реализацией принадлежащих ей законных прав (например, с заявлением о назначении пенсии) или их охраной (подача жалобы).

Различаются административные правоотношения, складывающиеся в связи с:

  • а) реализацией гражданами принадлежащих им по закону прав (право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на жилище и др.);
  • б) выполнением возложенных на граждан обязанностей (сохранять природу, защищать Отечество и др.);
  • в) нарушением органами государственного управления, местного самоуправления и их должностными лицами прав и законных интересов граждан (например, отношение по жалобе);
  • г) нарушение гражданами их административно-правовых обязанностей (например, ответственность за административные правонарушения).

Вся система административно-правовых отношений, субъектами которых могут быть граждане, определяется административной правоспособностью. Но возникают они в процессе реализации гражданами своих субъективных прав и юридических обязанностей как по собственной инициативе, так и в порядке одностороннего волеизъявления органа государственного управления, местного самоуправления или его должностного лица. При этом в осуществлении субъективных прав инициатива преимущественно принадлежит гражданам.

В случаях, установленных законодательством, субъективные права и обязанности могут приобретаться гражданами через своих законных представителей (родителей, опекунов, специально уполномоченных представителей). Но имеются также права и обязанности, которые могут приобретаться и реализовываться только лично гражданами (право на участие в государственном управлении, воинская обязанность и др.), т.е. без участия третьих лиц.

В целом вопрос о реализации прав и обязанностей граждан, закрепленных административным правом, через представителей, не получил должного разрешения в Российском законодательстве. Во всяком случае это понятие не тождественно представительству по гражданскому праву Алехин А. П. Административное право РФ.- М., 1997. С.92-96..

1 C какого возраста возникает административная дееспособность у гражданина РФ
1. С 16 лет
2. С 18 лет
3. С 21 года
4. С момента рождения

2 Административная дееспособность – это
1. общие правила поведения индивидуальных субъектов
2. правовое положение индивидуальных субъектов с момента достижения возраста совершеннолетия в отношениях с субъектами исполнительной власти, урегулированное нормами административного права
3. способность лица своими личными действиями осуществлять права, выполнять обязанности, предусмотренными административно-правовыми нормами и нести ответственность в соответствии с этими нормами
4. возможность быть субъектом административного права, способность иметь права и обязанности административно-правового характера

3 Что не используется в качестве обстоятельств, отягчающих административную ответственность?
1. Совершение административного правонарушения группой лиц
2. Совершение административного правонарушения при исполнении трудовых обязанностей

4. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения

4 Что не может применяться в отношении юридического лица
1. Лишение специального права
2. Предупреждение
3. Административный штраф
4. Возмездное изъятие предмета административного правонарушения

5 Кто рассматривает дела об административных правонарушениях, которые влекут за собой административное выдворение за пределы РФ
1. Судьи арбитражных судов
2. Мировые судьи
3. Судьи районных судов

6 Кто рассматривает дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими
1. Судьи арбитражных судов
2. Мировые судьи
3. Судьи районных судов

7 Кто рассматривает дела об административных правонарушениях, совершенных гражданами, которые призваны на военные сборы
1. Судьи арбитражных судов
2. Мировые судьи
3. Судьи районных судов
4. Судьи гарнизонных военных судов

8 Кто рассматривает дела об административных правонарушениях, которые совершены юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями
1. Судьи арбитражных судов
2. Мировые судьи
3. Судьи районных судов
4. Судьи гарнизонных военных судов

9 На какой срок назначается дисквалификация
1. До 15 суток
2. До 1 месяца
3. До 30 суток
4. От 6 месяцев до 3 лет

10 В течение какого времени должна быть подана жалоба на постановление по делу об административном правонарушении
1. Срок не ограничен
2. В течение 10 дней
3. В течение 1 месяца
4. В течение 3 месяцев

11 Что может устанавливаться законами субъектов РФ в качестве меры административного наказания
1. Административный штраф
2. Предупреждение
3. Конфискация предмета административного правонарушения
4. Верны ответы 1 и 2

12 Кто является законным представителем физического лица, который является потерпевшим
1. Законные представители
2. Эксперт
3. Свидетель
4. Прокурор

13 Что относится к обстоятельствам, которые исключают производство по делу об административном правонарушении
1. Совершение административного правонарушения в состоянии эффекта
2. Состояние административного правонарушения в состоянии алкогольного опьянения
3. Отмена закона, который устанавливает административную ответственность
4. Совершение административного правонарушения несовершеннолетними

14 Что относится к обстоятельствам, которые смягчают административную ответственность
1. Раскаяние лица, которое совершило административное правонарушение
2. Совершение административного правонарушения в состоянии эффекта
3. Совершение административного правонарушения в состоянии алкогольного опьянения
4. Повторное совершение административного правонарушения

15 На какой срок назначается лишение специального права
1. От 1 месяца до 3 лет
2. От 6 месяцев до 3 лет
3. От 3 месяцев до 2 лет
4. Верного ответа нет

16 К кому применяется лишение специального права
1. К юридическому лицу
2. К должностному лицу
3. К физическому лицу
4. Верны ответы 1 и 3

17 Что из перечисленного не является административным наказанием
1. Административный арест
2. Административный штраф
3. Предупреждение
4. Обязательные работы

18 Как называется обращение граждан в государственные органы в связи с нарушением их прав и интересов
1. Предложение
2. Заявление
3. Письмо
4. Жалоба

19 Что из перечисленного не входит в структуру правонарушения
1. Субъект
2. Субъективная сторона
3. Объективная сторона
4. Виновность

20 В течение какого времени по общему правилу составляется протокол об административном правонарушении
1. В течение 2 суток с момента выявлении административного правонарушения
2. В течение 10 суток с момента выявления административного правонарушения
3. По окончании административного расследования
4. Немедленно

21 Согласно общему правилу срок административного задержания должен быть не более
1. 1 суток
2. 2 суток
3. 3 часов
4. 6 часов

22 Согласно общему правилу срок давности назначения административного наказания составляет:
1. 3 месяца
2. 6 месяцев
3. 1 год
4. 2 года

23 Административное выдворение не может осуществляться к
1. К военнослужащим – иностранным гражданам
2. К государственным служащим РФ
3. К иностранным гражданам
4. Верны ответы 1 и 2

24 К числу каких мер относится предупреждение как мера административного наказания
1. имущественного характера
2. пресекательного характера
3. морального характера
4. верного ответа нет

25 Кто обязательно должен присутствовать при опросе свидетеля, который не достиг 14 лет
1. Органов опеки и попечительства
2. Законных представителей
3. Адвоката
4. Педагога или психолога

26 Кто подписывает протокол об административном задержании
1. Лицо, которое его составило и задержанное лицо
2. Лицо, которое его составило и потерпевшее лицо
3. Лицо, которое его составило, задержанное лицо и свидетель
4. Лицо, которое его составило, задержанное лицо, потерпевшее лицо и свидетель

27 Как называется специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности
1. Сертификат
2. Регистрационное свидетельство
3. Технический регламент
4. Лицензия

28 Какой срок составляет погашение административного наказания
1. 6 месяцев
2. 1 год
3. 3 года
4. 6 лет

29 Кто не является субъектом административной юрисдикции
1. Федеральные органы исполнительной власти
2. Комиссии по делам несовершеннолетних
3. Судьи
4. Верного ответа нет

30 Что может применяться только в качестве административного наказания
1. Административный штраф
2. Конфискация орудия административного правонарушения
3. Административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина
4. Возмездное изъятие орудия совершения административного правонарушения

31 В чем разница между административным и прокурорским надзором
1. Полномочиями надзорных органов
2. Субъектами надзора
3. Все ответы верны
4. Правильного ответа нет

32 Что является документом, удостоверяющим личность гражданина на территории РФ
1. Вид на жительство
2. Паспорт гражданина РФ
3. Свидетельство о рождении
4. Разрешение на временное проживание

33 Что не признается документом, удостоверяющим личность, при выезде из РФ
1. Паспорт
2. Паспорт моряка
3. Дипломатический паспорт
4. Водительское удостоверение

34 Чем отличается административная ответственность от уголовной
1. Различий нет
2. Одинаковы
3. применяется только уполномоченными органами, не влечет судимости, имеет применяется судом и другими уполномоченными органами, не влечет судимости, имеет другие сроки давности и процессуальные порядки
4. применяется только уполномоченными органами, не влечет судимости, имеет другие сроки давности

35 Каков порядок назначения административной ответственности
1. применение административного наказания к физическому лицу освобождает от ответственности юридическое лицо
2. применение административного наказания к физическому лицу не освобождает от ответственности юридическое лицо
3. в случае привлечения к административной ответственности юридическое лицо, физическое лицо не привлекается к той же самой ответственности
4. юридическое лицо не подлежит административной ответственности

36 Что означает обратная сила закона
1. Вновь принятый закон не ступает в силу
2. Вновь принятый закон распространяет свое действие на отношения, возникшие после его вступления в силу
3. Вновь принятый закон распространяет свое действие на отношения, возникшие до его вступления в силу
4. Утративший силу закон действует на определенные общественные отношения после утраты им юридической силы

37 Кто является законным представителем физического лица
1. Родители, опекуны
2. Адвокат
3. органы опеки
4. прокурор

38 Кто является лицом, которому причинен физический, моральный или имущественный вред
1. Свидетель
2. Законный представитель физического лица
3. Потерпевший
4. Верного ответа нет

39 В какую систему входит милиция
1. ФСБ РФ
2. Министерство юстиции РФ
3. Министерство обороны
4. Министерство внутренних дел РФ

40 Свидетель вправе
1. Пользоваться бесплатной помощью переводчика
2. Составлять протокол
3. Не свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родственников
4. Верны ответы 1 и 3

1. Способность иметь процессуальные права и нести процессуальные обязанности в административном судопроизводстве (административная процессуальная правоспособность) признается в равной мере за всеми гражданами, органами государственной власти, иными государственными органами, органами местного самоуправления, их должностными лицами, общественными объединениями, религиозными и иными организациями, в том числе некоммерческими, а также общественными объединениями и религиозными организациями, не являющимися юридическими лицами, если они согласно настоящему Кодексу и другим федеральным законам обладают правом на судебную защиту своих прав, свобод и законных интересов в публичной сфере.

2. Способность своими действиями осуществлять процессуальные права, в том числе поручать ведение административного дела представителю, и исполнять процессуальные обязанности в административном судопроизводстве (административная процессуальная дееспособность) принадлежит:

1) гражданам, достигшим возраста восемнадцати лет и не признанным недееспособными;

2) несовершеннолетним гражданам в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет и гражданам, ограниченным в дееспособности, - по административным делам, возникающим из спорных административных и иных публичных правоотношений, в которых указанные граждане согласно закону могут участвовать самостоятельно. В случае необходимости суд может привлечь к участию в рассмотрении административного дела законных представителей этих граждан;

3) органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления, избирательным комиссиям, комиссиям референдума, общественным объединениям, религиозным и иным организациям, в том числе некоммерческим;

4) общественным объединениям и религиозным организациям, не являющимся юридическими лицами, - по административным делам, возникающим из спорных административных и иных публичных правоотношений, в которых эти объединения и организации согласно законодательству могут участвовать.

3. Права, свободы и законные интересы граждан, которые не достигли возраста восемнадцати лет, граждан, которые ограничены в дееспособности и не могут согласно законодательству самостоятельно участвовать в административных делах, возникающих из спорных административных и иных публичных правоотношений, защищают в судебном процессе их законные представители. В случае необходимости суд может привлечь этих граждан к участию в рассмотрении административного дела.

4. Права, свободы и законные интересы граждан, признанных недееспособными, защищают в судебном процессе их законные представители.

5. Административная процессуальная правоспособность и административная процессуальная дееспособность иностранных граждан, лиц без гражданства определяются их личным законом, международным договором этой страны с Российской Федерацией и законодательством, регулирующим вопросы участия этих лиц в спорных административных и иных публичных правоотношениях. Личным законом иностранного гражданина считается право страны, гражданство которой гражданин имеет. В случае, если гражданин наряду с гражданством Российской Федерации имеет гражданство иностранного государства, его личным законом считается российское право. При наличии у иностранного гражданина гражданства нескольких иностранных государств его личным законом считается право страны, в которой гражданин имеет место жительства. В случае, если иностранный гражданин имеет место жительства в Российской Федерации, его личным законом считается российское право. Личным законом лица без гражданства считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства.

6. Лицо, не обладающее процессуальной дееспособностью в соответствии с личным законом, может быть признано на территории Российской Федерации обладающим административной процессуальной дееспособностью в соответствии с российским правом.

7. Административная процессуальная правоспособность и административная процессуальная дееспособность иностранных организаций (административная процессуальная правосубъектность) определяются правом страны, в которой соответствующая организация учреждена, международным договором этой страны с Российской Федерацией и законодательством, регулирующим вопросы участия таких организаций в спорных административных и иных публичных правоотношениях.

8. Иностранная организация, не обладающая процессуальной правосубъектностью в соответствии с правом страны, в которой организация учреждена, может быть признана на территории Российской Федерации обладающей административной процессуальной правосубъектностью в соответствии с российским правом.

9. Административная процессуальная правосубъектность международной организации устанавливается на основе международного договора, в соответствии с которым она создана, ее учредительных документов или соглашения с компетентным органом Российской Федерации.

Субъекты административных отношений должны отвечать формально-юридическим атрибутам, обусловленным наличием публичных право- и дееспособности.

Под административной правоспособностью лица понимается возможность физического, юридического лица быть носителем исполнительно-распорядительных полномочий (публичных прав и обязанностей). Возникновение, изменение и прекращение административной правоспособности обусловлено событиями юридического факта (совпадает с гражданской правоспособностью).

Административная дееспособность

Административная дееспособность означает возможность лица приобретать и осуществлять публичные полномочия (т.е. приобретать права в сфере исполнительно-распорядительной деятельности и нести обязанности). Различаются административная дееспособность лица (гражданина – физического лица), должностного лица, юридического лица и административная дееспособность публичного органа.

Наличие у физического лица административной дееспособности обусловлено различными публичными атрибутами, но всегда зависит от существа административного отношения. Публичные правомочия несовершеннолетних или малолетних граждан существенно ограничены, однако и такие лица являются полноправными участниками административных отношений в сферах образовательной, медицинской и иной социальной деятельности. Несовершеннолетние и малолетние граждане наделены неотчуждаемыми социальными правами, а публичные органы обязаны обеспечить реализацию таких прав.

Корреляция административной и гражданской дееспособности

Административную дееспособность следует отличать от гражданской дееспособности возможности физического или юридического лица своими действиями осуществлять право и исполнять обязанности, установленные гражданским законодательством. Возникновение и прекращение административной и гражданской дееспособности зависит от различных юридических фактов.

Наделение лица административной дееспособностью всегда предшествует возникновению гражданской дееспособности, например, субъект предпринимательства вступает в административные отношения в момент возбуждения ходатайства перед органом государственного управления о государственной регистрации . С момента начала регистрационных отношений лицо осуществляет публичные правомочия, становится административно-дееспособным лицом. Гражданская дееспособность лица возникает в момент его государственной регистрации , т.е. в момент завершения регистрационных отношений .

Лицо сохраняет административную дееспособность даже в случае прекращения гражданской дееспособности. При ликвидации юридического лица его учредители (участники) несут публичные обязанности перед органами, осуществляющими государственную регистрацию, а при совершении правонарушения – перед правоохранительными органами.

  • Специально уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию субъектов предпринимательства, является ФНС, находящаяся в ведении Минфина.
  • Фактически возникновение гражданской дееспособности лица, осуществляющего коммерческую деятельность, обусловлено не только его государственной регистрацией, но и последующим лицензированием деятельности субъекта предпринимательства в определенных законом случаях.
  • По смыслу и. 2 ст. 51 ГК РФ применительно к юридическим лицам регистрационные отношения завершаются в день внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц (см. также п. 2 ст. 11 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").

Гражданин как субъект административного права – это уча­стник общественных отношений, выступающий в роли носите­ля содержащихся в нормативных актах конкретных прав и обязанностей, которыми он наделен для реализации своих по­требностей, участия в управлении делами общества и государ­ства.

Необходимо учитывать, что в административном праве граж­данин как субъект права понимается как лицо, которое не со­стоит в устойчивых, непрерывных организационных связях с теми субъектами, с которыми он вступил или может вступить в административно-правовые отношения.

Административно-правовой статус граждан Республики Бе­ларусь составляет важнейшую и органичную часть их общего правового статуса, установленного Конституцией Республики Беларусь, другими законодательными актами Республики Бела­русь. Так, можно рассматривать конституционно-правовой, ад­министративно-правовой, гражданско-правовой, налоговый, трудовой, экологический и иные аспекты статуса гражданина.

Что же касается административно-правового статуса граждан, то это комплекс прав и обязанностей граждан, закрепленных нормами административного права, а также гарантии реализации прав и обязанностей.

Административно-правовое положение граждан определяет­ся, прежде всего объемом и характером их административной правосубъектности, которую образуют административная право­способность и дееспособность.

Под административной правоспособностью гражданина понимается признаваемая за ним законом фактическая воз­можность быть субъектом административного права, иметь права и обязанности административно-правового характера. Она воз­никает с момента рождения гражданина и прекращается с его смертью.

Административная правоспособность граждан не может быть отчуждаема или передаваема. Ее объем изменяется лишь зако­ном. Для отдельных граждан эта правоспособность может быть временно ограничена в случаях и в порядке, определяемых зако­нодательством (например, в связи с совершением уголовного или административного правонарушения, за которые закон пре­дусматривает санкции в виде лишения свободы, лишения спе­циальных прав и другие правоограничения).

Конституцией Республики Беларусь определены виды прав и свобод, не подлежащих ограничению (право на жизнь, право на неприкосновенность частной жизни, свобода совести и др.). Административная правоспособность граждан характеризуется неразрывной связью прав и обязанностей, выражающей сочета­ние интересов каждого гражданина с интересами других граж­дан. Права граждан сочетаются с их определенными обязаннос­тями перед обществом в целом.

В отношении органов государственного управления она выражается в принадлежащей им компетенции. Административная правоспособность органов управления наступает с момента их образования.

Административная правоспособность граждан служит осно­вой их административной дееспособности , являющейся необхо­димым условием реализации этой правоспособности, а также субъективных прав и обязанностей граждан в конкретных ад­министративных правоотношениях.

Административная дееспособность гражданина - это при­знанная за ним способность своими личными действиями осу­ществлять, приобретать права и выполнять возложенные обя­занности административно-правового характера. Момент возник­новения административной дееспособности единообразно и чет­ко не определен законодательством.

По общему правилу все граждане Республики Беларусь об­ладают равной административной дееспособностью. Однако не­которые из них по состоянию здоровья могут быть признаны частично или полностью недееспособными (душевная болезнь, слабоумие). Так, согласно Кодексу Республики Беларусь об ад­министративных правонарушениях не являются субъектами ад­министративных проступков лица, совершившие их в состоя­нии невменяемости.

На основе административной правоспособности дееспособ­ные граждане осуществляют субъективные права и обязанности, вступая в конкретные административно-правовые отношения.

Правоспособность гражданина возникает с момента его рождения, а дееспособность – с достижением определенного возраста (в 14 лет он приобретает частичную дееспособность, а в 18 лет – полную дееспособность).

Административная дееспособность государственных служащих – это способность реализовывать свою управленческую компетенцию. Она определяется характером деятельности и, как правило, закрепляется в должностных инструкциях (например, Инструкция по организации службы участкового инспектора милиции).

Конкретный объем административных прав и обязанностей определяется Конституцией Республики Беларусь, действующим законодательством, а так же административно-правовыми актами. Административно-правовые отношения возникают в процессе реализации гражданами своих субъективных прав и юридичес­ких обязанностей, как по собственной инициативе, так и в по­рядке одностороннего волеизъявления органа исполнительной власти или его должностного лица. При этом инициатива в осуществлении субъективных прав принадлежит преимуществен­но гражданам.